Методическое сообщение "Особенности работы над произведениями А. Вивальди в скрипичном классе"
учебно-методический материал по музыке

Колонтаева Елена Владимировна

Описание историчекой эпохи Барокко.

Стиль письма композитора.

Особенности работы над его произведениями в классе.

Работа ученика и преподавателя  в умении донести до слушателей все выразительные приемы автора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическое сообщение27.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическое сообщение на тему: 

«Особенности работы над произведениями А. Вивальди в скрипичном классе»

Подготовила:

Колонтаева Е. В.

концертмейстер МБУ ДО ДШИ

по классу скрипки

2019 г.

г. Ярцево


http://davaiknam.ru/texts/932/931899/931899_html_587c5a6b.png 

 Эпоха барокко - одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени - неопределенного,  не стабильного - эпоха барокко необычайно близка по духу. Именно в эту эпоху жил великий венецианский композитор, скрипач, педагог и дирижёр Антонио Вивальди.
       Особенности работы над произведениями Вивальди заключаются в определении музыкального стиля композитора, ведь это является неотъемлемой частью того, что он пытался рассказать своими сочинениями, донести до слушателя определенный образ, характер. 
      Стиль композитора отличается своей мелодической щедростью, динамичностью и экспрессивностью звучания. Прозрачность оркестрового письма, классическая стройность в сочетании с эмоциональным богатством не даст ошибиться и без труда узнать стиль и образ письма маэстро. 
      Хотя, некоторым может показаться, что музыке Вивальди присущи простота, определённая шаблонность формы, может все это обусловлено простотой гармоний? Может и так!

Но начав работать над его произведениями, начинаешь понимать, что данное мнение ошибочно.


     Обучающиеся дети, имея в репертуаре произведения А. Вивальди (чаще всего это «концерты»),взглянув и даже разобрав данный им текст, ошибочно полагают, что:

- «Тут так легко, да вообще делать нечего».

А потом, копнув поглубже, начиная понимать стилистику данного произведения, постепенно осознавая всю глубину жанра и эмоционального богатства понимают, что не так то все и просто.


      Исходя из этого в музыкальной школе не рекомендуется давать произведения Вивальди детям без определенной классической стилевой базы.

Помимо этого обучающийся к этому времени должен обладать определенными навыками, уметь понимать и грамотно строить фразу, знать азы строения полифонии, обладать крепкой технической базой, физической свободой, образностью мышления.

Так как множество произведений А. Вивальди написаны для инструмента соло и оркестра, было бы не плохо для обучающегося знать, что из себя представляет оркестр (ансамбль), иметь представление о партитуре и непосредственно опыт работы в команде (solo…tutty). 
     Работа преподавателя и ученика заключается в умении донести до слушателя все выразительные приемы:

-тембр/окраска звука(звуковая выразительность и содержательность, которая в зависимости от жанра, не должна оставаться однообразной).

-фразировка в целом,

-динамика (динамические оттенки)

-вибрация

-артикуляция

-штрихи
      Это все то, о чем обучающийся должен иметь представление и то, над чем придется работать в дальнейшем, изучая произведения композитора. 
      Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Вивальди считается создателем жанра сольного инструментального концерта и concertogrosso - музыкального инструментального жанра, основанного на чередовании и противопоставлении звучания всего состава исполнителей и группы солистов.
Инструментальные концерты Вивальди стали этапом на пути формирования классической симфонии.  На примере концертов, которые наиболее часто исполняются в музыкальных школах, можно понять определенную направленность работы в целом над произведениями Вивальди. 

Рондальность первой части концерта связана обычно у Вивальди с противопоставлением собственно тематического материала (здесь ученик должен ярко представлять себе понятие партитуры, игры solo и tutti), пассажным, фигуративным "эпизодам" (развитие техники путем работы над артикуляцией, штриховыми особенностями и в целом над техническими навыками). 
         При этом тональный план такого рондо может быть близок сонатному. 
Примечательной композиционной особенностью первой части концерта является контраст более яркого, индивидуализированного, сразу захватывающего внимание тематизма (достигается путем работы над качественным звукоизвлечением, динамикой, фразировочными особенности и особенностями характера). 
       В темах Вивальди слышатся порой характерные интонации полифонического тематизма, например "баховские" ломаные ходы, репетиции после скачка (частые в темах фуг) , секвенции, резкие и неожиданные синкопы. На это стоит обращать особое внимание, дабы определить и подчеркнуть стиль данного произведения. 
          В работе над произведениями Вивальди, да и над любыми другими произведениями, стоит учитывать, что все вышеперечисленное необходимо делать в совокупности и сразу, даже если произведение находится в стадии разбора, темп весьма сдержан и присутствует некая неуверенность в тексте. Прививать обучающемуся настрой на грамотное изучение материала нужно с самого начала, когда до конечной цели еще достаточно далеко. 
Работа же над стилем и характером произведения вытекает опять же из всего вышеперечисленного, ведь достижение цели не возможно без правильно поставленных задач и их выполнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Работа над произведениями крупной формы в младших классах ДМШ (на примере "Сонатины Фа мажор" Ф.Кулау, 1 часть)"

В данном конспекте отражено,что характерно для произведений крупной формы,что они воспитывают,что такое сонатина и сонатная форма. Предложен более профессиональный анализ исполняемого произведения, ко...

Контрольная работа по произведениям писателей 20 века - 7 класс

Контрольная работа по произведениям писателей 20 века - 7 класс...

Контрольная работа по произведениям русской литературы в 5 классе

Контрольная работа составлена по учебнику В.Я. Коровиной....

Особенности работы над произведениями крупной формы в младших классах

План-конспект излагает последовательность форм работы над произведениями крупной формы на примере сонатины М. Клементи, ор.36, №2, соль мажор. Анализ произведения включает в себя передачу со...

Контрольная работа по произведениям поэтов XIX века. 6 класс

Контрольная работа № 6 по произведениям поэтов XIX века...

2019 г. - ОТКРЫТЫЙ УРОК «Особенности работы над произведениями разного характера в младших классах ДМШ»

Цель: с помощью разных методов и приемов звукоизвлечения создать образы двух разнохарактерных музыкальных произведений.Задача: продолжить работу с учеником над особым прикосновением при игре штрихами ...