Главные вкладки

    Применение системно - деятельностного подхода на занятиях в системе дополнительного образования
    статья

    Крицкая Ольга Вячеславовна

    .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл primenenie_sistemno.docx14.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а дети должны «открывать» их сами в процессе самостоятельной практической деятельности. Задача педагога при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Педагог должен организовать практическую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы занятия и объяснили, как надо действовать в новых условиях. Функция педагога заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает учащихся к поиску возможностей других решений и развитию ситуации на новом уровне.

             В связи с этим педагогам дополнительного образования необходимо овладевать  педагогическими  технологиями, с помощью которых  можно реализовать новые требования.

    Данный подход направлен на развитие каждого обучающегося, формирование его индивидуальных способностей и позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки.

    Педагог, владеющий педагогическими технологиями, может поставить задачу перед обучающимися, организовать исследовательскую работу и подвести их к решению проблемы так, чтобы окончательный результат был сделан самими детьми.

    Функция педагога заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают не окончательное решение главной проблемы, что побуждает обучающихся к поиску возможностей других решений и развитию ситуации на новом уровне.

    Рассмотрим подробнее типы занятий:

    1. «Открытие новых знаний» -  формирование умения ставить цели и задачи, выявлять места и причины затруднений, анализировать результаты своей деятельности и подводить итог. Обучающиеся комбинируют имеющиеся знания, выдвигают гипотезы, находят пути решения проблем путем наблюдения, сравнения, анализа и обобщения. 

    Результат - творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительных процессов, коммуникативных действий и познавательной активности.

    2. «Работа в парах» (формирование знаний, умений и навыков, коррекция пробелов) - формирование навыков самостоятельной деятельности, навыков работы в парах (обучающиеся учатся управлению поведением партнера, планированию самостоятельной и совместной деятельности, осуществлению взаимоконтроля и самоконтроля). Эта форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища, через нее можно совместно изучать новый материал, отрабатывать алгоритмы, тренировать друг друга, проверять, обучать, обсуждать.

    3. «Общение» (теоретический опрос по теме и небольшие практические задания) - формирование умения организовать учебное взаимодействие в группе, сотрудничество со сверстниками, умение слушать и слышать, давать оценку своим результатам и результатам товарищей.  В процессе таких занятий формируется критическое мышление и вырабатывается способность мобилизовать в определенной ситуации приобретенные знания и опыт.

    Структура занятия с позиции системно - деятельностного подхода – это создание педагогом проблемной ситуации; восприятие обучающимися данной проблемной ситуации; совместная самостоятельная работа обучающихся над проблемой; управление педагогом поисковой деятельностью; рефлексия - обсуждение результатов, защита мини - проектов.

    Сегодня каждый педагог может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно.

    Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у учащегося готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей. Правильное использование деятельностного метода обучения на занятиях позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку обучающихся, предотвратить стрессы.

    Системно-деятельностный подход предполагает создание у обучающихся установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к жизни. Данный подход приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но непременно ведет к достижениям в области воспитания и обучения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по применению системно-деятельностного подхода на уроке физики в 10 классе

    Урок разработан с учетом требований ФГОС второго покаления. Для определения учащимися цели и задач урока создается проблеммная ситуация. На уроке запланирована исследовательская работа учащихся. Приме...

    Статья "Особенности применения технологии критического мышления на занятиях в учреждениях дополнительного образования"

    В сфере дополнительного образования на основе общности интересов ребенка и взрослого более интенсивно и направленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций. Основой дополнитель...

    ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    В процессе творческой деятельности в области изобразительного искусства дети под руководством педагога дополнительного образования приобщаются к культурно — историческому наследию общества....

    РАБОТА В ГРУППЕ НА ЗАНЯТИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение полученных знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    В наши дни тема информационных технологий в образовании,  в том числе и в дополнительном,  является одной из самых актуальных. Вторая половина ХХ века стала периодом перехода к информационно...