Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Первые шаги» для воспитанников 6-10 лет на 1 год
рабочая программа на тему

Дёшина Инна Николаевна

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа  «Первые шаги»  для воспитанников 6-10 лет.  Программа предполагает вхождение в программу с любого возраста, т.к. она рассчитана на 1 год.       Программа «Первые шаги» направлена на всестороннее гармоничное развитие детей. Научить ребёнка воспринимать красоту форм, линий, звуков, движений, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее.               Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr-ma_pervye_shagi.docx65.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное учреждение дополнительного образования  

«Дом детского творчества» Красненского района Белгородской области

Утверждаю:

Директор МБУ ДО

«Дом детского творчества»

Смирных И.Н.

«____»____________ 2018 год

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

«Первые шаги»

для воспитанников 6-10 лет

на 1 год

Педагог дополнительного образования

ДЁШИНА ИННА НИКОЛАЕВНА  

2018

Программа: дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)  программа «Первые шаги»

Автор программы: Дешина И.Н.

Программа рассмотрена на заседании педагогического совета

от «___»____________20___ года, протокол № ___

Председатель педагогического совета _____________  И.Н.Смирных

Пояснительная записка

Детский  хореографический  коллектив – это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства.

Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии. Высочайшей выразительности оно достигает при музыкальном оформлении. Музыка – это опора  танца.

Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют  его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.

        Систематическая работа над музыкальностью, координацией, пространственной ориентацией помогает детям понять себя, лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в повседневной жизни.

Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Хореографические занятия совершенствуют  детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают  жизненный тонус учащегося. В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности: воспитанник учится сам создавать пластический образ. Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества. Поэтому главная задача педагога – помочь детям проникнуть в мир музыки и танца, а не подготовить их к профессиональной сцене.

        Данная образовательная программа по хореографии  (без  специального отбора учащихся, в отличие от  специализированных учреждений) рассчитана на  год и предполагает проведение занятий с детьми младшего школьного  возраста. Содержание программы распределено таким образом, что в  учебном году воспитанники овладевают  определенным минимумом хореографических знаний, умений, и навыков и решают определенные задачи для достижения основной цели.

Цель  программы – создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии.

Задачи программы:

   сформировать интерес к хореографическому искусству, раскрыв его многообразие и красоту;

    привить учащимся умение слышать и слушать музыку и передавать ее содержание в движении;

    укреплять костно-мышечный аппарат воспитанников;

    совершенствовать выразительность исполнения, развивать силу, выносливость, координацию движений;

    формировать художественно-образное восприятие и мышление;

     воспитывать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость.

           

Основная направленность данной программы.

      Программа «Первые шаги» направлена на всестороннее гармоничное развитие детей. Научить ребёнка воспринимать красоту форм, линий, звуков, движений, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее.               Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности школьника.

Обоснование актуальности программы

     Занятия хореографией помогают снять психические и мышечные зажимы, выработать чувство ритма, уверенность в себе, развить выразительность, научиться двигаться в соответствии с музыкальными образами, что необходимо для сценического выступления, а также воспитать в себе выносливость, скорректировать осанку, координацию, постановку корпуса, что необходимо не только для занятий хореографией, но и для здоровья в целом.

Отличие от других программ.

Отличительной особенностью программы является направленность на обучение детей в разновозрастной группе. Детям более младшего возраста даются элементы в чистом виде. Обучающимся постарше предлагаются те же элементы, но в более быстром темпе и в комбинациях.

        Также особенностью программы является комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы. Данная комплексность основывается на следующих принципах:

- развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной активности (изучение простейших танцевальных движений, составляющих основу детских танцев);

- формирование осмысленной моторики, которое предполагает развитие координации ребёнка и способность на определённом этапе изучения танцевальных движений не только узнавать мелодию и ритм танца, но и умение реализовывать их в простейших комбинациях танцевальных движений;

- формирование у детей способностей к взаимодействию в паре и в группе, навыкам выступления, умению понимать друг друга в процессе исполнения танца;

- формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного уважения при постановке танцев и подготовке публичного выступления.

     Педагогическая целесообразность определена тем, что направлена на приобщение каждого ребенка к танцевально - музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной жизни, улучшении своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта.

       Благодаря систематическому образованию и воспитанию ребенок приобретает эстетическую и танцевальную культуру, развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию хореографического искусства, формируется чувства ответственности в исполнении своей индивидуальности в коллективном процесс (общий танец), проявляется творческий потенциал при выполнении индивидуальных партий (соло) в коллективном постановочном процессе при создании танцевального номера.

Форма и режим занятий

        Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.

        Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие. Занятия могут быть:

- обучающие;

- закрепляющие;

- итоговые.

1. Обучающие занятия. На занятиях детально разбирается движение. Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений в медленном темпе. Объясняется прием его исполнения. На занятии может быть введено не более 2-3 комбинаций.

2. Закрепляющие занятия. Предполагают повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторах выбирается кто-то из ребят, выполняющих движение правильно, лучше других, или идет соревнование - игра между второй и первой линиями. И в этом и в другом случае дети играют роль солиста или как бы помощника педагога.

3. Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные комбинации.

Возможно итоговое занятие, которое проводится в виде диагностики движений, усвоенных в какой-то определенный отрезок времени: например, гимнастический комплекс, элементы русского народного танца, ритмические рисунки и т. д., для достижения наибольшей эффективности результатов необходима строгая продуманность каждого занятия, отдельных его частей, использование широкого арсенала методических приемов обучения, индивидуальный подход.

На начальном, промежуточном и заключительном этапах работы по условиям программы проводится проверка  знаний, умений и навыков обучающихся. Для этого в детском объединении используется мониторинговая  и тестовая система отслеживания результатов обучения.

         Данная программа содержит учебный материал, рассчитанный на 1 год обучения. Если учащиеся освоили полный курс обучения и пожелают далее совершенствовать свое мастерство, программа может быть доработана.    

         Программа предусматривает групповые и индивидуальные формы занятий, т.к. способности и возможности по усвоению материала программы у обучающихся разные, а так же различие в возрасте обучающихся.

Следует помнить о физической, психической, эмоциональной нагрузках, стараться не переутомлять детей большим количеством материала, избегать однообразных заданий. Занятия должны приносить детям радость, удовлетворение от преодоления трудностей, раскрывать их творческий потенциал. Надо шире привлекать их к показу движений, объяснению двигательных заданий и правил игры, оценки деятельности друг друга.

В процессе изучения курса дети знакомятся с основами танцевального искусства, осваивают репертуар, показывают свое мастерство на детских праздниках и концертах.

Репертуар к программе подбирается соответственно возрасту детей.

Главным возбудителем фантазии ребенка является музыка. Поэтому музыкальный материал подбирается особенно тщательно, по следующим принципам:

- соответствие возрасту;

- художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;

- моторный характер музыкального произведения, побуждающий к движениям («дансантность»);

- разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки, детских песен, музыки из мультфильмов.

На основе подобранного музыкального материала создается танцевальный репертуар.

Важно, чтобы в процессе занятий по хореографии, приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а развивало музыкально-танцевальные и общие способности, творчество, формировало основы духовной культуры детей.

Формы подведения итогов

- выступления детей на открытых мероприятиях;

- участие в тематических праздниках;

- контрольные занятия;

- итоговое занятие;

- открытые занятия для родителей;

- отчетный концерт по итогам года.

Материально-техническое обеспечение занятий.

Зал – помещение, в котором проводятся занятия по хореографии, оборудовано зеркалами.

Ковер – предназначен для занятий партерной гимнастикой.

Мат – обеспечивает безопасность при разучивании акробатических упражнений и ускоряет процесс их усвоения.

Музыкальный проигрыватель – для воспроизведения музыкального материала разного формата записи.

Аудиозаписи – к музыкальному сопровождению нужно предъявлять самые высокие требования и учить этому детей. Музыка должна быть эмоционально выразительной, точно передающей характер движения, ритм и темп. Правильно подобранная музыка играет важную роль в формировании хорошего вкуса.

Видеозаписи – учебный материал, необходимый для занятий.

Компьютер, видео аппаратура – для просмотра своих выступлений и учебного материала.

Танцевальная форма - специальная форма и обувь для занятий.

Концертные костюмы – необходимы для выступлений.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

По окончании обучения воспитанники должны:

Знать:

  • единые требования о правилах поведения в хореографическом классе и требования к внешнему виду на занятиях;
  • основы правильной постановки корпуса;
  • термины азбуки классического танца;
  • основные танцевальные позиции рук и ног;
  • хореографические названия изученных элементов;
  • названия элементов партерной гимнастики;
  • названия элементов русского танца;
  • названия акробатических элементов;
  • знать различия народной и классической музыки.

Уметь:

  • сохранять правильную осанку;
  • ориентироваться в пространстве;
  • согласовывать движения с музыкой;
  • правильно выполнять элементы классического танца (соответствующие данному возрасту);
  • правильно выполнять элементы русского танца (соответствующие данному возрасту);
  • правильно выполнять элементы партерной гимнастики (соответствующие данному возрасту);
  • правильно выполнять акробатические элементы (соответствующие данному возрасту);
  • исполнять танцевальные движения различных танцев (соответствующие данному возрасту);
  • исполнять танцевальные композиции (соответствующие данному возрасту);
  • правильно ориентироваться на сценической площадке.

Учебный план

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Вводное занятие «Мир танца»

2

2

История танца в картинках

4

3

Танцевальная азбука

32

4

Партерная гимнастика и акробатика

34

5

Элементы русского танца

36

6

Элементы эстрадного и бального танца

36

7

Постановка

70

8

Итоговое занятие

(отчетный концерт)

2

Всего часов:

216

Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание и виды работы

Количество часов

Теория

Практика

Всего часов

1

Вводное занятие

1

1

2

2

История танца в картинках

4

-

4

3

Танцевальная азбука

2

30

32

3.1

Ориентация в пространстве

1

9

10

3.2

Элементы классического танца

1

21

22

4

Партерная гимнастика и акробатика

3

33

36

4.1

Упражнения партерной гимнастики

2

24

26

4.2

Акробатические упражнения

1

9

10

5

 Русский танец

4

30

34

5.1

Элементы русского танца

1

21

22

5.2

Хоровод

1

3

4

5.3

Кадриль

1

3

4

5.4

Пляска

1

3

4

6

Элементы эстрадного и бального танца

2

34

36

6.1

Элементы эстрадного танца

1

17

18

6.2

Элементы бального танца

1

17

18

7

Постановка

4

66

70

8

Итоговое занятие

(отчетный концерт)

1

1

2

ИТОГО

22

194

216

Содержание программы

1. Вводное занятие.

Теория. Знакомство с программой, основными темами, режимом работы, правилами техники безопасности, правилами поведения на занятии. Форма одежды для занятий. Ознакомление воспитанников с искусством хореографии.

Практика.

Разучивание поклона. Разучивание и выполнение простых ритмических упражнений, основанных на изолированных движениях рук, ног, головы, туловища и хлопках.

2. История танца в картинках.

Теория. История происхождения и развития танцевального искусства.

«Путешествие в страну Хореография»,

«Когда-то давным-давно»

«Что такое танец»

«Зачем человек танцует»

«Сколько танцев на белом свете»

«Хорео и Графия – два веселых человечка»

«Балеты классического танца» и другие.

3. Танцевальная азбука.

3.1 Ориентация в пространстве.

Теория. Знакомство с понятиями: по линии танца, против линии танца, направление движения. Понятия: линия, шеренга, колонна, диагональ, круг. Рисунок танца «Линия», «Колонна», «Цепочка», «Круг», «Змейка», «Спираль», «Воротца».

Практика.

1. Движение по линии танца, против линии танца.

2. Рисунок танца «Цепочка»

  • Перестроение из шеренги в «цепочку».

3. Рисунок танца «Круг»:

  • замкнутый круг;
  • раскрытый круг (полукруг);
  • круг в круге;
  • лицом в круг, лицом из круга;
  • круг парами;
  • круг противоходом;
  • сплетенный круг (корзиночка).

Научить перестраиваться из одного вида в другой. Передвижение по кругу в различных направлениях.

4. Рисунок танца «Колонна», «Линия»:

  • перестроения из круга в колонну, в линию, (на задний, передний план);
  • перестроения из нескольких кругов (самостоятельно, выбрав ведущих).

5. Понятие «Диагональ»:

  • перестроение из круга в диагональ.

6. Рисунок танца «Змейка»:

  • горизонтальная;
  • вертикальная.

Перестроение из «круга» в «змейку» (самостоятельно, выбрав ведущего).

7. Рисунок танца «Спираль».

  • Игра «Клубок ниток».

8. Рисунок танца «Воротца»: Русский танец «Воротца».

Игра – танец «Бесконечный».

3.2 Элементы классического танца

Теория. Специфика танцевального шага и бега. Тренировка суставно-мышечного аппарата. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Знакомство с основными позициями и движениями классического танца. Постановка корпуса. Понятие о рабочей и опорной ноге. Правила выполнения прыжков.

Практика.

  • Постановка корпуса (ноги в свободном положении).
  • Танцевальные позиции ног – 1, 2, 3, 6.
  • Танцевальные позиции рук - подготовительная,  1, 2, 3.
  • Полуприседы, подъемы на носки.
  • Стойка руки на пояс и за спину.
  • Повороты и наклоны головы. Наклоны корпуса вперед, в сторону и назад.
  • Выставление ноги вперед и в сторону на носок.
  • Прыжки.
  • Выполнение некоторых элементов экзерсиса у опоры.
  • Подготовка к вращениям.
  • Комбинации хореографических упражнений.
  • Классические этюды.

4. Партерная гимнастика и акробатика.

4.1 Упражнения партерной гимнастики.

Теория. Правила выполнения упражнений партерной гимнастики. Техника безопасности при выполнении упражнений.

Практика. Упражнения на сокращение и расслабление мышц, на развитие силы мышц, эластичности связок и суставов, на гибкость и пластичность. Разучивание комбинаций на основе упражнений.

Упражнения для мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «змея поднимает голову», «кобра», «ящерица», «кораблик», «лодочка», «качели», «рыбка», «кузнечик», «собачка», «кошечка», «кукушка». Упражнения для мышц спины и брюшного пресса – наклоны вперед: «книжка», «птица», «летучая мышь», «страус», «орешек», «обезьяна лезет за бананами», «веточка», «уголок», «перочинный ножик», «осьминог», «горка», «черепашка», «волчонок», «Ванька-встанька», «ежик», «слон».

Повороты и наклоны туловища: «маятник», морская звезда», лисичка», «месяц», «муравей», «флюгер», «стрекоза», «повороты».

Укрепление мышц тазового пояса, бедер и ног: «бабочка», неваляшка», «паучок», «павлин», «лягушка», «ножницы», «бег», «краб», «велосипед», «елочка», «паровозик», «жучок», «хлопушка».

Упражнение для развития стоп: «ходьба», «кузнечик», «лошадка», «медвежонок», «телефон», «куколка», «полулотос», «лотос».

Плечевой пояс: «замочек», «зацеп», «пчелка», «домик», «крутые повороты».

Упражнения на равновесие: «аист», «петушок», «оловянный солдатик», «цапля», «ласточка», «орел».

4.2 Акробатические упражнения.

Теория. Правила выполнения акробатических упражнений. Техника выполнения  акробатических упражнений. Техника безопасности при выполнении упражнений.

Акробатические упражнения: «Самолет», «Колечко», «Корзинка», «Ласточка с колена», «Мостик из положения «лежа», «Березка», «Улитка» (полушпагат), «Стрелочка», «Стойка на руках» (у стены), шпагат «Веревочка».

5. Русский танец.

5.1  Элементы русского танца.

Теория. Сюжеты и темы танцев.  Особенности народных движений. Знакомство с основными позициями и положениями рук и ног народного танца. Познакомить детей с правилами исполнения разучиваемых движений.

Практика.

Основные положения и позиции рук и ног в русском танце.

Поклон: простой, поясной.

Русский поклон.

Работа рук в русском танце.

Положение рук в танце: руки на поясе «большой палец обращен назад».

Положение рук в танце: подбоченившись: «кисти сжаты в кулаки и поставлены на пояс».

Навыки работы с платочком.

  • Шаги: шаг с вытянутыми носочками (хороводный); шаг на высоких полупальцах, шаг на полупальцах с высоко поднятым коленом вперед, переменный, мелкий шаг с продвижением вперед (хороводный), приставной шаг с приседанием, приставной шаг с притопом.
  • Бег: легкий шаг (ноги назад), на месте, стремительный, «лошадки» на месте и в продвижении, «жете» на месте и в продвижении с выводом ног вперед и назад.

Элементы танца:

  • Боковой ход «елочка», «гармошка».
  • «Ковырялочка» вперед и в сторону.
  • Пружинка с поворотом.
  • Приставные шаги в сторону.
  • Движение с выставлением ноги на носок.
  • Припадание по 6й и 3й позициям.

Подскоки.

Хлопки.

Подготовка к «дробям»:

  • притопы,
  • удары полупальцами,
  • удары каблуком.

  • Прыжки: в повороте на 1/2, «разножка», «поджатый», тройные.

5.2 Хоровод.

Теория. Хоровод – один из основных жанров русского народного танца. Примеры игровых хороводов. Примеры орнаментальных хороводов.

Практика.

Основные фигуры хороводов: «круг», «два круга рядом», «круг в круге», «корзиночка», «восьмерка», «улитка», «змейка», «колонна», «стенка», «воротики», «гребень».

 

5.3 Кадриль.

Теория. Определение кадрили как формы русского народного танца, возникновение и развитие. Виды, принципы построения кадрили. Взаимосвязь музыки и образа с хореографическим текстом в исполнении кадрили. Характеристика областных особенностей исполнения.

Практика. Пример построения этюда в характере традиционной русской кадрили.

5.4 Пляска

Теория. Пляска – один из основных жанров русского народного танца. Виды русской народной пляски. Манерность и эмоциональность исполнения. Народный костюм нашего поселения. Характерные особенности и черты женского и мужского костюма.

     Просмотр концертных выступлений профессиональных коллективов (по выбору педагога). Знакомство с творчеством и репертуаром ансамблей «Гжель», «Березка».

Практика.

Разучивание различных сложных движений русской пляски и танцевальных движений.

  1. Переводы рук в различные положения.
  2. Поклон тройной.
  3. Переменный шаг с работой рук.
  4. Шаг каблуком по полу (шаркающий шаг).
  5. Шаг с каблука с переступанием.
  6. Боковое припадание с работой рук.
  7. Моталочка (в прямом положении на полупальцах и с акцентом на всей стопе).
  8. Веревочка (с переступанием).
  9. Простые дробные выстукивания в такт музыки.
  10. Двойной удар на месте.
  11. Вращения на подскоках на месте (позже в продвижении).
  12. Хлопки и хлопушки:

-удары по голенищу сапога спереди крест накрест и сзади с продвижением, с переступанием

-хлопушки по бедру.

  1. Присядки:

-присядка по 6й и 1й позициям с открыванием ноги на каблук, позже на воздух.

-гусиный шаг.

  1. Прыжки:

-с поджатыми ногами

-в продвижении

-разножка (в продвижении)

-лягушка (в продвижении)

-комбинирование проученных прыжков

  1. Движения из репертуара ансамбля.

6. Элементы эстрадного и бального танца

6.1 Элементы эстрадного танца

Теория. Основные стили эстрадного танца.

Практика.

Упражнения на развитие координации движений.

Соединение отдельных движений эстрадного танца в характерные этюды («disco», «hip-hop» в народном характере, в классическом, в восточном) в танцевальные композиции.

Разучивание комбинаций.

Па польки, па вальса.

Движения современной пластики.

Усложненные комбинации с вращением.

6.2 Элементы бального танца

Теория. Виды бального танца.

Практика.

Танцевальные шаги, прыжки, подскоки, повороты, скрестные шаги, переходы.

Приставной шаг, тройной. Скрестный шаг, ногу на каблук. Пружинистый перекатный шаг.

Па польки, па вальса.

Разучивание комбинаций.

7. Постановка.

Теория. Познакомить детей с различными детскими танцами, рассказать, какой характер и темп у каждого танца.

Практика.

Разучиваются хореографические этюды, направленные на отработку полученных знаний, проработку рисунков танцев, вхождение в хореографический образ. А также несложные танцевальные композиции на материале народного, бального, современного танцев.

8. Итоговое занятие

Отслеживанием приобретенных умений является проведение открытого занятия для родителей или отчетного концерта.

Методы  и формы реализации программы

             Организация занятий по основам хореографии обеспечивается рядом методических приёмов, которые вызывают у детей желание творчества. Знакомя детей с музыкой и движением в их единстве, преподаватель для каждого упражнения, игры, танца определяет, как он будет объяснять детям данное музыкально-двигательное задание. Выбор приема зависит как от педагогической направленности самого материала, так и от тех задач, которые ставит перед собой педагог.

  1. Метод показа.
  2. Словесный метод.
  3. Музыкальное сопровождение как методический прием.
  4. Импровизационный метод.
  5. Метод иллюстративной наглядности.
  6. Игровой метод.
  7. Концентрический метод.

С первых минут очень важно заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься. Самая первостепенная задача - преподавать ребенку элементы музыкально-ритмического воспитания, основ хореографического искусства. И, прежде всего, необходимо научить ребят красиво и осознанно двигаться под музыку. Очень важно пробудить у детей желание двигаться, когда звучит музыка, сделать связь музыки с движениями привычной, естественной. Для этого необходимо включить с первых уроков простые интересные упражнения, не представляющие особых затруднений для их восприятия и исполнения, в этом смысле очень хорош марш. На протяжении всего занятия, и особенно на его начальных этапах очень важно следить за формированием правильной осанки. Для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии следует включать в занятия такие формы работы, как музыкальные этюды и музыкальные игры.

Критерии оценки

Критерии оценочной деятельности детей

       За период обучения в студии воспитанники получают определенный объем знаний и умений, качество которых проверяется ежегодно. Контроль осуществляется в процессе наблюдения на занятиях, репетициях и концертной деятельности. Оправдывает себя выбор следующих форм контроля:

1.Предварительный контроль – проводится в первые дни обучения и выявляет исходный уровень подготовки. Он проходит в форме собеседования и смотра физических и танцевальных данных учащихся.

2.Текущий (промежуточный) контроль – определяет степень усвоения детьми учебного материала, уровень их подготовленности, помогает своевременно определить отстающих, а также опережающих обучение. Выполняется с помощью специальных тестов, контрольных заданий, а также посредством наблюдения за обучающимися во время концертов, фестивалей, конкурсов, открытых уроков для родителей.

3.Итоговый контроль – проводится с целью определения уровня усвоения программного материала на данном этапе обучения. Проводится в форме контрольных уроков, концертных и конкурсных выступлений.

Вид контроля

Средства

Цель

Действия

1.

Вводный (предварительный)

Диагностическая

 беседа, опрос,

 наблюдения

Выявление

требуемых на

 начало обучения

знаний

1.Возврат к  повторению базовых знаний.

2.Продолжение процесса обучения в соответствии с планом.

2.

Промежуточный

Тестирование,

практические работы,

наблюдение,

игровые конкурсы.

Контроль  за ходом обучения.

Коррекция процесса усвоения знаний, умений, навыков.

3.

Итоговый

Зачеты,

Контрольные тесты

Оценка знаний обучающихся за весь курс обучения. Выявление уровня знаний, умений и

навыков.

Оценка уровня подготовки.

Оценка эффективности занятий

Эффективность занятий оценивается педагогом в соответствии с учебной программой, исходя из того, освоил ли ученик за учебный год все то, что должен был освоить. В повседневных занятиях самостоятельная отработка учениками танцевальных движений позволяет педагогу оценить, насколько понятен учебный материал, внести соответствующие изменения.

Важным параметром успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям, который проявляется в регулярном посещении занятий каждым учеником, стабильном составе групп. Эти показатели постоянно анализируются педагогом и позволяют ему корректировать свою работу.

В конечном итоге, успех обучения характеризуются участием ребят в концертах, где они могут показать уровень профессиональной обученности.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение занятий.

Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально – технического обеспечения:

  • наличие специального зала, оснащенного зеркалами, тренировочными станками; для занятий партером – ковер;  
  • компьютер, видео аппаратура, видеозаписи;
  • музыкальная аппаратура, аудиозаписи;
  • фотоаппарат, видеокамера;
  • специальная форма и обувь для занятий;
  • концертные костюмы (сценические);
  • необходимый инвентарь (мячи, обручи, скакалки, ленты, бубны и т.д.)

Программно-методическое обеспечение

  • Методические разработки, литература по хореографическому искусству;
  • Литература по педагогике и психологии;
  • Методические видеоматериалы различных направлений хореографии;

Дидактическое обеспечение

  • Наглядные пособия
  • Видеозаписи балетных спектаклей и выступлений профессиональных коллективов народного танца и современной хореографии
  • Аудиозаписи
  • Иллюстрации
  • Фотопортреты танцовщиц, композиторов, научных деятелей
  • Схемы танцев
  • Описание движений
  • Индивидуальные карточки для тестов

Методическая литература.

Литература для педагога

  1. Балетная гимнастика. Учебное пособие для преподавателей хореографических отделений детских школ искусств. Сост.: Нагайцева Л.Г. Краснодар, 2004г.
  2. Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий.-СПб.: «Люкси» «Респекс».1996г.-256 с, ил.
  3. Беспятова Н.К. Программа педагога дополнительного образования. – М., 2003.
  4. Богаткова Л.Н. Хоровод друзей. – ДЕТГИЗ, 1957. – 686 с.
  5. Боровиков Л.И Педагог дополнительного образования. Н-ск, 2000
  6. Буйлова Л.Н. Как разработать авторскую программу дополнительного образования. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  7. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Л., 1968г.
  8. Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец. М: Искусство.1987.
  9.  Веретенников И.И. Белгородские карагоды. – Белгород: Изд-во «Везелица», 1993. – 114с.
  10. Вихрева Н.А. Экзерсис на полу./М.:Театралес, 2004г., 82 стр.
  11. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. Пос. для ст-в пед. Ин-ов. Под ред. А.В.Петровского.-М.:1987.
  12. Гусев  Г.П. "Методика  преподавания народного танца", учебное пособие для вузов, 2002 г.
  13. Журнал «Дополнительное образование» 2005-2008.
  14. Иваницкий А.В., Матов В.В., Иванова О.А., Шарабарова И.Н. Ритмическая гимнастика на ТВ. – М.: Советский спорт, 1989. – 79 с., ил.
  15. Костровицкая В.С. «100 уроков классического танца». – Л., 1981.
  16. Лисицкая Т.С. Гимнастика и танец. – М.: Советский спорт, 1988. – 48с., ил. – (Физкультурная библиотека школьника)
  17. Мессерер А. Уроки классического танца. – СПб.: Изд-во «Лань», 2004. – 400с., ил. – (Мир культуры, истории и философии).
  18. Методика исполнения движений классического танца. – Учебно-методическое пособие для студентов. Сост. Саломатина С.А. – Старый Оскол, 2010
  19. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика. – М.:Изд-во «ГИТИС», 2000 – 440с., ил.
  20. Пасюткинская В. Волшебный мир танца. - М., 1985
  21. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1-4 класс одиннадцатилетней школы) – М.: Просвещение, 1988. – 176 с.
  22. Танцы/ Сост. Степанова Л. – Изд-во «Сов. Россия», Москва, 1962. – 130 с.
  23. Танцы для детей/ Сост. Алексеева Л.Н. – М.:Сов.Россия,1979. – 112 с.
  24. Ткаченко Т.И. Народный танец. М. 1967.
  25. Туганкова О.В. Бальный танец в клубе. М.1988.

 Литература для воспитанников

1. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. – Л. – М., 1964.

2. Балет. Энциклопедия.- М.: Сов. Энциклопедия, 1981.

3. Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий.-СПб.: «Люкси» «Респекс».1996г.-256 с, ил.

4. Блазис К. Искусство танца /Пер. с фр. О.Н. Брошниковского // Классики хореографии. – М. – Л., 1934.

5. Бочарникова Э., Иноземцева Г. Тем, кто любит балет. – М.: Русский язык, 1987

6. Гальперин С.Н. Анатомия и физиология человека (возрастные особенности с основами школьной гигиены). – М., 1974.

7. Гваттерини М. Азбука балета. – М., 2001.

8. Детская энциклопедия «Балет», М.:Астрель Аст 2001.

9. Дешкова И. Загадки Терпсихоры. – М.: Детская литература, 1989.

10. Журнал «Балет» для детей. М.2008.

11.  Климов А.А. Основы русского народного танца. – М.: Изд-во МГИК,1994.

12. Колесникова А.В. Бал в России: 18-начало 19 века. – СПб.: Азбука классика, 2005.

13.  Лопухов А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И. Основы характерного танца. – М. – Л., 1939.

14. Методическое пособие по приему в хореографическое училище. /Сост. С.С. Халфина, М.Ф. Иваницкий. –  М., 1963.

15. Пасютинская  В.М.  Волшебный  мир  танца. – М. «Искусство»,1986

16. Тарасов Н.И. Классический танец. – М., 1971.

17. Ткаченко Т.С. Народный танец. – М., 1954.

18. Школьников Л.С. О танцах в шутку и всерьез. М., «Сов. Россия», 1975.- 72с.

   

Интернет-ресурсы

  1. www.baletfoto.ru
  2. www.ball-dance.narod.ru
  3. www.ballet.in.ua
  4. www.balletfriends.ru
  5. www.balletmusik.ru
  6. www.bestreferat.ru
  7. www.dancehelp.ru
  8. www.dbalet.ru
  9. www.forumklassika.ru
  10. www.cheerleading55.ru
  11. www.cultnet.ru
  12. www.nsportal.ru
  13. www.ortodance.ru
  14. www.piruet.ru
  15. www.pedgazeta.ru
  16. www.pedmir.ru
  17. www.plie.ru
  18. www.sportgumn.borda.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Маленькими шагами в большой мир танца»

Программа рассчитана на 2 года обучения и является подготовительной для перехода на базовый, более сложный уровень. Основной задачей подготовительного уровня является подготовка учащихся к обучению на...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЖУРНАЛИСТИКУ»

Направленность программы «Первые шаги в журналистику» на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре про...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Основы ДПИ. Первые шаги»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Основы ДПИ. Первые шаги»Направленность: художественнаяВозраст: 6-11 летСрок реализации: 9 месяцев (144 часа)Первый модуль &nda...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Первые шаги в науку»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программатехнической направленности «Первые шаги в науку»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Первые шаги ГТО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подготовка к ГТО» (далее - Программа) имеет физкультурно-спортивную направленность. Содержание дополнительной общеразвивающей ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Первые шаги в инженерию"

Рабочая программа для педагогов дополнительного образования ...