Открытый урок «Работа над полифоническими произведениями на примере трехголосной фуги До мажор»
учебно-методический материал на тему

«Работа над полифоническими произведениями на примере трехголосной фуги До мажор»

Цель урока: систематизация и обобщение знаний полифонии и более глубокое их осмысление.

Задачи:

Образовательные – развитие навыков полифонического мышления. Передача содержания музыки, поиск нужного соотношения голосов, помочь учащемуся определить методические линии голосов, значение каждого, слышать их взаимосвязь и находить средства исполнения, создающие дифференциацию голосов, разноплановость их звучания.

Воспитательные: развитие культуры звука, культуры исполнения, привитие интереса к полифонической музыке.

Развивающие: расширение кругозора по теме «Полифония». Развитие внимания, мышления, воображения.

Оборудование:

фортепиано

ноты

компьютер

экран

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока

Предмет – специальность (фортепиано)

Ф.И. учащегося – Левкович Марина

Класс – 6 класс

Преподаватель – Дамер С.В.

Тема урока:

«Работа над полифоническими произведениями на примере трехголосной фуги До мажор»

Цель урока: систематизация и обобщение знаний полифонии и более глубокое их осмысление.

Задачи:

Образовательные – развитие навыков полифонического мышления. Передача содержания музыки, поиск нужного соотношения голосов, помочь учащемуся определить методические линии голосов, значение каждого, слышать их взаимосвязь и находить средства исполнения, создающие дифференциацию голосов, разноплановость их звучания.

Воспитательные: развитие культуры звука, культуры исполнения, привитие интереса к полифонической музыке.

Развивающие: расширение кругозора по теме «Полифония». Развитие внимания, мышления, воображения.

Оборудование:

фортепиано

ноты

компьютер

экран

 

Структура урока

Организационный этап

- приветствие;

- сообщение цели, задач и хода работы на уроке.

      2.   Основная часть

        - теоретическая часть,

        - работа над фугой До мажор И.С. Баха.

      3.   Заключительный этап

        - оценка;

        - домашнее задание.

Ход урока:

Особое место в фортепианном классе занимает работа над полифонией. Изучение многослойной музыки – основа основ воспитания и обучения пианиста. Необходимо развивать у учеников умение слышать и вести одновременно несколько методических линий, что представляет немалую трудность. Полифонию принято подразделять на имитационную и контрастную. Все мы начинаем работу над полифонией с обработок р.н.п., в которых основная мелодия сопровождается подголосками, например, «На горе, горе» обр. Лысенко, «Отчего соловей», «Подблюдная» А. Лядова.

Примером контрастной полифонии могут стать клавирные пьесы типа Маленьких прелюдий И.С. Баха. Обычно в таких пьесах главный голос – верхний. Но довольно часто встречаются сочинения, в которых голоса более взаимосвязаны и оказывают взаимную «поддержку», предавая друг другу право выступления на первый план со своим выразительным элементом мелодии.

К имитационной полифонии относятся такие формы, как канон, инвенция, фуга. В таких сочинениях голоса равноценно развиты, «полноправны», но также подчиняются закону «взаимной уступчивости».

Педагог: Марина, как ты думаешь, есть некоторые отличия между инвенцией и фугой?

Марина: Да, фуга, всегда начинается одноголосно, с проведением темы. Инвенция – часть двухголосно, с изложением темы и одновременно противосложения. В некоторых инвенциях форма двухчастная, с определенным окончанием 1 части, а форма фуги ближе к 3х частной, без ясно выраженной остановки на гранях частей: беспрерывность движения является отличительной особенностью строения фуги.

Прежде чем начать работу над трехголосной фугой До мажор, я хочу спросить:

Педагог: Марина, какие ты уже играла полифонические произведения?

Марина: Маленькую прелюдию Ре минор, двухголосную инвенцию Ля минор, трехголосную инвенцию Соль мажор.

Педагог: Марина, скажи, пожалуйста, кто написал трехголосную фугу До мажор?

Марина: И.С. Бах

Педагог: Что ты можешь рассказать об этом композиторе?

Марина:

        2 слайд: Родился И.С. Бах в небольшом городе Эйзенахе, в музыкальной семье. Первым учителем музыки Иоганна был его отец.

        3 слайд: С 19 века и плоть до наших дней не утихает интерес к произведениям Иоганна Себастьяна Баха. Творчество непревзойденного гения поражает своими масштабами. Величайший композитор известен во всем мире. Его имя знают не только профессионалы и любители музыки, но и слушатели, которые не проявляют особого интереса к «серьезному» искусству. С одной стороны, творчество Баха является неким итогом. Композитор опирался на опыт предшественников. Он отлично знал хоровую полифонию эпохи Возрождения, немецкую органную музыку, особенности итальянского скрипичного стиля.

        С другой стороны, Бах был непревзойденным новатором, который сумел открыть новые перспективы для развития мировой музыкальной культуры.

        4 слайд: Творческое наследие Баха очень богато. Он создал свыше 1000 произведений. Жанры, к которым он обращался, были самые разнообразные. Творчество Баха можно условно разделить на четыре основные жанровые группы:

        Органная музыка.

        Вокально-инструментальная.

        Музыка для различных инструментов (скрипки, клавира и других).

        Музыка для инструментальных ансамблей.

        5 слайд: Произведения каждой из вышеуказанных групп относятся к определенному периоду. В Веймаре были сочинены самые выдающиеся органные композиции. В Лейпциге же написано большинство вокально-инструментальных.

        6 слайд: Стиль творчества Баха формировался на основе различных школ и жанров. Иоганн Себастьян Бах органично вплетал в свои произведения самые лучшие созвучия. Для того, чтобы понять музыкальный язык итальянских и французских композиторов, он переписывал их сочинения.

Педагог: Можно сделать вывод: Творчество Баха относится к стилю, который прочно утвердился в музыкальном искусстве. Это классицизм эпохи высокого барокко. Для баховского музыкального стиля характерно владение необычайным мелодическим строем, где в музыке доминирует главная идея. Благодаря искусству техники контрапункта одновременно могут взаимодействовать сразу несколько мелодий. Немецкий композитор был настоящим мастером полифонии. Ему были присущи склонность к импровизации и блестящая виртуозность.

Скажи, пожалуйста, что такое фуга?

Марина: Фуга (от латинского бег, бежать), форма полифонической музыки. В классической фуге звучит несколько голосов, каждый из которых повторяет (имитирует) заданную тему, это произведение, написанное по особым, весьма строгим правилам.

Педагог: Есть несколько способов работы над фугой.

        Слайд 7

Формы работы над фугой

1. Ознакомление с пьесой по голосам.

2. Обработка первого проведения темы: определение характера, мотивного строения.

3. Изучение таких моментов, как переход среднего голоса из одной руки в другую (т. 4, 14, 20, 23, 28, 29)

4. Работа над двухголосием в партии одной руки.

5. Соединение верхнего голоса со средним и нижнего со средним.

6. Сочетание всех голосов, поиски динамических средств.

7. Игра по частям и целиком.

8. Возвращение к отделке неудавшихся деталей, неясно исполняемого голосоведения, окраски голосов.

Педагог: как ты уже сказала, фуга относится к имитационной полифонии, то есть голоса равноценно развиты «полноправны», но также они подчиняются закону взаимной уступчивости в построении ансамбля. Всегда следует помнить, что в полифонии нет слова «Я», а есть слово «МЫ».

(ученица исполняет трехголосную фугу До мажор)

Фуга состоит из 3х частей: Экспозиции, разработки и репризы. Экспозиция открывается темой в основной тональности. Какая она по характеру?

Марина: Она по характеру очень волевая, звучит как настойчивое убеждение, ее не следует играть суетливо. Обязательно надо чувствовать единый стержень. Пальцы должны быть активные, не вязнуть в клавишах.

Вторую тему следует сыграть просветленно, она звучит в тональности доминанты соль-мажоре.

Третья – самая убедительная, этому способствует и регистр, и динамика. При игре этой темы нельзя проходить мимо «диалога» между верхним и средним голосом. После показа темы во всех голосах экспозиции, следует первая интермедия, использующая мотивы темы (5, 6, 7 т.). Она подготавливает кульминацию, подводя к тональности доминанты соль-мажор. Интермедия построена на интонациях вопроса-ответа. Здесь следует отступить в звуке. Обязательно прослушать нисходящий ход в среднем голосе и дослушать четверти.

Педагог: В этой тональности басовый голос начинает проведение темы, но не заканчивает его, а средний – снова повторяет проведение в соль мажоре, исполняя его уже полностью. Линия баса должна прозвучать очень выразительно, ее следует играть весом руки. Это усилит контраст с певучестью верхнего и среднего голосов и подчеркнет их самостоятельность.

Следующая вторая интермедия 10 т. более динамична чем первая. В восходящей секвенции она устремляется к проведению темы в верхнем голосе (в До мажоре) и определяет этим кульминационный эпизод экспозиции фуги. Здесь обязательно нужно услышать начало и конец звена секвенции. Так как здесь проявляется тенденция к ускорению, нужно хорошо прослушать линию баса.

Развернутая третья интермедия 13 т. подготавливает разработку, и сама носит разборчивый характер: она тонально устойчива, уходит в минорный лад, вносит элемент драматизма. Нельзя не обратить внимание на то, что тема заканчивается не в до-мажоре, а в ре-миноре. Здесь уже начинается спор трех голосов. С ре-минора следует отступить в звуке, чтобы было легче затем прийти к форте. Особое внимание стоит уделить 2/16 после залигованной первой. Чтобы ее не толкнуть, следует спокойно опустить палей (пропустить через ухо). Нельзя оставлять без внимания разговор между средним и нижним голосами. Закончить интермедию спокойно и почувствовать сразу же новую окраску.

В разработке впервые тема проходит в миноре и тем самым она теряет свой первоначальный характер (с 16 т.).

Дальнейшее секвенционное развитие звучит как вопрос: «Что же произошло?»

С каждым разом звучание набирает силу. Чтобы не было ускорения, прослушать окончания мотивов и диалог между средним и верхним голосами.  

Затем следующая тема (20 т.). Трудность здесь заключается в том, что тема переходит из правой руки в левую. Это следует хорошо прослушать.

В верхнем голосе обратить внимание на скрытую полифонию: не «выкрикивать» повторяющийся звук «ми», а прослушать мелодический ход: «до – си – ля, до, си – ля – соль, ре диез – ля, соль – фа диез».

Реприза (26 т.) начинается с проведения темы в верхнем голосе в фа мажоре. Основная тональность закрепляется проведением темы средним, затем нижним голосами.

Над следующей темой (28 т.) нужно поработать очень тщательно (переход из правой руки в левую). Для обеспечения необходимого слухового контроля целесообразно вначале поучить только тему, а затем уде присоединять остальные голоса. Здесь ни в коем случае нельзя суетиться. Большое внимание следует уделить и правильности взятия аппликатуры.

После репризы следует небольшое заключение (с 31 такта). Оно звучит как краткий итог и утверждает тональность до мажор.

Таким образом, можно сделать следующий вывод:

Знание формы произведения, понимания сквозного движения полифонической фактуры; слуховой контроль, определяющий правильную звуковую градацию в окраске голосов, - вот те условия, которые помогают учащемуся в исполнении полифонических произведений.

Домашнее задание:

Продолжить работу над голосами:

- поиграть соответствующей аппликатурой и пропеть нужный голос;

- уметь вести и слушать его, ощущая направленность развития.

      2.   Для эмоционального настроя прослушать произведение в исполнении известных музыкантов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок: "Обучение анализу лирического произведения (на примере стихотворения А.А. Фета "Чудная картина")"

Открытый урок должен продемонстрировать возможности обучения анализу текста на материале лирического произведения....

Работа над полифоническим произведением в младших классах ДМШ на примере Фугетты e moll Доменико Циполи.

Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения игры на фортепиано. Изучение полифонии воспитывает у учащихся способность слышать и воспринимать как отдельные элементы ...

Работа над полифоническими произведениями И.С.Баха на примере трехголосной инвенции Соль мажор

Произведения И.С. Баха занимают важное место в репертуаре учащихся ДМШ. В своей работе я раскрыла методы, которые помогают моим ученикам в изучении сложной полифонической музыки. Исполнительский анали...

Открытый урок: Работа над полифоническим произведением в классе фортепиано.

Цели: Образовательная:ознакомить с оновными чертами стиля произведения,осмыслить единство формыдостичь артикуляционной точности и выразительности исполненияРазвивающая:способствовать формированию инте...

Методическая разработка урока по теме: «Работа над полифоническим произведением на примере «Маленькой прелюдии до минор И.С. Баха ».

В разработке представлены основные методы работы   над полифоническим произведением на примере  «Маленькой прелюдии до минор И.С. Баха »с учащимися исполниетельских отделени...