программа по РИТОРИКЕ 10-11 класс
рабочая программа (10 класс)

Самойлова Елена Евгеньевна

программа по риторике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_ritorike_10-11_klass.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Факультативный курс Риторика  ориентирован на школьников 10-11 классов, желающих повысить свою языковую культуру, овладеть не только культурой слова, но и культурой мысли об избранном предмете. Кроме того, риторика – единственная дисциплина, изучение которой позволяет познать законы порождения  словесных произведений и воплотить эти знания на практике, используя риторические техники.

Направление деятельности: познавательное.

Факультативный курс рассчитан на 34 часа и изучается в течение двух лет: во втором полугодии 10 класса и в первом полугодии 11 класса по 1 часу в неделю.

Формы проведения занятий:

– индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая обучающихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лексического материала;

– тренинги, на которых обучающиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями;

– викторины на лучшего знатока русского слова;

– семинары, на которых обучающиеся защищают свои творческие работы.

Виды деятельности:

- групповая работа, индивидуальная работа, исследовательская деятельность, проектная деятельность.

Принципы отбора материала для данной программы определяются её основной целью  - предоставление учащимся современного риторического образования и её основными задачами:

- приобщить учеников к истории отечественной риторической культуры, включить каждого из них  в русло отечественной речевой традиции как самостоятельную личность, носителя собственного индивидуального, культурного и свободного слова;

- помочь школьникам овладеть основными элементами речевого мастерства в области наиболее востребованных жанров публичной ораторской речи, то есть получить необходимые для успешной социализации  компетенции.

Программа предполагает:

- предоставление учащимся основ знаний о речевом общении, принципах его совершенствования, причинах и признаках успеха или неудачи;

- в освоении учащимися методов и способов работы над своей речью, принципов эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения;

- формирование у школьников понимания реальности и важности национально-культурных различий в речевом поведении, овладение ими основными принципами и способами налаживания взаимопонимания между носителями различных национальных культур.

Формы контроля.

Сообщение на лингвистическую тему, доклад, реферат, анализ художественных текстов, исследовательская работа, презентация, проект.

2. Планируемый результат освоения курса.

    В конце первого года обучения учащиеся должны знать:

     — общие сведения об истории риторических учений;

     — основные этапы работы над устным выступлением.

     — признаки риторического текста.

    -     основные смысловые модели, используемые в речи;

Учащиеся должны уметь:

     — вникнуть в замысел чужой речи;

     — определить цель своего выступления и сформулировать небольшой по объему тезис;

     — подобрать аргументы и расположить их в определенном порядке с учетом аудитории;

     — сделать речевое оформление небольшого текста с учетом адресата;

     — выступить перед аудиторией с небольшим риторическим текстом в определенном жанре;

- отрефлексировать выступление.

В конце второго года обучения учащиеся должны знать:

-     общие требования к описанию, повествованию, рассуждению;

- общие требования к беседе;

- общие требования к проведению конструктивного спора;

- основные тропы и фигуры речи.

Учащиеся должны иметь представление об элементах деловой риторики.

Учащиеся должны уметь:

  • при анализе чужого текста выделить основные мысли и аргументы автора и составить свое высказывание по проблеме текста;
  • строить несложную деловую беседу;
  • вести конструктивное обсуждение проблемы.
  • составить резюме

Программа предполагает развитие у учащихся следующих компетенций:

  1. Аналитико-риторической (способности анализировать речевую ситуацию, оценивать собственное и партнёров речевое поведение и его результаты при публичном выступлении и в диалогическом межличностном общении; аналитического слушания; риторического анализа текста)
  2. Контролирующе-риторической (способности к самоконтролю в процессе речи в различных речевых ситуациях)
  3. Творчески-риторической (создание риторических произведений различных жанров в различных речевых ситуациях)
  4. Коммуникативно-риторической (способности устанавливать и поддерживать коммуникативный контакт противостоять нарушениям понимания и разрыву контакта).

         

3. Содержание учебного курса риторики в 10 классе.

1. История риторики и особенности речевого идеала.

Традиционное определение риторики. Сила слова в общественной жизни

Особенности и сущность современного красноречия.

Истоки риторики: софисты. Сократ. «Риторика» Аристотеля.

«Краткое руководство к красноречию» М. В. Ломоносова. «Общая реторика» Н. Ф. Кошанского.

Возрождение риторики во второй половине XX в. Определение предмета современной риторики.

Общая риторика и её основные разделы в соответствии с этапами классического риторического канона. Аргументация. Современные частные риторики.

2. Основные риторические категории и элементы риторического мастерства.

Речевое событие как основная единица речевого поведения и общения. Дискурс. Речевая ситуация и её компоненты.

Участники, отношения между ними, обстоятельства как основные компоненты речевой ситуации.

Речевое действие (речевой акт) как основная единица речевого поведения и понятие лингвопрагматики.

Прямые и косвенные сообщения. Формы метасообщений.

3. Мастерство беседы

Гармония как принцип успешного речевого общения. Образ говорящего как система свойств личности. Эффективность речи и образ говорящего. Обаяние и артистизм как риторические понятия и их проявления в поведении говорящего.

Уверенность говорящего и «право на речь». Ораторский страх. Страх и волнение.

4.Законы риторики.

Законы риторики и гармония речевого события. Закон гармонизирующего диалога как наиболее общий закон риторики.

Сущность второго закона риторики — закона продвижения и ориентации адресата на « карте» речи.

Третий закон риторики — закон эмоциональности речи.

 Четвёртый закон общей риторики — закон удовольствия.

 Риторические средства и принципы создания удовольствия адресата от речи. Взаимосвязь и взаимозависимость четырёх законов общей риторики

         

3. Содержание учебного курса риторики в 11 классе.

1. Риторические тропы и фигуры речи.

Понятие риторического идеала. Два противоположных типа риторического идеала сегодня и их истоки.

Смысловые особенности тропов и их риторические возможности. Риторический троп.

Метафора и метонимия.

Ирония, парадокс, намёк.

Риторические фигуры: понятие, классификация. Антитеза и градация как важнейшие риторические фигуры.  Типы периодов. Важность диалогизации речи и её риторические средства.

Содержание и метод поэтапного риторического анализа. Приёмы и этапы создания риторического эскиза речи.

2. Структура публичного выступления.

Структура и эскиз публичной речи в различных речевых ситуациях.

Общая характеристика аргументирующей речи как речи специфической для риторики. Риторика и логика: различия в аргументации. Работа с аргументами и их расположением.

Особенности и этапы информирующей речи. Задачи ритора в информирующей речи.

Свойства внимания, существенные для оратора. Работа ритора по управлению вниманием. Основные способы подготовки к публичному выступлению.

Импровизированное выступление: особенности, ожидание аудитории и речевое поведение ритора.

Мимика, жест, движения тела и «язык позы»(телесная кинесика), использование пространства в публичном выступлении.

3. Типы и модели беседы.

Беседа и её типы. Две обобщающие и противоположные модели беседы.

Гедонистическая (дружеская) и светская беседа. Их различия.

Деловая ситуация и деловая беседа. Беседа как средство разрешения конфликта.

Тост и комплимент как малые жанры эпидейктической и гедонистической речи.

4. Спор: стратегии, тактики, поведение.

Спор, истина, мнение. Что особенно важно при обучении мастерству спора. Важнейшие тактики и приёмы спора.

Аргументы рациональные и иррациональные. Источники рациональных аргументов. Виды аргументов по силе и месту в аргументативной системе.

Ошибки и уловки в споре. Тезис и наиболее распространённые ошибки (уловки) в тезисе. Ошибки (уловки) в рациональных аргументах. Основные уловки или ошибки в демонстрации.

4. Тематическое планирование курса

 «РИТОРИКА»

10 класс

№ урока

Тема урока

Содержание

Виды деятельности учащихся

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

1

Традиционное определение риторики

Традиционное определение риторики. Сила слова в общественной жизни

Слушать, конспектировать и анализировать сообщаемые учителем сведения. Находить в собственной жизненной практике, в текстах художественной литературы и в истории доказательства силы слова по образцам, предложенным в учебнике, и анализировать их. Участвовать в диалоге в риторическом классе. Создавать на уроке краткие высказывания с обоснованием доказательности найденных самостоятельно примеров. Выполнять задания учебника

21.01

21.01

2

Риторика в современном мире

Особенности и сущность современного красноречия

Знать понятие красноречия, основные особенности современного красноречия и его отличие от такового середины — конца XX столетия. Участвовать в диалоге с учителем и классом по поставленной проблеме. Анализировать сообщаемое учителем и приводить собственные примеры и доводы

28.01

28.01

3

Предмет риторики

в античной Греции

Истоки риторики: софисты. Сократ. «Риторика» Аристотеля

Овладевать умением аналитического

чтения материалов учебника, сопоставления противоположных моделей красноречия, овладевать активной и культурной диалогической речью в ситуации урока и умением строить лаконичные монологические высказывания с выражением собственного мнения и его кратким обоснованием

04.02

04.02

4

Предмет риторики в России (VII—XIX вв.)

«Краткое руководство к красноречию» М. В. Ломоносова. «Общая реторика» Н. Ф. Кошанского

Знать время создания и понимать особую ценность двух указанных источников в отечественной словесной культуре, их сходство и различие. Уметь анализировать материалы учебника и сообщаемое учителем в аспекте оценки роли источников в современной речевой среде

11.02

11.02

5

Определение современной риторики

Возрождение риторики во второй половине XX в. Определение предмета современной риторики

Знать понятие «предмет научной дисциплины» и понимать социальные корни становления риторики и особенностей её предмета. Овладевать диалектическим и аналитическим подходами к пониманию сущности риторики как дисциплины, её двойственной и неоднозначной роли в обществе и истории. Учиться анализировать собственный жизненный опыт и степень коммуникации

18.02

18.02

6

Современная общая и частные риторики

Общая риторика и её основные разделы в соответствии с этапами классического риторического канона. Аргументация. Современные частные риторики

Анализировать под руководством учителя взаимосвязь и взаимозависимость этапов классического риторического канона (пути от мысли о предмете — к речи (тексту) о нём), ценностную иерархию этих этапов и их роль в риторических трактатах, с одной стороны, и в создании текста — с другой. Различать общее и частное на примере сопоставления общей риторики и частных риторических дисциплин. Знать области повышенной речевой ответственности профессионала и гражданина

25.02

25.02

7

Речевое событие, дискурс, речевая ситуация

Речевое событие как основная единица речевого поведения и общения. Дискурс. Речевая ситуация и её компоненты

Овладевать антропоцентрическим подходом к анализу речи и общения. Понимать взаимосвязь речевой компетенции и полноценной жизненной (личной, социальной, профессиональной) реализации человека. Знать терминологическое

значение слова «дискурс» в риторике, овладевать структурным и ситуативным мышлением; знать основные элементы структуры речевой ситуации

04.03

04.03

8

Структура речевой ситуации

Участники, отношения

между ними, обстоятельства как основные компоненты речевой ситуации

Овладевать умением аналитического

чтения материалов учебника и умениями слушания. Учиться соотносить наблюдаемое (жизненный опыт) и описанное в учебнике (результат теоретических обобщений). Учиться анализировать, оценивать и контролировать собственное речевое поведение (самоанализ, самооценка, самоконтроль). Знать о существовании и особенностях лингвопрагматики как особой области современной лингвистики, источника материала для современной риторики. Понимать различия между лингвопрагматикой как онтологической дисциплиной и риторикой как деонтологической дисциплиной, ориентированной не на норму, а на идеал (ср. отношения психологии и педагогики). Выполнять задания и упражнения учебника

11.03

11.03

9

Словесный поступок (речевой акт)

Речевое действие (речевой акт) как основная единица речевого поведения и понятие лингвопрагматики

18.03

18.03

10

Виды сообщений: прямое и косвенное

Прямые и косвенные сообщения. Формы ме-тасообщений

Учиться анализу конкретных речевых ситуаций. Овладевать диалектическим и диалогическим подходом к оценке фактов и ситуаций коммуникации — живого речевого общения. Знать психологические результаты взаимопонимания и риторические (поведенческие)

25.03

25.03

11

Гармония речевого общения и образ говорящего

Гармония как принцип успешного речевого общения. Образ говорящего как система свойств личности. Эффективность речи и образ говорящего. Обаяние и артистизм как риторические понятия и их проявления в поведении говорящего

Знать содержание и проявления общей категории гармонии и её конкретной риторической реализации. Овладевать пониманием образа как структурной совокупности отдельных признаков. Анализировать реальные и идеальные образы-имиджи человека, вырабатывать адекватное представление о собственном реальном и желаемом образе. Учиться корректным высказываниям о себе и других, в глаза и за глаза. Понимать сущность и природу личностного обаяния и артистизма и их роли в успешном речевом общении и риторической деятельности. Учиться проявлениям обаяния и артистизма

08.04

08.04

12

Важнейшие качества говорящего. Уверенность

Уверенность говорящего и «право на речь». Ораторский страх. Страх и волнение

Знать причины и проявления стресса. Овладевать техниками борьбы со стрессом. Понимать различия страха и волнения. Тренировать навыки самоанализа, самооценки и самоконтроля. Развивать уверенность как одно из важнейших свойств оратора, необходимых для продуктивного речевого поведения. Анализировать приведённый в учебнике материал по проблеме, учиться соотносить полученные сведения со своим поведением -

15.04

15.04

13

Первый закон современной общей риторики и принципы его реализации

Законы риторики и гармония речевого события. Закон гармонизирующего диалога как наиболее общий закон риторики

Знать структурную организацию системы общериторических законов. Понимать диалектическую взаимосвязь и взаимозависимость законов общих и частных. Овладевать аналитико-синтети-ческими способностями соотносить многообразие жизненных проявлений и отвлечённых законов, обобщающих их разнообразие. Понимать первенствующую роль диалога (двустороннего отношения равноправных и равноценных партнёров) как речевой практики, психологического состояния и мировоззрения личности, определяющую статус человека

22.04

22.04

14

Второй закон риторики

Сущность второго закона риторики — закона продвижения и ориентации адресата на « карте» речи

Развивать умения аналитического слушания и чтения. Понимать процесс речи и её текст как ментальную карту продвижения от начала к концу по последовательным «пунктам» — микротемам (топосам) маршрута. Понимать необходимость последовательного и неуклонного продвижения как основную задачу говорящего и способ демонстрации адресату процесса перемещения по ментальной карте речи и конкретного местонахождения на ней в узловых позициях речи (ориентации)-

29.04

29.04

15

Третий закон риторики

Третий закон риторики — закон эмоциональности речи

Знать понятие «эмоция» и способы демонстрации эмоций в речевом поведении. Овладевать разными (в зависимости от речевой ситуации) степенями эмоциональности речи. Понимать необходимость меры в демонстрации эмоций и нужной степени эмоциональности для восприятия речи и управления вниманием адресата

06.05

06.05

16

Четвёртый закон риторики.

Четвёртый закон общей риторики — закон удовольствия. Риторические средства и принципы создания удовольствия адресата от речи.

Знать исторические риторические открытия в области управления вниманием адресата: получить общие представления о «приятном» в риторике софистов, деятельности Сократа и трактате Аристотеля.

13.05

13.05

17

Единство общериторических законов

Взаимосвязь и взаимозависимость четырёх законов общей риторики

Сформировать собственное мнение о необходимости и о мере использования «приятного» адресату в речевом общении в различных речевых ситуациях. Представлять себе риторические и поведенческие приёмы создания.

20.05

20.05

18

Практикум по речевому высказыванию

Тренировать умение кратких и при этом содержательных публичных выступлений в риторическом классе с выражением и обоснованием своего мнения об общериторических законах и о важности каждого из них для самого ученика.

27.05

27.05

 

4.Тематическое планирование курса

 «РИТОРИКА»

11 класс

№ п/п

Тема урока

Содержание

Виды деятельности учащихся

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

1

История риторики и риторический идеал.

Понятие риторического идеала. Два противоположных типа риторического идеала сегодня и их истоки.

 Аналитически слушать объяснительную речь учителя.

07.09

07.09

2

Риторический троп.

Метафора и метонимия.

Ирония, парадокс, намёк.

Смысловые особенности тропов и их риторические возможности.

Слушать, анализировать, письменно фиксировать основные положения объяснений учителя. Понимать отличие тропа от фигуры речи. Анализировать тексты.

14.09

14.09

3

Риторическая фигура. Антитеза, градация.

Повтор. Период. Фигуры диалогизации.

Риторические фигуры: понятие, классификация. Антитеза и градация как важнейшие риторические фигуры.  Типы периодов. Важность диалогизации речи и её риторические средства.

Знать принципиальное отличие тропов от фигур. Уметь видеть фигуры и тропы, анализируя обиходно-бытовую речь. Знать разновидности повтора и их функции. Понимать ключевую роль фигур диалогизации в установлении и поддержании коммуникативного контакта.

21.09

21.09

4

Риторический анализ речи.

Содержание и метод поэтапного риторического анализа.

Самостоятельный риторический анализ предложенных учителем текстов.

28.09

28.09

5

Риторический эскиз речи

Приёмы и этапы создания риторического эскиза речи.

Самостоятельная разработка риторического эскиза  кратких выступлений.

05.10

05.10

6

Структура публичного выступления и его эскиз.

Структура и эскиз публичной речи в различных речевых ситуациях.

Разработка эскиза публичной речи в соответствии с его общей структурой и с учётом переходов между отдельными этапами речи.

12.10

12.10

7

Аргументирующая речь. Введение. Заключение. Основная часть аргументирующей речи.

Общая характеристика аргументирующей речи как речи специфической для риторики. Риторика и логика: различия в аргументации. Работа с аргументами и их расположением.

Самостоятельно составлять план речи. Выбирать тактику введения и заключения в соответствии с риторической ситуацией. Знать различия аргументов по силе и месту в аргументативной системе.

19.10

19.10

8

Информирующая речь.

Особенности и этапы информирующей речи. Задачи ритора в информирующей речи.

Самостоятельно разработать информирующую речь на выбранную тему с заданным учителем регламентом, анализировать и оценивать выступления.

26.10

26.10

9

Управление вниманием аудитории и подготовка к речи.

Свойства внимания, существенные для оратора. Работа ритора по управлению вниманием. Основные способы подготовки к публичному выступлению.

Знать основные принципы управления вниманием. Уметь употреблять риторические средства и приёмы управления вниманием.

08.11

08.11

10

Импровизированное выступление

Импровизированное выступление: особенности, ожидание аудитории и речевое поведение ритора.

Самостоятельные импровизированные выступления на темы, предложенные одноклассниками; их анализ и оценка.

16.11

16.11

11

Движение в речи: мимика, жест.

Мимика, жест, движения тела и «язык позы»(телесная кинесика), использование пространства в публичном выступлении.

Тренировать отдельные элементы кинесической техники ораторской деятельности. Анализ фрагментов ораторских выступлений.

23.11

23.11

12

Беседа и её типы. Путь к взаимопониманию.

Неофициальная беседа и её жанры.

Беседа и её типы. Две обобщающие и противоположные модели беседы.

Гедонистическая (дружеская) и светская беседа. Их различия.

Анализ жизненного опыта и наблюдений, текстов художественной литературы.

Знать принципы продуктивного поведения в беседе и уметь использовать их для достижения гармонизирующего эффекта общения.

30.11

30.11

13

Основы деловой беседы.

Деловая ситуация и деловая беседа. Беседа как средство разрешения конфликта.

Подготовить краткие сообщения, сопровождаемые показом отдельных элементов и целых ситуаций делового общения (собеседование).

07.12

07.12

14

Мастерство комплимента и тоста

 Тост и комплимент как малые жанры эпидейктической и гедонистической речи.

Готовить и произносить в классе тексты этих малых риторических жанров, совместно обсуждать и оценивать выступления. Переход к импровизации.

14.12

14.12

15

Спор: стратегии, тактики, поведение.

Спор, истина, мнение. Что особенно важно при обучении мастерству спора. Важнейшие тактики и приёмы спора.

Знать тактики и приёмы спора, его основные стратегии. Учиться анализировать, оценивать и контролировать своё и партнёров поведение в споре.

21.12

21.12

16

Виды аргументов: общая классификация. Рациональные аргументы. Эмоциональные аргументы.

Аргументы рациональные и иррациональные. Источники рациональных аргументов. Виды аргументов по силе и месту в аргументативной системе. Ошибки и уловки в споре. Тезис и наиболее распространённые ошибки (уловки) в тезисе.

Ошибки (уловки) в рациональных аргументах. Основные уловки или ошибки в демонстрации.

Подготовить доказательные выступления о том, какие аргументы больше распространены в СМИ – рациональные или иррациональные – и о причинах этого.

Знать свойства тезиса и требования к нему в споре. Уметь выявить и назвать тип ошибки (уловки), относящийся к тезису спора.

Научиться выявлять и называть такие ошибки, оценивать общий уровень достоверности аргументации в тексте.

28.12

28.12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по риторике для 7 класса

Рабочая программа включает в себя пояснитльную записку и развёрнутое календарно-тематическое планирование....

Рабочая учебная программа по риторике (составлена на основе программы Т.А.Ладыженской) для 5 классов

Данная учебная программа содержит все необходимые элементы: пояснительную записку, содержание преподаваемого материала, календарное планирование  и список использумой литературы. Подготовлена она...

Рабочая программа по риторике для 9 класса (Т.А. Ладыженская).

Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа (из расчёта 1 час в неделю) и составлена в соответствии с·      законом «Об образовании в Российской Федерации»;·...

рабочая программа по риторике для 6 класса

Данная рабочая программа по « Школьной риторике» для 6класса составлена на основе базовой государственной программы по риторике («Школьная риторика» под редакцией Т.А.Ладыженской.-М., Баллас.2011г.). ...

Рабочая программа курса «Риторика» для 5 класса

Цели реализации программы:- формирование коммуникативных (риторических) умений, повышение уровняобщей и коммуникативной культуры обучающихся; формирование умений инавыков ведения межкультурного диалог...

Рабочая программа по риторике для 6 класса

Рабочая программа по риторике для 6 класса...

Рабочая программа по риторике для 7 класса

Рабочая программа по риторике для 7 класса...