Диагностика развития детей дошкольного возраста по программе «Развитие интеллекта и творческих способностей с элементами ТРИЗ"
методическая разработка на тему

 Гидзинская Людмила Борисовна

Каждый год взволнованные мамы приводят на занятия своих малышей.  Все хотят, чтобы их ребенок был умным, внимательным, думающим, чтобы он не терялся, не отвлекался, а умел сосредоточиться и выполнить предлагаемое задание в срок. Еще бы, ведь уже через год им предстоит стать школьниками. Конечно, очень важно знать каким ребенок пришел на занятия, какова динамика развития и какой результат будет достигнут в конце года. Для проверки интеллектуального развития, умения и навыков разработана данная диагностика. Они включают в себя методики по исследованию восприятия, представления, мышления, речи, задания, оценивающие работоспособность, внимание, умение работать по правилу, развитие мелкой моторики руки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_programme_pifagorik.docx33.92 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургский центр детского технического творчества

Методическая разработка по программе «Пифагорик»

Тема: Диагностика развития и уровня знаний дошкольников.

Педагог дополнительного образования

Людмила Борисовна Гидзинская

Санкт-Петербург

                                                                          Введение.

Каждый год взволнованные мамы приводят на занятия своих малышей.  Все хотят, чтобы их ребенок был умным, внимательным, думающим, чтобы он не терялся, не отвлекался, а умел сосредоточиться и выполнить предлагаемое задание в срок. Еще бы, ведь уже через год им предстоит стать школьниками. Конечно, очень важно знать каким ребенок пришел на занятия, какова динамика развития и какой результат будет достигнут в конце года. Для проверки интеллектуального развития, умения и навыков существует множество методик - тестов, заданий. Они включают в себя методики по исследованию восприятия, представления, мышления, речи, задания, оценивающие работоспособность, внимание, умение работать по правилу, развитие мелкой моторики руки. Поэтому я, используя задания, приведенные Е.А.Ларцевой в книге «Первый экзамен» («Акцидент», 1996) подготовила три занятия, позволяющие познакомиться с ребенком в начале года, провести промежуточный контроль в середине года и подвести итоги в конце. Задания «встроены» в структуру занятий, проходят в игровой форме, воспринимаются детьми как обычные занятия и не травмируют психику детей.

Цель:

Проверка динамики интеллектуального развития детей на занятиях по программе «Пифагорик».

Задача:

исследование основных психических функций до и после прохождения программы.

Актуальность:

Необходимость проследить динамику развития детей в течение года, как результат работы по программе «Пифагорик».

Новизна:  

Использование тестовых заданий в процессе проведения привычных занятий.

Ожидаемый результат: Диагностика, подведение итогов работы по программе.

                                    План-конспект занятия «Веселые гномы»

Цель: Познакомиться с уровнем развития детей в группе.

Задачи: Объективно оценить уровень развития детей, а также использовать тренировочные упражнения, направленные на развитие интеллектуальных способностей детей.

Оснащение: Раздаточный материал –листы с заданиями, простые и цветные карандаши, лист бумаги из тетради в клетку, чистый белый лист.  

Стандартное приветствие в кругу, пальчиковая разминка «Утро настало».

                                         Ход занятия

1.Предлагаем угадать, какой сказочный герой  пришел на занятия.

Лист 1 приложение 1. Правильно, это веселый гном, с которым мы познакомились на первом занятии. Показываем игрушку, вспоминаем, как играли на прошлом занятии – выполняем несколько упражнений из психогимнастики.

2.                                                         Фонетический тест.    

 Задача 1. Наш гном Кузя получил письмо от своих друзей гномов, но он умеет читать только на «круглом» языке. Поможем Кузе перевести письмо – я буду называть слова, а вы считать звуки и рисовать кружочки - сколько звуков услышите, столько кружков нарисуете. Постарайтесь, чтобы кружки помещались в клеточках.

АУ                  За каждую правильную схему начисляем 1 балл. Максимум 5
ЛЕС                баллов. Это задание позволяет оценить уровень развития
ГОРА             звукового анализа, т.е. проверяет способность ребенка на слух
КЛАД            воспринять слово, определить его звуковой состав и записать
НАШЛИ       услышанное в предложенной знаковой системе (кружками).

 Задача 2. Друзья сообщили Кузе о том, что они нашли клад в лесу. Кузя хочет предупредить гномиков о том, что в лесу живут разные звери. Давайте ему поможем. Лист 1 приложение 2.  Посмотрите  на  рисунок,   и скажите, каких животных  вы видите. (  ЛИСА, БЕЛКА, ЛОСЬ, УЖ, ВОЛК)  На этой картинке  есть 5 рядов кружочков. Это названия нарисованных животных. Они написаны на «круглом»  языке. Надо провести стрелку от каждого животного к его названию. Это задание помогает определить уровень развития звукового синтеза, т.е. способность ребенка чтению слова, записанного в условно-знаковой системе, и преобразованию его в звуковой ряд. За каждую правильную схему начисляем 1 балл. Максимум - 5 баллов.

3.                                                    Графический диктант.                                                                                  

 Чтобы гномики не заблудились в лесу, нарисуем им дорожку. Возьмем лист из тетради   в клеточку. Сначала   попробуем:  1 клеточка вниз. ( Не отрываем карандаш от бумаги.) 1 клеточка вправо. 1 клетка вверх. 1 клетка вправо. 1 клетка вниз. Продолжите дальше сами. А теперь внимание! Начинаем рисовать. 1клетка вверх. 1 клетка вправо. 1 клетка вверх. 1 клетка вправо. 1 клетка вниз. 1 клетка вправо. 1клетка вниз. 1 клетка вправо. Продолжите рисовать самостоятельно.    

В каждом узоре отдельно оцениваются 2 этапа – выполнение узора под диктовку и самостоятельное продолжение узора. За каждый правильно выполненный этап начисляется один балл (итого за каждый узор 2 балла). Максимальная суммарная оценка по 2 узорам -4 балла. Этот тест оценивает умение слушать и выполнять инструкцию, что очень важно при обучении в школе и вызывает затруднения у многих детей на первых этапах учебы. Самостоятельное  продолжение узора позволяет проверить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец и действовать в соответствии с ним. Здесь от ребенка потребуется и способность проявить свои волевые качества, ведь удерживать внимание на одном и том же предмете для детей дошкольного возраста — задача большой сложности; но при обучении в школе это качество очень пригодится. Ребенок должен научиться сосредотачивать свое внимание на уроке не только потому, что ему интересно, но и потому, что это нужно.

Произвольность поведения, т. е. умение действовать по собственной воле, возникает в период дошкольного детства, но среди первоклассников еще много импульсивных детей, не умеющих управлять своим поведением. Они могут часто отвлекаться, забывать о задании, переключая свое внимание на что-нибудь другое, более интересное. В классе такой ребенок может встать, чтобы рассмотреть привлекшую его картинку на стене, или подбежать к окну — посчитать птичек. Конечно, это возрастное явление и со временем оно проходит, но в условиях школы может неблагоприятно сказаться на усвоении материала

4.                                                        Нарисуй домик.

Гномики живут в необычном домике.  Нарисуйте точно так же  как на рисунке. (Приложение 1 рисунок 2). Оцениваем каждый правильно выполненный элемент. Максимум 6 баллов.

5.                                                           Лабиринт.

Гномы прячут свои сокровища в горах, но часто забывают куда. Чтобы помочь Кузе и его друзьям нарисуем схему и отметим пещеру, в которой зарыт клад.  ( Приложение 1 рисунок ).. При подсчете баллов  за каждый правильный поворот в соответствии с указаниями, данными в «письме», начисляется по 1 баллу. Поскольку в  задаче  необходимо сделать 4 поворота, максимальное количество баллов— 4. Задание «Лабиринт» — одно из самых сложных, Тест проверяет способность пользоваться схемой и условными изображениями предметов. Чтобы справиться с этим заданием, ребенку потребуются такие качества, как:

умение концентрировать свое внимание, преодолевая влияние отвлекающих моментов (ведь как непросто удержать свое внимание, сосредотачиваясь на пути к одной пещере, когда кругом столько других пещер и  дорожек!);

умение выделить существенные признаки отдельного предмета из класса однородных , способность сравнивать и сопоставлять предметы, отмечая существенные признаки;

умение пользоваться алгоритмом (определенной, оговоренной в правилах последовательностью действий)

6.                                               Таблица

Надо разложить вещи на свои места. (Приложение 1 рисунок 3.)Это задание помогает проверить умение ребенка находить связи и закономерности между явлениями, свидетельствует о том, что он обладает гибкостью мышления. За правильное решение начисляется 2 балла.

7.                                               Портрет гнома.

Мы успели подружиться с гномом Кешей, мы помогали ему и хотим на память нарисовать его портрет. Возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте нашего друга – гнома Кешу. Молодцы, отлично потрудились. Попрощаемся с гномом. Эта методика (рисование мужчины) определяет отношение ребенка к школе, умение воспринимать задание не как игровое, а как учебное. Если ребенок нарисовал все детали узнаваемо, то максимальная оценка 4 балла.

Максимум баллов за тест – 30 баллов.

                                                 Промежуточный контроль.

НАЗВАНИЕ ЗАНЯТИЯ: "КРАСНАЯ ШАПОЧКА

ЦЕЛЬ: Проверка умений и навыков, приобретенных в результате занятий в течение половины  учебного года; развитие памяти, внимания, навыков произвольной регуляции . Фонематического слуха и звукового анализа языка.

ОСНАЩЕНИЕ: Раздаточный материал - два листа с заданиями, цветные и простые карандаши, лист из тетради в клетку.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

ПРИВЕТСТВИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ СОВЕРШИТЬ ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ .

ХОД ЗАНЯТИЯ

Угадываем название сказки ( приложение 1 задание  1) . - "Красная Шапочка".

Вспоминаем начало сказки. Что дала мама Красной Шапочке?

Верно, корзинку. «корзиночка».

Задания предлагаем аналогичные тем, что выполнялись детьми в начале года с постепенным усложнением, критерии оценки остаются прежними.

                                 Нарисуй        домик                                                            
Поможем Красной Шапочке дойти до бабушки (приложение 2, задание  1).

Чем отличается дом бабушки от дома Красной Шапочки? (Дым, крыша, окна, труба, забор). Перерисуем для Красной Шапочки дом ее бабушки точно также. Отлично, теперь можно отправляться в путь. Максимум 6 баллов

Мы знаем, что Красную Шапочку подстерегает злой волк, а она об этом и не догадывается. Давайте отправим Красной Шапочке на помощь тех, кто сможет рассказать об опасности. Кто это может быть? Попугаи. Они все повторяют и смогут передать наше предупреждение. А между собой попугаи говорят вот что:

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА

Говорит попугай попугаю: "Попугая, я тебя попугаю!" Попугаю в ответ попугай:

"Попугай, попугай, попугай!"        

                           Работа с лабиринтом.

 Найти дом бабушки по приметам и раскрасить его. Максимум 4 балла. Приложение 2 задание 2.

               Фонетический тест 1.

Что встретит Красная Шапочка по пути? Цветы, грибы. Поможем Красной Шапочке собрать подарок для бабушки - букет и грибы.

Играем в игру "Снежный ком" по командам: первая команда называет  цветы, например ромашка, ромашка и василек, ромашка, василек и лютик и т. д. , а вторая  - грибы: сыроежка, сыроежка и сморчок, сыроежка, сморчок и масленок и т. д.  А теперь сосчитаем звуки в словах сколько звуков услышим, столько кружочков нарисуем:

Мак

Роза

Астра

Тюльпан

Пион

Максимум 5 баллов

Раз мы собираем цветы и грибы, какое время года?

Лето.

А какое время года между летом и зимой?

Осень.

А между зимой и летом?

Весна.

А между весной и осенью?

Лето.

»

Пока мы собирали цветы и грибы - вдруг пошел дождь. Но летние дожди короткие, он кончился. А что можно делать после дождичка?

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА

Что делать после дождичка?

По лужицам скакать.

Что делать после дождичка?

Кораблики пускать.

Что делать после дождичка?

По радуге кататься.

Что делать после дождичка?

Да просто улыбаться.        

                  Фонетический тест 2

В лесу мы встречали разные растения. У вас на листе (задание N 3) нарисованы растения и написаны их названия на "круглом" языке. Покажите стрелочкой, где какое название спрятано!

8.                      Графический диктант.

           Чтобы Красная Шапочка не заблудилась, нарисуем для нее дорожку  (графический диктант). Сначала рисуем дорожку «короткую», потом «длинную». По результатам двух диктантов засчитывается максимум 4 балла.

9.                       Таблица.

Добралась Красная Шапочка до бабушки и решила ей помочь – посуду помыть и в шкаф поставить. А мы ей в этом поможем – покажем, что куда ставить надо. Обозначим чашки – треугольниками, тарелки – кружочками, а блюдца – квадратиками. На каждую полку можно поставить только один круг, один квадрат и один треугольник. Порядок расстановки на каждой полке свой – не такой, как на других. На двух полках уже порядок, а вот дальше продолжите сами. Максимум 6 баллов – найдены все 4 возможных способа размещения фигур. Подробно приложение 3.

10.                                 Портрет.

Помните, кто хотел съесть Красную Шапочку и ее бабушку? А кто их спас?

Нарисуйте портрет этого отважного охотника. Максимум 4 балла.

Максимальное число баллов 34

Итоговый контроль.

Занятие «Отважный капитан».

Цель:     Проверка умений и навыков, приобретенных в результате занятий по программе «Пифагорик» в течение учебного года; развитие памяти, внимания, навыков произвольной регуляции, фонетического слуха и звукового анализа языка.

Оснащение: Раздаточный материал – листы с заданиями, простые и цветные карандаши, таблица игры «Пифагорик», набор игры Никитина «Сложи квадрат».

 Организационный момент: приветствие, пальчиковая игра. Предложение отправиться в путешествие  вместе с отважным капитаном.

1.   Кораблик.

Предлагаем как можно точнее перерисовать кораблик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Приложение 3 задание 1. Максимальное количество баллов 6. Обращаем внимание на соотношение размеров деталей, на присутствие всех деталей, на правильность изображения, на количество деталей и способ их изображения. Данное задание позволяет оценить такую важную составляющую школьной зрелости, как произвольность поведения – умение сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований, Внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме, самостоятельно выполнять требуемое задание по заданному образцу.  

На этом кораблике мы отправимся в путь. Мы должны очень аккуратно уложить груз трюм .Что мы берем с собой? Игра «Снежный ком» - каждый участник называет то, что он возьмет с собой на корабль и повторяет все, сказанное предыдущими участниками. Например:  вода;  вода и канат;  вода, канат и консервы; вода, канат, консервы и фонарик;  и т.д..  

                                  2. Таблица.

Обозначим груз - треугольник, круг, квадрат. На корабле 6 ярусов. На каждом ярусе можно расположить по одному треугольнику, одному кругу и одному квадрату. Порядок расположения на каждом этаже свой не такой, как на других ярусах. Первые два яруса заняты, дальше продолжи самостоятельно. Приложение 3 задание 2. Максимум 6 баллов. Это задание помогает проверить умение ребенка находить связи и закономерности между явлениями, увидеть и оценить ситуацию с разных сторон, переключиться с одного найденного решения на другое. Так, например,  дети легко «заселяют» 4 этаж. Ведь если шестой ярус начинается с  треугольника, а пятый с кружка, то на четвертом первое место должен занять квадрат. При размещении фигур на следующих ярусах надо проявить гибкость , подойти к решению задачи творчески и найти новый способ решения – поменять расположение фигур на втором и третьем местах каждого яруса. От 3 до 6 баллов – это очень хорошо. Ребенок нашел новый способ решения, он обладает гибкостью мышления, умеет сравнивать и сопоставлять различные варианты решения. Если ему не удалось набрать высший балл, значит он недостаточно умеет сосредотачивать внимание. 1-2 балла можно предположить как недостаточную гибкость мышления, так и о неуверенности в себе, боязни допустить ошибку, отступив от найденного образца. 0 баллов говорит о невнимании ребенка к условию задачи, отношении к ней, как к игре.  

                               3.Графический диктант.

Проложим курс кораблю. Всего нарисуем 3 узора. Каждый следующий узор сложнее предыдущего. Решим, каким курсом капитан поведет наш корабль. Тренировочный тест можно не давать, потому что аналогичные задания выполнялись в течение года.  

В каждом из трех узоров отдельно оцениваются 2 этапа — выполнение узора под диктовку и самостоятельное продолжение узора. За безошибочное выполнение каждого этапа задания засчитывается 1 балл (итого за каждый узор 2 балла). Максимальная суммарная оценка по всем трем узорам — 6 баллов, минимальная — 0.

Этот тест оценивает умение слушать и выполнять инструкцию, что очень важно при обучении в школе и вызывает затруднения у многих детей на первых этапах учебы.

Самостоятельное продолжение узора позволяет проверить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец и действовать в соответствии с ним. Здесь от ребенка потребуется и способность проявить свои волевые качества, ведь удерживать внимание на одном и том же предмете для детей дошкольного возраста — задача большой сложности; но при обучении в школе это качество очень пригодится. Ребенок должен научиться сосредотачивать свое внимание на уроке не только потому, что ему интересно, но и потому, что это нужно.

Произвольность поведения, т. е. умение действовать по собственной воле, возникает в период дошкольного детства, но среди первоклассников еще много импульсивных детей, не умеющих управлять своим поведением. Они могут часто отвлекаться, забывать о задании, переключая свое внимание на что-нибудь другое, более интересное. В классе такой ребенок может встать, чтобы рассмотреть привлекшую его картинку на стене, или подбежать к окну — посчитать птичек. Конечно, это возрастное явление и со временем оно проходит, но в условиях школы может неблагоприятно сказаться на усвоении материала.

Кок на камбузе в это время напек нам калачей – пальчиковая игра «Калачи»

                                   4.Фонетический тест.

Мы давно путешествуем, пора отправить домой письмо. Чтобы случайные люди не прочитали его, письмо надо зашифровать. Попробуем написать его «круглыми» буквами. Называем слова, а дети рисуют кружочки- по количеству звуков в каждом слове:

Кит

Море

Яхта

Ураган

Дождь

Вторая задача – ответ нам приложение 3 задание 3 .Посмотрите на картинку -  здесь нарисованы  рыба, дом, ракета, письмо. А еще 4 ряда кружочков. Это названия слов. Они написаны на «круглом» языке. Надо провести стрелку от каждой  картинки к ее названию.

Первая задача позволяет оценить уровень развития звукового анализа – проверяет способность ребенка воспринять слово на слух, определить его звуковой состав и записать услышанное в предложенной системе (кружками).

Вторая задача помогает определить уровень развития звукового синтеза – способности ребенка к чтению слова, записанного в условно – знаковой системе и преобразованной в звуковой ряд. Максимальный балл – 9.

Наш корабль попал в шторм, он может перевернуться и погибнуть. Спасти его нам поможет волшебная таблица. Приложение 3 задание 4. Это дома, в которых живут буквы. У каждого дома свой номер. Адреса букв перед вами. Найдите и прочитайте:

18. 1. 12.6. 20.1.

13.6.20.10.20.

Прочитали? Надо превратить корабль в ракету и она улетит в безопасное место. Возьмите игру «Сложи квадрат», найдите фигуры соответствующие тем, на которых в таблице написаны наши прочитанные буквы. Постройте из них ракету.

В данном задании используется авторская игра (патент №2402821 с2), обеспечивающая быстрое заложение основ грамотности, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование мышления детей. Игра представляет собой образец, состоящий из нанесенных на квадратные карточки от 4 до 9 квадратов, разделенных на сегменты, в которых представлены по 1числу и букве алфавита.

                                   5.  Лабиринт.

Ракета перенесла капитана на необитаемый остров, где пираты спрятали клад. Приложение 3 задание 5.  Поможем капитану разобраться с планом и по приметам определим место, где спрятан клад. Это сложное задание. Тест проверяет способность пользоваться схемой и условными изображениями предметов. Чтобы справиться с этим заданием, ребенку потребуются такие качества, как:

умение концентрировать свое внимание, преодолевая влияние отвлекающих моментов (ведь как непросто удержать свое внимание, сосредотачиваясь на пути к одной пещере, когда кругом столько других пещер и  дорожек!);

умение выделить существенные признаки отдельного предмета из класса однородных , способность сравнивать и сопоставлять предметы, отмечая существенные признаки;

умение пользоваться алгоритмом (определенной, оговоренной в правилах последовательностью действий)

Максимальное количество баллов – 4.Капитан прошел по лабиринту, сможете ли вы – подвижная игра «полоса препятствий».

                                    6. Елочка.

Отлично справились с заданием! Теперь можно и праздник устроить. Какие вы еще знаете праздники, назовите. А самый любимый – Новый год. Вот и мы сейчас украсим елочку. Приложение 3 задание 6.  Будьте внимательны – посмотрите на образец и так же раскрасьте свои елочки. Давайте сделаем так: вы сначала раскрасите только елочку, оставите пустые места для игрушек. А затем раскрасите сами игрушки.  

Методика «Елочка» определяет отношение ребенка к школе. Это задание направлено на проверку умения ребенка воспринимать задание не как игровое, а как учебное, выполнение которого потребует от него соблюдения ряда правил. Если ребенок получил 0 баллов, т.е.  контур елочки закрашен, а места для игрушек не оставлены, то отношение ребенка к школе «игровое» или дошкольное. При оценке 2 балла (места для игрушек оставлены, но не соответствуют расположению игрушек на образце) ребенок держит в памяти условие задачи, но не старается ему точно следовать. Такое отношение можно назвать «предучебное». 3 балла - места для игрушек есть, они соответствуют образцу, а размер и форма не совпадают. 4 балла -  контур елочки раскрашен, размер, форма и места расположения игрушек соответствуют образцу. При оценке 3 и 4 балла отношение к заданию «школьное», а разница в баллах зависит от аккуратности.

     Вы отлично потрудились, устали , скажем капитану «До свмдания» и попрощаемся друг с другом, до новой встречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика развития детей дошкольного возраста

Материал будет интересен не только педагогам, но и родителям.                                       ...

Творческий проект "Синтез искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет"

Вашему вниманию предлагается презентация по опыту работы музыкального руководителя ДОУ на тему "Синтез искусств в художественно-эстетическом развитиии детей дошкольного возраста 6-7 лет", результатом ...

Предлагаю Вашему вниманию конспекты НОД в области "Художественно-эстетическое развитие" (музыка), которые апробированы в ходе творческого проекта "Синтез искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет"

Данные конспекты были проведены мною  в ходе творческого проекта "Синтез искусств в вхудожественно- эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет" . Очень интересные занятия,...

Консультация Природа родного края, как важнейший элемент сенсорного развития детей дошкольного возраста

Человек является частью природы, и сенсорное восприятие ребенка - это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться в окружающей среде....

Рабочая программа дошкольного образования по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с ЗПР

Ведущая цель Программы - создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, театрализованной деятельности....

Дополнительная общеобразовательная программа: дополнительная общеразвивающая программа развития детей дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой «Песочная страна» (Для детей с ОВЗ)

АктуальностьНесмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать как эффективный метод психо-коррекции у детей с ограниченными ...

Диагностика интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста с нарушением эмоционально-личностной сферы

Карта дефектологического обследования детей с нарушением эмоционально - волевой сферы...