Главные вкладки

    Предлагаю вашему вниманию конспекты НОД в области "Художественно-эстетическое развитие" (музыка), которые апробированы в ходе творческого проекта "Синтез искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет"
    план-конспект по музыке на тему

    Торопова Юлия Сергеевна

    Данные конспекты были проведены в ходе творческого проекта "Синтез искусств в вхудожественно- эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет" . Очень интересные занятия, во время которых  дети развивались всесторонне. Рекомендую!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon est_u_morya_svoi_zakony.doc46 КБ
    Файл konspekt_skazochnaya_zima.docx23.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Схема конспекта непосредственно - образовательной деятельности

    Аттестуемый педагог: Торопова Юлия Сергеевна

    Возрастная группа детей:  подготовительная к школе группа

    Тема непосредственно-образовательной деятельности:  «Есть у моря свои законы…»

    Цель: способствовать созданию своих картин с изображением моря посредством изобразительного искусства, поэзии, музыки, пластики.

    Психолого-педагогические задачи:

    Образовательные:

    1.Познакомить детей с творчеством художника И. К. Айвазовского, композитора Н. А. Римского – Корсакова.

    2.Обогащать словарь детей (буря, шторм, стихия, грозовые тучи, тревожное море,  художники – маринисты и др.).

    3.Дать детям представление о таком явлении, как морская стихия.

    Развивающие:

    1.Развивать воображение, творческое мышление ,эстетическое восприятие.

    Воспитательные:

    1.Воспитывать интерес к такому явлению, как морская стихия.

    Интегрированные образовательные области: художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

    Вид детской деятельности, лежащей в основе непосредственной образовательной деятельности: восприятие музыки, изобразительного искусства, поэзии, танцевальная импровизация, создание своих картин с изображением моря.

    Формы работы с детьми: фронтальная, индивидуальная.

    Деятельность воспитателя

    Деятельность детей

    Цель: ввод в действие

    Вводная часть

    Создание образовательной ситуации

    Дети слышат шум моря в аудиозаписи.

    М. р.: Дети, вы узнали эти звуки? Что они вам напомнили?

    Ответы детей: Это шум моря, морского прибоя.

    Мотивация детей на предстоящую деятельность

    М. р.: Как вы думаете, кто может изобразить море?

    Ответы детей: Поэты, композиторы,художники.

    Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие её деятельности

    М. р.: А вы знаете, что море может быть разного цвета? Об этом говорится в стихотворении Григория Поженяна.(Музыкальный руководитель читает стихотворение)

    Дети внимательно слушают стихотворение.

    Цель: объяснить детям то, что на картинах море может выражать чувства и настроение художника (радость, грусть, спокойствие, тревогу), а также создавать определенное настроение у зрителя, побуждать к танцевальной импровизации, созданию своих «картин» с изображением моря.

    2 часть - основная

    Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослыми

    М. р.: Дети, вспомним, какие цвета упоминаются в стихотворении?

    Какие из этих цветов вам знакомы?

     Как вы думаете, от чего зависит цвет моря?

    Кто из вас был на море?

    Какими могут быть волны?

    Море воспевают не только поэты, но и художники. Художников, рисующих морские пейзажи, называют «маринистами». Самый известный художник–маринист Иван Константинович Айвазовский (демонстрируется слайд с изображением его  портрета).  Обратите внимание на эту картину. Ее художник назвал «Черное море». (демонстрируется слайд с изображением данной  картины). На ней художник изобразил только небо и воду, бесконечную череду волн. Какие чувства вызывает у вас эта картина? (Беспокойство, тревогу)  Почему? (Небо хмурое,  местами даже черное, начинается  ветер, на море появились волны, кажется, что скоро начнетчя буря и т. д.)

    Художники, используя различные изобразительные средства, могут показать разное со стояние моря.  Композиторы, используя  музыкальные средства выразительности, тоже могут в своей музыке изобразить море: спокойное, тревожное, или штормовое. Русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков (демонстрируется слайд с изображением портрета композитора) написал музыку к былинной сказке  «Садко». Послушайте отрывок, который так и называется «Море». Каким изобразил Римский – Корсаков море? (Бушующим, величественным, штормовым) Всегда ли музыка звучала так? Вспомните начало музыки: море мирное, спокойное. (звучит начало музыки) И в конце музыка зазвучала вновь умиротворенно – ветер стих, море успокоилось. На другой нашей деятельности мы обязательно продолжим знакомство с творчеством этого замечательного композитора

    Художники изображают море с помощью красок, поэты - с помощью слова, композиторы с помощью звуков. Как вы считаете, можно ли изобразить море с помощью движения?. (ответы детей). Сейчас я вам предлагаю взять ленты и показать в движении морские волны. Постарайтесь услышать или спокойное покачивание морской глади. Музыка подскажет вам , где движения будут спокойные, мягкие, как тихая волна, а где активные, широкие, как перекаты высоких морских волн. (дети исполняют танцевальную импровизацию под музыку Н. А. Римского – Корсакова)

    А сейчас я предлагаю вам нарисовать музыку Н. А. Римского – Корсакова «Море». Для этого я предлагаю вам пойти за столы для рисования. (Дети проходят за столы) Подумайте, какие цвета больше всего подойдут для этого. (дети рисуют под негромкое звучание  музыки Н. А. Римского – Корсакова)

    Ответы детей: зеленый, свинцово – сизый, светло – синий, лиловый, красноватый, голубой, черный.

    Ответы детей.

    Ответы детей: от времени суток, освещенности, погоды, глубины моря.

    Ответы детей: беспокойными, пенистыми, лохматыми.

    Дети рассматривают картину «Черное море» И. К. Айвазовского и отвечают на вопросы педагога по ее содержанию. Далее, слушают пьесу «Море» Н. А. Римского – Корсакова, беседуют о средствах музыкальной выразительности и выполняют под нее танцевальную импровизацию с лентами, убирают ленты на места и проходят за столы для рисования. Под негромкое звучание музыки «Море» Н. А. Римского – Корсакова дети изображают музыку на своих «необычных картинах».

    Цель: подвести детей к рассказу о своих картинах. Подвести итоги НОД.

    3 часть - заключительная

    Подведение итогов деятельности.

    Педагогическая оценка результатов деятельности детей

    Сейчас предлагаю вам рассказать о своих рисунках и о том, почему вы выбрали именно эти краски для изображения музыки Н. А. Римского – Корсакова «Море». (Дети рассказывают о рисунках). Молодцы. Дети. Сегодня вы стали настоящими художниками и изобразили музыку на своих необычных картинах, которые будут размещены на выставке

    После завершения работы проходит обсуждение  детских рисунков,  выясняется, какие цвета и почему дети использовали для изображения музыки Н. А. Римского – Корсакова «Море»

    Плавный вывод детей из НОД в самостоятельную деятельность

    . А наша деятельность подошла к концу. Но не закончилось знакомство с морем. На следующей нашей деятельности мы  инсценируем отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке», которую сочинил великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин



    Предварительный просмотр:

    Схема конспекта непосредственно - образовательной деятельности

    Дата проведения

    Аттестуемый педагог: Торопова Юлия Сергеевна

    Возрастная группа детей:  подготовительная к школе группа

    Тема непосредственно-образовательной деятельности:  «Сказочная зима»

    Цель: Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка посредством синтеза искусств, формирование эстетического восприятия детьми окружающего мира..

    Психолого-педагогические задачи:

    Образовательные:

    1.Познакомить детей с творчеством художников А. Васнецова, композитора  С. Прокофьева.

    2.Формировать умение чувствовать настроение, определять характер, основную мысль произведений искусства.

    3.Способствовать умению выразительно исполнять разученные музыкальные произведения – в пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях.

    4.Обогащать словарь детей (лютый мороз, пейзаж,и др.), поощрять высказывания-размышления детей о произведениях искусства.

    Развивающие:

    1.Развивать воображение, творческое мышление,эстетическое восприятие, художественный вкус.

    Воспитательные:.

    1.Воспитывать интерес к изображению зимнего настроения посредством синтеза искусств.

    Интегрированные образовательные области: художественно–эстетическое развитие, социально–коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

    Вид детской деятельности, лежащей в основе непосредственной образовательной деятельности:изобразительная, музыкальная,  восприятие художественной литературы.

    Формы работы с детьми: фронтальная, индивидуальная.

    Деятельность воспитателя

    Деятельность детей

    Цель: вхождение в деятельность

    Вводная часть

    Создание образовательной ситуации

    М.Р.: Ребята, вы любите путешествовать? (да!)

    Тогда я приглашаю вас в путешествие по зимнему лесу. А для того, чтобы там очутиться, нам нужно взяться за руки и произнести волшебные слова:

    Поднялись, опустились –

    В зимнем лесу очутились!

    А сейчас я предлагаю погулять по зимнему лесу. Повторяйте за мной слова и движения:

    (Дети с педагогом выполняют движения в соответствии с текстом под музыку «Ах, вы, сени»).

    Дети по лесу гуляли,

    За природой наблюдали (Ходьба по кругу).

    Вот и елочка стоит,

    На ребят она глядит (Ходьба на носочках, руки в стороны).

    Через сугробы мы шагаем-

    Выше ноги поднимаем (Ходьба с высоким подниманием колен).

    Дети в сугробе тропку протоптали (Ходьба вправо – влево).

    Дальше быстро побежали(Бег ).

    Вот мы шли, шли, шли-

    На полянку пришли! (Остановились)

    Дети слышат звуки зимы в записи.

    М. р.: Дети, вы узнали эти звуки? Какое время года они вам напоминают? На экране слайд № 1 с изображением зимы.

    Ответы детей: Это шум льдинок, танец снежинок.

    Мотивация детей на предстоящую деятельность

    М. р.: Подумайте, что бы вы рассказали о зиме человеку, который никогда не видел зиму?

    Ответы детей.: морозная, хмурая, печальная, хрустальная., снежная….

    Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие её детьми

    С помощью чего можно рассказать о зиме?

    М.р.: Вы правы! Хотите увидеть зиму, которую изобразил русский художник Апполинарий Васнецов на своей картине? Тогда нам нужно из зимнего леса отправиться снова в детский сад. Для этого нужно взяться за руки и сказать волшебные слова:

    Поднялись, опустились,

    И в саду очутились!

    Ответы детей: (стихов.красок. Движения, музыки).

    (Да!)

    -(Дети занимают места на стульчиках)

    Цель: создание условий для передачи детьми зимнего настроения с помощью выбора контрастных фонов и снежинок.

    2 часть - основная

    М. р.: Художники часто изображали зиму на своих картинах. На экране портрет Апполинария Васнецова.

    Русский художник Апполинарий Васнецов тоже написал картину о зиме, которая называется «Зимний сон» На экране слайд № 3 с изображением картины «Зимний  сон».

    М .р.: Что изображено на картине?(На картине мы видим таинственную опушку сказочного леса. Всю ее сковал лютый мороз. Вглубь картины уходит путь, который проложили проехавшие по дороге сани. Деревня, которая едва виднеется в звенящей дали. На небе закат).

    Какую зиму в этом пейзаже передал художник?(Морозную, холодную, снежную, сверкающую снегом)

    У вас возникает непреодолимое желание очутиться на этой опушке, чтобы насладиться веселой игрой в снежки? Вот как худ…

    Русский поэт Федор Тютчев написал такие строки (на экране слайд № 4 с изображением портрета Федора Тютчева):

    Чародейкою Зимою

    Околдован, лес стоит-

    И под снежной бахромою,

    Неподвижною, немою,

    Чудной жизнью он блестит.

    Как вы считаете, подходит ли настроение этого стихотворения к настроению картины? Прочему? Какое еще знакомое вам стихотворение подойдет к этому пейзажу?

    М. р.: Очень похожее настроение-тихое, сказочное, прозрачное и в песне о снежинках, которую вы сейчас услышите. Предлагаю поиграть с ними в музыкальное эхо. Для этого вам нужно взять по две белых ленточки и тихонько выйти на середину зала. Вам нужно будет придумать свой танец снежинок, а музыка подскажет вам то, какими должны быть движения.

    М. р.: Характер у зимы переменчив: она то порадует нас сверкающим на солнце снегом, то загрустит пасмурным днем.

    М. р.: Сегодня я хочу вас познакомить с музыкой великого русского композитора Сергея Прокофьева (на экране слайд № 7 с изображением портрета С. Прокофьева) из балета «Золушка» - называется она «Фея зимы».

    -Какая зима в этом произведении? (сказочная, хрустальная, загадочная, волшебная…)

    -Как композитор рассказал об этом слушателям? (Проводится краткий анализ средств музыкальной выразительности).

    М. р.: Сегодня мы с вами посмотрели  зимнюю картину, послушали зимнюю музыку, услышали стихи и песню о зиме и даже исполнили танец снежинок. Неужели Зимушка-Зима не придет сегодня к нам в гости? Давайте позовем ее все вместе! Зимушка-Зима!

    Под музыку «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского входит Зима. (на экране появляется слайд № 8 с изображением снежинок)

    Зима: Здравствуйте, друзья! Волшебная музыка привела меня сюда!

    М. р.: Ребята, поприветствуем нашу гостью песней!

    Зима: Ребята, я очень рада, что вы так много обо мне знаете. (обращает внимание на слайды). И на картине и в музыке, везде я такая разная: то веселая и искристая, то сумрачная и холодная. Но мне хочется, чтобы у вас остались обо мне  только приятные воспоминания, ведь когда наступит весна, мне придется попрощаться с вами до следующего года.

    М.Р.: Дорогая Зима, не огорчайтесь! Музыка поможет нам еще надолго сохранить волшебное зимнее настроение. Ребята, как вы думаете, голоса каких музыкальных инструментов могут нарисовать холодную, сверкающую, хрустальную зиму звуками?Сейчас мы исполним для Зимушки и всех гостей музыкальное произведение «Снег». Постарайтесь передать в своей игре волшебство зимы, дрожание холодного воздуха, танец снежинок. Берите инструменты!

    Зима: Спасибо за этот замечательный музыкальный подарок!

    М. Р.: Ребята, сегодня мы говорили с вами о такой разной зиме: суровой и печальной, веселой. Сказочной и хрустальной…

    Перед Вами два фона. Один для изображения хмурой, суровой зимы. Другой – для радостной и морозной,  подумайте, какое зимнее настроение вам хотелось бы передать-суровое или радостное, - и прикрепите на выбранный фон свои снежинки,  которые заранее приготовили.  А если вы захотите и договоритесь со своими товарищами, то сможете создать настоящие зимние узоры. А музыка вам в этом поможет. (Звучит «Снег» А. Глазуноваа).

    Дети рассматривают картину. Затем проводится ее обсуждение.

     Дети слушают стихотворение.

    Ответы детей.

    Ребенок читает стихотворение С. Дрожжина.

    Дети выполняют упражнение с ленточками «Кружимся в танце».

    Рассматривают и обсуждают картину «Зимний пейзаж» А. Саврасова.

    Дети слушают музыку С. Прокофьева «Фея зимы» и обсуждают ее.

    Дети зовут Зимушку и исполняют песню «Здравствуй, гостья Зима!».

    Ответы детей.

    Звучит «Снег» А. Глазунова – дети играют в оркестре, используя металлофоны, колокольчики, треугольники.

    Дети берут заранее подготовленные на подносах, снежинки и прикрепляют их на фоны. Педагог индивидуально помогает детям.

    Ребенок читает стихотворение:

    Снег летает и сверкает

    В золотом сиянье дня,

    Словно пухом устилает

    Все долины и поля…

    Все в природе замирает:

    И поля, и темный лес.

    Снег летает и сверкает,

    Тихо падая с небес.

    (Дети выполняют движение «Кружимся в танце»).

    (Стоя на местах, дети исполняют песню «Саночки»)

    (Ответы детей).

    Цель: подвести детей к рассказу о своем зимнем настроении. Подвести итоги НОД.

    3 часть - заключительная

    Подведение итогов деятельности.

    Педагогическая оценка результатов деятельности детей.

    Сейчас предлагаю вам рассказать  о том, почему вы выбрали фоны именно этих, а не других цветов для передачи зимнего настроения и прикрепили на них снежинки. (Дети рассказывают о своем зимнем настроении).

    Зима: Очень красиво!Словно художник Мороз разрисовал окна! Спасибо, ребята!А сейчас пора мне обходить свои лесные владения. Не забывайте обо мне. До свидания! Зима уходит под музыку «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

    Дети рассказывают..о том, какие цвета фонов и почему дети использовали для передачи зимнего настроения.

    Дети прощаются с Зимушкой.

    Дети вместе со взрослыми идут на выставку.

    Плавный вывод детей из НОД в самостоятельную деятельность

    М. Р.: Наша встреча подошла к концу, но мы еще не закончили знакомство с зимним временем года. И поэтому я приглашаю вас, дорогие ребята и наших гостей на детскую выставку «Зимние грезы», которая расположена на втором этаже.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства

      В данной статье я хочу рассказать о важности изобразительного искусства с раннего дошкольного возраста. Если вы хотите воспитать из своего малыша Эйнштейна, чаще давайте ему в руки кисто...

    Образовательное пространство мини-музея в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста

    В данной статье представлен опыт использования мобильного мини-музея на базе ДОУ...

    Творческий проект "Синтез искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет"

    Вашему вниманию предлагается презентация по опыту работы музыкального руководителя ДОУ на тему "Синтез искусств в художественно-эстетическом развитиии детей дошкольного возраста 6-7 лет", результатом ...

    Диагностика развития детей дошкольного возраста по программе «Развитие интеллекта и творческих способностей с элементами ТРИЗ"

    Каждый год взволнованные мамы приводят на занятия своих малышей.  Все хотят, чтобы их ребенок был умным, внимательным, думающим, чтобы он не терялся, не отвлекался, а умел сосредоточиться и выпол...

    Обобщение опыта воспитателя Матяш Ольги Александровны "Математическое развитие детей дошкольного возраста, развитие логики"

    Необходимым         условием    качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во мно...

    Выступление на педсовете. Тема: ««Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».

    Актуальность проблемы определяется тем, что в настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому ра...

    «Роль дидактической игры в сенсомоторном развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

    В статье речь идет об  актуальности проблемы сенсомоторного развития дошкольников, которое заключается в познании ребенка окружающего мира с «живого созерцания», с ощущения и восприят...