Формирование мотивации как исходное условие успешности ДОД
статья по теме

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_motivatsii.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование мотивации

как исходное условие успешности ДОД

Дунина И.А.

Основным фактором, определяющим со стороны индивида качество и темп обучения, является мотивация. Под мотивацией следует понимать генетическое стремление человека к самореализации в соответствии с его врожденными способностями к определенным видам деятельности и настойчивость в овладении ими на творческом уровне.

В психологии личности выделяются два типа мотивации и соответствующие им два типа поведения.

Внешняя мотивация, когда факторы, вызывающие и регулирующие поведение, находятся вне личности. Например, учащийся записался в секцию, потому что туда записались его приятели. Внешняя мотивация, прежде всего, основана на наградах, поощрениях, наказаниях и других видах внешней стимуляции, которые направляют желательное или тормозит нежелательное поведение.

Внутренняя мотивация, когда вызывающие и регулирующие факторы проистекают внутри личности. Люди вовлекаются в деятельность ради нее самой, а не для достижения каких – либо внешних наград.

Такая деятельность является самоцелью, а не средством достижения другой цели. Например, ученик говорит, что было интереснейшее занятие, и он хочет почитать энциклопедию, чтобы завтра участвовать в обсуждении. В данном случае активность ребенка проистекает из содержания самого занятия  и связана с интересом и удовольствием, которые сопровождают процесс познания и открытие нового.

Исследования подтверждают, что наиболее положительное влияние, как на познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация. Внешняя мотивация может иметь преимущество при решении частных задач.

На каждом занятии  я, как педагог  стараюсь повлиять на мотивацию ученика. Технология развития мотивации учения строится на развитии метода достижения. Эта технология включает в себя не только создание особой учебной программы, но и особый стиль взаимодействия педагога и ученика на занятии. Каким образом это можно осуществить?

При развитии мотива достижения я  ориентирую учеников на самооценку деятельности. Провожу индивидуальные беседы для обсуждения достижений и неудач, интересуюсь отношением ученика к процессу и результату своей деятельности.

Учащиеся приходят в объединение с разным уровнем развития мотива достижения. Для сильных учащихся я  готовлю дополнительные задания.

Одним из условий, повышающим чувство компетентности является характер самой деятельности: она должна быть оптимальным уровнем сложности. Слишком простая деятельность не вызовет внутренней мотивации, так как насколько бы компетентным человек себя не чувствовал, такая деятельность не позволит ему реализовать свое мастерство и не предоставит возможности почувствовать себя эффективным.

В исследованиях психологов отмечается, что при наличии выбора дети предпочитают достаточно сложные виды активностей, которые требуют демонстрации своих активностей.

Другими характеристиками заданий, вызывающими внутренний интерес, является новизна, познавательная сложность и непредсказуемость.

Ученикам, которые стремятся к избеганию неудач лучше давать задания, которые оградят их от публичных осуждений и критики.

В начале изучения темы я сообщаю о том, чему дети должны научиться какие формы работы и проверки знаний могут быть использованы, предлагаю детям самим выбрать варианты работы.

Предлагаю всем ученикам выбрать приемлемый для них уровень сложности заданий, а одаренным и отстающим – разработать со мной  по индивидуальному  плану обучения. Помогаю им ставить перед собой реальные цели, советую записывать эти цели в тетрадь и отмечать, где и как они будут работать над достижениями этих целей, что им для этого понадобится.

Ученикам очень необходимо увидеть связь между их усилиями и результатами труда. После выполнения задания прошу  рассказать, что было особенно трудно и как они с этим справились. Обсуждаем  причины не только успехов, но и неудач.

Педагог должен  создавать ситуацию успеха на занятии (атмосфера доверия, обращении по имени, доброжелательный визуальный контакт, постоянное проявление интереса к ученику, сопереживания  ему).  Нужно помочь  ученику снять чувство страха, оказать скрытую помощь, дать совет, как лучше выполнить планируемое. Не нужно бояться авансировать ученика, называя его достоинства, ведь  авансирование в присутствии коллектива мобилизует активность ребенка и он прикладывает максимум усилий, чтобы оправдать данную ему характеристику.

Используя  прием положительного  подкрепления,   я помогаю  ученику обрести  веру в его будущие успехи.  Они правильно воспринимают справедливость вынесенных оценок, потому что они видят, что оценивается не человек, а деятельность и отношение  к ней.

Создание ситуации успеха на занятии  достижимо! Только  нужно выбирать такие задания, при выполнении которых ученики чаще добиваются успехов, чем неудач. А если у них возникают проблемы, нужно раздробить изучаемый материал на несколько разделов и выбрать адекватную методику преподавания предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ СОВРЕМЕН-НОГО УЧЕНИКА В УСЛОВИЯХ ФГОС»

На сегодняшний день в школе проблема сохранения здоровья учащихся является одной из основных, она же продиктована инициативой «Наша новая школа» и ФГОС. Мы считаем, что необходимо формировать приорите...

Формирование общеучебных умений и навыков - необходимое условие успешности обучения

Публикую одно из своих выступлений на методическом совещании...

ПРОЕКТ «Формирование и развитие социально- успешной личности в условиях современной школы».

                                                 «Настоящее искусств...

Статья на тему: "Решение проблем формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы как условие успешного выполнения части С1 ГИА"

В регионах Российской Федерации проводится государственная аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. По его результатам можно судить о подготовке по русскому языку выпускников школ страны,...

статья "Формирование социального опыта учащихся как условие успешной самореализации на уроках биологии и во внеклассной работе"

Социализация - это процесс выбора личностью жизненной дороги в своем обществе. Одна из целей современной школы - помочь учащимся адаптироваться в обществе, найти в нем свое место. Формированию социаль...

статья "Формирование социального опыта учащихся как условие успешной самореализации на уроках биологии и во внеклассной работе"

Социализация - процесс выбора личностью жизненной дороги в своем обществе. Одна из целей современной школы - помочь учащимся адаптироваться в обществе, занять свое место. Формированию социального опыт...

Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания. Положительный опыт воспитания, как основа успешности подростка.

В современной России одной из задач, продиктованных состоянием демографической ситуации, является сохранение института семьи. Существуют специальные государственные программы, например «Молодая семья»...