ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЖУРНАЛИСТИКУ»
рабочая программа (8, 9 класс)

Тимофеенко Наталья Александровна
Направленность программы «Первые шаги в журналистику» на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций: содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции; содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции; содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции. В учебном образовательном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения необходимые для выбора будущей профессией журналиста, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При изучении курса учащиеся усовершенствуют навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию. Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной и письменной форме. Школьник научатся: создавать текст; осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора; осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения, что поможет в дальнейшем определиться с выбором профессии. Цель данной программы – продолжить развитие мотивации выбора профессии журналиста, реализовать интерес к литературному творчеству, показать школьникам роль и место текстов (в частности, сочинений) в данном виде профессиональной деятельности, научить писать творческие работы в жанрах публицистического стиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Первые шаги в журналистику82.05 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ Г.МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ»

Г. МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрен и рекомендован

к утверждению на заседании педагогического совета

протокол от 30.08.2017 №1

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Гимназия»

_____________ С.К. Кукушкина

Приказ от 01.09.2017 г. №195

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЖУРНАЛИСТИКУ»

(Стартовый уровень)

Возраст учащихся:  14-16 лет  

Срок реализации:    1 год

                                   Автор – составитель:

                                                             Тимофеенко Наталья Александровна,

                                                               учитель русского языка и литературы

МИЧУРИНСК - НАУКОГРАД  РФ, 2017

Информационная карта

ФИО педагога

Тимофеенко Наталья Александровна

Вид программы

Авторская

Тип программы

Общеразвивающая

Образовательная область

Филология

Направленность деятельности

Учебно-познавательная профориентационная

Способ освоения содержания

образования

Репродуктивный, исследовательский

Уровень освоения содержания

образования

Стартовый

Уровень реализации программы

Основное общее образование

Форма реализации программы

Групповая

Продолжительность реализации программы

1 год

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе опыта работы учителя русского языка и литературы Наталья Александровны Тимофеенко.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее – ДООП) имеет учебно-познавательную профориентационную направленность и стартовый уровень освоения, по форме организации является групповой, разработана в соответствии с ФГОС.

Нормативными основаниями разработки ДООП стали:  

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ)
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013г. №1008)
  • Концепция  развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р)
  • Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015г. №09-3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. №41 г. Москва Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Реализация программы строится на принципах:

- добровольности участия школьников в исследовательской деятельности;

- самостоятельности учеников в процессе проведения исследований;

- компетентности педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся.

          Новизна программы состоит в том, что данная программа достаточно универсальна, имеет большую практическую значимость. Она доступна учащимся. Начинать изучение программы можно с любой темы, каждая из них имеет развивающую и профориентационную направленность.

          Актуальность (педагогическая целесообразность) дополнительной образовательной программы состоит в том, что она направлена на стимулирование профессионального самоопределения учащихся в сфере средств массовых коммуникаций на основе использования знаний русского языка в журналистской практике, поддерживает изучение основного курса, направлена на систематизацию, расширение и повторение знаний учащихся.

Педагогическая целесообразность заключается в комплексном воспитании детей, профессиональном самоопределении с использованием активных методов обучения и развития школьников (викторины, семинары, экскурсии, интеллектуальные игры, блиц-турниры, проекты, исследования и т.д.). В данной программе воспитание рассматривается как процесс педагогической поддержки самоопределения и саморазвития подрастающего человека. При реализации программы используются такие педагогические технологии, как творческое самовыражение, индивидуального развития, исследовательская деятельность, развития творческих способностей учащихся.

Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что составной частью программы является самостоятельная творческая деятельность учащихся на протяжении всего срока обучения. 

Программа  дает возможность каждому учащемуся попробовать свои силы в различных жанрах  журналистской деятельности, посмотреть на различные проблемы с позиции журналиста, ощутить весь спектр требований к этой интересной профессии.

Программа, включающая в себя аудиторные занятия, проведение различных интеллектуальных игр, совместный отдых в каникулярное время, позволяет использовать принцип непрерывности образования и воспитания.

Адресатами программы являются учащиеся 14 - 16 лет. В этом возрасте возникает потребность в самореализации, определении будущей специальности, успехе, в проверке своих возможностей в различных видах деятельности, которые делают его более взрослым в собственных глазах. Различные виды деятельности: учебная, исследовательская, творческая и общественно-организационная объединяются в общественно значимую деятельность, которая, по мнению В.В. Давыдова, становится ведущей в подростковом возрасте. Осознавая социальную значимость собственного участия в реализации этих видов деятельности, подростки вступают в новые отношения между собой, развивают средства общения друг с другом.

Условия набора учащихся. Для обучения принимаются все желающие. Группы – одновозрастные и разновозрастные, состоящие из воспитанников примерно одинакового уровня подготовки.

Количество учащихся в объединении определяется Уставом образовательной организации с учетом рекомендаций СанПиН.

В группе 1 года обучения –10-15 человек,

Численный состав учащихся в объединении может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов.

Объём и сроки освоения программы. Программа рассчитана на 1 года обучения.

1 год обучения – 60 часов

Состав группы. Группа примерно однородного и постоянного состава.

Форма и режим занятий. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей.  

Формы организации обучения:

по количеству учащихся: групповая;

по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей:

лекции, семинары, практикумы, экскурсии,  участие в конференциях, конкурсах, проектная деятельность;

по дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

Режим занятий:

1 год обучения – 60 часов (2 раз в неделю по 1 часу).

          Особенностью предлагаемых занятий   является их нацеленность на успешное овладение основами журналисткой профессии ‒ видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать сочинения разных жанров).

          Таким образом, на каждом занятии целенаправленно развиваются важнейшие коммуникативно-речевые умения, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей, аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развёрнуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т.п.

1.2 Цель и задачи программы

          Цель данной программы - продолжить развитие мотивации выбора профессии журналиста, реализовать интерес к литературному творчеству, показать школьникам роль и место текстов (в частности, сочинений) в данном виде профессиональной деятельности, научить писать творческие работы в жанрах публицистического стиля, восполнить пробелы в обучении сочинению, реализовать интерес к творчеству, показать школьникам роль и место текстов (сочинений) в их дальнейшей профессиональной деятельности, научить писать творческие работы в жанрах публицистического стиля. Формировать у детей более глубокие знания по русскому языку,  умение видеть внутреннюю форму  слова, языковой культуры учащихся, готовности к творческой и исследовательской деятельности, воспитание потребности участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций родного края и великого русского языка.  

Задачи программы:

Обучающие:

- формировать у учащихся основные компоненты литературных способно-стей в той мере, которая обеспечила бы в дальнейшем осознанный выбор изучаемой профессии;

- формировать точную и выразительную письменную речь;

- совершенствовать навык по созданию сочинений-рассуждений и подбору аргументации;

- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

- совершенствовать навык осуществлять редактирование и структурирование текста.

- познакомить учащихся  с различными пластами лексики по сфере употребления;

- совершенствовать навыки по созданию сочинений-рассуждений и подбору аргументации.

Развивающие:

- формирование навыков самостоятельного сбора, анализа и классификации материала;

- формирование умения осуществлять редактирование и структурирование текста;

- формирование у учащихся основные компоненты литературных способностей в той мере, которая обеспечила бы в дальнейшем полноценное восприятие художественных произведений, творческий подход к их анализу и  разного рода сочинениям;

- развитие творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

- раскрытие красоты и богатства русского языка, роли художественно-выразительных средств в поэтическом тексте;

- формирование стремления к точной, выразительной речи, основанной на правильном словоупотреблении;

- воспитание настойчивости в достижении цели;

- воспитание уверенности в своих силах.

- формирование творческой поисковой деятельности;

- развитие ценностного отношения к русскому языку.

1.3 Содержание программы

Учебный план

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Форма

аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Введение. Журналистика как профессия

2

1

1

Педагогическое наблюдение

2.

Основные жанры публицистического стиля

3

2

1

Педагогическое наблюдение

3.

Изобразительно-выразительные средства языка

6

2

4

Защита презентации

4.

Трудный жанр сочинение-рассуждение

6

2

4

Творческая работа

5

Сочинение-отзыв

6

2

4

Педагогическое наблюдение

6.

Сочинение-рецензия

6

2

4

Творческая работа

7.

Эссе как вид творческой работы

6

2

4

Педагогическое наблюдение

8.

Беседа как жанр публицистического стиля речи

6

2

4

Творческая работа

9.

Очерк как вид творческой работы

6

2

4

Творческая работа

10.

Репортаж как жанр

6

2

4

Творческая работа

11.

Интервью как жанр публицистического стиля

6

2

4

Педагогическое наблюдение

12.

Соблюдение норм литературного языка.

9

3

6

Проект

Итого:

68

24

44

Содержание учебного плана

1. Введение. Журналистика как профессия. (2ч)

Организационное занятие. Планирование работы. Техника безопасности во время практических занятий. Журналист и журналистика. Журналист – это не просто профессия, это  призвание.

Теория. Изучение основных понятий темы.

2. Основные жанры публицистического стиля. (3ч)

Информационные жанры публицистического стиля

Аналитические жанры публицистического стиля

Художественно-публицистические жанры публицистического стиля.

Теория. Изучение основных понятий темы.

Практика. Работа с текстами публицистического стиля.

3. Изобразительно-выразительные средства языка. (6ч)

          Изобразительно-выразительные средства языка. Специальные средства выразительности публицистического стиля. Изобразительно-выразительные средства и их роль в художественном произведении. Анализ текстов, упражнение в определении средств выразительности.

Теория. Изучение основных понятий темы.

Практика. Словарь-справочник художественно-выразительных средств.

Работа с художественными произведениями.

4. Трудный жанр сочинение-рассуждение. (6ч)

Трудный жанр сочинение-рассуждение. Этапы работы над сочинением-рассуждением. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Аргументационная часть сочинения-рассуждения

Теория. Изучение основных понятий темы.

Практика. Анализ текстов сочинений-рассуждений, написанных мастерами слова. Написание сочинения-рассуждения. Анализ сочинений-рассуждений.

5. Сочинение-отзыв. (6ч)

Сочинение-отзыв. Этапы работы над сочинением-отзывом. Композиционное оформление сочинения-отзыва.

Теория. Изучение основных понятий темы.

Практика. Анализ текстов сочинений-отзывов, написанных мастерами слова. Анализ школьных сочинений – отзывов. Подготовка к сочинению-отзыву. Написание отзыва на прочитанную книгу или просмотренный спектакль

6. Сочинение-рецензия. (6ч)

Сочинение-рецензия. Этапы работы над сочинением-рецензией. Композиционное оформление сочинения-рецензии.  

Теория. Изучение основных понятий темы.

Практика. Анализ рецензий, написанных мастерами слова. Анализ школьных сочинений – рецензий. Написание рецензии на сочинение одноклассника.

7. Эссе как вид творческой работы. (6ч)

Эссе как вид творческой работы.  Эссе как жанр словесной культуры, его признаки. Разновидности и формы эссе. Интегративное свойство жанра. Эссе или сочинение в форме письма, слова, беседы. Художественная зарисовка, этюд, миниатюра (о природе, человеческих взаимоотношениях и др.), основанные на наблюдении и личных впечатлениях учащихся

Теория. Изучение основных понятий темы.

Практика. Анализ литературно-критического эссе (С.П. Залыгин. «Мой поэт» (О Чехове) отрывок.). Эссе или сочинение в форме письма, слова, беседы. Размышления на заданную тему (об искусстве, о литературе, духовных и нравственных проблемах, об экологии, о социальных проблемах – по выбору учащихся). Написание сочинения в различных формах эссе.

8.  Беседа как жанр публицистического стиля речи (6ч)

Беседа как жанр публицистического стиля речи. Беседа как жанр аналитической журналистики. Композиционное оформление беседы.

Теория. Изучение основных понятий темы.

Практика. Анализ бесед профессиональных журналистов. Учимся проводить беседу по правилам.

9. Очерк как вид творческой работы. (6ч)

Очерк как вид творческой работы. Очерк – жанр, привлекающий читателя. Виды очерка. Портретный очерк. Проблемный очерк. Путевой очерк

Теория. Изучение основных понятий темы.

Практика. Написание очерка на выбранную тему.

10. Репортаж как жанр. (6ч)

           Репортаж как жанр.  Репортаж как жанр новостной журналистики, его типы. Репортаж в современной журналистике на материалах журнала "Русский Репортёр". Репортаж на телевидении.

          Теория. Изучение основных понятий темы.

Практика. Работа над репортажем.

11.  Интервью как жанр публицистического стиля. (6ч)

Интервью как жанр публицистического стиля. Основные правила построения интервью. Интервью-портрет. Интервью-дискуссия. Интервью-анкета. Информационное интервью

Теория. Изучение основных понятий темы.

Практика. Запись интервью.

12. Соблюдение норм литературного языка. (9ч)

Соблюдение норм литературного языка.  Стили речи. Классификация ошибок. Точная и выразительная речь. Восприятие художественного текста.

Теория. Изучение основных понятий темы.

Практика. Анализ текстов различных жанров. Создание презентации по теме «Нормы литературного языка». Защита творческих проектов.

1.4 Планируемые результаты

          В ходе реализации программы запланировано получение следующих результатов.

В результате изучения курса получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность учащихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

В ходе изучения у выпускников будут заложены основы формально-логического мышления, рефлексии, что будет способствовать:

• развитию интереса к профессии журналиста;

• порождению нового типа познавательных интересов (интереса не только к фактам, но и к закономерностям);

• расширению и переориентации рефлексивной оценки способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В ходе планирования и выполнения учебных исследований учащиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.

В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий у выпускников будут заложены:

• потребность вникать в суть изучаемых текстов, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;

• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;

• основы ценностных суждений и оценок;

• уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;

Будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Учащиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших профессиональных планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.

У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:

• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

• основ социальных компетенций (включая ценностно- смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

• готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.

• развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

• практическому освоению учащимися основ проектно-исследовательской деятельности;

• развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

• практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

При изучении курса учащиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Учащиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.

Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).

Учащиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.

Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.

Планируемые результаты освоения программы  «Первые шаги в журналистику»

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• создавать творческие работы в жанрах публицистического стиля;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Создание письменных сообщений

Выпускник научится:

• создавать текст;

• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;

• создавать текст, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;

• использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ

ПРОГРАММЫ

2.1 Календарный учебный график

Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Первые шаги в журналистику» (базовый уровень) составляется ежегодно для каждой группы учащихся отдельно на основании учебного плана в виде таблицы:

группа: 1

п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Количество

часов

Тема

занятия

Место

проведения

Форма

контроля

2.2 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся в кабинете № 5 корпуса № 1 МБОУ «Гимназия», имеющем следующее оснащение: мультимедийный проектор, интерактивная доска, аудиовизуальные средства, выход в Интернет, принтер, сканер.

Методическое обеспечение

В процессе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Первые шаги в журналистику» предусматриваются как теоретические, так и практические занятия. Большинство занятий проводится в кабинете №5.

Методы обучения, используемые в ходе реализации программы:

Словесный:

  • объяснение нового материала;
  • рассказ обзорный для раскрытия новой темы;
  • беседы с учащимися в процессе изучения темы;

Наглядный: применение наглядных пособий, словарей, художественной литературы, географических карт, технических средств;

Практический: работа со словарями, текстами художественных произведений, географическими картами, иллюстрациями;

Игровой: создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой ребятам предлагается найти выход;

Исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия.

Формы обучения, используемые в ходе реализации программы:

  • приобретение теоретических знаний во время аудиторных занятий;
  • проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают возникающие познавательные задачи;
  • беседы с учащимися в процессе изучения темы;
  • заслушивание сообщений и докладов учащихся по определенной теме;
  • самостоятельная работа с книгами;
  • работа с иллюстрациями;
  • просмотр видео и слайд-фильмов по изучаемой теме;
  • развивающие игры, стимулирующие познавательные процессы;
  • экскурсии в городской краеведческий музей;
  • заслушивание сообщений и исследований учащихся по изучаемой ими теме;
  • проведение тематических лингвистических викторин и блицтурниров, подготовка школьных газет и видеороликов.

В ходе реализации программы  широко используется метод исследовательских проектов. Суть его состоит в том, что учащиеся выполняют творческие задания интеллектуально-практического характера, которые позволяют полнее и глубже изучать родной язык, овладевать навыками журналиста. При выборе темы проекта необходимо учитывать склонности и интересы авторов проекта.

Учебный материал отбирается по принципу от простого к сложному.

          Каждая тема курса предусматривает проведение различных форм занятий:

•        деловые и ролевые игры;

•        лабораторные работы;

•        выполнение практических заданий;

•        тренинги;

•        семинары-дискуссии;

•        круглые столы;

•        работа в малых группах;

•        имитационное моделирование;

          Особенностью предлагаемых занятий   является их нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать сочинения разных жанров).

         Таким образом, на каждом занятии целенаправленно развиваются важнейшие коммуникативно-речевые умения, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей, аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развёрнуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст, что очень важно в профессии журналиста.

          К программе «Первые шаги в журналистику» предлагается список литературы (методические пособия, книги для учащихся, научно-популярная литература, справочные издания), что поможет реализовать на практике заложенные в программе идеи.

          В рамках данной программы формируются навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами, расширение активного словарного запаса учащихся, потребность в обращении к справочной литературе, книгам о языке и культуре речи, компьютерным программам для пополнения знаний и самоконтроля.

Основные содержательные линии

          Направленность программы «Первые шаги в журналистику» на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции;

• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

          В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными.

         

Информационное обеспечение

1.        Единая национальная коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

2.        Естественнонаучный образовательный портал http://www.en.edu.ru/

3.        Каталог детских ресурсов интернет http://www.kinder.ru/

4.      Летописи. рф.  http://www.letopisi.ru

5.        Педагогические порталы и сайты http://www.links-guide.ru/pedagogicheskie-portaly

6.        Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании http://www.ict.edu.ru/

7.        Права и дети в Интернете http://school-sector.relarn.ru/

8.        Президент России - гражданам школьного возраста http://www.uznay-prezidenta.ru/

9.        Российские общеобразовательные порталы и сайты. http://www.alleng.ru/edu/educ.htm

10.        Российский портал открытого образования http://www.openet.ru/

11.        Тамбовский региональный ресурсный центр РЕОИС http://trrc.tambov.ru/centr.htm

12.        Управление образования и науки Тамбовской области http://obraz.tambov.gov.ru/

13.        Управление народного образования г. Мичуринска http://unomich.68edu.ru/

14.        Эйдос" - центр дистанционного образования http://www.eidos.ru/index.htm

15.        Юность, Наука, Культура http://www.future4you.ru/

2.3 Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

- журнал посещаемости учащихся;

- материалы тестирования;

- методические разработки.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

- творческие работы;

- защита проекта.

На первом занятии проводится вводный контроль знаний, умений и навыков учащихся, который помогает увидеть уровень подготовленности ребят и сферу их интересов.

После изучения каждого блока теоретически учащимся предлагается на практических занятиях показать, какие они приобрели навыки.

Для проверки знаний учащихся используются такие формы, как: написание творческих работ различных жанров; небольшие сообщения, самостоятельно подготовленные дома по изучаемой теме; наблюдение за участием в лингвистических играх и за  работой на практических занятиях.

Приобретённые знания учащиеся должны показать в ходе написания исследовательских работ и их защиты в школе, на уровне города (области).

Способы определения результативности освоения программы

Для определения результативности   реализации программы используются следующие методы.

Методы отслеживания успешности овладения учащимися содержания ДООП:

- педагогическое наблюдение (активность на занятии, вовлеченность в образовательный процесс, заинтересованность в достижении цели);

- педагогический анализ (анкетирование, тестирование, опросы, защита проектов, участие в мероприятиях).

Контроль

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Входной контроль

В начале учебного года

Определение уровня развития учащихся.

Беседа, опрос, анкетирование, тестирование

Текущий контроль

В течение учебного года

Определение степени усвоения учащимися изучаемого материала.

Определение готовности учащихся к восприятию нового материала.

Выявление учащихся, отстающих и опережающих обучение

Педагогическое наблюдение, опрос, самостоятельная работа

Итоговый контроль

По окончании курса обучения

Определение изменения уровня развития учащихся.

Определение результатов обучения.

Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение.

Получение сведений для совершенствования ДООП и методов обучения.

Итоговое занятие, защита проекта, лингвистическая игра,  коллективная рефлексия, самоанализ

2.4 Оценочные материалы

Сводный протокол аттестаций знаний, умений, навыков учащихся

первого года обучения.

Фамилия, имя

учащегося                

Разделы программы

Итоговая аттестация

Введение. Журналистика как профессия

Основные жанры публицистического стиля

Изобразительно-выразительные средства языка

Трудный жанр сочинение-рассуждение

Сочинение-отзыв

Сочинение-рецензия

Эссе как вид творческой работы

Беседа как жанр публицистического стиля речи

Очерк как вид творческой работы

Репортаж как жанр

Интервью как жанр публицистического стиля

Соблюдение норм литературного языка.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Низкий уровень успеваемости (Н) _________________________________________

Ниже среднего уровня (НС)

Средний уровень успеваемости (С) ________________________________________

Выше среднего уровня (ВС)

Высокий уровень успеваемости (В) ________________________________________

2.5 Методические материалы

Методы деятельности учителя направлены на подготовку лекций по темам курса, организацию практических и семинарских занятий, руководство самостоятельной учебой и научно-исследовательской работой учащихся, то есть преподавателем выбираются как объяснительные, так и эвристические (проблемные и поисково-исследовательские) методы, которые учитывают индивидуальные особенности и потребности обучающихся.

На занятиях применяются самые разные методы обучения: слово учителя (сообщение, объяснение, рассказ и др.), беседа, наблюдения над языком, лингвистический эксперимент, упражнения. Некоторые практические занятия проходят в форме ролевой игры.

На занятиях широко используются различные словари, справочная и художественная литература, портреты писателей и ученых-лингвистов, карточки, схемы, таблицы, аудио и видеотехника, компьютер.

Формы и приемы работы учащихся самые разнообразные:

- участие в играх, выполнение упражнений,

- составление заданий, подбор материала для занятий (пословицы, загадки, стихи, примеры их художественных произведений),

- составление конспекта (в том числе и опорного) на основе лекции учителя,

- анализ текста,

- участие в ролевых и деловых играх, дискуссиях и «круглых столах»,

- использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.),

- написание рефератов,

- выступление с сообщениями и докладами на занятиях семинарского типа, на школьной конференции,

- подготовка и защита проектов, слайдовых презентаций.

В обширном списке литературы предложены популярные издания, написанные доступно для учащихся. Эти источники могут быть использованы не только учениками, но и учителем для подготовки к занятиям. В разделе списка литературы для педагога включены монографии и другая специальная литература, рекомендуемая для более глубокого изучения темы учителем. Этот список далеко не исчерпывающий, каждый может дополнить его по своему усмотрению.

2.6 Список литературы

Литература для педагога

  1. Агеева Р. А. Происхождение имён рек и озёр. М., 1985.
  2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М., 1987.
  3. Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. – М., 1988.
  4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Человеческое слово могуче… - М., 1984.
  5. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. – М., 1991.
  6. Грекова Е. Алгоритм сочинения. М., 1995.
  7. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра - М., 2004.
  8. Жигулев А.М. Сила образного слова. – М., 1979.
  9. Засорина Т., Федосова Н. Профессия – журналист. – Ростов-на-Дону, 1999.
  10. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. – М., 1976.
  11. Калганова Т. А. Сочинения разных жанров в
    старших классах. - М.,1997.        
  12. Ким М.Н. Жанры современной журналистики.- СПб.,2004.
  13. Ким М.Н. Репортаж: технология жанра.- СПб., 2005.
  14.  Котельникова С.А. Сочинения нетрадиционных жанров: интервью и репортаж //Ж. «Русский язык в школе». №5, 1995 г.
  15. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста; - СПб., 2000.
  16. Кружковая работа по русскому языку: (Сб. статей из опыта работы). – М., 1979.
  17. Крысин Л.П. Жизнь слова. – М., 1980.
  18. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М., 1980.
  19. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л., 1972.
  20. Мокиенко В.М. В глубь поговорки. – М., 1985.
  21. Олешко В.В. Журналистика как творчество. М., 2003.
  22. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. – М., 1986.
  23. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1980.
  24. Прохоров Е.П. «Введение в журналистику», Москва 1988
  25. Свитич Л. Г. Профессия: журналист. - М., 1997.
  26. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? – М., 1980.
  27. Телия В. Н. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление: Лингвокультурологический комментарий.– М., 2008.
  28. Толмачёв Я. Аналитическая филология о составе и образовании русского языка. — М., 2011г.
  29. Шанский Н.М. В мире слов. – М., 1985.
  30. Этерлей Е.Н., Кузнецова О.Д. Неизвестное в известном (рассказы о словах). – Л., 1979.
  31. Якушин В.В. Гипотезы о происхождении языка. – М., 1985.

Литература для учащихся

  1. Булатов М., Порудомский В. Собирал человек слова… - М., 1966.
  2. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М., 1982.
  3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М., 1976.
  4. Кожевников А. Ю. А Вы готовы к экзамену по литературе? - СПб., 2002.
  5. Лопатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 1981.
  6.  Львов М.Р. Школьный словарь антонимов. – М., 1980.
  7. Мокиенко в.м. Загадки русской фразеологии. – М., 1990.
  8. Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1983.
  9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1986.
  10. Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1984.
  11. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. – М., 1996.
  12. Словарь синонимов русского языка. – М., 1971.
  13. Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. – М., 1987.
  14. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. – М., 1975.

Интернет- ресурсы

  1. Библиотека Максима Мошкова. http://www.litera.ru
  2. Библиогид. http://www.bibliogid.ru
  3. Библиотекарь. http://www.bibliotekar.ru
  4. Единая национальная коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
  5. Естественнонаучный образовательный портал http://www.en.edu.ru/
  6. Каталог детских ресурсов интернет http://www.kinder.ru/
  7. Культура письменной речи. http://www.gramma.ru
  8. Летописи. рф.  http://www.letopisi.ru
  9. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс] . - http://megabook.ru/ 
  10. Педагогические порталы и сайты http://www.links-guide.ru/pedagogicheskie-portaly
  11. Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании http://www.ict.edu.ru/
  12. Права и дети в Интернете http://school-sector.relarn.ru/
  13. Президент России - гражданам школьного возраста http://www.uznay-prezidenta.ru/
  14. Российские общеобразовательные порталы и сайты. http://www.alleng.ru/edu/educ.htm
  15. Российский портал открытого образования http://www.openet.ru/
  16. Тамбовский региональный ресурсный центр РЕОИС http://trrc.tambov.ru/centr.htm
  17. Управление образования и науки Тамбовской области http://obraz.tambov.gov.ru/
  18. Управление народного образования г. Мичуринска http://unomich.68edu.ru/
  19. Филологический портал  http://www.philology.ru/
  20. Эйдос" - центр дистанционного образования http://www.eidos.ru/index.htm
  21. Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. http://www.drevne.ru
  22. Энциклопедия Кругосвет. http://www.krugosvet.ru
  23. Юность, Наука, Культура http://www.future4you.ru/

2.7 Глоссарий

        Журнали́стика — актуализация мировоззрения социальных групп средствами подбора фактов, оценок и комментариев, которые злободневны и значительны в данное время.Антропони́мика (греч. ἄνθρωπος — человек и ὄνομα — имя) — раздел ономастики, изучающий антропонимы — имена людей (принимающие различные формы, например: Пётр Николаевич Амехин, Иван Калита, Игорь Кио, Пеле)

         Интервью́ (англ. interview) — разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.

            Очерк – литературное произведение, основанное на фактах, документах, наблюдениях автора. 

           Репортаж — сообщение с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа социально педагогической направленности "Правоведение" для 7 класса

Рабочая программа курса «Правоведение» ориентирована на учащихся 7 класса. Она нацелена на формирование у учащихся основ правовой культуры и их успешной социализации, призвана способствовать развитию ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Путешествие в страну общения»

В   общеразвивающей программе дополнительного образования детей «Путешествия в страну общения» представлены простые в употреблении и в интерпретации диагностические методики, которые помогут...

Модульная дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Журналистика"

Цель: Развитие личности ребенка через овладение основами журналистского мастерства Задачи:-овладение      обучающимися   основами    журналистики...

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".

Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Шаги в бизнес»

Программа направлена  на получение знаний в  предпринимательской области, а именно: «Бизнес. Понятие о бизнесе», «Конструкторско-технологической деятельности», «...