«Нетрадиционная форма проведения занятий по физической культуре».
методическая разработка (5 класс) по теме

ПОДГАЙЧЕНКО НАТАЛИЯ АНТОНОВНА

Доклад на тему: «Нетрадиционная форма проведения занятий

 по физической культуре».

Н.А. Подгайченко

педагог дополнительного образования МАУ ДО «ЦТ «ПИРАМИДА».

 

Физкультурные занятия (ФЗ) являются ведущей формой воспитания двигательной культуры (ДК) обучающихся. Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:

  1. Удовлетворить естественную потребность в движении, запрограммировать ее определенную дозу;
  2. Обеспечить развитие и тренировку всех функций организма ребенка через специально организованную, оптимальную для всех детей определенного возраста и для каждого ребенка в отдельности физическую нагрузку;
  3. Дать возможность каждому ребенку демонстрировать свои двигательные умения (ДУ) сверстникам и учиться у них.

 

В процессе физкультурных занятий детей готовят к успешному обучению в школе, решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Традиционное занятие состоит из 3-х частей:

  1. Подготовительная, подготовка организма к физической нагрузке (ФН) – построение, объяснение цели и задач занятия, различные виды ходьбы, легкий бег, прыжки, упражнения по сигналу, упражнения на равновесие, на профилактику нарушения осанки и т.д.
  2. Основная часть, целью которой является обучение, закрепление и совершенствование, состоит из общеразвивающих упражнений (ОРУ), основных движений, имитация движений, игровые виды спорта, подвижные игры.
  3. Заключительная часть включает упражнения малой подвижности для приведения организма ребенка в спокойное состояние.

На каждом занятии должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребенка. Активная двигательная деятельность помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки поведения в обществе.

На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблемы, стоящие перед педагогом. Но эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования. Наиболее содержательно в этом плане выглядит программа В.Г. Алямовской «Как воспитать здорового ребенка», где предлагаются различные формы проведения физкультурных занятий.

Итак, какие же варианты проведения физкультурных занятий можно использовать.

Формы альтернативных физкультурных занятий в работе с детьми:

 Игровые занятия, построенные на основе игр и игр-эстафет с включением игр. Целесообразно использовать для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, для обеспечения положительных эмоций. Вводная часть такого занятия может быть не долгой, т.к. подготовку организма к нагрузкам продолжит игра малой подвижности. Заключительная часть обеспечивает снижение нагрузки.

 Занятия-тренировки или тренировочные занятия – это серия занятий по обучению спортивным играм с элементами легкой атлетики; закрепление определённых видов движений. Оно обеспечивает возможность многократно повторить движение, потренироваться в технике его выполнения. Необходимо разумно и правильно делать подход к физиологической нагрузке.

 Круговая тренировка – принцип организации такого занятия достаточно прост: вводная и заключительная часть занятия проводятся в традиционной форме. В основной части выбирается педагогом определенное количество инвентаря (скакалки, скамейка, обручи, мячи) либо выполнение упражнения- (приседание, отжимание от стены, поднимание туловища, др. различные маховые движения, движения пловца, мельница и т.д.). Предоставляется место занятия- станция. Дети разделяются на группы по 3,4. И идет всё занятие по сигналу педагога по 1-2 минуты, затем дети переходят по кругу, пока не пройдут все станции. Обязательно дается перерыв при смене на новое упражнение, в зависимости возрастной категории обучающихся.

 Сюжетно-игровые занятия – построенное на сказочной или реальной основе. Беря за основу классическую структуру занятия, содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом.

 Занятия на спортивных комплексах и тренажерах. Такие занятия помогают достичь нужного оздоровительного эффекта за сравнительно небольшой период времени. Оздоровительная техника помогает решить и проблему дефицита пространства, поскольку легко умещается даже в небольшом пространстве.

 Занятия из серии «Забочусь о своем здоровье» проводятся не менее 3–4 раз в месяц. На этих занятиях дети учатся приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу, разминке в постели.

 Занятия с элементами психогимнастики – это специальный вид занятия (этюды, упражнения, игры), направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы психики ребенка. Они помогают создать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. С их помощью у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений. Упражнения сопровождаются различными текстами, помогающими детям лучше представить тот или иной образ, войти в него.

 С элементами Хатха-йоги – основу занятий составили комплексы физических упражнений с элементами Хатха-йоги. Для проведения таких занятий подбираются самые доступные йоговские позы. Они копируют позы животных, птиц, определенные положения людей, предметы. Многие позы названы их именами. Знакомые образы кошки, льва, рыбы, аиста, дерева и т.д. помогают детям лучше представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение. Благодаря этому дети лучше запоминают упражнения и легче их осваивают.

Для обеспечения дифференцированного подхода к обучающимся при обучении и закреплении основных движений можно использовать следующие занятия:

1) занятие по карточкам. После проведения вводной части и общеразвивающих упражнений каждый ребёнок помучает карточку, на которой в виде пиктограмм изображены основные движения, в которых нужно поупражняться данному ребёнку, и указана последовательность выполнения упражнений. По сигналу педагога дети упражняются в первом, изображенном на карточке виде движения, через 2 минуты переходят к следующему и т.д. На индивидуальных карточках может быть изображен и предмет, с которым надо поупражняться ребёнку. Это позволяет предложить отдельным детям выполнить упражнения с гимнастической палкой для профилактики нарушения осанки, с гантелями для развития силы, девочкам – с лентами, мальчикам с фитболами, или выбрать физкультурный снаряд по желанию. Кроме того, такое занятие хорошо использовать в работе со слабослышащими детьми, за счет карточек дети четко понимают задачу, которая перед ними стоит.

2) занятие с одним пособием интересно уже тем, что на таком занятии у педагога есть возможность продемонстрировать детям многообразие способов использования какого-либо спортивного предмета в различных видах деятельности (прыжках, беге, метании, лазании, равновесии). Оно включает в себя разнообразные упражнения, что обеспечивает развитие физических качеств, двигательных умений, оказывает положительное влияние на различные виды мышц и способствует воображению, фантазии, дети учатся использовать один предмет в разных ситуациях. Например: занятие с обручем.

Вводная часть – бег из обруча в обруч, ходьба приставным шагом боком по обручу, прыжки из обруча в обруч.

Общеразвивающие упражнения – с обручем.

Основные движения – в обруч различными способами, бег змейкой между ними.

Подвижные и малоподвижные игры подбираются также с использованием обруча.

3) диагностическое или контрольное занятие может быть построено в виде приема в школу космонавтов, спортивную школу, для чего дети проходят как бы проверку на силу, выносливость, умение выполнять основные движения. Диагностику также можно провести в игры «Вертушка». Каждый ребёнок или группа детей получают путевой лист по типу занятия по карточкам, на котором указаны движения и порядок их выполнения. На станциях их поджидают эксперты (педагог, инструктор), которые фиксируют результаты выполнения упражнения. Такой прием в проведении диагностики очень эффективен.

4) занятия-походы – это длительная спортивная ходьба по заданному маршруту. Эти занятия позволяют детям укрепить свое здоровье, так как ходьба и бег – универсальные виды движения, при которых работают все группы мышц. Расстояние, которое дети проходят во время похода – от 1,5 до 3 км, время непрерывного движения – от 15 до 25 минут, длительность промежуточного привала – 5–10 мин., большой привал, на котором организуются игры, соревнования и отдых перед обратной дорогой – 30–40 минут. Отправляясь в мини-поход с некоторыми его атрибутами (рюкзак, фляжка с водой), первую часть пути и после привета дети проходят несколько медленнее. Чтобы ввести организм в режим нагрузки, темп ходьбы может быть несколько увеличен, но необходимо строго следить за состоянием детей. Перед привалом темп также снижается. Впереди идут менее подготовленные дети, в конце колонны – физически более крепкие, чтобы колонна не растягивалась.

5) занятия с элементами спортивного ориентирования – проводятся на участке школы (парка). Перед занятием 2 команды получают маршрутные листы. На них схематично изображен участок, где будет проходить занятие и путь следования команд. После небольшой разминки команды отправляются в путь в сопровождении воспитателя и преодолевают различные препятствия: перелезают через барьеры или пролезают сквозь них, лазают по гимнастической лестнице, идут по бревну и т.д. Заканчивают маршрут обе команды в одном месте, где их поджидает письмо или сказочный персонаж с предложением поиграть, провести эстафету и т.д.

Это разнообразие, в проведении физкультурных занятий помогает педагогу развить в детях интерес к физкультуре, повысить двигательную активность детей и моторную плотность занятий.

Вырабатывая навыки владения основными движениями и выполнения физических упражнений, происходит знакомство детей с физическими, физиологическими процессами человека во время занятий физкультурой (строение тела, мышц, правильной осанки, роли позвоночника в организме, работе сердца, о роли режима дня, о правильном питании). Кроме того, о правилах поведения, помощи при травмах (ушибы, порезы, обморожения и т.д.) – всё это для осознанного отношения к физкультурным занятиям.

Содержание занятий подбирается в соответствии с поставленными программными задачами. Чередование упражнений разного характера и интенсивности с периодами отдыха при использовании разных способов организации детей (фронтальной, групповой, индивидуальной), одновременного или поочередного выполнения упражнений обеспечивает моторную плотность занятий примерно на 60–80%. Применяя различные приемы руководства деятельностью детей на занятиях, воспитатель постоянно заботится о том, чтобы все дети были на них активны, проявляли инициативу и навыки самоорганизации. Подростковый период – это время активного формирования организма ребенка. В этот период закладывается фундамент таких двигательных качеств, как сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость, совершенствуются функциональные возможности организма. В этом немаловажную роль играет физическая культура, как часть системы физкультурно-оздоровительной работы, а основная ее форма- физкультурные занятия.

 

Список литературы

1. Алямовская В.Г. Программа «Как воспитать здорового ребенка».

2. Глазырина Л.Д. Физкультура дошкольникам старшего возраста. М., 2000.

3. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в образовательном учреждении. Москва – Скрипторий 2006 г.

4. Голомидова С.Е. Физкультура, нестандартные занятия. Волгоград издательско-торговый дом «Корифей» 2005 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад к презентации21.36 КБ
Файл презентация2.56 МБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Нетрадиционная форма проведения занятий

 по физической культуре».

Н.А. Подгайченко

педагог дополнительного образования МАУ ДО «ЦТ «ПИРАМИДА».

Физкультурные занятия (ФЗ) являются ведущей формой воспитания двигательной культуры (ДК) обучающихся. Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:

  1. Удовлетворить естественную потребность в движении, запрограммировать ее определенную дозу;
  2. Обеспечить развитие и тренировку всех функций организма ребенка через специально организованную, оптимальную для всех детей определенного возраста и для каждого ребенка в отдельности физическую нагрузку;
  3. Дать возможность каждому ребенку демонстрировать свои двигательные умения (ДУ) сверстникам и учиться у них.

В процессе физкультурных занятий детей готовят к успешному обучению в школе, решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Традиционное занятие состоит из 3-х частей:

  1. Подготовительная, подготовка организма к физической нагрузке (ФН) – построение, объяснение цели и задач занятия, различные виды ходьбы, легкий бег, прыжки, упражнения по сигналу, упражнения на равновесие, на профилактику нарушения осанки и т.д.
  2. Основная часть, целью которой является обучение, закрепление и совершенствование, состоит из общеразвивающих упражнений (ОРУ), основных движений, имитация движений, игровые виды спорта, подвижные игры.
  3. Заключительная часть включает упражнения малой подвижности для приведения организма ребенка в спокойное состояние.

На каждом занятии должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребенка. Активная двигательная деятельность помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки поведения в обществе.

На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблемы, стоящие перед педагогом. Но эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования. Наиболее содержательно в этом плане выглядит программа В.Г. Алямовской «Как воспитать здорового ребенка», где предлагаются различные формы проведения физкультурных занятий.

Итак, какие же варианты проведения физкультурных занятий можно использовать.

Формы альтернативных физкультурных занятий в работе с детьми:

 Игровые занятия, построенные на основе игр и игр-эстафет с включением игр. Целесообразно использовать для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, для обеспечения положительных эмоций. Вводная часть такого занятия может быть не долгой, т.к. подготовку организма к нагрузкам продолжит игра малой подвижности. Заключительная часть обеспечивает снижение нагрузки.

 Занятия-тренировки или тренировочные занятия – это серия занятий по обучению спортивным играм с элементами легкой атлетики; закрепление определённых видов движений. Оно обеспечивает возможность многократно повторить движение, потренироваться в технике его выполнения. Необходимо разумно и правильно делать подход к физиологической нагрузке.

 Круговая тренировка – принцип организации такого занятия достаточно прост: вводная и заключительная часть занятия проводятся в традиционной форме. В основной части выбирается педагогом определенное количество инвентаря (скакалки, скамейка, обручи, мячи) либо выполнение упражнения- (приседание, отжимание от стены, поднимание туловища, др. различные маховые движения, движения пловца, мельница и т.д.). Предоставляется место занятия- станция. Дети разделяются на группы по 3,4. И идет всё занятие по сигналу педагога по 1-2 минуты, затем дети переходят по кругу, пока не пройдут все станции. Обязательно дается перерыв при смене на новое упражнение, в зависимости возрастной категории обучающихся.

 Сюжетно-игровые занятия – построенное на сказочной или реальной основе. Беря за основу классическую структуру занятия, содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом.

 Занятия на спортивных комплексах и тренажерах. Такие занятия помогают достичь нужного оздоровительного эффекта за сравнительно небольшой период времени. Оздоровительная техника помогает решить и проблему дефицита пространства, поскольку легко умещается даже в небольшом пространстве.

 Занятия из серии «Забочусь о своем здоровье» проводятся не менее 3–4 раз в месяц. На этих занятиях дети учатся приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу, разминке в постели.

 Занятия с элементами психогимнастики – это специальный вид занятия (этюды, упражнения, игры), направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы психики ребенка. Они помогают создать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. С их помощью у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений. Упражнения сопровождаются различными текстами, помогающими детям лучше представить тот или иной образ, войти в него.

 С элементами Хатха-йоги – основу занятий составили комплексы физических упражнений с элементами Хатха-йоги. Для проведения таких занятий подбираются самые доступные йоговские позы. Они копируют позы животных, птиц, определенные положения людей, предметы. Многие позы названы их именами. Знакомые образы кошки, льва, рыбы, аиста, дерева и т.д. помогают детям лучше представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение. Благодаря этому дети лучше запоминают упражнения и легче их осваивают.

Для обеспечения дифференцированного подхода к обучающимся при обучении и закреплении основных движений можно использовать следующие занятия:

1) занятие по карточкам. После проведения вводной части и общеразвивающих упражнений каждый ребёнок помучает карточку, на которой в виде пиктограмм изображены основные движения, в которых нужно поупражняться данному ребёнку, и указана последовательность выполнения упражнений. По сигналу педагога дети упражняются в первом, изображенном на карточке виде движения, через 2 минуты переходят к следующему и т.д. На индивидуальных карточках может быть изображен и предмет, с которым надо поупражняться ребёнку. Это позволяет предложить отдельным детям выполнить упражнения с гимнастической палкой для профилактики нарушения осанки, с гантелями для развития силы, девочкам – с лентами, мальчикам с фитболами, или выбрать физкультурный снаряд по желанию. Кроме того, такое занятие хорошо использовать в работе со слабослышащими детьми, за счет карточек дети четко понимают задачу, которая перед ними стоит.

2) занятие с одним пособием интересно уже тем, что на таком занятии у педагога есть возможность продемонстрировать детям многообразие способов использования какого-либо спортивного предмета в различных видах деятельности (прыжках, беге, метании, лазании, равновесии). Оно включает в себя разнообразные упражнения, что обеспечивает развитие физических качеств, двигательных умений, оказывает положительное влияние на различные виды мышц и способствует воображению, фантазии, дети учатся использовать один предмет в разных ситуациях. Например: занятие с обручем.

Вводная часть – бег из обруча в обруч, ходьба приставным шагом боком по обручу, прыжки из обруча в обруч.

Общеразвивающие упражнения – с обручем.

Основные движения – в обруч различными способами, бег змейкой между ними.

Подвижные и малоподвижные игры подбираются также с использованием обруча.

3) диагностическое или контрольное занятие может быть построено в виде приема в школу космонавтов, спортивную школу, для чего дети проходят как бы проверку на силу, выносливость, умение выполнять основные движения. Диагностику также можно провести в игры «Вертушка». Каждый ребёнок или группа детей получают путевой лист по типу занятия по карточкам, на котором указаны движения и порядок их выполнения. На станциях их поджидают эксперты (педагог, инструктор), которые фиксируют результаты выполнения упражнения. Такой прием в проведении диагностики очень эффективен.

4) занятия-походы – это длительная спортивная ходьба по заданному маршруту. Эти занятия позволяют детям укрепить свое здоровье, так как ходьба и бег – универсальные виды движения, при которых работают все группы мышц. Расстояние, которое дети проходят во время похода – от 1,5 до 3 км, время непрерывного движения – от 15 до 25 минут, длительность промежуточного привала – 5–10 мин., большой привал, на котором организуются игры, соревнования и отдых перед обратной дорогой – 30–40 минут. Отправляясь в мини-поход с некоторыми его атрибутами (рюкзак, фляжка с водой), первую часть пути и после привета дети проходят несколько медленнее. Чтобы ввести организм в режим нагрузки, темп ходьбы может быть несколько увеличен, но необходимо строго следить за состоянием детей. Перед привалом темп также снижается. Впереди идут менее подготовленные дети, в конце колонны – физически более крепкие, чтобы колонна не растягивалась.

5) занятия с элементами спортивного ориентирования – проводятся на участке школы (парка). Перед занятием 2 команды получают маршрутные листы. На них схематично изображен участок, где будет проходить занятие и путь следования команд. После небольшой разминки команды отправляются в путь в сопровождении воспитателя и преодолевают различные препятствия: перелезают через барьеры или пролезают сквозь них, лазают по гимнастической лестнице, идут по бревну и т.д. Заканчивают маршрут обе команды в одном месте, где их поджидает письмо или сказочный персонаж с предложением поиграть, провести эстафету и т.д.

Это разнообразие, в проведении физкультурных занятий помогает педагогу развить в детях интерес к физкультуре, повысить двигательную активность детей и моторную плотность занятий.

Вырабатывая навыки владения основными движениями и выполнения физических упражнений, происходит знакомство детей с физическими, физиологическими процессами человека во время занятий физкультурой (строение тела, мышц, правильной осанки, роли позвоночника в организме, работе сердца, о роли режима дня, о правильном питании). Кроме того, о правилах поведения, помощи при травмах (ушибы, порезы, обморожения и т.д.) – всё это для осознанного отношения к физкультурным занятиям.

Содержание занятий подбирается в соответствии с поставленными программными задачами. Чередование упражнений разного характера и интенсивности с периодами отдыха при использовании разных способов организации детей (фронтальной, групповой, индивидуальной), одновременного или поочередного выполнения упражнений обеспечивает моторную плотность занятий примерно на 60–80%. Применяя различные приемы руководства деятельностью детей на занятиях, воспитатель постоянно заботится о том, чтобы все дети были на них активны, проявляли инициативу и навыки самоорганизации. Подростковый период – это время активного формирования организма ребенка. В этот период закладывается фундамент таких двигательных качеств, как сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость, совершенствуются функциональные возможности организма. В этом немаловажную роль играет физическая культура, как часть системы физкультурно-оздоровительной работы, а основная ее форма- физкультурные занятия.

Список литературы

1. Алямовская В.Г. Программа «Как воспитать здорового ребенка».

2. Глазырина Л.Д. Физкультура дошкольникам старшего возраста. М., 2000.

3. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в образовательном учреждении. Москва – Скрипторий 2006 г.

4. Голомидова С.Е. Физкультура, нестандартные занятия. Волгоград издательско-торговый дом «Корифей» 2005 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нетрадиционная форма проведения занятий по физической культуре. Педагог дополнительного образования МАУ ДО «ЦТ «ПИРАМИДА» ПОДГАЙЧЕНКО НАТАЛИЯ АНТОНОВНА 2018Г .

Слайд 2

Игровые занятия

Слайд 3

Занятия -тренировки

Слайд 4

Занятия на тренажерах

Слайд 5

Занятия из серии «забочусь о своем здоровье»

Слайд 6

Занятия с элементами психогимнастики

Слайд 7

Занятия С элементами хатха -йоги

Слайд 8

Занятия По КАРТОЧКАМ

Слайд 9

Занятие с одним пособием

Слайд 10

Диагностическое(контрольное) занятие

Слайд 11

Занятия с элементами спортивного ориентирования

Слайд 12

Занятия - походы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка

В данной статье освещается методический материал по внедрению на уроках английского языка нетрадиционных форм обучения....

Нетрадиционные формы проведения уроков немецкого языка

Данная статья поможет учителям реализовать свои навыки и умения при подготовке у урокам.Использовать нетрадиционные формы и методы...

Нетрадиционные формы проведения уроков физической культуры

Нетрадиционные формы проведения уроков физической культуры...

Использование нестандартных форм проведения уроков физической культуры в контексте компетентностного подхода в образовании.

Для реализации стратегического плана развития физической культуры на период до 2020 года перед школой поставлено ряд задач, одна из которых — формирование ключевых компетенций, определяющих совр...

Методические рекомендации «Нетрадиционные формы организации уроков физической культуры»

Нестандартный урок- это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру»По И.П. ПодвласовуВВЕДЕНИЕкак построить работу, чтобы сформировать устойчивый интерес к занятия...