Формирование английского звукопроизношения на начальном этапе обучения детей с заболеванием ОДА в условиях школы-интерната VI вида
статья (5 класс) на тему

Корсунова Ольга Алексеевна

Формирование  английского звукопроизношения на начальном этапе обучения детей с заболеванием ОДА в условиях школы-интерната  VIвида

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья «Барнаульская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VI вида»

Формирование  английского звукопроизношения на начальном этапе обучения детей с заболеванием ОДА в условиях школы-интерната  VI вида

учитель английского языка и СБО Корсунова О.А.

 В сложной структуре нарушений у детей с ДЦП значительное место занимают речевые расстройства, частота которых составляет до 80%. При ДЦП  у многих детей отмечаются нарушения фонематического восприятия, что вызывает трудности звукового анализа, также у детей с ДЦП отмечаются своеобразные нарушения лексического строя речи, обусловленные спецификой заболевания. Такие дети обладают ограниченными лексическими возможностями и при изучении иностранных языков, в частности английского языка не располагают необходимыми языковыми средствами для характеристики различных предметов и явлений окружающего мира. Своеобразное формирование словарного запаса находит свое выражение в нарушении усвоения многих языковых категорий. Особенно ограничен запас слов, обозначающих действия, признаки и качества предметов. Поэтому с первых дней обучения английскому языку, используя данные полученные логопедом, я провожу диагностику речевых трудностей с целью создания образовательной траектории каждого ребенка. Наблюдаю за детьми на своих уроках английского языка, полученные сведения заношу в протокол  наблюдения для выявления тех учащихся, которые имеют проблемы в обучении английскому языку. Далее повожу речевые пробы на русском и английском языках. Это обеспечит синхронность выявления симптомов речевого нарушения в различных языковых системах (звукопроизношение, фонематический анализ, синтез и фонематические представления, особенности словарного запаса, грамматический строй речи, словоизменение, словообразование)  на английском языке с учетом программы обучения. Исследование письма провожу на материале письменных работ, на русском и английском языках. Исследование чтения провожу с использованием знакомых и незнакомых текстов на родном языке и на английском языке (согласно программе обучения). Особое значение имеет фиксация ошибочных ответов, т.к. именно по характеру ошибки можно определить те или иные нарушения. В соответствии с результатами предварительной диагностики я составляю индивидуальные коррекционные планы на каждого ребенка в следующей последовательности: звукопроизношение, ударение, интонация, словарь, письменная речь, спонтанная речь. Коррекцию письменной речи и формирование навыков спонтанной речи осуществляю параллельно. Развитие психических функций, сопровождающее весь процесс коррекции, согласуется с речевым объектом. При работе над звукопроизношением  и просодической стороной речи делаю акцент на развитие восприятия во всех его видах и формах. Работа над словарем требует особого внимания к развитию памяти, внимания, ассоциативного мышления, воображения.  Письменная речь требует включения высших форм когнитивных психических функций. В процессе всей коррекционной работы осуществляется развитие эмоционально-волевой и личностной сфер, однако особое внимание целенаправленно обращаю на них при формировании навыков спонтанной речи.   Индивидуальная коррекция английского звукопроизношения начинается с дифференциации понятий «звук»  и «буква». В ходе беседы вопросы ставлю так, чтобы обратить внимание ребенка на исследуемый объект или механизм. Результат анализа ученик формулирует сам. Таким образом, ученик получает практический опыт аналитической рефлексивной деятельности. В ходе работы на этом этапе применяю наглядные звуковые примеры, звуковые игры, например: «послушай тишину», «что звучит?», «повторяй за мной», «послушай себя» и другие.  По мере формирования представлений о звуковой стороне речи веду коррекционную работу по постановке и автоматизации звуков английского языка.    Целью коррекции является постановка правильного иноязычного произношения (Received Pronunciation- RP).

  Задачами коррекции ставлю, В зависимости от характера речевого нарушения:

-формирование и развитие фонематического слуха на звуки английской речи;

-разрушение неверного произносительного стереотипа и создание нового, соответствующего RP;

-дифференциацию поставленного звука - как внутри английской фонематической системы, так и между русской и английской фонетическими системами;

-автоматизацию поставленного звука в речи.

Учитывая то, что вследствие той или иной функциональной недостаточности дети с речевыми нарушениями не могут усваивать нормы  RP в ходе учебного процесса,  использую специальные методы и приемы.

Так,  в основу коррекционной работы по формированию и развитию фонематического слуха при изучении английского языка русскоговорящими детьми положены сходства и различия между двумя фонетическими системами. Наряду со сходными характеристиками звуков – гласные и согласные звуки, звонкие и глухие - ребенок встречается с принципиально новыми, непривычными для него характеристиками: появление звуков с несвойственной для русской речи артикуляцией и звучанием, отсутствие смягчения согласных звуков, долгота гласных звуков, большое количество дифтонгов.

Из-за недостатков фонематического слуха ребенок неверно воспринимает «незнакомый» ему звук речи, т.е. искаженно слышит его. Чтобы создать верный фонематический образ, использую очень четкий и точный многократный показ звука. Для восприятия и закрепления звукового образа активизирую все сенсорные системы ребенка: слуховую, зрительную, тактильную, осязательную. При воспроизведении звука добиваюсь точных артикуляций, дабы закрепить кинестетический образ звука. Так же использую игры на дифференциацию звуков.

Работа по формированию и развитию фонематического слуха ведется совместно с постановкой звуков английской речи.

В ходе коррекции звукопроизношения хочу выделить несколько эффективных приемов:

-демонстрация артикуляции учителем;

-контроль артикуляции ребенком с помощью зеркала;

-использование различных наглядных средств: артикулем - с подробным разбором изображения; условного показа положения органов артикуляции на руках; жеста, имитирующего движение органа артикуляции; сочетания утрированной артикуляции с жестом;

-использование утрированной артикуляции и условных жестовых обозначений звуков в работе над спонтанной речью в качестве упреждающих подсказок. Данный прием очень эффективен для работы с детьми, имеющими речевые нарушения, т.к. позволяет предупредить возможную ошибку и вызвать нужный кинестетический образ звука.

После индивидуальных я перехожу к групповым коррекционно-развивающим занятиям, которые строю так, чтобы обеспечить максимальную положительную мотивацию к овладению английским языком и развитие таких психических функций как внимание, память, мышление, восприятие, воображение.

В ходе групповых занятий активизируются внутренние психологические резервы учащихся и стимулируется активное преодоление учебных препятствий. В группе в качестве основного метода используется общение, что дает широкую возможность организации речевой деятельности учащихся. Проведение занятий в игровой форме, игровые импровизации вызывают подлинный интерес детей к занятиям и тщательную отработку учебного материала.