Методическое сообщение Особенности работы с учащимися хозрасчетного отделения (класс гитары)
материал на тему

            Желание научиться играть на гитаре приводит в ДШИ людей разного возраста. Условно возраст учащихся  на хозрасчетном отделении можно разделить на 3 группы:

1.     Взрослые

2.     Подростки ( учащиеся 7-11 классов, студенты)

3.     Ученики 1-6 классов.

      Возрастные особенности, музыкальные данные, типы музицирования ,к которому тяготеет ученик, предполагают различный подход к процессу обучения, использованию разных методов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое сообщение: “Особенности работы с учащимися хозрасчетного отделения (класс гитары)”

Преподавателя МБУ ДО ДШИ  города Вышний Волочек                 Ваваева Ю.В.

14.11.2018


       Музыкальная грамотность дает человеку уникальную возможность  перенимать репертуар не от одного предшествующего поколения, а от многих. Это благотворно не только для музыкального воспитания, но и для всестороннего развития личности. Стойкая многолетняя традиция домашнего музицирования в дворянских семьях обеспечивала стабильно высокий уровень музыкального и общего развития представителей этого сословия.

      Со временем активные формы музицирования стали постепенно исчезать из быта горожан, а потом и сельских жителей, вытесняемые пассивными формами восприятия музыки на концертах и в аудиозаписи. В XX музыкальная грамотность перестала считаться обязательной частью общего образования и стала привилегией немногих.

      Согласно учению о типологии музицирования существуют три основные его разновидности:

  1. Уединенное музицирование - когда человек поет или играет на музыкальном инструменте сам для себя, в отсутствии слушателей.
  2. Совместное музицирование, являющееся средством дружеского эмоционального общения с партнерами (сюда относится, например, игра на ф-но в четыре руки, участие в струнном квартете, домашнее хоровое и ансамблевое пение, коллективные праздники и юбилеи)
  3. Публичное музицирование, цель которого – влияние на эмоционально – психологическое состояние других людей, слушателей.

Первые две разновидности обеспечивают более глубокое восприятие музыки. Участие в совместном музицировании действует на человека сильнее, чем присутствие на публичном исполнении музыки, а самостоятельное, уединенное музицирование имеет наибольшую силу и ценность.

      Все три типа музицирования используются на практике, и каждому из них соответствует  определенный репертуар.

            Желание научиться играть на гитаре приводит в ДШИ людей разного возраста. Условно возраст учащихся  на хозрасчетном отделении можно разделить на 3 группы:

  1. Взрослые
  2. Подростки ( учащиеся 7-11 классов, студенты)
  3. Ученики 1-6 классов.

      Возрастные особенности, музыкальные данные, типы музицирования ,к которому тяготеет ученик, предполагают различный подход к процессу обучения, использованию разных методов.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

      Развитие любви к музыке тесно связано с интересом к занятиям ею - и  не только к урокам педагога, но и к домашней работе за инструментом. Необходимо приучать ученика к тому, что искусство требует постоянного и упорного труда, что совершенство в исполнении рождается лишь в процессе большой длительной и целенаправленной работы.

      Домашняя работа должна быть продуктивной, целесообразной и организованной.  В умении трудиться постоянно и систематически проявляется интерес и любовь к музыке, ведя к достижению поставленной перед собой цели.  Воспитание учеников, при всех индивидуальных особенностях, невозможно без целенаправленной работы над приобретениями навыков  самостоятельности, развития творческой инициативы в занятиях.

       Организация домашних занятий для младших учеников возможна при тесном общении с его родителями, с мамой или бабушкой. Подростковый возраст более самостоятелен, независим. Тут скорее подойдет некий механизм конкуренции, т.е. преподаватель может ссылаться на успехи его знакомых, одноклассников, приводит в пример их успехи или достижения в освоении определенных технических навыков. Выделить время для занятий взрослому человеку порой оказывается очень сложно. Этому мешают проблемы взрослых.  

ЕДИНСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

    Невозможно представить себе исполнительскую деятельность музыканта, в которой художественно-выразительная сторона игры была бы оторвана от ее профессионально-технического оформления. Большое значение для успешной работы с учениками является правильный подбор репертуара. Завышение по художественному или техническому уровню обрекает работу на неудачу.

      Запланированный репертуар должен соответствовать художественным и техническим возможностями учащегося и одновременно способствовать к дальнейшему развитию его музыкально-исполнительских данных.  Музыкально-техническое развитие ученика должно осуществляться естественно, легко и нормально. На определенных этапах обучения, в зависимости от конкретных задач, доля технического материала может увеличиваться.

      Фактором, который в значительной мере помогает единению художественного и технического развития гитариста, является музыкально-слуховое воображение. Поэтому в обучении, особенно начальном, следует придавать огромное значение слуховому развитию ученика. Скорость и основательность усвоения музыкального материала новых пьес, которые изучает ученик, зависит в первую очередь от активности и подвижности его слухового мышления. Главное в слуховых представлениях – это метро-ритмически  организованная звуковысотная  сфера. Постепенно действие внутреннего слуха расширяется на тембровую и динамическую стороны звучания, а также на гармонию, голосоведение, то есть, - на все элементы музыкальной ткани.

      На всех этапах музыкального воспитания гитариста играет фактор свободы и естественности игровых движений.  Ведь координация слуха и движения будет невозможной, если в игровом аппарате исполнителя будет присутствовать нецелесообразное, малейшее излишнее мышечное напряжение. При работе с учеником следует обращать внимание на  минимальную затрату мышечной энергии, предельно возможную экономию сил в каждом игровом движении. Критерий целесообразности постановки состоит не в абстрактном раскрепощении, свободе мышц, а в высоком качестве звучания. Здесь необходимы твердо усвоенные условно-рефлекторные связи между точным представление звука внутренним слухом и свободным исполнительским движением, с помощью которого достигается реализация желаемого звучания. Такие связи надежно устанавливаются в тех случаях, когда  каждое исполнительское движение изучается отдельно под сознательным контролем и потом путем многократного повторения автоматизируется. Таким образом, простые движения соединяются в более сложные комплексы и постепенно преображаются в исполнительские навыки.

      Работа с учениками младшего возраста хозрасчетного отделения ничем не отличается от работы с учениками 1-3 классов школы. Единственное отличие-малое количество часов (обычно один час в неделю), отсутствие смежных предметов (сольфеджио, ансамбля), что замедляет его развитие.

      Работа над постановкой рук, выбор репертуара  с подростками проходит очень сложно. Видя как играют его сверстники – самоучки во дворе или в летнем лагере, как играют на эстраде гитаристы они не понимают, почему посадка такая строгая? Почему надо играть сначала простые классические пьесы?  Хочется играть сразу песни боем по всем струнам. Причем играть, не зная нот. Почему надо стричь ногти на левой руке? (особенно девушкам). Иногда приходится идти на компромисс: показывать пьесу с пальцев или по табулатуре, изменять посадку.    Основной особенностью при работе с подростками является то, что у них есть своя музыка, свой музыкальный “сленг”. Важно найти живую, гибкую форму общения с ними, создав положительный эмоциональный фон. Убедить их, что основные приемы игры на гитаре изучают постепенно. Они быстрее учатся, быстрее схватывают новое. Умение играть на гитаре дает  возможность  подростку почувствовать свою значимость в среде сверстников, позволяет участвовать в художественной жизни общеобразовательной школы, найти себе новых друзей.

      Взрослые люди, приходя в ДШИ, хотят научиться аккомпанировать и петь песни под гитару, умеющие играть - научиться играть лучше, познакомиться с нотной грамотой и играть по нотам произведения для гитары. Работа над изменением посадки и постановки рук, исправление вредных привычек, плохих навыков усвоенных в начале обучения всегда связана с большими трудностями, т.к. всегда легче научить, чем переучить. Очень часто приходится работать над метро-ритмической организацией простых движений пальцев правой руки, над “легато”  левой. Приходится убеждать взрослых учеников о постепенном усложнении репертуара.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К УЧЕНИКАМ.

      Успех педагогической работы в очень большой мере зависит от умения педагога индивидуально подойти  к своим воспитанникам, умения учитывать все факторы, которые либо тормозят, либо благотворно влияют на развитие ученика.

      Проблема воспитания индивидуальности в процессе обучения требуют внимательного изучения психических особенностей ученика, его склонностей, круга интересов, вкусы, творческие и исполнительские возможности.  Изучение индивидуальности ученика будет неполным, если педагог не ознакомится с условиями его домашнего окружения. Особенно важно выявить музыкальные интересы семьи. Если в быту музыка занимает значительное место, это способствует развитию музыкальных способностей.  При внимательном изучении педагог вряд ли сможет найти двух учеников одинакового психического  склада. Первое, что отличает учеников друг от друга – это их интересы, которые являются важнейшим стимулом в приобретении знаний, очень важно, чтобы основной интерес был стойким, так как без этого человек не достигнет значительного успеха. Вторая отличительная черта -  это способности ученика. Психология обозначает способности как “такие психологические особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-нибудь одной или нескольких деятельностей” (Б.Теплов. Психология. Учпедгиз,м.,1953, стр.224).

     Совокупность способностей, необходимых для исполнения той или иной деятельности есть одаренность. Высшей степенью развития одаренности психология называет талантом.

     Нельзя смешивать одаренность музыканта-исполнителя с мастерством в этой области. Одаренность – это совокупность способностей, которые обеспечивают успешное развитие данного вида творчества, а мастерство – сумма  необходимых музыканту-исполнителю знаний, умений и навыков, которые приобретаются им в процессе овладения данной профессией. Признавая разницу между мастерством и одаренностью, необходимо подчеркнуть их тесную связь. Так, например, от одаренности ученика-гитариста зависит скорость приобретения им мастерства и его совершенствования. В то же время степень мастерства существенно влияет на успешное развитие способностей и одаренности.

     К основным способностям, которые выявляют степень одаренности ученика относятся: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, внимательность (умение сосредоточится), эмоциональное воображение, эмоциональная память (т.е. способность вспомнить ранее пережитое), эстрадные данные и др. Изучение учеников осуществляется путем наблюдения за их действиями как на уроке, в беседах с ним. При этом необходимо использовать и те сведения, которые могут дать об  ученике педагоги других дисциплин, родители и товарищи. Большую роль здесь играет наблюдательность педагога.

     Педагогу необходимо также вдумчиво изучать характер своего ученика и постоянно помнить, что в каждой индивидуальности есть всегда положительные и отрицательные черты, более или менее ценные элементы. Важно знать недостатки ученика и систематически работать над их устранением. Но достигать этого лучше всего на основе развития его сильных сторон.

     Встречаются ученики крайне неорганизованные. Они небрежны в работе, не аккуратны в выполнении своих обязанностей. Неорганизованность нередко объясняется отсутствием стойкого интереса к делу и слабостью воли. Возникновение “соблазна” – лишний раз поиграть  в компьютерную игру, посидеть в социальных сетях, погулять и др.- отодвигает на задний план главное. Утешая себя тем, что “авось, как-нибудь”  ученик откладывает приготовление задания, в результате плохо его выполняет, а иногда из-за этого - вовсе не приходит на урок. Очевидно, при работе с таким учеником  особенно важно обращать внимание на развитие у них интереса  к музыке, изучаемому произведению. Очень важно поддерживать постоянную связь с родителями, чтобы совместными усилиями укреплять волю, чувство ответственности, настойчивости в работе.

       Иногда успешному развитию вредит такая черта характера, как чрезмерная скромность, застенчивость, вызывающая эмоциональную скованность, боязнь “раскрыться” во время исполнения. Она бывает результатом или большой скромности, или большого самолюбия. Неуверенность в себе, если не преодолеть ее в молодости, будет мешать человеку на протяжении всей жизни и не даст ему возможности проявить в полной мере природные данные.

       Имея дело с учениками этого рода, надо с особой заботой отнестись к тому, чтобы занятия музыкой приносили им больше удовлетворения и поменьше разочарования, чтобы они ощущали собственный рост, чтобы успехи окрыляли их. Надо использовать малейшую удачу ученика в преодолении эмоциональной  скованности для укрепления в нем чувства уверенности в собственных силах. Важно поощрять его к смелым творческим поискам, соблюдая в то же время необходимую осторожность, чтобы по возможности предупредить срывы, которые пагубно влияют на натуры такого рода. Преодоление застенчивости способствует систематическое общение с коллективом – не только игра в концертах и ансамблях, но и выступления на собраниях, общественная работа.

     На выбор тех или иных методов и приемов обучения влияют возрастные особенности ученика, состояние его здоровья и тип темперамента, наличие опыта общения в коллективе, способность и умение сосредоточиться, усидчивость, работоспособность Чем младше ученик, тем обучение в большей мере включает в себя элементы дидактической игры. Педагог воздействует на эмоции ученика, применяя при пояснениях метод образных сравнений и аналогий.

      С учениками старшего возраста (подростками) следует применять научно обоснованные аргументы, что имеет большое влияние на интеллектуальную сферу, которая интенсивно развивается именно в переходном возрасте.  

     

   

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение по теме: «Орнамент. Особенности восприятия орнамента учащимися изобразительного отделения»

Орнамент является частью  материальной культуры общества. Внимательное изучение и освоение богатейшего наследия этой оставляющей мировой художественной культуры способствует воспитанию художестве...

Методическое сообщение "Опыт проведения «Музыкальных салонов» в отделении дополнительного образования"

Опыт проведения «Музыкальных салонов» в отделении дополнительного образования...

Методическое сообщение На тему: Мотивации учащихся по классу гитары.

Методическое сообщение На тему: Мотивации учащихся по классу гитары....

Методическое сообщение "Особенности создания условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся струнно-смычкового отделения посредством коллективного музицирования"

Одним из немаловажных факторов, от которого зависит успешность пути для достижения поставленных целей - это осознание учителем индивидуальности ученика и создание условий для гармоничного развития каж...

Методическое сообщение "Особенности работы над произведениями А. Вивальди в скрипичном классе"

Описание историчекой эпохи Барокко.Стиль письма композитора.Особенности работы над его произведениями в классе.Работа ученика и преподавателя  в умении донести до слушателей все выразительные при...