Здоровьесбережение как педагогическая технология
статья

Варфоломеева Екатерина Владимировна

Здоровьесберегающие технологии на уроках вокального ансамбля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klassa_06.12.17.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение как педагогическая технология

Добрый день.

Педагог: Кто не слышал призыв: «Не навреди!».

Всегда ли этот постулат выполняет педагог? (обращаясь к участникам)

Участники отвечают

Педагог: Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения и существующие законы количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного центра здоровья детей Российской академии наук, снизилось в три раза.

Здоровыми можно назвать лишь 10 процентов детей, а остальные 90 процентов имеют проблемы в физическом, психологическом, нервном развитии. Особую тревогу вызывает увеличение количества хронических заболеваний.

В дополнительном образовании используются три основных вида здоровьесберегающих технологий;

- санитарно-гигиенические (проветривание, влажная уборка кабинета, обеспечение оптимального освещения, соблюдение правил личной гигиены).

- психолого-педагогические (создание благоприятной психологической обстановки, на занятиях, создание ситуации успеха, соответствие содержания обучения возрастным особенностям детей, чередование видов деятельности).

- физкультурно-оздоровительные (использование физкультминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз).

Вы можете возразить, что проветривание класса не относится к педагогическим технологиям, но, если под педагогической технологией понимать системно организованную совокупность действий, приемов, методов организации образовательного процесса, то, наверное, Вы согласитесь, что все здоровьесберегающие технологии являются педагогическими, так как в конечном результате подразумевают такие наши действия, которые не наносят ущерба их здоровью, а наоборот укрепляют его.

Педагог (обращаясь к участникам):

Расскажите, какая основная поза ваших учащихся на занятиях, какие нагрузки они испытывают?

(отвечают)

Дети из хоровой студии, где я преподаю, также испытывают разные нагрузки, в том числе довольно большие голосовые нагрузки (занятия, репетиции, концерты, конкурсы). Перенапряжение голосовых связок может спровоцировать болезни горла: ларингит, фарингит.

Поэтому выполнение несложных упражнений, которые мы используем с первых занятий, помогают учащимся укрепить мышцы гортани.

Давайте вспомним этот небольшой  комплекс упражнений для укрепления мышц гортани.

-Поцокайте языком громко и быстро, тихо и медленно.

−Несколько раз постарайтесь дотянуться языком до подбородка.

−Постарайтесь зевнуть с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.

−Откройте рот максимально широко, немного расслабьте мышцы и мягко опустите голову вниз. Вернитесь в исходное положение.

−Выполните движения губами, мысленно произнося «а-о-э».

(выполняют)

Педагог:

Помочь организму сопротивляться болезням, почувствовать себя бодрым и полным сил, расслабиться и снять симптомы утомления может пальчиковый массаж. Каждый палец отвечает за работу определённого органа в нашем организме. Большой палец стимулирует деятельность головного мозга; указательный – улучшает работу желудка; средний – кишечника и позвоночника; безымянный улучшает работу печени; мизинец помогает работе сердца.

Массируются пальцы каждый отдельно по направлению к его основанию по тыльной, ладонной и боковой поверхностям. Начинаем массаж с поглаживания, затем растирание, следующий приём — разминание и заканчиваем снова поглаживанием.

(выполняют)

Педагог: Управление дыханием – это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

1. Представим, что перед нашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышим только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

2. Нюхаем ароматный цветок. Медленно втягиваем воздух. Наслаждаемся ароматом.

3. Принюхиваемся: короткие и быстрые вдохи и выдохи.

4. «Собачье дыхание»: открыть рот, высунуть язык и подышать быстро и часто.

5. Скороговорка «33 Егорки»

(выполняют)

Педагог: от простых упражнений переходим к более сложным. Например, со старшими учащимися изучаем доступные им упражнения из Бодифлекса: что это такое, где создан, эффективность, для чего мы используем в классе, базовое упражнение. Упражнения «Алмаз», «Лев», «Крылышки 

(идет показ с комментариями, можно никого не подключать. Просто показать и как результат взять и удержать ноту)

Педагог:

Как часто мы слышим «Негативные убеждения»:

1. У меня ничего не получается…

2. Мои коллеги (одноклассники) меня раздражают

3. Я не могу смотреть на себя в зеркало

4. Я разочарован в жизни…

А ведь всем известно, что хорошее настроение связано со здоровьем. Смех продлевает жизнь. Когда мы смеёмся, наш организм вырабатывает эндорфины – гормоны удовольствия. Ученые подсказывают: «Мыслите позитивно! Учитесь контролировать свои мысли и при появлении негативных, сразу же заменяйте их на позитивные».

Предложите (обращаясь к педагогам) позитивную аффирмацию, т.е. короткую фразу, содержащую вербальную формулу, которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку в подсознании человека, способствуя улучшению его психоэмоционального фона и стимулируя положительные перемены в жизни.

(педагоги предлагают)

Педагог:

Конечно: к позитивным словосочетаниям (аффирмациям) относятся:

  • У меня всё получается просто замечательно
  • Меня окружают только позитивные и веселые люди
  • Мне нравится, как я выгляжу
  • Я люблю жизнь!

Мы говорили с вами о здоровьесберегающих приемах, которые в совокупности от занятия к занятию складываются в педагогическую технологию, обеспечивающую сохранение здоровья учащихся.

Обращаясь к педагогам: Что Вы думаете по поводу услышенного, расскажите о ваших ощущениях, возможно у вас есть ко мне вопросы?

(педагоги говорят)

Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути решения проблем здоровьесбережения средствами личностно ориентированной педагогической технологии

Внедрение в практику основных положений личностно ориентированной технологии (автор Якиманская И.) позволяет решить многие вопросы индивидуального подхода к учащимся. Следует отметить, что учителю нео...

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровь...

Здоровьесбережение как основной критерий выбора педагогической технологии

Презентация на тему "Здоровьесбережение как основной критерий выбора педагогической технологии"...

Доклад: «Изучение и внедрение современных педагогических технологий, направленных на здоровьесбережение.»

«Изучение  и  внедрение  современных  педагогических  технологий,направленных  на  здоровьесбережение.»...

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Статья о психолого-педагогических технологиях здоровьесбережения...

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы.

Цель данной статьи рассказать, как применяются здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...