Занятия с песком как эффективный метод развития детей дошкольного возраста
статья на тему

Осокина Ксения Валерьевна

Игры с песком - это одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно эффективно использовать песочницу для обучения и развития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятия  с песком  как эффективный метод развития детей дошкольного возраста

Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным.

Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом,  психотерапевтом, основателем аналитической терапии, в начале 20 века. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

 Игры с песком - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Игры с песком - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир.

Это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои мысли. Он проигрывает интересные  ему ситуации, создает картину собственного мира из песка.

             Особое значение занятия с песком имеют для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия (работа с цветным песком), тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства.

 В процессе таких занятий идет работа над развитием  интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве развивающего средства.

Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетным направлением в работе образовательного учреждения. Немаловажную роль при этом играет эмоционально-личностное благополучие ребенка. Игры в песочнице – одно из самых любимых занятий многих детей. Но не все знают, что это занятие помимо интереса может приносить детям много пользы. Для малышей песок – это не только способ позабавиться с приятным природным материалом. Терапия имеет вполне прикладное значение для умственного и физического развития детей, которые в ближайшем будущем пойдут в школу. А именно занятия с песком помогают: освоить цифры и буквы; различать «право» и «лево», день и ночь; ориентироваться во временах года; тренировать память; развивать наглядно-образное мышление.

В настоящее время представлено три различных вида песка: это сухой песок, кинетический (или, как его еще называют, живой) и цветной. Это дает безграничные возможности для игр детей. Можно придумывать свои сказки, играя маленькими фигурками на сухом песке. Или же рисовать на специальных стеклянных столах с подсветкой. Лепить все, что позволит фантазия из кинетического песка. И даже создавать целые картины цветным песком.

Итак, занятия детей дошкольного возраста с песком развивают мелкую моторику, воображение, способствуют расширению кругозора, а также помогают справиться с беспокойным поведением малышей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плавание как эффективное средство укрепления здоровья и физического развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются основные критерии проведения занятия по плаванию в группах детей дошколного возраста. Освещается важность проблеммы укрепления здоровья подрастающего поколения....

«ОБОБЩЕНИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

При оценке физического развития ребенка учитываются отдельные качественные стороны его двигательных возможностей: выносливость, быстрота, сила, гибкость и ловкость. Для тестирования физических качеств...

Предлагаю Вашему вниманию конспекты НОД в области "Художественно-эстетическое развитие" (музыка), которые апробированы в ходе творческого проекта "Синтез искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет"

Данные конспекты были проведены мною  в ходе творческого проекта "Синтез искусств в вхудожественно- эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет" . Очень интересные занятия,...

Диагностика развития детей дошкольного возраста по программе «Развитие интеллекта и творческих способностей с элементами ТРИЗ"

Каждый год взволнованные мамы приводят на занятия своих малышей.  Все хотят, чтобы их ребенок был умным, внимательным, думающим, чтобы он не терялся, не отвлекался, а умел сосредоточиться и выпол...

Методы воспитания детей дошкольного возраста

в материале даются советы родителям о том, какие методы можно использовать при воспитании детей дошкольного возраста...

Рабочая программа дошкольного образования по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с ЗПР

Ведущая цель Программы - создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, театрализованной деятельности....