Основные этапы обучения в школе детей с РАС
методическая разработка (7 класс)

Редкошеева Лейла Айвазовна

На примере конкретной школы можно увидеть этапы  формирования АОП , где учитываются все особенности  ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дети с РАС15.62 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАС

Аутизм является нарушением, затрагивающим все сферы психики , поэтому в коррекционной работе с аутичным ребёнком обычно участвуют специалисты разного профиля. Они сообща подводят итоги диагностики и определяют, какие актуальные задачи развития будут решаться дефектологом, психологом, логопедом, а какие – в классе, на кружках и т.д. Если над определённой проблемой работает более одного специалиста, требуется постоянная координация, чтобы программы коррекции не входили в противоречие. Также специалисты совместно с учителем разрабатывают методические рекомендации по организации уроков с учётом индивидуальных особенностей детей: возможные формы участия ребёнка в учебной деятельности, вспомогательные дидактические средства, особенности формирования мотивации. В итоге становится возможна выработка единой стратегии комплексного воздействия, как на фронтальных, так и на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях.

Системное взаимодействие специалистов различного профиля в процессе обучения детей с РАС является необходимым условием его результативности.

Рассмотрим систему взаимодействия специалистов разного профиля в работе с детьми с РАС, применяемой в коррекционной школе №17 Невского района г. Санкт-Петербурга

В школе существует служба коррекционного и психолого-педагогического сопровождения, также принято положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк). В состав службы сопровождения и консилиума входят следующие специалисты.

· руководитель службы;

· учителя начальных классов;

· учителя-дефектологи;

· психоневролог;

· учитель-логопед;

· психолог;

· социальный педагог.

ПМПк в своей работе базируется на системном взаимодействии специалистов в решении конкретных проблем обучения детей с РАС. Системное взаимодействие специалистов реализуется на этапах организации процесса обучения .

1. Диагностический этап

При оценке развития детей с РАС важно получить представление о следующих параметрах:

1. Моторные навыки;

2. Адаптивные навыки;

3. Коммуникативные навыки;

4. Когнитивные навыки;

5. Социальные навыки.

На этом этапе собираются первичные сведения об учащемся. Учителем проводится наблюдение за школьником на уроке с целью сбора информации об особенностях его поведения в структурированной ситуации, степени включенности в учебный процесс, учебной мотивации, работоспособности, истощаемости и т.д. Наблюдение на переменах позволяет определить, насколько учащийся включен в жизнь класса, адаптировался ли он к детскому коллективу, какие способы взаимодействия ему доступны.  Психолог в беседе с родственниками собирает медицинский анамнез, информацию о стиле воспитания, особенностях ребёнка, проблемах поведения дома и т.п. На этом же этапе специалистами проводятся индивидуальные диагностические занятия. Осуществляется многоуровневая диагностика учащихся с целью определения уровня развития ребенка в разных сферах.

2. Этап проектирования адаптированных образовательных программ

На этом этапе происходит обобщение данных, полученных разными специалистами, собирается педагогический консилиум, на котором выносится решение о виде коррекционной работы, её направлениях, планируется суммарная нагрузка на ребенка. Главным результатом работы консилиума является создание адаптированной образовательной программы (АОП). В этом документе перечисляются выявленные особенности ребёнка и возможные пути помощи, необходимые особые образовательные условия, вспомогательные средства, рекомендации по взаимодействию с ребёнком и т.д. Здесь же обозначены задачи, над которыми будет работать каждый специалист. Отдельно прописывается адаптация программы по отдельным предметам, если это необходимо.

Так, например, АОП для детей с дисграфией и алалией. В программе определяется, кто из специалистов будет решать отдельные задачи в рамках коррекции нарушений. Представлены рекомендации учителю по включению детей в уроки, требующие применения навыков устной и письменной речи. Также будут поставлены задачи, которые учитель планирует решить на уроках письма, чтения и развития речи.

3. Консультативный этап

Далее проводится встреча с родителями с целью их ознакомления с результатами диагностики, разъяснение этапов коррекционной программы, также координируются действия родителей и педагогов.

 4. Коррекционно-развивающий этап

Далее учебный процесс и работа специалистов протекают в соответствии с АОП. Регулярно проводятся заседания методического объединения, на которых специалисты обсуждают возникающие изменения в состоянии обучающихся, соотносят результаты, достигнутые на разных занятиях, чтобы учитывать их в дальнейшей работе.

5. Контрольно-регулировачный этап

В середине года по итогам промежуточной диагностики собирается промежуточный консилиум. На нем обсуждается динамика развития наиболее сложных детей, корректируются программы обучения, принимается решение о смене формы работы с ребенком. Это может быть уменьшение нагрузки при признаках истощения у ребёнка, увеличение доли групповых занятий или отказ от вспомогательных средств. Результаты консилиума доводятся до сведения родителей.

6. Оценочно-результативный этап

В конце года все специалисты и учителя проводят итоговую диагностику, составляются заключения специалистов. На завершающем консилиуме подводятся итоги года. Далее проводятся индивидуальные консультации с родителями каждого ребёнка.

Таким образом, осуществляется сопровождение обучения детей с РАС в специализированных классах, которое подразумевает использование рекомендаций специалистов, в помощи которых нуждается ребенок и его родители в образовательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование английского звукопроизношения на начальном этапе обучения детей с заболеванием ОДА в условиях школы-интерната VI вида

Формирование  английского звукопроизношения на начальном этапе обучения детей с заболеванием ОДА в условиях школы-интерната  VIвида...

Основные параметры готовности к школе детей дошкольного возраста

Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для нормального речевого общения, как со сверстниками, так и с взрослыми, для успешного овладения грамотой, а при поступ...

Урок как основная форма обучения в школе

В данной статье рассматриваются типы уроков, их структура. Материал может быть полезен начинающим педагогам, работающим в школе, так и педагогам, работающим в системе НПО и СПО...

Направления работы по подготовке к обучению в школе детей с нарушениями речи

Презентация готовности к школе. Причины недостаточной готовности детей с ОНР к школьному обучению,типы занятий ,3 вида направлений....

Методика использования игровых технологий в обучении иностранному языку на начальном этапе обучения в школе

При определении целей занятий учитель обязательно должен учитывать личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности. Для большей результативности обучения необходим индивидуальный подход...

«Использование метода денотативного анализа иноязычного текста при обучении чтению (на основном этапе обучения)»

Актуальность опыта  обусловлена тем, что чтение играет важную роль для развития у учащихся навыков языковой догадки и чувства языка, обогащает словарный запас, развивает грамматические навыки, фо...