Методическое сопровождение педагога при подготовке к занятию
методическая разработка на тему

Шаров Антон Валерьевич

От педагога дополнительного образования требуется высокий профессионализм, умение донести учебный материал до учащихся и реализовать соответствующие учебному профилю цели и задачи. Проблема заключается в том, что зачастую, обладая большим жизненным и педагогическим опытом, педагог не в состоянии грамотно его структурировать, выстроить материал по пути наиболее рационального изложения, грамотно определить составляющие умк и особенности их использования для целей проведения конкретного занятия. И если педагоги со стажем имеют более или менее оформленное представления об этом, то молодые педагоги в особенности нуждаются в ком-то, кто мог бы направить их в нужное русло, помочь грамотно и последовательно осуществлять учебный процесс. Роль такого наставника закрепляется за методистом. Как методист должен осуществлять работу с педагогом, на что делать акценты, чем руководствоваться?

Цель данной работы – Дать необходимый набор теоретических знаний и практических рекомендаций, необходимых методисту в сопровождении педагога при подготовке к учебному занятию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР

 ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

«Методическая разработка»

«Методическое сопровождение педагога

при подготовке к занятию»

Разработчик:

Шаров А.В., методист, СПбГЦДТТ

Санкт-Петербург

2018


План

  • Введение

3

  • Теоретическая часть «Учебное занятие»

4

  • Специфика учебного занятия в дополнительном образовании

4

  • Цель и задачи учебного занятия

5

  • Функции учебного занятия

6

  • Формы организации деятельности учащихся на занятии

7

  • Традиционные и нетрадиционные формы проведения занятий.

9

  • Основные виды и типы занятий.

10

  • Этапы занятия

11

  • Контроль результативности занятия: функции, формы и методы контроля.

13

  • Основная часть «Методическое сопровождение планирования и разработки учебного занятия»

16

  • Методическое сопровождение педагога при подготовке к занятию:

16

  • Обеспечение качества методического сопровождения педагога

16

  • Роль анализа предыдущего занятия в планировании последующего занятия.

17

  • Моделирование предстоящего занятия

18

  • Обеспечение содержания учебного занятия

19

  • План, план - конспект учебного занятия

20

  • Общие требования к написанию плана - конспекта

21

  • Заключение

23

  • Информационные источники

24

  • Приложение: Образец информационной карты и плана-конспекта занятия

26


Введение

Актуальность. От педагога дополнительного образования требуется высокий профессионализм, умение донести учебный материал до учащихся и реализовать соответствующие учебному профилю цели и задачи. Проблема заключается в том, что зачастую, обладая большим жизненным и педагогическим опытом, педагог не в состоянии грамотно его структурировать, выстроить материал по пути наиболее рационального изложения, грамотно определить составляющие умк и особенности их использования для целей проведения конкретного занятия. И если педагоги со стажем имеют более или менее оформленное представления об этом, то молодые педагоги в особенности нуждаются в ком-то, кто мог бы направить их в нужное русло, помочь грамотно и последовательно осуществлять учебный процесс. Роль такого наставника закрепляется за методистом. Как методист должен осуществлять работу с педагогом, на что делать акценты, чем руководствоваться?

Цель данной работы – Дать необходимый набор теоретических знаний и практических рекомендаций, необходимых методисту в сопровождении педагога при подготовке к учебному занятию.

Задачи:

  • Дать определение учебному занятию, показать принципиальные отличия занятий в школе и УДОД.
  • Разобрать элементы учебного занятия, принцип его построения.
  • Охарактеризовать такие организационные этапы как план и конспект учебного занятия.
  • Описать направления методического сопровождения педагога при подготовке к занятию.
  • Сформулировать рекомендации по методическому сопровождению педагога.

Особенностью данной работы является её ориентированность на методическое сопровождение педагогов объединений технического творчества. Как правило обладая техническим образованием, педагог нуждается в повышенном уровне участия методиста в осуществлении всех этапов образовательной деятельности.


Теоретическая часть. «Учебное занятие»

Специфика учебного занятия в дополнительном образовании

Учебный процесс — целенаправленное взаимодействие педагога и обучающихся, в ходе которого решаются образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

Основой учебного процесса в образовательном учреждении является учебная программа - документ, определяющий содержание и объем знаний, умений, навыков, подлежащих обязательному усвоению по каждой учебной дисциплине, а также содержание разделов и тем с распределением их по годам обучения.

Учебная программа реализуется посредством взаимосвязанных учебных занятий, каждое из которых имеет свою логику, свою цель и задачи, направленные в конечном итоге на достижение результатов предопределенных учебной программой.

Учебное занятие — это элемент целостного учебного процесса, ограниченный рамками времени и реализующийся в определенном коллективе посредством совместной деятельности педагога и учащихся.  

Неразрывность отдельных учебных занятий относительно учебной программы определяет их общую структуру: повторение материала предшествующего занятия (или оценка начальных знаний, обучающихся), усвоение нового материала (или закрепление пройденного), контроль результативности усвоения нового материала (результативности закрепления, пройденного), ориентация обучающихся на следующую тему, её значение в общем процессе обучения.

Таким образом, учебное занятие представляется в непосредственной связи с предшествующим и последующим занятиям. Прослеживание такой взаимосвязи важно не только для педагога на этапе подготовки и планирования занятия, но и для обучающихся которые видят связь занятий, строят свое представление о целостности изучаемого материала, видят его важность и место в учебном процессе.

В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися.

Учебное занятие в дополнительном образовании имеет свою специфику, существенные отличия от занятий в школе. Как в первом, так и во втором случае речь идет о необходимости реализации в учебном процессе обучающих, развивающих, воспитательных задач. Всё различие заключается в акцентах: в школе первостепенное значение имеют бучащие задачи, тогда как в дополнительном образовании на первое место выходят развивающие и воспитательные задачи. Что означает развитие некоего имеющегося у ребенка потенциала, воспитание значимых социальных качеств.

Занятие в системе дополнительного образования менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу учащихся, по чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности, имеет отличную от школьной систему оценивания результатов деятельности учащихся. Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности.

Основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовать процесс познания, уметь выявить жизненный опыт учащихся, включить в сотворчество с педагогом, друг с другом, родителями, в активный поиск знаний с приобретением умений, навыков, а в итоге – формирование творческой самореализации учащихся. Выполняя подобные функции, педагог дополнительного образования чаще всего оказывает на детей сильное личностное влияние. Отсюда – повышенные требования к его личностным качествам. Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников.

Структура занятия в дополнительном образовании может повторять привычный ход занятия с его аргументами, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т. д.

Ввиду особенностей дополнительного образования к учебному процессу предъявляются соответствующие требования. Он должен:

  • иметь развивающий характер, т.е. должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов;
  • быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию;
  • основываться на многообразии дополнительных образовательных программ модифицированных, авторских,
  • базироваться на развивающих методах обучения детей;
  • использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе;
  • основываться на социальном заказе общества;
  • отражать региональные особенности и традиции.

Основная часть этих требований соответственно распространяется и на составную часть учебного процесса - учебное занятие.

Учебное занятие правомерно рассматривать в логике организации деятельности, выделяя: цель, задачи, формы, методы, содержание, результаты деятельности, этапы их достижения.

Цель и задачи учебного занятия

Умение формулировать цель и задачи входит в сферу профессиональной компетентности педагога и является одним из показателей его профессионального мастерства. Дидактическая цель - это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания учащегося на занятии. Цель должна быть диагностичной, то есть настолько точно и определенно поставленной, чтобы можно было однозначно делать заключение о степени ее реализации.

Педагог, приступая к формулировке цели занятия:

  • обращает внимание на требования к системе знаний, умений по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности учащихся;
  • определяет приемы учебной деятельности, которыми важно овладеть воспитаннику;
  • выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность ребенка в результатах обучения.

После того, как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной самостоятельной деятельности воспитанников.

Дидактическая цель отражает основное содержание учебного занятия, выделяя его познавательный, воспитательный, развивающий аспекты. Соответственно на занятии решаются три вида задач:

  • Обучающие задачи.

К числу обучающих задач относят формирование теоретических знаний, характерных для данного вида деятельности:

  • обеспечить в ходе занятия усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, законов, теорий, терминов и т.д.;
  • обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение (закрепление) следующих движений, (операций, технологий, способов изготовления);
  • сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения...
  • Развивающие задачи

Задачи чаще всего связаны с психологическим развитием ребенка:

  • способствовать развитию познавательных способностей: внимание, память, мышление, создать условия для развития;
  • способствовать (содействовать) развитию эмоций, чувств ребенка (радости, сопереживания);
  • способствовать развитию волевых качеств (настойчивость, целеустремленность, решительность),
  • способствовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения).
  • Воспитательные задачи.

Задачи направлены на развитие личностных качеств ребенка, нравственности:

  • содействовать решению задач трудового воспитания (гигиена труда, культура труда и т.д.), патриотизма, гигиенических качеств, формированию ЗОЖ и др.

Прогнозируемые результаты занятия должны отражать степень достижения поставленных целей занятия.

Общие требования к постановке задач занятия:

  • задачи ставятся, исходя из целей и назначения всего процесса образования;
  • задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления, задуманного;
  • задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности;
  • задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить их выполнение;
  • формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной;
  • задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифицировать);
  • в формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий
  • основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, организовать и пр.).

Функции учебного занятия

  • Дидактические функции (обучающие, т.е. определяющие основной путь получения ребенком образования, процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков):
  • Изучение нового материала (получение знаний и ознакомление со способами действия в изучаемой области)
  • Совершенствование способов действий и знаний (актуализация, пополнение, обобщение, систематизация, закрепление)
  • Контроль и коррекция (исправление) способов действий и знаний
  • Демонстрация способов действий и знаний (показ достижений)
  • Воспитательная функция - передача обучающимся (новым поколениям) социально -культурного опыта, целенаправленное воздействие на становление личности, обеспечивающее ее социализацию и самореализацию.
  • Мотивационно-стимулирующая функция формирование мотивации (побуждений, вызывающих активность) и стимулирование (поощрение) познавательной и творческой активности учащихся
  • Коммуникативная - содействие выработке умений устанавливать и развивать контакты с людьми, исходя из потребности в совместной деятельности (умения: работать в группе, прислушиваться к мнению другого, корректно отстаивать свою точку зрения, помогать товарищам, быть лидером и подчиненным и т.д.)
  • Эвристическая (творческая) - организация деятельности ребенка, результатом которой является создание им новых материальных и духовных ценностей (изделий, макетов, чертежей, художественных произведений и номеров, идей, гипотез и т.д.)
  • Эстетическая–раскрывающая сущность и проявления прекрасного в деятельности человека и окружающего его мира.
  • Проективно-прогностическая –определяющая дальнейший путь и перспективы обучения и развития ребенка.
  • Эмоционально-позитивная–содействующая получению ребенком радости от познания, общения и творчества, достижения успеха

Формы организации деятельности учащихся на занятии

Использование на занятии различных вариантов сочетаний индивидуальной, групповой, коллективной, парной работы обеспечивает включенность каждого ученика в образовательный процесс. Способствует поэтапному формированию не только предметных знаний и умений, но и развитию коммуникативных навыков ученика, навыков коллективного труда. Следовательно, можно говорить о возможности каждого ученика освоить образовательную программу по предмету, получить качественные результаты обучения.

Организация учебного процесса может стать более эффективной, более качественной, если при проектировании учебного занятия сочетать следующие организационные формы:

  • Фронтальная форма организации учебной деятельности - педагог ведет работу со всеми учащимися одновременно, непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения, учащихся в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д. При этой форме все учащиеся одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу.

Фронтальная форма деятельности оказывает положительных эффект на установление доверительных отношений и общения как между педагогом и учащимися, так и учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность детей. Фронтальная форма деятельности позволяет учащимся активно слушать, и делиться своими мнениями, знаниями с другими, с вниманием выслушивать чужие мнения, сравнивать их со своими, находить ошибки в чужом мнении, вскрывать его неполноту.

Педагог может свободно влиять на весь коллектив класса, излагать учебный материал всему классу, достигать определенной ритмичности в деятельности учащихся на основе учета их индивидуальных особенностей.

Фронтальная форма учебной работы, имеет и ряд существенных недостатков. Ученики с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны учителя, больше времени на выполнение заданий, больше различных упражнений, чем ученикам с высокими учебными возможностями. Сильные же ученики нуждаются не в увеличении количества заданий, а в усложнении их содержания, заданий поискового, творческого типа, работа над которыми способствует развитию школьников и усвоению знаний на более высоком уровне

  • Групповая форма организации учебной работы учащихся. Все учащиеся делятся на группы для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или педагога; задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.

Величина групп различна, она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы не постоянный, он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы и подбирается так, чтобы могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

Работая в группе дети учиться договариваться, поступаться своими личными интересами, учитывать мнения других, поддерживать дружелюбную атмосферу, работать в команде, конструктивно и быстро разрешать конфликты. Особенно эффективна групповая работа при обсуждении проблемных заданий, т. к. только при совместном обсуждении можно найти решение проблемы. При подведении итогов каждый может сравнить свою работу с работой товарищей по группе, слушать обоснования решения и анализ ошибок. Таким образом, расширяется фон для формирования самооценки каждого ученика. Поскольку в группе идет совместный поиск, то ошибочные ответы не пугают ребят, а заставляют искать новое решение. Растерянности при неверном решении не наблюдается. Ребята должны научиться понимать, что учение — это не усвоение готовых знаний и выводов, а процесс познания, который включает в себя и неверные решения.

Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на занятии — фронтальной и индивидуальной — групповая форма организации работы, учащихся приносит ожидаемые положительные результаты. Ее нельзя универсализировать и противопоставлять другим формам.

Групповая работа может быть использована при повторении, закрепление материала, предъявленного в предшествовавшей фронтальной работе, для глубокого освоения отдельных моментов материала по изучаемой теме.

  • Индивидуальная форма организации работы, учащихся на занятии. Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); решение задач, примеров, написание рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д.

Такая организация учебной работы учащихся на занятии дает возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей, собранности постепенно, но неуклонно углублять и закреплять получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании. В этом достоинства индивидуальной формы организации учебной работы учащихся, в этом ее сильные стороны.  Такая форма работы прекрасно подойдет для корректировки знаний ребят с более медленным темпом работы и для одаренных и талантливых детей, показывающих высокий уровень овладения материалом, а также позволяет более объемно учитывать интересы и склонности каждого ребенка.

Но эта форма организации содержит и серьезный недостаток. Способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, организованности, настойчивости в достижении цели, индивидуализированная форма учебной работы несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях. Эти недостатки можно компенсировать в практической работе учителя сочетанием индивидуальной формы организации учебной работы учащихся с такими формами коллективной работы как фронтальная и групповая.

Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах занятия, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т.д.

Каждая из рассмотренных форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга. Подготовленность учащихся и их индивидуальные особенности, квалификация педагога - всё это влияет на выбор той или иной формы организации деятельности учащихся. Сочетание различных форм многовариантно. Оно осуществляется либо последовательно, когда одна форма следует за другой, либо параллельно, когда сочетание протекает одновременно и формы работы входят одна в другую. Как показывает опыт и множество экспериментов, проведённых различными педагогами, сочетание форм организации деятельности следует применять, идя от сочетания простых, к более сложным, учитывая возраст учащихся, специфику предмета.

Каждая форма имеет свои недостатки и преимущества, поэтому, планируя занятие, педагог должен подбирать сочетание форм так, чтобы усилить сильные и нейтрализовать слабые стороны каждой формы.

Традиционные и нетрадиционные формы проведения занятий

Традиционные занятия

Нетрадиционные занятия

Лекция

Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность учащихся.

Презентация предмета, явления, события, факта.

Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие социальных отношениях.

Семинар

Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога.

Социодрама

Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений.

Дискуссия

Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы - расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

Защита проекта

Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

Конференция

Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов.

Философский стол

Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни - «Свобода и долг», «Человек природа» и т.п.

Экскурсия

Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью.

«Крепкий орешек»

Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.

Туристический поход

Передвижение группы людей с определенной целью.

Конверт вопросов

Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.

Учебная игра

Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия.

Выпускной ринг

Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми.

Утренник, праздник т.д.

Организационно-массовые мероприятия, про водимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.

Психологическое занятие

Проведение занятий психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.

Чтобы от занятия к занятию поддерживать детский интерес, необходимо использование элементов, приемов и методов нестандартного занятия.

Основные виды и типы занятий

В зависимости от общих целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий:

  • Обучающие занятия - преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету.

Это учебные занятия:

  • по передаче знаний;
  • по осмыслению знаний и их закреплению;
  • по закреплению знаний;
  • по формированию умений и применения знаний на практике;
  • тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков);
  • по обобщению и систематизации знаний.
  • Общеразвивающие занятия ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. К таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела.
  • Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. Например, традиционные праздники: «Посвящение в кружковцы», «Дни именинников», «Конкурсы мастерства», и т.д. Эти занятия тоже предполагают обучающие задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что научение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают, как обучающие, так и воспитательные задачи в комплексе.

Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:

  • изучение нового материала;
  • применение знаний на практике, формирование практических умений;
  • контроль знаний.

В соответствии с этим различают следующие типы учебных занятий:

  • получение новых знаний и умений (объяснение, демонстрация и др. нового материала - лекция, экскурсия, практикум и др.);
  • закрепление знаний и умений, их совершенствование (упражнения, практикум, собеседование и др.);
  • обобщение и систематизация знаний и умений (повторение, обобщение, практикум, семинар и др.);
  • комплексное применение знаний и умений (самостоятельные работы, творческие мастерские, практикум, семинар и др.);
  • контроль и коррекция знаний (итоговый отчет в форме показа творческих достижений, тренинг и др.).

К каждому типу учебного занятия предъявляются общие требования. 

  • определение не более 1-2 целей занятия;
  • целесообразное расходование времени занятия;
  • применение разнообразных методов и средств обучения;
  • высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;
  • практическая значимость полученных знаний и умений.

Этапы занятия

Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение - систематизация.

Модель учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей

Блоки

№ этапа

Название этапа

Задачи этапа

Содержание деятельности

Подготовительный

1

Организационный

Подготовка детей к работе на занятии

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания

2

Проверочный

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция

Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия

Основной

3

Подготовительный (подготовка к новому содержанию)

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности

Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям)

4

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения

Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей

5

Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция

Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

6

Закрепление новых знаний, способов действий и их применение

Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения

Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми

7

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостного представления знаний по теме

Использование бесед и практических заданий

8

Контрольный

Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий

Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского)

Итоговый

9

Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия

10

Рефлексивный

Мобилизация детей на самооценку

Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы

11

Информационный

Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия

Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий

Построение занятия в соответствии с этой моделью помогает четко структурировать занятие, определить его этапы, задачи и содержание каждого из них. В соответствии с задачами каждого этапа педагог прогнозирует как промежуточный, так и конечный результат.

Контроль результативности занятия

Контроль является средством оценки результативности учебного процесса, фиксируя его положительные и отрицательные стороны. Используя инструмент контроля, педагог не только отслеживает ход учебного процесса, но и получает возможность его оперативной корректировки, совершенствования. Соответственно, контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса. Это средство управления учебной деятельностью учащихся.

Дадим общую характеристику контролю знаний, рассмотрев его виды, функции, формы и типы.

Таким образом, планируя учебное занятие, педагог должен разработать соответствующие особенностям занятия контрольно-измерительные материалы, выполняющие перечисленные функции и призванные повысить результативность обучения.

Выделяют три основные формы проведения контроля:

- фронтальная (задание дается всему коллективу, а дети отвечают с места или фиксируют ответ на листочке),

- групповая (каждая группа работает над своим вариантом задания),

- индивидуальная (самостоятельная работа каждого учащегося).

В зависимости от того, кто проводит контроль, разделяют следующие типы контроля:

  • Внешний контроль. Производится педагогом над деятельностью учащихся.
  • Взаимоконтроль. Осуществляется учащимися друг у друга.
  • Самоконтроль. Ребенок учится видеть свои ошибки, сравнивая работу с образцом, анализировать причины их появления, работать над устранением пробелов.

Целесообразно комбинировать различные типы, а не использовать постоянно только один из них.

Таким образом, мы дали общую характеристику контролю знаний учащихся. Возможности применения различных форм видов и типов контроля раскрывается в их методах и требованиях к проведению.

Методы контроля

Методами контроля называют способы, помогающие выявить степень усвоения знаний и овладения требуемыми компетенциями. Также методы контроля позволяют оценить результативность работы педагога. Существуют несколько способов проверить уровень знаний и навыков учащихся:

  • Устный опрос, предполагающий ответы учащихся на вопросы педагога и их комментирование. Устный опрос может быть проведен в различных формах: индивидуальный, фронтальный.
  • Наблюдение - это метод контроля, который предполагает систематическое изучение учащихся в процессе обучения. Ежедневное наблюдение за учебно-познавательной деятельностью учащихся на занятиях позволяет педагогу составить представление о том, как ученики воспринимают и осмысливают учебный материал, в какой степени проявляют самостоятельность, сообразительность, творчество.
  • Программированный контроль предполагает систему вопросов, на каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика — выбрать правильный ответ.
  • Тестовый контроль - одна из разновидностей программированного контроля, опирающийся на специально созданные материалы - тесты, которые представляют собой наборы стандартизированных заданий.

Существует несколько видов тестовых заданий.

  • Закрытая форма тестовых заданий. К заданию даются готовые ответы, один или несколько из которых правильные.
  • Открытая форма тестовых заданий не содержит готовых ответов, позволяя их сформулировать в свободной форме, что даёт возможность выявить логику мышления тестируемого, его способность формулировать и аргументировать ответ (однако сложно анализировать результат).
  • Задания на «соответствие», суть которых заключается в необходимости установить соответствие элементов одного множества элементам другого.
  • Задания на «установление правильной последовательности». Они позволяют проверить понимание последовательности действий, процессов, суждений, вычислений.
  • Существуют и другие формы тестовых заданий.
  • Письменный контроль - может быть индивидуальным и фронтальным. Методом индивидуального письменного контроля относится индивидуальная самостоятельная работа. К методам фронтального письменного контроля относятся фронтальные контрольные работы.
  • Контрольная работа используется при тематическом и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений по крупной и полностью изученной теме, разделу или всему курсу. Содержание работы может быть одноуровневым или разноуровневым.
  • Самостоятельная работа – небольшая по времени (10-15 минут) письменная проверка знаний и умений по небольшой, ещё не пройденной до конца теме.
  • К методам графического контроля относится составление и заполнение таблиц, схем, построение диаграмм, графиков, работа с контурной картой, схематическое изображение различных предметов, механизмов, устройств и т.д. Графические работы позволяют выявить сформированность умения, учащихся систематизировать, классифицировать изученный материал, способствует развитию их абстрактного мышления.
  • Практический контроль применяется для выявления сформированности умений и навыков практической работы - практические, лабораторные работы, работа с приборами, выполнение физических упражнений, трудовые операции, в том числе по созданию изделий и т.п.

Каждый из применяемых методов и форм контроля имеет свои преимущества и недостатки, свои ограничения. Поэтому в процессе обучения нужно использовать разнообразные виды, методы и формы контроля.

Контроль может осуществляться педагогом в рамках самого занятия на различных его этапах. В дополнительном образовании такой контроль носит не формализованный характер, как правило, не требует форм фиксации своих результатов. Цель такого контроля – отслеживание хода усвоения материала занятия и своевременной корректировки результативности педагогом. Такой контроль осуществляется в начале занятия - «повторение» (проверка усвоения материала предшествующего занятия); в самом занятии по мере завершения тематических блоков и выполнения практической работы; в конце занятия – как итог пройденной темы.

Контроль – необходимое звено любого занятия. От его организации, проведения и оценивания зависит эффективность обучения.

Самоанализ результатов занятия.

Самоанализ осуществляется педагогом самостоятельно после каждого занятия. Самоанализ может выступать средством проверки потенциальной эффективности разработанного занятия, средством оперативного диагностирования недочетов и их устранения. Оценивается подготовка к занятию, применяемые на нем средства и методы обучения, их результативность и т.п.


Основная часть «Методическое сопровождение планирования и разработки учебного занятия»

Методическое сопровождение педагога при подготовке к занятию

Реализация общеобразовательной программы является главной целью педагога. Для того, чтобы реализация этой цели проходила качественно, эффективно отвечало актуальным требованиям осуществляет свою работу методическая служба.

Методическая работа — система действий, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства педагога, на развитие и совершенствование его творческого потенциала и тем самым на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития учащихся.

В этой связи методическое сопровождение (следовать вместе для к.л. общей цели) - сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение или действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.

Задачи методической работы можно сформулировать следующим образом:

  • формирование инновационной направленности в деятельности педагога,
  • повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки педагога,
  • организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в образовательных государственных стандартах,
  • организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов,
  • обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания,
  • оказание научно-методической помощи педагогам на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе,
  • оказание консультативной помощи педагогам в организации педагогического самообразования,
  • повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.

Программа организационно-методического сопровождения в педагогике рассматривается через последовательную реализацию следующих шагов:

  • диагностики сути проблемы;
  • информационного поиска методов для ее решения;
  • обсуждения вариантов решения проблемы и выбора наиболее целесообразного пути ее решения;
  • оказания первичной помощи на этапе реализации плана решения.

Обеспечения качества методического сопровождения педагога

Качественное сопровождение педагога при подготовке к учебному занятию определяется радом условий:

  • Прежде всего, методисту необходимо познакомиться с деятельностью педагога в педагогическом процессе через посещение занятий и мероприятий, проводимых ПДО. Проанализировать информацию о его возможностях, потребностях и интересах, качестве его профессиональной деятельности. Методист должен понимать слабые и сильные стороны педагога. Работа с педагогом предполагает разбор (анализ) проведенных занятий, самоанализ педагогом своих действий, положительных и отрицательных сторон занятия, их причин и возможных путей корректировки допущенных ошибок.
  • Методист должен обратить внимание на особенности детского контингента: возраст детей, проявляемый интерес к тем или иным видам занятий, к поведению на занятиях для помощи педагогу в устранении возникающих проблем (при необходимости).
  • Сопровождение педагога может потребовать более детального погружения в тему занятия, помощь в определении объема и характере материала, способов его представления. Сам материал занятия должен быть актуален, интересно подан, построен с учетом современных тенденций и достижений в области предмета занятия.
  • Методист владеет современными методами и приемами организации деятельности детей на занятии. Применение инновационных методов обучения способно представить тот же материал на качественно новом уровне, значительно повысив результативность обучения.
  • Методист сопровождает деятельность педагога по разработке занятия. Педагог должен быть мотивирован на дальнейшую самостоятельную деятельность, четко понимать свою задачу и последовательность действий для её реализации. Результативность самостоятельной работы педагога во многих случаях зависит от методиста.
  • Методист, работая с педагогом, должен дать соответствующие рекомендации по поиску необходимого материала - теории по теме, интересных методов представления материала и т.п.

Методист помогает педагогу при подготовке к занятию, в подборе материалов из педагогической, научно-технической и методической литературы; применить результаты посещения технических или методических выставок, передовых предприятий. Такая работа особенно важна в отношении педагогов с техническим образованием, плохо ориентирующихся в педагогических вопросах.

При сопровождении педагога в подготовке к занятию, методист совместно с педагогом проводит предварительную работу. Предварительная работа включает: анализ предыдущего занятия, моделирование предстоящего занятия и обеспечение содержания учебного занятия.

Роль анализа предыдущего занятия в планировании последующего занятия.

Анализ предыдущего учебного занятия заключается в поиске ответов на следующие вопросы:

- Достигло ли учебное занятие поставленной цели? Такая общая оценка  выводится по результатам проделанной детьми практической работы, результатов контроля знаний проводимых педагогом на занятии. 

 - В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов? Этот достаточно сложный анализ осуществляется преимущественно методистом (при непосредственном участии педагога) для каждого типа задач.

- Насколько полно и качественно реализовано содержание? Как правило педагог оценивает занятие с позиции полноты материала, усвоенных детьми навыков. Методист обращает внимание на то какие методы были использованы педагогом, посредством каких средств и приемов шло освоение материала темы, их результативность.

- Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога? Задача методиста подвести педагога к оценке достижения предметных, метапредметных, личностных результатов.

- За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)? Какие методы, приемы и средства, использованные на занятии способствовали достижению конкретных результатов, или какие из них были недостаточны, какие желательны. Ответ на этот вопрос методист проводит в форме беседы с педагогом, подводя последнего к самоанализу, оценке причин достижения определенных результатов.

- В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться? Методист обрисовывает возможные варианты таких изменений с позиции применяемых приемов, средств и методов которые возможно использовать на данном занятии. Педагог подходит к вопросу больше с содержательной стороны теоретического и практической частей занятия. Достаточно продуктивный диалог возможен с опытным в подобных вопросах педагогом. В любом случае происходит обсуждение изменений в ходе занятий, призванных повысить его качество.

- Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач? По сути это подытоживающая часть анализа предшествующего занятия, проходящая в форме совместного диалога методиста и педагога.

Таким образом анализ предшествующего занятия позволяет учесть его положительные и отрицательные стороны при планировании последующего занятия.

Моделирование предстоящего занятия

По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия:

- Определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения. Каждое учебное занятие имеет свое место в учебной программе, тему, зафиксированную в календарно-тематическом плане. Тема занятия и его место в календарно-тематическом плане помогают подойти к определению остальных элементов занятия.

Определяется тип занятия:

• Занятие изучения нового материала. Это изучение новой темы в рамках данного или следующего раздела программы.

•Занятие по закрепления полученных знаний, умений, навыков. Как правило, это занятие, следующее за занятием (за занятиями) по изучению нового материала.

•Занятие комплексного применения знаний, умений, навыков. Такое занятие может проводится как итог нескольких взаимосвязанных тем.

•Занятие по обобщению и систематизации знаний. Это занятие является вариантом предшествующего типа занятия, однако учащиеся должны понять взаимосвязь материала пройденных тем, увидеть его целостность.

•Занятие по проверке и коррекции знаний, умений, навыков. Такое занятие может выражаться в выполнении проектной или просто итоговой работы, основанной на материале нескольких тем или даже разделов программы;

•Комбинированное занятие. Например, занятие, на котором дается новый материал и сразу проводится некоторая практическая работа детей по его закреплению.

Большинство занятий технической направленности, как правило, представляют собой занятия комбинированного типа и занятия по закреплению полученных знаний (практические занятия). Занятия комплексного применения знаний и занятия по обобщению применяются реже, как правило, по завершении крупных тематических блоков.

Дидактическая цель определяется в основном местом занятия в учебной программе. Методисту следует проговорить с педагогом момент определения дидактической цели для лучшего понимания путей планирования занятия, его общей логики.

- Определение потенциала темы, как обучающего, так и воспитательного и развивающего. Методист обсуждает с педагогом особенность темы, намечаются её ключевые содержательные блоки.

- Определение цели и задач занятия. То есть результат занятия, выраженный в знаниях, умениях, навыках детей. Цель должна быть конкретна, достижима в ходе занятия, ясно сформулирована. Беседа методиста с педагогом о предполагаемом содержании занятия, должна помочь правильному формулированию цели, её соответствию типу занятия. 

Формулировка задач должна учитывать три взаимосвязанных аспекта: образовательного, развивающего и воспитательного.  В соответствии с этим определяются 3 группы задач. В образовательных задачах следует описать ключевые моменты теоретического материала темы – что дети должны усвоить. Воспитательные задачи будут являться элементами соответствующих задач, определенных в программе обучения в целом. Однако на каждом занятии их объем, соотношение и особенности будут различаться. Методисту следует обсудить с педагогом какую часть воспитательной работы можно привязать к ходу планируемого занятия. Развивающие задачи, как правило, тесно связаны с обучающими и воспитательными.

- На следующем этапе стоит определиться с методами и приемами реализации поставленных задач. Каждая из задач может быть реализована как одним, так и несколькими методами. Это может быть обсуждение проблемной ситуации, беседа, выполнение практического задания, обучающая игра и.п. На занятии могут сочетать как различные методы, так и различные формы работы с детьми – их выбор осуществляется исходя из содержания определенного этапа занятия и должен быть определен на этапе подготовки к занятию.

- Определения вида занятия, если в этом есть необходимость.

- Необходимо заранее продумать методы фиксации ожидаемого результата занятия. Методическая работа заключается в помощи определения оптимальных форм и средств контроля результатов занятия. Это может быть опрос, разбор проблемной ситуации, небольшая викторина, качество выполненной практической работы при этом в каждом случае с педагогом нужно проговорить каким должен быть средний, оптимальный результат выбранного вида контроля. При подготовке к занятию можно зафиксировать различные компетенции, которые должны приобрести учащиеся, определить критерии их оценки к концу занятия и уже в дальнейшем, по окончании занятия проговорить с педагогом полученные результаты, провести анализ проделанной работы.

- Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия. Методист помогает педагогу в составлении плана занятия, определении содержания его основных этапов, применяемых в их рамках методов средств и приемов.

- Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.

Обеспечение содержания учебного занятия

- Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия).

- Обеспечение учебной деятельности учащихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка заданий. Большая роль в этой работе отводится методическому сопровождению.

- Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д.

- Основой занятия выступает его теоретическая и практическая часть (отдельные занятия могут быть только теоретическими или только практическими.

Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:

  • Изложение исторических данных по теме занятия;
  • Устное описание объекта практической работы (раскрытие его исторического и практического назначения, взаимосвязи с другими элементами данной деятельности);
  • Объяснение специальных терминов по теме занятия;
  • Описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технологии выполнения);
  • Правила техники безопасности.

Теоретическая часть занятия не должна превышать 25-30 мин, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала.

Сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной и интенсивной позволяют:

  • Использование наглядного и раздаточного материала;
  • Использование технических средств обучения;
  • Привлечение к подготовке и изложению теоретического материала самих воспитанников детского объединения (начиная со второго года обучения);
  • Использование игровых методов обучения.

В практической части занятия работа должна быть разделена на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно, и представляет собой некую законченную часть работы.

- Определение дидактических средств и раздаточного материала. Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применения давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей и задач.

Слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание обучающихся, а изобилие незадействованных наглядностей неоправданно на занятии. Все иллюстративные материалы занятия должны работать на учебную цель занятия.

- Необходимо заранее подготовить материально технические средства, необходимые педагогу для проведения занятия. При планировании практической работы следует заранее определить необходимые материально технические средства осуществления практической части занятия, предусмотреть инструктаж по технике безопасности. Материально – техническая составляющая практической работы предполагает отражение в умениях и навыках, определяемых задачами занятия.

- Подбор специальной литературы.

План, план-конспект учебного занятия

Наиболее оптимальной формой разработки и подготовки к учебному занятию является составление плана и конспекта учебного занятия.

План — это письменная формулировка основных этапов занятия, формулировка тематики опроса, вопросов беседы, для закрепления изучаемого материала, перечень задач, упражнений, фиксация основных положений рассказа педагога.

Конспект занятия — подробное описание всего хода занятия с формулировками вопросов к учащимся; это описание наглядных пособий и методики их использования; это полный конспект излагаемого педагогом материала. Конспект занятия — это его сценарий. Педагог фиксирует название этапов, раскрывает его осуществление. Если намечена беседа, то формулируется ряд ее последовательных вопросов. Если намечена информация педагога – приводится план этой информации, или тезисы. Если учащимся предлагается самостоятельное наблюдение – указывается материал этих наблюдений и порядок его анализа, техническая аппаратура, мера и продолжительность использования.

Примерный план занятия

1. Организация начала занятия. Приветствие. Создание положительного настроя на предстоящую деятельность. Постановка целей и задач занятия.

2. Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия: вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате проведенного занятия. (Проверка пройденного материала может пройти в форме вопросов, на которые дети отвечают по желанию, с свободном порядке. Желательно чтобы дети обосновывали свой ответ. В любом случае педагог должен получить представление о уровне освоения материала, подытожить ответы детей, осуществить переход к новой теме).

3. Подготовка к основному этапу занятия. Создание мотивации к учебно-познавательной деятельности (возможно использование проблемно - поискового метода, вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу; стимулирование интереса обучающихся через введении аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса).

4. Усвоение новых знаний. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний.  Изложение нового материала или информации. (Педагог использует различные дидактические средства, возможно применение элементов контроля усвоения знаний).

5. Практика. Практическая деятельность детей, по освоению нового материала и закреплению уже усвоенных навыков и умений. (Обучение на основе своего и примера других. Использование наглядных пособий. Мониторинг хода выполнения работы, индивидуальная помощь и консультация с каждым учащимся, работа с отстающими и с детьми показывающими высокие результаты).

6.  Подведение итогов практической части занятия. Оценка педагогом выполнения детьми практического задания. (Здесь важно индивидуально подходить к результатам работы каждого ребенка, подчеркнуть положительные стороны работы и способы устранения недочетов).

7. Обобщение. Формирование целостной системы знаний по теме. Активная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных связей.

8. Рефлексия, контроль. Самооценка детьми результатов занятия, того что они узнали нового, чему научились. Элементами этой части занятия могут быть викторины, кроссворды и другие методы, позволяющие в игровой форме подытожить теоретическую часть занятия.  Педагог подводит итог ответам детей.

9. Заключение. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Подведение итога прошедшему занятию, деть общую оценку проделанной детьми практической работы, ориентирует детей на тему предстоящего занятия.

Более основательно занятие может быть описано в плане-конспекте. План конспект представляет собой описание поэтапного хода занятия с фиксацией содержания конкретных этапов. План конспект, с дополняющей его информационной картой; приложенными дидактическими материалами и информационными источниками является более или менее полным описанием конкретного занятия и может быть с легкостью воспроизведен педагогом.

Общие требования к написанию плана-конспекта занятия

Требования общего характера, предъявляемые к конспекту занятия, в котором должны быть отражены:

  • цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы занятия;
  • учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы;
  • образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;
  • ведущие виды деятельности участников занятия;
  • структура занятия и обоснование последовательности его этапов;
  • содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия;
  • мотивация деятельности детей на каждом этапе занятия;
  • формы и способы взаимодействия с детьми, общение;
  • диагностика (определение) начального уровня знаний детей, развиваемых в ходе занятия;
  • приемы управления вниманием, активизация детей;
  • типичные затруднения детей, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации;
  • образцы корректирующих упражнении;
  • приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;
  • диагностика результатов занятия, подведение итогов.

Образец плана конспекта занятия дан в приложении.


Заключение.

Реализация общеобразовательной программы является главной целью педагога. Для того чтобы реализация этой цели проходила качественно, эффективно отвечало актуальным требованиям, осуществляет свою работу методическая служба.

Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение педагогического мастерства, на обобщение и развитие творческого потенциала участников образовательного процесса, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития учащихся.

Методическое сопровождение - часть методической работы, представляющей собой сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение или действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.

Рассмотренные в данной работе теоретические основы построения, разработки и планирования учебного занятия позволили обозначить общие рамки методического сопровождения педагога при подготовке учебного занятия; выделить области активного взаимодействия методиста и педагога, действия методиста направленные на повышение качества образовательного процесса, которые могут рассматриваться в качестве конкретных рекомендаций по осуществлению методического сопровождения педагога.

Работа методиста начинается задолго до непосредственной подготовки конкретного занятия, это обусловлено необходимостью понимания возможностей педагога, уровня его педагогического мастерства, сильных и слабых сторон, определения путей корректировки качества работы педагога. На каждом последующем этапе подготовки занятия от определения его места в программе, до составления плана - конспекта методист играет если не ключевую, то важную роль в обеспечении результативности занятия и соответственно в совершенствовании мастерства педагога.


Информационные источники

  1. Л.Н.Буйлова, Н.В.Клёнова. Как организовать дополнительное образование детей. Практическое пособие. М., Аркти, 2005 г.
  2. Проектирование учебного занятия (методические рекомендации) /Сергеева Т.А., Уварова Н.М.- М.: «Интеллект-Центр», 2003 г.
  3. Иванова Л.А., Симакова А.Г. Методика подготовки и проведения открытого занятия(урока): Методические рекомендации для преподавателей и мастеров П/О -Санкт-Петербург 2015 год.
  4. Дынник Л.В. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей: Методические рекомендации. - Тамбов 2015 г.
  5. Дидактика. Часть II. Технологии процесса обучения: Учебное пособие / Автор-составитель В. И. Смирнов. – Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2012 г.
  6. В. Г. Решетников. Организационно - методическое сопровождение и методическая поддержка деятельности педагогов в условиях модернизации образования//Омский научный вестник №5 2013 г.
  7. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005
  8. Проблемы подготовки учителя для современной российской школы: сб. материалов. -М.: Изд. Дом РАО: Баланс, 2007. -320 с.: табл. (Образовательная система "Школа-2100").

Интернет источники

  1. Альбертова С.В. Занятие в системе дополнительного образования. -Армавир 2016 г. -https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2017/02/13/zanyatie-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya
  2. Формы организации учебной деятельности -https://multiurok.ru/files/formy-orghanizatsii-uchiebnoi-dieiatiel-nosti.html
  3. Методическое пособие: Учебное занятие в учреждении дополнительного образования - http://mylektsii.ru/13-48209.html
  4. Проектирование целей и задач учебного занятия -https://studopedia.ru/17_163800_proektirovanie-tseley-i-zadach-uchebnogo-zanyatiya.html
  5. Виды, формы и методы контроля учебной деятельности школьников -https://lektsii.org/13-43137.html
  6. Виды и формы педагогического контроля в школе - http://fb.ru/article/367394/pedagogicheskiy-kontrol---eto-vidyi-i-formyi-pedagogicheskogo-kontrolya-v-shkole
  7. Технология подготовки и проведения учебного занятия в дополнительном образовании - https://infourok.ru/tehnologiya-podgotovki-i-provedeniya-uchebnogo-zanyatiya-v-dopolnitelnom-obrazovanii-1393035.html 
  8. Современное занятие в учреждении дополнительного образования детей - https://megalektsii.ru/s6181t9.html
  9. Методы, формы и виды контроля на уроке- http://aujc.ru/metody-formy-i-vidy-kontrolya-na-uroke
  10. Педагогические требования к уроку-http://www.p-lib.ru/pedagogika/babanskiy-pedagoika/pedagogicheskie-trebovaniya-k-uroku.html
  11. Виды, формы и методы контроля учебной деятельности школьников-https://lektsii.org/13-43137.html
  12. Педагогический контроль - http://fb.ru/article/367394/pedagogicheskiy-kontrol---eto-vidyi-i-formyi-pedagogicheskogo-kontrolya-v-shkole
  13. Сущность перспективно-тематического планирования-https://vuzlit.ru/564020/planirovanie_sistemy_urokov
  14. Инструкция по планированию учебного занятия- http://pandia.ru/text/80/237/60264.php
  15. Рекомендации по планированию и проведению занятия в учреждении дополнительного образования- https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2016/09/19/rekomendatsii-po-planirovaniyu-i-provedeniyu
  16. Структура плана учебных занятий-https://studfiles.net/preview/5183124/page:84/
  17. Методические рекомендации: Моделирование продуктивного занятия - https://cdorcvr.nethouse.ru/static/doc/0000/0000/0298/298079.l5597es1v6.pdf
  18. Содержание и задачи методической работы - http://main.isuct.ru/edu/metod/soderjanie


Приложение

План – конспект занятия

Детское объединение: «Юные корабелы» (начальное судомоделирование)

Тема занятия: «Виды якорных цепей, изготовление фрагмента цепи»

Цель занятия: Сформировать представление о видах цепей, строении якорной цепи; приобрести навык изготовления цепи.

Задачи:

  • Разобрать виды якорных цепей, их основные элементы.
  • Закрепить материал занятия по масштабированию (подгонка цепи под параметры судна).
  • Изучить принципы изготовления и изготовить звенья цепи, собрать фрагмент заготовки цепи.
  • Пробудить любознательность и целеустремленность.
  • Продолжить работу по развитию аккуратности, внимательности, самостоятельности.
  • Продолжить работу по патриотическому воспитанию.

План занятия

  • Введение в тему занятия
  • Объяснение нового материала
  • Практическая работа детей
  • Подведение итогов занятия

Техническое обеспечение занятия

  • Медная проволока,
  • шаблон для изготовления звеньев цепи,
  • кусачки,
  • плоскогубцы.


Конспект занятия

Этапы занятия

Содержание этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Время

Занятие

1 этап.

Организационный

Активизация внимания учащихся, создание положительного психологического настроя и мотивация на образовательную деятельность.

Приветствует детей, привлекает внимания детей с помощью вопросов к занятию.

Приветствуют педагога. Слушают, отвечают на вопросы, настраиваются на занятие.

2 мин.

Здравствуйте, ребята. На прошлом занятии мы с вами разбирали виды якорей. Давайте вспомним, какие виды мы проходили. (педагог по одной показывает картинки якорей, дети называют изображенный вид якоря)

А где применяются якоря такие? (указывает на картинку с якорем, дети называют область применения якоря)

Педагог подводит итог, дает оценку ответам детей.

2 этап.

Подготовительный

Введение в тему занятия, постановка цели и задач.

Объясняет.

Слушают, отвечают на вопросы.

3 мин.

А сегодня, мы с вами будем разбираться какие бывают якорные цепи, и научимся изготавливать основу якорной цепи для своей модели.

Якорные цепи служат для соединения якоря с кораблем.

Как вы думаете, какими свойствами должна обладать якорная цепь? Слушает ответы детей (крепкой, удобной для использования в условиях судна, достаточно длинной и т.п.). Задает наводящие вопросы.

Приводит пример судна и просит детей определить какой должна быть цепь и почему. Слушает ответы детей, оценивает.

3 этап. Цепи: общие понятия

Рассматриваются виды цепей. Рассматривается вопрос о использовании каната, и цепи (краткая историческая справка, современные тенденции)

Объясняет новый материал.

Слушают, при необходимости задают вопросы.

3 мин.

Давайте теперь разберем из чего состоит якорная цепь.

Якорная цепь составляется из 4-12 отрезков, длиной по 25-27 м, называемых смычками:

  • смычка, примыкающая к якорю, называется якорной;
  • смычка, соединенная с корпусом корабля – коренной;
  • смычки якорной цепи, находящиеся между якорной и коренной, называются промежуточными.

(показывает на плакате строение цепи)

В России стандартная длина смычки 23 м.

Якорная цепь или отдельные смычки состоят из отдельных звеньев (показывает рисунок звена цепи, кратко рассказывает о особенностях формы звена). Звенья имеют специальные распорки – контрфорсы, они препятствуют деформации якорной цепи при натяжении.

На судах применяют два вида цепей:

  • такелажные, без контрфорсов (в механизмах для подъема тяжестей, фалов, ватер-штагов и т. д.),
  • якорные - с контрфорсами.

Минимальный диаметр сечения общего звена называют калибром якорной цепи. (показывает изображение)

Якорные цепи изготавливаются трех типов:

I - сварные без распорок, калибром 11-37 мм;

II - сварные с распорками, калибром 15-100 мм;

III - литые с распорками, калибром 43-100 мм.

Таким образом, мы с вами выяснили что цепь состоит из звеньев особой конструкции, объединенных в смычки. Диаметр сечения звена – называется калибром и зависит от водоизмещения - габаритов судна и веса якоря. От Габаритов судна зависит и длина якорной цепи.

4 этап.

Цепи: масштабирование

На основе ранее пройденного материала учащиеся определяют длину цепи.

Координирует деятельность детей

Практическая работа: дети рассчитывают необходимую длину цепи.

5 мин.

Так как мы с вами делаем модель – уменьшенную копию судна, то и сам якорь, якорная цепь должна иметь соответствующую модели пропорции.

На одном из прошлых занятий мы учились масштабированию. Вспомните что и как мы делали и рассчитайте длину цепи для своей модели.

Дети выполняют задание, педагог обходит работающих детей, смотрит на ход выполнения задания; подсказывает, помогает при необходимости.

Теперь, когда у нас готовы размеры мы можем перейти к следующему этапу сегодняшней работы.

5 этап.

Изготовление звеньев цепи

Дети учатся работать с инструментом, проволокой.

Инструктаж по ТБ.

Объясняет, показывает на своем примере. Координирует деятельность детей.

Практическая работа: каждый учащийся изготавливает звенья будущей цепи.

14 минут

Сегодня мы с вами научимся делать звенья якорной цепи, а также соберем из них основу – практически завершенную якорную цепь. Её останется только спаять, пайку мы будем производить на следующем занятии.

Педагог напоминает правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами.

В чем заключается изготовление звеньев цепи? Мы берем медную проволоку и изгибаем её плоскогубцами формируя звено. Затем, обкусываем инструментом лишнюю проволоку, выравниваем форму звена. (Показывает процесс работы на собственном примере).

Вам необходимо сделать несколько звеньев и объединить их вместе в фрагмент смычки. Для того чтобы понять, как проводится эта работа сегодня изготовление нескольких фрагментов будет достаточно. На следующем занятии мы закончим эту работу.

6 этап. Сборка звеньев в цепь.

Дети учатся работать с инструментом, проволокой.

Объясняет, показывает на своем примере. Координирует деятельность детей.

Практическая работа: каждый учащийся объединяет изготовленные звенья в цепь.

14 мин

Дети выполняют задание, педагог подходит к каждому, контролирует процесс, подсказывает.

Я вижу почти все закончили работу над фрагментом смычки. Покажите, что у вас получилось. Дети показывают выполненную работу.

7 этап.

Заключительный.

Подведение итогов занятия, советы, рекомендации.

Задает вопросы по теме занятия.

Показывает образец готовой цепи – как план работы на следующее занятие

Отвечают на вопросы.

2 мин.

Вы все молодцы, все вы справились с заданием. Наше занятие подходит к концу. Сегодня вы узнали о том из чего состоит цепь, какие бывают цепи. И научились изготавливать основу цепи – то есть её звенья и фрагмент. Обладая этим навыком вы сможете в дальнейшем изготовить цепь необходимой дины. На следующем занятии мы доделаем заготовку цепи для моделей, а также научимся паять и завершим работу над якорной цепью. Посмотрите, что у нас должно будет получится (показывает спаянную цепь).

8. Этап. Рефлексия.

Получение обратной связи о степени удовлетворенности детей занятием.

Организует рефлексию. Прощается с детьми.

Высказывают свои мнения. Прощаются.

2 мин.

Что вы узнали на сегодняшнем занятии?

Слушает ответы детей и очень кратко очерчивает планы по обсуждению указанных детьми трудностей и пожеланий.

На этом наше занятие окончено всем спасибо и до свидания.

(дети складывают инструмент, прощаются и выходят из кабинета).

Андреев К.А., педагог дополнительного образования

Шаров А.В.,  методист

К занятию подготовлено:

  • Плакаты с изображением основных видов якорей, используемые на организационном этапе занятия.
  • Плакат, содержащие иллюстрированную схему строения якорной цепи.
  • Плакаты, демонстрирующие такие элементы якорной цепи как вертлюг и элемент основных звеньев - контрфорс; калибр звена и цепи.
  • Плакат с изображением герба Санкт-Петербурга.

 Раздаточный материал – иллюстрации, демонстрирующие порядок изготовления звеньев цепи.

На рабочем месте каждого ребенка находится определенная, изготовленная им на предшествующих занятиях, модель судна. Каждый ребенок изготавливает фрагмент якорной цепи соответствующий габаритам конкретной модели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы методического сопровождения при подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию (предметная неделя).

Проведение методической предметной недели истории и обществознания на уровне муниципального образования являетсяактуальным.   Это одна из самых массовых форм организации творческой деятель...

Методическое сопровождение педагогов. Роль РМО в подготовке и переподготовке кадров.

Данная статья обобщает положительный опыт работы районного методического объединения учителей иностранного языка Лежневского района Ивановской области....

Комплексный подход к организации методической работы и психологического сопровождения при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

Единый государственный экзамен стал реальностью. Новая форма итоговой аттестации успешно решает такие проблемы как: объективная оценка качества образовательной подготовки выпускников, обеспечение прее...

«ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ПОДГОТОВКЕ К ГИА» Авдеева Л.И., Бейшеева М.Ш., 2017г

Серьезные изменения, происходящие в российской системе образования за последние годы, связанные с введением и реализацией независимой  системы оценки качества образования, реализацией Федеральных...

Методические рекомендации «Особенности подготовки к занятиям с применением дистанционных технологий»

В рекомендациях описаны шаги педагога дополнительного образования по выбору методов, форм обучения и разработки технологической карты занятия с применением дистанционных технологий....

Статья «Методическое сопровождение, организация и подготовка учащихся к конкурсам по изобразительному искусству»

Конкурсные мероприятия, как одна из составляющих системы работы с одарёнными детьми, являются важным компонентом развития таланта, механизмом самоактуализации способных и одарённых детей. Творчество д...