«Роль внеклассной работы в саморазвитии учеников, в совершенствовании коммуникативной компетенции и развитии творческих способностей» (презентация собственного опыта работы по данному вопросу)
методическая разработка по теме

Егорова Вера Сергеевна

 

Учитель английского языка Егорова В.С.

МОУ «Лицей№1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»

Содержание внеклассной работы по иностранному языку ориентируется прежде всего на содержание урочной работы и  является ее логическим продолжением. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль внеклассной работы в саморазвитии учеников,  в совершенствовании коммуникативной  компетенции и развитии творческих способностей» (презентация собственного опыта работы по данному вопросу)

Учитель английского языка Егорова В.С.

МОУ «Лицей№1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»

Содержание внеклассной работы по иностранному языку ориентируется прежде всего на содержание урочной работы и  является ее логическим продолжением. Внеклассная работа по иностранному языку имеет свои цели и задачи и строится по определенным принципам.

   Все вышеперечисленные принципы и условия в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое, разностороннее влияние на развитие личности.

     Важным фактором успешного  выполнения этих задач является учет психолого-педагогических особенностей обучения ИЯ на разных уровнях. Знание свойств личности разных возрастов дает возможность правильно определить содержание и форму внеклассной деятельности  по ИЯ.

  Так на начальном этапе обучения 2-4кл. важно обеспечить разнообразную,  способную увлечь детей коммуникативную деятельность. Я стараюсь организовать ее таким образом,  чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от достигнутых результатов.

Это творческие смотры знаний, как правило, это театрализованные представления для родителей: это   инсценирование   сказок, ABC party,  Green Wood School, конкурсы чтецов, КВН .

На среднем уровне (5-8кл.) у учащихся память развивается,  запоминание приобретает целенаправленный характер, речь становится более развитой. Я вовлекаю учащихся в подготовку тематических литературно-музыкальных вечеров. Так в ходе Декады  ИЯ—2009 была проведена литературно-музыкальная композиция «Last Christmas”  

На старшем уровне (9-11кл.) формируется научное мировоззрение, возрастает социальная активность, увеличивается интерес к  проблемам человеческих взаимоотношений.  Я привлекаю  учащихся к подготовке  проектов. Тематика их разнообразна. Например,  в 9кл. проект «We are in a Global Village”, в 10кл. -  “What is real democracy?” в 11 кл. -  «What is your idea of Welfare State?”

  Знание психологических особенностей учеников – необходимая предпосылка успешного выбора форм внеклассной работы, определения  содержания этих форм, организации и проведения внеклассного мероприятия.

  Среди массовых форм внеклассной работы по иностранному языку целесообразно выделить Неделю иностранного языка, которая предусматривает участие  широкого контингента учащихся.  Неделя иностранного языка содействует целенаправленной организации и систематизации внеклассной работы по ИЯ, активизации работы кружков, для которых Неделя становится своеобразным творческим отчетом. Неделя проводится в определенный период учебного года по предварительно составленной программе. Тематика  мероприятий должна быть интересной, познавательной, доступной,  связанной с учебным материалом и отвечать возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки. Процесс подготовки и проведения Недели проходит три этапа.

1этап (подготовительный) начинается составлением программы. Учителя готовят учеников к выступлениям,  работая индивидуально с каждым учеником. Во время репетиций ученики совершенствуют свое произношение, учатся вести себя на сцене.

2этап – проведение Недели иностранного языка

План проведения Недели иностранного языка в Лицее№1 г.Камызяк

«Традиции и праздники в  странах изучаемого языка»

Понедельник  Открытие выставки тематических  стенгазет 5-11кл.

Вторник  Встреча с иностранными студентами «Все флаги в гости к    нам» в Клубе друзей по переписке 5-9кл.

Среда   Интегрированное мероприятие, посвященное 65-летию Великой Победы на немецком и английском языках 9-11кл.

Четверг  Литературно-музыкальная композиция «Last  Christmas» 6-8кл.

Пятница День поэзии  Tag  der   Poesie. Poem’s Day  на  немецком  и  английском языках.

Суббота  Итоги Недели.

3-й этап посвящен итогам Недели. Выпускается информационный бюллетень, в котором рассказывается о том, как прошла Неделя, каких успехов достигли ее участники. Активные участники награждаются благодарственными письмами.

   Как отдельную форму внеклассной работы можно выделить переписку учеников. Она имеет не только большое воспитательное значение, но и практическое значение, поскольку развивает речь учеников. Переписка дает возможность практически использовать иностранный язык как средство общения. На заседаниях Клуба друзей по переписке устраиваются выставки писем. Школьный  почтамт  представляет информацию о правильном оформлении писем ,предлагает адреса зарубежных друзей, консультирует по поводу употребления языкового материала.

     В нашем Лицее работает Клуб Друзей по переписке. Учащиеся переписываются  на английском языке со сверстниками из школы им. Дж. Видал города Манакор острова  Майорки  (Испания). Работа Клуба спланирована таким образом, что ребята не только переписываются, но и устраивают заочные путешествия по США, Испании, Великобритании, где побывали выпускники нашего Лицея .

    В этом учебном году в ходе Декады ИЯ Клуб провел встречу с иностранными студентами из Италии, Франции, Китая.  Ребята имели возможность пообщаться на английском языке, обменялись адресами и электронными адресами для общения в Интернете. В данном случае овладение языком происходит на  социокультурном  фоне. Ребята познакомились с национальными и культурными традициями стран, и (что особенно важно и ценно) они учатся понимать друг друга и осознавать, что все мы живем на одной планете и делить нам нечего. Значит, надо научиться уважать друг друга.

  Проектная деятельность учащихся является распространенным методом работы с использованием Интернета. Только с  помощью сети Интернет можно создать подлинную языковую среду. Это, пожалуй, наиболее эффективная  возможность формирования социокультурной  компетенции на основе диалога  культур. В Интернете школьники и учителя могут найти любую необходимую для проекта информацию. Можно сформулировать основные требования  к использованию метода проектов:

  Наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания,  исследовательского поиска для ее решения. Использование исследовательских методов: определение проблемы, задач исследования, выдвижение гипотез, их решение (использование метода «мозгового штурма», «круглого стола», творческих отчетов) обязательны. Например,  исследование истории возникновения празднования Рождества в англоязычных странах и в Испании, где живут наши друзья по переписке.

  Выполняя проекты, ученики чаще всего работают за компьютером в группе, осуществляют поиск информации в сети, совместно обсуждают саму проблему, а это очень важно.

   Работая в 9 классе над творческим проектом «We are in a Global village,»ученики решали проблему : могут ли люди жить в мире без войн. Этот вопрос был задан на встрече со студентами из Италии, Франции, Китая в нашем Лицее. Вывод  был следующим:To prevent war, people should understand that every person has the right to liberty, justice, equality. People should really respect the rights of other people.  In other words ,they should be tolerant  of other cultures, religions, ideas and values that differ from theirs. This is how we can build peace in the world.

  Систематизация теоретического и практического опыта воспитательной работы в современной школе убедила нас,  в том, что она является неотъемлемой и важной частью педагогического процесса.

  Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано в учебно-воспитательном процессе в педагогической деятельности учителя иностранного языка.

  В приложении представлена авторская методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 65-летию Победы.



Предварительный просмотр:

«Роль внеклассной работы в саморазвитии учеников,  в совершенствовании коммуникативной  компетенции и развитии творческих способностей (теоретические положения)»

Учитель английского языка Егорова В.С.

МОУ «Лицей№1 им. А. П. Гужвина г.Камызяк»

   Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и  развивающее значение. Эта работа  не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности духовно-нравственной сферы, эстетических  вкусов и, как следствие , повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру своей страны.

Во внеклассной работе по ИЯ имеется много возможностей для развития творческого потенциала через продуктивные методы учебно-познавательной деятельности. Достаточной научной новизной обладает тот факт, что использование Интернета во внеклассной работе по ИЯ становится более популярным и доступным и способствует формированию навыков исследовательского характера.

Цели  внеклассной работы по ИЯ:

расширение и углубление знаний, умений, навыков в овладении иноязычной коммуникацией;

стимулирование интереса учащихся к изучению языка;

всестороннее развитие личности.

Внеклассная работа по ИЯ решает такие задачи:

усовершенствование знаний и умений,  приобретенных на уроках ИЯ;

помощь  ребенку в формировании   мировоззрения;

развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетических вкусов;

воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается.

Внеклассная работа строится на следующих принципах:

принцип связи обучения с жизнью;

ознакомление учащихся с актуальными событиями в нашей стране и  за рубежом;

широкое использование краеведческого материала;

привлечение материалов по переписке с зарубежными сверстниками;

принцип коммуникативной активности учащихся;

предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся является возможность выбрать наиболее доступный интересующий  вид деятельности;

например: ведение переписки  с зарубежными           друзьями.

Принцип  учета уровня языковой подготовленности и преемственности с уроками ИЯ.

Принцип учета возрастных особенностей учащихся.

Принцип  сочетания коллективных, групповых форм работы.

Принцип   межпредметных  связей в подготовке и проведении внеклассной работы по ИЯ.

  Эффективность и результативность внеклассной работы зависит  как от учета принципов, так и от соблюдения следующих условий:

добровольность участия;

сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;

занимательность и новизна форм и методов работы;

эстетичность мероприятий;

наличие целевых установок и перспектив деятельности.

Все вышеперечисленные принципы и условия дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и, вместе с тем, разностороннее влияние на развитие личности.

Опираясь на общую теория развития мотивов учения, я систематизировала опубликованные в разных педагогических источниках виды мотивации в обучении иностранному языку. При этом обнаружила, что каждый вид мотивации (коммуникативная, страноведческая,  лингво- познавательная, эстетическая) имеет широкие возможности для своего воплощения именно во внеклассной работе по иностранному языку.

Во внеклассной работе по иностранному языку имеется много возможностей для развития творческого потенциала через продуктивные методы учебно-познавательной деятельности.

Благодаря внеклассной работе по ИЯ углубляются познавательные интересы школьников, развиваются социальные и познавательные мотивы учебной  деятельности, стимулируется развитие личности. Иначе говоря, внеклассная работа по ИЯ способствует более эффективному усвоению содержания образования, построенного на принципе культурособразности.

 

                           СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Внеурочная работа.//Рос. Пед Энц. М. 1993,с. 151

Денисова Л.Г. Интенсивная методика на внеклассных занятиях в школе. –ИЯШ, 1989,№2,с47-49

Калечич Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. –М. Просвещение,1980. -261с.

Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М. Высшая школа, 1982-165с.

Павлова Т.П. Игровые приемы работы на внеклассных по английскому языку. –ИЯШ 1995, №8.с.46-48.

Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе. –М.Просвещение,1991,207с.

Галызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.1983. -329с.

Ушаков Н.Н. Кружковая работа по иностранному языку. М.Прсвещение,1979. -371с.

Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы. М.Высшая школа,1991. 117с.

Щуркова Н.А. Новые формы воспитательной работы. –ИЯШ.1994,№4,с.61-63.

Якушина Л.З. Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку. –М.Высшая школа,1990. -132с.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей школьников (описание опыта работы на основе модульной технологии)

Развитие творческих способностей школьников (описание опыта работы на основе модульной технологии)...

Обеспечение условий для саморазвития личности, удовлетворения ее образовательных запросов, развитие творческих способностей у младших школьников в коррекционном классе. Масляева Е.В.

Помогут учителю оздать условия для  саморазвития личности, удовлетворения ее образовательных запросов, развитие творческих способностей у младших школьников в коррекционном классе...

Развитие творческих способностей учащихся во внеклассной работе по немецкому языку

Материал содержит подборку внеклассных мероприятий в деятельности учителя немецкого языка. В процессе подготовки и проведения внеклассных мероприятий на немецком языке формируются положительные м...

Развитие творческих способностей учащихся (Из опыта работы)

В данной работе предусмотрены задания, разработанные для организации работы по развитию творческих способностей учащихся 5-8 классов. Они направлены на повышение уровня логического мышления, культуры ...

Развитие творческих способностей обучающихся. Из опыта работы.

Процессы, протекающие в последние десятилетия в стране и в системе образования (усиление личностного начала в обучении), объективно выдвинули на первый план проблему повышения творческой активности шк...

«Проектная деятельность в коллективе декоративно-прикладного творчества как способ развития творческих способностей учащихся. Из опыта работы»

Учебный проект - проверенный временеми способ организации творческой активности учащихся, особенно в коллективе декоративно-прикладного направления. В Проекте каждый ребенок может проявить индивидуаль...

Выступление на МО "Развитие творческих способностей учащихся: из опыта работы"

Выступление на МО "Развитие творческих способностей учащихся: из опыта работы"...