Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Мир кулинарии»
рабочая программа по теме

Мелкозерова Ирина Витальевна (Меринова)

Программа «Мир кулинарии»

Возраст обучающихся: 11 – 15 лет. (ОВЗ)

Срок реализации: 3 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_mir_kulinarii.doc629 КБ

Предварительный просмотр:

                   

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТОПКИНСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»

         Принята на заседании                                        УТВЕРЖДАЮ:

         педагогического совета                                     директор МБУ ДО «ДТДиМ»

         от 13.09.2016 г.                                                 ____________ Рябикова Е.А.

         Протокол № 1                                                     «___» __________20__ г.                                            

Дополнительная общеобразовательная  

общеразвивающая программа

 социально - педагогической направленности

«Мир кулинарии»

Возраст обучающихся: 11 – 15 лет. (ОВЗ)

Срок реализации: 3 года

                                                       Автор – составитель:

                                                                    Мелкозерова Ирина Витальевна,

                                                        педагог дополнительного образования

г. Топки, 2016

Аннотация

Программа «Мир кулинарии» имеет социально – педагогическую направленность. Программа реализуется в творческом объединении «Мир кулинарии».

Цель и задачи программы

         Цель: расширение знаний, умений и навыков, необходимых для формирования у воспитанников компетенций в области технологии, как часть национальной культуры; социальная адаптация детей детских домов и интеграция их в общество.

         Задачи:

          Обучающие:

        -расширить знания, умения и навыки по технологии приготовления    национальных блюд, их подаче и сервировке стола;

         -ознакомить с профессией повара и пути их получения;

         -обучить безопасному обращению с инвентарем и оборудованием.

          Развивающие:

         - развивать эстетический вкус учащихся.

         - расширить знаний в технологии приготовления блюд.

         -развивать память, логическое мышление, внимание.

          Воспитательные:

         -сформировать компетентность в области национальной кухни.

         -привить чувство национального достоинства и уважения ко всем народам.

         -воспитать трудолюбие и культуру труда.

      Программа «Мир кулинарии» рассчитана на три года обучения. Первый и второй учебный год составляет по 144 часа. Третий -216 часов. Для детей ОВЗ.

     Занятия первого и второго года обучения осваивает группа детей согласно расписанию 2 раза в неделю по 2 часа, с перерывами в 10 минут в рамках каждого часа. Третий год обучения 3 раза в неделю по 2 часа. Программа адресована детям с ограниченными возможностями 11–15 лет, четыре человека в творческом объединении. Уровень освоения программы базовой.

         Главный показатель реализации программы - личностный рост каждого воспитанника, его творческих способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.        

Пояснительная записка

  Программа «Мир кулинарии» имеет социально – педагогическую направленность. Программа реализуется в творческом объединении «Мир кулинарии».

 Актуальность, педагогическая целесообразность программы

         Воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современном российском обществе реализуется, в основном, в детских домах, которые остаются основными социальными институтами, обеспечивающими воспитательный процесс и подготовку детей к жизни в обществе. Учитывая особый образ жизни в детском доме, который культивирует в детях такие качества, как беспомощность, приспособленчество, возникла необходимость подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и формирования у них определенных социальных знаний, умений, навыков, такова актуальность данной программы.

          По статистическим данным на вопрос о трудностях, возникающих перед выпускниками детских домов, 25% детей ответили, что это неумение готовить, самостоятельно распределять имеющиеся средства для проживания, устраивать быт. Поэтому, организация творческого объединения по кулинарии, его работа поможет подготовить детей-сирот к преодолению трудностей социализации.

          Программа «Мир кулинарии» рассчитана на тех, кто делает первые шаги, знакомит с кухней, умением вести хозяйство, позволяет научиться быть экономным, хорошо ориентироваться в многообразии продуктов.

         Образовательная программа «Мир кулинарии» направлена на оказание дополнительной помощи воспитанникам детского дома в производственном обучении и профессиональной подготовке. Она играет важную роль в воспитании детей - сирот, в развитии творческих способностей, повышает инициативу и предприимчивость воспитанников.

          Занятия позволяют развивать творческие способности, самостоятельность, проявлять индивидуальность, фантазию и получать результат своего творчества. У воспитанников формируются навыки в приготовлении национальных блюд и их эстетического оформления.

           Основными целями и задачами программы является получение детьми дополнительных знаний, умений и навыков по кулинарии, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности и применения в быту.

          Особенностью данной программы является то, что у воспитанников появляется возможность широкого и разнообразного применения своих знаний, которые им могут быть полезны после выпуска из детского дома.          

Цель и задачи программы

         Цель: расширение знаний, умений и навыков, необходимых для формирования у воспитанников компетенций в области технологии, как часть национальной культуры; социальная адаптация детей детских домов и интеграция их в общество.

         Задачи:

          Обучающие:

        -расширить знания, умения и навыки по технологии приготовления    национальных блюд, их подаче и сервировке стола;

         -ознакомить с профессией повара и пути их получения;

         -обучить безопасному обращению с инвентарем и оборудованием.

          Развивающие:

         - развивать эстетический вкус учащихся.

         - расширить знаний в технологии приготовления блюд.

         -развивать память, логическое мышление, внимание.

          Воспитательные:

         -сформировать компетентность в области национальной кухни.

         -привить чувство национального достоинства и уважения ко всем народам.

         -воспитать трудолюбие и культуру труда.

Отличительные особенности данной программы

         Отличительной особенностью программы «Мир кулинарии» является то, что она обращена в наше прошлое и настоящее, чтобы напомнить воспитанникам почитаемые, берущие начало из глубокой древности, традиции, народные обычаи, старинные обрядовые блюда, а затем познакомить с современной кухней, оборудованием современных предприятий общественного питания, основными профессиями пищевой промышленности.

     Принципы, лежащие в основе программы:

•        доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

•        наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

•        демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

•        научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

•        «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

     Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. Программа имеет разноуровневый характер. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная работа, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Сроки реализации программы

      Программа «Мир кулинарии» рассчитана на 3 года обучения. Первый, второй учебный год составляет по 144 часа. Третий год – 216 часов. Для детей ОВЗ.

Формы и режим занятий

     Занятия первого и второго года обучения осваивает группа детей согласно расписанию 2 раза в неделю по 2 часа, с перерывами в 10 минут в рамках каждого часа. Третий год обучения 3 раза в неделю по 2 часа. Программа адресована детям с ограниченными возможностями 11–15 лет, четыре человека в творческом объединении. Уровень освоения программы базовой.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативность

         В основе программы лежит идея сочетания теории и практики.

         Решение педагогических задач в программе «Мир кулинарии» осуществляется в соответствии со следующими принципами:

        Принцип непрерывного дополнительного образования   как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

        Принцип гражданственности ориентирует образовательный процесс на изучение истории, обычаи, традиции народов, их блюд;

        Принцип творчества помогает развивать фантазию, эстетический вкус, мыслить и действовать;

        Принцип коллективной деятельности реализуется на создании совместных рецептов, фантазий, при организации коллективных праздников, конкурсов, проведении и участия в выставках;

        Принцип индивидуального подхода ориентирует педагога на учет индивидуальных и возрастных возможностей и способностей воспитанников.

        Принцип самореализации предполагает создание творческой среды, проведение открытых занятий.

        Основными формами образовательного процесса являются: практико - ориентированные учебные занятия, творческие мастерские.

          На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (воспитанникам дается самостоятельные задания с учетом его возможности); фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или при отработке определенного технологического приема); групповая (разделение на мини группы, для выполнение определенной работы).

         Воспитанники изучат правила санитарии и гигиены при кулинарных работах; безопасные приемы работы с кулинарным оборудованием и инструментами;  познакомятся историей, обычаями и традициями национальной кухни; узнают различия кухонь; будут иметь представления об  организации современных предприятий общественного питания; усвоят классификацию блюд современных национальных кухонь и правила сервировки стола; смогут самостоятельно готовить блюда по рецептам, а также будут способны выдвигать творческие идеи, сотрудничать в коллективе.

          Программа предполагает использовать формы контроля: собеседование, тестирование, соревнование и творческие задания.

         Главный показатель реализации программы - личностный рост каждого воспитанника, его творческих способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.        

Формы подведения итогов

        Формами начальной диагностики детей являются собеседование с ребенком, тестирование детей, анкетирование и беседы с ребенком, результаты фиксируются как начальный уровень подготовки.

         В соответствии с требованиями программы проводится промежуточная аттестация, которая включает в себя наблюдение за практической деятельностью ребенка.

         Контроль усвоения темы проводится в формах:

       - Самостоятельного комментария ребенком своих действий в ходе работы;

        -Презентация индивидуальных проектов с подробным анализом;

        -Самостоятельно подготовленного обучающимся сообщения по выбранной теме в занимательной форме;

        -Самостоятельно выполненных работ, выставляемых после каждой темы.

     В середине и в конце года проводится диагностика в различных формах:

         -В форме тестов, устных опросов, дидактических заданий;

         -В форме игрового тестирования;

           -В форме графических диктантов, рисунков, чтения и составления схем;

          -В форме дидактических и свободных самостоятельных построений в различных предметно – игровых средах;

           -В форме непосредственного участия в различных видах тематических игр.

          Полученные данные фиксируются в сводных таблицах при помощи простых и понятных символов, составляется мониторинг индивидуального роста обучающихся в рамках программы.

           В конце года проходят выставки детских работ, оформление кабинета работами детей, которые занимаются в творческом объединении. Презентация – самостоятельное представление ребенком своих изделий взрослым и сверстникам.

         Педагогический мониторинг

Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка

Показатели критериев определяются уровнем: высокий (В) — 3 балла; средний (С) — 2 балла; низкий (Н) — 1 балл.

Параметры

Критерии

Образовательные результаты

Освоение учащимися содержания образования

1. Разнообразие умений и навыков.

2. Глубина и широта знаний по предмету.

Детские практические и творческие достижения.

3. Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности.

4. Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы их масштаб).

5. Развитие общих познавательных способностей (сенсомоторика, воображение, память, речь, внимание).

Эффективность воспитательных воздействий

1. Культура поведения ребенка.

2. Характер отношений к педагогу.

Социально-педагогические результаты

1. Забота о здоровье.

Мониторинг образовательных результатов

1.        Разнообразие умений и навыков

Высокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (нож, терка).

Средний (2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.

Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.

2.        Глубина и широта знаний по предмету

Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.

Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами.

Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.

3.        Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности

Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.

Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.

Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.

4.        Разнообразие творческих достижений

Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в областных, муниципальных, в рамках детского дома.

Средний (2 балла): участвует в выставках муниципальных, в рамках детского дома.

Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри детского дома.

5.        Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики

Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.

Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; воспитанник знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.

Низкий (1 балл): не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слабо, воображение репродуктивное.

Форма фиксации образовательных результатов в таблице

Образовательные результаты

Ф.И. возраст

Стартовый

сентябрь октябрь ноябрь

Промежуточный

декабрь январь февраль

Итоговый

март апрель май

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Мониторинг эффективности воспитательных воздействий

1.        Культура поведения ребенка

Высокий (3 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина).

Средний (2 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает.

Низкий (1 балл): моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения.

2.        Характер отношений с педагогом

Высокий (3 балла): высокая коммуникативная культура, принимает активное заинтересованное участие в работе.

Средний (2 балла): имеет коммуникативные качества, но часто стесняется применять инициативу.

Низкий (1 балл): низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общаться с педагогом.

Форма фиксации результатов воспитательных воздействий

Эффективность воспитательных воздействий

Ф.И. возраст

Стартовый

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Промежуточный

(декабрь, январь, февраль)

Итоговый

(март, апрель, май)

1

2

1

2

1

2

Мониторинг социально-педагогических результатов

1. Забота о здоровье

Высокий уровень (3 балла): ребенок с определенной долей ответственности выполняет физ. минутки, гимнастику, следит за своим физическим состоянием.

Средний (2 балла): ребенок следит за своим физическим состоянием, но физ. минутки, гимнастику выполняет не ответственно.

Низкий (1 балл): воспитанник выполняет физ. минутки, гимнастику только под нажимом педагога.

Форма фиксации социально-педагогических результатов

Социально-педагогические результаты

Ф.И. возраст

Стартовый

сентябрь, октябрь, ноябрь

Промежуточный

декабрь, январь, февраль

Итоговый

март, апрель, май

Диагностика прогнозируемых результатов производится в соответствии с листом оценки.

Оценка производится в соответствии со следующими уровнями развития ребенка:

  • высокий уровень;
  • средний уровень;
  • низкий уровень.

Лист оценки

ФИО

Уровень

1

Организация рабочего места

2

Основы кулинарии

3

Умение пользоваться приспособлениями и инструментами

4

Владение разнообразными техниками нарезки овощей

5

Умение применять термины

6

Умение создавать кулинарное блюдо по рецепту

После освоения данной программы 1-го года обучения учащиеся овладеют:

знаниями:

        -о культуре труда;

         -о кулинарных рецептах;

         -о происхождении того или иного блюда и т. п

         умениями:

         -мыть и чистить чайную, столовую и кухонную посуду.

         -очищать с помощью ножа и овощечистки овощи.

         - уметь нарезать картофель соломкой, брусочками, кубиками.

         -морковь шинковать на терке. Капусту нарезать соломкой. Репчатый лук - полукольцами, кубиками.

          навыками:

-изготовления салатов из сырых и отварных овощей и оформлять их.

-о сервировки стола.

       После освоения данной программы 2- год обучения учащиеся овладеют:

знаниями:

         -название овощей, классификация овощей. Питательная ценность, витамины. Понятие о первичной обработке клубнеплодов и корнеплодов, капустных, листовых, луковых, пряных, плодовых. Правила безопасной работы с ножом при первичной обработке овощей. 

         умениями:

          -уметь обрабатывать крупы, бобовые.

          -отваривать овощи в кожуре для салатов.

          -отваривать яйца вкрутую для салатов.

          -готовить картофель отварной, картофельное пюре.

           -готовить гречневую и рисовую рассыпчатые каши, отварные макароны с маслом.

         навыками:

-культуры труда;

-овладеть практическими умениями и навыками в приготовлении пищи, необходимыми им для самостоятельной жизни.

       После освоения данной программы 3- год обучения учащиеся овладеют:

знаниями:

         - Питательная ценность, витамины. Понятие о первичной обработке клубнеплодов и корнеплодов, капустных, листовых, луковых, пряных, плодовых. Правила безопасной работы с ножом при первичной обработке овощей. 

         умениями:

          -уметь обрабатывать крупы, бобовые.

          -изготавливать салаты самостоятельно.

          -отваривать яйца вкрутую для салатов.

          -готовить картофель отварной, картофельное пюре.

           -готовить гречневую и рисовую рассыпчатые каши, отварные макароны с маслом.

         навыками:

-культуры труда;

-овладеть практическими умениями и навыками в приготовлении пищи, необходимыми им для самостоятельной жизни.

Учебный план 1- й год обучения

Название разделов

Количество часов

Формы

контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

4

2

2

беседа

2

Гигиена приготовления пищи

6

2

4

Практическая работа

3

Техника безопасности на занятиях по кулинарии

6

2

4

игра

4

Сервировка стола. Правила поведения за столом

6

2

4

наблюдение

5

Первичная обработка овощей.

6

2

4

Выполнение упражнения

6

Салаты из овощей

20

4

16

тестирование

7

Овощные гарниры.

18

4

14

аукцион

8

Первые блюда.

20

4

16

Практическая работа

9

Изделия из круп.

20

4

16

Самостоятельная работа

10

Изделия из теста.

20

4

16

наблюдение

11

Сладкие блюда и напитки.

8

2

6

выставка

12

Искусство чайного стола

6

2

4

тестирование

13

Итоговое занятие(проект).

4

2

2

Защита проекта

итого

144

42

102

Календарный план 1-й год обучения

п/п

Месяц

Дата

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема занятия,

место проведения для экскурсий, полевых выходов, занятий на спортивных площадках и т.п.

1Введение

1

беседа

2

Значение питания в жизни человека. Состав пищи (белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода). Вводное занятие

2

игра «Снежный ком».

2

 Режим питания ребенка. Меню.

2 Гигиена приготовления пищи

3

Игра- путешествие

2

Содержание в чистоте кухни и инвентаря. Личная гигиена во время приготовления пищи. Специальная одежда (передник, косынка, колпак, сменная обувь). Хранение и обработка продуктов. Аптечка.

4

презентация

2

Хранение и обработка продуктов. Аптечка.

5

презентация

2

Выполнение правил гигиены во время приготовления пищи.

3 Техника безопасности на занятиях по кулинарии

6

Экскурсия в прошлое

2

Правила пользования нагревательными приборами

7

Экскурсия в прошлое

2

Правила обращения с режущими инструментами.

8

Экскурсия в прошлое

2

 Правила  обращения с горячей посудой и продуктами.

4 Сервировка стола. Правила поведения за столом

9

исследование

2

Сервировка стола к завтраку, обеду, ужину, чаю.

10

исследование

2

Правила поведения за столом.

11

презентация

2

Праздничная сервировка стола.

5.Первичная обработка овощей.

12

презентация

2

Сортировка, мойка, очистка и нарезка.

13

Занятие- сказка

2

Формы простой, сложной, фигурной нарезки овощей и их применение.

14

Занятие- сказка

2

Правила обработки овощей с целью сохранения витаминов.

6. Салаты из овощей

15

Посвящение в кружковцы

2

Виды салатов из овощей

16

поход

2

Виды салатов из овощей

17

лекция

2

Салат с морковкой корейский

18

лекция

2

Салат с морковкой

корейский

19

беседа

2

Винегрет

20

беседа

2

Винегрет

21

беседа

2

Салат с капустой - простой

22

прогулка

2

Салат с капустой - простой

23

Деловая игра

2

Салат «Селедка под шубой»

24

Деловая игра

2

Салат «Селедка под шубой»

7.Овощные гарниры.

25

Деловая игра

2

Применение гарниров из овощей.

26

диалог

2

Применение гарниров из овощей.

27

диалог

2

Вкусовые, питательные и декоративные качества гарниров.

28

Устный журнал

2

 Вкусовые, питательные и декоративные качества гарниров.

29

Устный журнал

2

Капуста тушеная

30

Пресс- конференция

2

Морковь в молочном соусе.

31

презентация

2

Приготовление картофельного пюре

32

презентация

2

Приготовление картофеля жареного

33

викторина

2

Коллективная работа. «Веселая карусель»

8.Первые блюда.

34

Занятие- сказка

2

Значение первых блюд в питании.

35

Занятие -сказка

2

Значение первых блюд в питании.

36

беседа

2

Значение первых блюд в питании.

37

беседа

2

Классификация супов по способу приготовления.

38

викторина

2

Классификация супов по способу приготовления.

39

лекция

2

Классификация супов по способу приготовления.

40

кроссворд

2

 Приготовление борща

41

Мозговая атака

2

 Приготовление борща

42

семинар

2

Приготовление щей

43

семинар

2

Приготовление щей

9. Изделия из круп.

44

презентация

2

Питательная ценность круп, обработка, способы приготовления различных каш. Изделия из круп.

45

презентация

2

Обработка круп, способы приготовления различных каш.

46

презентация

2

Изделия из круп. Каша манная

47

аукцион

2

Изделия из круп. Каша рисовая

48

аукцион

2

Изделия из круп.

Каша «Дружба»

49

диалог

2

Изделия из круп.

Каша «Дружба»

50

диалог

2

Приготовление крупяных биточков

51

Конкурс мастерства

2

Приготовление крупяных биточков

52

Конкурс мастерства

2

Изделия из круп.

Запеканка

53

Конкурс мастерства

2

Изделия из круп.

Запеканка

10. Изделия из теста.

54

Деловая игра

2

Виды теста.

55

Деловая игра

2

 Виды теста.

56

Деловая игра

2

Способы приготовления теста.

57

викторина

2

Способы приготовления теста.

58

Игра- путешествие

2

Приготовление песочного теста

59

Творческий проект

2

Приготовление песочного теста

60

Творческий проект

2

Печенье песочное  фигурки

61

2

Приготовление дрожжевого теста и закрытого пирога.

62

презентация

2

Приготовление дрожжевого теста и закрытого пирога.

63

презентация

2

Калачи из дрожжевого теста

11.Сладкие блюда и напитки.

64

Занятие- путешествие

2

Значение и вкусовые качества сладких блюд.

65

КВН

2

Технология приготовления сладких блюд из ягод (компота, киселя, желе, мусса).

66

Защита проекта

2

Горячие и холодные напитки.

67

Защита проекта

2

Способы приготовления горячих напитков

12.Искусство чайного стола

68

Защита проекта

2

Способы заваривания чая. Правила подачи горячих напитков.

69

ярмарка

2

Столовые приборы и правила пользования ими. Способы складывания салфеток.

70

ярмарка

2

Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

13.Итоговое занятие (проект).

71

аукцион

2

Конкурс на лучшее оформление холодных блюд, викторина.

72

аукцион

2

Соревнование на правильную и быструю нарезку овощей.

Содержание программы 1-й год обучения

Раздел 1. Вводное занятие 

Теория. Значение питания в жизни человека. Состав пищи (белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода). Труд и его назначение в жизни человека и в обществе. Беседа о профессиях, по которым проводится трудовое обучение в школе. Ознакомление с задачами обучения и планом работы на год и четверть. Правила поведения и безопасной работы в кабинете кулинарии. Санитарно-гигиенические требования.

Практика. Организация рабочего места. Подготовка рабочей формы. Распределение рабочих мест. Обязанности дежурного. Игра «Снежный ком».

Раздел 2 Гигиена приготовления пищи

Теория. Содержание в чистоте кухни и инвентаря. Личная гигиена во время приготовления пищи. Специальная одежда (передник, косынка, колпак, сменная обувь). Хранение и обработка продуктов. Аптечка. Хранение и обработка продуктов. Аптечка.

Практика. Выполнение правил гигиены во время приготовления пищи.

Раздел 3 Техника безопасности на занятиях по кулинарии

Теория. Правила пользования нагревательными приборами. Правила обращения с режущими инструментами. Значение кухни в быту человека. Интерьер кухни. Оборудование кухни и его назначение. Посуда, инвентарь, приспособления. Виды посуды. Правила ухода за посудой. Моющие средства. Личная гигиена. Спецодежда, уход за ней. 

Практика. Правила обращения с горячей посудой и продуктами. Уход за посудой. Мытьё, чистка чайной, столовой, кухонной посуды. Влажная уборка кабинета.

Раздел 4. Сервировка стола. Правила поведения за столом

Теория. Сервировка стола к завтраку, обеду, ужину, чаю.

Практика. Правила поведения за столом. Праздничная сервировка стола.

Раздел 5. Первичная обработка овощей.

Теория. Название овощей, классификация овощей. Питательная ценность, витамины. Понятие о первичной обработке клубне- и корнеплодов, капустных, листовых, луковых, пряных, плодовых. Правила безопасной работы с ножом при первичной обработке овощей. 
      Практика. Работать с кухонным ножом и овощечисткой.  Сортировка, мытьё, очистка, промывание овощей. Мытьё посуды овощного цеха. Первичная обработка овощей.

Раздел 6. Салаты из овощей

 Теория. Кулинарное использование форм нарезки овощей для различных салатов.  Отваривание овощей в кожуре для салатов. Посуда для варки овощей, отваривание яиц для салата. Правила техники безопасности при варке. Температурный режим. Время варки яиц для салатов. Посуда, инвентарь для приготовления салатов. Санитарно-гигиенические требования для приготовления салатов. Технология приготовления салатов из отварных овощей с добавлением других продуктов. 
           Практика. Обработка овощей, отваривание овощей, яиц, очистка, нарезка кубиками, ломтиками, заправка, украшение салата. Обработка круп, приготовление салатов из отварных овощей.
Первичная обработка овощей, круп. Формы нарезки овощей и их кулинарное использование. Приготовление салатов из сырых и отварных овощей. Первичная обработка картофеля, моркови, свёклы, лука, капусты и нарезка кубиками, брусочками, соломкой, шашками в соответствии с кулинарным использованием (для школьной столовой).

        Раздел7.Овощные гарниры.
       Теория. Овощи, из которых готовят салаты. Заправки для овощных салатов. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые при приготовлении салатов из сырых овощей. Правила безопасной работы. Технология приготовления салатов из сырых овощей. Оформление салатов.
Практика.
 Выбор посуды. Первичная обработка овощей, нарезка соломкой, шинкование на овощерезке. Заправка салата. Уборка рабочего места.  Кулинарное использование форм нарезки. Приготовление салатов из сырых овощей

Раздел 8. Первые блюда.

Теория. Значение первых блюд в питании. Классификация супов по способу приготовления.

Практика.  Приготовление борща. Приготовление щей.

Раздел 9. Изделия из круп.
Теория.
 Название круп. Из каких злаков вырабатываются, питательная ценность круп. Обработка круп. Крупы, которые моют и не моют. Макаронные изделия, их форма. Бобовые изделия, их виды.
Практика.  Обработка круп, бобовых. Экскурсия в столовую детского дома, горячий цех. Каша манная. Каша «Дружба». Приготовление крупяных биточков. Запеканка.

Раздел 10. Изделия из теста.

Теория. Виды теста. Способы приготовления теста.

Практика. Приготовление песочного теста. Приготовление дрожжевого теста и закрытого пирога.

Раздел11.Сладкие блюда и напитки.

Теория. Значение и вкусовые качества сладких блюд. Технология     приготовления сладких блюд из ягод (компота, киселя, желе, мусса).

Практика. Горячие и холодные напитки. Способы приготовления горячих напитков.

Раздел 12. Искусство чайного стола

Теория. Способы заваривания чая. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Способы складывания салфеток.

Практика. Способы складывания салфеток.  Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

Раздел 13. Итоговое занятие (проект).

Теория. Конкурс на лучшее оформление холодных блюд, викторина.

Практика. Соревнование на правильную и быструю нарезку овощей.

Учебный план 2- й год обучения

Название разделов

Количество часов

Формы

контроля

всего

теория

практика

1

Раздел 1. Физиология питания, санитария и гигиена

20

6

14

беседа

2

Приготовление блюд из овощей

40

10

30

Практическая работа

3

Приготовление супов

20

6

14

игра

4

Приготовление блюд и гарниров из круп и макаронных изделий

20

6

14

наблюдение

5

Приготовление   холодных блюд и закусок 

20

6

14

Выполнение упражнения

6

Приготовление изделий из теста

20

6

14

тестирование

7

Итоговое занятие(проект).

4

2

2

Защита проекта

итого

144

42

102

Календарный план 2-й год обучения

п/п

Месяц

Дата

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема занятия,

место проведения для экскурсий, полевых выходов, занятий на спортивных площадках и т.п.

20

  1. Физиология питания, санитария и гигиена

1

беседа

2

Введение

2

игра «Снежный ком».

2

 Пищевые вещества и их значения 

3

беседа

2

Пищеварение и усвояемость пищи. Обмен веществ и энергии

4

Игра- путешествие

2

Пищевые инфекционные заболевания.

5

презентация

2

Пищевые отравления. Глистные заболевания.

6

презентация

2

Выполнение правил гигиены во время приготовления пищи.

7

рассказ

2

Выполнение правил гигиены во время приготовления пищи.

8

Экскурсия в прошлое

2

Основы гигиены и санитарии

9

рассказ

2

Основы гигиены и санитарии

10

Самостоятельная работа

2

Итоговое занятие по теме

40

2. Приготовление блюд из овощей

11

рассказ

2

Очистка и нарезка овощей простыми и сложными видами нарезки.

12

Практическая работа

2

Простые: кружочки, соломка, брусочки, кубики, дольки, ломтики, шашки. Сложные: шарики, бочонки, груши, чесночки, спираль, стружка.

13

Практическая работа

2

Приготовление витаминного салата.

14

Экскурсия в прошлое

2

Кулинарная обработка овощей.

15

2

Кулинарная обработка овощей.

16

2

Кулинарная обработка овощей.

17

Экскурсия в прошлое

2

 Простые и сложные способы нарезки. 

18

беседа

2

Простые и сложные способы нарезки. 

19

беседа

2

Простые и сложные способы нарезки. 

20

исследование

2

Полуфабрикаты из овощей

Способы тепловой кулинарной обработки.

21

рассказ

2

Полуфабрикаты из овощей

Способы тепловой кулинарной обработки.

22

исследование

2

Приготовление блюд и гарниров из отварных и припущенных овощей

23

презентация

2

Приготовление блюд и гарниров из отварных и припущенных овощей

24

презентация

2

Приготовление блюд и гарниров из жареных овощей

25

Занятие- сказка

2

Приготовление блюд и гарниров из жареных овощей

26

Занятие- сказка

2

Приготовление блюд и гарниров из тушёных овощей

27

Посвящение в кружковцы

2

Приготовление блюд и гарниров из тушёных овощей

28

поход

2

Приготовление блюд и гарниров из запечённых овощей

29

лекция

2

Приготовление блюд и гарниров из запечённых овощей

30

лекция

2

Итоговая практическая работа «Блюда из овощей»

20

Приготовление супов

31

беседа

2

Приготовление бульонов и отваров

32

рассказ

2

Приготовление бульонов и отваров

33

беседа

2

Приготовление  и отпуск борщей

34

расказ

2

Приготовление  и отпуск борщей

35

беседа

2

Приготовление  и отпуск щей

36

Практическая работа

2

Приготовление  и отпуск щей

37

Практическая работа

2

Приготовление и отпуск   рассольников

38

Практическая работа

2

Приготовление и отпуск   рассольников

39

Деловая игра

2

Итоговая практическая работа «Супы»

40

Самостоятельная работа

2

Итоговая практическая работа            «Супы»

20

Приготовление блюд и гарниров из круп и макаронных изделий

41

викторина

2

Классификация круп

42

Деловая игра

2

Классификация каш

43

викторина

2

Технология приготовления каш различной консистенции

44

Деловая игра

2

Приготовления  блюд из вязких каш

45

беседа

2

Приготовления  блюд из вязких каш.

46

29.11

диалог

2

Требования к качеству готовых блюд и гарниров из каш

47

диалог

2

Приготовление, оформление и отпуск блюд и гарниров из макаронных изделий

48

беседа

2

Приготовление, оформление и отпуск блюд и гарниров из макаронных изделий

49

Устный журнал

2

 Практическое занятие «Лапша»

50

2

Практическое занятие «Каша»

20

Приготовление   холодных блюд и закусок  

51

Устный журнал

2

Приготовление, оформление и отпуск горячих и холодных бутербродов

52

Пресс- конференция

2

Приготовление, оформление и отпуск горячих и холодных бутербродов

53

презентация

2

Приготовление, оформление и отпуск закусочных бутербродов

54

презентация

2

Приготовление, оформление и отпуск закусочных бутербродов

55

викторина

2

Приготовление, оформление и отпуск салатов из свежих овощей

56

Занятие- сказка

2

Приготовление, оформление и отпуск салатов из свежих овощей

57

Занятие -сказка

2

Приготовление, оформление и отпуск салатов из отварных овощей, винегретов

58

беседа

2

Приготовление, оформление и отпуск салатов из отварных овощей, винегретов

59

беседа

2

Приготовление, оформление и отпуск мясных, рыбных салатов

60

расск

2

Приготовление, оформление и отпуск мясных, рыбных салатов

20

Приготовление изделий из теста

61

викторина

2

Изделия из дрожжевого теста

62

лекция

2

Изделия из дрожжевого теста

63

кроссворд

2

 Изделия из дрожжевого теста

64

Мозговая атака

2

 Изделия из без дрожжевого теста

65

семинар

2

Изделия из без дрожжевого теста

66

семинар

2

Изделия из без дрожжевого теста

67

презентация

2

Изготовление лаваша

68

презентация

2

Изготовление лаваша

69

презентация

2

Изготовление лаваша

70

аукцион

2

Итоговое занятие «Изготовление пирогов»

4

Итоговое занятие(проект).

71

аукцион

2

Создание проекта по любой изученной теме

72

Защита проекта

2

Защита проектов. Итоговое занятие

Содержание программы 2-й год обучения

       Раздел 1. Физиология питания, санитария и гигиена

        Теория. Введение. Пищевые вещества и их значения. Пищеварение и усвояемость пищи. Обмен веществ и энергии. Пищевые инфекционные заболевания. Пищевые отравления. Глистные заболевания. Основы гигиены и санитарии

        Практика. Выполнение правил гигиены во время приготовления пищи.

         Раздел 2. Приготовление блюд из овощей

            Теория: Кулинарная обработка овощей. Простые и сложные способы нарезки. Полуфабрикаты из овощей. Способы тепловой кулинарной обработки

           Практика: Работать с кухонным ножом и овощечисткой.  Сортировка, мытьё, очистка, промывание овощей. Мытьё посуды овощного цеха. Первичная обработка овощей. Приготовление блюд и гарниров из отварных и припущенных овощей. Приготовление блюд и гарниров из жареных, тушёных и запечённых овощей Итоговая практическая работа «Блюда из овощей»

           Раздел 3. Приготовление супов

            Теория: Значение в питании, классификация, технология приготовления бульонов, отваров и супов. История. Приготовление бульонов и отваров.

            Практика: Приготовление и отпуск борщей. Приготовление и отпуск щей. Приготовление и отпуск   рассольников. Итоговая практическая работа «Супы»

         Раздел 4. Приготовление блюд и гарниров из круп и макаронных изделий

          Теория: Классификация каш. Технология приготовления каш различной консистенции.

          Практика: Приготовления блюд из вязких каш. Требования к качеству готовых блюд и гарниров из каш. Приготовление, оформление и отпуск блюд и гарниров из макаронных изделий.

           Раздел 5. Приготовление   холодных блюд и закусок 

          Теория: виды бутербродов, история. Кулинарное использование форм нарезки овощей для различных салатов.  Отваривание овощей в кожуре для салатов. Посуда для варки овощей, отваривание яиц для салата. Правила техники безопасности при варке. Температурный режим. Время варки яиц для салатов. Посуда, инвентарь для приготовления салатов. Санитарно-гигиенические требования для приготовления салатов. Технология приготовления салатов из отварных овощей с добавлением других продуктов. 

         Практика: Приготовление, оформление и отпуск горячих и холодных бутербродов. Приготовление, оформление и отпуск закусочных бутербродов. Приготовление, оформление и отпуск салатов из свежих овощей. Приготовление, оформление и отпуск салатов из отварных овощей, винегретов. Приготовление, оформление и отпуск мясных, рыбных салатов

Итоговая практическая работа «Холодные блюда и закуски»

Раздел 6. Приготовление изделий из теста

  Теория. Виды теста. Способы приготовления теста.

Практика. Приготовление без дрожжевого теста. Приготовление дрожжевого теста для пирожков. Изделия из дрожжевого теста. Итоговое занятие

Учебный план 3- й год обучения

Название разделов

Количество часов

Формы

контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

6

2

4

беседа

2

Гигиена приготовления пищи

10

2

8

Практическая работа

3

Техника безопасности на занятиях по кулинарии

8

2

6

игра

4

Сервировка стола. Правила поведения за столом

10

2

8

наблюдение

5

Первичная обработка овощей.

8

2

6

Выполнение упражнения

6

Салаты из овощей

30

4

26

тестирование

7

Овощные гарниры.

28

4

24

аукцион

8

Первые блюда.

30

4

26

Практическая работа

9

Изделия из круп.

30

4

26

Самостоятельная работа

10

Изделия из теста.

30

4

26

наблюдение

11

Сладкие блюда и напитки.

12

2

10

выставка

12

Искусство чайного стола

10

2

8

тестирование

13

Итоговое занятие(проект).

4

2

2

Защита проекта

итого

216

36

180

Календарный план 3-й год обучения

п/п

Месяц

Дата

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема занятия,

место проведения для экскурсий, полевых выходов, занятий на спортивных площадках и т.п.

1Введение

1

беседа

2

Значение питания в жизни человека. Состав пищи (белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода). Вводное занятие

2

игра «Снежный ком».

2

 Режим питания ребенка. Меню.

3

игра «Снежный ком».

2

Режим питания ребенка. Меню.

2 Гигиена приготовления пищи

4

Игра- путешествие

2

Содержание в чистоте кухни и инвентаря. Личная гигиена во время приготовления пищи. Специальная одежда (передник, косынка, колпак, сменная обувь). Хранение и обработка продуктов. Аптечка.

5

презентация

2

Хранение и обработка продуктов. Аптечка.

6

презентация

2

Выполнение правил гигиены во время приготовления пищи.

7

презентация

2

Выполнение правил гигиены во время приготовления пищи.

8

Игра- путешествие

2

Выполнение правил гигиены во время приготовления пищи.

3 Техника безопасности на занятиях по кулинарии

9

Экскурсия в прошлое

2

Правила пользования нагревательными приборами

10

Экскурсия в прошлое

2

Правила обращения с режущими инструментами.

11

Экскурсия в прошлое

2

 Правила  обращения с горячей посудой и продуктами.

12

Экскурсия в прошлое

2

Правила  обращения с горячей посудой и продуктами.

4 Сервировка стола. Правила поведения за столом

13

исследование

2

Сервировка стола к завтраку, обеду, ужину, чаю.

14

исследование

2

Сервировка стола к завтраку, обеду, ужину, чаю.

15

исследование

2

Правила поведения за столом.

16

презентация

2

Праздничная сервировка стола.

17

презентация

2

Праздничная сервировка стола.

5.Первичная обработка овощей.

18

презентация

2

Сортировка, мойка, очистка и нарезка.

19

Занятие- сказка

2

Формы простой, сложной, фигурной нарезки овощей и их применение.

20

Занятие- сказка

2

Правила обработки овощей с целью сохранения витаминов.

21

Занятие- сказка

2

Правила обработки овощей с целью сохранения витаминов.

6. Салаты из овощей

22

Посвящение в кружковцы

2

Виды салатов из овощей

23

поход

2

Виды салатов из овощей

24

беседа

2

Виды салатов из овощей

25

лекция

2

Салат с морковкой корейский

26

лекция

2

Салат с морковкой

корейский

27

путешествие

2

Салат с морковкой

28

беседа

2

Винегрет

29

беседа

2

Винегрет

30

игра

2

Винегрет

31

беседа

2

Салат с капустой - простой

32

прогулка

2

Салат с капустой - простой

33

игра

2

Салат со свеклой

34

Деловая игра

2

Салат «Селедка под шубой»

35

2

Салат со свеклой

36

Деловая игра

2

Салат «Селедка под шубой»

7.Овощные гарниры.

37

Деловая игра

2

Применение гарниров из овощей.

38

диалог

2

Применение гарниров из овощей.

39

беседа

2

Вкусовые, питательные и декоративные качества гарниров

40

диалог

2

Вкусовые, питательные и декоративные качества гарниров.

41

Устный журнал

2

 Вкусовые, питательные и декоративные качества гарниров.

42

Устный журнал

2

Капуста тушеная

43

игра

2

Капуста тушеная

44

Пресс- конференция

2

Морковь в молочном соусе.

45

презентация

2

Приготовление картофельного пюре

46

беседа

2

Приготовление картофельного пюре

47

презентация

2

Приготовление картофеля жареного

48

игра

2

Приготовление картофеля жареного

49

викторина

2

Коллективная работа. «Веселая карусель»

50

беседа

2

Коллективная работа. «Веселая карусе

8.Первые блюда.

51

Занятие- сказка

2

Значение первых блюд в питании.

52

Занятие -сказка

2

Значение первых блюд в питании.

53

беседа

2

Значение первых блюд в питании.

54

беседа

2

Классификация супов по способу приготовления.

55

викторина

2

Классификация супов по способу приготовления.

56

лекция

2

Классификация супов по способу приготовления.

57

кроссворд

2

 Приготовление борща

58

Мозговая атака

2

 Приготовление борща

59

семинар

2

Приготовление щей

60

семинар

2

Приготовление щей

61

2

Приготовление рассольника

62

2

Приготовление рассольника

63

2

Приготовление горохового супа

64

2

Приготовление горохового супа

65

2

Итоговое занятие «Суп»

9. Изделия из круп.

66

презентация

2

Питательная ценность круп, обработка, способы приготовления различных каш. Изделия из круп.

67

презентация

2

Обработка круп, способы приготовления различных каш.

68

игра

2

Обработка круп, способы приготовления различных каш

69

презентация

2

Изделия из круп. Каша манная

70

игра

2

Изделия из круп. Каша манная

71

аукцион

2

Изделия из круп. Каша рисовая

72

игра

2

Изделия из круп. Каша рисовая

73

аукцион

2

Изделия из круп.

Каша «Дружба»

74

диалог

2

Изделия из круп.

Каша «Дружба»

75

диалог

2

Приготовление крупяных биточков

76

Конкурс мастерства

2

Приготовление крупяных биточков

77

беседа

2

Каша пшенная

78

Конкурс мастерства

2

Изделия из круп.

Запеканка

79

Конкурс мастерства

2

Изделия из круп.

Запеканка

80

викторина

2

Итоговое занятие «Крупы»

10. Изделия из теста.

81

Деловая игра

2

Виды теста.

82

Деловая игра

2

 Виды теста.

83

игра

2

Виды теста.

84

Деловая игра

2

Способы приготовления теста.

85

викторина

2

Способы приготовления теста.

86

игра

2

Способы приготовления теста.

87

Игра- путешествие

2

Приготовление песочного теста

88

Творческий проект

2

Приготовление песочного теста

89

Творческий проект

2

Печенье песочное  фигурки

90

игра

2

Печенье песочное  фигурки

91

игра

2

Приготовление дрожжевого теста и закрытого пирога.

92

презентация

2

Приготовление дрожжевого теста и закрытого пирога.

93

игра

2

Приготовление дрожжевого теста и закрытого пирога

94

презентация

2

Калачи из дрожжевого теста

95

игра

2

Итоговое занятие «Тесто»

11.Сладкие блюда и напитки.

96

Занятие- путешествие

2

Значение и вкусовые качества сладких блюд.

97

КВН

2

Технология приготовления сладких блюд из ягод (компота, киселя, желе, мусса).

98

Защита проекта

2

Горячие и холодные напитки.

99

Защита проекта

2

Способы приготовления горячих напитков

100

викторина

2

Способы приготовления горячих напитков

101

игра

2

Итоговое занятие «Напитки»

12.Искусство чайного стола

102

Защита проекта

2

Способы заваривания чая. Правила подачи горячих напитков.

103

ярмарка

2

Столовые приборы и правила пользования ими. Способы складывания салфеток.

104

ярмарка

2

Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

105

игра

2

Правила поведения за столом.

106

беседа

2

Итоговое занятие «Чайный стол»

13.Итоговое занятие (проект).

107

аукцион

2

Конкурс на лучшее оформление холодных блюд, викторина.

108

аукцион

2

Соревнование на правильную и быструю нарезку овощей.

Содержание программы 3-й год обучения

Раздел 1. Вводное занятие 

Теория. Значение питания в жизни человека. Состав пищи (белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода). Труд и его назначение в жизни человека и в обществе. Беседа о профессиях, по которым проводится трудовое обучение в школе. Ознакомление с задачами обучения и планом работы на год и четверть. Правила поведения и безопасной работы в кабинете кулинарии. Санитарно-гигиенические требования.

Практика. Организация рабочего места. Подготовка рабочей формы. Распределение рабочих мест. Обязанности дежурного. Игра «Снежный ком».

Раздел 2 Гигиена приготовления пищи

Теория. Содержание в чистоте кухни и инвентаря. Личная гигиена во время приготовления пищи. Специальная одежда (передник, косынка, колпак, сменная обувь). Хранение и обработка продуктов. Аптечка. Хранение и обработка продуктов. Аптечка.

Практика. Выполнение правил гигиены во время приготовления пищи.

Раздел 3 Техника безопасности на занятиях по кулинарии

Теория. Правила пользования нагревательными приборами. Правила обращения с режущими инструментами. Значение кухни в быту человека. Интерьер кухни. Оборудование кухни и его назначение. Посуда, инвентарь, приспособления. Виды посуды. Правила ухода за посудой. Моющие средства. Личная гигиена. Спецодежда, уход за ней. 

Практика. Правила обращения с горячей посудой и продуктами. Уход за посудой. Мытьё, чистка чайной, столовой, кухонной посуды. Влажная уборка кабинета.

Раздел 4. Сервировка стола. Правила поведения за столом

Теория. Сервировка стола к завтраку, обеду, ужину, чаю.

Практика. Правила поведения за столом. Праздничная сервировка стола.

Раздел 5. Первичная обработка овощей.

Теория. Название овощей, классификация овощей. Питательная ценность, витамины. Понятие о первичной обработке клубне- и корнеплодов, капустных, листовых, луковых, пряных, плодовых. Правила безопасной работы с ножом при первичной обработке овощей. 
      Практика. Работать с кухонным ножом и овощечисткой.  Сортировка, мытьё, очистка, промывание овощей. Мытьё посуды овощного цеха. Первичная обработка овощей.

Раздел 6. Салаты из овощей

 Теория. Кулинарное использование форм нарезки овощей для различных салатов.  Отваривание овощей в кожуре для салатов. Посуда для варки овощей, отваривание яиц для салата. Правила техники безопасности при варке. Температурный режим. Время варки яиц для салатов. Посуда, инвентарь для приготовления салатов. Санитарно-гигиенические требования для приготовления салатов. Технология приготовления салатов из отварных овощей с добавлением других продуктов. 
           Практика. Обработка овощей, отваривание овощей, яиц, очистка, нарезка кубиками, ломтиками, заправка, украшение салата. Обработка круп, приготовление салатов из отварных овощей.
Первичная обработка овощей, круп. Формы нарезки овощей и их кулинарное использование. Приготовление салатов из сырых и отварных овощей. Первичная обработка картофеля, моркови, свёклы, лука, капусты и нарезка кубиками, брусочками, соломкой, шашками в соответствии с кулинарным использованием (для школьной столовой).

        Раздел7.Овощные гарниры.
       Теория. Овощи, из которых готовят салаты. Заправки для овощных салатов. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые при приготовлении салатов из сырых овощей. Правила безопасной работы. Технология приготовления салатов из сырых овощей. Оформление салатов.
Практика.
 Выбор посуды. Первичная обработка овощей, нарезка соломкой, шинкование на овощерезке. Заправка салата. Уборка рабочего места.  Кулинарное использование форм нарезки. Приготовление салатов из сырых овощей

Раздел 8. Первые блюда.

Теория. Значение первых блюд в питании. Классификация супов по способу приготовления.

Практика.  Приготовление борща. Приготовление щей.

Раздел 9. Изделия из круп.
Теория.
 Название круп. Из каких злаков вырабатываются, питательная ценность круп. Обработка круп. Крупы, которые моют и не моют. Макаронные изделия, их форма. Бобовые изделия, их виды.
Практика.  Обработка круп, бобовых. Экскурсия в столовую детского дома, горячий цех. Каша манная. Каша «Дружба». Приготовление крупяных биточков. Запеканка.

Раздел 10. Изделия из теста.

Теория. Виды теста. Способы приготовления теста.

Практика. Приготовление песочного теста. Приготовление дрожжевого теста и закрытого пирога.

Раздел11.Сладкие блюда и напитки.

Теория. Значение и вкусовые качества сладких блюд. Технология     приготовления сладких блюд из ягод (компота, киселя, желе, мусса).

Практика. Горячие и холодные напитки. Способы приготовления горячих напитков.

Раздел 12. Искусство чайного стола

Теория. Способы заваривания чая. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Способы складывания салфеток.

Практика. Способы складывания салфеток.  Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

Раздел 13. Итоговое занятие (проект).

Теория. Конкурс на лучшее оформление холодных блюд, викторина.

Практика. Соревнование на правильную и быструю нарезку овощей.

Условия реализации программы

Методическое обеспечение

              Для реализации данной программы необходимо следующее:

          -дидактический материал «Овощи», «Тесто»;

        - папки обобщения опыта;

        - фото и видеоматериалы по всем темам;

        - наглядные пособия;

        - раздаточный материал.

           -Тематические журналы, схемы, таблицы, карточки с заданиями.           демонстрационный материал, памятки, разработки игр- путешествий, тесты.

Материально-техническое обеспечение

        - Кабинет «Кулинарии»;

        -  холодильник;

        - микроволновка;

          - вафельница;

          - машинка для сладкой ваты;

          - набор ножей;

        - набор разделочных досок;

        - набор кастрюль и сковород;

          - набор посуды;

        - полотенце и фартуки.

Список литературы для педагога

  1. Программа по кулинарии для вспомогательной школы (обновленная).
  2. С.Л. Мирский «Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе», пособие для учителя, – М.: Просвещение, 1988.
  3. В.Г. Петрова И.В. Белякова «Психология умственно отсталых школьников»
  4. А.К. Бешенков, А.В. Бычков, В.М. Казакевич «Методика обучения технологии 5-9 классы», методическое пособие, – ООО «Дрофа», 2003.
  5. С.Л. Мирский «Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении», М.: Педагогика, 1990.
  6. В.И. Ермакова «Основы кулинарии» учебное пособие по кулинарии для  учащихся 8-11 классов, – М.: «Просвещение», 1993.
  7. В.Д. Симоненко «Технология» учебники для учащихся 7, 8, 9 классов Общеобразовательной школы, – М.: Вентана-Граф, 2004.
  8. «Книга о вкусной и здоровой пище», – М.: 1954.
  9. И. Дановская «1000 и один рецепт», – Ташкент, 1992.
  10. Л. Иванова «Сладкая выпечка», – Смоленск, «Русич», 2002.
  11. «Лучшие блюда из овощей», – М.: «Эксмо-пресс», 2000.
  12. А. Сиваев, Г. Васильченко «Консервируем сами» – «Реликт», 1992.
  13. В. Тихомирова «Салаты на каждый день», – М.: «Айрис-пресс», 2008.

                                               

Список литературы для учающихся

  1. В.И. Ермакова «Основы кулинарии» учебное пособие по кулинарии для учащихся 8 классов, – М.: «Просвещение», 1993.
  2. «Постные салаты», – М.: «Эксмо», 2006.
  3. «Готовим сами» Детская кулинарная книга, – М.: Полифакт, 1993.
  4. Р.С. Денисова «Миллион меню» Любимые русские блюда, 2003.
  5. «Блюда из яиц», – Минск, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Умная пчелка» Возраст обучающихся: 5-7 лет

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Природа и художник"

На занятиях по программе «Природа и художник» мир природы выступает как предмет пристального внимания и как средство эмоционально-обзорного воздействия на творческую деятельность воспитанников....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гравюра». Направленность: художественная

Направлена на развитие творческих способностей в графике и гравюре (гравирование в разных техниках: монотипия,  картонная гравюра, линогравюра изготовление индивидуальных эстампов различных разме...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ естественнонаучной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

Представленные ниже методические материалы, относящиеся к эколого-биологическому циклу: экологическое краеведение, направленны на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...