Рабочая программа по культуре речи
рабочая программа по русскому языку на тему

Рабочая программа учебной дисциплины ОД.02.07 "Культура речи" является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 071501 "Народное художественное творчество" Виды: театральное творчество и хореографическое творчество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОБУ СПО «ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ

 КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

К У Л Ь Т У Р А

Р Е Ч И

по специальности

071501  Народное художественное творчество:

              Театральное творчество,

              Хореографическое творчество

                                                            

Санкт-Петербург

2014

   

 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО), по специальности 071501

Народное художественное творчество: Театральное творчество, Хореографическое творчество Рабочего учебного плана ЛОККиИ.

Организация-разработчик:

 ГОБУ СПО «Ленинградский областной колледж культуры и искусств»

Разработчик:

Е.Б. Иванников, преподаватель русского языка и литературы ГОБУ СПО ЛОККиИ

Утверждена: «____» ___________ 2014г.

Зам. директора по учебной работе:

Агапитова М.А.

Председатель гуманитарной комиссии

Ветринская А.В.


ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. . . . . . . 4

1.2. Область применения программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной

       образовательной программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  .4

1.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения

       учебной дисциплины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

1.4. Перечень формируемых компетенций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной

       дисциплины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. . . . . . . . . . . . .6

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины. . . . . . . . . ……………...7

 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. . . . . . . . . . . . . . . . 21

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению. . . . . . 21

3.2. Информационное обеспечение обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  22


 1. ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«КУЛЬТУРА РЕЧИ»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 071501 Народное художественное творчество: Театральное творчество, Хореографическое творчество.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

ОД.02.07 Федеральный компонент среднего (полного) общего образования.

1.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

  • анализировать тексты с точки зрения норм русского языка;
  • грамотно строить свою речь;
  • самостоятельно совершенствовать устную и письменную русскую речь;
  • пользоваться словарями русского языка;

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать: 

  • основные составляющие русского языка;
  • различия между языком и речью;
  • специфику устной и письменной речи;
  • правила продуцирования текстов разных деловых жанров лексические нормы;
  • основные типы словарей;
  • типы фразеологических единиц, их использование в речи;
  • основные фонетические единицы;
  • принципы русской орфографии;
  • морфологические нормы;
  • словообразовательные нормы;
  • грамматические категории и способы их выражения в
  • современном русском языке;
  • основные единицы синтаксиса.        

1.4. Перечень формируемых компетенций:

Общие компетенции (ОК)

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.  

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 12. Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции (ПК)

ПК 1.1 Проводить репетиционную работу в любительском творческом коллективе, обеспечивать исполнительскую деятельность

ПК 1.2 Раскрывать и реализовывать творческую индивидуальность участников любительского коллектива.

ПК 3.1 Исполнять обязанности руководителя любительского творческого коллектива, досугового формирования (объединения) социально-культурной сферы, принимать управленческие решения.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины (по ФГОС):

Максимальная учебная нагрузка студента      114 часов, в том числе:

- обязательная аудиторная  учебная  нагрузка  76   часов,

- самостоятельная  работа студента    38   часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

114

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

76

в том числе:

лекции

54

     лабораторные  работы

*

     практические занятия

20

     контрольные работы

2

     курсовая работа  (если предусмотрена)

*

Самостоятельная работа студента  (всего)

38

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (если предусмотрена)

*

подготовка к аудиторным занятиям (изучение литературы по заданным темам, написание рефератов, эссе и пр. письменных работ)

34

подготовка к промежуточной аттестации

2

    Подготовка к зачёту

2

Итоговая аттестация                                                   зачёт в 4 семестре


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

РАЗДЕЛ I. Риторика. Ораторское мастерство

Тема 1. Культура речи как создание эффективного письменного и устного высказывания

Содержание учебного материала:

  1. Структура речевой деятельности.
  2. Виды и формы речи.
  3. Жанры речи.
  4. Текст как единица речи.
  5. Качества речи и способы их достижения.

2

1

Самостоятельная работа:

Речевые фигуры и тропы.

1

Тема 2. Культура общения

Содержание учебного материала:

  1. Культура общения.
  2. Умение слушать.
  3. Речевая культура.
  4. Понятие «речевого этикета».
  5. Формулы речевого этикета.
  6. Русский речевой этикет общения.

2

2

Самостоятельная работа:

Национальный речевой этикет.

1

Тема 3. Нормы общения

Содержание учебного материала:

  1. Социальные нормы общения.
  2. Психологическое нормы общения.
  3. Речевые нормы общения.

2

2

Самостоятельная работа:

Риторика и демократия.

1

1

2

3

4

Тема 4. Понятие эффективной коммуникации

Содержание учебного материала:

  1. Что такое эффективность коммуникации.
  2. Эффективность и «затратность» общения.
  3. Коммуникативное равновесие.

1

2

Практическая работа:

Выступления в форме диалога с использованием разных речевых ситуаций: ребёнок-родитель, начальник-подчинённый, приятель-друг.

1

Самостоятельная работа:

Условия эффективного речевого воздействия.

1

Тема 5. Коммуникативные барьеры

Содержание учебного материала:

  1. Понятие «коммуникативный барьер».
  2. Культурные и социальные коммуникативные барьеры.
  3. Ролевые и психологические коммуникативные барьеры.
  4. Когнитивные коммуникативные барьеры и стереотипы.
  5. Личностные и групповые коммуникативные барьеры.

1

2

Практическая работа:

Зачитывание докладов с речевым этикетом.

1

Самостоятельная работа:

Этноцентризм и группоцентризм.

1

Тема 6. Коммуникативная позиция

Содержание учебного материала:

  1. Понятие «коммуникативная позиция».
  2. Невербальные средства усиления коммуникативной позиции говорящего: внешность, взгляд, поведение, организация пространства общения, голос.

1

2

Практическая работа:

Зачитывание отредактированного речевого этикета.

1

Самостоятельная работа:

Языковой паспорт говорящего.

1

1

2

3

4

Тема 7. Способы речевого воздействия на личность

Содержание учебного материала:

  1. Доказывание.
  2. Убеждение.
  3. Уговаривание.
  4. Клянченье.
  5. Внушение.
  6. Просьба.
  7. Приказ.
  8. Принуждение.

1

2

Практическая работа:

Просмотр видеороликов с записью выступлений и анализ невербальных приёмов изложения речевого этикета.

1

Самостоятельная работа:

Причины возникновения науки о речевом воздействии в XX веке.

1

1

2

3

4

Тема 8. Факторы, правила и приемы речевого воздействия

Содержание учебного материала:

  1. Факторы речевого воздействия.
  1. внешность говорящего;
  2. соблюдение коммуникативной нормы;
  3. установление контакта с собеседником;
  4. взгляд;
  5. физическое поведение во время речи (движение, жесты, позы);
  6. голос;
  7. стиль общения (дружелюбие, искренность, эмоциональность, немонотонность, воодушевление);
  8. организация пространства общения;
  9. содержание речи;
  10. языковое оформление;
  11. объем сообщения;
  12. расположение фактов и аргументов, идей;
  13. продолжительность;
  14. адресат (включая количество участников);
  15. коммуникативный жанр.
  1. Правила общения и речевого воздействия.

1

3

Практическая работа: дискуссия на тему «Красота – это наказание».

1

Самостоятельная работа:

Информационное выступление, его основные особенности.

1

1

2

3

4

Тема 9. Демагогия и манипулирование

Содержание учебного материала:

  1. Понятие «демагогии».
  2. Сравнительная характеристика «речевого воздействия» и «манипулирования».
  3. Внушение как подавление индивидуального сознания через общественное.

1

3

Практическая работа: дискуссия на тему «Горе от ума».

1

Самостоятельная работа: рекламное выступление.

1

Тема 10. Коммуникативные неудачи

Содержание учебного материала:

  1. Понятие «коммуникативная неудача».
  2. Понятие «коммуникативное самоубийство».

1

3

Практическая работа: анализ ошибок выступлений.

1

Самостоятельная работа:

Протокольно-этикетное выступление и его особенности.

1

Тема 11. Коммуникативная грамотность

Содержание учебного материала:

  1. Понятие «коммуникативная грамотность».
  2. Эффективное общение.
  3. Бесконфликтное общение.

Практическая работа:

Тренинг на неучастие в конфликте.

2

3

Самостоятельная работа:

Представление гостя похвальное слово.

1

Тема 12. 1. Вербальное речевое воздействие: факторы соблюдения коммуникативной нормы и установления контакта с собеседником

Содержание учебного материала:

  1. Общие сведения о вербальном речевом воздействии.
  2. Фактор соблюдения коммуникативной нормы.
  3. Фактор установления контакта с собеседником.

1

3

Практическая работа:

Дискуссия на тему «Счастье невозможно купить». Анализ и самоанализ выступающих и слушающих.

1

Самостоятельная работа:

Развлекательное выступление и его особенности.

1

1

2

3

4

Тема 12. 2. Вербальное речевое воздействие: факторы содержания речи, стиля общения, языкового оформления.

Содержание учебного материала:

  1. Фактор содержания речи.
  2. Фактор стиля общения.
  3. Фактор языкового оформления.

1

3

Практическая работа:

Дискуссия на тему «Счастье невозможно купить» с исправленными ошибками.

1

Самостоятельная работа:

Убеждающее выступление и его особенности.

1

Тема 12. 3. Вербальное речевое общение: факторы объема сообщения, расположения информации, адресата.

Содержание учебного материала:

  1. Фактор объёма сообщения.
  2. Фактор расположения информации.
  3. Фактор адресата.

1

3

Практическая работа:

Дискуссия на тему: «Книги жизни не научат» с использованием всех факторов вербального речевого воздействия.

1

Самостоятельная работа:

Дебаты.

1

Тема 13. Текст в речевой деятельности.

Содержание учебного материала:

  1. Виды речевой деятельности.
  2. Особенности говорения и письма.
  3. Контактная и дистантная речь.
  4. Диалог и монолог.

1

3

Практическая работа:

Сравнительная характеристика говорения и письма.

1

Контрольная работа:

1

Подготовка к контрольной работе:

1

1

2

3

4

Раздел II. Текст. Стили речи.

Тема 1. Текст и его структура.

Содержание учебного материала:

  1. Понятие текста.
  2. Структура текста.
  3. Объём и содержание текста.
  4. Устная и письменная формы текста.

2

3

Самостоятельная работа:

Эффективность отдельных видов и форм публичного выступления.

1

Тема 2. Функционально-смысловые типы речи.

Содержание учебного материала:

  1. Общие сведения о функционально-смысловых типов речи.
  2. Описание.
  3. Повествование.
  4. Рассуждение.
  5. Объяснение.

1

3

Практическая работа:

Сравнительная характеристика описания, повествования и рассуждения.

1

Самостоятельная работа: типы аудитории.

1

Тема 3. Повествование как тип речи.

Содержание учебного материала:

  1. Понятие «повествование».
  2. Настоящая повествовательная форма глагола (историческая).
  3. Эпический способ повествования.
  4. Сценический способ повествования.
  5. Биографический способ повествования.

1

3

Практическая работа:

Вычленение в текстах эпического, сценического и биографического типа повествования.

1

Самостоятельная работа:

Однородная/разнородная аудитория. Большая/небольшая аудитория. Подготовленная/неподготовленная аудитория. Профессиональная аудитория.

2

1

2

3

4

Тема 4. Описание как тип речи.

Содержание учебного материала:

  1. Понятие «описание».
  2. Именной тип речи.
  3. Статическое описание.
  4. Динамическое описание.
  5. Глагольный тип описания.

1

3

Практическая работа:

Сравнительный анализ именных и глагольных типов описания в речи.

1

Самостоятельная работа:

Позитивно/негативно настроенная аудитория. Женская/мужская аудитория.

1

Тема 5. Рассуждение как тип речи.

Содержание учебного материала:

  1. Понятие «рассуждение».
  2. Схема рассуждения: посылка, основная часть и вывод.
  3. Дедуктивный метод рассуждения.
  4. Индуктивный метод рассуждения.

1

3

Практическая работа:

Построение разных текстов на основе одних и тех же тезисов в зависимости от метода рассуждения.

1

Самостоятельная работа:

Молодежная аудитория. Детская аудитория. Аудитория среднего возраста. Аудитория старшего возраста

2

1

2

3

4

Тема 6. Текст и виды его переработки.

Содержание учебного материала:

  1. Функциональные стили русского языка. Общие сведения.
  2. Стилистика устной и письменной речи.
  3. Конспект: письменное изложение смысла текста в краткой форме.
  4. Аннотация: краткое изложение тематики текста и изложение собственных мыслей на счет актуальности данной темы.
  5. Выписка: дословное цитирование тезисов.
  6. Реферат: создание нового текста на основе уже известного источника.

1

3

Практическая работа:

Рассмотрение разных видов форм изложения тематики текста.

1

Самостоятельная работа:

Ригидная/гибкая аудитория. Национальная специфика аудитории.

1

Тема 7. Речеведческий анализ текста.

Содержание учебного материала:

  1. Определение типа речи.
  2. Определение стиля речи.
  3. Определение формы речи.
  4. Определение структуры речи.
  5. Определение объёма речи.
  6. Определение содержания речи.

1

3

Контрольная работа:

Анализ текстов с разными типами речи.

1

Подготовка к контрольной работе:

1

1

2

3

4

Тема 8. Разговорный стиль.

Содержание учебного материала:

  1. Понятие «разговорный стиль».
  2. Особенности лексики в разговорном стиле.
  3. Особенности словообразования в разговорном стиле.
  4. Особенности морфологии в разговорном стиле.
  5. Особенности синтаксиса в разговорном стиле.

2

3

Самостоятельная работа:

Аудитория с разным уровнем понимания. Аудитория с разным отношением к воспринимаемой информации. Типы слушателей по умению понять смысл сообщения.

2

Тема 9. Научный стиль.

Содержание учебного материала:

  1. Научный стиль как тип книжного стиля русского языка.
  2. Особенности лексики в научном стиле: термины, наименования.
  3. Понятие «номенклатуры».
  4. Особенности морфологии в научном стиле: именной характер речи.
  5. Особенности синтаксиса в научном стиле.

2

3

Самостоятельная работа:

Оценка эффективности публичного выступления.

1

1

2

3

4

Тема 10. Публицистический стиль.

Содержание учебного материала:

  1. Публицистический стиль речи как тип книжного стиля русского языка.
  2. Понятие «газетно-публицистический стиль речи».
  3. Информационные жанры: заметка, репортаж, отчёт, интервью, хроника, обозрение.
  4. Аналитические жанры: статья, корреспонденция, комментарий, рецензия, обзор.
  5. Художественно-публицистические жанры: очерк, фельетоне, памфлет.
  6. Устойчивые речевые обороты (клише).
  7. Сочетание экспрессии и стандарта.
  8. Совпадение автора и рассказчика.
  9. Особенности лексики в публицистическом стиле: речевые стандарты и речевые штампы.
  10. Особенности словообразования в публицистическом стиле.
  11. Особенности морфологии в публицистическом стиле.
  12. Особенности синтаксиса в публицистическом стиле.

2

3

Самостоятельная работа:

Виды публичных выступлений

1

1

2

3

4

Тема 11. Официально-деловой стиль.

Содержание учебного материала:

  1. Официально-деловой стиль речи как тип книжного стиля русского языка
  2. Административный стиль или деловая речь.
  3. Письменные и устные формы официально-делового стиля.
  4. Особенности морфологии в официально-деловом стиле.
  5. Особенности синтаксиса в официально-деловом стиле.
  6. Клишированные обороты.
  7. Дипломатический подстиль.
  8. Законодательный подстиль.
  9. Административно-канцелярский подстиль.
  10. Официально-документальный жанр.
  11. Обиходно-деловой жанр.

2

3

Самостоятельная работа:

Основные требования к публичному выступлению.

1

Тема 12. Анализ текстов различных стилей.

Практическая работа:

Отработка умений и навыков по анализу текстов с различными стилями.

1

3

Контрольная работа:

Анализ текстов различных стилей.

1

Подготовка к контрольной работе:

1

Тема 13. Художественный стиль речи.

Содержание учебного материала:

  1. Художественный стиль речи как тип книжного стиля русского языка.
  2. Особенности художественного стиля речи.
  3. Понятие «авторский стиль».

2

3

Самостоятельная работа:

Работа над речевой формой выступления.

1

1

2

3

4

Тема 14. Изобразительно-выразительные средства.

Содержание учебного материала:

  1. Лексические средства выразительности речи.
  2. Лексические средства образной речи.

2

3

Самостоятельная работа:

Подготовка к публичному выступлению.

1

Тема 15. Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической литературы.

Содержание учебного материала:

  1. Анализ лексики.
  2. Анализ словообразования.
  3. Анализ морфологии.
  4. Анализ синтаксиса.

1

3

Практическая работа: работа с классическими произведениями. Работа со словарями.

1

Самостоятельная работа:

Начало выступления.

1

Тема 16. Композиция выступления.

Содержание учебного материала:

  1. План выступления.
  2. Начало выступления.
  3. Основная часть.
  4. Вывод.
  5. Особенности структуры выступления.
  6. Сочетание объёма и содержания выступления.

2

3

Самостоятельная работа:

Поведение оратора в аудитории.

1

Тема 17. Приемы изложения и объяснения содержания речи.

Содержание учебного материала:

  1. Понятие «публичного выступления».
  2. Виды публичных выступлений: по цели и форме.
  3. Основные требования к публичному выступлению
  4. Работа над речевой формой выступления.
  5. Подготовка к публичному выступлению.
  6. Поведение оратора в аудитории.
  7. Поддержание внимания аудитории в ходе выступления.

2

3

Самостоятельная работа: анализ выступлений известных античных ораторов.

1

1

2

3

4

Тема 18. Аргументация. Основные приемы.

Содержание учебного материала:

  1. Тезис и аргументы.
  2. Убедительность аргументов.
  3. Правила аргументации.
  4. Способы аргументации.
  5. Помехи восприятию аргументации
  6. Правила эффективной аргументации.

2

3

Самостоятельная работа:

Поддержание внимания аудитории в ходе выступления.

1

Тема 19. Монолог и диалог в публичных выступлениях.

Содержание учебного материала:

  1. Монологическая речь
  2. Диалогическая речь.
  3. Контраргументация.
  4. Обратная связь.

2

3

Самостоятельная работа:

Завершение публичного выступления.

1

Тема 20. Итого-обобщающее занятие.

Зачёт:

Дискуссия в форме ток-шоу между подгруппами на заданную тему.

2

3

Подготовка к зачёту:

2

Всего:

114

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка.

Оборудование учебного кабинета:

- стол и стул для преподавателя.

- столы и стулья для студентов;

- доска;

- орфографические, толковые, этимологический, словообразовательный , аспектные  словари, словарь иностранных слов, фразеологический словарь;

- справочники по истории литературы;

- раздаточные материалы справочного характера;

- дидактические материалы;

- обучающие материалы для самостоятельной работы студентов.

Технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением, проектор, телевизор или экран для демонстрации мультимедийных материалов.

3.1. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классов. М., 2010.

2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2008.

3. Антонова Е.С., Воителева Т.М. . Русский язык и культура речи. М,. 2011.

4. Самсонов Н.Б. Русский язык и культура речи. Оникс, 2010.

5. Герасименко Н.А. Русский язык. М.: Академия, 2010.

Дополнительная литература:

 1. Культура речи: нормы русского языка (Подготовимся к ЕГЭ). Екатеринбург,        

     2005.

 2. Культура русской речи: учебник / отв.ред. Л.К.Граудина, Е.Н.Ширяев. М.,

2008.

 3. Москвин В.П. Стилистика русского языка. Волгоград, 2004.

 4..Ипполитова Н.А , Князева О.Ю., Савова М.Р.  Русский язык и культура речи.  

     Практикум. М., 2006.

 5. Сборник упражнений и тестовых заданий по культуре речи.

     под ред.  В.Д.Черняк. СПб-М, 2006.

 6. Руднев В.Н. русский язык и культура речи. Кнобус, 2012.

 7. Лекант П.А. Русский язык и культура речи. Дрофа, 2009.

 8. ЕГЭ: Русский язык. Контрольные измерительные материалы. 2010. М.-СПб,. 2010.

 9. Данилевская Н.В., Дускаева Л.Р. Русская грамматика в таблицах и тестах. Пермь, 2007.

10. Карпова Т.Б., Баженова Е.А., Дускаева Л.Р. Нормы русского языка в таблицах и тестах. Пермь, 2008.

11. Лазарева Н.В. Русский язык. Система подготовки к экзаменам (ЕГЭ). Практикум. СПб, 2004.

 

Интернет-ресурсы:

русскоязычные www.aport.ru, www.yandex.ru, www.rambler.ru,

англоязычная – www.yahoo.com.

www.gramma.ru

www.gramota.ru

Энциклопедии и словари – www.mega.km.ru, www.lib.ru, www.encyclopedia.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется  в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения  индивидуальных заданий, проектов.

Оценка качества освоения учебной программы включает текущий контроль успеваемости,  промежуточную аттестацию  по итогам освоения дисциплины, итоговая аттестация проводится в форме экзамена в 3 семестре.

        

           Текущий контроль проводится в форме разностороннего анализа   текстов разных типов речи и функциональных стилей речи, выполнением практических заданий различного уровня сложности, отработкой и закреплением орфографических, пунктуационных навыков студентов,  созданием текстов различных типов речи и функциональных стилей.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы  контроля  результатов обучения

Методы

Контроля

 результатов обучения

Оценка результатов обучения

Освоенные умения:

-  умение осуществлять речевой самоконтроль;

- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и  разновидностей языка;

- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное) в зависимости от коммуникативной задачи;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

- приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- развития интеллектуальных и творческих способностей,

- навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- увеличения словарного запаса;

- расширения круга используемых языковых и речевых средств;

- совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- совершенствования коммуникативных способностей;

- развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;

- вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации

Усвоенные знания:

                                           

- знания о связи языка и истории, культуры русского и других народов; 

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

-  нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально- деловой сферах общения.

Текущий

Промежу-точный

Итоговый  

Текущий

Промежуточный

Итоговый

                             

-тестирование;

- экспертная оценка лингвистического анализа   текстов разных типов и стилей речи;  

- экспертная оценка выполнения самостоятельной работы;

- анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности);

- оценивание проведенных исследований;

- участие в деловой игре, дискуссии

- Анализ текстов разных типов речи и разных функци-ональных стилей с отработкой орфографических, пунктуационных, лексических, словообразовательных и грамматических умений и навыков,

- продуцирование текстов разных типов речи и функциональных стилей,

- рецензирование прочитанных текстов,

- отработка навыков конспектирования учебного материала по дисциплинам гуманитарного цикла,

- выработка навыков устного высказывания,

- тестирование с проверкой отдельных навыков по различным видам анализа текста,

- тренинги различных ситуаций с выработкой навыков речевого поведения в различных сферах и ситуациях,

- отработка навыков ведения дискуссии

Выставляет-ся в соот-ветствии с 5-балльной системой

Выставляется в соответ-ствии с 5-балльной системой

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме публичного выступления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Культура речи" 9 класс

Рабочая программа курса "Культура речи" 9 класс...

Рабочая программа кружка "Культура речи"

По данной программе в занимательной, доступной для учащихся форме повышается уровень речевой культуры учащихся. Творческие задания, игровые формы проведения занятий кружка, конференции, телепере...

проект рабочей программы по курсу "Речь и культура общения"

           Проект рабочей программы по курсу "Речь и культура общения" для учащихся начальных классов школы-интерната. Данная программа реализует коммуникативно-де...

Рабочая программа по Культуре речи 11 класс

Программа содержит пояснительную записку, содеожание, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Стилистика. Культура речи (7 класс)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА. Стилистика. Культура речи (7 класс)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету речь и культура общения

Уровень обучения (класс)      10- 11 среднее  общее образованиеКоличество часов   68   Уровень базовыйУчитель: Бобкова Светлана Павловна, высшая...