Дополнительная общеобразовательная программа «Танец души». 2017 г.
рабочая программа на тему

В настоящее время все большую актуальность приобретает работа со взрослым населением, работа по организации их досуга, а также предоставлению образовательных услуг по общему развитию личности.

Данная программа относится к художественной направленности, является модифицированной, относится к программам ознакомительного уровня. Программа создана на основе методики Д. Джавришвили по обучению грузинской народной хореографии с учетом более полувекового опыта преподавания хореографии коллективом «Иверия». 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 17vnebyudzhet_tanets_dushi.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ

                 Государственное бюджетное образовательное учреждение

             дополнительного образования города Москвы

              «Центр детского творчества «Свиблово»

129343, Москва, улица Амундсена, дом 14, корп.1                              

Тел:   8-499-760-01-15                                                                                              e-mail: sviblovo@edu.mos.ru

факс: 8-499-760-01-17                                                                                           http:// centrsviblovo.mskobr.ru 

ОГРН  1077759314500,   ИНН 7716585000,   КПП 771601001

Утверждено.

Педсовет

Протокол №….

От ……… 201…г

Утверждаю.

И.о.директора ГБОУДО ЦДТ «Свиблово»

_________________Н.А. Герасимова

……….. 201…г

Дополнительная общеобразовательная программа

«Танец души»

Срок реализации: 2 года

Возраст обучающихся: 16-60 лет

Уровень: ознакомительный

Направленность: художественная

Автор-составитель:

                                                                                      педагог дополнительного образования

Тасоева Лариса Анатольевна

  МОСКВА

           2017


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Данная программа относится к художественной направленности, является модифицированной, относится к программам ознакомительного уровня. Программа создана на основе методики Д. Джавришвили по обучению грузинской народной хореографии с учетом более полувекового опыта преподавания хореографии коллективом «Иверия».

        В настоящее время все большую актуальность приобретает работа со взрослым населением, работа по организации их досуга, а также предоставлению образовательных услуг по общему развитию личности.  Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности человека. Это совокупность различных видов занятий, осуществляемых в свободное время, в результате которых происходит развитие личностных качеств, удовлетворяются духовные потребности, физические и другие социальные значимые потребности.

        Удовлетворенность своим досугом, его полноценность являются важнейшими индикаторами социального самочувствия, серьезно влияют на мировосприятие..

        Танцевальные группы всегда были одной из популярных форм проведения досуга, это объединение людей, имеющих общность интересов в сфере творчества, основной деятельностью которого является овладение определенными навыками и применение их в жизни. Заниматься в такие группы участники приходят на добровольной основе, выбирая себе занятие по душе. Здесь важны свобода общения и доступность предлагаемого материала.

        Учитывая основное направление нашего коллектива —  грузинская народная хореография, данная программа позволяет людям раскрыть свои способности через грузинский танец, знакомит с искусством и культурой Грузии.

        Стоит также отметить, что эта программа помогает в решении задачи по привлечению родителей детей к участию в деятельности коллектива, а также центра в общем. Работа с родителями, безусловно, является одной из наиболее важных направлений при работе с детьми, как в сфере общего образования, так и в сфере дополнительного. Ничто так не объединяет детей и родителей, как общие интересы. И данная программа нацелена на привлечение родителей обучающихся у нас детей, учитывая их многочисленные просьбы. Наши педагоги настраивают родителей на активное участие в жизни коллектива: привлекают их к проблемам воспитания детей в центре, вовлекают каждого родителя в педагогический процесс, тем самым создавая из родителей коллектив единомышленников.

        Таким образом, мы решаем сразу несколько важных задач: создаем сплоченный коллектив педагогов, детей и родителей и организуем досуг взрослого населения.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы.

        Актуальность программы состоит в нескольких факторах. Как уже отмечалось, в современном мире растет спрос на общеобразовательные программы для взрослого населения. Возрастает заинтересованность в особой организации досуга взрослых людей, который сопровождается познавательным и личностным развитием. Встает вопрос о создании оптимальных условий для гармоничного развития личности, активного проведения досуга. Удовлетворенность своим досугом, его полноценность являются важнейшими индикаторами социального самочувствия, серьезно влияют на мировосприятие человека.

        Вместе ни у кого не вызывает сомнение вопрос о пользе танцевальных занятий для любого возраста. Как известно, танцы способствуют укреплению здоровья, повышают физическую выносливость, развивают всё тело. Кроме этого, танцы способствуют снятию эмоционального напряжения, путем выражения различных чувств и эмоций через движение, улучшают настроение и помогают справляться с различными  стрессовыми ситуациями. Обучение грузинским народным танцам вовлекает людей в изучение другой культуры, формирует интерес к изучению других народов.

        Учитывая специфику образовательной деятельности коллектива, спрос на получения образовательных услуг со стороны взрослого населения, была разработана данная программа по обучению грузинской народной хореографии людей старше 18 лет.

        

        Новизна данной программы заключается в том, что программа разработана специально для обучения взрослых людей, у которых нет опыта обучения хореографии, им предлагается к изучению. При этом в программу включены как элементы классического станка, так и народно-сценический тренаж для общего укрепления мышц и связок, необходимых для танцев.

        Цель программы — воспитание ценностей здорового образа жизни, развитие танцевально-творческих способностей по средствам обучения техники грузинских народных танцев.

        Содержание данной программы ориентировано на решение следующих задач:

         Обучающие:

  • овладения грузинской хореографической культурой;
  • обучение техники исполнения движений в грузинской народной хореографии;
  • изучение культуры народов Грузии: особенности быта, природы, культурных ценностей;
  • выработка стиля и манеры исполнения народного грузинского танца.

Развивающие:

  • развитие силы, выносливости, координации движении;
  • укрепление костно-мышечного аппарата;
  • развитие творческого воображения, образного мышления;
  • развитие художественного вкуса;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие умения ориентироваться в пространстве хореографического зала,;
  • развитие музыкально-танцевальных способностей на основе природных задатков и особенностей, совершенствование музыкальности, художественной выразительности исполнения и артистизма.

Воспитательные:

  • формирование эмоциональной отзывчивости на музыку;
  • формирование межкультурной компетенции и толерантности;
  • формирование умения чувствовать и воспринимать ценности мировой культуры, культуры традиционных народов;
  • воспитание культуры здорового образа жизни.

Организация работы:

        Данная программа является ускоренной и осваивается за 2 года. Предназначена для освоения элементов грузинской народной хореографии и нацелена на удовлетворение  индивидуальных, культурных, духовных и образовательных потребностей, на возможность реализоваться в данной области. Программа предполагает проведение занятий с людьми разного  уровня подготовленности и способностей.

        Возраст обучающихся  от 16 лет. Все желающие набираются  без специального отбора. Группы комплектуются по гендерному признаку.

        Необходимым условием для зачисления  является наличие медицинской справки от врача об отсутствии противопоказаний к занятиям.

        Количество обучающихся в группе от 8 до 25 человек.

        Режим занятий   

        Обучение  проводится в форме групповых  занятий. Продолжительность одного занятия 1 час. В неделю проводится 2 занятия. Всего программа рассчитана на 160 часов. Каждый учебный год включает в себя 80 часов учебных занятий. Занятия проводятся под фонограмму. Содержание каждого занятия определяется конкретной задачей.

Формы занятий:

  • учебные групповые занятия;
  • беседа;
  • вечер отдыха.

Методы обучения:

  • показ;
  • словесное (образное) объяснение;
  • сравнение;
  • повторение.

Ведущим методам обучения  является:

  • демонстрация формируемых навыков (практический показ);
  • объяснение методики исполнения движения;
  • демонстрация иллюстраций(видеоматериалы).

Структура занятий.

        Структурная особенность программы заключается в блочно-тематическом планировании содержании каждого занятия.

Система обучения грузинскому народному танцу, предполагает организацию и проведение  занятий по установленной структуре в определенной последовательности. Каждое занятие состоит из шести частей, исключение составляют  – итоговое занятие.  

I часть. Вводная.

Задача: Разминка. Постепенное введение обучающихся в работу. Разогрев главным образом, нижних конечностей и подготовка организма к упражнениям с большей физической нагрузкой.

II часть. Общеподготовительная.

Задача: Сконцентрировать внимание обучающихся и сосредоточить усилия на физической нагрузке. Подготовка всех частей тела к выполнению и изучению движений, используемых в основной части. Манера и выразительность движений. Формирование осанки, совершенствование походки. Классический экзерсис, а также отработка базовых элементов, характерных для грузинских танцев.

III часть. Основная.

Задача: Педагогическая проработка основных танцевальных движений и ходов. Развитие координации движений. Обратить внимание на технику и манеру исполнения движений. Отработка определенных танцевальных движений. Изучение некоторых связок грузинских танцев.

 IV часть.  Дополнительная.

Задача: Обучение технически трудным и силовым движениям. Закрепление пройденного материала. Партерная гимнастика для развития и укрепления мышц и связок.  

V часть. Заключительная.

Задача: Постепенный переход к движениям с меньшей физической нагрузкой. Подведение итогов занятия.   

  ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

(1 год обучения)

Задачи: знакомство с танцевальным искусством Грузии, освоение основных базовых движений и их связок грузинской народной хореографии, умение употребить полученные навыки в повседневной жизни, умение импровизировать.

№ п/п

Темы

Количество часов

Формы контроля

теория

практика

всего

Вводное занятие

1

-

1

Знакомство с танцевальным искусством Грузии.

4

-

4

Опрос

Общеразвивающие упражнения,  упражнения у станка

1

9

10

Выполнение норм

Партерная гимнастика.

1

9

10

Выполнение норм

Постановка корпуса, головы, характерные для грузинской  народной хореографии.

-

6

6

Правильность постановки

Изучение позиций ног и рук  грузинской народной хореографии.

1

5

6

Наблюдение, опрос

Освоение базовых движений ног и рук грузинской хореографии. Связки движений.

2

12

14

Наблюдение, опрос

Движения и связки, характерные для различных этнографических районов Грузии.

2

14

16

Наблюдение, опрос

Искусство импровизации.

-

4

4

Соревнование

Итоговые занятия.

-

1

1

Итого:

12

60

72

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Вводное занятие:

        Знакомство с педагогом,  с основными правилами и требованиями коллектива, его краткой историей,  основными традициями. Правила поведения и соблюдения техники безопасности на занятиях.

2. Знакомство с танцевальным искусством Грузии:

        История возникновения грузинского танца. Известные коллективы народного танца Грузии. Известные исполнители грузинского народного танца. Просмотр видео. Концертные номера нашего коллектива. Знакомства с танцами Картули, Рача, Абхазские, Горские в виде показа, просмотра видеоматериалов, прослушивания музыки.

3. Общеразвивающие упражнения,  упражнения у станка

        Данный раздел направлен на общее физическое развитие. Используются общеразвивающие упражнения, которые дают базовую подготовку и закладывают основу освоения элементов хореографической «школы». Отдельное внимание отводится постановки корпуса, характерного для  грузинского народного танца, ведется работа над осанкой, положением плеч, головы.

        

         Общеразвивающие упражнения:

  1. Для плечевого пояса и рук
  2. Для шеи и головы
  3. Для кистей и пальцев рук
  4. Для корпуса – развитие гибкости, постановка осанки
  5. Для укрепления мышц и силы ног
  6. Разновидности ходьбы:

        а) естественные, бытовые шаги

        б) танцевальные с вытягиванием пальцев стопы по III позиции

        в) на пятках

        г) на полупальцах при вытянутых коленях (ходули)

7.        Разновидности бега:

        а) легкий бег

        б) мелкий бег на полупальцах

        в) с выбрасыванием прямых ног на 450

В рамках данного раздела также проводятся упражнения классического экзерсиса, направленные на отработку танцевальных элементов, упражнения модифицированного экзерсиса с учетом грузинской народной хореографии.

4. Партерная гимнастика.

        Раздел направлен на укрепление мышц, задействованных в танцевальной практике, а также заминка после занятия. Данные упражнения рекомендуется проводить в конце каждого занятия, чтобы обеспечить как подкач мышц, так и растяжку, снятие напряжения.

  1. Упражнения в положении лежа на спине:

        а) напряжение и расслабление всех мышц тела

        б) растягивание ахиллового  сухожилия

        в) подъем вытянутой ноги (поочередно) на 450, 900

  1. Упражнения стоя на коленях:

        а) «полумост»

        б) разворот туловища

  1. Упражнения сидя на полу:

        а) наклоны корпуса

        б) растягивание ахиллового сухожилия

        в) «комочек»

  1. Упражнения лежа на животе:

        а) «лодочка»

        б) «кольцо»

        в) отжимание с прогибом в грудном отделе позвоночника

Примечание: На свое усмотрение педагог может включать в уроки и другие упражнения.

5. Изучение позиций и положений ног и рук, принятых в грузинской народной хореографии:

Изучение:

- позиций ног 1,2,3,4;

- положений на ступнях ,  на пальцах, на ступне одной ноги, на одном колене, в полуприседе, на обоих коленях, на высоких полупальцах.

-  позиций рук 1,2,3,4.

- положений рук: вниз, вверх, четверть вниз, четверть вверх, руки на поясе, на бедре, сакриало, двойной, самтиулуро.

6. Освоение базовых движений ног и рук грузинской народной хореографии. Связки движений:

«рбили сиарули» — мягкая ходьба;

«ордакврит адгилзе свла» — ходы на месте;

«самдакврит адгилзе свла» — тройной удар на месте;

«криала» — стремительный ход;

«сада чаквра» — «ударить сверху» - движения, сочетающие удары о пол то пяткой, то носком с одновременными подскоками, размахивания голенью, подсеканиями;

«сада мухлура» — простое движение коленом;

«глусуна» —  движение со скольжением.

«ртула» —  сложный ход (много разновидностей);

«гасма» — скользящее движение ног на месте;

«чаквра» — «ударить сверху»  —  движения, сочетающие удары о пол то пяткой, то носком с одновременными подскоками, размахивания голенью, подсеканиями;

«брунеби» —  повороты.

7. Движения и связки, характерные для различных этнографических районов Грузии:

Изучение движений и связок, характерных для Мтиулети, Хевсурети, Аджарии, Тбилисский городской фольклор.

8. Искусство импровизации:

Освоение искусства импровизации. Что такое импровизация.  Истоки  импровизации. Танцевальная импровизация( народные обряды, игры, празднества). Исполнение импровизации на основе изученных движений в характере предлагаемой музыки.

12. Итоговое занятие:

Проведение итогового занятия в форме вечера отдыха с небольшим концертом и импровизацией. 

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

К концу 1-го года обучающиеся должны знать :

  • правила принятые в коллективе;
  • правила техники безопасности;
  • позиции рук , ног  грузинской народной хореографии;
  • названия движений;
  • правила исполнения танца Картули;
  • базовые движения ног и рук грузинской хореографии.
  • движения и связки, характерные для различных этнографических районов Грузии.

К концу 1-го года обучающиеся должны уметь :

  • разложить и исполнить изученные движения;
  • исполнить простейшие связки движений;
  • исполнить наэрти (связки) из танца Картули;
  • выполнять основные связки: сада чаквра, рбили сиарули, ордакврит адгилзе свла, криала, сада мухлура, глусуна.
  • различать движения, характерные для различных этнографических районов Грузии, а также музыку этих районов; исполнить импровизацию на тему изученных танцев

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

(2 год обучения)

Задачи: продолжение знакомства с танцевальным искусством Грузии, освоение основных базовых движений и их связок грузинской народной хореографии, знакомства с танцевальным искусством народов Северного Кавказа.

№ п/п

Темы

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие

1

-

1

Общеразвивающие упражнения,  упражнения у станка

-

10

10

Выполнение нормативов. Наблюдение

Партерная гимнастика.

-

8

8

Выполнение нормативов. Наблюдение

Танцы горных районов Грузии

1

9

10

Правильность постановки

Танцы Аджарии

1

9

10

Наблюдение, опрос

Танец Рачули

1

7

8

Наблюдение, опрос

Танцы Абхазии

1

9

10

Наблюдение, опрос

Танцы народов Северного Кавказа

1

9

10

Наблюдение, опрос

Искусство импровизации.

-

4

4

Соревнование

Итоговые занятия.

-

1

1

Итого:

6

66

72

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Вводное занятие:

        Постановка целей и задач на год, повторение пройденного за прошлый год материала.

2. Общеразвивающие упражнения,  упражнения у станка.

        Тренировочные упражнения первого года обучения.

3. Партерная гимнастика.

        Упражнения как и первого года для растяжки и укрепления мышц.        

4. Танцы горных районов Грузии.

        Знакомство с характерными движениями, манерой исполнения хевсурского, мтиульского, тушинского, сванского танцев

5. Танцы Аджарии

        Характерные движения, манера исполнения танцев Гандагана, Лазури.

6. Танец Рачули

        Характерные движения и наэрти (связки), манера исполнения танца Рачули.

7. Танцы Абхазии

        Характерные движения и наэрти (связки), манера исполнения абхазских танцев: свадебного, крестьянского.

8. Танцы народов Северного Кавказа

        Характерные движения и наэрти (связки), манера исполнения осетинского, дагестанского, убыхского, адыгского танцев

9. Искусство импровизации:

        Исполнение импровизации на основе изученных движений в характере предлагаемой музыки.

10.  Итоговое занятие:

        Проведение итогового занятия в форме вечера отдыха с небольшим концертом и импровизацией.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

К концу 2-го года обучающиеся должны знать :

  • названия изученных движений;
  • движения и связки, характерные для различных этнографических районов Грузии и Северного Кавказа: Аджарии, Абхазии, Рачули, горных районов Грузии.

К концу 2-го года обучающиеся должны уметь :

  • разложить и исполнить изученные движения;
  • исполнить связки движений, пройденных танцев;
  • исполнить наэрти (связки) из танцев;
  • различать движения, характерные для различных этнографических районов Грузии и Северного Кавказа, а также музыку этих районов
  • исполнить импровизацию на тему изученных танцев.

Методическое обеспечение.

        Дидактический материал представлен в виде методических рекомендаций, стендов, представленных в центре. Учащиеся всегда могут ознакомится на видеохостинге YouTube с видеозаписями концертных выступлений грузинских и российских хореографических коллективов, также на портале выложены и выступления хореографического коллектива «Иверия».

        К сожалению на русском языке конкретно литературы по грузинской народной хореографии нет, единственная книга издана в 1974 год Джавришвили Д.Д. Грузинская народная хореография. У педагогов имеются распечатки, брошюры, с которыми могут ознакомится учащиеся, есть также переводы с грузинских книг. Обучающиеся знающие грузинский язык могут свободно воспользоваться данной литературой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Барышникова А. — «Азбука хореографии». М. «Айрес-пресс», 2000.
  2. Бубновский С.М. Секреты суставов или 20 незаменимых упражнений: М., 2004
  3. Гварамадзе Н. «Грузинский танцевальный фольклор. Т. «Хеловнеба», 1987.
  4. Джавришвили Д — «Грузинские народные танцы» - Изд-во «Ганатлеба»,1975.
  5. Колесов Д., Хрипкова А. — «Гигиена и здоровье». М. «Просвещение» ,1984.
  6. Костровицкая В., А. Писарев – «Школа классического танца». Л. «Искусство» - 1976
  7. Лопухов А, А. Ширяев, А. Бочаров — «Основы характерного танца». М. «Лань», 2010.    
  8. Нельсон А., Юко К. Анатомия упражнений на растяжку / А.Нельсон, Ю.Кокконен; пер. с англ. С.Э. Борич. - Мн.: "Попурри", 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа «Современный танец» (2014 г.)

Программа рассчитана на 2-х летнее обучение учащихся 5-7 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа "Современный танец" (2013 г.)

Программа для обучающихся 8-14 лет на 2 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа «Танец души. Начало». 2017 г.

В настоящее время все большую актуальность приобретает работа со взрослым населением, работа по организации их досуга, а также предоставлению образовательных услуг по общему развитию личности.Да...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танец души»

Данная программа относится к художественной направленности, является модифицированной, относится к программам ознакомительного уровня. Программа создана на основе методики Д. Джавришвили по обучению г...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танец души. Путь к сцене»

         Данная программа относится к художественной направленности, является модифицированной, относится к программам ознакомительного уровня. Программа создана на осн...

Чичкань В.М. Дополнительная общеобразовательная программа как фактор развития художественного мышления // Наука и образование: новое время. - 2017. - № 5 (22). – С. 623-632

Статья посвящена исследованию проблем использования дополнительных общеобразовательных программ для развития художественного мышления. Выявляется содержание понятия «дополнительная общеобразоват...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танец души». 2022 г.

Данная программа художественной направленности ознакомительного уровня реализации рассчитана на 10 месяцев обучения взрослых в возрасте от 18 до 65 лет. Программа позволяет людям раскрыть свои способн...