Авторская программа спецкурса "Культура речи " 9 кл.
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Заварина Надежда Владимировна

Рабочая программа по курсу "Культура речи" составлена на основе авторской программы "Культура речи 9 кл." для общеобразовательных учреждений под редакцией С.И. Львовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programmao_kulture_rechi_9_klass.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по элективному курсу

Культура речи

для 9 класса

Автор:

учитель русского языка

и литературы

ГБОУ ИТШ им. Поповича

Заварина Н.В.

2015-2016


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 к элективному курсу «Культура  речи» (9 класс)

  1. Пояснительная записка

 Рабочая программа по Культуре речи составлена на основе авторской программы «Культура речи. 9 класс» для общеобразовательных учреждений под редакцией С. И. Львовой.  Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва,  Мнемозина, 2008.

 Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекса): Л.Г. Смирнова. Книга «Культура русской речи». Учебное пособие по развитию речи. М.:  Русское слово - РС, 2007

  Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).

  Программой предусмотрено проведение: контрольных работ -  4 ;

Цель:  освоение приемов оптимального построения высказываний, овладение стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи — устной и письменной, а также развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.

Задачи:

  • рассмотреть анализируемые языковые средства с точки зрения их практического использования в речи.
  • сформировать навыки правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения.
  • развивать такие качества речи, как правильность, ясность, точность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

Знания по этому курсу проверяются на Едином  государственном экзамене.

Актуальность данной рабочей программы состоит в том, что направлена на совершенствование  следующих умений учащихся: свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения.

Межпредметные связи: опирается курс «Культура речи»  на русский язык и литературу,  является базой для предмета - русский язык.

Особенности организации учебного процесса по предмету: выполнение системы упражнений,  построение стилистически корректных письменных и устных текстов (составление текста на основе выражения, пословицы, афоризма;  художественное описание пейзажа; заметка в газету, эссе, реклам и т. п.).

Формы контроля знаний, умений: тестирование, устное высказывание на лингвистическую               тему, анализ текста, участие в обсуждении.

Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный

В системе уроков выделяются следующие виды:

Урок-ознакомление с новым материалом (УОЗ). Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере.

Урок-закрепление изученного материала (УЗА). На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ: письменные исследования,  анализ произведений, анализ художественных образов.

Комбинированный урок (КУ) предполагает выполнение работ и заданий разного вида. 

Урок-контрольная работа (КР). Контроль знаний учащихся по изученному материалу.

Возможно проведение  контрольной работы на двух уровнях: уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5».

Урок развития речи (Р\Р).

Урок - практикум. (УП)

УМК

1. Л. В. Балашова.  Русский язык и культура общения. Практикум в двух частях.  Саратов. «Лицей», 2001.

2. И. Б. Голуб.  Пособие для учащихся  9 – классов   «Основы культуры речи». М.:  «Просвещение», 2005.

3. И. Б . Голуб. Д. Э. Розенталь. Книга о хорошей речи. М.: «ЮНИТИ», 1997.

4. С. И. Львова . «Позвольте пригласить вас…»,  или речевой этикет. М, Дрофа, 2006.

5. Л. И. Скворцов. Экология слова,  или поговорим о культуре русской речи. М.: «Просвещение», 2009.  

6.Л.Г. Смирнова. Авторская программа к курсу «Культура русской речи». М.:  Русское слово, 2007

7.Л.Г.Смирнова. Книга «Культура русской речи». Учебное пособие по развитию речи. М.:  Русское слово - РС, 2007


  1. Учебно-тематический план

Название раздела. Тема

Количество часов

1.

Нормативный аспект культуры речи.

20

2.

Этический аспект культуры речи.

14

Объем учебной программы:        

34

  1. Требования к уровню достижений обучающихся

После завершения курса «Культура русской речи» учащиеся должны иметь следующие умения и навыки.

1.   Строить речь в соответствии с языковыми нормами и качествами оптимальной речи: точностью, логичностью, уместностью и т. д., подчиняя сказанное требованиям этики и специфики ситуации.

2.   Исправлять речевые  ошибки и  недочеты в  устной и письменной речи, умея аргументировать свою позицию нормами современного русского языка.

3.  Вести себя соответственно понятию языковой (речевой) личности; уметь строить грамотный монолог и участвовать в диалоге, достигая коммуникативного эффекта и, при ситуационной задаче, коммуникативного лидирования.

4.   Устранить из своей речи элементы ненормативной лексики и грамматики, умея объяснить, почему целесообразность употребления слова и фразы затруднительна вне нормативного соответствия.

5.   Уметь использовать необходимые источники информации для полного и корректного аргументирования или опровержения суждения.

6.   Привлекать лексические и стилистические резервы языка при построении речи; в целях максимально точного и   полного   изложения   мысли  удачно  сочетать  элементы вербального и невербального общения.

Данные умения и навыки приводятся в таблице календарно-тематического планирования в виде номера, под которым они значатся выше в пункте III (от 1 до 6).

  1. Содержание учебного курса

Нормативный аспект культуры речи (27)

Правильность речи. Правильность речи как соответствие ее нормам современного русского литературного языка.

Орфоэпические (произносительные и акцентологические)   нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные  нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением — важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств. Молодежный сленг  и отношение к нему.

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, а также сложноподчиненных предложений. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые различия.

Интонационные нормы. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. Роль интонации в передаче смысла речи и подтекста. Этикетная функция интонации в речевом общении.

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Этический аспект культуры речи (7)

Речевой этикет как правила речевого общения. Речевой этикет как компонент культуры речи. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.

Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя.

Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в разных ситуациях речевого общения.

Особенности речевого этикета в официально-деловой , научной и публицистической сферах общения.

Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного. Особенности речевого этикета при дистанционном общении (SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.).

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.

Роль невербальных средств  (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их этикетная функция.

  1. Контроль уровня обученности

Вид контроля

(входной, текущий, тематический, итоговый)

Форма контроля

Дата проведения

1

Текущий, тематический

Самостоятельная работа (СР)

В теч.года

2

Текущий

Анализ текста (АТ)

В теч.года

3

Текущий

Тест (Т)

В теч.года

4

Текущий

Обсуждение (ОБ)

В теч.года

5

Итоговый

Устное высказывание на лингвистическую тему (УВ)

В конце учебного года

  1. Литература и средства обучения.

1. Л. В. Балашова.  Русский язык и культура общения. Практикум в двух частях.  Саратов. «Лицей», 2001.

2. И. Б. Голуб.  Пособие для учащихся  9 – классов   «Основы культуры речи». М.:  «Просвещение», 2005.

3. И. Б . Голуб. Д. Э. Розенталь. Книга о хорошей речи. М.: «ЮНИТИ», 1997.

4. С. И. Львова . «Позвольте пригласить вас…»,  или речевой этикет. М, Дрофа, 2006.

5. Л. И. Скворцов. Экология слова,  или поговорим о культуре русской речи. М.: «Просвещение», 2009.  

6. Л.Г. Смирнова. Авторская программа к курсу «Культура русской речи». М.:  Русское слово, 2007

7. Л.Г.Смирнова. Книга «Культура русской речи». Учебное пособие по развитию речи. М.:  Русское слово - РС, 2007

 

Элективный курс «Культура речи». 9 класс

Календарно-тематический план

№ ур.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Тип урока

Средства обучения

Вид, форма контроля

I

Нормативный аспект культуры речи.

20

1

Правильность речи как соответствие ее нормам современного русского литературного языка.

1

КУ

Раздаточный материал.

СР (10 мин).

2

Роль орфоэпии в устном общении. Основные  нормы и варианты современного литературного произношения.

1

КУ

Раздаточный материал.

СР (10 мин).

3

Особенности произношения иноязычных слов, русских имен и отчеств.

1

КУ

Раздаточный материал

СР (10 мин).

4

Орфоэпические (произносительные и акцентологические)   нормы. 

1

КУ

Раздаточный материал.

СР (10 мин).

5

Лексические нормы — важное условие речевого общения.

1

КУ

Раздаточный материал.

СР (10 мин).

6

Выбор слова с учетом его значения и стилистических свойств. Молодежный сленг и отношение к нему.

1

КУ

Раздаточный материал, опорные схемы.

СР (10 мин).

7

Грамматические нормы употребление форм слова, построения словосочетаний

1

КУ

Раздаточный материал.

СР (10 мин).

8.

Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

1

КУ

Раздаточный материал.

СР (10 мин).

9.

Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим.

1

КУ

Раздаточный материал.

АТ.

10.

Правильное построение предложений с обособленными членами, а также сложноподчиненных предложений.

1

КУ

Раздаточный материал.

СР (10 мин).

11.

Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые различия.

1

УОЗ

Раздаточный материал.

АТ

12.

Интонационные нормы: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смыслоразличительная роль элементов интонации.

1

КУ

Раздаточный материал.

СР (15 мин).

13.

Роль интонации в передаче смысла речи и подтекста. Этикетная функция интонации

1

КУ

Раздаточный материал.

АТ

14.

Пунктуационные нормы. 1) знаки препинания в конце предложений;

1

КУ

Раздаточный материал.

СР (10 мин).

15

2) знаки препинания внутри простого предложения;

1

КУ

Раздаточный материал.

.СР

16.

Пунктуационные нормы: 3) знаки препинания между частями сложного предложения;

1

КУ

Раздаточный материал.

АТ

17.

Пунктуационные нормы: 4) знаки препинания при передаче чужой речи;

1

КУ

Раздаточный материал.

Т

18.

Пунктуационные нормы: 5) знаки препинания в связном тексте.

1

КУ

Раздаточный материал.

АТ

19.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации.

1

КУ

Раздаточный материал.

АТ

20.

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

1

КУ

Раздаточный материал.

АТ

II

Этический аспект культуры речи.

14

21

Речевой этикет как правила речевого общения; как компонент культуры речи.

1

КУ

Раздаточный материал.

ОБ

22

Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя.

1

КУ

Раздаточный материал.

СР (15 мин).

23

Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости.

1

КУ

Раздаточный материал.

СР (15 мин).

24

Использование этикетных выражений для установления контакта в разных ситуациях речевого общения.

1

КУ

Раздаточный материал.

ОБ  

25

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

1

КУ

Раздаточный материал.

ОБ

26

Основные речевые правила общения посредством телефона

1

КУ

Раздаточный материал.

Т

.27

Особенности речевого этикета при дистанционном общении: SMS, электр. почта, телефакс и др.).

1

КУ

Раздаточный материал.

ОБ

28

Основные правила письменного общения в виртуальных сферах

1

КУ

Раздаточный материал.

ОБ

29

Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.

1

КУ

Раздаточный материал.

УВ

30

Роль невербальных средств  ( мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их этикетная функция.

1

КУ

Раздаточный материал.

Т

31- 34

Повторение и обобщение изученного материала.

1

УПР

Раздаточный материал.

УВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа «Секреты речи» (“Укучыларның сәнгатьле сөйләмнәре өстендә эшләү ”)

Рецензист  - доктор филологических наук, доцент Ахатова Зифа Фаритовна, ФГБОУ ВПО “НИСПТР”. За  авторскую программу  во Всероссийском конкурсе  программ внеурочной деятельности наг...

Авторская программа факультативного курса "Тексты разных стилей речи"

Данный курс помогает подготовить учащихся к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ, в которых одним из компонентов экзамена являются изложение, сочинение.  Изучая тексты, способы его восприятия, ученик накапли...

Авторская программа спецкурса "Стилистика. Культура речи" 8-9 кл.

Программа "стилистика. Культура речи" предназначена для обучающихся 8-9 кл на два года обучения и рассчитана на 17 часов в 8 кл. и 17 часов в 9 кл....

Авторская программа элективного курса "Культура речи - культура поведения"

Программа курса «Культура речи – культура поведения» разработана на основе Федерального Государственного Стандарта Образования (ФГОС) по специальности начального профессионального образования (секрета...

Авторская программа элективного курса "Орфография. Культура речи" для учащихся 7 класса

Авторская программа элективного курса "Орфография. Культура речи" для учащихся 7 класса...

Авторская программа для обучающихся 6-7 классов «Татарское декоративно-прикладное искусство как средство развития татарской речи у русскоязычных учащихся»

Образовательная программа «Татарское декоративно-прикладное искусство как средство развития татарской речи у русскоязычных учащихся» относится к гуманитарной направленности. В условиях бил...

Авторская программа "Культура речи"

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Культура речи», и в соответств...