Фольклорный праздник "Лен-леночек"
методическая разработка (5 класс) на тему

Апанасова Татьяна Григорьевна

  Фольклорные праздники - это часть духовного наследия народа (обрядов, ритуалов, традиций).   

    Издавна на Руси они играли очень большую роль в жизни русского народа:

- сближали людей, поддерживали в них чувство коллективизма;

- способствовали укреплению родственных связей, так как обычно собирали всю ближнюю и дальнюю родню;

- радостная атмосфера праздника снимала чувство неловкости и стеснения во взаимоотношениях;

- общение с гостями позволяло узнавать новости о событиях в стране, получать знания о далеких странах и народах, удивляться заморским чудесами странным обычаям.

      Фольклорные праздники способствуют  эстетическому  развитию - формированию эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; художественному  развитию - приобщение к искусству и художественной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklornyy_prazdnik.docx30.56 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник «Лен - леночек».

  1. Пояснительная записка

  Фольклорные праздники - это часть духовного наследия народа (обрядов, ритуалов, традиций).  

    Издавна на Руси они играли очень большую роль в жизни русского народа:

- сближали людей, поддерживали в них чувство коллективизма;

- способствовали укреплению родственных связей, так как обычно собирали всю ближнюю и дальнюю родню;

- радостная атмосфера праздника снимала чувство неловкости и стеснения во взаимоотношениях;

- общение с гостями позволяло узнавать новости о событиях в стране, получать знания о далеких странах и народах, удивляться заморским чудесами странным обычаям.

      Фольклорные праздники способствуют  эстетическому  развитию - формированию эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; художественному  развитию - приобщение к искусству и художественной деятельности.  

Фольклорный праздник предназначен для учащихся 5-6 классов

   Цели:

  • приобщение детей к русской народной культуре,
  • знакомство обучающихся с растением «лён», связанными с ним приметами, поговорками, песнями,   и его использовании.

Задачи: 

  • развивать познавательную активность, любознательность при ознакомлении с бытом и жизнью русского народа, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры;
  • расширить знания учащихся об истории выращивания льна  на Руси и его применении;
  • способствовать воспитанию этического отношения к русской культуре.

Развитие УУД

Регулятивные УУД: 
- эмоционально-положительный настрой на проведение фольклорного праздника, создание ситуации успеха, доверия;
- выделение и осознание того, что усвоено во время праздника, осознание качества и уровня усвоенного.
 
Познавательные УУД:

- расширение знаний о русской культуре и народных традициях;
- извлечение необходимой информации из театрализованного представления об употреблении  и пользе льна в питании.
Личностные УУД:
- воспитание уважения к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувства общности со своими истоками и гордости за них;

- смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имела для него фольклорный праздник? 
- нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный социальный выбор.
 
Коммуникативные УУД. 
- сотрудничество, высказывание своего мнения, обсуждение.

Методы и приёмы, использованные во время проведения фольклорного праздника:

  • использование русских народных костюмов;
  • вовлечение в прошлое;
  • театрализация;
  • рассказ о народных обычаях и традициях;
  • применение изделий народных промыслов;
  • использование загадок, пословиц, поговорок;
  • использование русских народных песен;
  • опросно-ответная беседа;
  • ролевая игра;
  • использование музейных предметов.

  1. Этапы организации, место проведения праздника

I этап - предварительное планирование. Определение места и срока проведения.

II этап - работа над сценарием.   На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий речевой,  музыкальный и игровой материал.

   Ребята предварительно разучивают  русские народные песни «Посеяли девки лён», «У нас нынче субботея», «Пошла Дуня из ворот…», частушки.

III этап - предварительное знакомство детей со сценарием праздника, определение целей и задач. Осознание обучающими своей роли в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, песен, постановки танцев, подготовки зала они видели и понимали, для чего они это делают

IV этап - репетиции. На этом этапе идет работа над сценарием, в который вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы.

V этап - проведение праздника. Выступление перед учащимися 5 класса и родителями.

VI этап - подведение итогов.  Проведение  беседы, в которой дети вспоминают, что им понравилось, выделяют наиболее важные и главные моменты  праздника. Отражение итогов в школьной газете.

Место проведения: школьный краеведческий музей.

  В краеведческом музее  созданы все условия для знакомства с народными традициями, бытом русских крестьян, их питанием. Все это способствует развитию интереса к русской национальной культуре, формирует художественный вкус, эмоционально-оценочные суждения по поводу увиденного, вызвать желание отражать полученные эстетические представления в собственной художественно-творческой деятельности, т.е. формировать визуальную культуру и опыт в условиях музейной коммуникации, содействует воспитанию бережного отношения к народным традициям и их сохранению.

     Комната оформлена в русском стиле: на полу домотканые половики; стол,  накрытый льняной скатертью, самовар, выпечка с добавлением льна, масло льняное;  вещи льняные (полотенце, рубашка, наволочка, простыня, платье); на скамейках веретена и прялки;  на полу стоит коробка, стилизованная под старинный сундук; на отдельном столе — стилизованные орудия труда для обработки льна: железный гребень, мялка, ткацкий станок.

Действующие лица:

  • дедушка Федор;
  • бабушка Агафья;
  • внучки Аня и Юля;
  • девочки и мальчики

III. План праздника

1. Вступление. Дедушка с бабушкой в русских народных костюмах  под музыку встречают гостей.

2. Угощение гостей выпечкой с добавлением льна.

3. Исполнение русской народной песни «У нас нынче субботея».

4. Театрализованное представление об истории  выращивания и обработке льна на Руси, народных поверьях и приметах.

5. Хоровод «Я посеяла ленку»

6. Разгадывание загадок и демонстрация льняных предметов «из сундука».

7. Исполнение русской народной песни «Пошла Дуня из ворот…»

8. Рассказ об использовании льна в питании.

9. Угощение гостей кондитерскими изделиями с добавлением льна.

10. Хоровод «Посеяли девки лён».

11. Исполнение группой ребят частушек.

12. Завершение фольклорного праздника чаепитием.

13. Рефлексия. Подведение итогов. Написание отзывов учащихся и родителей в школьную газету.

   

IV. Сценарий фольклорного праздника «Лен - леночек»

Дедушка, бабушка, их внучки одеты в русские костюмы. Звучит русская народная музыка. Входят ребята Их встречают дедушка и бабушка.

Дедушка. Добро пожаловать, гостюшки дорогие парнишки удалые, девчонки заводные! С чем пожаловали?

Девочка. Чайку попить, хозяев повеселить.

 Мальчик. Рассказы послушать, пироги покушать

Девочка. Попеть, поплясать, себя показать.

Бабушка.

Хлебосольством и радушием

Славен наш край.

Здесь для вас и песни русские,

 И медовый каравай!

Входят внучки (Аня и Юля) с подносами угощают ребят булочками  с льняной присыпкой

Юля. Мир вам, гости дорогие, Вы явились в добрый час.

 Песней русской да народной Мы встречаем нынче вас.

Исполнение русской народной песни «У нас нынче субботея».

Дедушка. Расцвели девчата наши,

Как ромашки на лугу,

Ну а песни распевают,

 Словно пташечки в саду.

Бабушка. Ребятки, не распотешиться ли нам загадкой? А загадка простая, любой отгадает:

Мал малышок

Сквозь землю прошел,

Синю шапочку нашел. (Лён.)

А отгадаете по шифрограмме: по последующей букве алфавита отгадать слово.

Бабушка: Сегодня, ребятки, мы будем говорить о льне, о его обработке и назначении.

- Что такое лён? (растение)

- Видел ли кто из вас это растение?

- Сможете ли узнать лён среди всех растений?

Предлагаются иллюстрации с цветами: василёк, лён, колокольчик. Ребята отгадывают.

- Вот он, лён-леночек,  голубой цветочек. (Показывает растение). При ветре до земли сгибается и снова выпрямляется.

Дедушка. Лён — древнее растение, его возделывают более двух тысяч лет. В старину на Руси лён начинали сеять 27 мая, в день Сидора-огуречника. Помнишь, Агафья, как тогда говорили: «Сидор-огуречник не сидит на печке, огурцы сажает, лён засевает»?

Бабушка. А в день Федота-овсяника, 31 мая , лён сеяли уже везде. Другое название этого дня — «семь дев». В народе такие приметы были: кукушка закуковала — пора сеять лён,

 рябина зацветает — начинай сеять лён.

 Сеяли его до третьего июня.

Дедушка. А помнишь, Агафья, как вы с подружками лён обманывали? (Смеется.)

Бабушка. Ну, тебя, старый, нашел, о чем вспоминать!

Юля. Расскажи, Бабушка! Ну, пожалуйста!

Бабушка. Ну, если смеяться не будете, то расскажу. Это ведь не я придумала, обычай такой был. Перед тем как сеять лён, мы раздевались донага прямо в поле. А лён, глядя на нашу наготу, жалел нас, думал: «Это девки бедные — у них даже рубашек на теле нет, надо будет получше уродиться». Вот так мы лён и обманывали.

Аня. Посей-ка, батюшка, ленку

В середнем поле, в уголку,

На мою долиночку,

На шелкову шапиночку.

Так пели девушки в стародавние времена.

Бабушка. В наших краях был обычай при посеве льна задабривать мужиков — класть в мешок с семенами вареные яйца.

Дедушка. Поэтому мы и любили сеять лён. Бывало, отец высыпает в лукошко (показывает) семена, а с ними яйцо за яйцом вылетает. «Ребята, берите!» Прямо взять да и съесть яйцо нельзя, нужно его сначала подбросить да сказать: «Вырасти, лён, выше лесу стоячего!»

Бабушка. Стебель у льна высотой до ста шестидесяти сантиметров. Голубые цветочки придают особое очарование цветущему льняному полю. Встречаются белые и розовые цветки, но редко. Когда лён отцветает, образуется плод — коробочка, в которой прячутся блестящие семена.

Аня. Как интересно! А где лён растет лучше?

Дедушка. Сеют его на хорошо удобренной земельке. Вы же тоже в огороде работаете, на хорошо обработанной земле и урожай хорошим вырастает.

Бабушка. Лён — водохлеб, очень любит влагу. Где сеяли лён, просили: «Матушка - водица, надо с неба пролиться на нашу льняницу».  Посеяв лён, у поля девушки водили хоровод. Давайте и мы вспомним старину.

Хоровод «Я посеяла ленку»

Дедушка. На Луппу - брусничника, 5 сентября, лён убирали, выдергивали из земли с корнем, теребили, освобождали от коробочек, а оставшуюся солому вязали в снопы. Потом их мочили, опускали в пруд, чтобы волокно легко отделить от древесины.

А с Симеона Столпника (14 сентября), стебли льна МЯЛИ.

Бабушка. Да, помню, как мама мне говорила: «Мни лён доле, волокна будут боле». Затем его теребили на гребнях (показывает гребень), получая длинное волокно и кудель. А потом уж пряли нитки, а из ниток ткали полотно (показывает полотно). В народе всегда говорили: «Кого лён вымотает, того и озолотит».

Бабушка: Какие старинные инструменты запомнили для обработки льна? (щётка. Чесало, трепетало).

- Как вы думаете, ручная обработка льна была сложной работой? ( И руки ранили, и недосыпали) Не зря в народе говорят «Труд всё побеждает». Объясните значение этой пословицы. А в чём заключается ваш труд?

Дедушка:  А кто скажет, как по приметам урожай льна угадать? (распределить детям)

-Длинные сосульки - долгий лён.

-Лён надо сеять, когда на кустах цветут последние цветы.

-Если бельё зимой не сохнет -  льны хорошие будут.

-Лён две недели цветет, четыре недели спеет, на седьмую семя летит.

Бабушка. Не пора ли, Федор, гостей за стол приглашать, а то мы их только рассказами угощаем.

Дедушка. Еще чуток поговорим, потом и чаем угостим. А ты заметила, Агафья, какие гости-то нарядные, рубахи из нейлона, куртки из синтепона, платья еще из какого-нибудь «пона»? Умные-то люди сроду такую одежду не наденут: одно нездоровье для организма. То ли дело одежда изо льна: натуральная, практичная и, как принято сейчас говорить, экологически чистая, приличная.

Бабушка. И то правда, Федор. Лён-долгунец, который и сейчас выращивают в нашей стране, дает натуральное волокно.

Дедушка (внучкам). Покажите - ка нам, внученьки, бабушкин сундук. Откройте его, пусть гости полюбуются на красоту льняную.

Аня. А давайте поиграем. Мы с Юлей будем ребятам загадывать загадки о вещах изо льна, которые есть в нашем сундуке, а они — отгадывать, тогда и отгадки покажем.

Девочки загадывают загадки и после отгадки достают из «сундука» тот или иной предмет.

  1. На стене висит, болтается,

За него всяк хватается. (Полотенце.)

  1. Меня били, колотили,

А за стол с царем посадили. (Скатерть.)

  1. Кожух для двух брюх

И четырех ух. (Наволочка.)

  1. Белая Ненила

Перину накрыла. (Простынь.)

  1. В будни простой,

 В праздник баской

 За плечи цепляется,

До земли болтается. (Сарафан.)

6.По дороге я шёл,
Две дороги нашёл,
По обеим пошёл.
(Штаны)

Юля. А с одной девушкой вот что приключилось:  (исполнение песни «Пошла Дуня из ворот…»)

Дедушка. Ай да таракан! А Дуня-то сшила новый сарафан?

Юля. Да, Дедушка, сшила. И не только сарафан, но и рубашку. И на полотенце полотна хватило.

Дедушка. Вот видите, ребята, лён и дом украшал, и людей одевал. Из выращенного на одном гектаре земли, засеянном льном можно изготовить 1220 м ткани, 120 мешков, 110 кг верёвки, 9 кг особо тонкой сигаретной бумаги. А еще из него ткут прочные пожарные рукава, крутят верёвки.  Делают паклю.

- А ну-ка, решите задачку: Сегодня из 1кг пряжи получают 40 километров нити. А из 5 кг. пряжи сколько километров нити получается? (200 км.)

Бабушка. Из льна изготавливают и грубые ткани технического назначения – мешковину, брезент, и тончайший батист (объяснить значение), и удивительные, почти невесомые кружева – блонды. С различных примесей и добавлений шьют постельное бельё, скатерти, портьеры, практичные и модные костюмы для молодёжи.

 Лён ещё кормит: Выжимают душистое масло из семени. Семя используют даже в медицине и парфюмерии. Добавляют семя в самые дорогие конфеты, халву и печенье. Испробуйте наше угощение, гости дорогие! (Угощают гостей).

Юля: Лен в древности высоко ценился, стоимость рубашки из льняного полотна определялась по весу: на одну чашу весов клали изделие, а на другую золото.

Аня. До нынешних дней сохранились старинные народные приметы: если льняное семя положить в обувь, то она будет дольше носиться, а если несколько семян льна зашить в одежду, то можно защитить человека от порчи и сглаза.

Хоровод «Посеяли девки лён».

Исполнение частушек

1.Уж чья это прекрасна

В косе ленточка атласна?

 Сарафан-то чей льняной?

 Вы пожалуйте со мной.

  1. И-ха-ха да и-ха-ха

 Чем я девочка плоха?

Юбочка льняная,

 Сама я удалая!

3.Ветер дует, ветер дует,

 Ветер дует без конца,

А казанские ребята

Ростом ниже долгунца.

4.Рос, рос, перерос,

 Я таким родился,

Кабы до тебя дорос,

Я бы извинился.

  1. 5.Дайте лён, дайте лён,

Дайте десять веретен,

 Буду я попрядывать,

На ребят поглядывать.

  1. 6.Если вышла ты плясать,

 То давай доказывай,

А свое льняное платье

Нечего показывать.

  1. 7. Лён и прочен, и белён,

Для здоровья недурен.

Лишь одна беда — забыли,

 Как его все встарь любили.

Дедушка: Спасибо, ребятки за веселье.

Бабушка: Вам понравился наш праздник? Чем? Что интересного узнали о льне?

 Что готовят из льна?

Завершается фольклорный праздник  чаепитием

V. Использованная литература:

  1. Гурьянова Г.И. Методическое пособие по фольклорной практике. Казань, ГКУ, 2006

2. Науменко Г.В. «Народные праздники» - Москва,1999 г.

3.Науменко Г. Н. «Фольклорная азбука». Учебное пособие. М. 1996.

4.Релли Н. «Русские обряды и традиции». - С-Петербург, 2002 г.

5. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. - С-Петербург, 2002 г.

6. http://azbukalna.ru/article/3000/scenariy-prazdnika-paraskeva-pyatnica-lnyanica.html

7. https://урок.рф/library/professionalnaya_prigodnost_i_samootcenka_223748.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фольклорный праздник "Как на масленой неделе"

дети знакомятся с обычаями и традициями русского народа при встрече весны и проводов зимы...

Фольклорный праздник "Посиделки".

Это заключительный урок литературы в 5 классе по теме "Фольклор"....

Типы фольклорных единиц, используемых Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Презантация по теме: Типы фольклорных единиц, используемых Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» ...

Показательный (открытый) урок в 5 классе по разделу «Богатство русского фольклора и виды фольклорных жанров»

Обобщение и систематизация знаний учащихся по вышеуказанному разделуРазвитие навыков монологической речи учащихся, актёрского мастерства, свободного владения теоретическим материаломВоспитать у ...

Сценарий внеклассного мероприятия в 0-1 классах фольклорного праздника "Масленица".

Цель:Совершенствовать выразительное, ритмичное исполнение танцевальных движений под музыку различного характера; ритмичное исполнение на музыкальных инструментах в ансамбле ритмического аккомпан...

Спортивно-фольклорный праздник "День рыбака"

Спортивная игровая программа создана на основе праздника народного календаря - Алексей Теплый. Этот праздник проводится, как День рыбака. В сценарии кратко дается историческая справка и описание конку...