Применение системно - деятельностного подхода на занятиях в системе дополнительного образования
статья

Крицкая Ольга Вячеславовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_sistemno.docx14.16 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а дети должны «открывать» их сами в процессе самостоятельной практической деятельности. Задача педагога при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Педагог должен организовать практическую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы занятия и объяснили, как надо действовать в новых условиях. Функция педагога заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает учащихся к поиску возможностей других решений и развитию ситуации на новом уровне.

         В связи с этим педагогам дополнительного образования необходимо овладевать  педагогическими  технологиями, с помощью которых  можно реализовать новые требования.

Данный подход направлен на развитие каждого обучающегося, формирование его индивидуальных способностей и позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки.

Педагог, владеющий педагогическими технологиями, может поставить задачу перед обучающимися, организовать исследовательскую работу и подвести их к решению проблемы так, чтобы окончательный результат был сделан самими детьми.

Функция педагога заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают не окончательное решение главной проблемы, что побуждает обучающихся к поиску возможностей других решений и развитию ситуации на новом уровне.

Рассмотрим подробнее типы занятий:

1. «Открытие новых знаний» -  формирование умения ставить цели и задачи, выявлять места и причины затруднений, анализировать результаты своей деятельности и подводить итог. Обучающиеся комбинируют имеющиеся знания, выдвигают гипотезы, находят пути решения проблем путем наблюдения, сравнения, анализа и обобщения. 

Результат - творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительных процессов, коммуникативных действий и познавательной активности.

2. «Работа в парах» (формирование знаний, умений и навыков, коррекция пробелов) - формирование навыков самостоятельной деятельности, навыков работы в парах (обучающиеся учатся управлению поведением партнера, планированию самостоятельной и совместной деятельности, осуществлению взаимоконтроля и самоконтроля). Эта форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища, через нее можно совместно изучать новый материал, отрабатывать алгоритмы, тренировать друг друга, проверять, обучать, обсуждать.

3. «Общение» (теоретический опрос по теме и небольшие практические задания) - формирование умения организовать учебное взаимодействие в группе, сотрудничество со сверстниками, умение слушать и слышать, давать оценку своим результатам и результатам товарищей.  В процессе таких занятий формируется критическое мышление и вырабатывается способность мобилизовать в определенной ситуации приобретенные знания и опыт.

Структура занятия с позиции системно - деятельностного подхода – это создание педагогом проблемной ситуации; восприятие обучающимися данной проблемной ситуации; совместная самостоятельная работа обучающихся над проблемой; управление педагогом поисковой деятельностью; рефлексия - обсуждение результатов, защита мини - проектов.

Сегодня каждый педагог может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно.

Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у учащегося готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей. Правильное использование деятельностного метода обучения на занятиях позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку обучающихся, предотвратить стрессы.

Системно-деятельностный подход предполагает создание у обучающихся установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к жизни. Данный подход приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но непременно ведет к достижениям в области воспитания и обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по применению системно-деятельностного подхода на уроке физики в 10 классе

Урок разработан с учетом требований ФГОС второго покаления. Для определения учащимися цели и задач урока создается проблеммная ситуация. На уроке запланирована исследовательская работа учащихся. Приме...

Методическая разработка урока географии с применением системно – деятельностного подхода.

Методическая разработка урока географии в 6 классе и природоведения 5 класс по теме "Гидросфера Земли" для малокомплектной школы....

Доклад "Применение системно-деятельностного подхода на уроках английского языка"

Понятие систено-деятельностный подход  вперывые было введено в 1985 г.  В  деятельностном подходе выделяют результат деятельности на, что и нацелены стандарты второго поколения - развит...

«Конспект урока математики с применением системно- деятельностного подхода».

«Конспект урока математики 6 класса с применением системно- деятельностного подхода». Тема : "Пропорции"....

Проектная и исследовательская деятельность как средство реализации системно – деятельностного подхода в рамках работы кружка дополнительного образования "Юный исследователь".

Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реал...