Диагностика интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста с нарушением эмоционально-личностной сферы
методическая разработка

Карта дефектологического обследования детей с нарушением эмоционально - волевой сферы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no1_diagnostika_intellektualnogo_i_rechevogo_razvitiya.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

 «Диагностика интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста с нарушением эмоционально-личностной сферы»

   Раннее диагностирование детей позволяет устранить дефект на начальном этапе.

   В последнее время появилось большое количество детей с комплексным нарушением: дети с нарушением эмоционально-личностной сферы (как первичный дефект), задержкой психоречевого развития (вторичный дефект, как следствие ведущего дефекта);педагогически запущенные дети, со сниженным объемом знаний и как следствие нарушения в поведении; и множество других.

      Для диагностики детей с нарушением эмоционально-личностной сферы, необходимо создавать индивидуальную программу диагностики, учитывая особенности развития, поведения ребенка, развития коммуникативных функций на данном этапе.

    Обследуя детей надо основываться на следующие принципы:

1.  комплексный подход к диагностике (участие различных специалистов)

2.  системный анализ нарушений, наблюдаемый у ребенка в процессе диагностики

3.   подход с учетом процесса развития, что требует не только разной оценки применения диагностических проб, заданий, но и тщательного анализа истории развития ребенка

4.  качественный анализ выполнения ребенком диагностических заданий, учет особенностей деятельности в противовес чисто количественной оценки  (выполнил – не выполнил ), а как выполняет и какую часть выполняет сам без помощи взрослого

   При обследовании ставятся следующие задачи:

1.   есть ли у ребенка и в какой степени выражены нарушения мышления

2.   есть ли у ребенка и в какой степени выражены нарушения речи

3.   нарушена ли в сравнение с нормой и в какой степени обучаемость ребенка

4.   нарушения речи носят первичный или вторичный характер, т.е. есть ли еще какие-то нарушения в физическом или психическом развитии.

    Работая с детьми с отклонениями в развитии, мною была разработана комплексная карта, которая разделена на разделы:

- общие данные о ребенке

- анамнестические данные

- обследование интеллектуального (умственного) развития ребенка (проводится на специально подготовленном дидактическом материале)

- речевое развитие

- заключение и характеристика на момент обследования

   При наличии у ребенка трудностей в выполнении заданий обследование строится по следующим принципам:

— переход от простого к сложному;

— переход от совместных действий специалиста и ребенка к самостоятельным действиям ребенка.

   Что входит в обследование интеллектуальной (познавательной) сферы?

   Обследование уровня сформированности знаний на данном возрастном этапе, по следующим разделам (в основе лежит «Программа обучения и воспитания в детском саду»):

- ознакомление с окружающим миром (профессии, классификация предметов)

- ознакомление с природой (явления природы, деревья и растения, животные, времена года и явления природы)

-математика (количество и счет, сравнение, счетные операции, решение математических задач)

- сенсорное развитие ( цвет, форма, размер)

- состояние общей и мелкой моторики

- логическое мышление (выделение лишнего предмета, «нелепицы»)

    Что входит в обследование речевого развития ребенка?

    Обследование состояния речи каждого ребенка по следующим разделам:

- состояние речевой деятельности (темп, голос, разборчивость, дыхание, артикуляция)

- состояние артикуляционного аппарата ( строение, подвижность)

- произносительная сторона (звукопроизношение и речевой слух)

-  анализ и синтез звукового состава слова

- словарь

- лексико-грамматические средства языка

- связная речь

    После проведения диагностики,  педагог соотносит полученные результаты, определяет проблемы в развитие ребенка и  составляет индивидуальную программу развития на каждого ребенка.

                      Карта дефектологического обследования ребенка.

1.1 Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________

1.2 Дата рождения________________________________________________________________

1.3 Домашний адрес, контактный телефон____________________________________________

1.4 Кем ребенок направлен, какое образовательное учреждение посещает_________________

1.5 Социальный статус семьи_______________________________________________________

2.   АНАМНЕЗ  

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.   ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ  (УМСТВЕННОЕ) РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА,

3.1 Знания ребенка по разделу «ознакомление с окружающим миром»

Профессии (называет, различает, показывает): врач, повар, водитель, продавец, строитель, учитель, швея, парикмахер, полицейский, воспитатель и др.  ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________ Классификация предметов ( различает, называет, группирует предметы по назначению, классифицирует):игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт, инструменты, овощи, фрукты, ягоды, грибы, продукты, бытовая техника и др. _______________________________ ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 3.2 Знания ребенка по разделу «ознакомление с природой»

Времена года (различает, называет признаки времен года):зима__________________________

весна_______________________________ лето________________________________________

осень___________________________________________________________________________

Явления природы ( различает, называет, характеризует): дождь, снег, ветер, гроза, радуга, снегопад, листопад и др. __________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

Название деревьев, цветов и растений (различает. называет) ____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Животные: домашние животные( называет, различает): кошка, собака, корова, коза, свинья, лошадь и др. ____________________________________________________________________

детеныши домашних животных (называет, различает, соотносит) ________________________

________________________________________________________________________________

дикие животные ( называет, различает): заяц, волк, кабан, лиса, медведь, еж, белка и др. ________________________________________________________________________________

детеныши диких животных ( называет, различает, соотносит)___________________________

________________________________________________________________________________

Птицы: домашние птицы ( называет, различает): курица, петух, гусь, утка и др. ____________

________________________________________________________________________________

перелетные птицы________________________________________________________________

зимующие птицы_________________________________________________________________  

насекомые ______________________________________________________________________

3.3 Элементарные математические представления_____________________________________ Счет (количественный, порядковый, механический)в пределах__________________________

обратный счет___________________________________________________________________

счетные операции________________________________________________________________

сравнение предметов, чисел (зрительно определяет, использует счет, называет на сколько, уравнивает ) ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________  

решение математических задач на сложение и вычитание ( на зрительном материале, на слух)___________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Ориентировка в пространстве ( называет, различает): вверх, вниз, вправо, влево, выше, ниже, от, до, да, под, за, в и др. __________________________________________________________

________________________________________________________________________________

название дней недели ( называет) ___________________________________________________

название частей суток ( называет, различает): утро, день, вечер, ночь:____________________

________________________________________________________________________________

3.4 Знание сенсорных эталонов_____________________________________________________

Цвет ( называет, различает, соотносит): основные: красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый ___________________________________________________________________

оттеночные ( называет, различает, соотносит) ________________________________________

________________________________________________________________________________

Форма ( называет, различает, соотносит): круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб, четырехугольник, трапеция и др.______________________________________________

________________________________________________________________________________

Величина ( называет, различает, соотносит): большой - маленький, высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий, толстый – тонкий и др. _________________________

________________________________________________________________________________

4. Логическое мышление:  выделение  лишнего предмета (выделяет, объясняет): простые ___

___________________________________сложные_____________________________________

5. Состояние общей и мелкой моторики______________________________________________

ведущая рука (правая, левая)_______________________________________________________

6.РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

6.1  Состояние речевой деятельности (темп, голос, разборчивость, артикуляция, дыхание)___

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.2 Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность)______________________

________________________________________________________________________________

6.3  Произношение звуков: свистящие_______________________________________________

шипящие_______________________________________________________________________

сонорные________________________________________________________________________

др.звуки_________________________________________________________________________

6.4 Дифференциация звуков _______________________________________________________

________________________________________________________________________________

6.5 Анализ и синтез звукового состава слова__________________________________________

________________________________________________________________________________

6.6 Произношение слов сложной слоговой структуры__________________________________

________________________________________________________________________________

6.7 Лексико-грамматические средства языка _________________________________________

употребление предлогов___________________________________________________________ понимание числа, рода, падежа _____________________________________________________

согласование слов в предложение___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6.8 Связная речь (описательный рассказ по картинке, по серии сюжетных картинок, пересказ рассказа, рассказ из жизни)________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.9 Словарь______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

7.   ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ РЕБЕНКА НА МОМЕНТ ОБСЛЕДОВАНИЯ:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.   ЗАКЛЮЧЕНИЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.   РЕКОМЕНДАЦИИ:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата обследования________________________________________________________________

Ф.И.О. и подпись специалиста______________________________________________________

   При проведении диагностики учитывается, что ведущей деятельностью ребенка в раннем возрасте является предметная (для ребенка основной интерес представляют игрушки или предметы), а в дошкольном – игровая (диагностика проводится в форме игры). В связи с этим, я использую различные методики обследования ребенка, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей.

   Диагностика поможет  установить уровень сформированности знаний  Вашего ребенка, соответствие его возрастным нормам и способствовать дальнейшему совершенствованию.    

    Перед проведением диагностики учитель – дефектолог, логопед должен поговорить о проблеме, которая волнует родителей, предложить рассказать об основных моментах развития ребенка, начиная от рождения, условиях его жизни. Далее педагог подробно изучает анамнез, все полученные данные помогают педагогу понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.

   Диагностика детей крайне необходима. В настоящее время доказано, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными может оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных нарушений в развитии.  

   По результатам диагностики разрабатываю индивидуальный план коррекционной работы,  использую следующие карты, где записываю план работы на месяц (по разделам, соответствующих диагностической карте ).

Индивидуальный план коррекционной работы учителя – дефектолога________________

______________________________ на _______________________________________________

Ф.И. ребенка___________________________________возраст___________________________

Дефектологическое заключение____________________________________________________

1. Работа по разделу «Ознакомление с окружающем миром»

2. Работа по разделу «Ознакомление с природой»

3. Формирование элементарных математических знаний.

4. Формирование сенсорных эталонов.

5. Формирование логического мышления.

6. Развитие мелкой моторики рук.

Индивидуальный план коррекционной работы учителя – логопеда___________________

______________________________ на _______________________________________________

Ф.И. ребенка___________________________________возраст___________________________

Логопедическое заключение_______________________________________________________

1. Подготовка артикуляционного аппарата к работе по совершенствованию звуковой стороны речи.

2. Развитие фонематического восприятия, фонематического слуха.

3. Работа по совершенствованию звукопроизношения.

4. Формирование слоговой структуры слова.

5. Работа над лексико – грамматическим строем речи.

6. Обогащение словаря.

7. Формирование связной речи.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический журнал "Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста"

В настоящее время во многих дошкольных учреждениях  фольклор рассматривается как приоритетное содержательное направление образовательно-воспитательной деятельности, широко используемое на з...

Закономерности речевого развития детей дошкольного возраста.

Описание основных периодов речевого развития детей дошкольного возраста в норме....

Гендерные особенности речи и оптимизация речевого развития детей дошкольного возраста

В статье обсуждаются вопросы гендерной социализации  дошкольников и ее влияние на развитие речи  и черты личности....

Гендерные аспекты речевого развития детей дошкольного возраста

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и ро...

"Речевое развитие детей дошкольного возраста"

Выступление на родительской конференции...

Нормы речевого развития детей дошкольного возраста

Представляет интерес для родителей дошкольников....

Влияние музыки на речевое развитие детей дошкольного возраста

Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр, при условии использования правильно подобранных...