Открытый урок «Работа над полифоническими произведениями на примере трехголосной фуги До мажор»
учебно-методический материал на тему
«Работа над полифоническими произведениями на примере трехголосной фуги До мажор»
Цель урока: систематизация и обобщение знаний полифонии и более глубокое их осмысление.
Задачи:
Образовательные – развитие навыков полифонического мышления. Передача содержания музыки, поиск нужного соотношения голосов, помочь учащемуся определить методические линии голосов, значение каждого, слышать их взаимосвязь и находить средства исполнения, создающие дифференциацию голосов, разноплановость их звучания.
Воспитательные: развитие культуры звука, культуры исполнения, привитие интереса к полифонической музыке.
Развивающие: расширение кругозора по теме «Полифония». Развитие внимания, мышления, воображения.
Оборудование:
фортепиано
ноты
компьютер
экран
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока
Предмет – специальность (фортепиано)
Ф.И. учащегося – Левкович Марина
Класс – 6 класс
Преподаватель – Дамер С.В.
Тема урока:
«Работа над полифоническими произведениями на примере трехголосной фуги До мажор»
Цель урока: систематизация и обобщение знаний полифонии и более глубокое их осмысление.
Задачи:
Образовательные – развитие навыков полифонического мышления. Передача содержания музыки, поиск нужного соотношения голосов, помочь учащемуся определить методические линии голосов, значение каждого, слышать их взаимосвязь и находить средства исполнения, создающие дифференциацию голосов, разноплановость их звучания.
Воспитательные: развитие культуры звука, культуры исполнения, привитие интереса к полифонической музыке.
Развивающие: расширение кругозора по теме «Полифония». Развитие внимания, мышления, воображения.
Оборудование:
фортепиано
ноты
компьютер
экран
Структура урока
Организационный этап
- приветствие;
- сообщение цели, задач и хода работы на уроке.
2. Основная часть
- теоретическая часть,
- работа над фугой До мажор И.С. Баха.
3. Заключительный этап
- оценка;
- домашнее задание.
Ход урока:
Особое место в фортепианном классе занимает работа над полифонией. Изучение многослойной музыки – основа основ воспитания и обучения пианиста. Необходимо развивать у учеников умение слышать и вести одновременно несколько методических линий, что представляет немалую трудность. Полифонию принято подразделять на имитационную и контрастную. Все мы начинаем работу над полифонией с обработок р.н.п., в которых основная мелодия сопровождается подголосками, например, «На горе, горе» обр. Лысенко, «Отчего соловей», «Подблюдная» А. Лядова.
Примером контрастной полифонии могут стать клавирные пьесы типа Маленьких прелюдий И.С. Баха. Обычно в таких пьесах главный голос – верхний. Но довольно часто встречаются сочинения, в которых голоса более взаимосвязаны и оказывают взаимную «поддержку», предавая друг другу право выступления на первый план со своим выразительным элементом мелодии.
К имитационной полифонии относятся такие формы, как канон, инвенция, фуга. В таких сочинениях голоса равноценно развиты, «полноправны», но также подчиняются закону «взаимной уступчивости».
Педагог: Марина, как ты думаешь, есть некоторые отличия между инвенцией и фугой?
Марина: Да, фуга, всегда начинается одноголосно, с проведением темы. Инвенция – часть двухголосно, с изложением темы и одновременно противосложения. В некоторых инвенциях форма двухчастная, с определенным окончанием 1 части, а форма фуги ближе к 3х частной, без ясно выраженной остановки на гранях частей: беспрерывность движения является отличительной особенностью строения фуги.
Прежде чем начать работу над трехголосной фугой До мажор, я хочу спросить:
Педагог: Марина, какие ты уже играла полифонические произведения?
Марина: Маленькую прелюдию Ре минор, двухголосную инвенцию Ля минор, трехголосную инвенцию Соль мажор.
Педагог: Марина, скажи, пожалуйста, кто написал трехголосную фугу До мажор?
Марина: И.С. Бах
Педагог: Что ты можешь рассказать об этом композиторе?
Марина:
2 слайд: Родился И.С. Бах в небольшом городе Эйзенахе, в музыкальной семье. Первым учителем музыки Иоганна был его отец.
3 слайд: С 19 века и плоть до наших дней не утихает интерес к произведениям Иоганна Себастьяна Баха. Творчество непревзойденного гения поражает своими масштабами. Величайший композитор известен во всем мире. Его имя знают не только профессионалы и любители музыки, но и слушатели, которые не проявляют особого интереса к «серьезному» искусству. С одной стороны, творчество Баха является неким итогом. Композитор опирался на опыт предшественников. Он отлично знал хоровую полифонию эпохи Возрождения, немецкую органную музыку, особенности итальянского скрипичного стиля.
С другой стороны, Бах был непревзойденным новатором, который сумел открыть новые перспективы для развития мировой музыкальной культуры.
4 слайд: Творческое наследие Баха очень богато. Он создал свыше 1000 произведений. Жанры, к которым он обращался, были самые разнообразные. Творчество Баха можно условно разделить на четыре основные жанровые группы:
Органная музыка.
Вокально-инструментальная.
Музыка для различных инструментов (скрипки, клавира и других).
Музыка для инструментальных ансамблей.
5 слайд: Произведения каждой из вышеуказанных групп относятся к определенному периоду. В Веймаре были сочинены самые выдающиеся органные композиции. В Лейпциге же написано большинство вокально-инструментальных.
6 слайд: Стиль творчества Баха формировался на основе различных школ и жанров. Иоганн Себастьян Бах органично вплетал в свои произведения самые лучшие созвучия. Для того, чтобы понять музыкальный язык итальянских и французских композиторов, он переписывал их сочинения.
Педагог: Можно сделать вывод: Творчество Баха относится к стилю, который прочно утвердился в музыкальном искусстве. Это классицизм эпохи высокого барокко. Для баховского музыкального стиля характерно владение необычайным мелодическим строем, где в музыке доминирует главная идея. Благодаря искусству техники контрапункта одновременно могут взаимодействовать сразу несколько мелодий. Немецкий композитор был настоящим мастером полифонии. Ему были присущи склонность к импровизации и блестящая виртуозность.
Скажи, пожалуйста, что такое фуга?
Марина: Фуга (от латинского бег, бежать), форма полифонической музыки. В классической фуге звучит несколько голосов, каждый из которых повторяет (имитирует) заданную тему, это произведение, написанное по особым, весьма строгим правилам.
Педагог: Есть несколько способов работы над фугой.
Слайд 7
Формы работы над фугой
1. Ознакомление с пьесой по голосам.
2. Обработка первого проведения темы: определение характера, мотивного строения.
3. Изучение таких моментов, как переход среднего голоса из одной руки в другую (т. 4, 14, 20, 23, 28, 29)
4. Работа над двухголосием в партии одной руки.
5. Соединение верхнего голоса со средним и нижнего со средним.
6. Сочетание всех голосов, поиски динамических средств.
7. Игра по частям и целиком.
8. Возвращение к отделке неудавшихся деталей, неясно исполняемого голосоведения, окраски голосов.
Педагог: как ты уже сказала, фуга относится к имитационной полифонии, то есть голоса равноценно развиты «полноправны», но также они подчиняются закону взаимной уступчивости в построении ансамбля. Всегда следует помнить, что в полифонии нет слова «Я», а есть слово «МЫ».
(ученица исполняет трехголосную фугу До мажор)
Фуга состоит из 3х частей: Экспозиции, разработки и репризы. Экспозиция открывается темой в основной тональности. Какая она по характеру?
Марина: Она по характеру очень волевая, звучит как настойчивое убеждение, ее не следует играть суетливо. Обязательно надо чувствовать единый стержень. Пальцы должны быть активные, не вязнуть в клавишах.
Вторую тему следует сыграть просветленно, она звучит в тональности доминанты соль-мажоре.
Третья – самая убедительная, этому способствует и регистр, и динамика. При игре этой темы нельзя проходить мимо «диалога» между верхним и средним голосом. После показа темы во всех голосах экспозиции, следует первая интермедия, использующая мотивы темы (5, 6, 7 т.). Она подготавливает кульминацию, подводя к тональности доминанты соль-мажор. Интермедия построена на интонациях вопроса-ответа. Здесь следует отступить в звуке. Обязательно прослушать нисходящий ход в среднем голосе и дослушать четверти.
Педагог: В этой тональности басовый голос начинает проведение темы, но не заканчивает его, а средний – снова повторяет проведение в соль мажоре, исполняя его уже полностью. Линия баса должна прозвучать очень выразительно, ее следует играть весом руки. Это усилит контраст с певучестью верхнего и среднего голосов и подчеркнет их самостоятельность.
Следующая вторая интермедия 10 т. более динамична чем первая. В восходящей секвенции она устремляется к проведению темы в верхнем голосе (в До мажоре) и определяет этим кульминационный эпизод экспозиции фуги. Здесь обязательно нужно услышать начало и конец звена секвенции. Так как здесь проявляется тенденция к ускорению, нужно хорошо прослушать линию баса.
Развернутая третья интермедия 13 т. подготавливает разработку, и сама носит разборчивый характер: она тонально устойчива, уходит в минорный лад, вносит элемент драматизма. Нельзя не обратить внимание на то, что тема заканчивается не в до-мажоре, а в ре-миноре. Здесь уже начинается спор трех голосов. С ре-минора следует отступить в звуке, чтобы было легче затем прийти к форте. Особое внимание стоит уделить 2/16 после залигованной первой. Чтобы ее не толкнуть, следует спокойно опустить палей (пропустить через ухо). Нельзя оставлять без внимания разговор между средним и нижним голосами. Закончить интермедию спокойно и почувствовать сразу же новую окраску.
В разработке впервые тема проходит в миноре и тем самым она теряет свой первоначальный характер (с 16 т.).
Дальнейшее секвенционное развитие звучит как вопрос: «Что же произошло?»
С каждым разом звучание набирает силу. Чтобы не было ускорения, прослушать окончания мотивов и диалог между средним и верхним голосами.
Затем следующая тема (20 т.). Трудность здесь заключается в том, что тема переходит из правой руки в левую. Это следует хорошо прослушать.
В верхнем голосе обратить внимание на скрытую полифонию: не «выкрикивать» повторяющийся звук «ми», а прослушать мелодический ход: «до – си – ля, до, си – ля – соль, ре диез – ля, соль – фа диез».
Реприза (26 т.) начинается с проведения темы в верхнем голосе в фа мажоре. Основная тональность закрепляется проведением темы средним, затем нижним голосами.
Над следующей темой (28 т.) нужно поработать очень тщательно (переход из правой руки в левую). Для обеспечения необходимого слухового контроля целесообразно вначале поучить только тему, а затем уде присоединять остальные голоса. Здесь ни в коем случае нельзя суетиться. Большое внимание следует уделить и правильности взятия аппликатуры.
После репризы следует небольшое заключение (с 31 такта). Оно звучит как краткий итог и утверждает тональность до мажор.
Таким образом, можно сделать следующий вывод:
Знание формы произведения, понимания сквозного движения полифонической фактуры; слуховой контроль, определяющий правильную звуковую градацию в окраске голосов, - вот те условия, которые помогают учащемуся в исполнении полифонических произведений.
Домашнее задание:
Продолжить работу над голосами:
- поиграть соответствующей аппликатурой и пропеть нужный голос;
- уметь вести и слушать его, ощущая направленность развития.
2. Для эмоционального настроя прослушать произведение в исполнении известных музыкантов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/19/picture-347703-1384837013.jpg)
Открытый урок: "Обучение анализу лирического произведения (на примере стихотворения А.А. Фета "Чудная картина")"
Открытый урок должен продемонстрировать возможности обучения анализу текста на материале лирического произведения....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/07/picture-545919-1417958146.jpg)
Методические рекомендации "Работа над полифоническими произведениями для обучающихся 2-4 года обучения" (класс баяна, аккордеона) 2014г.
Рассматриваются методы работы над полифоническими произведениями...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/09/picture-689560-1552160552.jpg)
Работа над полифоническим произведением в младших классах ДМШ на примере Фугетты e moll Доменико Циполи.
Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения игры на фортепиано. Изучение полифонии воспитывает у учащихся способность слышать и воспринимать как отдельные элементы ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/29/picture-612779-1427598995.jpg)
Работа над полифоническими произведениями И.С.Баха на примере трехголосной инвенции Соль мажор
Произведения И.С. Баха занимают важное место в репертуаре учащихся ДМШ. В своей работе я раскрыла методы, которые помогают моим ученикам в изучении сложной полифонической музыки. Исполнительский анали...
Конспект «Работа над полифоническим произведением как основа исполнительского мастерства"
Конспект открытого занятия...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/02/picture-569016-1459613267.jpg)
Открытый урок: Работа над полифоническим произведением в классе фортепиано.
Цели: Образовательная:ознакомить с оновными чертами стиля произведения,осмыслить единство формыдостичь артикуляционной точности и выразительности исполненияРазвивающая:способствовать формированию инте...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/23/picture-571674-1422039253.jpg)
Методическая разработка урока по теме: «Работа над полифоническим произведением на примере «Маленькой прелюдии до минор И.С. Баха ».
В разработке представлены основные методы работы над полифоническим произведением на примере «Маленькой прелюдии до минор И.С. Баха »с учащимися исполниетельских отделени...