Контраст как основной художественный прием в рассказе Л.Н.Толстого.
план-конспект урока литературы (8 класс) по теме

Материал представляет собой конспект открытого урока по литературе в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_posle_bala.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Контраст как основной художественный прием в рассказе Л.Н.Толстого.

Цели: выявить первоначальное восприятие прочитанного рассказа; развивать умение анализировать образы-персонажи; воспитывать в детях чувство непримиримости к проявлениям несправедливости.

Задачи: дать представление о контрасте как основном художественном приеме произведения.

Оформление: портрет Л.Н.Толстого.

Оборудование: мультимедиапроектор, распечатка таблиц для сопоставительного анализа; распечатка высказываний Л.Н.Толстого.

Ход урока.

  1.Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Давайте представим Льва Николаевича за работой. Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям. Невидимая свеча ярко освещает лицо писателя, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника.

2.Проверка домашнего задания. Наш сегодняшний разговор – о рассказе «После бала». Дадим слово ребятам, подготовившим сообщения об этом произведении.

Вы уже знакомы с содержанием рассказа. Как вы думаете, почему писатель назвал его «После бала», тогда как большая часть его, как вы наверняка отметили, посвящена описанию бала?

Обобщение: Основная проблема творчества Толстого последних лет его жизни- «нравственное прозрение» человека. Эта тема раскрывается в рассказе «После бала». В «нравственном прозрении» героев поздних произведений писателя главную роль играет случай, он помогает               им  «мысленно» освободиться от безнравственного идей взгляда на жизнь, внушенного обществом. С нравственных высот, куда вознесен герой своей любовью, он безошибочно узнает  безнравственность и зло окружающего мира.

3.Изучение нового материала. Контраст как основной художественный прием в рассказе Л.Н.Толстого « После бала».

1).Каким образом писателю удается выразить свои мысли и чувства, чтобы они воздействовали на читателя с наибольшей силой?

2).Что такое композиция произведения?

3).Как  вы понимаете слово контраст?

Учитель: Художественное произведение не хаотическое собрание эпизодов описаний, монологов диалогов. Каждая часть, каждый эпизод произведения, их расположения, их связь друг с другом способствуют раскрытию идей писателя  и помогают воспринимать произведение в единое целое.

Поговорим сегодня об одном из наиболее действенных  композиционных  приемов, использованных Толстым в своем рассказе - о контрасте.

 Сопоставим два эпизода – на балу и после бала, но сначала прослушаем фрагменты произведений музыкальных, которые, надеюсь, помогут вам более глубоко и точно представить атмосферу происходящего.

 (Прослушивание музыки)

Думаю, вы почувствовали настроение каждого эпизода благодаря музыке и поняли, что в любом виде искусства контраст играет колоссальную роль.

4.Работа с таблицами по группам.

Заполнение таблицы в следующем порядке:

На балу- 1гр.-1,2 графы

                 2 гр.-3,4 графы

После бала-  3 гр.- 1,2 графы

                        4 гр.- 3,4 графы

- Четвертая графа не имеет названия. Что можно добавить в нашу таблицу? Чьи образы также контрастируют?  (Варенька и солдат)

Зачитывание результатов сопоставления

5 Работа по содержанию.

Последняя графа посвящена полковнику. Получается, что он контрастирует сам себе? Как вы это можете объяснить?

1).Кого напоминает полковник? ( Явно его сходство с императором Николаем 1).

2). Чем объясняется разница в поведении полковника на балу и после бала?

3). Двуличен ли он?  ( Нет, так как  он искренне убежден в необходимости жестокой расправы с тем, кто преступил закон, считает, что « надо все по закону»).

4).Что происходит с чувствами Ивана Васильевича?

( Его любовь пошла «на убыль»).

5).Почему это произошло?

 Иван Васильевич незадолго до страшной сцены видел полковника на балу рядом с Варенькой, которая своим чувством как бы связывала их. А теперь ему было стыдно даже смотреть на полковника. Он переносит часть стыда на Вареньку. Любовь постепенно угасла.

6).Какие выводы можно сделать из наших наблюдений?

 Эпизод бала и события после бала  противопоставлены друг другу.  Мы увидели, что прием контраста очень важен для понимания идеи рассказа. Л.Н.Толстой при помощи контраста сумел показать перелом в душе героя.

Слово учителя. Действительно, контрастно противопоставляя две сцены, Толстой как бы срывает маску с внешне нарядной и благополучной действительности. Чем более праздничным, роскошным представлял себе окружающий мир студент, тем неожиданнее, трагичнее, горше оказалось его  прозрение. Писатель вскрывает социальные противоречия царской России и в то же время показывает силу переживаний Ивана Васильевича, увидевшего мир с неожиданной стороны. Художник заставляет читателя  задуматься над проблемой ответственности каждого за совершающееся вокруг него.

 На ваших столах листы с высказываниями писателя о смысле жизни. Какое из них, по вашему мнению, наиболее подошло бы в качестве эпиграфа к нашему сегодняшнему уроку?

Можем ли мы сказать, что главный герой нашел « тот путь, при котором… легко»?

6. Итоги урока.

Домашнее задание: подготовить устное сочинение на тему: «Утро, изменившее жизнь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.

Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русского  языка  и литературы МОУ «СОШ с.  Сальское»...

Урок литературы в 8 классе с использованием ЭОР. « Л.Н. Толстой. История создания рассказа « После бала». Антитеза -основной художественный прием построения рассказа».

Урок литературы в 8 классе с использованием ЭОР.« Л.Н. Толстой. История создания рассказа « После бала». Антитеза  -основной художественный прием построения рассказа»....

Литературно-критическая статья «Контраст как основной художественный прием рассказа Н. А. Тэффи «Фея Карабос» и его роль в раскрытии основной идеи произведения».

Статья рассматривает прием контраста, на основе которого построено небольшое по объему произведение Н. А. Теффи из цикла рассказов "О любви". В работе раскрывается постижение образов персонажей, обозн...

Прием контраста в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»

Цели урока:   Содержательная: 1) Формирование у обучающихся мотивации, заинтересованности в дальнейшем изучении рассказа «После бала», 2) актуализация знаний об эпохе, отраж...