«Проектная деятельность в коллективе декоративно-прикладного творчества как способ развития творческих способностей учащихся. Из опыта работы»
статья (7, 8 класс) на тему

Галко Александра Васильевна

Учебный проект - проверенный временеми способ организации творческой активности учащихся, особенно в коллективе декоративно-прикладного направления. В Проекте каждый ребенок может проявить индивидуальность и создать социально-значимый продукт. Всем педагогам советую использовать метод проектов в качестве отличного способа развития творческих способностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Дворец детского (юношеского) творчества Красногвардейского района

города Санкт-Петербурга «На Ленской»

Курсы повышения квалификации

«Проектная деятельность в коллективе декоративно-прикладного творчества как способ развития творческих способностей учащихся. Из опыта работы»

Автор:

Галко Александра Васильевна

педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ДДЮТ Красногвардейского района «На Ленской»

Санкт-Петербург

2018


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................……………………………………………………..…………...3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»……..………4

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ»……………8

ПРОЕКТ «ТАДЖ-МАХАЛ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)…………………………………………..10.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………14.

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………………14


ВВЕДЕНИЕ

Тема данной работы была выбрана в связи накоплением опыта проектной деятельности учащихся в коллективе дополнительного образования, доступностью информационных технологий. Проектная деятельность учащихся является актуальной темой, так как приучает ребенка рационально планировать и реализовывать социально-значимый продукт, что является одной из приоритетных задач дополнительного образования. Проектная деятельность побуждает учащихся к самостоятельной активности, расширению сферы познавательных интересов, развитию информационной компетентности.

Цель работы:

1.Проанализировать положительное влияние проектной деятельности учащихся на творческие способности учащихся.

Задачи:

  1. Рассмотреть проектную деятельность.
  2. Проанализировать учебные проекты учащихся.
  3. Выявить связь между участием детей в проект деятельности и развитием их творческих способностей.

Объектом исследования данной работы творческие способности учащихся студии декоративно-прикладного направления.

Предметом исследования – использование проектной деятельности в развитии творческих способностей учащихся студии декоративно-прикладного направления.

Гипотеза исследования: проектная деятельность является средством развития творческих способностей учащихся студии.

В данной работе использовались следующие методы исследования:

  • анализ литературы
  • включенное педагогическое наблюдение (Карта наблюдения)
  • тест Торренса,

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.

Проект (от лат. «projectus», буквально-брошенный вперёд) замысел, план.

 

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.

Метод проектов как обучение в процессе «делания» возник во второй половине 19в. в сельскохозяйственных школах США и явился по существу альтернативой абстрактному, оторванному от жизни школьному обучению, поскольку осуществлял его связь с жизнью.

Прагматистская педагогика зародилась в недрах философии прагматизма, связанного с именами Ч. Пирса и У. Джемса, и свое окончательное формирование получила в трудах Д.Дьюи и его последователей – У.Х. Килпатрика, Э. Коллингса.

В России идеи Д. Дьюи наиболее полно были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко. Однако отношение отечественной педагогики к методу проектов было далеко неоднозначным. Вначале метод был признан перспективным. Но вскоре был объявлен «легкомысленным прожектерством», его универсализация признана «вредной», а использование в обучении запрещено Постановлением ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» в 1931г.

Переосмысление идей Д. Дьюи и его последователей, возрождение интереса к методу проектов в России произошло в 80-е годы XX века. С позиций современной педагогики метод проектов обеспечивает:

- активную позицию учащихся в учении;

- развитие познавательного интереса учащихся;

- формирование общеучебных умений, навыков и компетенций:

исследовательских, рефлексивных и др., непосредственно связанных с

опытом их применения в практической деятельности;

- связь обучения с жизнью.

Дидактическую ценность проекта можно рассматривать в двух аспектах - с точки зрения учащегося и с точки зрения учителя:

С точки зрения учащегося проект – это возможность:

- делать самостоятельно что-то интересное в группе или одному;

- решить интересную проблему, сформулированную самими учащимися в

целях и задачах;

- максимально использовать свои возможности;

- проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания;

- принести пользу;

- публично показать достигнутый результат и т.п.

С точки зрения учителя (преподавателя) проект это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения, навыки и компетенции, в числе которых:

- проблематизация (рассмотрение проблемной ситуации, выделение имеющихся противоречий, формулирование проблемы и подпроблем, постановка цели и задач и т.д.);

- целеполагание и планирование деятельности;

- самоанализ и рефлексия;

- поиск и критическое осмысление информации (отбор фактического материала, его интерпретация, обобщение, анализ);

- освоение методов исследования;

- практическое применение знаний, умений и навыков в нестандартных ситуациях и др.

Практико-ориентированные (прикладные) проекты. Целью проектов данного типа является получение результата, ориентированного на социальные интересы самих участников. Так, на основе полученных исследований в области экологии, географии, истории и др.могут быть разработаны следующие документы:

  • программа действий, направленная на преодоление выявленных проблем;
  • справочный материал;
  • методические рекомендации;
  • словарь терминов;
  • проект виртуального музея, зимнего сада и т.д.

Практико-ориентированные проекты требуют тщательно продуманной структуры с определением поэтапных действий с указанием результатов; определения функций каждого участника, координация и корректирование их деятельности; оценка возможных способов внедрения результатов проекта, учет возможных рисков и пр.

Основные требования к проекту составляются и обсуждаются педагогом вместе с учащимися, комментируются, а при необходимости корректируются и конкретизируются с учётом предложений, внесённых учащимися.

Последовательность работы над учебными проектами:

1. Организационно-подготовительный этап

Определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микро-групп, если проект групповой или коллективный. Формирование мотивации участников, создание инициативной группы учащихся, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.

2. Технологический

Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль. Выполнение «продукта» (коллекция кожгалантерейных изделий, комплект бижутерии, и.т.д.). Помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности.

3. Итоговый

Оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка устной презентации и защита содержания проекта, рефлексия.

Помощь в разработке отчета о работе, подготовка выступающих к устной защите, отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей, выступление в качестве эксперта на защите проекта, участие в анализе проделанной работы, оценка вклада каждого из исполнителей.

Проектная деятельность позволяет реализовать межпредметные связи.

В проектной деятельности учащиеся проявляют свои интересы, склонности, ценностные ориентации.

Открываются перспективы поиска информации, адекватной целям учебной деятельности (а не бессмысленного интернет-серфинга).

Формируются умения предъявлять убедительные результаты собственной деятельности.

На практике доказывают свою эффективность и групповые и индивидуальные, межпредметные практико-ориентированные темы проектов.

Специфической особенностью проектной деятельности является ее активизирующее влияние на развитие творческой направленности личности и обеспечение творческого характера освоения действительности. Проектная деятельность, предоставляя учащемуся широкое поле новой для него деятельности, тем самым способствует появлению широкого круга интересов. Она в полной мере является личностно-ориентированной деятельностью, значимым средством развития личности субъекта учения. Наиболее значимые линии влияния прослеживаются в формировании адекватной самооценки на ступенях обучения, в снижении общих показателей тревожности, повышении уровня психологической устойчивости учащихся. Опираясь на наличный уровень развития самосознания учащегося, проектная деятельность оказывает значительное влияние на формирование регулятивных компонентов, что эмпирически проявляется в достижении более высокого уровня личностной зрелости учащихся в ее развитых формах. Обучение учащихся в условиях проектной деятельности способствует становлению познавательной сферы и развивает творческие (творческое воображение, невербальная креативность) и образные (пространственное мышление и воображение, образное мышление и память) характеристики познавательных процессов.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ 

На современном этапе развития одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности. Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием её успешного выполнения.

Отдельные способности человека ещё не гарантируют успешного выполнения им сложной деятельности. Для успешного овладения любой деятельностью необходимо определенное сочетание отдельных, частных способностей, образующих единство, качественно своеобразное целое, синтез способностей. В этом синтезе отдельные способности объединяются вокруг определённого, стержневого личностного образования, своего рода центральной способности. Различают способности разного уровня – учебные и творческие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений и навыков. Творческие способности в обыденном сознании очень часто отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку. Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность».

Психолог В.Н. Дружинин определяет акт творчества как реальное преобразование предметной деятельности, культуры и самого себя [1].

Советский невропатолог, психиатр, психолог, физиолог и морфолог В.И. Бехтерев трактует творчество с рефлексологической точки зрения как «созидание чего-либо нового» в ситуации, когда «проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта» [2].

В психологическом словаре творчество трактуется как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового [3].

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остаётся до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся данной проблемы. Многие психологи связывают способности с творческой деятельностью, прежде всего, с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Джой Пол Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего [4].

Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:

1) оригинальность — способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

2) семантическая гибкость — способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования;

3) образная адаптивная гибкость — способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

4) семантическая спонтанная гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.[5]

Исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качества творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей. Поэтому условия максимального проявления творческих способностей предполагают активизацию не только эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, мышления.

Личный педагогический опыт показывает, что проектная деятельность учащихся успешно справляется с задачей активизации воображения, логического и образного мышления, дивергентного мышления.

ПРОЕКТ «ТАДЖ-МАХАЛ»

В качестве иллюстрации опыта проектной деятельности приведу пример 2017-2018 учебного года.

Цель проекта: составить алгоритм работы по созданию комплекта украшений из натуральной кожи и авторского стекла на основе стиля памятника культуры Тадж-Махал.

Задачи:

  • составить поэтапный план работы по созданию комплекта;
  • выбрать технологии обработки материалов;
  • подготовить материалы, инструменты, оборудование;
  • оформить текст проекта и подготовить презентацию для предъявления проекта обществу.

Гипотеза: декоративное решение «Тадж-Махала» эффектно можно использовать в предметах бижутерии, совмещая современные материалы и способы их обработки

Планируемый результат:

Качественно выполненный комплект украшения в смешанной технике (художественная обработка кожи и фьюзинг), который является наглядным подтверждением предложенного учащимся алгоритма работы.

Исполнитель: С. Дарья, 15 лет.

План проведения проектной деятельности:

  1. Осмысление проблематики данной работы: как создать современный комплект украшений для девушки, имея следующие расходные материалы: натуральная кожа, цветное стекло.
  2. Конкретизация направления работы: в каком стиле создавать комплект, на какие исторические визуальные источники можно опереться при разработке данного комплекта, из каких предметов будет состоять комплект: кулон+ браслет, кольцо, серьги.
  3. Составление плана практической работы: от разработки эскиза, до оформления готового изделия и предъявления украшения на публике.
  4. Практическая реализация задуманного украшения из кожи и стеклянных вставок.
  5. Осмысление результатов, оформление пояснительной записки и презентации к данному проекту.

Этапы проекта:

  1. Интеллектуальный этап. На данном этапе Дарья с педагогами обсуждала свои идеи, рассматривала множество исторических и наглядных источников, искала аналогии в ювелирных изделиях старинных мастеров. Затем определившись с историческом стилем, подобрала иллюстративный материал по декоративно-прикладному убранству Тадж-Махала. Нашла литературу по истории создания этого памятника культуры, выбрала наиболее интересный искусствоведческий материал.
  2. Практический этап. Сначала разработала эскиз, продумала технологию обработки материалов (и стекла и кожи), обсудила план работы с педагогами. Затем подобрала необходимые материалы: картон, натуральную кожу высокого качества, светлого бежевого оттенка, натурального дубления, цветные стекла зеленого и голубого цветов. Заплавила стекло в специальной печи для фьюзинга при температуре 850 град. Цельсия. Выполнила декор по эскизу и оформила кулон, браслет, кольцо и серьги.
  3. Аналитический этап. Проанализировав свою работу, по совету педагогов, Дарья описала её в форме исследования - проекта, который будет полезен как друзьям в коллективах «Кожаная магия» и «Зазеркалье», так и педагогам, которые преподают похожие предметы, а также всем девушкам, которые хотят проявить свою индивидуальность в авторских украшениях. Поработав над объемным проектом, осознала, что декоративно-прикладное искусство скорее всего станет для Дарьи профессией.

Работа над проектом у Дарьи заняла около 5 месяцев (девочка занимается в двух студиях декоративно-прикладного направления+ в оркестре+ в коллективе краеведения).

Результатом проектной деятельности можно назвать:

  • Качественно выполненный комплект украшений в восточном стиле;
  • Искусствоведческий реферат «Тадж-Махал»;
  • Диплом лауреата выставки городской выставки;
  • Опыт проектной деятельности.

Как педагог дополнительного образования, могу регулярно использовать исследовательский метод включенного наблюдения.

Метод педагогического наблюдения доступен для каждого педагога. Карта наблюдения для учащихся декоративно-прикладного направления такая:

Фамилия, имя ребенка, творческое объединение

………………………. ……………………….

Признак

Степень выраженности

Часто (высоко)

Иногда (средне)

Никогда (низко)

  1. Желание начать новую работу

  1. Стремление регулярно заниматься созидательной деятельностью

  1. Активное включение в обсуждение коллективных выставочных проектов

  1. Генерирование идей для коллективных выставочных работ

  1. Спонтанные идеи новой творческой работы

  1. Генерирование сложных идей, требующих межпредметных взаимодействий

  1. Настойчивость в завершении своих творческих работ

Дата наблюдения ……… Время ……….. Педагог……….

 Данные карты могут быть дополнены. Проводить «инструментированное» наблюдение следует в апреле, когда учащийся 1 года обучения получил достаточный опыт продуктивной деятельности.

По карте наблюдения Дарьи можно отметить очень высокий уровень её способности генерировать сложные идеи для новых работ, которые подразумевают широкий кругозор и глубокие знания по истории культуры народов мира. Объективно, спонтанность выдвижения идей для новых работ у Дарьи на среднем уровне. Но это компенсируется высоким уровнем активности в созидательной деятельности.

Тест Торренса

Диагностика проводилась в группе декоративно-прикладного направления. Исследование прошли 12 учащихся 9-11 лет. А также в группе технического направления. Исследование прошли 11 человек 8-11 лет.ft_torrensa

 

«Завершение фигуры». Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумайте название к каждому рисунку.
Источник: https://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskogo-myshleniya

После обработки результатов тестирования, составлена таблица

Ф, И.

Беглость

гибкость

оригинальность

разработанность

итого

1

2

3

23

Опыт тестирования показал небольшое преимущество группы декоративно-прикладного направления в развитии творческих способностей перед группой технической направленности. Однако, как указывают специалисты, делать выводы основываясь лишь на одной методике исследования, ненаучно, данные полученные в данном эксперименте носят иллюстративный характер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя теоретический материал по проектной учебной деятельности, развитию творческих способностей детей школьного возраста, а также многолетний опыт педагогической работы и включенного наблюдения, можно констатировать

Учащиеся, регулярно занимающиеся декоративно-прикладной деятельностью,  включенные в проектную коллективную или индивидуальную деятельность, характеризуются высоким уровнем развития творческих способностей, отличаются дивергентным мышлением, демонстрируют высокую мотивацию к дальнейшему совершенствованию своих способностей.

Динамика развития творческих способностей – предмет более крупного исследования, в течении двух-трех лет, за рамками данной курсовой работы.

Цель исследования считаю достигнутой, гипотеза косвенно подтверждена.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ашевская, Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся [Текст] / Л.А. Ашевская // Русский язык в школе. – 2001. - № 6. – С. 21.
  2. Бехтерев, В.М. Проблемы развития и воспитания человека [Текст] / В.М. Бехтерев. – М., 2000. – 420 с.
  3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - М., 2000. – 351 с.
  4. Босова, Л. Л. Компьютерные уроки в начальной школе [Текст] / Л. Л. Босова // Информатика и образование. – 2004. – № 2. – С. 16.
  5. Бухаркина, М. Ю. Разработка учебного проекта [Текст] / М.Ю. Бухаркина. – М., 2003. – 140 с.
  6. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер Ком, 2009. – 368 с.
  7. Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ [Текст] / В.И. Ефремов. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2003. – 347 с.
  8. Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе [Текст] / Н.В. Иванова // Начальная школа. – 2004. – № 2. – С. 96.
  9. Конышева, Н.М. О проблеме проектной деятельности школьников [Текст] / Н.М. Конышева // Начальная школа. – 2002. – № 12. – С. 39.
  10. Левин, В.А. Воспитание творчества [Текст] / В.А. Левин. – Томск: Пеленг, 1993. –  56 с.
  11.  Лук, А.Н. Психология творчества [Текст] / А.Н. Лук. – М., 2008. –  125 с.
  12.  Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников [Текст] / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М: Изд. Центр «Вентана - Граф», 2002. – 23 с.
  13.  Никитина, А.В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] / А.В. Никитина // Начальная школа. – 2012. - № 10. – С. 45.
  14. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. – М.: Педагогика, 2003. – 230 с.
  15. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 310 с.
  16. Туник, Е.Е. Природа и диагностика творческих способностей (Методические рекомендации для психологов и педагогов) [Текст] / Е.Е. Туник. - Санкт-Петербург, 2002. – 34 с.
  17. Учебные проекты: возможности Интернет. Бухаркина М. Ю.// Сборник докладов научно-практической конференции «Глобальные телекоммуникации в образовании». – М., 2006. – С. 43.
  18. Шаронин, Ю.В. Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в системе непрерывного образования (синергетический подход) [Текст] / Ю.В. Шаронин. – М., 2008. – 321 с.
  19.  Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии [Текст] / В.В. Юрчук. - М., 2001. - 768 с.


[1] Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер Ком, 2009. – 368 с.

[2] Бехтерев, В.М. Проблемы развития и воспитания человека [Текст] / В.М. Бехтерев. – М., 2000. – 420 с.

[3] Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии [Текст] / В.В. Юрчук. - М., 2001. - 768 с.

[4] Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер Ком, 2009. – 368 с.

[5] http://www.bibliotekar.ru/psihologia-2-1/142.htm Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе

На протяжении последних лет работаю над темой "исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе". Считаю, что процесс...

«Проектная технология как один из способов развития творческих способностей учащихся»

как могут помочь проектные технологии в условиях перехода на ФГОС...

«Проектный метод как способ развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка»

Поликультурное образование современного  школьника включает изучение английского языка, как важного предмета, необходимого для успешной социализации в современном многоязычном мире. Английский яз...

Развитие творческих способностей учащихся (Из опыта работы)

В данной работе предусмотрены задания, разработанные для организации работы по развитию творческих способностей учащихся 5-8 классов. Они направлены на повышение уровня логического мышления, культуры ...

Использование проектных технологий как способов развития творческих способностей учащихся.

      Метод проектов был известен еще в 20-е годы XX века. Его использование дало возможность реализовать личностную деятельность (В.Давыдов, Ш.Амонашвили) и личностно ориентиров...

Выступление на МО "Развитие творческих способностей учащихся: из опыта работы"

Выступление на МО "Развитие творческих способностей учащихся: из опыта работы"...