Организация конкурса культурологической направленности "Петербургский этикет"
методическая разработка (5, 6, 7 класс) на тему

Андреева Полина Валерьевна

В данной методической разработке, предназначенной для учителей,  педагогов-организаторов и педагогов дополнительного образования, представлены все этапы организации и проведения конкурса культурологической направленности «Петербургский этикет» для учащихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга. Конкурс способствует освоению учащимися норм и правил исторического светского этикета в России, а также приобщению к образу истинного петербуржца.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx931.68 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

В настоящее время в обществе, а особенно в школьной среде, наблюдается тенденция к размыванию образа истинного петербуржца. Причиной тому является как общий упадок уровня культуры среди населения, обусловленный социальными потрясениями 90-х годов XX века, так и недостаток внимания со стороны образовательных учреждений к вопросу создания адекватной культурной среды школы.

Одним из ее действенных компонентов, оказывающих опосредованное влияние на формирование мировоззрения и ценностных установок учащегося, можно назвать систему мероприятий культурологической и краеведческой направленности, в которых будет постепенно раскрываться и становиться привлекательным для школьников образ истинного петербуржца.

К таким мероприятиям можно отнести конкурс «Петербургский этикет», организация которого поможет педагогическому коллективу в ненавязчивой форме донести до школьников нормы и правила светского этикета.

В данной методической разработке представлены все этапы организации и проведения конкурса культурологической направленности «Петербургский этикет» для учащихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга.

Адресат

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей, преподающих культурологические дисциплины в школе, педагогов дополнительного образования социально-педагогической направленности и педагогов-организаторов.

Цель методической разработки: распространение позитивного опыта приобщения учащихся к освоению норм и правил исторического светского этикета в смене культурных эпох в России.

Задачи методической разработки:

  • актуализировать проблему незнания петербургскими школьниками норм и правил этикета;
  • осветить особенности подготовки конкурса «Петербургский этикет;
  • предложить содержание викторины и сценарного хода мероприятия;
  • поделиться методическими разработками, облегчающими  организацию конкурса в образовательном учреждении.

Методы и формы

Форма: командное соревнование.

Методы: тест, блиц-опрос, демонстрации, беседы, метод творческих заданий.

Этапы реализации

  1. Формирование рабочей группы (из числа педагогов) по подготовке к конкурсу, распределение обязанностей;
  2. Мотивация классных коллективов к участию в конкурсе, формирование команд-участниц;
  3. Собрание организаторами руководителей или представителей от команд для консультации по подготовке к конкурсу;
  4. Изучение командами рекомендованных источников для теоретической подготовки к конкурсу;
  5. Подготовка командами творческого «домашнего задания» - сценического выступления на заданную тему;
  6. Изготовление символической атрибутики команды (форма, логотип, отличительный знак и др.)
  7. Подготовка организаторов к проведению игры (организация пространства, репетиции художественных номеров и театрализованных фрагментов, подготовка методических и раздаточных материалов, сбор и беседа с жюри, решение технических вопросов при проведении конкурса – звук, свет, презентация, фото и видеосъемка и т.д.)
  8. Проведение открытого массового конкурса «Петербургский этикет»;
  9. Анализ мероприятия рабочей группой, внесение уточнений в конкурс.

Кадровое обеспечение

  • педагог культурологических дисциплин
  • педагог-организатор
  • учителя или педагоги доп.образования – кураторы команд-участников
  • техническая служба (звукорежиссер, фотограф, оператор)

Техническое и материальное обеспечение

  • пространство сцены или оформленная просторная аудитория
  • столы и стулья по количеству команд-участниц
  • имеющееся звуковое оборудование
  • проектор и экран для презентации слайдов и видео

  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНКУРСА «ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭТИКЕТ»

Введение. Конкурс «Петербургский этикет» позволяет учащимся продемонстрировать знания хороших манер и уровень владения правилами исторического этикета в игровой форме и призван познакомить учащихся с петербургским стилем поведения. 

Цель конкурса: создание условий для освоения учащимися норм и правил исторического светского этикета и приобщение школьников к образу истинного петербуржца.

Задачи конкурса:

  • воспитание культуры поведения учащихся, хороших манер через интерактивные формы просветительской и конкурсно-игровой деятельности;
  • выявление уровня владения учащимися правилами этикета.

Участники конкурса:

В конкурсе могут принимать участие несколько команд (например, от каждого класса в параллели) в составе 5-6 человек +  группа поддержки.

Содержание конкурса:

Содержание имеет теоретическую составляющую (подготовка к которой составляет познавательную часть конкурса) и творческую (где дети могут проявить художественные способности и творческую инициативу).

Задания теоретической части преимущественно построены в форме викторины. Для подготовки к ней необходимо ознакомиться с «Памяткой для участников конкурса».

Творческая часть представляет собой сценическое выступление (на 3 минуты) на тему игры, придуманное и отрепетированное командами заранее.

Тема конкурса: «Исторический этикет».

Сроки и место проведения: 24 октября 2018 года Место проведения: ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской» (ул. Ленская дом 2, корп. 2), актовый зал.

Жюри конкурса:

Методисты ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской», учителя школ района.

  1. ПАМЯТКА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УЧАСТНИКОВ  КОНКУРСА

Районный конкурс «Петербургский этикет» ждет юных петербуржцев продемонстрировать знание хороших манер и уровень владения правилами этикета в игровой форме! Главная тема конкурса – «Исторический этикет». Командам в форме викторины будут предложены вопросы на знание светского этикета трех исторических периодов в культуре России.

Для участия в конкурсе необходимо:

  1. Подготовить домашнее задание – театрализованное выступление (до 3 минут) на тему: «Исторический этикет». Приветствуется, если выступление будет хорошо отрепетированным, а также сопровождаться подобранным со вкусом музыкальным и художественным оформлением. Важно, чтобы команда продемонстрировала на практике знание сценического этикета (от внешнего вида до культуры поведения).

  1. Осуществить теоретическую подготовку команды. Участникам команды предлагается освоить некоторые правила этикета, принятые в разные исторические периоды нашей страны (XVIII, XIX, XX вв.). Для этого необходимо познакомиться:

  1. С интересным историческим документом «Юности честное зерцало», авторство которого приписывают императору Петру I. Это можно сделать на сайте «Горенка», перейдя по ссылке http://gorenka.org/index.php/sunduchok/6363-yunosti-chestnoe-zertsalo.

В статье нужно обратить внимание на разделы: «Как младый отрок должен поступить, когда оный в беседе с другими сидит», «Коим образом имеет отрок поступать между чуждыми» и «Девической чести и добродетелей венец» (пункты с 11 по 20).

  1. С особенностями бального этикета XIX века. Это можно сделать, прочитав статью «Бальный этикет XIX века в России  (часть I и часть II) на сайте Интернет-журнала «Область культуры», перейдя по ссылкам: http://okultureno.ru/articles/24814-balnyy-etiket-xix-veka-v-rossii-chast-i/ 

http://okultureno.ru/articles/24818-balnyy-etiket-xix-veka-v-rossii-chast-ii/ 

  1. С особенностями праздничного семейного этикета в советской России. Для этого нужно ознакомиться с главой из книги В.А. Руднева «Советские обычаи и обряды». Ее можно прочитать в блоге о русской и советской культуре «Русские песни. История. Культура. Современность», перейдя по ссылке: http://blog.norma40.ru/?p=1115

По данным материалам будут сформулированы вопросы, на которые командам будет предложено ответить во время конкурса.

Продуктивной подготовки к конкурсу!

Увлекательного погружения в историю культуры нашей страны!


  1. СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА С ВОПРОСАМИ ВИКТОРИНЫ

(Пролог)

(Открывается занавес. На сцене рояль. Музыканты исполняю вальс А.Петрова из к/ф «Петербургские тайны». На фоне проецируются кадры старого Петербурга. Появляются Музы города, исполняют пластическую композицию, на финальном аккорде замирают в скульптурной позе. Занавес закрывается. Перед ним выходит ведущая.)

Ведущая. Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас  в нашем уютном зале ДДЮТ «На Ленской» на ежегодном районном культурологическом конкурсе “Петербургский этикет”!

(Беседа со зрительным залом)

Нам выпала великая честь жить в одном из красивейших городов России, который в одно время был столицей нашей страны. Петербуржец! Согласитесь, это звучит гордо?! А кого можно назвать истинным петербуржцем? Того, кто родился и вырос в Петербурге? Того, кто однажды посетив, влюбился в этот город и решил остаться здесь навсегда? Или того, кто воспел его в поэзии или живописи? А может быть, того, кто, почувствовав дух города, принял его историю и культуру, правила и традиции и живет в нем в согласии с его ценностями, нормами и идеалами?

Это вопрос, на который мы постараемся ответить в конце нашей игры.
А пока давайте познакомимся с ее участниками. Прошу команды представить себя. Можете это сделать вместе или предоставить слово капитану.

(Представление команд)

Очень приятно познакомиться. А теперь, уважаемые команды, хочу представить вам членов жюри нашего конкурса.

(Представление жюри)

Теперь, познакомившись, мы можем начать нашу беседу. Мы с вами жители XXI века, но нас воспитали родители, бабушки и дедушки, которые являются жителями XX в. А их, в свою очередь, воспитали наши прабабушки и прадедушки, которые жили в XIX веке, а тех – наши пра-пра-пра… Думаю, вы уже понял логику культурного наследования. Мы – современные Петербуржцы, которым наши предки передали культуру города и целой страны для передачи следующему поколению.

Мы – носители культуры. От нас с вами зависит, сохранится ли образ истинного петербуржца для следующих поколений. А что он из себя представляет? Целую совокупность свойств и качеств, взглядов и ценностей, внешнего облика и стиля поведения. Также важной составляющей этого образа является этикет, в знании которого нам предстоит сегодня поупражняться. Мы открываем конкурс «Петербургский этикет»!

(Занавес открывается)

В разные времена в нашей культуре существенно отличались правила этикета. А потому я предлагаю отправиться в путешествие по разным историческим эпохам. И начать нам следует с этикета, принятого при дворе основателя нашего города Петра I.

(Начинается викторина. Вопросы, озвученные ведущей, дублируются на экране. Команда, должна поднять вверх букву того ответа, который они считают правильным. Жюри фиксирует ответы в протоколах. Правильные ответы отмечены курсивом.)

БЛОК I. ПРИДВОРНЫЙ ЭТИКЕТ ЭПОХИ ПЕТРА

  1. Популярная книга начала XVIII века, в которой содержалось руководство о правилах хорошего тона и поведения в обществе. 

А) «Юности честное зерцало»

Б) «В юности честное мерцало»

В) «Наставления отца к сыну»

Г) «Домострой»

  1. Чье указание послужило написать книгу «Юности честное зерцало»?

А) Священного Синода

Б) Правительствующего Сената

В) Петра I

Г) Екатерины I

  1. Какое второе название было у этой книги?

А) Показание к житейскому обхождению

Б) Указание к житейскому угождению

В) Показание к применению

Г) Указание к наказанию

  1. Какое из правил поведения юноши за столом отсутствует в этой книге?

А) Не проглотив куска, не говорить

Б) Не чавкать и не сопеть во время еды

В) Не облизывать перстов и не грызть костей

Г) Не чистить зубов ножом, а только зубочисткой

Д) Все правила содержатся в книге

  1. Какое правило в отношении с чужими людьми отсутствует в книге?

А) Не выходи из дома без ведома и воли родителей или начальников

Б) Платье и книги береги и по углам их не разбрасывай

В) Где двое между собою говорят, не подходи и не подслушивай 

Г) Коли увидишь чужое добро, возьми себе

  1. Какое из правил нравственности не соответствует нормам поведения XVIII в.?

А) Дорожи честью своей организации, делами и поступками укрепляя ее авторитет 

Б) Не презирай старых или увечных людей

В) Не осуждай и ни про кого зла не говори

Г) Не учись обманывать людей

Д) Благодари и почитай того, кто тебя наказывает

  1. Какое число девических добродетелей перечислено в книге «Юности честное зерцало»

А) 5

Б) 10

В) 15

Г) 20

  1. Какое из качеств не относится к девической добродетели приветливости:

А)  Кротость

Б)  Бережливость 

В) Услужливость

Г) Ласковое отношение

  1. О каких девических добродетелях говорится, что это «когда человек из собственного своего (кармана) нищим уделяет»?

А) Целомудрие и чистота

Б) Милосердие и сожаление 

В) Благотворение и благодеяние

Г) Правосердие и верность

  1.  В книге так объясняется эта добродетель: «Природа устроила нам только один рот, а уши даны два». О какой добродетели идет речь?

А) Многословие

Б) Молчаливость 

В) Наушничество

Г) Внимание

Благодарю за ответы! Вы успешно освоили придворный этикет XVIII века. Теперь нам предстоит отправиться на бал XIX века.

(Звучит вальс Свиридова. На сцене пара бальных танцев исполняет вальс. На фоне проецируется эпизод бала Наташи Ростовой из к/ф «Война и мир»)

Ведущая. Друзья, приветствую вас в XIX веке. Надеюсь, вам известны основные правила бального этикета?  Давайте проверим.

БЛОК II. БАЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ XIX ВЕКА

тветы на вопросы команды записывают на специальном бланке и сдают ведущему)

  1. Известно, что балы в России давались круглый год, начиная с поздней осени и продолжая весь зимний сезон, за исключением определенных периодов, когда балы давать было нельзя. Как называются в России такие периоды? Пост
  2. Правилами этикета XIX века предписывалось в определенный срок рассылать предполагаемым участникам письма-приглашения на бал. За сколько дней до начала мероприятия необходимо было оповестить гостей? Не менее, чем за 7-10
  3. В течение скольких дней от получения приглашения,  необходимо было письменно подтвердить свое согласие или дать отказ? В течение двух дней
  4. В сопровождении кого дозволялось девицам появляться на балу? Матери, отца или пожилой особы
  5. Бальный внешний вид строго регламентировался. Для дам и кавалеров существовали свои каноны бального наряда. Но одна деталь костюма была одинакова для всех. О каком важном аксессуаре идет речь? Перчатки
  6. Как называлась бальная книжечка, в которую дама вписывала имена кавалеров, желающих танцевать с ней тот или иной танец? Карне или агенд
  7. Танец, которым традиционно открывался бал в начале XIX века. Полонез
  8. Известно, что важным атрибутом дамского кокетства был веер. Сейчас воспитанницы института благородных девиц покажут вам несколько правил обращения веером, с помощью которых можно донести определенную информацию.

(учащиеся театральной студии в костюмах институток показывают несколько выражений с помощью языка веера)

-«Да» – приложить веер левой рукой к правой щеке.

-«Нет» – приложить открытый веер правой рукой к левой щеке.

- «Я вас люблю» – правой рукой указать закрытым веером на сердце.

- «Будьте осторожны, за нами следят» – открытым веером дотронуться до левого уха.

- «Молчите, нас подслушивают» – дотронуться закрытым веером до губ.

- «Я хочу с вами танцевать» – открытым веером махнуть несколько раз к себе.

-«Следуйте за мной» – похлопывание по ноге сбоку.

-«Убирайтесь прочь! Вон!» – резкий жест сложенным веером рукоятью вперед.

Для выполнения задания просим выйти по одной представительнице от каждой команды.

(Институтки выдают девочкам веера и карточки с выражениями, которые они по очереди должны показать своей  команде. Команда угадывает содержание послания)

  1. На протяжении XIX столетия изменялось количество танцев, которые кавалер мог танцевать с одной дамой на протяжении бала. В каком случае, согласно этикету, пара могла танцевать более трех танцев?  Если они – жених и невеста
  2. Чтобы пригласить на танец кавалеру и даме необходимо было соблюсти некоторые правила. Мы просим от каждой команды выйти по одной паре и исполнить приглашение на танец. Последовательность действий покажут вам наши кавалер и дама из XIX века.

(Ведущая озвучивает последовательность действий, пара исполнителей бальных танцев показывают образец. Затем то же пробуют сделать участники команды)

  • Кавалер подходил к даме, кланялся и произносил учтивую фразу вроде: «Позвольте мне иметь честь пригласить вас на вальс».
  •  Дама, принимая приглашение, отвечала реверансом.
  • Кавалер подавал даме свою правую руку, дама подавала кавалеру левую руку, и пара отправлялась участвовать в танце.
  1. Поклоны кавалеров на протяжении XIX века менялись мало, а реверансы дам претерпевали заметные изменения. Как на ваш взгляд должен был выглядеть реверанс? Просим по одной представительницы от команды выйти на сцену. Сейчас выпускница института благородных девиц покажет вам, как он должен исполняться.

(Под музыку девочки выполняют реверанс)

  1. Пока одни осваивают поклон с приседанием, команда должна ответить на вопрос, как дословно переводится реверанс с французского языка. Глубокое уважение, почтение
  2. Посмотрите на картину и скажите, какой танец здесь изобразил художник?

А) Вальс

Б) Котильон

В) Полька

Г) Мазурка

  1. Музыкальная шкатулка. Музыка какого известного танца звучит сейчас на балу?

А) Полонез

Б) Французская кадриль

В) Галоп

Г) Менуэт

Благодарю за ответы! Вы успешно освоили бальный этикет XIX века. Мы покидаем прекрасную эпоху и отправляемся в век XX-ый.

(На экране – кадры из к/ф «Ирония судьбы».  Воспитанницы театральной студии без слов играют этюд «Ожидание гостей». По окончанию этюда они замирают, глядя на экран)

Ведущая. Дорогие друзья, приветствую вас в XX веке. Взгляните, как за столетие  изменилась праздничная культура в России. Как это изменение отразилось на быте, моде, традиции. Что ж, узнаем, известны ли вам правила советского праздничного этикета!

БЛОК III. СОВЕТСКИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ ЭТИКЕТ XX ВЕКА

тветы на вопросы команда дает по вытянутой руке)

  1. (На экране слайд первомайской демонстрации) Взгляните на экран и ответьте по вытянутой руке. Какой праздник запечатлен на фотографии? Первомай
  2. (На слайде три старые открытки «С Новым годом» и одна «С Рождеством»)  Какую бы открытку согласно советскому этикету вы не стали бы дарить в гостях? «С Рождеством»
  3. (На экране – скатерти разных расцветок) Какую бы скатерть, согласно правилам  этикета, предпочла постелить на стол советская хозяйка? Простую белую
  4. (На экране – варианты украшения стола) Что из представленных атрибутов может служить лучшим украшением советского праздничного стола? Живые цветы
  5. (На экране – картины праздничных столов) На экране – картины с сервировкой праздничных столов. Какой стол лишний? С Пасхой и куличами
  6. (На экране – фото пластинок) Какую бы пластинку, согласно советскому этикету, предпочли бы поставить хозяева праздника? С русскими народными песнями
  7. Какой подарок, согласно советскому праздничному этикету, лучше всего подарить, когда вы идете в гости? Цветы и книги

Благодарю за ответы! Вы успешно освоили советский праздничный этикет. И чтобы закрепить теоретический материал по всем трем эпохам, предлагаю перейти к творческой части нашего конкурса. Каждая команда подготовила небольшое театрализованное выступление на тему: «Исторический этикет».

(Команды по очереди показывают «Домашнее задание». Жюри оценивают выступления по заданным критериям)

Ведущая. Дорогие друзья! Наше путешествие подошло к концу. И перед тем, как жюри объявит победителя, мне хотелось бы задать вам вопрос, который уже звучал в начале нашего конкурса. Кто такой истинный Петербуржец?

(Эпилог. Капитаны команд по очереди размышляют над вопросом, дают определения. Далее высказываются члены жюри и объявляют оценки. Происходит награждение команд и фотографии на память)

Ведущая. Благодарим участников конкурса, руководителей команд и всех зрителей нашей игры. Надеемся, вы поняли, как важно изучать культуру своей страны, бережно относиться к традиции, и суметь донести и сохранить ее для будущих поколений. Будьте  истинными петербуржцами!

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
  1. Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов [Электронный ресурс]. URL: http://gorenka.org/index.php/sunduchok/6363-yunosti-chestnoe-zertsalo (дата обращения: 05.10.2018).
  2.  Бальный этикет XIX века в России. Часть 1 и 2. [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Область культуры». URL:  http://okultureno.ru/articles/24814-balnyy-etiket-xix-veka-v-rossii-chast-i/ http://okultureno.ru/articles/24818-balnyy-etiket-xix-veka-v-rossii-chast-ii/ (дата обращения: 10.10.2018).
  3. Руднев В.А. Советские обычаи и обряды// Блог о русской и советской культуре [Электронный ресурс]. Дата обновления: 31.10.2014. URL: http://blog.norma40.ru/?p=1115 (дата обращения: 01.10.2018).

 Приложение 1.

Пример протоколов жюри

 


Приложение 2.

Бланк ответов для второго тура

Вопрос № 1

«Эталон»

Школа № 491

Вопрос № 2

«Эталон»

Школа № 491

Вопрос № 3

«Эталон»

Школа № 491

Вопрос № 4

«Эталон»

Школа № 491

Вопрос № 5

«ЭТАЛОН»

Школа № 491

Вопрос № 6

«ЭТАЛОН»

Школа № 491

Вопрос № 7

«ЭТАЛОН»

Школа № 491

Вопрос № 8

«ЭТАЛОН»

Школа № 491

Вопрос № 9

«ЭТАЛОН»

Школа № 491

Вопрос № 10

«ЭТАЛОН»

Школа № 491

Вопрос № 11

«ЭТАЛОН»

Школа № 491

Вопрос № 12

«ЭТАЛОН»

Школа № 491


Приложение 3.

Карточки посланий на языке веера

kisspng-decorative-arts-picture-frame-euclidean-vector-vector-line-decorative-box-5a9adeafde03a5.8799465515200989919094.jpgkisspng-decorative-arts-picture-frame-euclidean-vector-vector-line-decorative-box-5a9adeafde03a5.8799465515200989919094.jpgkisspng-decorative-arts-picture-frame-euclidean-vector-vector-line-decorative-box-5a9adeafde03a5.8799465515200989919094.jpgkisspng-decorative-arts-picture-frame-euclidean-vector-vector-line-decorative-box-5a9adeafde03a5.8799465515200989919094.jpgkisspng-decorative-arts-picture-frame-euclidean-vector-vector-line-decorative-box-5a9adeafde03a5.8799465515200989919094.jpgkisspng-decorative-arts-picture-frame-euclidean-vector-vector-line-decorative-box-5a9adeafde03a5.8799465515200989919094.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя»

Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!»     НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему:« Россия ...

Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя» Утопия на тему: «РУСЬ… ДАЙ ОТВЕТ…»

Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!»     НОМИНАЦИЯСочинение - эссе на тему:« Россия – Роди...

Благодарность за организацию конкурса "Единство формул и пера"

В 2011 году мои ученики принимали активное участие  во всероссийском конкурсе "Единство формул и пера" по материалам ЕГЭ русского языка и математики. Ребята показали хорошие результаты. Павлова О...

Опыт организации конкурса газет

Конкурс, который мы хотим вам представить, проводится не первый год. В 2007 году он назывался «Время жить в России», проходил в три этапа это газета оригинальной формы, газета рукописный вариант и печ...

грамота за организацию конкурса к 70- летию победы

грамота за организацию к конкурсу к 70 летию победы...

Доклад "Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи (в том числе через систему организации конкурсов, олимпиад, форумов)"

Доклад "Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи (в том числе через систему организации конкурсов, олимпиад, форумов)"...

Благодарность за организацию конкурса

Благодарность за организацию конкурса...