Цветовые контрасты
план-конспект

Мы говорим о контрастах, когда сравниваем между собой 2 цвета, находим между ними чётко выраженные различия. Наши органы чувств функционируют только посредством сравнений. Глаз будет воспринимать линию более длинной, если рядом будет более короткая. Также впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка учебного занятия

Учебная дисциплина: Декоративно-прикладное искусство.

Класс: 3

Тема: «Особенности и схемы построения сложных орнаментальных композиций в замкнутой форме».

Вид: урок применения и закрепления полученных знаний и умений на практике

Форма проведения: комбинированное занятие

Продолжительность: 45 мин.

Место проведения: учебный кабинет №1

Цель урока: Применение знаний и умений по выполнению схем орнаментальной композиции.

Задачи урока:

  • применить знания о видах орнаментальных композиций и их особенностях
  • зарисовать схемы орнаментальных композиций в круге.

Дидактическая: закрепить знания о построении сложных орнаментальных композиций, их видах и особенностях; научить применять полученные знания и умения при выполнении композиций; научить анализировать работу; научить выполнению задания соответственно заданной теме; научить оценивать качество выполненной работы.

Воспитательная: способствовать воспитанию аккуратности и внимательности, воспитанию трудовой дисциплины при выполнении задания; способствовать формированию ответственного отношения к заданию; способствовать готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий; научиться осуществлять самооценку выполненных работ.

Развивающая: содействовать развитию умения применять на практике полученные теоретические знания о построении композиции; развивать логическое и образное мышления при выполнении задания; развивать мелкую моторику пальцев рук; формировать навыки самоконтроля и самоанализа.

Междисциплинарные связи:

  • Лепка (композиционное построение, компоновка в заданном формате, применение теоретических знаний при выполнении практических работ)
  • Основы изобразительной грамоты и рисования (декоративная переработка растительной формы, орнамент, ритм, симметрия, динамика орнамента, орнаментальный мотив)

 Внутри дисциплинарные связи:

Тема: Организация декоративной композиции.

Учебное оборудование (оснащение) занятия: стол, стул, доска, освещение.

Материалы преподавателя: ручка, карандаш, наглядные пособия.

Материалы студента: бумага формата А4, карандаш, ластик, линейка, циркуль.

Методическое обеспечение занятия: компьютер\телевизор (для показа наглядного материала), наглядные пособия.

Критерии и методы диагностики уровня готовности (обученности) студентов к занятию:

  • организация рабочего места (порядок, наличие всех необходимых материалов и инструментов для выполнения практического задания)

Критерии и методы диагностики эффективности занятия:

  • компоновка в листе (1 балл)
  • правильность построения схемы (3 балла)
  • законченность задания (1 балл)

Хронокарта занятия:

  1. Организационный этап – 1 мин.
  2. Актуализация знаний – 3 мин.
  3. Теоретическая часть – 15 мин
  4. Практическая часть –  18 мин.
  5. Подведение итогов- 5 мин.
  6. Задание на следующее занятие – 3 мин.


Предварительный просмотр:

План-конспект теоретической части занятия.

Тема: «Цветовые контрасты»

Мы говорим о контрастах, когда сравниваем между собой 2 цвета, находим между ними чётко выраженные различия. Наши органы чувств функционируют только посредством сравнений. Глаз будет воспринимать линию более длинной, если рядом будет более короткая. Также впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов.

Существуют основные виды цветовых контрастов:

  1. Контраст по цвету ( контраст основных и спектральных цветов)

Это самый простой из всех контрастов. Он не представляет больших требований к цветовому видению, так как его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности. Так же как  чёрный и белые цвета образуют самый сильный контраст светлого и тёмного, так жёлтый, красный и синий образуют самый выраженный контраст по цвету.

  1. Контраст тёплого и холодного.

Синие и зелёные цвета понижают импульс кровообращения; красно-оранжевые цвета его стимулируют; по этому синие и зелёные цвета мы считаем холодными, а красно-оранжевые  - тёплыми. Возвращаясь к цветовому кругу видно, что жёлтый – самый светлый, а фиолетовый – самый тёмный, значит  это самый сильный контраст светлого и тёмного. Под прямым углом к оси «жёлтый – фиолетовый» расположены красно-оранжевые цвета и сине-зелёные, которые являются двумя полюсами контраста холода и тепла. Жёлтые, жёлто-оранжевые, красно-оранжевые, красные, красно-фиолетовые – это тёплые цвета. Жёлто-зеленые, зеленые, зелёно-синие, синие и сине-фиолетовые – это холодные цвета.

Характер холодных и тёплых цветов можно представить в сопоставлениях:

 холодный – тёплый

 теневой - солнечный

 прозрачный – не прозрачный

 жидкий – густой

 далёкий – близкий и т.д.

Эти различные способы проявления контраста холода и тепла говорят о его огромных выразительных возможностях, позволяющих добиться большой живописности и особой музыкальности общей атмосферы произведения. В природе более удалённые предметы в силу отделяющего их от нас воздушного слоя всегда кажутся более холодными. Контраст холодного и тёплого обладает так же свойствами влиять на ощущение приближённости и удалённости предметов, и это качество делает его важнейшим изобразительным средством в передаче перспективы и пластических ощущений.

Контраст тёплого и холодного можно считать самым звучащим среди других цветовых контрастов. Импрессионисты открыли, что холодный синий цвет неба и воздуха постоянно контрастирует с тёплыми оттенками солнечного света, выполняя роль теневых цветов (Моне, Ренуар).

  1. Контраст светлого и тёмного

День и ночь, свет и тень – эти противоположности имеют основополагающее значение в человеческой жизни и в природе вообще.

Белый и чёрный – наиболее сильное выразительное средство для обозначения света и тени. Белый и чёрный – это противоположности, между которыми расположена область серых тонов, а также весь ряд хроматических цветов.

  1. Контраст дополнительных цветов.

Если из радуги вычесть какой- либо один цвет, то смешение всех других цветов даст цвет контрастный вычтенному. В цветовом круге дополнительные цветы расположены строго друг напротив друга. Ощущение от цвета будет наиболее сильным тогда, когда рядом с этим цветов будет находиться контрастный ему цвет (красный – зеленый, жёлтый – фиолетовый, синий – оранжевый и т.д.).

  1. Контраст цветового насыщения.

Качество цвета – это его чистота и насыщенность. Контраст по насыщенности фиксирует противоположность между цветами насыщенными и блёклыми (приглушенными). Спектральные цвета, полученные путём преломления белого света, являются цветами максимальной насыщенности или максимальной чистоты.

  1. Контраст по площади цветовых пятен

- это размерное соотношение между двумя или несколькими цветовыми пятнами. Его сущность в противопоставлении между «много» и «мало».

Силу воздействия цвета определяет два фактора:

- светлота цвета

- размер цветового пятна

Гёте выявил систему числовых соотношений, но они приблизительны. Степень светлоты основных цветов можно представить системой соотношений:

Жёлтый = 9

Оранжевый = 8

Красный = 6

Фиолетовый = 3

Синий = 4

Зелёный = 6

Красный = Зелёному (по светлоте)

  1. Симультанный контраст

 – это явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета сразу требует появления его дополнительного цвета (основан на контрасте дополнительных цветов) и если такового нет, то симультанный контраст порождает его сам. Это значит, что основной закон цветовой гармонии базируется на законе о дополнительных цветах.

Симультанно порождённые цвета возникают лишь как ощущения и объективно не существуют. Они не могут быть сфотографированы или нарисованы.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Учебная дисциплина: «Декоративно-прикладное искусство»

Тема: «Цветовые контрасты»

План темы:

1.Слушание теоретического материала и задания

2. Работа с цветовым кругом

3. Выполнение упражнений на создание композиции с использованием основных цветовых контрастов

4. Подведение итогов работы

Дидактические цели:

Обеспечить усвоение обучающимися

- знаний о цветовых контрастах

- знаний о зависимости цвета от времени дня и освещенности, цветовых изменениях в зависимости от времени года.

- закрепить знания о характеристиках свойствах цвета, знания о взаимодействии цветов друг с другом

- научить анализировать работу с различными цветовыми сочетаниями и контрастами

- научить созданию композиций  с использованием различных цветовых контрастов и гармоничных сочетаний

- научить оценивать качество выполненной работы

Средства обучения:        

- Наглядный материал (презентации по теме в электронном виде, технологические карты, цветовой круг)

Способы деятельности:

- Слушание теоретической информации

-Изучение и анализ наглядного материала

-Самостоятельное выполнение упражнений по теме занятия

Формы обучения:

Практическая работа

Система обобщения материала:

- опрос обучающихся по пройденной теме: «Цветовые контрасты»

Литература:

  1. Тина Саттон, Брайд Вилен. Гармония цвета. Полное руководство по созданию цветовых гармоний.
  2. Йоханес Иттен. Искусство цвета.
  3. Салтанова. Обучение цветоведению в системе профессионального образования.

Виды контроля:

1. Текущий

2. Тематический

Формы контроля:

1. Индивидуальный

2. Фронтальный

Методы контроля:

1. Устный

2. Практический

3. Самостоятельный



Предварительный просмотр:

Этап занятия

Время

Содержание деятельности преподавателя и студентов

Методы и приёмы обучения

Средства обучения

Формы и методы контроля качества обучения

1.Организационный

  • проверить готовность студентов к занятию

1мин.

Преподаватель:

Проверка наличие материалов и инструментов на рабочих столах студентов

Обучающиеся:

Подготавливают рабочее место

- словесный (беседа)

- самоорганизация     студентов

2. Актуализация знаний

  • сообщить задание урока «Выполнение упражнения на создание композиции с использованием цветовых контрастов»
  • сообщить учебные цели и задачи
  • краткий опрос по ранее полученным знаниям

7 мин.

Преподаватель:

объявляет тему урока; рассказывает о целях и задачах урока; сообщает нормы времени на выполнение задания; рассказывает о критериях оценки качества выполнения задания; задает вопросы по пройденному материалу

Обучающиеся: 

включаются в деловой ритм урока; отвечают на вопросы

- информационный (рассказ, беседа)

- наглядный

Наглядный материал, презентация по теме урока

опрос

3.Практическая часть

  • Выполнение студентами композиции с использованием цветовых контрастов

27мин.

Преподаватель:

Отслеживает ход работы; дает рекомендации по исполнению задания; помогает исправить допущенные ошибки; рассказывает о способах устранения ошибок

Обучающиеся:

начинают самостоятельно выполнять практическое задание; выполняют композицию; слушают объяснения преподавателя

- практический (закрепление знаний и умений)

- индивидуальная деятельность

Собственные зарисовки композиции, цветовые выкрасы.

наблюдение

4.Подведение итогов

  • Обсуждение выполненного задания

5 мин.

Минипросмотр.

Преподаватель:

Проверяет качество выполнения задания; отмечает студентов добившихся отличного качества исполнения; говорит замечания по ходу урока

Обучающиеся:

демонстрируют свои работы; комментируют результаты своей работы.

- сравнительный анализ

-объяснение

просмотр

Объяснение задания на следующий урок

3 мин

Преподаватель:

Озвучивает задание на следующий урок

Обучающиеся:

Наводят порядок на рабочем месте

- объяснение

Содержательная часть урока


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема занятия: «Цветовые контрасты» Примеры выполнения задания по теме.

Слайд 2

Пример №1

Слайд 3

Пример №2

Слайд 4

Пример №3

Слайд 5

Пример №4

Слайд 6

Пример №5

Слайд 7

Пример №6

Слайд 8

Пример №7

Слайд 9

Пример №8

Слайд 10

Пример №9

Слайд 11

Пример №10

Слайд 12

Пример №11

Слайд 13

Пример №12

Слайд 14

Пример №13

Слайд 15

Пример №14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контраст как основной художественный прием в рассказе Л.Н.Толстого.

Материал представляет собой конспект открытого урока по литературе в 8 классе...

Шумилина Л.П. Поэтика контраста. (А.Блок).

Статья об уроке, на котором исследуется своеобразие  поэтики  А.А.Блока,  опубликована в еженедельной газете "Русский язык" ИД "Первое сентября" (2002  № 11). Подобные ур...

Цветовой круг с наложением схемы гармоничного цветового сочетания

Файл создан как пример применения интерактивной доски на уроке Технологии.Удобно использовать для демонстрации способов подбора гармоничных цветовых осчетаний....

Цветовые сочетания в орнаменте с использованием цветового круга

Методическое пособие для уроков ИЗО и проведения занятий объединений художественной направленности....

Цветовой контраст

Цветовой контраст — это сопоставление двух и более цветов таким образом, что бы их можно было эффективно сравнить и показать различия. Его суть можно видеть в том, что противоположные по ка...

Цветовой контраст

Цветовой контраст — это сопоставление двух и более цветов таким образом, что бы их можно было эффективно сравнить и показать различия.Его суть можно видеть в том, что противоположные по каким-ли...

Цикл занятий по Цветовому кругу Контраст "Скорпион"

lt;iframe width="738" height="415" src="https://www.youtube.com/embed/xWRjyg6hjfA" title="Мастер класс Контраст" frameborder="0" allow="accelero...