программа по культуре речи
рабочая программа (9 класс)

Самойлова Елена Евгеньевна

программа по культуре речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kultura_rechi_9_klass.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Факультативный курс Культура речевого общения  ориентирован на учащихся 9 класса, желающих повысить свою языковую культуру, уровень речевой коммуникации, изучить этико-социальные основы культуры речевого поведения.

Направление деятельности: познавательное.

Факультативный курс рассчитан на 34 часа и изучается в течение всего учебного года (34 недели) по 1 часу в неделю.

Формы проведения занятий:

– индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая обучающихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лексического материала;

– тренинги, на которых обучающиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями;

– викторины на лучшего знатока русского слова;

– семинары, на которых обучающиеся защищают свои творческие работы.

Виды деятельности:

- групповая работа,

- индивидуальная работа,

- исследовательская деятельность,

-  проектная деятельность.

Цель занятий – сформировать устойчивое представление о культуре речи, её основных понятиях, функциональных стилях современного русского языка в целом и официально-деловом стиле в частности, поскольку  именно он является основой речевого общения в различных сферах общественной жизни: предпринимательстве, бизнесе, политике, сервисе, экономике; содействовать формированию толерантной, открытой для общества личности, способной к сотрудничеству.

Основными задачами, реализующими цель, являются: развитие и формирование коммуникативной способности, готовности к позитивному общению; формирование практических навыков успешного, эффективного речевого общения.

Программа факультативного курса построена с учётом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности и предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится практическим, семинарским, исследовательским занятиям; ролевым и деловым ситуативным играм, имитационному моделированию, диалоговому общению, работе в малых группах, тренингу.

Каждый раздел программы включает задания для самостоятельной работы и индивидуального публичного выступления.

Формы контроля.

Сообщение на лингвистическую тему, доклад, реферат, анализ художественных текстов, исследовательская работа, презентация.

2. Планируемый результат освоения курса.

В результате изучения культуры речи учащийся должен знать и понимать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

- различать разговорную речь научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- определять тему, основную мысль текста, функционально- смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

- развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Критерии успешности учащихся:

Ученик получает зачёт (оценка не ниже «4») при условии:

-выполнения не менее 5 обязательных работ, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению.

Дополнительные баллы выставляются за любое из названных дополнительных условий:

- качественно выполненное по собственной инициативе задание;

- использование Интернет-технологии;

- инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за её пределами (конференция, конкурс, смотр, публикация и т.п.).

3. Содержание учебного курса.

1. Основные понятия культуры речи.

Язык как система. Язык и речь. Функции языка (коммуникативная, когнитивная, комулятивная, метаязыковая, эстетическая и др. ) Культура речи.

2. Культура делового общения.

Официально-деловой стиль. Культура устной деловой речи. Условия диалогического общения. Виды диалогов. Рекомендации по культуре речи.

3. Культура монологической речи.

Технические характеристики говорения. Особенности монологической речи (цель и содержание, построение, произнесение, типичные недостатки ораторской речи). Фигуры речи(анафора, градация, парадокс, гипербола, риторический вопрос, параллелизм, антистрофа, антономасия и др.). Виды речи (приветственная, деловая, митинговая, парламентская, застольная и др.).

4. Этико-социальные аспекты культуры речи.

Культура речевого поведения и этические нормы общения (культура речевого поведения, речевой этикет). Этикет и международные отношения. Категория вежливости в русском языке. Формы обращения, роль местоимений, Глагольные формы, Частицы и вежливость. Социальные аспекты культуры (стиль, пол, социальное положение, профессия, возраст).

4. Тематическое планирование курса.

№ п/п

Содержание

Форма организации учебного занятия

Дата планируемого проведения

Дата фактического проведения

1

Основные понятия культуры речи

Семинар

06.09

06.09

2

Язык как система. Язык и речь.

Семинар

13.09

13.09

3

Функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, метаязыковая, эстетическая

Работа в малых группах

20.09

20.09

4

Культура речи

Практикум

27.09

27.09

5

Культура делового общения

Ситуативно-ролевая игра.

04.10

04.10

6

Официально-деловой стиль речи

Практикум

11.10

11.10

7

Культура устной деловой речи

Ситуативно-ролевая игра.

18.10

18.10

8

Условия диалогического общения. Виды диалогов.

Семинар

25.10

25.10

9

Культура монологической речи.

Практикум

08.11

08.11

10

Технические характеристики говорения.

Исследование

15.11

15.11

11

Особенности монологической речи: цель, содержание построение, представление (произнесение).

Семинар

22.11

22.11

12

Типичные недостатки ораторской речи.

Практикум

29.11

29.11

13

Фигуры речи: анафора, градация, антитеза.

Семинар

06.12

06.12

14

Фигуры речи: гипербола, литота, аллюзия.

Семинар

13.12

13.12

15

Фигуры речи: парадокс, антифразис, паралипсис.

Семинар

20.12

20.12

16

Фигуры речи: антиципация, полисиндетон.

Семинар

27.12

27.12

17

Фигуры речи: параллелизм, антономасия и др.

Семинар

17.01

21.01

18

Виды речи: приветственная, деловая.

Практикум

24.01

28.01

19

Виды речи: митинговая, парламентская, застольная.

Практикум

31.01

04.02

20

Критерии оценки речей.

Ученическая конференция

07.02

11.02

21

Этико-социальные аспекты культуры речи

Семинар

14.02

18.02

22

Культура поведения и этические нормы общения: культура речевого поведения.

Тренинг

21.02

25.02

23

Речевой этикет

Ситуативно-ролевая игра.

28.02

04.03

24

Этикет и международные отношения.

Семинар

07.03

11.03

25

Категория вежливости в русском языке: формы обращения.

Тренинг

14.03

18.03

26

Роль местоимений.

Семинар

21.03

25.03

27

Глагольные формы.

Семинар

04.04

08.04

28

Частицы и вежливость.

Семинар

11.04

15.04

29

Эвфемизмы и вежливость.

Семинар

18.04

22.04

30

Социальные аспекты культуры (стиль, пол, социальное положение говорящих, возраст, профессия)

Исследование

25.04

29.04

31

Урок моделирование собственного речевого высказывания

Практикум

02.05

06.05

32

Практикум по речевому высказыванию

Ситуативно-ролевая игра.

16.05

13.05

33

Монологический марафон

Практикум

23.05

20.05

34

Рекомендации по культуре устной речи.

Семинар

25.05

22.05


                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА "КУЛЬТУРА РЕЧИ"

ПРОГРАММА КРУЖКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА...

Рабочая программа курса "Культура речи" 9 класс

Рабочая программа курса "Культура речи" 9 класс...

Рабочая программа кружка "Культура речи"

По данной программе в занимательной, доступной для учащихся форме повышается уровень речевой культуры учащихся. Творческие задания, игровые формы проведения занятий кружка, конференции, телепере...

Дополнительная образовательная программа «Стилистика. Культура речи»

Современному человеку необходимо овладеть искусством установления и поддержания контактов с окружающими их людьми. А овладение этим искусством должно начаться еще в школьном возрасте.Цель програ...

Рабочая программа по культуре речи

Рабочая программа учебной дисциплины ОД.02.07 "Культура речи" является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 071501 "Народное худо...

Авторская программа спецкурса "Культура речи " 9 кл.

Рабочая программа по курсу "Культура речи" составлена на основе авторской программы "Культура речи 9 кл." для общеобразовательных учреждений под редакцией С.И. Львовой....