Главные вкладки

    Элективный курс для 5 класса
    рабочая программа (5 класс)

    Воробьева Анна Давидовна
    Оказание поддержки пятиклассникам в период их адаптации к условиям обучения по ФГОС в основной школе. В результате занятий по этой программе решаются следующие задачи: 1. Информирование пятиклассников об особенностях обучения в основном звене, о нормах и правилах поведения на новом этапе школьной жизни,о способах развития своих способностей. 2. Развитие УУД у обучающихся: Навыков сотрудничества со сверстниками, а также адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях устойчивой учебной мотивации детей; адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыков уверенного поведения; представления о себе как о человеке с большими возможностями развития; саморегуляции поведения; психических процессов (внимания, памяти, мышления). 3. Создание условий для: снижения тревожности; формирования групповой сплочённости.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл elektiv_5_klass.docx40.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Российская Федерация

    Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    Ростовской области

    «НОВОШАХТИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

     

    «Рассмотрено»

     Руководитель МО

    ___________/_____________

    Протокол № ____

    от «____» ________ 20___ г.

    «Согласовано»

    Председатель МС

    ___________/____________

    Протокол № ____

    от «____» ________ 20___ г.

    «Утверждаю»

    Директор школы-интерната

    ____________ С.Ю.Аверьянова

    Приказ № ____

    от «____» ________ 20___ г.

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    Факультативного курса

    социально-психологической направленности

    «Я познаю себя»

    2018 –  2019 учебный год

    Учитель                    Воробьева Анна Давидовна

    Класс                          5

    г. Новошахтинск

    2018 г.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Нормативно-правовая база при реализации рабочей программы:

    • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
    • приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38, от 05.07.2017 № 629);
    • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
    • Приказ от 31.12.2015 №1577 « О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897.
    • Основная образовательная программа основного общего образования для 5-9 классов  Новошахтинской школы-интерната на 2018-2019 учебный год

    Программа элективного курса составлена на основе трёх программ:«Психология» учебный курс для III – XI классов»авторы А.Д.Андреева, Е.Е. Данилова, И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, Н.Н. Толстых) рекомендованной редакционно-издательским советом Российской академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия; программа адаптационных психологических занятий «Мы — пятиклассники» Микляевой А.В., Румянцевой П.В. (Микляева А.В., Румянцева П.В.: Школьная тревожность: диагностика, профилактика,  коррекция. – СПб.: Речь, 2007.); авторская программаМ.Ю.Савченко, Л.А.Обуховой для  учащихся 5-х  классов «Я и мои одноклассники» (М.Ю.Савченко, Л.А.Обуховой «Я и мои одноклассники».- М.:Вентана-Граф,2002г.,с.230.

    Программа рассчитана на обучающихся 5 класса общеобразовательной школы.

    Цель курса: Оказание поддержки пятиклассникам в период их адаптации к условиям обучения по ФГОС в основной школе.

    В результате занятий по этой программе решаются следующие задачи:

    1. Информирование пятиклассников об особенностях обучения в основном звене, о нормах и правилах поведения на новом этапе  школьной жизни,о способах развития своих способностей.
    2. Развитие  УУД у обучающихся:
    • Навыков сотрудничества со сверстниками, а также адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях
    • устойчивой учебной мотивации детей;
    • адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыков уверенного поведения;
    • представления о себе как о человеке с большими возможностями развития;
    • саморегуляции поведения;
    • психических процессов (внимания, памяти, мышления).
    1. Создание условий для:
    • снижения тревожности;
    • формирования групповой сплочённости.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Данная программа курса направлена на повышение возможностей пятиклассников и развитие уверенного поведения в процессе обучения. Занятия дают возможность оказывать помощь пятиклассникам в период адаптации: снизить у них тревожность, повысить свою самооценку, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил, повысить групповую сплоченность.

    Также занятия курса направлены на изучение и формирование УУД:

    Программой предусмотрено сочетание различных методов и форм  обучения: психодиагностика (в начале и в конце года), беседы, обсуждения, познавательно-развивающие задачи, игровые упражнения, ролевые игры, тренинги, творческие работы.

    Срок реализации рабочей программы: 1 учебный год.

    Планируемые результаты:

    - успешная адаптация пятиклассников к условиям обучения по ФГОС в основной школе, признаками которой являются: удовлетворенность процессом обучения и школой в целом; снижение уровня школьной тревожности; позитивная динамика эмоционального развития ребенка; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями;

    -развитие познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных УУД.

    Обучающиеся получат представления:

    - об особенностях обучения в среднем звене;

    - о требованиях, предъявляемых пятиклассникам;

    - о правилах поведения на уроках и в школе.

    - о своих возможностях;

    - о своём характере, своих достоинствах и недостатках;

    - об особенностях своего мышления, внимания и памяти;

    Обучающиеся получат опыт:

    - самопознания (наблюдения и осознания происходящих в самом себе изменений);

    - использования способов саморегуляции;

    - произвольного управления поведением, в соответствии с правилами и требованиями школьной жизни и учетом мнения сверстников и учителей;

    - работы с тестовым материалом;

    - межличностного общения в группе, когда учитываются разные точки зрения внутри группы, когда договариваются и приходят к общему мнению;

    - формулирования вопросов к взрослому с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации.

            

    Система оценки достижений обучающихся происходит по итогам групповой рефлексии, результатам психологического тестирования. В оценке результатов участвуют как ведущий курса, так и сами участники: каждый персонально и вся группа в целом.

    СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

         Раздел 1 «Я – пятиклассник» (12 ч.)

       Тема 1.Пятый класс: что нового? Правила школьной жизни.        (4 ч.)

        Правила школьной жизни. Отличие начальной школы от средней.

       Тема 2. Школьные предметы. Наши учителя. (4 ч.)

        Закрепление атмосферы эмоционального комфорта (доверия) к учителям.

        Помочь пятиклкассникам занять свою социальную позицию по отношению к педагогам

       Тема 3. Что поможет мне учиться. (4 ч.)

        Формирование благоприятного психоэмоционального фона. Актуализация проблемы взаимодействия. Повышение адаптивных возможностей. Формирование мотивов сотрудничества. Развитие положительной групповой динамики.

    Раздел 2 «Я и другие в дружбе» (22 ч.)

        Тема 4. Что я знаю о себе. (8 ч.)

    Помочь детям в самораскрытии,  способствовать преодолению барьера в общении , совершенствовать навыки общения.

    Тема 5. Что я знаю о других. (6 ч.)

    Развитие рефлексии. Развитие положительной групповой динамики.  Информационное обеспечение занятий.  Обеспечение участников средствами самопознания. Развитие и закрепление конструктивного стиля мышления.

          Тема 6. Ссоры и как их избежать. Дружба. (8 ч.)

    Обеспечение участников средствами самопознания. Закрепление навыков групповой работы. Развитие толерантности. Обеспечение средствами самовыражения. Демонстрация моделей оптимального взаимодействия.

    Раздел 3 «Мир эмоций» (16 ч.)

    Тема 7. Настроение. Темперамент. (4 ч.)

    Как узнать себя: слепая и скрытая область видения себя, роль психодиагностики в изучении своих качеств личности, что нужно учитывать для правильного выбора профессии. Чувства и эмоции, их роль в профессиональной деятельности.  Регуляция эмоционального состояния. Темперамент и свойства нервной системы. Стабильность - чувствительность, интроверсия - экстраверсия. Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности проявления в профессиональной деятельности.

    Практическая работа: Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента.

    Психодиагностика: самооценка индивидуальных качеств по методикам «Кто Я?», «Какой Я?», модификация личностного опросника Г. Айзенка «Определение темперамента».

    Тема 8. Тревожность. (6 ч)

    Снижение тревожности, достижение внутригруппового сплочения, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы».

    Тема 9. Агрессивность, способы её преодоления. (6 ч.)

    Степени профессиональной пригодности человека: профессиональная непригодность к конкретной профессии, профессиональная пригодность к конкретной профессии или группе профессий, соответствие конкретной профессиональной деятельности, призвание. Призвание -  высший уровень профессиональной пригодности. Истоки отношения человека к труду. Классификация типов личности Э. Фромма: рецептивный, эксплуататорский, стяжательский, рыночный, творческий.

    Раздел 4 «Мир способностей» - 20 ч.

          Тема 10. Мои способности  (16 ч.)

    Степень сформированности способностей к практической работе, к интеллектуальной работе, к профессиям социального типа, к офисной работе, к предпринимательству, эстетических способностей.

    Практическая работа: игровое профориентационное упражнение «Мои способности».

    Тема 11. В мире с собой и другими. (4ч.)

    Развитие  мотивов сотрудничества. Развитие произвольности, навыков саморегуляции. Развитие навыков саморегуляции, самопроизвольности. Развитие мотивов сотрудничества. Закрепление атмосферы эмоционального комфорта (доверия). Повышение адаптивных возможностей (через самооценку). Формирование мотивов личностного роста (самоактуализация). Решение конфликтных ситуаций в классе и школе.

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    урока

    Тема урока

    Кол-во

    часов

    Дата

    По плану

    По факту

    1

    2

    3

    4

    5

    Раздел 1 «Я – пятиклассник» - 12 ч.

    1

    2

    3

    4

    Пятый класс: что нового? Правила школьной жизни.        

    4

    3.09

    6.09

    10.09

    13.09

    5

    6

    7

    8

    Школьные предметы.

    Наши учителя.

    4

    17.09

    20.09

    24.09

    27.09

    1

    5

    2

    3

    9

    10

    11

    12

    Что поможет мне учиться.

    4

    1.10

    4.10

    8.10

    11.10

    Раздел 2 «Я и другие в дружбе» - 22 ч.

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    Что я знаю о себе.

    8

    15.10

    18.10

    22.10

    25.10

    8.11

    12.11

    15.11

    19.11

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    Что я знаю о других.

    6

    22.11

    26.11

    29.11

    3.12

    6.12

    10.12

    27

    28

    29

    30

    31

    32

    33

    34

    Ссоры и как их избежать. Дружба.

    8

    13.12

    17.12

    20.12

    24.12

    14.01

    17.01

    21.01

    24.01

    Раздел 3 «Мир эмоций» - 16 ч.

    35

    36

    37

    38

    Настроение. Темперамент.

    4

    28.01

    31.01

    4.02

    7.02

    39

    40

    41

    42

    43

    44

    Тревожность.

    6

    11.02

    14.02

    18.02

    21.02

    25.02

    28.02

    45

    46

    47

    48

    49

    50

    Агрессивность, способы её преодоления.

    6

    4.03

    7.03

    11.03

    14.03

    18.03

    21.03

    Раздел 4 «Мир способностей» - 20 ч.

    51

    52

    53

    54

    55

    56

    57

    58

    59

    60

    61

    62

    63

    64

    65

    66

    Мои способности

    16

    1.04

    4.04

    8.04

    11.04

    15.04

    18.04

    22.04

    25.04

    29.04

    2.05

    6.05

    13.05

    16.05

    20.05

    23.05

    27.05

    67

    В мире с собой и другими.

    1

    30.05

    67

    МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    Оборудование и приборы: компьютер, принтер, сканер, локальная сеть с выходом в Интернет.

    Список литературы:

    1. Белавина О.В. Психологическая диагностика сформированности универсальных учебных действий в средней школе // Известия Российского государственного педагогического университиета им. А. И. Герцена.
    2. Битянова М. Р. Психолого-педагогическое сопровождение на этапе перехода из начальной школы в среднее звено// Школьный психолог.  2001 № 33.
    3. Бондаревская Р. С. Организация диагностической и коррекпионно-развивающей работы с учащимися 5 классов. — СПб., 1994.
    4. Васильев В. В., «Психологические эффекты на уроке», - Воронеж: ВОИПКРО,  1989 г.
    5. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003.
    6. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб., 2006.
    7. Овчарова Р. В. «Школьный психолог и семья ученика»,  - Архангельск: ИППК, 1993 г.
    8. Родионов В., Ступницкая М. Я и Мы. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-го класса. // Школьный психолог № 43, 2002.
    9. Савченко М.Ю., Обухова Л.А. «Развивающие занятия. Диагностика», – М.: Вентана–Граф, 2002, 230с.
    10. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М.:ТЦ Сфера, 2004, - 96 с.
    11. Шваб Е.Д., Пудикова Н.П. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009.-90 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    открытое занятие по элективному курсу 9 класс

    Элективный курс "Дети и молодежь в англоязычных странах"...

    Элективный курс 9 класс Решение нестандартных задач

    Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике и способствовать их профессиональному самоопределению....

    Элективный курс. 10 класс

    Элективный курс для 10 класса по английскому языку рассчитан на 34 часа....

    Элективный курс 11 класс "Физика человека"

    Элективный курс для 11класса по теме "Физика человека". В данном курсе представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование, рас читанное  на 34 часа....

    Элективный курс 9 класс русский язык

    Научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи. ...

    Проектные информационные технологии в курсе обществознания. Элективный курс. 11 класс.

    Информатизация современного общества, характеризуемая внедрением средств новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, ставит перед педагогами новые задачи по воспитани...

    программы по информатике 5-9 (Босова Л.Л.) и 10-11 классы(Угринович Н.Д.),элективный курс 11 класс

    Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатиза...