Образовательное пространство мини-музея в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста
статья ( класс) по теме

Хлебороб Ольга Александровна

В данной статье представлен опыт использования мобильного мини-музея на базе ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_muzey_2.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательное пространство мини-музея в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста

Музей для детей дошкольного возраста – это новое, интересное для познания и освоения воспитательно-образовательное пространство со своей структурой, функциями, особенностями, способствующее их социокультурному развитию.

Цель  музейной  педагогики создание  условий  для  развития  личности путем  включения  её  в  многообразную  деятельность  музея. Поэтому на сегодняшний  день  её  рассматривают  как  инновационную  педагогическую технологию. 

Одной из форм музейной педагогики является, так называемый «мини-музей», как мы считаем, это  находка для дошкольных учреждений.  

        Всем вам, наверняка известно, что вывести, а тем более вывезти группу дошкольников на экскурсию в музей, в рамках непрерывной образовательной деятельности ДОУ, в наше время - очень сложно. Именно этот факт и привел нас к идее создания мобильного мини-музея на базе ДОУ. Изучив литературу по этой теме, мы отметили, положительные отзывы коллег.

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.

  • Наглядность.
  • Доступность.
  • Динамичность.
  • Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

Основной признак любого музея, в том числе и музея в нашем детском саду, – наличие фонда подлинных материалов, которые составляют его основу. Для создания музейной экспозиции привлекаются также разнообразные воспроизведения подлинников, вспомогательные материалы: фото- и ксерокопии, макеты, схемы и т.п.

Таким образом, собираемые музейные предметы подразделяются на две группы:

  • подлинные памятники материальной и духовной культуры (орудия труда, предметы  и быта и т.д.);
  • предметы,  изготовленные специально для пополнения экспозиции, пояснения отражаемых в ней событий и явлений. Эталонные воспроизведения подлинников (фото - и ксерокопии печатных материалов, копии художественных произведений, макеты, модели, муляжи), карты, схемы, тематические рисунки и др. Большая часть этих материалов изготавливается педагогами, родителями и детьми в процессе исследовательской творческой работы.

Первая группа предметов и материалов составляет основной фонд, вторая – вспомогательный. Наиболее оптимальным размещением экспонатов мини-музея является размещение на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогают стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Обязательно сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей. Необходимо учитывать:

  • Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).
  • Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
  • Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
  • Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
  • Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

В образовательной сфере художественные музеи Запада широко используют ролевые игры для установления невербального контакта ребёнка с произведением искусства. Игра выступает инструментом процесса интерпретации музейного предмета, в процессе которой развивается воображение ребёнка и устанавливаются доверительные отношения с ним. Игровые действия могут быть направлены на запоминание того, что дети увидели, т.е. на развитие зрительной памяти. Музейные игры помогают развивать наблюдательность и умение концентрироваться на определённом объекте. Мы, в рамках нашего мини-музея тоже используем этот прием, ведь он развивает познавательный интерес зрителей и «включает» их в «оживление» образов произведений искусства.

Идея нашего мини-музея: помощь в разнообразии предметно-пространственной среды, разнообразие видов деятельности при проведении НОД в рамках этнокалендаря.

Наш мини-музей начал свою работу, когда просто рассказа о событии стало недостаточно, мы решили, что детям важно окунуться в атмосферу, потрогать своими руками…

Первый музей появился в рамках проекта «Окно в блокаду», дети увидели «прототип» блокадной комнаты, пощупали солдатскую аммуницию: противогаз, ремни, фляги; примерили пилотки; узнали, что на санях можно не только кататься, но и перевозить тяжелые ведра с водой.

Следующий мини-музей был собран в рамках проэкта по этнотолерантности, мы решили познакомить ребят с некоторыми странами дальнего зарубежья. Ребята посмотрели презентации про такие далекие страны, как Япония, Мексика, Египет, Греция; познакомились с традициями этих стран, а затем отправились в увлекательное путешествие в мир декоративных предметов из этих стран и предметов быта; попробовали поймать ярких океанских рыбок и даже ухватить их настоящими японскими палочками.

Новый музей запланирован в рамках проекта знакомства с русскими народными традициями. На этот раз мы предложим детям побывать в настоящей русской избе! Не сомневаемся, что это будет интересно и познавательно!

Литература:

Васильченко Л. С. Музейная педагогика – связующее звено мира детства с миром взрослых // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 86-89.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Васильченко Л. С. Музейная педагогика – связующее звено мира детства с миром взрослых // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 86-89.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Синтез искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет"

Вашему вниманию предлагается презентация по опыту работы музыкального руководителя ДОУ на тему "Синтез искусств в художественно-эстетическом развитиии детей дошкольного возраста 6-7 лет", результатом ...

Предлагаю Вашему вниманию конспекты НОД в области "Художественно-эстетическое развитие" (музыка), которые апробированы в ходе творческого проекта "Синтез искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет"

Данные конспекты были проведены мною  в ходе творческого проекта "Синтез искусств в вхудожественно- эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет" . Очень интересные занятия,...

Выступление на педсовете. Тема: ««Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».

Актуальность проблемы определяется тем, что в настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому ра...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ "Развиваемся искусством от А до Я"

Актуальность данной программы  в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития спосо...

Рабочая программа дошкольного образования по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с ЗПР

Ведущая цель Программы - создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, театрализованной деятельности....

Мастер-класс на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение образовательной технологии «Синтез искусств»»

Мастер-класс на тему:«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение образовательной  технологии «Синтез искусств»»...

Мастер-класс на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение образовательной технологии «Синтез искусств»» (с презентацией)

Мастер-класс на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение технологии «Синтез искусств»»...