Программа дополнительного образования профориентационной направленности "Мир профессий"
рабочая программа (9 класс) на тему

Программа ориентационного курса "Мир профессий" ориентирована на детей младшего подросткового возраста (10-16 лет) , инвалидов с ДЦП, а так же для детей с нарушениями интеллекта. Особенность программы 

состоит в ознакомлении детей с массовыми профессиями,требованиями, которые они предъявляют к человеу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_morozova_n_g._mir_professiy_2.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленск»

Рассмотрено на

на заседании МО:

________/_________/

«____»_____20_____г.

Принято на педагогическом

совете

Протокол №

от «_____»__________20____г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:

___________/С.А. Дюг/

«_____»________20____г.

ПРОГРАММА

дополнительного образования

профориентационного курса

«МИР ПРОФЕССИЙ»

возраст обучающихся 10 — 16 лет

34 часа

Автор-составитель:

Морозова Нина Георгиевна

учитель

Смоленск

2018


СОДЕРЖАНИЕ

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание программы.

5. Методическое обеспечение программы.

6. Список литературы.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   

        Программа  профориентационного  курса  «Мир  профессий»  ориентирована  на  детей  младшего  подросткового  возраста  ( 10 - 16 лет) , инвалидов  с  ДЦП , а  также детей  с  нарушениями  интеллекта.

        Особенность  программы   состоит  в  ознакомлении  детей  с  массовыми  профессиями, требованиями,  которые  они  предъявляют   к  человеку. А  также в определении   значения  профессий  в  современном  производстве,  истории их развития, содержании  труда,

предметах  и  орудиях  труда, выпускаемой  продукции, знакомстве  с  условиями  труда, объемом  специальных, общетрудовых  умений  и  навыков, которыми  должен овладеть  рабочий данной  профессии, системой   оплаты  и  льгот. Основное  внимание  уделяется  подведению  к  осознанному  выбору  профессии  и  определению  дальнейшего  пути  получения  образования  по данной  профессии.                                                          

        Программа  направлена  на формирование  у  детей  с  ограниченными возможностями здоровья  основ  профессиональной  культуры в  различных  видах  труда.

        Новизна  программы  заключается  в  получении  информации  о  мире профессионального  труда,  его  соотнесении  с профессионально  важными  качествами  для  успешного  освоения  профессиональной  деятельности.

        Актуальность  программы  заключается  в  том , чтобы  как  можно  раньше  создать условия  для  повышения  готовности  детей  с ограниченными  возможностями  здоровья к  профессиональному , социальному  и  культурному  самоопределению.

        Цель  программы: формирование  необходимых  для  выбора  профессии  знаний  и  умений.

        Задачи  программы:

- знакомство  с  массовыми  профессиями;

- формирование  реалистических  представлений  о труде  людей;

- расширение  кругозора  воспитанников;

- воспитание  уважения  к  труду  людей  разных  профессий;

- развитие  мыслительных  операций;

- активизация  речевого  развития.

      Программа  содержит  богатый  информационный  материал более  чем  по  30  профессиям, утверждает  ценности  позитивного  труда  на  здоровье  и  судьбу  человека.

В  игровой  форме  обсуждаются  вопросы  и  задания  по  различным  видам  трудовой  деятельности. В  программе  широко  используется  профессиографический  материал, интересные  исторические  факты, отрывки  из литературных  произведений, много  иллюстраций, стихов, пословиц и  поговорок, загадок, шарад, ребусов, кроссвордов, запутанных  рисунков.

        Используются  активные формы  и  методы  обучения. Занятия  проводятся  индивидуально   и  в  группах.

        Срок  реализации  программы  -  1 год.

        Занятия  проводятся  не  менее  одного  раза  в  неделю  по  одному  учебному  часу.

        По  окончании  изучения  программы  курса  воспитанники  будут  знать :

- что  такое  профессия,  специальность;

- познакомятся  более  чем  с  30  массовыми  профессиями;

- основные  профессиональные  качества  людей  этих  профессий;

- орудия  труда  и  условия  труда  специалистов  этих  профессий;

- где  можно  получить  профессию.

   

        Будут  уметь:                                                      

- находить  и  определять  профессию;

- рассказать  о  профессии;

- определять  профессиональные  качества;

- правильно  общаться  с  окружающими;

- классифицировать  и  сравнивать  профессии.

        Основными  способами  выявления  результативности  являются: наблюдение,  игра, конкурсы, турниры, соревнования.

                Подведение  итогов  программы  проходит  в  игровой, соревновательной  форме, где  воспитанники  должны  показать  свои  знания  мира  профессий.                                                                                                                                                                      


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ    ПРОГРАММЫ

Дидактический материал, инструменты.

Краски, карандаши, альбомы, мультимедиа проектор и презентации,

ПК, Интернет, инвентарь для уборки мусора, цветная бумага, магнитофон, методические материалы для сказок и игр, упражнений (рисунки, фотографии, схемы, карточки и др.), сувениры для поощрений, награждений

.

        


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Е.А.Климов. Как  выбрать  профессию. М.,1991.

2. С.Н. Чистякова. Основы  профессиональной  ориентации  школьников. М.,1996.

3. О.А. Аленкина.Классные  часы  по  профориентации  школьников.( Под  редакцией  Г.В. Черниковой). М.,2011.

4. Т.А. Шарыгина. Профессии. Какие  они ? М., 2012.

6. Е.М. Рогов. Настольная  книга  практического  психолога. М., 2001.

7. Е.М. Борисова. Индивидуальность  и  профессия. М., 2001.

8. Н.А. Булычева. Особенности  профессионального  выбора  выпускников  классов  коррекции.Коррекционная  педагогика. 2004.- № 2.

9. Е.М. Старобина. Профессиональная  подготовка  лиц  с  умственной  отсталостью.М., 2003.

10. Т.В. Черникова. Профориентационная  поддержка  старшеклассников.М., 2006.

11. Л.М. Шипицина. Детский  церебральный  паралич. М., 2001.

12. Р.Д. Каверина. Мир  профессий. М., 1986.

13. А.И. Смирнов. Мир профессий. М., 1987.

14. Делу  время, потехе  час. Стихи,рассказы, пословицы, песни, приметы. М., 1988.

15. А.А. Нестеренко. Страна  загадок. Ростов. 1993.

16. А.И. Попова. Народные  художественные  промыслы. М., 1984.

17. Я  познаю  мир. Детская  энциклопедия. М.,1998.

18. А.В .Давыдова. Классные  часы. 5 класс. М., 2014.

19.А.В. Давыдова. Классные  часы. 6 класс. М., 2014.

20. А.В. Давыдова. Классные  часы. 7 класс. М., 2014.

21. Л.Л. Загуменова. Внеклассные  мероприятия. 7 класс. 2015.

22. О.Г. Черных. Внеклассные  мероприятия. 7 класс. 2013.

                 

 


Тематическое планирование

по курсу профориентации «Мир профессий»

на 34 учебных часа.

Разработчик: педагог- психолог Морозова Н.Г

Тема занятий

Количество часов

Форма проведения и методы

Задачи

Ожидаемые результаты

1

Вводное занятие. «Всем профессиям почет»

1

Беседа

Рассказ

Знакомство с содержанием различных профессий.

Интерес к миру профессий

2

Профессия «цветовод»

1

Беседа.

Конкурс

Знакомство с профессией

Умение ухаживать за цветами

           3.

Профессия «овощевод»

1

Беседа

Рассказ

Знакомство с профессией

Умение ухаживать за овощами

4.

Профессия «ветеринар»

1

Беседа

Рассказ

Знакомство с профессией

Интерес к профессии

5.

Профессия «хлебороб»

1

Беседа

Рассказ

Знакомство с профессией

Знание хлебобулочных изделий

6.

Профессия «доярка»

1

Беседа

Видеофильм

Знакомство с профессией

Знание молочных продуктов

7.

Профессия «фермер»

1

Беседа

Рассказ

Знакомство с профессией

 Уход за домашними животными

8.

Профессия «лесник»

1

Беседа

Рассказ

Знакомство с профессией

Знание обитателей леса

9.

Профессия «садовник»

1

Беседа

Рассказ

Знакомство с профессией

Знание фруктов и ягод

10.

Профессия «воспитатель»

1

Беседа

Видеофильм

Знакомство с профессией

Интерес к профессии

11.

Профессия «учитель»

1

Беседа

Видеофильм

Знакомство с профессией

Интерес к профессии

12.

Профессия «спасатель»

1

Беседа

Рассказ

Знакомство с профессией

Интерес к профессии

13.

Профессия «продавец»

1

Беседа

Видеофильм

Знакомство с профессией

Представление о стоимости товаров

14.

Профессия «врач»

1

Беседа

Видеофильм

Знакомство с профессией

Знание о профессии

15.

Профессия «парикмахер»

1

Беседа

Видеофильм

Знакомство с профессией

Интерес к профессии

16.

Профессия «водитель»

1

Беседа

Видеофильм

Знакомство с профессией

Знание автопарка и правил дорожного движения

17.

Профессия «портной»

1

Беседа

Видеофильм

Знакомство с профессией

Умение сшить одежду для куклы

18.

Профессия «строитель»

1

Беседа

Видеофильм

Знакомство с профессией

Интерес к профессии

19.

Профессия «штукатур»

1

Игра

Конкурс

Знакомство с профессией

Интерес к профессии

20.

Профессия «пожарный»

1

Беседа

Рассказ

Знакомство с профессией

Как вести себя при пожаре

21.

«Нужные работники-столяры и плотники»

1

Беседа

Рассказ

Знакомство с профессиями

Интерес к профессиям

22

Профессия «повар»

1

Беседа

Ролевая игра

Знакомство с профессией

Приготовление блюд

23.

«Спорт любить- сильным и здоровым быть»

1

Игра

Знакомство с профессиями в спорте

Интерес к профессиям

24.

Профессия «обувщик»

1

Беседа

Видеофильм

Знакомство с профессией

Знание о видах обуви по сезону

25.

Профессия «модельер»

1

Игровое введение в профессию

Знакомство  с профессией, тканями и одеждой

Знание видов одежды по сезону

26.

Профессия «артист»

1

Беседа

Конкурс

Знакомство с профессией

Умение читать стихи

27.

Профессия «музыкант»

1

Беседа

Рассказ

Знакомство с профессией видами музыкальных инструментов

Знание музыкальных инструментов

28.

Профессия «художник»

1

Создание дизайн-проектов

Знакомство с профессией

Создание своего проекта

Создание своего проекта: духов, конфет, пуговиц и т.д.

29.

Профессия «почтальон»

1

Беседа

Рассказ

Знакомство с профессией

Интерес к профессии

30.

Профессия «библиотекарь»

1

Беседа

Экскурсия

Знакомство с профессией

Запись в библиотеку

31.

Профессия «орнитолог»

1

Игра экологического содержания

Брейн-ринг о животных и птицах

Знакомство с профессией орнитолог

Забота о птицах и животных

32.

Профессия «бухгалтер»

1

Беседа

Видеофильм

Знакомство с профессией

Знание денежных единиц

33.

Профессия «оператор ПЭВМ»

1

Беседа

Встреча с программистом

Знакомство с профессией

Интерес к профессии

34.

Профессия «кондитер»

1

Беседа

Видеофильм

Знакомство с профессией

Знание кондитерских изделий

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по направлению « Декоративно-прикладное творчество»

Программа дополнительного  образования по направлению« Декоративно-прикладное  творчество»"РАДУГА"...

Краткосрочная программа дополнительного образования естественнонаучной направленности для учащихся среднего звена «Экспериментальная биология»

Основная  цель курса   –  формирование мотивации к выбору класса естественно-научного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.Задачи:·       Фо...

Краткосрочная программа дополнительного образования естественнонаучной направленности для учащихся среднего звена «Экспериментальная биология»

Основная  цель курса   –  формирование мотивации к выбору класса естественно-научного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.Задачи:·       Фо...

Краткосрочная программа дополнительного образования естественнонаучной направленности для учащихся среднего звена «Экспериментальная биология»

Основная  цель курса   –  формирование мотивации к выбору класса естественно-научного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.Задачи:·       Фо...

Музыка. Программа дополнительного образования "Многозвучие", направление - художественно-эстетическое

ПРОГРАММА  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Многозвучие»   Направление - художественно-эстетическоеСрок реализации 3 годаВозраст участников 8-17 лет...

ПРОГРАММА дополнительного образования общеразвивающего направления объединение «Открытый мир»( дети-инвалиды).

Дети – инвалиды дошкольного возраста не посещают детские сады, а школьники обучаются на дому. Эти дети изолированы от  общества, у них отсутствует положительный опыт общения, не достаточно развит...

Программа дополнительного образования экономического направления (рабочая программа) кружок «Личная экономика»

Программа дополнительного образования экономического направления(рабочая программа)кружок «Личная экономика»...