Главные вкладки

    Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «В мире животных»
    рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

    Зазулина Екатерина Александровна

    рабочая программа внеурочного курса "в мире животных"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vk_v_mire_zhivotnyh_7_kl.docx38.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

    Рекомендовано:

    Методическим объединением

     учителей естественного цикла

    Протокол от «30» 08. 2016г. № 1

    Утверждено:

    приказом МБОУ «Гимназия»

     «30» 08. 2016г. № 256

    Рабочая программа по внеурочной деятельности

    курса «В мире животных»

    направление: общеинтеллектуальное

    уровень основного общего образования (5-8 классы)

    7 класс.

    Автор – составитель:

    Зазулина Е. А.,

    учитель биологии и химии

    1 квалифицированной категории.

    г. Черногорск

    2016 г.                                          

    1. Пояснительная записка.

              Программа курса для основной школы 10 класса составлена на основе следующих документов:

    рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире животных» разработана на основании положения о порядке разработки, утверждения и реализации рабочей программы по программам внеурочной деятельности в соответствии ФГОС (приказ МБОУ «Гимназия» от 30.08.2016г. № 256)

    Данный курс направлен на расширение и углубление знаний о животном мире, особенностях строения, питания и передвижения животных, их приспособлениях к изменчивым условиям природной среды, о роли животных в формировании и сохранении окружающей среды и динамического природного равновесия. Курс   приводит к убеждению в необходимости рационального использования ресурсов животного мира, реализации практических мер по его воспроизводству и охране.

    В процессе занятий на основе знаний о разнообразных взаимосвязях животных с факторами живой и неживой природы представляется возможным заложить основу экологического воспитания, продолжить формирование экологического мировоззрения учащихся.

    -Цель: создание условий для развития творческих способностей учащихся и систематизирование  знаний  о животном мире, как неотъемлемой части природного равновесия.

    адачи:

    • расширение и углубление знаний о животном мире, особенностях строения, питания и передвижения животных, их приспособлении к изменчивым условиям природной среды;
    • развитие практических навыков работы с учебным оборудованием кабинета биологии (световым микроскопом, микропрепараторами), компьютером (создание презентаций);
    • воспитание бережного отношения к ресурсам животного мира.

      3. Основное содержание курса.

    Введение (2ч)

    Предмет зоологии. Краткая история зоологии. Разделы зоологии. Значение животных в природе и жизни человека. Принципы биологической классификации. Отличительные признаки животных.

    1.        Животные водоемов (8 ч)

    Животные водоемов различных типов. Многообразие водных животных. Строение и передвижение. Приспособления к жизни в воде и к сезонным изменениям в жизни водоема. Местообитание, типы питания, пищевые цепи. Роль хищных животных в ограничении численности жертв и понятие биологического равновесия. Средообразующая роль водных беспозвоночных. Биологическая очистка воды.

    Рыбы в природе и в хозяйстве человека. Эксплуатация и охрана промысловых рыб. Аквариум — модель экосистемы.

    Демонстрация микропрепаратов, влажных препаратов, презентаций.

    Лабораторные работы

    № 1. Изучение строения и передвижения одноклеточных животных.

    2.        Животные-паразиты (8 ч)

    Многообразие паразитических животных (простейшие, черви, членистоногие и др.). Приспособления к паразитическому образу жизни. Постоянные и временные паразиты. Циклы развития и роль в жизни хозяев. Использование явления паразитизма в защите растений.

    Демонстрация влажных препаратов.

    Лабораторная работа

    № 2. Изучение строения паразитов (на примере грегарины, нематод, клещей и других объектов),

    3.        Животные леса (15 ч)

    Население животных лесной подстилки и почвы; особенности строения в связи с передвижением и питанием. Роль животных в почвообразовании и повышении плодородия почв. Лесное хозяйство и животный мир. Население животных травяного яруса; пространственные и пищевые связи животных с растениями и друг с другом. Муравьи как общественные насекомые и их роль в жизни леса. Насекомые групп мертвоедов и навозников, их роль в утилизации животного опада.

    Животные древесного яруса, их взаимоотношения с другими животными, растениями, неживой природой. Роль животных в регуляции численности насекомых, распространении плодов и семян. Хищные и растительноядные формы. Сезонные явления в жизни лесных животных.

    Демонстрация коллекций насекомых, чучел (птицы и мелкие млекопитающие), презентаций и кинофильмов.

    Лабораторные работы

    № 3. Изучение роющей деятельности земляных червей.

    №4. Изучение строения ротового аппарата насекомых в связи с типом питания.

    4.        Животные степей и пустынь (6 ч)

    Многообразие и характерные черты степных и пустынных животных, их строение в связи с передвижением. Сезонные и суточные изменения в жизни животных. Роль степных животных в природе. Практическое значение и охрана змей.

    Демонстрация влажных препаратов, презентаций.

         5.        Животные тундры и лесотундры (6 ч)

    Характерные особенности строения и поведения животных в связи с экстремальными условиями среды (короткий световой день, низкие температуры, снежный покров и т. п.). Сезонные изменения условий, колебания численности. Особенности использования и охраны фауны Севера.

    Демонстрация фильмов, презентаций, чучел мелких млекопитающих.

    6.        Синантропные и домашние животные, животные культурных ландшафтов (8 ч)

    Животные сельскохозяйственных угодий, их небольшое число видов. Насекомые — опылители и вредители сельскохозяйственных культур. Хищные птицы и их роль в ограничении численности мелких млекопитающих. Деятельность человека в сельскохозяйственных угодьях (применение, удобрений и ядохимикатов, сельскохозяйственной техники, мелиорации и др.) и ее влияние на животный мир. Динамика численности животных в агроценозах. Биологические методы защиты растений.

    Особенности поведения и питания животных города. Взаимоотношения животных и человека в городе. Эстетическое и воспитательное значение городской фауны. Привлечение и охрана животных города. Методы ограничения численности синантропных грызунов, насекомых. Домашние животные и их роль в жизни человека. Методы создания многообразия пород; распространенные и редкие породы. Охрана генофонда домашних животных. Одомашнивание животных и его перспективы. Управление поведением животных.

    7.        Редкие и исчезающие виды животных (7 ч)

    Человек как природопреобразующий фактор. Виды,  исчезнувшие по вине человека. Редкие и исчезающие виды. Красные книги Международного союза охраны природы, Охраняемые животные региона. Методы восстановления   их   численности.   Охрана   местообитания.    Значение охраны генофонда. Животный мир — исчерпаемый ресурс. Система кадастров и понятие мониторинга. Закон об охране и использовании животного мира.

    № 5. Редкие животные и их охрана (создание проекта).

    8. Создание проектов по биологии по разделу – животные (8 ч).

    Работа учащихся по созданию, написанию и презентации проектов по биологии по разделу животные.

    4. Календарно-тематическое планирование курса в 7-х классах на 2015-2016 учебный год.

    № п/п

    Тема занятия

    Основные виды деятельности учащихся

    Планируемые результаты

    Дата проведения

    План

    Факт

    Введение (2 ч)

    1

    Предмет зоологии

    Дать определения основным понятиям и их анализировать.

    Выяснить многообразие животного мира на Земле.

    Классифицировать  организмов по способу питания;

    Сравнивать животных и растительных организмов; устанавливать взаимосвязь

    Приводить примеры животных.

    Личностные результаты (1,3)

    Метапредметные результатамы (1-4)

    Предметными результатами  являются:

    • выделение существенных признаков животных;

     • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

    2

    Принципы биологической классификации.

    1. Животные водоемов (8 ч)

    3

    Животные водоемов различных типов.

    Дать определения основным понятиям и их анализировать.

    Объяснять особенности строения простейших, червей, рыб, насекомых их общие признаки;

    Приводить примеры животных водоёма

    Характеризовать основные процессы жизнедеятельности.

    Личностные результаты (1,3)

    Метапредметные результатамы (1-4)

    Предметными результатами  являются:

    • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

    • выявление приспособлений организмов к среде обитания;

    4

    Многообразие водных животных.

    5

    Приспособления к жизни в воде

    6

    Средообразующая роль водных беспозвоночных.

    7

    Рыбы в природе и в хозяйстве человека.

    8

    Аквариум — модель экосистемы.

    9

    Биологическая очистка воды.

    10

    Лабораторная работа № 1. Изучение строения и передвижения одноклеточных животных.

    1. Животные-паразиты (8 ч)

    11

    Многообразие паразитических животных

    Дать определения основным понятиям и их анализировать.

    Называть общие признаки  животных - паразитов;

    Объяснять в чём особенность индивидуального развития животных - паразитов

    Приводить примеры животных паразитов.

    Личностные результаты (1,3)

    Метапредметные результатамы (1-4)

    Предметными результатами  являются:

    • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

    • выявление приспособлений организмов к среде обитания;

    12

    Простейшие паразиты

    13

    Паразиты черви

    14

    Приспособления к паразитическому образу жизни.

    15

    Постоянные и временные паразиты.

    16

    Циклы развития и роль в жизни хозяев.

    17

    Использование явления паразитизма в защите растений.

    18

    Лабораторная работа

    № 2. Изучение строения паразитов

    1. Животные леса (15 ч)

    19

    Население животных лесной подстилки

    Дать определения основным понятиям и их анализировать.

    Называть общие признаки  животных леса;

    Объяснять в чём особенность индивидуального развития животных леса

    Приводить примеры животных леса.

    Описывать  образ жизни животных

    Характеризовать признаки животных леса разных уровней обитания;

    Личностные результаты (1,3)

    Метапредметные результатамы (1-4)

    Предметными результатами  являются:

    • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

    • выявление приспособлений организмов к среде обитания;

    20

    Население животных лесной почвы

    21

    Особенности строения в связи с передвижением в лесу

    22

    Особенности строения в связи с питанием в лесу.

    23

    Роль животных в почвообразовании

    24

    Лесное хозяйство и животный мир.

    25

    Население животных травяного яруса

    26

    Муравьи как общественные насекомые

    27

    Насекомые групп мертвоедов и навозников

    28

    Животные древесного яруса

    28

    Роль животных в регуляции численности насекомых, распространении плодов и семян.

    30

    Хищные и растительноядные формы.

    31

    Сезонные явления в жизни лесных животных.

    32

    Лабораторные работы

    № 3. Изучение роющей деятельности земляных червей.

    33

    Лабораторные работы

    №4. Изучение строения ротового аппарата насекомых в связи с типом питания.

    4.        Животные степей и пустынь (6 ч)

    34

    Многообразие и характерные черты степных животных

    Дать определения основным понятиям и их анализировать.

    Называть общие признаки  животных степей и пустынь;

    Объяснять в чём особенность индивидуального развития животных степей и пустынь

    Приводить примеры животных.

    Описывать  образ жизни животных степей и пустынь

    Характеризовать признаки животных степей и пустынь.

    Личностные результаты (1,3)

    Метапредметные результатамы (1-4)

    Предметными результатами  являются:

    • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

    • выявление приспособлений организмов к среде обитания;

    35

    Многообразие и характерные черты пустынных животных

    36

    Строение животных в связи с передвижением в степи.

    37

    Строение животных в связи с передвижением в пустыне.

    38

    Сезонные и суточные изменения в жизни животных.

    39

    Роль степных и пустынных животных в природе.

         5.        Животные тундры и лесотундры (6 ч)

    40

    Характерные особенности строения животных в связи с экстремальными условиями среды

    Дать определения основным понятиям и их анализировать.

    Называть общие признаки  животных тундры и лесотундры;

    Объяснять в чём особенность индивидуального развития животных тундры и лесотундры

    Приводить примеры животных.

    Описывать  образ жизни животных тундры и лесотундры

    Характеризовать признаки животных тундры и лесотундры.

    Личностные результаты (1,3)

    Метапредметные результатамы (1-4)

    Предметными результатами  являются:

    • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

    • выявление приспособлений организмов к среде обитания;

    41

    Характерные особенности поведения животных в связи с экстремальными условиями среды

    42

    Сезонные изменения условий животных тундры

    43

    Колебания численности животных тундры.

    44

    Особенности использования фауны Севера.

    45

    Особенности охраны фауны Севера.

    6.        Синантропные и домашние животные, животные культурных ландшафтов (8 ч)

    46

    Животные сельскохозяйственных угодий

    Дать определения основным понятиям и их анализировать.

    Объяснить одомашнивание животных.

    Характеризовать древних вымерших животных.

    Доказать, что хищники регулируют роль мелких животных

    Приводить примеры представителей разных групп животных.

    Характеризовать особенности влияния человека на животных. Приводить примеры представителей разных групп животных.

    Личностные результаты (1,3)

    Метапредметные результатамы (1-4)

    Предметными результатами  являются:

    • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

    • выявление приспособлений организмов к среде обитания;

    47

    Насекомые — опылители и вредители сельскохозяйственных культур.

    48

    Хищные птицы и их роль в ограничении численности мелких млекопитающих.

    49

    Влияние человека на животный мир.

    50

    Домашние животные и их роль в жизни человека.

    51

    Управление поведением животных.

    52

    Методы создания многообразия пород

    53

    Одомашнивание животных и его перспективы.

    7.        Редкие и исчезающие виды животных (7 ч)

    54

    Человек как природопреобразующий фактор.

    Объяснить причины охраны животных, влияние деятельности человека на зверей.

    Называть представителей млекопитающих, занесённых в Красную книгу России и Хакасии;

    Личностные результаты (1,3)

    Метапредметные результатамы (1-4)

    Предметными результатами  являются:

    • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

    55

    Виды,  исчезнувшие по вине человека.

    56

    Редкие и исчезающие виды.

    57

    Красные книги Международного союза охраны природы

    58

    Охрана генофонда домашних животных.

    59

    Охраняемые животные региона.

    60

    Лабораторная работа № 5. Редкие животные и их охрана

    8. Создание проектов по биологии по разделу – животные (8 ч).

    61

    Выбор темы проекта

    Уметь определять темы проектов.

    Объяснить цели и задачи проектов.

    Характеризовать методы реализации проектов.

    Доказать, что хищники регулируют роль мелких животных

    Личностные результаты (1,3)

    Метапредметные результатамы (1-4)

    Предметными результатами  являются:

    • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

    62

    Цели и задачи проекта

    63

    Методы реализации проекта

    64

    Оформление проекта

    65

    Защита проектов.

    66

    Защита проектов.

    67

    Защита проектов.

    68

    Защита проектов.

    Резерв 2 часа.

    5.  Описание  учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

    В процессе реализации предлагаемой программы используется следующая литература  для учащихся:

    Д.И. Трайтак, С.В. Суматохин, Биология 7 класс, М.: Мнемозина, 2012г.

    Приказ  от 15.05.2015г. №153  «Об утверждении списка учебников и учебных пособий на 2015-2016  учебный год».

    Организация учебного процесса предполагает наличие учебного оборудования, как для демонстрационных целей в классе, так и для индивидуального использования. Занятия проводятся в специально оборудованном учебном кабинете.

         Набор демонстрационного учебного оборудования включает:

    • Микропрепараты: набор микропрепаратов по зоологии
    • Демонстрационные таблицы, модели рельефные  и объёмные, модели – аппликации по разделам:  Зоология.
    • Модель:  скелеты позвоночных.
    • Влажные микропрепараты: Внутреннее строение моллюска, рыбы, лягушки, крысы.
    • Информационно – коммуникационные средства: мультимедийные обучающие программы (обучающие, треннинговые, контролирующие) по всем разделам курса биологии;
    • Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование: лупы ручные, Микроскопы: Микромед С – 12, Микроскоп: Юннат – 2П.
    • компьютер, мультимедийный проектор, экран.

         В процессе реализации программы используются таблицы: «Клетка», DVD-фильмы: Эволюция живых организмов

    Систематизированы дидактические материалы по всем темам курса биологии, которые применяются для индивидуальной работы с учащимися.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по внеурочной деятельности курс "Наглядная геометрия" для 5 класса по ФГОС

    Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная геометрия» лежит максимально конкретная, практическа...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Химия в моей будущей профессии»

    рабочая программа по внеурочному курсу "Химия в моей будущей профессии"...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов мира"

    Актуальность: Приобщение подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно-эстетическим ценностям.Новизна        д...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Практическая геометрия" для 9 класса.

    Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Практическая геометрия" для 9 класса. Направление общеинтеллектуальное. Расчитана на 2 часа в неделю....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Театр одного актёра» для 8 класса

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театр одного актёра» составлена на основе  нормативных документов,  используемых при составлении программ учебных предметов, и ос...

    ФГОС рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "В мире прекрасного" общекультурное направление 10 класс

    ФГОС рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "В мире прекрасного" общекультурное направление 10 класс...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Байкал – кладезь мира» Направление эколого-биологическое

    Рабочая программа разработана в соответствии с требованием  Федерального компонента государственного стандарта общего образования, письмом Министерства образования и науки РФ «Об организаци...