Развитие творческих способностей учащихся (Из опыта работы)
статья на тему

В данной работе предусмотрены задания, разработанные для организации работы по развитию творческих способностей учащихся 5-8 классов. Они направлены на повышение уровня логического мышления, культуры речи обучающихся, формирования у них практических навыков связной речи. Нетрадиционные типы заданий способствуют решению задачи методического обеспечения образовательного процесса, предназначены для использования во время занятий практического характера на уроках развития речи, закрепления изученного материала, повторения и обобщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx53.14 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоильмовская средняя общеобразовательная школа» Черемшанского муниципального района Республики Татарстан

Развитие творческих способностей учащихся                                        

(Из опыта работы)

                                                                       2013 г.

                                 Мельникова  Татьяна Васильевна-

учитель русского языка и  литературы

                                                        высшей квалификационной категории      

МБОУ«Новоильмовская средняя

                                                       общеобразовательная школа»

Черемшанского  муниципального

района  Республики Татарстан

           

            В данной работе предусмотрены задания, разработанные для организации работы по развитию творческих способностей учащихся 5-8 классов. Они направлены на повышение уровня логического мышления, культуры речи обучающихся, формирования у них практических навыков связной речи. Нетрадиционные типы заданий способствуют решению задачи методического обеспечения образовательного процесса, предназначены для использования во время занятий практического характера на уроках развития речи, закрепления изученного материала, повторения и обобщения.

     

    Одной из приоритетных задач современной школы является  создание необходимых и  полноценных  условий для личностного развития  каждого ребёнка, формирование активной жизненной  позиции, субъективности  ребёнка   в учебной деятельности. В связи с этим большое значение приобретает развитие творческого мышления, творческих способностей.

Этой стороне учебного процесса необходимо  уделять  внимание на уроках русского языка и литературы, во внеклассное время уже в 5-6 классах. Дети в этом возрасте ещё любят играть, игру-то и можно  успешно использовать для развития творческой мысли. Важно только, исходя из цели, конкретного содержания изучаемого  материала, найти форму игры, органично «вплести» её в урок, чтобы помочь развитию творческих способностей детей. Это могут быть игры, основанные на соревновании, игры, выявляющие чуткость к слову («Кто быстрее?», «Кто точнее?» и т. д.), инсценирование. Например, в 5 классе при изучении темы «Пословицы и поговорки» можно провести игру «Закончи пословицу», «Подбери пару» (из родной литературы), «Отгадай пословицу по слову», «Найди пропущенное слово». Такие игры способствуют обогащению словарного запаса, восприятию образности  пословиц и поговорок, учат применять в речи. Можно предложить задание определить тему, нарисовать иллюстрацию, придумать ситуацию к той или иной пословице и поговорке, написать сочинение.                                                                                

При изучении темы «Загадки» учащиеся с интересом придумывают свои загадки по аналогии.

    На уроках, посвящённых изучению народных и литературных сказок, дети «становятся» артистами: готовят костюмы, декорации, перевоплощаются в героев любимых сказок. Интересна для ребят  игра с иллюстрациями (приём известный, описан М.А. Рыбниковой). Используя иллюстрации ребят или наборы открыток, например, по сказкам  Х-К Андерсена, А.Пушкина, можно предложить  ребят  вспомнить название, автора, героев,  «озвучить» иллюстрацию.            

    Удачна для развития творческих способностей учащихся театрализованная игра, которую можно проводить как на  уроках, так и  во внеклассное время. Такая форма доступна и интересна школьникам любого возраста.  Ценность её в том, что она вносит в учебный  процесс новые ощущения. Конечно, здесь необходима подготовительная работа: выбор темы, распределение ролей, создание сценария,  1-2 репетиции, подготовка костюмов и декорации. Например, в форме театрализованной игры можно построить урок внеклассного чтения по басням И.А. Крылова.

     Уроки в форме ролевой, деловой игры не только развивают творческие способности, но и создают  благоприятные условия  для реализации возможностей всех детей, помогают изжить равнодушие , скуку, формализм. В своей практике я применяю следующие формы такой игры:

-Встреча с героем литературного произведения. О чём бы его вы спросили?

-Вы герой произведения. Расскажите о себе. (Напишите  личный дневник персонажа).

-Представьте себе, что вы должны  написать письмо  одному из персонажей и выразить  благодарность, сожаление, сочувствие или вступить с ним в дискуссию.

-Интервью у писателя (на уроках изучения биографии писателя, на уроках обобщения знаний по его творчеству).

-Пересказ эпизода от имени героя произведения.

        Творческой деятельности требуют и этюды-импровизации, когда ученики домысливают действия,  сочиняют отдельные эпизоды, эпилог. Например, «Будущее Вани Солнцева»,  «Вася и Соня на могиле Маруси. О чём они думают? Говорят?»

         На обобщающих уроках по теме «Русские поэты о родной природе» предлагается  такая работа: нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению, выразить в цвете  настроение, чувства лирического героя, выразительно прочитать, истолковать.

         Непосредственное  отношение к развитию творческих способностей учащихся  имеет работа над текстом изложения, сочинения разных жанров, творческие работы, работа по картине, редактирование. Редактирование  работ товарищей (изложений, сочинений) оказывает благотворное влияние на развитие творческой мысли, особенно когда требуется совершенствовать текст: устранить тавтологии, лишние  факты, слова, восполнить недостающее, усилить основную мысль, изменить  отдельные неудачно сформулированные предложения. Как правило, такая работа начинается с рецензирования лучших работ, с выделения достоинств. Размножив изложения, сочинения, сначала предлагаю коллективную работу, затем -  в группах , в парах.

        Такой вид работы, как творческое  изложение, даёт учащимся  возможность  проявить и свою самостоятельность в использовании имеющихся у учащихсязапаса слов, разнообразных синтаксических конструкций, в отборе средств выразительности. Дети вносят определённые изменения в содержание предложенного текста. Например, пересказ от лица одного из героев, замена одних синтаксических конструкций  другими, придумывание начала или конца текста.

          Эффективны творческие диктанты по картине. Как показывает опыт, они пробуждают  у учащихся живой интерес, активизируют  творческую мыслительную деятельность, развивают речь. Ребята  овладевают грамматической синонимикой,  умением при помощи различных средств  выражать мысли. Описание картины  можно рекомендовать продолжить рассказом о том, что произойдёт после момента, изображённого на картине.

Разнообразны виды творческих работ, проводимых на уроках по изучению морфологии. К ним относятся:

-творческое списывание

-творческий диктант

-свободный диктант

-творческое изложение

-сочинения

Все виды должны проводиться в определенной системе, начиная с тех, которые требуют меньшей самостоятельности.

                                                                        Творческое списывание

   Творческое списывание, как и творческий диктант, изложение может быть обучающим и контрольным.Обучающее списывание рекомендуется  проводить на уроках изучения  орфографического правила.Учащимся предлагается,например, текстс пропущенными  словами, написание которых надо проверить. В ходе работы над текстом подбираются пропущенные слова, проводится орфографический разбор.                                                                                                                                                              

Задание: списать текст, вставляя пропущенные прилагательные, подчеркнуть окончания прилагательных.

1.Наступила….зима. Выпал…снег. Он покрыл…ковром землю,….деревья,крыши домов. К вечеру….мороз сковал…землю, образовал…. Кору на снегу. А на другой день началась метель,   ветер со  …свистом кружил… в воздухе….пыль.

2.Прошли… каникулы. Первого сентября перед ребятами раскрыла… двери… школа. Звенит … звонок. Он нарушил… тишину, созвал… детвору в …классы. В них пахнет… краской. Все чисто, светло. … Начались уроки. А после уроков…. Школьники долго делились …. впечатлениями о … походе, о … сборе у костра, о … путешествиях по родному краю.

3.Задание: Спишите текст. Подберите синонимы к прилагательному   «сильный»  

    1)Сильный ветер сорвал желтые листья с деревьев.

    2)Заливные лучи покрылись сильным туманом.

    3)Сильные лучи прожектора скрещивались в далеком небе.

    4)Земля была размыта сильным потоком дождя.

    5)Мы едва смогли грести против сильного течения.

    6)Сильных волей солдат не сломил грозный враг.

Сильный ветер- порывистый, резкий.    

Сильный туман- густой,сплошной.

Сильные лучи - яркие, ослепительные.

Сильные потоки - бурные, обильные

Сильное течение - быстрое, стремительное.

Сильная воля - непреодолимая, большая.

4. Местоимение. Замените повторяющиеся существительные местоимением.

 Лакомясь кедровыми орехами, серый медвежонок встретил черного медведя. Испугавшись косолапого, медвежонок полез на ближайшее дерево. Черный медведь сначала тоже испугался медвежонка, а потом полез за медвежонком. Когда медвежонок уцепился за самую верхушку, мишка безжалостно сбросил медвежонка. Хромая, медвежонок побежал.Черный медведь мог бы погнаться за медвежонком и обидеть медвежонка, но боялся, что где-нибудь спряталась старая медведица.

                                                                Творческий диктант.

Различаются три вида творческого диктанта:

1)Творческий диктант с введением в текст изучаемых орфограмм.

2)Составление текста по опорным словам.

 3)Подбор опорных слов по картине и составление текста по ней.

    При творческом диктанте текст воспринимается на слух, ученик, чтобы не отстать, должен работать быстрее.                                                                                                                                                                                                                         1.Например: Списать текст, вставить подходящие прилагательные, подчеркнуть корни с безударными гласными. Озаглавьте текст.

          Было (жаркое, знойное) лето. Кузьма шел по(зеленому, пестрому) лугу. Вдруг в ( . . .) траве что-то зашевелилось. Это были  ( . . .) зайчата. Кузьма быстро накрыл их  ( . . .) курткой. Захотелось Кузьме вырастить ( ……) малышей, он завернул их в свою куртку и понес домой. Теперь в ( . . .) ящике живут ( . . .) зайчата. Они привыкли к  ( . . . ) хозяину.

2.Задание:Заменить глагол прошедшего времени глаголом будущего времени; местоимение 1 лица местоимением 2 лица.

                                                               Щегленок.

           Зимой я поймал в западню щегленка и посадил в клетку. Я усердно ухаживал за ним, но он все старался улететь на волю. И пел он как-то печально.                                                                                                     Наступила весна, прилетели скворцы.Щегленок стал еще беспокойнее. Я решил выпустить его на свободу. Вынул я щегленка из клетки, растворил окно в сад и выпустил. С радостью выпорхнула птичка из моих рук.

3.Составить текст на тему  «Прогулка». Тема: правописание непроизносимых согласных. Опорные слова: праздничный, окрестность, прекрасная , известная личность, прелестный, радостный, поздний, счастливый, чудесный, живописный, интересный, участвовать.                                                          

4. «Как строится дом» .Опорные слова: планировщик , каменщик, стекольщик, водопроводчик, грузчик                                                                              

         

5 Наречие. 7 класс. Составьте рассказ по опорным словам, озаглавьте: справа, слева, сплошь, вверху, вблизи, горячо, по-своему ,наконец, вокруг,во-первых,во-вторых,вскоре,сверху,совсем,близко,поодиночке.

                                                          Творческий диктант по картине.

        Подбирая картину, необходимо учитывать ту грамматическую цель, которая будет стоять перед творческим диктантом. Употребление определенных грамматических средств при описании картины должно диктоваться ее содержанием. Перед диктантом вывешивается репродукция. Кратко рассказать о художнике и о его замысле, обратить внимание на описываемые предметы и на то, что описание картины можно сделать более полным и ярким, если обогатить его словами, называющими признаки изображенных предметов. Ставится задача: распространить диктуемое так, чтобы употреблённые учащимися слова соответствовали  изображённому на картине. После записи всего текста 2-3 учащихся зачитывают свои работы, называя вставленные слова, делается вывод о значении включённой в описание картины категории слов. При организации работы над ошибками следует уделить внимание точности и выразительности включённых в диктант слов. Такая форма работы позволит воспитать внимательное отношение к слову и изжить формальный подход при выборе нужного слова. (В скобках даны примерные слова).

Класс

Часть речи

Задание

Содержание работы

 5кл.-

6кл.

Имя прил.

Имя прил.

Подобрать прилагательные в соответствии с изображённым на картине И.Шишкина «Утро в сосновом бору» и вставить в текст.

Задание, аналогичное 1-ому. Ф. Решетников «Прибыл на каникулы»

На картине И. Шишкина изображено (раннее) утро в (глухом, дремучем)  сосновом лесу. Лес окутан(лёгким туманом).( Яркие, золотые) лучи (летнего) солнца пробиваются сквозь туман и освещают верхушки(огромных) деревьев.(Осторожная) медведица вышла с тремя (косолапыми) медвежатами на прогулку.Медведица зорко охраняет(беззаботные, весёлые) игры своих медвежат. Ничто не нарушает спокойствия этого (чудесного) утра.

Два медвежонка взобрались на ствол(гигантской) сосны.Она вырвана бурей с корнем.Третий медвежонок стоит  на задних лапах на верхушке(исполинского) дерева.Когда мы смотрим на эту(замечательную)картину  великого художника, то чувствуем всю прелесть и спокойствие этого утра.

На картине «Прибыл на каникулы» изображён мальчик. (Обаятельное )лицо суворовца озарено (счастливой, радостной) улыбкой. ОН одет в (форменную, чёрную)шинель с (алыми) погонами на плечах.Будущий воин рапортует деду об (успешном) окончании учёбы. Дед с (ласковой) усмешкой принимает рапорт внука. В центре комнаты стол, покрытый (белоснежной) скатертью, на (паркетном)полу(красивый)ковёр, на окне(чистые тюлевые) занавеси. В углу-(высокая, пушистая, нарядная) ёлка. Всё готово к приезду(дорогого)гостя. Эта картина- (большая) творческая удача художника.

7кл.

Причастие

Вставить причастия и причастные обороты в соответствии с изображенным на картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

    На картине К. Маковского изображена (приближающаяся, надвигающаяся) гроза.На(потемневшем)небе большая серая туча. Она закрыла почти все небо. Солнца не видно.                                                (Усиливающийся,налетевший,набежавший)ветер клонит к земле траву, цветы и  спелуюрожь (желтеющую вдали; или: расстилающуюся золотистым ковром).Перед нами (испуганные) крестьянские ребятишки (убегающие от грозы). Они, очевидно,ходили  в лес за грибами. У девочки в (подвязанном у пояса)переднике много грибов. Ее льняные волосы растрепались от быстрой ходьбы и сильного ветра. На спине у нее маленький братишка(крепко обнявший шею сестры руками ). Он боится хоть на минуту оторваться от нее. (Замирающее от страха)сердце девочки громко стучит: успеет ли она добежать до деревни, прежде чем яркая (сверкающая)молния вспыхнет в черном небе, загрохочет гром и хлынет дождь.Одной ногой девочка уже на мостике (слегка прогнувшемся под тяжестью детей )                                                Вот-вот разразится гроза.

7кл.

Деепричастие

Вставить деепричастия и деепричастные обороты. Ф.Решетников «Опять двойка»

На картине Ф Решетникова изображен мальчик, который опять получил «двойку».Он застыл на пороге комнаты (виновато опустив глаза ,ни на кого не глядя ). В руках у мальчика потрепанный, неаккуратный портфель. Мать сидит на стуле,(скрестив пальцы рук, укоризненно глядя на сына). Младший братишка (улыбаясь) с любопытством смотрит на вошедшего. Сестра возмущена братом. Только пес радостно встречает своего любимца,(подняв хвост и высунув язык).Дружок упирается передними лапами в Вовину грудь.                                                     Невесело приносить домой «двойки» !

7кл.

Наречие

С.Григорьев. «Вратарь».Вставить в текст деепричастия и деепричастные обороты  соответствии с изображённым на картине.

Перед нами - пустырь близ городских строений. На воображаемом футбольном поле идет игра.                                                    Стоит в воротах (полусогнувшись, упершись руками в колени) вратарь. Он готов к броску. Разнообразны позы захваченных игрой болельщиков. Мальчик в красном лыжном костюме( широко расставив ноги, заложив за спину руки) «страхует» вратаря. Взволнованно смотрит на игру (вытянув шею)пионер в коричневом костюмчике. Более спокойно наблюдает за событиями девочка с куклой и школьница с красным бантом.                                                               Искренне увлечен игрой молодой парень.(Придерживая папку с бумагами) он сидит рядом с ребятами (забыв о своих делах) Запечатленная сцена вызывает у нас веселую улыбку. Такие картины часто встречаются в жизни.

7 кл.

Наречие

Вставить наречия в описание картины В.Васнецова «Аленушка».

Аленушка сидит на берегу и (печально, грустно, задумчиво) смотрит в воду. Ее темные мечтательные глаза(широко) открыты. Каштановые волосы (небрежно) падают на плечи.                                                 Взгляд Аленушки прикован к лесному озеру, по которому (медленно) плавают осенние листья.                                                                                     За спиной Аленушки (мрачно, таинственно, безмолвно) стоит лес. Ели (стройно) тянутся вверх. Лучи солнца (слабо) освещают верхушки деревьев.                                Природа охраняет Аленушку, разделяя с ней горе.

7 кл.

С. Григорьев. «В родной семье».

На картине демобилизованный солдат в кругу своей семьи. В руках у него баян. Видно, что бывший воин (хорошо, умело, искусно) играет. При этом он (счастливо, радостно) улыбается и (весело) смотрит на своего сына, который еще (очень ) мал, но (внимательно, серьезно) слушает музыку Малыш даже не разделся и (как-то забавно, неуклюже) сидит на чемодане. Девочка тоже застыла в молчании и смотрит на братишку. Ясно и светло сегодня на душе у матери. В этой картине, как и в других своих полотнах, С.Григорьев (удачно, талантливо) изобразил один из эпизодов нашей жизни.

9кл.

Сложноподчиненные предложения

Закончить начатое предложение так, чтобы получилось сложносочиненное предложение, описывающее изображенное на картине И.Левитана «Золотая осень»

На невысоком пригорке растут белоствольные березки, а рядом ….. (поднимаются дрожащие осинки, потерявшие свой летний наряд). Малейший ветерок- и…. (желтые листья, кружась в воздухе, плавно падают на землю)Спустимся к реке. Вода в ней, очевидно, еще не очень холодная, но….(купаться уже не хочется). На левом берегу реки лес уже одет в багрец и золото, а справа… (деревья еще не потеряли зеленую окраску). В реке отражается небо. Оно еще по-летнему голубое, но кое-где… (на нем уже появляются беловато-серые облака). Все тихо. Только изредка то застрекочет кузнечик, то… (зашуршат листья, то послышится плеск воды или крики улетающих птиц). Скоро наступит зима, и… (все покроется белым снежным ковром)

Сложноподчинённые предложения.

 Задание, аналогичное предыдущему, но по картине

И. Шевандроновой «В сельской библиотеке».

Действие происходит в небольшой библиотеке, которая…(находится в селе). Это можно доказать тем, что… (ребята-читатели одеты по-деревенски), что…. (в библиотеке простая неприхотливая мебель), что… (в окно видны небольшие дома). В библиотеке, хотя…(она и не небольшая), много книг. В центре стоит простой стол, где… (лежит раскрытая книга). Возле стола -  стул, на спинке которого… (висит яркий платок). Очевидно, в помещении не очень тепло, потому что… (у печки еще много дров, дети одеты, а библиотекарь работает в платке). Но зато в библиотеке светло, так как… (в комнате большое трехстворчатое окно).

9 кл.

Обособленные члены предложения.

Аналогичное предыдущему, но по картине Г. Нисского «Севастополь»

В картине «Севастополь» художник изображает момент обороны великого города. В ней представлен севастопольский памятник  Славы (несокрушимо стоящий над Черным морем). Около него - пушка и боевой расчет матросов. У подножия памятника лежит их погибший товарищ (прикрытый чёрной шинелью). На парапете – бескозырка павшего героя. Небо (полыхающее багровым заревом) играет кроваво-красными отблесками на море. Эта картина воспевает великий подвиг защитников Севастополя.

9кл.

Обособленные члены предложения.

Вставить в описание картины И. Репина  «Не ждали»  деепричастные обороты в соответствии с изображенным.

 

На картине «не ждали» Репин изображает неожиданное возвращение политического из ссылки. (Впустив в комнату странного незнакомца) служанка ( не зная его)с любопытством смотрит на пришельца. Он входит в родной дом неуверенно (робко переступая порог комнаты, не веря в то, что происходит). Его появление в семье вызывает смятение. Навстречу вошедшему (встав с кресла) поднимается старушка мать. Пройдет мгновение, и она (узнав сына) бросится к нему. Молодая женщина (перестав играть) также взволнованно (не спуская глаз) смотрит на вошедшего. Мальчик первым узнал отца. (Вытянув шею, широко раскрыв радостные глаза) он весь светится от счастья. Девочка настороженно смотрит на незнакомого ей человека.        Репин горячо сочувствует семье  героя картины, переживая вместе с нею неожиданную радость.

9кл.

Бессоюзные сложные предложения

Дописать начатые предложения, чтобы получились бессоюзные предложения.

На картине художника Ф.Решетникова «Прибыл на каникулы» мы видим:…(радостно и торжественно встречает  дедушка внука-суворовца) Сияющий вид маленького суворовца говорит об одном: … (он очень любит своего дедушку и рад встрече с ним). Суворовец отдает честь - …(дедушка стоит перед ним руки по швам). Девочка-пионерка смеется, глядя на приехавшего брата;… (рядом на стуле сидит большая белая кошка и смотрит на нее). В комнате светло и уютно: ....(на полу лежит яркий ковер, в углу стоит нарядная елка). На стене висит портрет молодого офицера,…. (над диваном – какая-то картина).Пройдут каникулы - ….(суворовец опять уедет учиться в далекий город).

9кл.

Обособленные определения.

 И. Айвазовский. «Девятый вал».Вставить в предложения обособленные определения.

Огромные массы пенящейся воды,…(ни  в чём не встречающей препятствия), несутся в стремительном беге.

 Огненные лучи солнца…(прорвавшие сквозь разорванные ветром тучи), зловещим пламенем освещают разбушевавшиеся волны.

 Гигантский водяной вал ,( седой от пены; вздыбленный ураганом), катится прямо на маленькую людей, …. (отчаянно борющихся с морской пучиной). Кажется, вот-вот громадная морская лавина, …. (холодная, прозрачно-зеленая; седая, лохматая)рухнет всей своей тяжестью на обломок мачты с людьми и раздавит их.(Измученные неравной борьбой) …,люди не теряют ни присутствия духа, ни чувства товарищества и помогают друг другу.(Изнемогавшие в скитаниях по морю после кораблекрушения)…, они подвергаются все новым тяжелым испытаниям. Всякий, кто смотрит на картину, восхищается мастерством художника,… (сумевшего изобразить мощь морской стихии)

9кл.

И. И. Шишкин. «Утро в сосновом бору». Вставить обособленные члены предложения.

На картине « Утро в сосновом лесу» изображены медведица и медвежата, . . (наслаждающиеся утренней прогулкой в глухой чаще леса).Еще очень рано; дремотны высокие сосны, . . .(еще не сбросившие с себя остатки сна); откуда-то, . . .(снизу), тянет сыростью и поднимается легкий туман, . . .(застилая лесные дали прозрачной дымкой).Солнце, . . .(только что вставшее), чуть золотит верхушки сосен; сквозь просветы видны перистые облака , . . . (плывущие высоко-высоко).Воздух , . . .(пахнущий свежей смолой ), чуть сыроват, прохладен, душист. В чаще леса , . . . ( у обрыва, на небольшой полянке), у сосны, . . . (сломленной бурею), расположились медведи . Два медвежонка, . . . (неуклюжие, смешные малыши), вскарабкались на ствол сосны и играют, а медведица-мать смотрит на них, . . . (недовольно ворча). Третий медвежонок залез на верхушку сосны, . . .( лежащей на земле), и, . . .(привстав на задние лапы), со страхом и любопытством смотрит куда-то вниз. В этот ранний час в лесу тихо, никого не видно, . . .(кроме медвежьей семьи).

9кл.

И. Е.Репин. «Бурлаки на Волге».  Вписать обособленные определения и обстоятельства.

Зной, песок,  . . . (раскаленный солнцем).Чувствуешь ширь, раздолье, . . . (взглянув на эту Волгу, раскинувшуюся во все края). Вдоль берега бредут одиннадцать бурлаков , . . . (таща огромную тяжелую баржу). Они  движутся медленно, . . .(напрягаясь под тяжестью груза). Особенно обращают на себя внимания два  могучих бурлака, . . (идущих впереди). Они изо всех сил тянут лямку, . . .(стараясь облегчить труд товарищам, попарно бредущим за ними). Шествие замыкает бурлак, . . .(опустивший голову на грудь). Он еле движется, . . .( обессилев от усталости). А позади  плывет баржа. Там стоит какая-то фигура, . . . ( властно указывающая вперед). Картина И. Е. Репина «Бурлаки на Волге», . . .( запечатлев одно из самых жутких явлений жизни царской России), будит в зрителе ненависть к угнетателям, . . .( в то же время вызывая сочувствие к униженным людям).

11кл.

Синтаксис. Пунктуация.

К. Савицкий. « Ремонтные работы на железной дороге». Вписать обособленные определения, приложения, обстоятельства, уточняющие члены предложения.

Жаркий летний день. Трава, . . .(поблекшая от зноя и пыли). Вдаль уходят высокие телеграфные столбы, . . .(исчезая в туманной дымке). У железнодорожной насыпи идет напряженная работа. Справа, . . .(на горе),землекопы подымают лопатами пласты земли, . . .(огромные, тяжелые),нагружают их тачки и везут по деревянному настилу, . . .(напрягаясь изо всех сил, стараясь сохранить равновесие). Лица и руки, . . .(загорелые, почерневшие от пыли и солнца),рубахи, . . .(вылинявшие, залатанные, давно не стиранные),- все говорит о том, что люди трудятся от зари до зари. Тачки, . . (перевернутые вверх дном), свидетельствуют, что с их хозяевами произошло несчастье.                                        Дети, старики, молодые, . . .(изнемогая от жары), с трудом сдвигают с места тачки, . . (груженные  землей). Болят согнутые спины, напряжены мускулы рук, пот заливает лицо, а распрямиться нельзя: вдали, . . .(на пригорке), стоит рыжебородый десятник, . . .(держащий в руке палку).                                                       Образы крестьян жизненны и правдивы. На переднем плане – могучий богатырь, . . .(обладатель огромной физической силы). . . .(Молчаливый, углубленный в свои мысли), он везет свою тачку, . . .(ни на кого не глядя). А вот старик, лицо его, . . (прикрытое волосами), угрюмо, сосредоточенно. Рядом, . . (слева), мальчик с лицом, . . .(бледным, исхудалым), взором, . . .(усталым, измученным).                       Картина К. Савицкого и стихотворение Н. Некрасова «Железная дорога», . . .(произведения, изображающие каторжный труд строителей железной дороги), вызывают чувство негодования против угнетателей народа.

9 кл. 11 кл.

Вставить вводные слова.

1)Беседуя с Ваней, Некрасов . . .(к великому негодованию генерала) учит его любить и уважать народ. 2). . .(Безусловно) генерала с вельможей из стихотворения «Размышления у парадного подъезда» сближает их отношение  к народу, нежелание понять созидательную силу народа, значение его бессмертного и могучего труда. 3) . . .(По-видимому) генерал так и не понял главной иронии Н.А. Некрасова, нарисовавшего  «отрадную» картину. 4) . . .(К глубокому возмущению поэта) генерал называет народ разрушителем,  диким скопищем пьяниц. 5)Стихотворение «Железная дорога» производило огромное впечатление на молодежь того времени. 6) В стихотворении «Железная дорога) поэт завещает молодому поколению . . .(во-первых) любить и уважать народ. . .(во-вторых) служить ему и . . .(наконец) вместе с ним прокладывать в жизни широкую ясную дорогу.

9кл, 11кл.

Вставить вводные предложения.

Однажды . . . (это было летом, в июне) мы забрели в буерак, или небольшой овраг, . . . (он был расположен в дальнем краю леса, куда обычно никто не заходил). По склону оврага . . .( а склон был крутой, весь заросший кустами) росла крупная земляника, и мы . . . ( так сильно было увлечение сбором ягод) далеко разошлись друг от друга. Раздвинув ветки куста . . (хотелось пройти еще дальше), я замер от неожиданного зрелища. Среди густой травы желтела просторная круглая площадка. Над ней .. . (и это было очень тревожно )навис кряжистый пень, меж двух рогатых корней которого чернела дыра. А на площадке . . .(ну вот все равно как котята) играли пушистые маленькие  лисята. Ветка под моей ногой треснула, и все лисята . . .(их было пятеро) мигом исчезли.

Сочинения-рассуждения

Развитию творческих способностей учащимся способствует и систематическое включение в процесс обучения письменных заданий небольшого объема, требующих ответа на проблемный вопрос. В процессе выполнения таких заданий, направленных на развитиеразнообразных речевых умений, дети учатся ставить коммуникативные задачи, определять цель высказывания, искать способы аргументации собственных мыслей. Включение в урок афоризмов, крылатых выражений позволяет решить эти задачи.                                                                                                        Например,  «Трезвость кладет дрова в печку, мясо – в кастрюлю, хлеб – на печку, кредит – государству, деньги – в котелок, силу -  в тело, одежду - на спину, ум – в голову, довольство в семью». Б.Франклин.

«Каждый человек должен входить в жизнь, умея сопротивляться вредному влиянию» -      А.С.Макаренко

Эти афоризмы  помогают организовать на уроке диалог по проблеме здорового образа жизни, сохранения и укрепления  здоровья, повторить те или иные орфограммы и пунктограммы. В сочинении-расуждении по данной проблеме учащиеся должны привести аргументы из читательского и жизненного опыта в доказательство своих мыслей. В своей практике я часто обращаюсь к мудрым мыслям, в которых звучит проблема нравственного выбора человека, любви к Родине, экологии, любви и дружбы, смысла жизни, сохранения русского языка и т.д.  Например: «Интеллигентность  - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям»

Д.С.Лихачев.

«Не будет корней в родной стране – будет много людей, похожих на степное перекати-поле»              

Д.С.Лихачев

«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»

А.П.Чехов.

Уроки литературы также предоставляют огромную  возможность для развития речевых, творческих умений и навыков учащихся. Например: Русская литература 10-11 класс.

 Сочинения-рассуждения :

1.Пушкинская эпоха. Какова она в вашем представлении? (события, образ жизни, настроение, яркие личности).

2.Москва грибоедовская и пушкинская.                                                                                                                       3. В чем трагедия Печорина?                                                                                                                            4.Почему конфликт между Грушницким и Печориным был неизбежен?                                                                5. Почему Плюшкин в галерее портретов-помещиков находится на последнем месте?                                  6. Письмо Обломову Илье Ильичу.                                                                                                                               7.Что такое обломовщина?                                                                                                                                       8.Что такое базаровщина?                                                                                                                                                                 9. Интервью у Р.Раскольникова.                                                                                                                                               10. Красота, которая спасет.                                                                                                                                                   11. Образ семьи (дома) на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир» и т.д.

Все эти формы работ способствуют в полной мере решить проблему успешного развития самостоятельности и логического мышления, фантазии и воображения, создавать условия для самовыражения каждого школьника, развития их творческого потенциала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей школьников (описание опыта работы на основе модульной технологии)

Развитие творческих способностей школьников (описание опыта работы на основе модульной технологии)...

«Роль внеклассной работы в саморазвитии учеников, в совершенствовании коммуникативной компетенции и развитии творческих способностей» (презентация собственного опыта работы по данному вопросу)

Учитель английского языка Егорова В.С.МОУ «Лицей№1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»Содержание внеклассной работы по иностранному языку ориентируется прежде всего на содержание урочной работы и...

Внеклассная работа как средство развития творческих способностей обучающихся ( Из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают...

Развитие творческих способностей обучающихся. Из опыта работы.

Процессы, протекающие в последние десятилетия в стране и в системе образования (усиление личностного начала в обучении), объективно выдвинули на первый план проблему повышения творческой активности шк...

«Проектная деятельность в коллективе декоративно-прикладного творчества как способ развития творческих способностей учащихся. Из опыта работы»

Учебный проект - проверенный временеми способ организации творческой активности учащихся, особенно в коллективе декоративно-прикладного направления. В Проекте каждый ребенок может проявить индивидуаль...

Выступление на МО "Развитие творческих способностей учащихся: из опыта работы"

Выступление на МО "Развитие творческих способностей учащихся: из опыта работы"...