Работа над полифоническим произведением в младших классах ДМШ на примере Фугетты e moll Доменико Циполи.
методическая разработка по музыке по теме

Королева Марина Валерьевна

Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения игры на фортепиано. Изучение полифонии воспитывает у учащихся способность слышать и воспринимать как отдельные элементы фортепианной ткани, так и единое целое. Работа над полифоническими произведениями дает возможность юным музыкантам не только для приобретения навыков исполнения полифонической музыки, но и для музыкально – пианистической подготовки в целом

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

М.В. Королева

Зав. фортепианным отделением РДМШИ

РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ МОРДОВСКИХ КОМПОЗИТОРОВ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАННО НА ПРИМЕРЕ ПЬЕС ИЗ

«ДЕТСКОГО АЛЬБОМА» А.Е. ПИВКИНА.

(методические рекомендации)

Актуальность и педагогическая целесообразность введения в репертуар учащихся фортепианного отделения произведений мордовских авторов обусловлена потребностью в расширении кругозора учащихся, знакомством с национальной культурой и воспитанием бережного отношения к ней, а так же в развитии и накоплении исполнительского опыта, как основы музыкально-творческой деятельности у детей.

За время своего существования Республиканская детская музыкальная школа-интернат «дала путевку в жизнь» многим музыкантам, в том числе тем, кто в настоящее время определяет пути развития профессиональной музыкальной культуры Республики Мордовии. Одним из выпускников РДМШИ является А.Е. Пивкин, заслуженный работник культуры РМ, член Союза композиторов России заведующий отделением народных инструментов Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова, который не теряет связь со школой, а ныне передает свой накопленный творческий опыт юным музыкантам, являясь преподавателем РДМШИ.

В течение многих лет преподаватели фортепианного отделения РДМШИ включают в репертуарный план учащихся произведения мордовских композиторов. Особенно ценно, когда учащиеся отделения первыми исполняют произведения, написанные композитором. Таким образом была исполнена «Детская сюита» А.Е. Пивкина, позже вошедшая в «Детский альбом» ноты которых автор любезно подарил родной школе.

Пьесы, представляющие «Детский альбом», тесно связаны с народно-жанровой основой, кроме того имеют конкретно-образное содержание, получившее отражение в их названиях: «Праздникса/На празднике», «Налксема/Игра», «Ёфкс/Сказка», «Илядь/Вечер», «Някань вальс/Кукольный вальс», «Ош пакся/Городище», «Весенний ручеек», «Сюре кштирди/Пряха», «Веселый марш».

Роль данных пьес для творческого развития учащихся весьма велика, так как они, представляют собой образцы программной музыки, близкие детям по музыкальному языку, образному содержанию и в доступной форме способствуют пониманию теснейшей связи музыки с жизнью ребенка.

При работе над пьесами из «Детского альбома» мы ставили себе несколько задач:

– Познавательные задачи: приобретение учащимися знаний о художественных образах, жанрах, стилях мордовской народной музыки.

– Музыкально-теоретические задачи: знакомство учащихся с ладовой системой мордовской народной музыки, с метроритмическими особенностями, а также со стилями мордовской полифонии и с особенностями гармонических созвучий.

– Исполнительские задачи: овладение учащимися специфическими пианистическими навыками, необходимыми для исполнения стилизованной народной музыки: это особенности звукоизвлечения, а именно передача тембров народных инструментов, либо звучания хора.

– Воспитание чувства патриотизма: прежде всего, это формирование в детях устойчивого интереса, любви и бережного отношения к культуре своего народа, а также воспитание непосредственных носителей и продолжателей национальных музыкальных традиций.

А сейчас подробнее рассмотрим некоторые пьесы. Открывают «Детский альбом» А.Е. Пивкина две динамичные пьесы действия: «Праздникса/На празднике» и «Налксема/Игра». Обе пьесы представляют собой яркие музыкальные картинки, которые стоят в ряду пьес «игрового» содержания, посвященные различным играм: в куклы, в солдатики, в мяч и.т.д. Эти пьесы как бы «подсмотрены» композитором во время народного гулянья, поэтому их можно исполнять как два самостоятельных произведения, в то же время, как две части одного произведения.

Подчеркнуто народный колорит пьесам придают ладовые, ритмические, динамические, артикуляционные особенности, а также фактура.

В пьесе «Праздникса/На празднике» мы наблюдаем характерную для народной песни ладовую переменность (С – а) и динамический контраст соседних строф (f – р). На танцевальный характер указывают подчеркнуто обозначенные штрихи – non legato (f) и legato (р) а также яркие синкопы. Аккомпанемент представляет собой аккордовое бурдонирование, изображающее характерное для мордовского танца «притоптывание».

В основе мелодии пьесы «Налксема/Игра» – лежит ангиметонная  попевка в амбитусе чистой квинты. Постепенно фактура пьесы насыщается элементами народной полифонии: появляются терцовая втора, проходящая контрапунктом к мелодии, бурдонирование на одном звуке. Особую красочность придают пьесе созвучия: кварто-квинтовые соотношения, секунды и октавы. Чтобы передать характер игрового действия, полезно поработать над мелодией с подтекстовкой. Например: «Вы-хо-ди гу-лять во двор! На-чи-на-ем раз-го-вор!». Можно дать задание ученику самому придумать текст. Как правило, подобные задания нравиться учащимся, и они активно включаются в работу.

Следующая пьеса «Ёфкс/Сказка» написана в жанре музыкальной сказки и продолжает традиции таких великих композиторов, как П.И. Чайковский: «Нянина сказка»; Д.Д. Шостаковича: «Веселая сказка», «Грустная сказка»; С.С. Прокофьева «Сказочка». Жанр пьесы предполагает сильную эмоциональную насыщенность исполнения – «имитацию рассказа сказки». Раскрытию образа помогает форма произведения: вариантно-строфическая, так как рассказ сказки предполагает наличие некоей тайны: это варианты развития событий, повторность, некое преувеличение – повышение или понижение голоса. Все вышеперечисленное мы находим в музыке: «тайна» – это монотонный, настороженный, крадущийся аккомпанемент, с которого начинается пьеса; «рассказ», красивые слова – это мелодия правой руки; «троекратное развитие событий», присущее сказкам разных народов – это три стремительных пассажа в правой руке, либо порывы ветра за окном. Coda пьесы представляет собой сказочный узор, когда правая и левая руки «переплетаются» между собой – вступают в диалог. Мелодия переходит в левую руку, а аккомпанемент в правую, и это означает, что ребенок, которому читали сказку, уснул и попал в волшебный мир грез.

Следующая пьеса, о которой хотелось бы рассказать называется «Ош пакся/Городище». Пьеса предназначена для старшего школьного возраста, написана на сюжет мокшанской неприуроченной эпической песни о гибели парня и его семьи от змея: – парень спасает из воды змея, а змей поочередно съедает его жену, а затем детей.

Пьеса эпического, былинного склада. Ровная, тяжелая мелодическая поступь, унисонное движение голосов или терцовая втора, низкий регистр, мрачный h-moll способствуют раскрытию образа: создают атмосферу старины, и предвещают развитие дальнейших трагических событий.

В I части происходит рассказ, показ тем, утверждение. В противовес h-moll ненадолго появляется D-dur в высоком регистре, как надежда на светлое развитие событий.

II часть представляет собой драматическое развитие, конфликт-кульминацию и трагическую развязку.

Подходя к кульминации композитор использует полифонические приемы: имитации, контрапункт, терцовую втору; насыщает фактуру мощными аккордами, октавными удвоениями, более мелкими длительностями, усиливает динамику. После трагической развязки-кульминации в 2х заключительных тактах наступает успокоение – эпилог (натуральный h-moll), как напоминание о былых временах «преданье старины глубокой».

Исполнение пьесы требует правдивого воссоздания художественного образа, а также требует решения определенных технических задач, а именно ровного исполнения двойных терций, октав, аккордов и двухголосия в одной руке, качественного legato в медленном темпе, чистой педали.

Пьесы из «Детского альбома» А.Е. Пивкина могут исполняться не только в классе специального фортепиано, но и в классе общего фортепиано. Пьесы представляют собой образцы програмной музыки, написаны понятным и доступным музыкальным языком, рассчитаны на разный уровень музыкальной подготовки, что способствует их привлекательности.



Предварительный просмотр:

НАРОДНЫЕ ИСТОКИ

ФОРТЕПИАННОГО ТВОРЧЕСТВА А.Е. ПИВКИНА

Одной из важнейших особенностей музыкальной культуры сегодня, является устойчивое внимание современных композиторов к своим истокам, корням. Это исключительно важно для творческой личности, так как тесная связь классической музыки с народной традицией делает творчество композитора актуальным, востребованным, долговечным и уникальным.

Фортепианная музыка композиторов Мордовии формировалась под значительным влиянием богатейшего народного творчества, которое является «живительным источником вдохновения и основанием для создания…оригинальных произведений на народную тематику…» [1, с. 15]. Следует отметить, что яркое выражение любви к родному краю, а также обращение к самобытным этнокультурным традициям является доминантой творчества, как основоположников профессионального музыкального искусства Мордовии: Л.П. Кирюкова, Л.И. Воинова, Г.И. Сураева-Королева, так и их последователей.

Одной из ключевых фигур, определяющих пути развития профессиональной музыкальной культуры Мордовии сегодня, своей самобытностью выделяется А.Е, Пивкин, заслуженный работник культуры РМ, член союза композиторов России, действительный член Санкт-Петербургской Академии словесности и изящных искусств, заведующий отделением народных инструментов Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова. Творчество А.Е. Пивкина весьма разнообразно: это произведения для симфонического оркестра, оркестра народных инструментов, камерная музыка, кантата «Шумбрат, Мордовия!» для симфонического оркестра и смешанного хора, большое количество вокальных произведений, инструментальная музыка (для баяна, домры, балалайки, фортепиано).

Говоря об истоках творческой индивидуальности композитора, нужно отметить, что первые музыкальные впечатления он получил от матери, которая знала и любила исполнять мокшанские народные песни. Именно народная песня стала ключевым фактором, оказавшим огромное влияние на творчество А.Е. Пивкина.

Фортепианная музыка А.Е. Пивкина «основывается на классических принципах отечественной композиторской школы» [2, с.5], а великолепное знание фольклорного материала в сочетании с «законами композиции, богатством фантазии и пониманием логики построения произведения» [2, с.5] открывают новые, неиссякаемые возможности для творчества.

Большее количество фортепианных произведений А.Е. Пивкина предназначено для детской аудитории, так как именно в этом возрасте формируется мировоззрение ребенка, а музыкальный материал, основанный на национальной природе, воспитывает в детях любовь и бережное отношение к культурным ценностям своего народа. Образы, представленные в фортепианных произведениях А.Е. Пивкина, находят непосредственный отклик в душе ребенка, так как весьма близки детскому мироощущению и мировосприятию, а именно способности детей видеть окружающие предметы одушевленными.

Фортепианные произведения А.Е. Пивкина оригинальны, колоритны, достаточно разнообразны по форме и жанрам. Во-первых, это пьесы так называемого «игрового» содержания и плясовые: «Праздникса» («На празднике»), «Налксема» («Игра»), «Мокшень налксема» («Мокшанская игра»), «Каляда», «Кштима» («Плясовая»), «Плясовая-задорная». Это яркие, динамичные, эмоционально насыщенные, «живые» картинки, пьесы-действия, работая над которыми дети знакомятся с ладовыми, гармоническими, метроритмическими особенностями мордовской народной музыки. Чтобы передать фольклорный колорит, создать яркий и убедительный образ, нужно преодолеть определенные художественно-технические трудности, главную из которых можно обозначить, как способность воспринимать фортепиано в качестве «фольклорного» инструмента [3, с.5]. Чтобы справиться с этой задачей, нужно овладеть специфическими умениями и навыками, необходимыми для исполнения стилизованной народной музыки: подчеркнутые штрихи и ясная артикуляция, особенности звукоизвлечения и туше, необходимые для передачи тембров народных инструментов или голоса.

Следующий ряд пьес – произведения кантиленного характера: «Илядь» («Вечер»), «Мора» («Песня»), «Седи мороня» («Задушевная песня»), «Пастуший наигрыш», «Сюрень кштирди» («Пряха»), эпическая, былинная пьеса «Ош пакся» («Городище»). Изучая данные произведения, дети знакомятся с богатейшим народно-песенным наследием, рассказывающем об истории своего края, о сказочных и мифологических образах, о судьбах, традициях и обычаях мордовского народа.

Несмотря на то, что некоторые произведения А.Е. Пивкина написаны непосредственно на сюжеты народных песен («Сюрень кштирди/Пряха», «Ош пакся/Городище»), композитор не использует в качестве цитат крупные единицы – темы, а обращается к мелким слагаемым – мотивам. Именно в пьесах-кантиленах особенно проявляется вокальная природа композитора: в мелодике, ритмике, в сложности орнаментального рисунка, полифонической фактуре, ладовых, интонационных и гармонических особенностях. Пьесы богато насыщены элементами народной полифонии. Композитор использует: имитации, контрапункт, бурдонирование на одном звуке или аккорде, прием терцовой вторы. В связи с этим, перед исполнителем стоит сложная задача разобраться в особенностях музыкальной ткани, научиться слышать всю многоплановость фактуры, постараться максимально правдиво передать на фортепиано звучание человеческого голоса или хора.

Среди фортепианных произведений А.Е. Пивкина есть пьесы, написанные в классических традициях отечественной композиторской школы. Это изысканная, «ювелирная» «Сказка» («Ёфкс»), продолжающая следующий ряд: «Нянина сказка» (П.И. Чайковский), «Веселая сказка», «Грустная сказка» (Д.Д. Шостакович), «Сказочка» (С.С. Прокофьев); виртуозная пьеса этюдного характера «Весенний ручеек» («Тундань шудерькся»); характерная, изобразительная «Кукушка»; «Вальс». «Марш», «Полифоническая пьеса»; развернутая, программная пьеса «Сельская картинка».

Включение в репертуар учащихся произведений современных мордовских композиторов, наряду с классическими, расширяет кругозор учащихся, дает возможность познакомиться со спецификой народного музыкального творчества: со стилями мордовской полифонии, ладовой системой, особенностями метроритма и гармонических созвучий. В этой связи фортепианное творчество А.Е. Пивкина весьма актуально, интересно, познавательно, а учитывая, что А.Е. Пивкин активно занимается педагогической деятельностью, важно заметить, что учащиеся музыкальных школ имеют уникальную возможность совместно с композитором формировать индивидуальный, национально-характерный фортепианный стиль.

Библиографический список

1.Сураев-Королев Г.И. Об обработке народной песни // Мордовские народные песни. – Саранск, 1969. – С. 15–17.

2.Кобзева И.С. Андрей Ефимович Пивкин // Андрей Пивкин. Детский альбом для фортепиано. – Саранск, 2015 – С. 3–5.

3 Исаева С.А. Образ «фольклорного фортепиано» в творчестве композиторов Мордовии // Регионология. – 2011.–№2. – С.301–303.



Предварительный просмотр:

Работа над полифоническим произведением в младших классах ДМШ на примере Фугетты e moll Доменико Циполи.

Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения игры на фортепиано. Изучение полифонии воспитывает у учащихся способность слышать и воспринимать как отдельные элементы фортепианной ткани, так и единое целое. Работа над полифоническими произведениями дает возможность юным музыкантам не только для приобретения навыков исполнения полифонической музыки, но и для музыкально – пианистической подготовки в целом

Одной из важнейших и наиболее сложных задач музыкального воспитания юного пианиста является воспитание полифонического слуха.

Под понятием «полифонический слух» подразумевается способность слышать и соотносить движение нескольких одновременно раскрывающихся мелодических линий.

Полифонический слух развивается медленно, и, как правило, сложно, поэтому к работе над полифоническими произведениями (или пьесами с элементами полифонии) нужно приступать, по возможности, с первого года обучения, так как полифонический слух успешно влияет на общее музыкальное развитие учащегося. В репертуаре сборников для учащихся младших классов собрано много пьес с элементами полифонии — это народно-песенная музыка подголосочного склада, пьесы с элементами контрастной полифонии (старинные пьесы танцевальных жанров: менуэт, бурре и т. д.), сочинения имитационного склада.

Итак, полифоническую фактуру принято делить на три вида:

1. – подголосочная (народные песни) – простой вид полифонии

2. – контрастная – старинные танцы

3. – имитационная – более сложный вид полифонии (каноны, фуги, инвенции).

Одним из образцов имитационной двухголосной полифонической музыки является Фугетта e moll Доменико Циполи.

Фугетта – это фуга в миниатюре. Работа над фугеттой является подготовительным этапом к изучению более сложных образцов полифонической музыки – двух и трехголосных инвенций.

Изучение данного произведения способствует формированию знаний об имитационном двухголосии, развитию полифонического, темброво-гармонического слуха, формированию ровной моторной пальцевой техники, характерной артикуляции.

Основные задачи, на которые следует обратить внимание при изучении фугетты e moll Доменико Циполи:

– Формирование знаний о полифонической музыке, изучение терминологии: «Полифония», «Голос», «Тема», «Имитация», «Ответ», «Противосложение», «Интермедия», «Секвенция», «Кода».

– Работа над темой и ее развитием, интонационное выстраивание темы.

Тема – это главная мысль, ядро всего произведения, следовательно характер и образ всего произведения будет зависеть от характера темы. На этом этапе работы нужно выстроить тему интонационно, найти опорные точки (акценты), научиться слышать тему.

– Штрихи, особенности артикуляции. Использование точных штрихов для достижения ясного проведения мотивов. Контрастная артикуляция: шестнадцатые длительности исполняются связно (legato), восьмые не связно (non legato)

– Работа над темброво-динамическим соотношением двух голосов. Самостоятельность голосов проявляется в различном характере звучания, в тембральной окраске голосов, в несовпадении динамического развития. Нужно логично выстроить динамический план всего произведения, обозначить кульминацию.

– Развитие полифонического мышления, владение полифонической фактурой. Умение слышать полифоническую ткань.

Этапы работы над фугеттой e moll Доменико Циполи:

1. – Ознакомление с сочинением в целом.

2. – Выявление темы, ее границы, характера исполнения.

3. – Изучение в отдельности каждого голоса, осмысление их мелодической самостоятельности.

4. – Совместное проигрывание на одном или двух инструментах (учитель-ученик) полифонического произведения по голосам.

5. – Пропевание вслух или про себя одного из голосов полифонического произведения, одновременно – игра другого на фортепиано.

6. – Исполнение дуэтом с педагогом, либо с учащимся своего класса.

7. – Проигрывание полифонического произведения с концентрацией внимания на каком-либо голосе.

При работе полезно будет графически изобразить схему Фугетты.

C:\Users\User\Desktop\ПОЛИФОНИЯ\1.jpg

Доменико Циполи.

Доменико Циполи – один из интереснейших деятелей музыкального барокко, композитор-странник. Благодаря ему в церквях индейских поселений зазвучала европейская музыка.imgpreview

Циполи родился в итальянском городе Прато 17 октября 1688 г. Там он получил начальное музыкальное образование. В 1707 году, под покровительством Козимо III, великого герцога Тосканского, Циполи стал учеником органиста Джованни Мария Казини во Флоренции. В 1708 году он недолго учился у Алессандро Скарлатти в Неаполе, затем в Болонье и наконец в Риме у Бернардо Пасквини. Около 1715 года он получил престижную должность органиста в церкви Иль-Джезу в Риме. В начале следующего года, он закончил свою самую известную работу — сборник пьес для клавишных под названием «Sonate d'intavolatura per organo e cimbalo».

По неизвестным причинам, в 1716 году Циполи отправился в испанский город Севилья, где 1 июля вступил в ряды иезуитов для того, чтобы его направили по иезуитской редукции в испанскую колониальную Америку, в Парагвай. Послушником он покинул Испанию с группой из 53 миссионеров, которые достигли Буэнос-Айреса 13 июля 1717 года. Он завершил своё духовное обучение в Кордове (1717—1724), хотя, из-за отсутствия доступного епископа, он не мог быть рукоположен в сан священника. На протяжении этих нескольких лет он занимал пост музыкального руководителя местной иезуитской церкви. Вскоре его работы стали известны в перуанском городе Лима.

2 января 1726 года Циполи умер в иезуитском доме в Кордове, пораженный неизвестным заболеванием. Его захоронение затеряно.

При реставрации церкви в миссии Консепсьон на границе Парагвая и Аргентины в 1978 году было найдено порядка 600 музыкальных рукописей монахов-иезуитов, где среди прочих были ранее неизвестные сочинения Циполи, швейцарца Мартина Шмидта, соратника Доменико по орденскому служению и других.

Музыка Циполи была широко известна в Южной Америке. К 1784 году копии его произведений разошлись по Боливии и Перу. Неплохо знали Циполи и в Европе. В1716 году клавирные произведения композитора были опубликованы в Лондоне, а в 1741 – в Париже.

За свою недолгую жизнь (38 лет) Циполи сочинил 3 оратории, мессы, литании. Для клавира им были написаны два цикла партит, сюиты, ряд мелких пьес для клавира и органа.

Источники:

www.belcantofund.com/peoples/detail.php?lD=1311

https://dic.academic.ru/dic.ncf/ruviki/1787654


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Работа над произведениями крупной формы в младших классах ДМШ (на примере "Сонатины Фа мажор" Ф.Кулау, 1 часть)"

В данном конспекте отражено,что характерно для произведений крупной формы,что они воспитывают,что такое сонатина и сонатная форма. Предложен более профессиональный анализ исполняемого произведения, ко...

Открытый урок по теме: «Работа над крупной формой в младших классах ДШИ (на примере Сонатины До мажор Ф. Шпиндлера)».

План-конспект открытого урока в помощь преподавателям фортепианного отделения ДШИ.Развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано....

Работа над полифоническими произведениями И.С.Баха на примере трехголосной инвенции Соль мажор

Произведения И.С. Баха занимают важное место в репертуаре учащихся ДМШ. В своей работе я раскрыла методы, которые помогают моим ученикам в изучении сложной полифонической музыки. Исполнительский анали...

Открытый урок «Работа над полифоническими произведениями на примере трехголосной фуги До мажор»

laquo;Работа над полифоническими произведениями на примере трехголосной фуги До мажор»Цель урока: систематизация и обобщение знаний полифонии и более глубокое их осмысление.Задачи:Образовательн...

Открытый урок: Работа над полифоническим произведением в классе фортепиано.

Цели: Образовательная:ознакомить с оновными чертами стиля произведения,осмыслить единство формыдостичь артикуляционной точности и выразительности исполненияРазвивающая:способствовать формированию инте...

Методическая разработка урока по теме: «Работа над полифоническим произведением на примере «Маленькой прелюдии до минор И.С. Баха ».

В разработке представлены основные методы работы   над полифоническим произведением на примере  «Маленькой прелюдии до минор И.С. Баха »с учащимися исполниетельских отделени...