«Первые ступеньки нравственности. Символы России»
план-конспект

Мелашенко Людмила Васильевна

Описание занятия

 Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чувство патриотизма многогранно: это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и стремление изучать его культуру и историю, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Это чувство возникает еще в дошкольном детстве.

Задача педагогов – формировать у детей 6-7 лет интерес к малой родине, расширять представления о родной стране, государственных и народных праздниках, знакомить с символикой России и ее городов.

Данное занятие проводится с детьми в общественно-политические праздники: День Конституции, День Победы и День Защиты Отечества. Во время проведения данного занятия, можно пригласить гостей: родителей, героев ВОВ, знатных людей известных в территории и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervye_stupenki_nravstvennosti._simvoly_rossii.doc925.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название работы:

«Первые ступеньки нравственности. Символы России»

 

Возраст детей: 6-7 лет

Описание занятия

 Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чувство патриотизма многогранно: это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и стремление изучать его культуру и историю, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Это чувство возникает еще в дошкольном детстве.

Задача педагогов – формировать у детей 6-7 лет интерес к малой родине, расширять представления о родной стране, государственных и народных праздниках, знакомить с символикой России и ее городов.

Данное занятие проводится с детьми в общественно-политические праздники: День Конституции, День Победы и День Защиты Отечества. Во время проведения данного занятия, можно пригласить гостей: родителей, героев ВОВ, знатных людей известных в территории и т.д.

Ожидаемые результаты: расширение кругозора воспитанников, активизация познавательной и творческой активности детей, формирование уважительного отношения к современной Государственной символике; воспитание духовно-нравственной личности.

Задачи:

1) Обучающие:

  1. 1. Помочь ребенку приобрести четкие представления о государственных символах России, обобщить понятие «Родина».

  1.2. Учить культуре установления межличностных контактов: способствовать выражению словами событий внутренней жизни, осознанию своих чувств, мыслей.

  1.3. Учить отображению времени событий на оси времени, соблюдая временные рамки.

 2) Развивающие:

  1.1. Развитие познавательного интереса к историческому наследию прошлого России, эмоционально- патриотического восприятия символики России, чувства любви и гордости к Отечеству.

  1.2. Развивать у детей умение соотносить действия и события прошлого с современностью, делать умозаключения, выводы, умение пользоваться осью времени с опорой на знание большего (двузначного) и меньшего (однозначного) числа.

  1.3. Развивать память, коммуникативные навыки, эмпатию, творческое воображение

 3 ) Воспитывающие:

  1.1. Воспитание познавательного интереса и уважения к

символам России.

  1.2. Воспитание эмоционально-чувственного отношения к музыке.

Методические приемы

  1 . Беседа - обращение к личному опыту детей.

  2. Хоровод, как средство улучшения эмоционального состояния детей.

  3. Знакомство с осью времени, как средство активизации познавательной активности.

  4. Участие детей в поисковой деятельности (Моделирование по оси времени)

  5. Слушание гимна (средство привития гордости за Отечество)

  6. Рассматривание флага и герба - символов России.

  7. Рассматривание иллюстраций.

  8. Творческая работа с использованием практического опыта детей работы с трафаретом.

 Материалы и оборудование:

 глобус, уголок «моя Россия», уголок «Символы России», атрибуты для украшения березы, оси времени, модели, иллюстрации стяга, знамен, флага, Москвы, гербы России, материалы для творческой работы: шаблоны, ножницы, карандаши, фломастеры.

Ход занятия

I. Организационный момент.

-Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок.

В поле - каждый колосок.

 Речка, небо надо мною.

Это всё моё, родное!

Педагог:
-Как вы думаете, о чём это стихотворение? (о Родине) - Что такое Родина? (Ответы детей)

-Родина для Миши это мама,

Старый дом и вишня у забора.

А для Вани - речка и пригорок,

На травинке Божья коровка.

И страна, где мы живем все вместе,

Самая цветущая, красивая,

Самая прекрасная на свете,

Это наша Родина - Россия.

II. Основная часть.  

Беседа

 -   Россия. Вслушайтесь в звучание этого слова.

  - Издавна русский народ воспевал красоту нашей земли в песнях. Воспевает и по сей день. Послушайте «Песню о России». (звучит «Песня о России» Г. Струве)

  - Какая музыка прозвучала? (тихая, спокойная, плавная, нежная. . . )

  - Многим знаменита Россия: людьми добрыми и сердечными, мастерами умелыми, песнями душевными.

  - А какое дерево славит Россию своей царственной красотой? (Береза)

  - Как вы думаете, за что русские люди любят березу? (за красоту, за доброту ..)

  - Верно. За красоту, за доброту, за березовый сок, дающий бодрость и силу, за бересту, давшую знания, за березовые почки и веники, сохраняющие здоровье.

  - А весной березу наряжали, как невесту и водили вокруг нее хороводы.

  - Чем можно ее нарядить? (варианты детей)

  - На столе у вас есть все, что может для этого понадобиться. Наряжайте березку.

  - Давайте отойдем, полюбуемся. (Звучит фрагмент Г. Струве «Песня о России»)

  - Что вам нравится в березке? (Красивая, нарядная, стройная. . . )

 

- У красы березки платье серебрится

 У красы березки зелены косицы

 Предлагаю детям в круг всем встать,

 У березки станцевать.

 Хоровод

(Звучит песня Т. Попатенко «Ай да березка». Дети выполняют движения по образцу)

  - Ребята, русская красавица береза - это краса и гордость России.

  - Но есть у нашего государства и другая гордость - это флаг, герб и гимн, символы нашей России, при виде которых человек любой страны мира может догадаться, о какой стране идет речь.

  - Давайте подойдем к ним ближе.

  - Какие символы России вы здесь видите? (Флаг, герб)

  - Давайте рассмотрим флаг.

  - Что вы можете о нем сказать? Какой он? (Торжественный, нарядный, трехцветный, большой. . . )

  - Что вы можете сказать о гербе? (красивый, интересный. . . )

  - Ребята, флаг и герб - это символы России.

  - И сегодня мы с вами узнаем историю появления этих символов России. - Пройдите на стулья.

Знакомство с осью времени. Моделирование по оси времени

- Мы будем путешествовать во времени, а поможет нам ось времени.

- Давайте ее рассмотрим.

- В каком году мы живем? (В 2015 году)

- Обозначим его на оси времени. Я поставлю компьютер, т.к. это машина 21 века.

- Вы можете отметить любой из трех картинок, которые лежат в нижней части тарелки. Какие картинки вы там видите? (Спутник, ракета, компьютер)

- Какую картинку вы поставили?

- Много лет прошло с Рождества Христова. На оси времени это событие мы обозначим 8-конечной звездой.

- Отметьте у себя на оси времени.

- С этого момента стали отсчитывать «новую эру» или «нашу эру».

- Каким цветом она изображена на оси времени? (Красным)

- Покажите ее.

- А время до рождения Христа называется «до нашей эры».

- Каким цветом оно изображено (Синим цветом)

- Покажите ее на оси времени.

- И до Рождества Христова существовала жизнь.

- Как вы думаете, кто населял землю миллионы лет назад? (Динозавры)

- Верно, землю населяли древние растения и животные.

- Отметим их в самом начале оси времени.

- Чуть позже, чем динозавры, примерно вот здесь на оси времени жили древние люди. Жители древнего Египта строили пирамиды. Давайте их обозначим.

- Именно древние люди начали складывать историю всего человечества, историю России.

- История флага России началась очень давно.

- И сейчас мы с вами переместимся по оси времени в 4 век.

- Вместо флага люди тогда использовали шест, т.е. ровную палку.

- Посмотрите, что привязывали к шесту? (Варианты детей)

- К верхушке шеста привязывали пучки травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом.

- Отметьте стяг на оси времени в 4 веке.

- Двигаемся дальше в 6 век.

- Именно тогда стяги стали делать из ткани и стали называться - знамена.

- Посмотрите, какие цвета имели тогда знамена. (Ответы детей)

- Знамена имели тогда разные цвета: зеленый, желтый, красный, сиреневый, оранжевый и др.

- Чем украшали знамена? (Ответы детей)

- Верно, различными узорами, ликами святых, звездами и крестами. Они блестели золотом и серебром.

- Обозначим появление знамен в 6 веке. ,

- Как вы думаете, для чего были! нужны стяги и знамена?

- Главным назначением стяга и знамени было собрать, стянуть к себе воинов для защиты русской земли.

- Не даром гласит народная мудрость: Родина мать - умей за нее постоять. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. (Дети повторяют пословицы)

- А сейчас мы движемся дальше, сразу в 17 век.

- Именно в 17 веке славу защитника Руси,  который превратил Россию в крепкую, сильную страну, досталась Петру 1.

- Именно он, во времена походов российских морских кораблей ввел для них единый флаг, который стал флагом России.

   Какие цвета вы видите на флаге?

   Белый - обозначает мир и чистоту совести,

   Синий - обозначает верность и правду,

   Красный - это огонь и отвага.

- И сейчас этот трехцветный флаг является флагом России.

- По цветам флага можно рассказать о том, какие люди живут в нашей стране. Если красный цвет означает мужество и отвагу, значит, какие люди живут в России? (Мужественные, отважные).

- А по синему цвету определите, какие люди живут в нашей стране?

(Верные и правдивые).

- Если белый цвет означает мир, чистоту совести, то какие люди живут в России?

(Миролюбивые, честные, справедливые)

-  Когда люди относятся друг к другу по-доброму, то, какое у них тогда настроение? (Веселое, счастливое, жизнерадостное).

-Люди радуются мирному небу, яркому солнцу! Давайте и мы порадуемся солнышку

Физкультминутка «Солнечные зайчики».

- Обозначим появление флага на оси времени в 17 веке.

- Мы с вами познакомились с историей флага - символа нашей России.

- История российского герба получает свое развитие с 12 века.

- Мы перемещаемся по оси времени в 12 век.

- Именно тогда на берегу Москвы - реки родилось новое русское поселение, которое выросло в огромный город и сейчас является столицей России.

- Что это за город? (Москва)

- Обозначим его появление на оси времени.

- Сегодня, как и в 12 веке, герб Москвы - столицы России украшает образ Георгия Победоносца.

- Серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий копьем черного дракона символизирует победу добра и справедливости над силами зла.

- Есть герб и у России. Он является символом нашего государства.

- Перемещаемся в 15 век. Вот сюда по оси времени.

- Жил тогда Русский государь. И была в его владениях вся русская земля. Но пришло время царю жениться. Стал выбирать он себе невесту. Чтобы увеличить силу и славу родной земли, выбрал царевну не простую, царевну Византийскую. Она привезла в Россию герб родного города - двуглавого орла.

- Вот так и получилось, что в гербе нашего государства в 15 веке соединились древний символ Москвы - Георгий Победоносец и двуглавый орел.

- Отметим появление герба России на оси времени.

- Это герб - символ России. 

- А сейчас пора возвращаться в 21 век.

- Наша ось времени заполнена. 

- Историю каких символов России мы отразили на оси времени? (Флага, герба) 

- В каком веке появился трехцветный Российский флаг? (В 17)

- В каком веке появился герб? (в 15)

- Как он появился?

- На оси времени мы отразили и теорию герба и флага - символов России. Гражданин любой страны помнит, что эти символы обозначают не просто интересную картинку или кусок ткани, а что-то гораздо более важное, что на всех языках называется Родина.

Слушание гимна 

- А сейчас мы услышим гимн. Это музыкальный символ России. Гимн невозможно отразить на оси времени. Он звучит так торжественно и гордо, что россияне встают, слушая его). Давайте встанем.

(Звучит гимн России)

- Сейчас прозвучал гимн - символ России.

- Что является символами любого государства?

- Сегодня вы возьмете ось времени домой. Вечером, собравшись вместе с родителями, вы поведете их по оси времени в увлекательное путешествие, которое расскажет об истории символов России.

III. Итог занятия.

Творческая работа

- Герб, гимн и флаг - это символа России, которые есть у каждого государства. Но есть символы, которые едины для всех стран. Один из них - символ мира.

- Символом мира называют белого голубя, который несет чистоту, доброту, светлый мир.

- Вы хотите, чтобы был мир без войны?

- И сейчас я предлагаю вам сделать белого голубя - символ мира.

- Для этого у вас есть все необходимое: трафареты, по которым вы обведете голубя, ножницы - они понадобятся нам, чтобы его вырезать, фломастеры, карандаши - если вы захотите срисовать его.

 - Вы можете взять все, что вам понравится, но не забывайте об осторожности, работая с ножницами и об аккуратности. Будьте добры и внимательны друг к другу.

 - Что вы держите в руках? (Голубь, символ мира)

- Я хочу подарить вам шары цвета флага России. Сегодня на прогулке, привязав голубя к шарикам, отпустите его в свободном полете. И пусть он парит в небе России, как символ мира на всей земле.

Литература:

  1. В.В.Васькин Детская энциклопедия «Российская Государственная символика», 2002.   
  2. Е.К.Ривина «Герб и флаг России» Знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами. 2003.
  3. О.Н.Баранникова «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду». 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Флаг- государственный символ России"

Мероприятие, посвященное государственному символу России, с использованием ИКТ...

Символы России. Россия всё -чем я живу.

Патриотическая игра, состоящая из нескольких этапов. победитель определяется путем проверочного экзамена по билетам....

Моя родина - Россия. Государственные символы России

В доступной форме дети знакомятся с понятиями   малая и большая Родина, с государственными символами России...

Дополнительная общеобразовательная программа «Основы хореографической пластики на начальном этапе обучения. Первая ступенька"

Программа по обучению детей 1-3 классов в студии современной хореографии "Олимп" ГБОУ Зеленогрдского дворца творчества детей и молодёжи....

Символы России, символы Воронежской области

Урок обществознания в 6 классе, краеведение...

Рабочая программа по хореографии «Первая ступенька в хореографическое искусство» (возраст детей от 7 до 10 лет)

Стремление к прекрасному не всегда даже осознанно живёт в каждом из нас. Безвозвратно ушло время, породившее античную мифологию, и все же она остаётся в художественном сознании человечества. А искусст...

Рабочая программа по духовно-нравственной культуре России для 9ых классов по учебнику Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 9 класс»

Цели программы - сформировать у учащихся целостное представление о традиционных  общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека ;- осветить наиболее важн...