РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕКРЕТЫ ЛИНГВИСТИКИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
рабочая программа (9 класс) на тему

Гордиенко Елена Владимировна

Рабочая программа внеурочной деятельности рассчитана на

34 часов в год (1 час в неделю).

Рабочая программа  составлена на основе  нормативных документов, содержит пояснительную записку, цели, задачи, планируемые результаты, тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_lingvistiki.docx43.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 г. Сальска

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«СЕКРЕТЫ ЛИНГВИСТИКИ»

ДЛЯ

УЧАЩИХСЯ 9 А

Количество часов: 34 (1час в неделю)

УЧИТЕЛЬ ГОРДИЕНКО Е.В.

Пояснительная записка

(программа внеурочной деятельности)

Рабочая программа по русскому языку  составлена на основе следующих нормативных документов:

1.ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);  

2.Образовательная программа общеобразовательного учреждения (утверждёна приказом директора от  30.08.2018 № 284;

3.Учебный план ОУ (утверждён приказом директора от 30.08.2018 № 284)

4.Годовой календарный график ОУ (утверждён приказом директора № 223/1 от 25.05.2018)

5.Программы общеобразовательных учреждений, 5-9 классы, М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, 10-е издание, Москва, «Просвещение», 2012;

6.Подготовка к ГИА-2019: УМК для подготовки к итоговой аттестации/ Под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2019.

Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.

Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ № 7 г. Сальска на 2018-2019 рабочая программа по курсу «Секреты лингвистики» для 9-в класса рассчитана на 34 часов в год (1 час в неделю).

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (конспектирование лекций учителя, повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

  • Содержание внеурочной деятельности нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание правильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ.
  • Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление. Прежде всего, это работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).

Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

  • умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
  • умение адекватно воспринимать авторский замысел;
  • умение вычленять главное в информации;
  • умение сокращать текст разными способами;
  • умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  • умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким открытым ответом. Задания второй части проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий.

Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (15.1, 15.2, 15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной  деятельности. Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Результаты освоения рабочей программы по каждому  тематическому разделу. В процессе обучения и воспитания личностных  установок, потребностей в познавательной  мотивации, в  соблюдении норм современного русского языка,  культуры речи  у обучающихся формируются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Метапредметными результатами изучения  курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Личностные:

- чувство красоты (умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи);

- эмоциональность (умение управлять своими эмоциями);

- интерес к изучению языка.

Регулятивные:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- корректировать свою деятельность;

- способность к объективной самооценке.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемых лингвистических явлениях.

Коммуникативные:

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

 - владеть монологической и диалогической формами речи;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию.

Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение

  Выпускник научится:

  • владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников;
  • грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
  • владеть формами обработки информации исходного текста;
  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл;
  • совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения на лингвистическую тему и по данному тексту;
  • формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
  • самостоятельно ограничивать  временные рамки на выполнение заданий;
  • работать с бланками экзаменационной работы;

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать средства художественной выразительности в собственных текстах;

Учимся выполнять тестовые задания

 Выпускник научится:

  • владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
  • работать с бланками экзаменационной работы;

Выпускник получит возможность научиться:

 • применять при подготовке к ОГЭ цифровые средства обучения.

9 КЛАСС (34 ч.)

Раздел 1. Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение (20ч.)

Ознакомление со структурой изложения и сочинения рассуждения.

Ознакомление с приемами компрессии текста.

Обучение написанию сжатого изложения.

Формулировка тезиса сочинения, подбор аргументов.

Написание сжатого изложения и его анализ.

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста Представление об абзаце как о пунктуационном знаке.

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Упражнения на развитие умения строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение.

Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.

Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

Раздел 2. Учимся выполнять тестовые задания (14 ч.)

Типология тестовых заданий, задания на понимание текста.

Культура речи.

Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.

Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.

Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.

Нормы ударения и произношения.

Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.

Произношение некоторых грамматических форм.

Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.

Нормы ударения в современном русском языке.

Причины отклонения от произносительных норм.

Исторические изменения в произношении и ударении.

Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы

Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ

Выразительность русской речи.

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Средства выразительности. Тестовые задания.

Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения.

Лексическая сочетаемость.

Смешение паронимов.

Жаргонизмы.

Речевая избыточность и речевая недостаточность.

Грамматические нормы.

Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.

Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов.

Синтаксические нормы.

Словосочетание

Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении

Правильное построение предложений.

Правильное построение предложений с обособленными членами.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Синтаксический анализ сложного предложения

Сложные бессоюзные предложения

Сложные предложения с разными видами связи

Задания по разделам: фонетика, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация.

Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

Планируемые образовательные результаты учащихся (Характеристика основных видов деятельности ученика по разделу)

1.

Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение

20 ч.

Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Работа с бланками ответов,

демонстрационным вариантом ОГЭ. Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы.

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему. Написание сочинения на лингвистическую тему.

2.

Учимся выполнять тестовые задания

14 ч.

Работа с тестом,  заполнение бланков

Итого

34 ч.

Календарно-тематическое планирование курса «Секреты лингвистики»

для 9 А класса (34 часа, 1 час в неделю)

п.п

Дата прохождения темы

Наименование тем

6.09

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий.

13.09

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

20.09

Особенности заполнения бланков. Знакомство с Демо вариантом ОГЭ.

27.09

Знакомство с Демо вариантом ОГЭ.

4.10.

Часть 1.Что такое микротема. Абзацное членение текста

11.10

Структурные особенности сжатого изложения

18.10

Выбор приемов сжатия. Овладение умением осуществлять выбор приемов сжатия

25.10

Основные приёмы компрессии исходного текста

8.11

Отработка приёма исключение.

15.11

Отработка приёма обобщение.

22.11

Отработка приёма упрощение.

29.11

Практическое занятие. Написание сжатого изложения

6.12

Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста

13.12

Часть 3. Структура сочинения . Задания 15.1, 15.2, 15.3

20.12

Критерии оценки задания

27.12

Тезис сочинения

10.01

Аргументы в сочинении

17.01

Заключение в сочинении. Практическое занятие

24.01

Отработка навыка написания сочинения. Практическое занятие.

31.01

Практическая часть: «Синонимы. Задание 6».

7.02

«Фактические, речевые и грамматические ошибки. Поиск и исправление недочетов

14.02

Текст как речевое произведение. Отработка Задания 2.

21.02

Анализ текста. Лексическое значение слова.

28.02

Выразительные средства лексики и фразеологии.

7.03

Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова

14.03

Правописание корней. Правописание словарных слов

21.03

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание. Отработка задания Задания 4.

4.04

Правописание суффиксов различных частей речи. Отработка Задания 5.

11.04

Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты.

18.04

Словосочетание.

25.04

Предложение. Грамматическая основа предложения. Отработка Задания 8,11

2.05

Простое осложненное предложение. Отработка Задания 10.

16.05

Пунктуационный анализ. Отработка Задания 9

    34

23.05

Синтаксический анализ сложного предложения.

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

Оборудование кабинета:

1. Доска металлическая трехстворчатая, экран.

2. Парты ученические.

3. Шкафы для хранения наглядных и дидактических пособий.

4. Технические средства обучения (мультимедийный проектор, колонки)

Учебно-методическое:  

1. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш, С.А. Диденко, Г.Н. Кобякова. Русский язык: 9 класс: Подготовка к государственной итоговой аттестации-2019. – Ростов-на-Дону: Легион, 2019.

2.  Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен: новый формат. – Санкт-Петербург: Сага, 2016.

3. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2019: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Астрель, 2019.

4. Пахнова Т.М. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену 9 класс.-  М.: Экзамен, 2018.

5. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10 – 11 кл. / сост. Е.И. Харитонова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.

Материально-техническое обеспечение:

  • Ноутбук
  • Проектор
  • Колонки
  • Экран

Цифровые образовательные ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Секреты пластилина"

рабочая  программа  организации  внеурочной  деятельности для учащихся 1-2 классов  включает  в  себя  пояснительную  записку, календарно-тематическое ...

Программа внеурочной деятельности "Секреты познания"

Курс внеурочной деятельности «Секреты познания» разработан как целостная система развития мыслительной деятельности и интеллекта учащихся. Для того чтобы произошло...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Секреты здоровья» 5

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Секреты здоровья» 5...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты грамотного письма» для учащихся 9 класса

Курс внеурочной деятельности «Секреты грамотного письма» рассчитан на учащихся 9 класса. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует её в соответствие с требованиями и ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты чувашского языка"

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные на...

Программа внеурочной деятельности "Секреты текстовых задач" для 6 класса

Программа внеурочной деятельности «Секреты текстовых задач» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Цель – создание условий для...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» для 9 класса срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Курс внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов основного общего образования. Повышение уровня ком...