Проектная деятельность экологического объединения" В мире животных".
статья (10 класс)

Резниченко Лариса Михайловна

Проектная деятельность  способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, отношений сотрудничества между педагогом и учащимся, приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Формируют умения планировать, принимать решения, оценивать результаты. Учащиеся  приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни. Именно проектная методика помогает сделать мои занятия яркими, запоминающимися. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_konferentsiya_21.05.18g.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

                                                                   Всё хорошее в людях - из детства!

                                                  Как истоки добра пробудить?

                                                               Прикоснуться к природе всем сердцем:

                                                                 Удивиться, узнать, полюбить

Тема: «Проектная деятельность экологического объединения в мире животных»

  Добрый день, уважаемые участники и гости.  Позвольте представиться Резниченко Л.М., педагог дополнительного образования Центра "Созвездие", руководитель экологического объединения "В мире животных». Сегодня представляю вам педагогический опыт по теме "Проектная деятельность в экологическом объединении «В мире животных». В своей работе я использую различные современные педагогические технологии: игровая технология, информационно - коммуникативная, здоровьесберегающая, проблемное обучение, исследовательская работа и  в том числе проектная деятельность. Проектная деятельность  способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, отношений сотрудничества между педагогом и учащимся, приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Формируют умения планировать, принимать решения, оценивать результаты. Учащиеся  приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни. Именно проектная методика помогает сделать мои занятия яркими, запоминающимися. Наблюдая за деятельностью детей, я  увидела   продуктивною  работу в группах, они  учатся очень важному: видеть в обычном - необычное, задавать вопросы, менять свое отношение к процессу познания мира. А это и есть результат воплощение в жизнь проектной методики - методики настоящего и будущего. И я поняла, что проектная деятельность даёт огромные возможности для развития каждого учащегося.  Представлю Вам проекты, которые были созданы  учащимися экологического объединения «В мире животных».

Первый проект: «Красная книга мини-зоопарка «Центра «Созвездие».

Изучая новый материал  с младшей группой, мы  познакомились  с редкими животными, занесенными в Международную Красную книгу, Красную книгу России и Красную книгу ХМАО. На занятиях ребята выяснили, что некоторых животных с каждым годом становится всё меньше и меньше. И тогда у ребят возник вопрос: где можно  увидеть редких животных  из Красной книги? Решили проверить в мини-зоопарке, нет ли среди обитателей животных, занесенных в Красную книгу? Оказалось, что в мини-зоопарке живет не один, не два, а целых шесть представителей Красной книги! Это Барбус вишневый,  Шиншилла, белка Превоста,  Новозеландский попугай какарик, занесенные в Международную Красную книгу; Китайский трионикс – представитель Красной книги России; а также Ёж обыкновенный, занесенный в Красные книги ХМАО,  Свердловской и Томской  областей.  У ребят  появилось желание выполнить свою «Красную книгу мини-зоопарка  «Центра «Созвездие». Это стало целью проекта. Найти краснокнижных животных, которые живут в  мини-зоопарке и изучить их. Создать Красную книгу  мини-зоопарка «Центра «Созвездие», подготовить по ней презентацию и подарить книгу детской библиотеке. Весь проект готовился 6 месяцев и был разделен на 4 этапа. Вначале мы распределили роли среди участников проекта, провели опрос среди учеников  первых классов, учителей и родителей гимназии  города Советский, изучили литературу, определили проблемы, цели, задачи, ожидаемые результаты проекта. После мы изучили историю Красной книги и её содержание; познакомились с «краснокнижными» видами животных, получили информацию у сотрудников зоопарка по редким животным. На третьем этапе мы приготовили поделки и рисунки животных нашего зоопарка, занесенных в Красную книгу; создали  книгу и презентацию. Данный проект для ребят был первым шагом на пути исследования животных, занесенных в Красную книгу. Ребята приобрели первые знания и навыки, необходимые в дальнейшем для успешного участия в проектах, для ответственного отношения к природе, для развития наблюдательности и исследования. Наша догадка, что в мини-зоопарке

 « Центра «Созвездие» должны содержаться редкие животные, занесенные в Красную книгу, подтвердилась. Поставленная цель, задачи, предполагаемые результаты нашего проекта были достигнуты.  У нас не вызывало сомнения, что «Красная книга» мини-зоопарка «Центра «Созвездие» будет интересна как юным читателям, так и педагогам в подготовке уроков по окружающему миру. А находясь в библиотеке, «Красная книга мини-зоопарка» будет доступна любому заинтересованному человеку.

Второй проект «Красная книга редких растений города Советский».

На протяжении несколько лет старшими и младшими группами изучали комнатные растения  и редкие растения, занесенные в Красную книгу ХМАО, что и стало одним из  любимых занятий, выращивать комнатные цветы и цветы из семян, высаживать семена в стаканчики, украшали  территории  жилых домов в городе. Так  стала традиция   участвовать в акциях «Спасти и сохранить», «Украсить город цветами». За активное участие в акциях,  ребята  были награждены   благодарственными письмами.

Ребята  так заинтересовались растениями и  решили  написать проект  «Красная книга  редких растений города Советский. В реализации проекта участвовала вся команда, и каждый внес свой вклад.

С проектом команда, участвовала  в районной проектной декаде «Первые шаги» и  заняли диплом II-степени, а в марте 2016г Денис Савельев, от команды  был оправлен на Международный фестиваль «Наука. Интеллект. Творчество-Башкортостан», где показал хороший результат, занял II место и был  опубликован «Сборник «Красная книга редких растений города Советский» на I Открытом Российском образовательном фестивале.

Мы продолжили свою работу в научных предметах биологии, ботанике, экологии, изучали  растения нашего края. Ребята выяснили, что наш край богат древними, редкими и исчезающими растениями, которые неоднократно подвергались уничтожению в результате освоения таежных территорий, лесных пожаров, что привело к сокращению их численности.

У ребят появилась идея написать проект «Интродукция редких и исчезающих растений в охранной зоне заповедника «Малая Сосьва» и

восстановить раннецветущие растения, применив метод интродукции. Интродукция предполагает внедрение новых пород за пределами их естественного ареала. Процесс этот достаточно сложный, так как за пределами ареала обитания интродуцируемого вида практически невозможно подобрать районы с аналогичным сочетанием условий среды. При любом переносе растения из его ареала распространения в новый район ему необходимо в той или иной мере приспосабливаться к новым условиям местопроизрастания. Наша задача – помочь им в этом. Мы познакомились с ботаником Александрой Леонидовной Васиной, кандидатом биологических наук, заместителем директора по науке заповедника «Малая Сосьва» и  мы узнали много полезной информации по теме нашего проекта. Александра Леонидовна определила для нас коллекционный участок в охранной зоне заповедника, где мы могли бы осуществлять исследования.

 Так, в ходе подготовки  и реализации проекта нашим партнером, союзником и помощником стала  Васина А.Л, научный сотрудник заповедника «Малая Сосьва». Была создана исследовательская группа в составе восьми человек: Савельев Денис, Медведев Виталий, Анищенко Дмитрий, Жилин Даниил, Поткин Ефим, Ткаченко Дмитрий, Козлова Дарья, Чедова Софья. Проведя подготовительную работу, мы приступили к проведению исследований и изучили теоретический материал. Была изучена литература, методическое пособие по полевой практике, 2001г, методическое пособие по полевой экономике Зверевой. Е.Г; Боголюбовым. А. С. На садовом участке  мы собрали семена пиона уклоняющегося, чтобы высадить их на рассаду весной в охранной зоне заповедника «Малая Сосьва». Наша исследовательская группа исследовала  территорию (коллекционный участок) в районе урочища «Белая гора». Мы подобрали правильно почву и произвели высадку растений в естественную среду, в результате чего численность редких и исчезающих раннецветущих растений увеличилась, а ареал обитания расширился.

В настоящий момент проект «Интродукция редких и исчезающих растений в охранной зоне заповедника «Малая Сосьва» завершен. Результатом завершения проекта, что  стало увеличение популяции таких редких и прекрасных растений, занесенных в Красную книгу, как пион уклоняющийся, кизильник черноплодный и прострел желтеющий.

 Наш проект был представлен  в районе «Первые шаги» г. Советский, заняли II место. В  дальнейшем стали призерами  II степени на  окружном молодёжном форуме «Шаг в будущее»  город Ханты-Мансийск  и  на  Всероссийском  форуме молодёжи «Шаг в будущее» город  Москва. За высокий результат в научных исследованиях был награжден дипломом лауреата II степени.

 Наши достижения помогли нам реализовать следующий проект.  «Сохранение численности редких видов рукокрылых путём создания дополнительных убежищ в охранной зоне заповедника “Малая Сосьва».  Во время изучения темы «Летучие мыши в природе ХМАО-Югры, познакомились с разнообразием видов рукокрылых и узнали, что наш Ханты-Мансийский автономный округ  богат древними редкими  и исчезающими животными. Одними из самых древних представителей млекопитающих являются рукокрылые. Испытывая в настоящее время антропогенное воздействие, рукокрылые оказались из многих современных млекопитающих животных наиболее уязвимыми, и численность их стала сокращаться. Нас заинтересовала проблема редких видов рукокрылых, занесенных в Красную книгу ХМАО, и мы познакомились со специалистом, который изучает рукокрылых - Томишиной Анастасией Андреевной, научным сотрудником заповедника «Малая Сосьва» и узнали много полезной информации по теме нашего проекта. Анастасия Андреевна Томишина стала нашим партнером и помощником в ходе подготовки и реализации проекта.

Была создана исследовательская группа в составе: Белова Мария, Ильин Алексей, Саитгалина Зарина, Савельев Денис, Медведев Виталий, Неупокоев Данил, Толмачев Даниил, Труденова Екатерина, Чедова Софья, Яшкин Александр и мы приступили к проведению исследований. Для этого мы изучили теоретический материал: монографию Берникова К. А.«Фауна и экология рукокрылых (Chiroptera) равнинной тайги Западной Сибири (на примере Ханты-Мансийского автономного округа)» и книгу«Биоразнообразие Югры: Редкие и исчезающие животные» (Сургут, 2010). Побывали в охранной зоне заповедника «Малая Сосьва» на одном из кордонов и отметили на карте будущие искусственные  убежища зверьков.

Наша исследовательская группа изучила среду обитания рукокрылых с руководителями, и изготовили искусственные убежища для рукокрылых в начале мая – июне будем вывешивать в охранной зоне заповедника « Малая Сосьва». Наш проект «Сохранение численности редких видов рукокрылых путём создания дополнительных убежищ в охранной зоне заповедника “Малая Сосьва»  был представлен на районной научно-практической конференции посвященной Году экологии «Шаг в будущее», где заняли I место. А также  участвовали в районном конкурсе проектных и исследовательских работ «Первые шаги»  показали высокий результат, заняли I место.

 И в завершении хочется сказать, проектная деятельность, учащимся помогает обеспечить разностороннее развитие, обучение и  воспитание  старших и младших школьников, формирует проектное мировоззрение и мышление, адаптирует  к современным условиям жизни.  

На Международном экологическом форуме, который состоялся 27-31мая 2018г, также занял I место и был присвоен приз  поездка в Финляндию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская проектная деятельность в детском экологическом объединении

Для внедрения новых форм и подачи материала, способных повысить мотивацию учащихся к обучению и творчеству в педагогической работе можно применить методы проектов. Привлечение ребят к поисково-исследо...

Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыта работы УСОШ №1) Смирнова О.М. учитель биологии МБОУ Уренская средняя общеобразовательная школа № 1

Выступление на педагогических чтениях на тему: "Формирование активной жизненной позиции учащихся  через вхождение в социально – проектную деятельность  экологической направленности» (Из опыт...

Проектная деятельность патриотического объединения "Родина"

Патриотическое объединение «Родина» является ровесником нового века. Активные участники слета «Содружество», мы осуществили пять социально значимых проектов. Три из них являются долгосрочными. К их ре...

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «В мире животных»

рабочая программа внеурочного курса "в мире животных"...

Возможности профессионального самоопределения обучающихся через проектную деятельность в объединении Дизайн-студия «Сувенир» МБОУ ДО ДДТ «Искорка»

Данный материал содержит текст доклада, выступления на конференции  по  проектной деятельности. Отражает опыт работы педагога по оганизации профессиональных проб и погружения в профессии чер...

Проектная деятельность в объединении "Ириска - основы журналистики"

Проектна деятельность выходит за рамки урока. Иногда школьникам трудно определиться с задачей, чтобы найти свое место в социуме. Объединение юных журналистов помогает учащимся раскрывать творческий по...

Доклад "Мотивация проектной деятельности в объединении дополнительного образования"

В данной статье рассматриваются вопросы мотивации проектной деятельности в дополнительном образовании....