«Воспитательный потенциал дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности»
статья на тему

В статье представлен опыт работы по использованию изобразительного искусства как средства воспитания духовно нравственной культуры личности, а также знакомства подрастающего поколения с православными ценностями и традициями в рамках дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pugacheva_t.a.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитательный потенциал дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности»

«The educational potential more preparatory programs art direction»

Пугачёва Татьяна Александровна,

педагог дополнительного образования,

МБУДО «Дворец детского творчества», г. Курск

Шпилько Екатерина Олеговна,

педагог дополнительного образования,

МБУДО «Дворец детского творчества», г. Курск

Pugacheva Tatyana Alexandrovna,

teacher of additional education,

MBOU DOD "Palace of children's creativity", Kursk

Shpilko Ekaterina Olegovna,

teacher of additional education,

MBOU DOD "Palace of children's creativity", Kursk

Аннотация

В статье представлен опыт работы по использованию изобразительного искусства как средства воспитания духовно нравственной культуры личности, а также знакомства подрастающего поколения с православными ценностями и традициями в рамках дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности.

Annotation

The article presents the experience in the use of fine arts as a means of education of spiritual and moral culture of the individual, as well as acquaintance of the younger generation with Orthodox values and traditions in the framework of additional General educational programs of artistic orientation.

Ключевые слова:         дополнительное образование, культура, изобразительное искусство, народное искусство, традиции.

Key words: additional education, culture, fine arts, folk art, traditions.

«Красота - могучий источник нравственной чистоты,

духовного богатства, физического совершенства.

Важнейшая задача эстетического воспитания - научить

ребёнка видеть в красоте окружающего мира, природе,

искусстве, человеческих отношениях духовное благородство,

доброту, сердечность и на основе этого

утверждать прекрасное в самом себе.»

В. А. Сухомлинский

Широкие возможности для воспитания и формирования нравственных качеств учащихся открывает система дополнительного образования детей.

Дополнительное образование в Российской Федерации является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Дополнительное образование социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка. Особое место в духовно-нравственном и социальном воспитании подрастающего поколения принадлежит занятиям изобразительным искусством, которое помогает формированию личности, знакомит с произведениями искусства, с высокими идеалами общества и нравственными нормами людей. Именно искусство прививает любовь к Родине, раскрывает внутренний мир человека, обогащает его чувства, являясь одной из движущих сил в развитии общества в целом и каждой отдельной личности. В развитии духовного мира детей искусство оказывает яркое эмоциональное воздействие и формирует у них образное мышление. Из всех видов искусств именно изобразительное искусство наиболее доступно для детского восприятия и творчества. Его эмоциональные и выразительные возможности способствуют творческому развитию ребёнка. Изобразительное искусство дает большие возможности для самопознания, умения различать добро и зло, помогает искать смысл в жизни, чувствовать сопричастность и ответственность за все в мире.

Художественно-эстетическое, духовное и социальное воспитание в дополнительном образовании будет эффективнее при включении в него изучения истории православной  культуры и народного искусства.

Православную культуру можно сравнить с нитью, связывающей человека с историей, этническими и нравственными ценностями. Поэтому художественное образование и эстетическое воспитание учащихся средствами  православных традиций формируют такие качества личности как историческая память (культурная и народная), чувство национального самосознания, способность оценивать свои поступки, понимать и творить прекрасное.

Учреждения дополнительного образования детей города Курска являются благоприятной средой для сохранения и развития духовной и национальной культуры.

Во Дворце детского творчества в отделе изобразительного искусства реализуется 13 программ художественной направленности: «Волшебная палитра», «Волшебный мир творчества», «Декоративная роспись» и др. Каждая из них по-своему интересна и своеобразна.

Программный материал предлагает учащимся изучение разнопланового художественного наследия русского народа и народов других стран как форму передачи их эмоционального, духовного опыта. Народное декоративно-прикладное искусство национально по содержанию. Оно способно активно воздействовать на духовное развитие личности. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, помогают увидеть и понять окружающий мир. Знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, развивает творческое начало. Дети попадают в мир сказочных образов, ярких красок, выразительных пластических форм, узоров орнамента. Произведения народного искусства не только воспитывают художественный вкус детей, но и побуждают в них желание самим заняться творчеством.

Участие в выставках и конкурсах также решает задачу нравственного воспитания личности. Тематика конкурсов ориентирована на знакомство детей с мировым культурным наследием, на изучение истории и национальных традиций, на формирование умения любоваться красотой окружающего мира. Например, ежегодно учащиеся отдела изобразительного искусства принимают участие в областных художественно- благотворительных конкурсах «Рождественский свет», «Пасхальная радость», в межрегиональном конкурсе «Серебро рождества», городском конкурсе «Дорога к храму», где неоднократно являлись победителями.

На пэтапе подготовки к  выполнению творческой работы с учащимися проводятся беседы, направленные на знакомство с православными традициями. Учащиеся с большим интересом узнают новую информацию о давно знакомых праздниках Рождество Христово, Пасха и делятся традициями празднования, сложившимися в семьях.

Участвуя в благотворительных акциях, учащиеся с радостью выполняют свои работы, пишут тёплые слова с поздравлениями и добрыми пожеланиями для людей, живущих в домах престарелых, детям-инвалидам, ветеранам. Огромную радость дети испытывают при выполнении писанок к великому празднику Пасхи. Учащиеся готовят небольшие выступления, сообщают сверстникам  исторические сведения, рассказывают о православных традициях писанок  и традициях, сложившихся в семье.

Беседуя с детьми при подготовке к конкурсам, рассматривая работы художников, важно затрагивать темы, влияющие на формирование нравственных качеств ребенка. Здесь важно рассматривать не только композиционные особенности полотна и содержание исторических событий, но и обращать особое внимание на поведение людей в сложившихся ситуациях, давать им оценку, сравниватьсвои чувства и переживания с переживаниями, заложенными в произведении, понимать, может ли ребёнок пережить чужую боль и страдание.

Роль конкурсов в учебном и воспитательном процессе значительна, так как, участвуя в них, дети получают возможность продемонстрировать свою работу и творческие достижения перед зрителями, получить оценку своих трудов. При выполнении работ на конкурсы перед педагогом встает еще одна важная задача: научить детей правильно относиться к результатам, не завидовать друг другу, а радоваться за ближнего и помогать ему. А так же учить детей понимать ответственность за выставляемые работы, за их нравственное содержание, которое должно оказывать положительное влияние на зрителя.

 Возрождение национальных (в первую очередь, православных) духовных традиций и ценностей  воплощается в процессе воспитания и просвещения. В этом смысле цель духовно-нравственного воспитания - развитие в обществе высокой духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами.

Невозможно переоценить влияние православного просвещения на воспитание подрастающего поколения. На протяжении многих веков Русская Православная Церковь вела активную работу в области образования, являясь тем центром, где закладывались духовно-нравственные основы общества.

Православное воспитание является необходимой ступенью для воспитания всесторонне развитой личности, так как оно способствует развитию таких необходимых духовных качеств как эстетический вкус, чувство прекрасного.

В наше время, к сожалению, мы сталкиваемся с огромным потоком негативной информации. Важно научить ребёнка ограждать себя от ложных ценностей и содержать в чистоте свой духовный мир, говорить о том, что плохо, но еще важнее говорить о том, что хорошо, приводить примеры из жизни, которые найдут отражение в детском сознании.

Задача педагога изобразительного искусства, не ограничивая интеллектуального развития, высвободить путь для духовных исканий и для утверждения в душе ребенка чистых и светлых нравственных идеалов, при этом сохраняя и развивая драгоценный дар живой души.

Литература

  1. Бирюкова, Н. А. Роль и место дополнительного образования в современном образовательном пространстве/Н.А. Бирюкова. – Йошкар – Ола:1999. – 147с.
  2. Азбука православного воспитания. Пастырские беседы с родителями и детьми. М.: 1996. – 78с.
  3.  Белозёрцев, Е. П. Образ и смысл русской школы/Е. П. Белозёрцев. –М.: 1999. – 164с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...

"Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изготовление композиций из различных материалов»

quot;Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изгот...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 ...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»

Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной  направленности«Художественное слово»...