программа школьного музея "Отчий край"
рабочая программа (9 класс) на тему

Елена Ивановна Попова

Своё начало патриотическое воспитание берёт там, где человек родился. И поэтому человек должен воспитываться на культурных традициях, исторических знаниях, постоянно помнить о жизни своих предков. В настоящее время много говорят о том, что нынешняя молодёжь потеряла нравственные и исторические устои. И только школа является основной инстанцией современной действительности, способной нести в общество воспитательный заряд.  В последнее время интерес к истории родного края усилился.

 Одним из компонентов воспитательной системы школьного образования является работа краеведческого музея.

Запланированная работа включает в себя не только экскурсии по музею, но и  достаточно широкий спектр образовательной, воспитательной, общественной, хозяйственной и другой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx46.17 КБ

Предварительный просмотр:

Школьного музея

«Отчий край»

   

 

                     

               

           

                                                               

Народ, не знающий своего прошлого,

                                                                           

                                                   не имеет права на будущее.                                                                                                              

                                                                                               А.С. Пушкин

Обоснование значимости программы.

Школьный краеведческий музей МОУ  Макашевской СОШ, как форма образовательной и воспитательной работы, был создан по инициативе  бывшего директора школы и преподавателя истории, и заместителя директора по воспитательной работе .

Своё начало патриотическое воспитание берёт там, где человек родился. И поэтому человек должен воспитываться на культурных традициях, исторических знаниях, постоянно помнить о жизни своих предков. В настоящее время много говорят о том, что нынешняя молодёжь потеряла нравственные и исторические устои. И только школа является основной инстанцией современной действительности, способной нести в общество воспитательный заряд.  В последнее время интерес к истории родного края усилился.

 Одним из компонентов воспитательной системы школьного образования является работа краеведческого музея.

Запланированная работа включает в себя не только экскурсии по музею, но и  достаточно широкий спектр образовательной, воспитательной, общественной, хозяйственной и другой деятельности. 

Работа совета музея представляет собой ядро патриотического самоуправления в школе.

В ближайших планах музея обмен опытом с другими школьными музеями района и области.

Главной целью создания музея было оказание помощи учителям и классным руководителям в проведении уроков и классных часов, а также воспитание молодёжи, которая должна любить свою Родину, знать настоящее и её прошлое. Исходя из конкретной педагогической ситуации, можно на основе историко-краеведческого материала создать благоприятные условия для гармоничного развития личности ребенка, обеспечивая ему возможность самопознания, самоопределения и самореализации в таких сферах школьной деятельности как познавательная, здоровьесберегающая, культурная и досуговая. Знакомство с музейными коллекциями стимулирует сопереживание, эмоционально обогащает духовный мир детей и подростков, учит пониманию прекрасного, способствует гуманизации образования.      

Историко-краеведческий музей школы является не просто особым учебным кабинетом школы, но одним  из воспитательных центров открытого образовательного пространства. центром воспитательной деятельности по историко-краеведческому воспитанию. Школьный музей это творческое сотрудничество учителей и учеников, он является хранителем и продолжателем лучших традиций школы в историко-краеведческом направлении. Музей воспитывает у учащихся уважение к прошлому своей Родины, своего района, села. Учащиеся стремятся к сохранению исторического наследия, желанию видеть свою «малую Родину» богатой и неповторимой.  Связывая в ходе поисковой работы разные поколения, музей пробуждает в подростках чувство милосердия к старшим, ветеранам войны и труда. Музей формирует в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России.

В музее учащиеся занимаются поиском экспонатов.                                                                                   Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. 

Программа развития музея включает в себя формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между  школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

 Характеристика музея

Наименование музея: «Краеведческий» 

Наименование образовательного учреждения, в котором действует музей:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Макашевская средняя общеобразовательная школа» 

Почтовый адрес: 397142

 Телефон: 7-26 -38

Дата открытия музея: 8. 05.2000 года                                                                                            Руководитель музея: Чаплыгина Ирина Владимировна, учительница начальных классов.

 Целевые установки

В школе создано особое пространство, где учителя реализуют образовательные,воспитательные  и культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную работу, апробируют музейно-педагогические технологии. Программа деятельности историко-краеведческого музея реализуется в рамках организационной структуры общеобразовательной школы, решает задачи гуманизации и гуманитаризации образования, ориентируясь на общие целевые установки:

  1. сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа.
  2. воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны.
  3. развитие творческих способностей, созидательных качеств личности;
  4. превращение школы из преимущественно просветительского учреждения в центр духовной, нравственной, эстетической культуры.
  5. создание оптимальных условий для учителей и учащихся в использовании краеведческого материала при обучении и воспитании;
  6. формирование у учащихся исследовательских навыков, научного мышления;
  7. развитие умения собирать краеведческий материал, анализировать и выделять главное;
  8. развитие навыков работать в группе, выступать на публике, оценивать результаты своей работы.
  9. укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости          

за свою малую родину, свой район, край, за свою Отчизну.

Музейно-образовательная программа в школе опирается на следующие методологические положения музейной педагогики:

-реализация творческого потенциала, индивидуальных запросов и потребностей ученика;

-помощь детям в раскрытии их способностей, реализации их в различных видах исследовательской деятельности.

 -непрерывное образование культурой (1 – 11 кл.);

-освоение историко-культурного наследия как личного достояния ребенка;

-интеграция (межпредметные связи)

-использование эффективных технологий обучения (на базе музея проводить уроки, посвященные героической борьбе  русского народа, уроки мужества, уроки рисования, встречи поколений).

Школьный историко-краеведческий музей соединяет разные формы урочной и внеклассной работы, которые позволяют выделить общую тенденцию: стремление к системности в работе, к массовому приобщению учащихся к патриотизму, истории, искусству, к углубленному изучению предметов, интеграции и творческому развитию отдельной личности.

Школьный историко-краеведческий музей выполняет следующие функции:

Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися;

Методическая работа с педагогическим коллективом;

Организация общешкольных мероприятий, объединяющих усилия учащихся, учителей и родителей.

Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися – это  поисковые задания для учащихся, групп, классов как разовых, так и долгосрочных, в организации походов и экскурсий, в обобщении историко-краеведческого материала в фондах школьного музея.

Методическая функция музея тесно связана с первой функцией и объединяет педколлектив школы  и учащихся в общем деле. На семинарах методического объединения классных руководителей, педсоветах, под руководством заместителя директора по воспитательной работе, руководителя  музея, руководителя краеведческого кружка обсуждается план работы школы в историко-краеведческом и патриотическом направлении, заслушивают классных руководителей о работе класса в этом направлении.

Посредством музея создается обратная связь между учеником и учителем, классом и классным руководителем, музей помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам и экспозициям  музея. Кроме того, в музее имеется материал, необходимый для уроков краеведения, истории, географии, экологии, рисования, спецкурса «Моя малая Родина». Преподаватели этих предметов используют музей не только при подготовке к урокам, но и могут провести урок в помещении школьного музея.

Музей должен поддерживать связь с музеем района и музеями других школ, а так же общественными организациями. Руководитель музея и краеведческого кружка организует участие детей в различных конкурсах и конференциях, что обеспечивает полную реализацию способностей учащихся.

Итоги историко-краеведческой работы воплощаются в традиционных общешкольных мероприятиях. Совет музея организует встречи с ветеранами труда,  тружениками тыла, заседания краеведческого кружка, экскурсии и беседы в музее.

Музей состоит из экспозиций: Зал Боевой Славы, История села, История школы, крестьянская изба. По каждой экспозиции музея разработан экскурсионный материал для экскурсовода. Материалы экспозиций меняются и дополняются постоянно.  В 2012 году планируется планируется открытие экспозиций: «Воины-интернационалисты» и «Ими гордится село».

 

 Образовательное пространство

Школьный музей

Сельская                  

библиотека          Интернет        Районный              Сельская                 Краевед.

                                                         музей                     администрация          кружок

Принципы работы школьного музея.

Работа в школьном краеведческом музее предполагает соблюдение следующих принципов:

  • Постоянная связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;
  • Проведение учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;
  • Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, встреч с жителями села и др.;
  • Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея;
  • Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны администрации школы, учительского коллектива, ветеранов педагогического труда, жителей села, территориального местного самоуправления.
  • Связь с общественностью, с ветеранами и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;

 Деятельность музея

 

Организация поисковой деятельности:

 

 1.походы по Борисоглебскому району;

 2.участие в конкурсах, проектах;

 3.поиск новых экспонатов и исторических фактов, предметов материальной и духовной  

   культуры;

4.переписка с интересными людьми, земляками, проживающими за пределами села, района,

   области;

5.работа с библиотечно-архивными документами, периодической печатью, сбор газетных,

   журнальных статей  об интересных людях села, событиях.

6.консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.

Просветительская деятельность:

 1.встречи со знаменитыми и интересными людьми села, участниками и очевидцами

    исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование;

2. публикации в СМИ заметок о музее и об истории села;

3.использование музейной информации в учебно-воспитательном процессе школы;

4.написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в

 конкурсах, семинарах и т.п. на уровне района.

5. ведение летописи школы и села.

6.выступления на районных, областных семинарах руководителя краеведческой работы;

Экскурсионная:

 

1. подготовка экскурсоводов из состава учащихся школы.

2. проведение экскурсий в музее;

Реставрационно-оформительская:

 

1.оформление экспозиций, стендов и витрин, выставок;

2. уход за экспонатами и их реставрация;

3.ведение учетной документации музея;

4. открытие новых экспозиций.  

5.составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;

6.создание рукописной Книги Памяти: «Учитель, перед именем твоим…»

Разработано Положение о школьном краеведческом музее, а также должностная инструкция руководителя школьного музея, утвержденные директором школы. Для экскурсоводов  тексты экскурсий по разным экспозициям. Для учащихся, посещающих музей, разработана инструкция по правилам безопасности для учащихся в помещении музея.

Механизм выполнения программы:

Для решения поставленных задач учитывается то, что школа является социокультурным центром. Из числа учащихся и учителей школы выбирается Совет музея, члены которого собираются не реже одного раза в четверть и выполняют запланированную работу.

 В школе выделено помещения для историко-краеведческого музея, на информационном стенде школы всегда можно разместить информацию о работе школьного музея. Имеется возможность поиска необходимой информации в Интернет, проведения занятий в музее с использованием мультимедийного проектора.

Школьный музей может сотрудничать  также с библиотекой села, Советом ветеранов, с районным краеведческим музеем. С организациями, находящимися далеко от школы, взаимодействие осуществляется на уровне активного участия в областных и других мероприятиях краеведческой направленности, конференциях, смотрах, экскурсиях. При планировании работы музея учитываются положения о смотрах и конференциях, акциях, тематических недель и месячников как школьного, так и районного и областного уровней.

 Этапы реализации программы:

1 этап – 2011-2012уч.год. – работа по обобщению имеющегося материала и пополнение фонда музея;

2 этап -2013 – 2014 уч.год-расширение экспозиций и реставрация музея.

3 этап –2015-  2016 уч.год– создание сайта школьного музея в Интернете.

Руководство работой школьного музея.

Руководит деятельностью школьного краеведческого музея Совет музея, в состав которого входят  педагоги и учащиеся старших классов. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом директора школы. В своей деятельности музей руководствуется Уставом школы, Положением о школьном музее и ежегодным планом работы.

Деятельность  совета школьного музея

Для рациональной организации краеведческой и музейной работы из учащихся школы выбирается орган ученического самоуправления – совет школьного музея. Численный состав совета определяется в зависимости от объема планируемой работы, от количества учащихся, принимающих участие в работе музея, от тех видов работ, которые необходимо осуществить при создании и в дальнейшей деятельности музея.

Совет школьного музея работает под руководством педагога-руководителя школьного музея. При совете создаются различные группы. Каждая группа выполняет конкретные задачи по основным направлениям музейной деятельности.

Поисково-собирательская группа  - организует всю работу по комплектованию фондов. Она разрабатывает перспективный и годовой планы поисково-собирательской работы по каждой конкретной теме, готовит краеведческие походы и экспедиции, участвует в разработке маршрутов и программ этих экспедиций.

Фондовая группа - отвечает за учет и хранение фондов школьного музея. Она осуществляет прием материалов от экспедиционных отрядов, от дарителей, местных учреждений и организаций, учет музейных коллекций, поступивших на хранение в музей, в книгах поступлений, организует научное определение и описание памятников, обеспечивает их сохранность и использование.

                                          Участники программы:

Вся воспитательная работа по  краеведению строится с учетом возрастного критерия.

Так, в 1-5 классах знакомство с краеведением осуществляется на уровне пассивного восприятия через прослушивание и обсуждение определенных тем, через встречи, экскурсии, а так же посредством игры с музейным предметом в образовательной ситуации. Учащиеся исследуют то, что их окружает, изучают родословную своей семьи, своего дома.

В 6-7 классах используется активное восприятие и участие в историко-краеведческой работе. Учащиеся этих классов готовят небольшие исследовательские работы по родословной своей семьи, изучают экологические проблемы нашего района через экскурсии в музей, выполняют разовые поисковые задания.

Учащиеся 8-9 классов готовят и проводят экскурсии по стендам музея, участвуют в подготовке тематических классных часов по краеведению в младших классах, выполняют поисковые задания в течение длительного времени.

Учащиеся 10-11 классов занимаются исследовательской работой, обобщают имеющиеся материалы  в музее, проводят исследования по определенной теме, участвуют в научных конференциях школы, района, области. В ходе работы развиваются духовные потребности, ценностные ориентации личности.

                   Управление программой.

Управление программой осуществляется советом музея, в состав которого входят: руководитель музея, обучающиеся, входящие в состав актива музея.

                                      Обеспечение программы

Для осуществления программы школа располагает следующей материальной и научно-методической базой и кадровым обеспечением:

1.   Комната-музей

2.   Руководитель краеведческой работы, руководитель музея

3.   Кружок «Краеведение»

4.   Компьютерный класс и выход в Интернет.

5.   Ученический орган самоуправления.

6.   Совет музея.

Позиция ученика в музейно-образовательных программах:

-позиция созидания;

-не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь;

-личная ответственность в отношении к прошлому, настоящему и будущему;

-бережное и уважительное отношение к культурному наследию;

-от ученика требуется не запоминание всего, а понимание и эмоционально-нравственная оценка.

Позиция учителя (руководителя музея, классного руководителя)  
в программе:

-создает условия для познавательной деятельности ребенка;

-организует общение ребенка с предметным миром культуры (на уроках, во внеклассной работе, работе факультативов и кружков;

-содействует развитию творческих способностей и формирование культурных потребностей;

-высоко оценивает оригинальное личное творчество во всех его проявлениях.

Работа в музее должна войти в практику современной школы, стать инновационной структурой внутренней среды школы. Деятельность учителей в школе содействует становлению, образованию и воспитанию личности школьника, нравственно и духовно обогащенного историческим опытом поколений на основе активного использования историко-культурного и природного наследия села, района, школы, и других государственных и общественных музеев.

    Основные этапы реализации программы

Первый этап – информационно-познавательный

На этом этапе осуществлен сбор краеведческого материала, оформлена музейная комната, составлены проекты, состоялись экскурсии обучающихся, родителей.

Второй этап – операционно-деятельностный

На этом этапе активисты музея овладевают навыками и умениями работать с источником, описывать объекты. Этап включает в себя участие в городских и областных конкурсах по линии музея, семинарах.

Третий этап – практико-ориентированный

Результатом работы на данном этапе должно стать овладение обучающимися спецификой работы в школьном музее и основами исследовательской деятельности.

Сроки действия программы

Программа рассчитана на 3 года

Предполагаемые результаты реализации программы.

1. Действующий школьный музей.
2. Сформированный ученический актив школьного музея с навыками социально-значимой деятельности и основами профессионального самоопределения.
3. Созданные тематические экспозиции.
4. Организованный учебно-воспитательный процесс в тесном сотрудничестве с деятельностью школьного музея.
5. Повышение уровня нравственного и военно-патриотического воспитания учащихся (по результатом анкетирования).

Ресурсное обеспечение

  1. Бюджет школы.
    2.  Материально-техническая база школы.
    3.  Профсоюзный комитет.
    4.  Спонсорская родительская помощь.
    5.  Помощь социальных партнеров.

Рабочий план по реализации программы

 

№№

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Укрепление материально-технической базы школьного музея

1

Пополнение фонда музея

Постоянно

Руководитель музея

2

Реставрация музейной комнаты

2013год

Администрация, руководитель музея

3

Расширение экспозиции « Лучшие люди села»

2013

Администрация, руководитель музея

4

Открытие экспозиции «История школы»

2014

Администрация, руководитель музея

5

Открытие экспозиции

«Они стали офицерами»,

2015

Администрация, руководитель музея

6

Открытие экспозиции «Умельцы и замечательные люди села».

2016

Администрация, руководитель музея

Мероприятия в рамках учебного процесса

1

Ра Районная научно – практическая конфе-

Ко  ренция школьников

Ежегодно

Руководитель крае-

      ведческого кружка

2

Тематическое планирование спецкурса

«Моя малая Родина. »

Ежегодно

3

   

Со  Создание презентаций  PowerPoint  по материалам ара      архива музея:

- и  История школы;

- н  Материальное культурное наследие;

- за Замечательные люди села;

-

2013-2016

УУчитель истории, рук.

краеведческого

кружка

-

Внеклассные мероприятия

1

Организация экскурсий в школьный музей

ежегодно

Совет музея

2

ВВыпуск информационных листков о работе музея

По мере необходимости

Совет музея

3

Организация экскурсий в районный краеведческий музей для членов совета музея, по классам.

Ежегодно

Руководитель музея

4

Мастер-класс для экскурсоводов (с приглашением работников районного краеведческого музея) или выезд в районный музей

Ежегодно

Руководитель музея

5

Поисковая работа историко-краеведческого направления

Постоянно

Совет музея

6

Просветительская и пропагандистская работа с населением через средства массовой информации по патриотическому воспитанию

Постоянно

Совет музея

7

Организация встреч с ветеранами войны и труда, со старожилами поселка

Ежегодно

Совет музея

8

Пе Переписка музея

с

Ежегодно

Совет музея

Исследовательская деятельность учащихся

1

Подготовка и написание научно-исследовательского  проекта

«История школы»

2

Подготовка и написание научно-исследовательского  проекта «Чтобы сохранилась на свете память»

3

Подготовка и написание научно-исследовательского  проекта

 «Солдаты моей династии»

5

Подготовка и написание научно-исследовательского  проекта «Детство, опалённое войной: дети - сироты»

5

Подготовка и написание научно-исследовательского  проекта «Учителями славится Россия»

Темы экскурсий 

 

  1. Золотая стружка;
  2. История школы;
  3. Посиделки у бабы Дуни;
  4. О чём рассказывает лучина;
  5. Русская изба
  6. Обзорная экскурсия
  7. 70-летию Победы посвящается

 Предполагаемые конечные результаты и их социальная значимость.

Через систему краеведческой работы предполагается воспитать в будущем гражданине России:

  • Чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации;
  • Высокий нравственный и культурный потенциал, способность корректировать свое общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение строить свою жизнь гармонично;
  • Чувство личной ответственности за все происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой, досуговой сферах жизни;
  • Способность к творчеству, потребность в углубленном изучении какой-либо отрасли науки, умение самостоятельно добывать новые знания.

Школьный историко-краеведческий  музей обладает практически неограниченным потенциалом учебного и воспитательного воздействия на умы и души учеников разных возрастов. Участие в поисковой работе, встречи с интересными людьми, оформление экспозиций, выставок, участие в конкурсах, конференциях, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику, образование  и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине. Через школьный музей дети осознают уникальность своей малой Родины, ощущают причастность к происходящим переменам.
Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научно-исследовательской  деятельности. Участвуя в краеведческих походах по родному краю школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе написания докладов, рефератов,  научно – исследовательских работ, презентаций. Учащиеся приобретают навыки поисковой работы: умение работать с архивным материалом, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др.
 Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещественными изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего края, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном селе, школе.

 Оценка результатов.

Эффективность достижения целей программы будет оцениваться

1.уровнем сформированности  таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к

    истории, культуре, традициям  своего народа;

 2.компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;

3.компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности;

4.информационная компетенция: владение компьютерными технологиями,
  изучение и учёт различных источников информации, знание приемов работы с источникам

  умение выбирать, находить информацию, необходимую для конкретной ситуации, умение

  обрабатывать информацию, использовать и хранить.

5.развитием толерантности - способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств,терпимость к индивидуальным особенностям других людей;

6.результатами участия в краеведческих форумах, конкурсах исследовательских работ, научно-практических конференциях, массовых мероприятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса "Мой край Шолоховская земля"

Программа предназначена для изучения краеведческого материала Шолоховского района....

Рабочая программа История Красноярского края 8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «История Красноярского края» в 8 классе составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента гос...

Авторская программа "Ономастика родного края"

Аңлатма язуы. Кешеләрнең  фикерләү  һәм  үзара  аңлашу-аралашу  чарасы булган телнең иң мөһим һәм төп лингвистик берәмлеге булып сүз санала. Сүзгә ,сүзлек хәзинәсен...

Авторская программа по краеведению "Край родной"

Данная программа направлена на расширение знаний учащихся о родном крае, развитие  чувства патриотизма....

Программа школьного кружка «Издательство школьной газеты».

Программа школьного кружка «Издательство школьной газеты»....

Реализация социокультурного образования в школьной библиотеке. (Фрагмент программы литературного краеведения «Край родной, земля уральская»).

В целях содействия духовному и интеллектуальному развитию подрастающего поколения посредством чтения в рамках регионального образовательного проекта «Урал. Человек. Исто...

Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ  «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...