Урок литературы в 8 классе с использованием ЭОР. « Л.Н. Толстой. История создания рассказа « После бала». Антитеза -основной художественный прием построения рассказа».
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Симанова Ирина Игоревна

Урок литературы в 8 классе с использованием ЭОР.

« Л.Н. Толстой. История создания рассказа « После бала». Антитеза  -основной художественный прием построения рассказа».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fragment_uroka_literatury_s_ispolzovaniem_eor.asd_.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе с использованием ЭОР.

« Л.Н. Толстой. История создания рассказа « После бала». Антитеза  -основной художественный прием построения рассказа».

Цель: расширить знания учеников о биографии писателя, показать своеобразие историзма Толстого, определить социально –нравственные проблемы рассказа.

Задачи:

образовательные:

  • Расширить знания учащихся о биографии Л.Н. Толстого.;
  • Показать особое отношение к истории писателя;
  • Ознакомить учащихся с историей создания рассказа « После бала»;
  • Научить анализу прозаического произведения;
  • учить выделять существенные признаки в изученном материале

развивающие:

  • развивать у учащихся устную речь, память, внимание;
  • развить навык анализа текста;
  • развивать познавательный интерес учащихся к русской классической литературе;
  • развить творческое мышление учащихся;

воспитательные:

  • расширять коммуникативные способности детей;
  • развить интерес к русской истории и литературе;
  • воспитывать интерес к литературе через  языковые средства;
  • воспитывать культуру общения на уроке, ответственное отношение к учебе;

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок развивающего обучения

Методы обучения: проблемно-поисковый метод, наглядный, репродуктивный .

Методические приемы: Сообщение учащегося, рассказ учителя, повторение изученного, выразительное чтение, беседа по вопросам, комментированное чтение.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая

Технологии: общепедагогические технологии, системно-деятельные технологии, технология проблемного обучения,  здоровьесберегающие и информационно- коммуникативные технологии.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас сегодня на уроке. Наш урок будет посвящен творчеству великого русского писателя, философа, педагога Льва Николаевича Толстова. Давайте вспомним, с какими произведениями Толстого мы знакомы, а что нам известно о нем?

Слово учителя: Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе  Ясная Поляна недалеко от Тулы. С этой усадьбой связана вся жизнь писателя. Он покидал имение лишь на несколько лет, когда служил на Кавказе, а затем вернулся сюда, чтобы написать свои самые известные романа « Война и мир», « Анна Каренина». Здесь выросли его дети, здесь он создал школу для крестьянских детей и воспитывал их по своей методике, отсюда он незадолго до смерти ушел, чтобы начать новую жизнь.

Интересно, что с самого деется Л.Н. Толстой вел дневник, куда записывал все , что с ним произошло за день, о чем думал. Толстой выработал для себя определенные правила жизни и работы. Лев Николаевич фиксировал в своем дневнике все свои недостатки: упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, беспорядочности, лжи, нерешительности…

Толстой целенаправленно шел по пути самопознания, анализировал свои поступки, описывал события внутренней жизни, изучал свое поведение. Целью его дневников было самосовершенствование, изменение в лучшую сторону, самовоспитание. Толстой пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда в человеке берется любовь и ненависть, добро и зло, как складывается характер. Это не  значит, что он был идеальным человек. Наоборот, наблюдая за собой, стремясь понять себя, он научился понимать и других.

Особое внимание писатель уделял истории. В ранней юности она казалась ему лишь набором разрозненных дат и событий. Со временем Толстой пришел к философскому осмыслению истории.

Сегодня мы будем говорить о рассказе Л.Н. Толстого « После бала». Прежде чем начать обсуждение событий и героев этого рассказа, я предлагаю вам вспомнить, какое произведение мы называем « рассказом»?

Рассказ - это эпический жанр. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя.

- Согласны ли вы с тем, что « После бала» - это рассказ? Докажите.

  1. Знакомства с иллюстрациями к рассказу.

Подготовить к восприятию рассказа, дать справку об истории создания рассказа, ввести в творческую лабораторию писателя

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6c8230c4-8af6-4438-8bc1-88b951f141b5/?interface=pupil&class=50&subject=10

 Ресурс способствует развитию речи учащихся, подготавливает учащихся к восприятию рассказа.

  1.  Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что рассказ написан в 1903 году, а события, которые в нем описываются относятся к 40-ым годам девятнадцатого столетия. Это важно. Давайте обратимся еще к одному ресурсу.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2c61d823-6826-4bb2-99b9-61609d1b5537/?interface=pupil&class=50&subject=10

Учащиеся  знакомятся со статьей « Художественные  особенности  рассказа Л.Н. Толстого « После бала».

( Толстой обращается к событиям семидесятипятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царит вопиющий произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего Толстого волновало то, что « образованные»  люди убеждены, что это необходимо « для хорошей и правильной жизни»)

  1. Сообщение ученика:

Солдат - бранное, поносное слово в устах нашего народа, солдат – существо, движимое одними телесными страданиями. Солдат – существо грубое, грубеющее еще более в сфере лишений, трудов и отсутствия оснований образования, знания образа правления, причин войны и всех чувств  человека. Солдат имеет по закону только строго необходимое, а в действительности менее того, чтобы умереть человеку сильного сложения – от голода и холода слабые умирают. Наказание солдата за малейший проступок есть мучительная смерть, высшая награда – отличие, дающее ему право, присуще человеку, - быть не битым по произволу каждого. Вот кто защитник нашего отечества.

Дух угнетения до того распространен в нашем войске, что жестокость есть качество, которым хвастаются самые молоденькие офицеры. Засекают солдат, бьют всякую минуту, и солдат не уважает себя, ненавидит начальников, а офицер не уважает солдата.

В 1820-х годах семеновские офицеры, цвет тогдашней молодежи….. решили не употреблять в своем полку телесного наказания, и, несмотря на тогдашние строгие требования фронтовой службы, полк и без употребления телесного наказания продолжал быть образцовым….

Так смотрели на телесное наказание образованные русские люди 75 лет тому назад. И вот 75 лет, и в наше время внуки этих людей заседают в качестве земских начальников в присутствиях и спокойно обсуждают вопросы о том, должно или не должно, и сколько ударов розгами должно дать такому-то или тому взрослому человеку, иногда деду.

Самые же передовые из этих внуков в комитетах и земских собраниях составляют заявления, адресы и прошения о том, чтобы в виду гигиенических и педагогических целей сечь не всех мужиков( людей крестьянского сословия), а только тех, которые не кончили курса в народных училищах….

…Но не тут еще главный вред этого безобразия. Главный вред – в душевном состоянии тех людей, которые устанавливают, разрешают, предписывают это беззаконие, тех, которые пользуются им как угрозой, и всех тех, которые живут в убеждении, что такое нарушение всякой справедливости и человечности необходимо для хорошей, правильной жизни. Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей, часто молодых, которые, я сам слыхал, с видом глубокомысленной практической мудрости говорят, что мужика нельзя не сечь и что для мужика это лучше.

Вот этих-то людей больше всего жалко за то озверение, в которое они впали и в котором коснеют… Стыдно!  1905 ( Из публицистических сочинений Л.Н. Толстого).

- Ребята, как вы думаете это актуальное произведение? Почему?

 

6.Развитие внимания к композиционным приемам Беседа по вопросам:

- Какие особенности композиции вы заметили?

- Какую цель преследовал писатель, располагая части рассказа в данной последовательности?

- Приведите примеры антитезы, используя текст рассказа.

  1. Прослушивание фрагмента рассказа.

Фрагмент из рассказа Л. Н. Толстого "После бала" (Наказание за побег) читает М. М. Тарханов

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/05e1977f-f3ad-4e94-97f9-91b977c4ef8c/?interface=pupil&class=50&subject=10

Что больше всего взволновало во время прослушивания фрагмента?

  1. Этап рефлексии.

Ребята, мы сегодня только начали разговор об этом  произведении Л.Н. Толстого. Для того чтобы глубже понять замыслы великого писателя, нужно будет дома выполнить ряд заданий. Но прежде чем записать домашнее задание,  ответьте на вопросы:

- Как называется поместье, в котором родился Л.Н. Толстой?

- С помощью чего Толстой пытался понять себя и окружающих?

-  События, описанные в рассказе ,и написание рассказа происходят в один год?

- На каком приеме построен рассказ « После бала».

- Что осуждает Толстой в своих публицистических выступлениях?.

 Домашнее задание:

 1. Заполните таблицу:

Характеристики

На балу

После бала

Чувства

Эпитеты

Цвет

Звуки

Детали

2. Многие исследователи обвиняют полковника в двуличие. Согласны ли вы с ними?  Аргументируйте свою точку зрения. ( Устно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе «А.С. Пушкин «Евгений Онегин». История создания. Литературная полемика вокруг романа. Замысел, и композиция произведения.»

Введение понятия «реализм».Обзор содержания романа.Знакомство с мнением критиков.Познакомить учащихся с замыслом, историей создания и композицией произведения, дать общую характеристику романа.Р...

Презентация к уроку литературы в 8 классе. А.С.Пушкин "Капитанская дочка". История создания.

Презентация к уроку литературы в 8 классе. А.С.Пушкин "Капитанская дочка". История создания. "Восстание Емельяна Пугачёва". Презентация представлена в сокращённом варианте....

Интегрированный урок по литературе для 8 класса «Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа «После бала» Л.Н.Толстого»

Презентация к уроку по литературе для 8 класса в рамках изучения рассказа Л.Н.Толстого "После бала"...

Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа.

Конспект урока литературы в 9 классе.Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска».  Трагизм судьбы героя рассказа....

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме: "Мертвые души" – история создания, особенности сюжета, система образов. Чичиков и помещики"

Вся Русь явилась в этом произведении. Вместе с авантюристом Чичиковым, цель которого была купить умерших крепостных крестьян, «мертвые души», мы увидели Россию XIX века с ее недостатк...

Конспект урока, литература, 5 класс "Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму".

Урок развития речи по литературе, 5 класс."Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму"....