Доклад "Детская школа искусств в будущей жизни учащегося"
статья на тему

Среди семи чудес света есть восьмое – ребенок играющий, ребенок творящий. Задача нас, взрослых педагогов – не только сохранить хрупкий мир ребенка, но и помочь более естественно, безболезненно перейти от подсознательного моделирования мира в его многообразии, к осознанным деяниям. Только тогда состоится личность и возможен подъём на более высокий духовный уровень.

На музыкальном отделении в детской школе искусств изучается ряд предметов, таких как: специальность, сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки, фольклор, хор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

«Славгородская детская школа искусств»

ДОКЛАД

«Детская школа искусств

в будущей жизни учащегося»

Выполнила:

преподаватель по классу фортепиано Дамер С. В.

г. Славгород  2018 г.

Среди семи чудес света есть восьмое – ребенок играющий, ребенок творящий. Задача нас, взрослых педагогов – не только сохранить хрупкий мир ребенка, но и помочь более естественно, безболезненно перейти от подсознательного моделирования мира в его многообразии, к осознанным деяниям. Только тогда состоится личность и возможен подъём на более высокий духовный уровень.

На музыкальном отделении в детской школе искусств изучается ряд предметов, таких как: специальность, сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки, фольклор, хор.

Сольфеджио и музыкальная литература в дополнительном образовании детей изучаются не только для того, чтобы помочь маленькому человеку стать немного музыкантом-исполнителем, пусть на любительском уровне, главное – для того, чтобы полюбить музыку. К сожалению, на уроках сольфеджио часто подтверждается изречение, что от любви к ненависти всего один шаг. Дети, в основном, не любят сольфеджио за сложность и непонятность теоретических правил, трудность домашних заданий и за непонятность сути предмета.

И учащиеся детских музыкальных школ в своем большинстве считают самыми нелюбимыми предметами сольфеджио и теорию музыки. Отчего это происходит? Причин тут несколько. Помимо трудностей возрастного характера увеличивается объем информации, требующей освоения. Сплошь  и рядом сталкиваешься с тем, что педагоги заставляют записывать огромное количество правил. Это утомляет и раздражает ребят, отнимает много времени на уроке, обрекая на нелюбовь к предмету, отбивая желание учиться музыке вообще.

В первые годы обучения – момент присутствия родителей на занятиях. Родители, бабушки, дедушки – большая помощь педагогу. Ведь они полны самых радужных ожиданий по поводу дальнейшей судьбы своего любимого чада, они в этот период готовы на жертвы со своей стороны во имя маленького человечка, который впервые в жизни переступает порого образовательного заведения.

Почему дети пришли учиться в музыкальную школу? Да потому, что они хотят стать артистами, выступать перед публикой, выслушивать похвалу в свой адрес. Они, конечно же, не представляют и сотой доли тех трудностей, что их ждут при обучении музыке, ведь пока со словом музыка у детей связаны самые приятные воспоминания: танцы, песни, игры в детском саду или дома. Заметьте, при этом маленького артиста только хвалили. Но настоящий успех дается тяжким трудом, и ожидают юного музыканта не только похвала. А он – то этого еще не знает. Он к этому не готов! Поэтому на первых порах, а по возможности и в дальнейшем «подсластите горькую пилюлю», сохраните ощущение праздника при каждой встрече с музыкой! И сделать это можно в том случае, если еще одним важным союзником станет детская игра. На первых порах надо в прямом смысле слова все делать играючи.

Можно начать первый урок с посвящения в артисты. Ребенок учится выходить на сцену, кланяться публике, та в свою очередь аплодирует, маленький артист садится за рояль и начинает с педагогом играть ансамблем любую знакомую им песенку. Весь секрет заключается в том. Что учитель показывает единственную клавишу, которую надо ритмично нажимать. После исполнения ребёнок ещё раз должен поклониться и вернуться на своё место. Сначала дети не решаются выйти к роялю, но после первого исполнения все хотят играть, бегут к роялю. На лицах – чувство радости и удовольствия. Очень важно, чтобы именно эти эмоции как можно дольше и как можно чаще испытывали дети от занятий музыкой на первом этапе обучения. Мы с вами прекрасно понимаем, что путь юного музыканта долог и сложен, будет и усталость, и некоторые разочарования, поскольку всё само по себе не получается, надо много трудиться. Но истинный педагог будет стараться любой урок превратить в праздник.

В нашей системе дополнительного образования работает много талантливых педагогов, и они, без сомнения, могут придумать массу «изюминок» для лучшего запоминания обозначений.

Одним из направлений работы в методике преподавания сольфеджио является метод «Элементарного музицирования и движения». Слово, поддержанное выразительным жестом, движением, воспринимается ребёнком как первооснова музыки; с работы со словом и движением начинаются и ритмическое воспитание, и освоение нотной грамоты, и главное – эмоциональное и творческое развитие детей.

На уроках сольфеджио, специальности приходится заниматься самой будничной работой, довольно скучной и утомительной, малопривлекательной для детей своим однообразием и бесконечными повторениями – пение гамм, интервалов, попевок, определение на слух интервалов, мажорных и минорных трезвучий, функций трезвучий в тональности и т.д. Педагогическое мастерство должно проявиться в том, чтобы дети охотно выполняли все эти виды работ, не испытывая ни скуки, ни усталости. Это даже хорошо, что много видов работ используются на уроках! Шести-, семилетние дети не могут долго выполнять одну работу, быстро утомляются.

Назовём разновидности работ конкурсами. Скажем, конкурс первый: определение интервалов. Победителями стали все дети. Преподаватель играет марш, ученики, подпрыгивая, с поднятыми вверх кулачками обегают класс и садятся на свои места. Конкурс второй: на лучшего певца. Дети по очереди подходят к роялю. Кланяются и поют известную песенку. Опять звучит марш и повторяется шествие победителей. Конкурс третий: сыграть на фортепиано от звука какой-либо интервал или трезвучие и т.д. Урок при этом проходит быстро, незаметно и радостно.

Кто мой ученик?

        Это будущий музыкант, преподаватель, исполнитель, музыковед. Концертмейстер. Некоторые выпускники нашей школы продолжили свое образование в музыкальном колледже. В.П. Годун уже работает в нашей ДШИ преподавателем по классу фортепиано и концермейстером, Дарья Каменюк закончила теоретическое отделение музыкального колледжа, Михаил Суворов и Дарья Максимова являются студентами колледжа, но уже занимаются преподавательской деятельностью в музыкальных школах города Барнаула.

Роль моего предмета в будущей жизни ученика

        Пожалуй, одной из замечательных черт нашего времени является пристальное внимание ученых и педагогов к детскому развитию и его возможностям. На центральное место среди воспитания и обучения все больше выдвигается задача создания условий для максимальной реализации способностей ребенка. Особый интерес в связи с этим проявляются к занятиям музыкой.

        Младший школьный возраст совпадает с интенсивным развитием мышления и, особенно в его словесной и логической формах. В этом возрасте начинают складываться системные представления об окружающем мире, формируются понятия, обучение опирается на развитие процессов осмысления – установление связей, выделение основной главной мысли, сопоставление новой информации и уже известной, осознание своих действий и т. д.

        Наиболее благоприятный период для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Мы все привыкли, что в школе складываются определенные отношения, можно сказать, правила общения учителя и ученика. С первых дней необходимо настроить ребенка на серьезное отношение к музыке. Обучение искусству – это труд, требующий физических, интеллектуальных и временных затрат. В первое время ребенка нужно настроить, усадить и поддержать. Объяснить родителям, что домашние задания должны быть ежедневными, регулярными и системными.

        Музыка помогает формированию аналитических мыслительных навыков, поскольку она иерархична: даже небольшие мотивы и фразы можно представить как совокупность еще более мелких субмотивов и интервалов, следовательно, ученик знает, как более мелкие единицы объединяются в более крупные, а те становятся частью еще более крупных частей музыкального целого. Многие исследователи отмечают большую роль аналитического левого полушария в музыкальном восприятии: активизация левого полушария в процессе музыкальных занятий способствует усвоению, прежде всего, точных наук.

        Эстетическое образование рассматривается как одно из центральных звеньев в общем процессе формирования всесторонне развитой личности. Задача педагога состоит в том, чтобы добиться развивающего эффекта в занятиях с учеником, и чтобы этот эффект был максимально высок. Сегодня многие педагоги-практики убеждены, что обучение и развитие музыкально-исполнительской деятельности – понятия синонимичные, что учащийся-музыкант продвинется в своем развитии, занимаясь на инструменте, ровно настолько, насколько он «обучится».

        Развитие учащего музыканта – это формирование его способности, профессионально-интеллектуальных качеств.

        Музыкальное развитие имеет место при различных видах музыкальной деятельности: прослушивание музыки, изучение музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин, а также когда он практически, т.е. собственноручно оперирует с материалом, т.е. исполняет музыкальное произведение, но в отличие от экзаменов и других контрольных испытаний, известных каждому ученику и педагогу, в музыкальной школе проверяются не так называемые «ЗУНы» - знания, умения, навыки, - а способности, т.е. психологические инструменты, с помощью которых овладевают знаниями, умениями, навыками.

        Способности – это операционный аппарат человеческого сознания, помогающий ему системно воспринимать информацию, анализировать ее и строить нужные алгоритмы действий. Способности, как операционная система, не равны приобретенным с их помощью умением – они объясняют скорость и качество овладения этими умениями.

        Задача педагогов-музыкантов систематически повышать уровень общего музыкального развития учащихся, углублять профессиональные основы обучения при работе с детьми музыкальной школы и специализированных классов. Приближение музыкального образования к требованиям жизни вызывает необходимость еще большего внимания к развитию самостоятельности учащихся. Важно заботиться, прежде всего, о воспитании мыслящего музыканта, творчески подходящего к вопросам искусства, дать ученику как можно больше практических навыков – в чтении с листа, игре в ансамбле, в аккомпанементе, в работе над музыкальным произведением. С вопросами развития самостоятельности ученика тесно связана задача всестороннего раскрытия лучших индивидуальных черт его личности.

         В авангарде нового педагогического движения встал университет Чикаго. Группа профессоров педагогического факультета изучала успеваемость 25 000 учащихся в течение 10 лет: с 1992 по 2002 год. Эти дети учились по экспериментальной арт-программе, широко включающей искусство и музыку. В качестве контрольной группы выступали дети и других школ, не принимающих участие в эксперименте. В результате исследования оказалось, что дети экспериментальной группы гораздо лучше успевали по всем школьным предметам, и гораздо лучше выполняли положенные тесты, чем дети из контрольной группы.

        Они обгоняли своих сверстников и по математике, и по качеству усвоения навыков чтения. Особенно это касалось учеников 6-х классов, т.е. детей, вступающих в подростковый возраст, чье мышление претерпевает серьезные изменения.

         Чрезвычайную эффективность музыки в качестве стимулятора школьной успеваемости и академической компетентности подтверждают исследования Марии Мантуржевской, выполненные с польскими музыкантами. Некоторые представители общественности, не связанные близко с музыкой, полагают, будто бы музыканты в силу больших затрат времени на профессиональную подготовку не имеют базовых знаний и в интеллектуальном смысле уступают представителям других профессий.

         Ничего подобного: тестирование молодых польских музыкантов подтвердило их высокоразвитую способность логически мыслить, владение языком и математические навыки оказались у музыкантов на большей высоте, чем у представителей других профессий.

        Ученые объясняют это тем, что у музыкантов большая согласованность работы мозговых полушарий. У музыкантов меньше выражена ассиметрия мозговых полушарий, в процессе мозговой деятельности полушарий легче подменяют друг друга и передают друг другу различные функции. У музыкантов связь зрения, слуха и движения гораздо активнее, чем у не музыкантов. Эта закономерность ярко выражена у тех, кто, даже не будучи профессионалом, начал заниматься музыкой до 7 лет.

        Древнегреческий полководец Юлий Цезарь прославился тем, что умел делать несколько дел одновременно. Главный тест на звание Цезаря – это, конечно же, чтение нот с листа. Никто не сравнится с ним по обилию одновременно выполняемых действий: играющий должен смотреть в ноты, несколько заглядывая вперед, чтобы знать, что ему предстоит делать в ближайшее время. Одновременно его руки играют то, что глаза музыканта зафиксировали как приказ к исполнению некоторое время назад.

        Взгляд читающего с листа, таким образом, работает в двух режимах, сочетая прошлое и будущее. Он должен успеть осознать играемые им структуры, потому что ему приходится восполнять то, что он не доглядел или небрежно упустил собственными «соображениями» и вставками. Движение глазами взад-вперед – постоянный спутник читающего с листа, и этот процесс, как утверждают исследователи, совершается 5-6 раз в секунду на фоне сложнейших физических действий, которые музыкант одновременно контролирует и координирует.

        Музыка математична, а математика музыкальна. И там и тут господствует идея числа и отношения. Нет такой области музыки, где числа не вступали бы конечным способом описания происходящего: в ладах есть определенное число ступеней, ритм делит время на единицы. В математике красота и гармония ведут за собой творческую мысль также как в музыке.

        Музыка облагораживает эмоционально: музыка обогащает умственно; музыка способствует росту основных человеческих способностей – способностей к логическому мышлению и способности к овладению языком и речью.

         Музыка со стороны психологических механизмов, ею управляющих, чрезвычайно близка базовым интеллектуальным навыкам человека, которые во многом сложились благодаря музыке и в недрах музицирования.

         Музыка способствует развитию социально ценных качеств человека, делая его более либеральным и способным воспринимать чужое как свое.

        

        Огромное число выдающихся и просто успешных людей, которые не стали музыкантами, но любят музыку и просто музицируют. Среди них короли и президенты, видные политики и бизнесмены, известные художники и артисты. Многие авторитетные фирмы и компании, среди которых Microsoft и крупные западные банки, предпочитают сотрудников с музыкальным образованием. Они правы: музыка расширяет и усиливает все духовные и интеллектуальные возможности человека.

        Музыка настолько многогранна и требовательна ко всем человеческим качествам, что не может быть музыканта, который бы не преуспел в любой сфере деятельности. Музыкант означает – лучший во всем и всегда: самый дисциплинированный, самый быстрый, самый четкий, самый мыслящий. Именно такие «молодые профессионалы должны найти свое место в происходящих в стране процессах, принять самое активное участие в строительстве будущего».

        Широкое внедрение музыкального образования – в детском саду, в школе, в вузе и на любом уровне – позволит каждому человеку максимально раскрыть и умножить свои способности.

Список использованной литературы

1. «Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей». Учебное пособие под ред. А.М. Матюшкина. Москва – Воронеж, 2004 г.

2.  Кирнарская Д.К. «Музыкальные способности». Москва, «Таланты XXI век», 2004 г.

3.  Цыпин Г.М. «Обучение игре на фортепиано». Учебное пособие «Музыка и пение». Москва, «Просвещение», 1984 г.

4. Алексеев А.Д. «Методика обучения игре на фортепиано». Москва, «Музыка», 1971 г.

5.  Михайлова М.А. «Игры и упражнения для музыкального развития ребенка». Пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 2008 г.

6. Назарбаев Н.А. «Рост благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики». 06.02.2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование личности – единая цель воспитания учащихся детских школ искусств и общеобразовательных школ»

      Формирование личности ребёнка – является одной из самых главных целей в воспитании учащихся, как общеобразовательной школы,  так и детской школы искусств. И это законо...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ". Для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств 2012 г. (С изменениями от 29 августа 2014 г.)

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ" для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искус...

«Роль моего предмета в будущей жизни ученика школы 8 вида»

Трудовое обучение, как и остальные учебые предметы, решает задачу всестроннего развития учащихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное и нравственное развитие. Однако основная задача...

Доклад" Взаимодействие педагога - музыканта с семьёй учащегося на начальном этапе обучения в музыкальной школе и школе искусств."

Взаимодействие педагога - музыканта с семьёй учащегося на начальном этапе обучения в музыкальной школе и школе искусств....

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАЩЕГОСЯ" с включенной в нее методической разработкой мероприятия Лицейский фестиваль искусств «Здоровое будущее».

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАЩЕГОСЯ" с включенной в нее методической разработкой мероприятия Лицейский фестиваль искусств «Здоровое будущее»...

Зачем нам нужен иностранный язык или роль иностранного языка в будущей жизни учащихся.

Материал представляет собой выступление на педагогическом совете ГБОУ города Москвы школа 1929 и является краткой демонстрацией практического применения полученных знаний по иностранному языку в школе...

Статья Роль английского языка в будущей жизни учащихся

Умение учиться необходимо для каждого человека. Это - залог его нормальной адаптации в обществе, а также профессионального роста. Статья  "Роль английского языка в жизни учащихся" ...