Вырезки из бумаги
план-конспект

Рибаченко Ксения Николаевна

Вырезки из бумаги — это, пожалуй, самый распро­страненный вид народного искусства Китая. Редкий крестьян­ский дом не украша­ют эти изумительной тонкости изделия.

Мастерами этого вида ис­кусства, не считая очень не­большого числа художников, занимающихся вы­резкой из бумаги профессионально, являются обычные крестьяне. Глубокое понимание и знание жизни помогают им творчески воссоздавать са­мые различные сюжеты из сельской жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya.doc85.62 КБ

Предварительный просмотр:

Вырезки из бумаги

Вырезки из бумаги — это, пожалуй, самый распространенный вид народного искусства Китая. Редкий крестьянский дом не украшают эти изумительной тонкости изделия.

Мастерами этого вида искусства, не считая очень небольшого числа художников, занимающихся вырезкой из бумаги профессионально, являются обычные крестьяне. Глубокое понимание и знание жизни помогают им творчески воссоздавать самые различные сюжеты из сельской жизни.

Содержание вырезок из бумаги весьма разнообразно. Его объектами являются предметы повседневной жизни: фрукты и овощи, домашние животные, полевые цветы, птицы, разные насекомые, отдельные эпизоды из наиболее распространенных преданий.

В сюжете и методе художественного исполнения китайской народной вырезки часто кроется глубокий смысл.

Умелый подбор сюжета, изумительная простота, богатый художественный вкус являются также одной из характерных особенностей народных вырезок из бумаги. Экономические и природные условия по-разному влияли на этот вид искусства. В одной провинции вырезки отличаются тонкостью и изяществом, в другой они — более просты. Но все они пронизаны ощущением любви и радости.

Вырезки из бумаги чаще всего используются в Китае во время народных праздников. Особенно красочным и ярким является праздник Весны.

А когда наступают веселые дни свадьбы, родственники и друзья дарят новобрачным красивейшие вырезки из бумаги. Такие вырезки чаще всего изображают парные цветы лотоса, как олицетворение верной любви. На юге Китая есть места, где девушки перед свадьбой отправляют в дом будущего мужа вырезки, сделанные ими, демонстрируя таким образом свое искусство.

Многие сюжеты вырезок используются как узоры для вышивок.

Средства, с помощью которых производится вырезка, довольно просты и доступны. Чаще всего это острые ножницы, бритва. Опытные мастера при копировании не всегда придерживаются первоначального оригинала, находя в процессе работы свои самостоятельные методы и решения.

Избранные китайские художественные вырезки из бумаги

Вытынанка-вырезание узоров ножницами(или перочинным ножом) из бумаги.
(wycinanki по-польски, выцiнанки по-белорусски, витинанки по-украински, мексиканские -"papel pecado",цзяньчжи по-китайски)

Мне кажется, что можно вспомнить про такую поделку, как вырезание из бумаги аппликации в виде цветов или каких-нибудь фигур или вырезать так называемые "хороводы".
Сделать их очень просто:
Необходимо взять лист бумаги и сложить его как для веера, т.е. "налево-направо" и т.д. до конца листа. Затем на верхней грани веера нарисовать контур какой-либо фигуры, например человечка, или елочки, или цветочка, но - очень важная деталь - фигура должна быть половинкой от целой (как, когда мы выкраиваем на ткани деталь "со сгибом") и ещё:
фигурка должна как бы "держаться" за край какой-нибудь своей частью, например рукой, или лепестком, или травой, или веточкой и т.д., в зависимости от той идеи, которую вы пытаетесь воплотить!
После того, как вы вырежете по контуру, разверните свой веер и перед вами предстанет целый ряд одинаковых фигурок, которые можно либо приклеить на фон, либо просто разукрасить их на свое усмотрение и сделать какую-нибудь композицию!

Вытынанка– вечное стремление украинцев отметить праздник(свято), памятный день или просто украсить свою жизнь.
Свое развитие вытынанка начинает из украшений, что споконвека у разных народов нашивались на одежду и обувь, а также украшения жилья. Когда появилась бумага, из которой так легко что-то вырезать, витинанка становится преимущественно бумажной. Понятно, что первые бумажные вытынанки появились на родине бумаги – в Китае.

Там они были известны уже в VІІ – ХІІ ст. Женщины накануне праздника весны наклеивали на окна традиционные бумажные узоры, сюжеты в виде драконов, цветов, разных символов. В Западной Европе вытынанки (декупажи- фр.) приобрели развитие в сложных зеркальных сюжетно-образних композициях, которые всегда вмещались на одном целом листе бумаги и были подобны графическим изображениям. Славянские народы использовали вытынанку по большей части как декоративный элемент в народных традиционных орнаментах.

В Украине предшественниками этого вида искусства были вытынанки из кожи, ткани. Известная всем кожаная безрукавка и доныне, кроме обильной вышивки, щедро обшивается разными вырезанными из кожи деталями. На Полтавщини к началу ХХ с., а в некоторых регионах вплоть до великой Отечественной войны, верхний женский одяг-юпка декорировался аппликациями из бархата или другой ткани. Часто это были изображения дерева жизни, симметричных стилизованных веточек, декоративных элементов.

Да и современные полушубки или куртки тоже украшают подобными украшениями. Интересно, что первыми бумажными вытынанками в Украине были подкладки для печатей, так называемые кустодии (ХVІІ – ХVІІІ ст.). Они делались из кожи, изготовляли их в форме квадрата или круга. Их авторами были писари сотенных, полковых и Генеральных канцелярий.

Когда бумага стала достаточно дешевой (середина ХІХ ст.) и им могли пользоваться уже все слои населения.Украшение- вытынанка ( прикраса-витинанка -укр.) надолго входит в быт мещанства и крестьянства. Ее можно было видеть в домах на окнах, стенах, сволоках, на печи. Иногда она даже заменяла собой настенные рисунки, тем самым превратившись в украшение украинского жилья, приобретя широкое развитие и распространение.

Вытынанки разных местностей одновременно могут обнаруживать как признаки народного творчества всей Украины, так и самобытные, присущие лишь какому-то определенному региону. Да, вытынанки западных областей размыты и мелко орнаментируемые, как писанки и полотенца; подольские вытынанки продолжают традиции народных ковров, гончарных росписей, вышивок; вытынанки Днепропетровщины перекликаются с петриковской росписью и в каждом бумажном украшении просматривается лицо отдельного мастера, как творческой личности.

На праздники украинцы соответственно изготовляли разные вытынанки: в виде снежинок-звёздочек, креста, в виде барвинка или фигур ангелов.

Слово decoupage происходит от французского глагола decouper - разрезать.
Декупаж имеет длинную и очаровательную историю, которая ведет нас в прошлое через разнообразие стилей и стран.

Среди знаменитостей, увлекавшихся декупажем - Мария Антуанетта, Мадам де Помпадур, Лорд Байрон, Денди Бруммел, Матисс и Пикассо.

Еще в 12-ом веке, китайские крестьяне создавали яркую цветную бумагу - cutout, чтобы украсить окна, фонари, подарочные коробки и другие вещи.

Считается, что китайский опыт в "экспериментах" с ножницами, переняли кочевники Восточной Сибири, где китайскую цветную бумагу cutout, использовали для украшения предметов и стен курганов (могил) Сибирских кочевников, которые относятся к временам до Рождества Христова.

Немецкие и Польские ремесленники также использовали бумажные вырезки для художественного оформления мебели в течение несколько столетий.

Польские женщины и дети, в частности, развили огромный навык со свернутыми цветными листами бумагами (из журналов и газет), которые они вручную вырезали и складывали в геометрические формы, стилизуя под птиц, животных и цветы.

Однако, это не конец истории развития Декупаж.

Дальневосточное искусство лаковой росписи 17-ого столетия, примененное, главным образом для отделки мебели, и считается родоначальником современного искусства декупаж.

Восточные предметы утвари и мебель, расписанные лаком, украсили фешенебельные европейские дома, и мода на них не проходила. Торговцы не могли в полной мере удовлетворить заказы европейцев на расписанную лаком мебель из стран Дальнего Востока.

В результате, Венецианские краснодеревщики и лаковых дел мастера (так называемые, depentore) начали производить поддельные лаковые вещи, чтобы не отставать от запросов покупателей. И вещи, выполненные в данной технике, были известны как lacca contrafatta (lacca - лак, contrafatta-подделки).

Ремесленники нанимали учеников, чтобы они цветными красками переносили на бумагу сюжеты картин и гравюр самых знаменитых художников. Затем, приклеивали эти рисунки к деталям мебели, музыкальных инструментов и т.д. и покрывали несколькими слоями лака. В результате получалась прекрасная мебель и предметы искусства, которые называли object d'art, которые были очень похожи на настоящие популярные вещи, привезенные купцами из Китая и Японии.

Параллельно, богатая знать приглашала самых знаменитых живописцев, что бы они раскрасили мебель, стены и потолки.
Цены на object d'art и работы маститых живописцев, были очень высоки, и большинство людей не могли себе позволить приобрести работы знатных мастеров.

Как альтернатива object d'art, развилось целое направление в художественном оформлении: покупались рисунки художников "одного дня", из них вырезались картинки, наклеивались и покрывались лаком.
Вещи, украшенные таким образом, получили альтернативное термину object d'art название - l'arte del povero , что означает искусство бедняков (l'arte - искусство, povero - бедный человек).
(Следует заметить, что сейчас это "искусство бедняков" на аукционах продается за астрономические цены!)

В течение 18-ого и 19-ого столетий эта художественная форма процветала в Европе. Она проникла даже в здание суда Луи XV.

Аристократки пошли дальше, нежели мастера краснодеревщики, - вырезанными из настоящих живописных полотен деталями они стали украшать шкатулки, болванки для париков, обклеивали ширмы и всякие туалетные принадлежности, уделяя этому занятию многие часы.

Работы Boucher, Watteau, Fragonard, Redoute, Pillement и многих других выдающихся художников нашли свою липкую смерть в нежных ручках аристократок. Даже сейчас можно найти много великолепных примеров этой прекрасной вырезки, окраски и дизайна на антикварных бюро, шифоньерах и подобных деталях меблировки.

Для иллюстрации популярности этой художественной формы, необходимо упомянуть о некоей госпоже Мэри Деланей, что жила в Англии с 1700 г. до 1788 г.

Эта очаровательная, остроумная и талантливая женщина была наперсницей Короля Джорджа III и Королевы Шарлотты. Среди ее близких друзей были Уильям Хогарт, Джонатан Свифт и сэр Джозеф Банки.

Удивительно, что в возрасте 71 года, Мэри начала создавать изящное и ботанически точное воспроизведение растений и цветов, нарезая прекрасную бумагу и вручную расписывая ее. Она работала над своей " бумажной мозаикой "(как она сама назвала свой проект) до 88 лет, пока ей не пришлось уступить терпящему неудачу зрению. Сегодня эту превосходную работу можно увидеть в Британском Музее.

Подобно госпоже Деланей, много знатных дам Англии 18-ого века были настоящими знатоками ножниц и были поглощены искусством декорирования вырезанными из бумаги cutout изображениями под лаком.

Совмещение вырезания и общих навыков лакировки были известны в Англии как Japanning.

В 1760 году некий Лондонский издатель по имени Роберт Сейер, выпустил большую популярную книгу под названием "Развлечение Леди или Искусство Japanning Делать Просто (The Ladies Amusement or The Art of Japanning Made Easy).

Книга содержала 1500 иллюстраций работ художников и ремесленников, а это особенно нравилось праздным леди, которые любили красить, "вырезать и вставлять" очаровательные рисунки. Книга также содержала пять страниц инструкций по тому, как красить, приклеивать, лакировать и полировать cutouts.

Этим инструкциям предшествовали наставления читателю, с советами по комбинации изображений при декорировании. Например; " Если та вещь, которую Вы украшаете, по сути своей европейская", то автор настоятельно просит не помещать на нее "ничего экзотического или нелепого…Мы видели бабочку, поддерживающую слона и вещи, одинаково абсурдные ".

В 19-ом столетии, во времена Викторианской Англии, ручная роспись и искусство вырезания - Japanning, уступили место более сентиментальному искусству коллажа, близкой художественной форме.

Это совпало с введением в обиход Валентинок (Valentine cards), декоративных и рельефных бумаг и шнурков, которыми украшали поверхности типа экранов, стоек ламп, льняных коробок и много другого.

Многие викторианские няньки учили своих моленьких чад украшать различные предметы, применяя кусочки декоративной бумаги. Произведения деток были не столь тонки и опытны, но эти недостатки восполнялись сентиментальным обаянием.

Сегодня декупаж переживает возрождение во всем мире. Активную работу по пропаганде декупажа ведут Гильдии в Америке, Южной Африке, Австралии, Италии, Англии и Японии.

Первая Национальная Гильдия Декупажа была основана в США в 1972 году, и именно она несет ответственность за популяризацию этого очаровательного и красивого искусства в его самой прекрасной форме.

Декупаж - слово 20-ого столетия - пришло от французского слова decouper. Бумага cutouts была разрезана и повторно собрана, а затем приклеена к окрашенной или позолоченной поверхности.

В наиболее традиционной методике применяется 30-40 слоев лака, которые доводятся полированием до красивого гладкого блеска. Однако, cutouts может также помещаться под стекло или, наоборот приподнят, чтобы создать трехмерное изображение.

Кроме того, существуют два направления, которые разнятся по типу бумажных картинок. Одни мастера искусства декупаж вырезают мотивы из полноцветных салфеток, а другие, предпочитают черно-белые изображения мотивов, которые после наклеивания на поверхность, раскрашивают цветными красками.

Очень популярна в настоящее время техника объемного декупажа, или как сейчас принято называть - 3D.

С такой историей, не удивительно, что декупаж все еще развивается и рождает внутри себя новые стили и методы.

С красочным происхождением и разнообразием методов искусства декупаж, возможности для совершенствования этой очаровательной художественной техники бесконечны.

Вырезание из бумаги – «цзяньчжи» - это один из видов древнего традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая. Из инструментов используется только нож или ножницы и бумага. Вырезанием в основном занимаются женщины-крестьянки. В древнем Китае каждая женщина должна была владеть этим искусством. Раньше вырезанные из бумаги фигурки использовали для различных ритуалов, а в наши дни они в основном служат предметом украшения интерьера.
Искусство вырезания из бумаги – «Цзяньчжи»

Вырезание узоров из бумаги – «Цзяньчжи» – один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая, который недавно был отнесен ЮНЕСКО к числу мирового культурного наследия. Искусство вырезания из бумаги имеет долгую историю, оно возникло во времена династий Шан или Чжоу и передавалось из поколения в поколение до наших дней. Основным сюжетом этих простых и безыскусственных произведений из бумаги является труд и жизнь простого народа. Узоры из бумаги, создаваемые в уезде Аньсай провинции Шаньси широко известны во всем мире.

Вырезание из бумаги – один из самых популярных видов народного творчества в Китае. По данным археологов оно берет свое начало в VI в., но многие считают, что на самом деле его история началась на несколько сотен лет раньше. Сначала вырезанные узоры использовали в религиозных ритуалах или для украшения интерьера.

В древние времена китайцы часто вырезали из бумаги изображения разных предметов или фигурки людей и клали их в гроб вместе с телом покойного либо сжигали на похоронах. Подобный обычай до сих пор можно встретить в некоторых местах за пределами Китая. Изображения, вырезанные из бумаги, обычно обладают символическим значением, поэтому они стали частью религиозных ритуалов. Кроме того, эти оригинальные узоры были найдены в качестве украшений жертвенных даров на церемонии почитания богов и предков.

В настоящее время бумажные узоры используются прежде всего для украшения интерьера, ими декорируются стены, двери, окна, колонны дома, зеркала, лампы и фонари. Они также используются для украшения подарков, а иногда сами служат подарком. Раньше в народе такие вырезанные из бумаги узоры служили образцами для вышивки и орнаментов лаковых изделий.

Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Вырезание бывает двух видов: первый – вырезание при помощи ножниц, используя сразу несколько листков бумаги (обычно не более 8 листков за один раз), мастера клеят их на бумагу и при помощи острого ножа доводят узор до совершенства; второй способ – вырезание при помощи ножа, сначала бумагу несколько раз складывают, кладут ее на рыхлый клей, сделанный из пепла и жира животных, потом тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально, и обрабатывают его по заготовленному образцу. Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу несколько узоров.

В деревне вырезанием из бумаги занимаются в основном девушки и женщины. Раньше овладеть этим мастерством обязана была каждая девушка, кроме того, это было одним из важных критериев выбора невесты. Но профессиональными мастерами тогда чаще всего были мужчины, так как раньше только мужчины имели возможность заниматься этим ремеслом в специальных мастерских.



Самые древние традиции искусства вырезания из бумаги принадлежат китайской цивилизации. И это вполне объяснимо. Основной исходный материал для этого вида декоративно-прикладного творчества - бумага - была изобретена Цай Лунем в 105 году н.э. Правда, во время раскопок Центральном и Западном Китае были найдены обрывки бумаги, позволяющие отнести их к более раннему периоду, периоду правления династии западная Хань (202-16 гг. до н.э.).
Наиболее ранние образцы вырезания из бумаги, о которых есть описания, датируются периодом Северных династий (386-581 н.э.). Однако, сходная техника вырезания из кожи и фольги (серебряной и золотой) уже существовала до изобретения бумаги, что дает некоторым исследователям возможность отнести время зарождения "Цзяньчжи" к более раннему периоду.

Художественное вырезание из бумаги - уникальный вид искусства, который на протяжении веков остается одним из наиболее популярных видов народного творчества в Китае. За длительную историю существования и развития искусства вырезания из бумаги сформировалось нескольких четко выраженных его направлений. Это "оконные узоры" (или "оконные цветы"), праздничные украшения, трафареты, образцы для вышивок, ритуальные предметы, символы-благопожелания на разные случаи жизни и многие другие.

Самое распространенное направление – "оконные узоры". Накануне праздника Весны (китайского Нового года) на окна наклеиваются бумажные вырезки, превращающие это самое окно в изящную ширму. Обычай наклеивать на окна изображения божеств, духов и героев народных легенд происходит в Китае из глубокой старины. "Оконные цветы" не допускают разрыва в своём прозрачно-кружевном рисунке.
Раньше вырезание из бумаги использовалось преимущественно в религиозных целях, а в настоящее время - в основном, для украшения домов, а также в качестве подарков. Как форма народного искусства, вырезание из бумаги занимает особое место в традиционных праздниках и торжествах, где часто используется для передачи благопожелательных символов.

Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Существеут два метода вырезания - ножницами и ножом. При использовании ножниц складывается вместе несколько (до восьми) листов бумаги, а затем вырезается определённый узор тонкими острыми ножницами. Для вырезания ножом несколько слоёв бумаги помещают на относительно мягкую подложку, изготовленную из пепла и жира животных, и тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально. Преимущество этого способа состоит в том, что можно одновременно сделать несколько узоров. И в первом и во втором способе, работы доводятся до совершенства трафарета тонкими ножами.

В деревне вырезание из бумаги относят к женским занятиям - в прошлом считалось, что каждая девушка должна это уметь. В провинции Шаньдун существует обычай, который заключается в том, что юноша накануне обручения просит невесту сделать вырезку из бумаги, чтобы проверить способности избранницы. И если вырезкам горожанок присущи изысканность и утончённость, то для сельских бумажных узоров характерна простота и образная выразительность.

Китайские вырезки из бумаги всегда нравятся иностранцам за тонкость работы и национальный колорит. Сюжеты вырезок всегда несут оттенок юмора, поэтому от них веет ароматом национальной жизни.
Для вырезания пользуются ножницами или резцами. Чаще всего из красной или цветной бумаги вырезают узоры и орнаменты, которые используют для украшения дома. Это искусство появилось 2000 лет назад и очень широко распространено в народе.
Вырезанием из бумаги чаще всего занимаются деревенские женщины. Они вырезают привычные и милые их сердцу картинки. Как правило,это домашние животные и птицы, овощи и злаки, цветы и звери, сценки из жизни детей или местных опер, символы счастья и благополучия. Такого рода вырезки обычно используются при праздничных приготовлениях: их наклеивают на окна, на двери или стены. Ими украшают даже потолки. Приклеивают к фонарям и предметам, употребляющимся в брачных церемониях. Ими пользуются и как шаблонами для вышивок. Эти яркие красивые резне бумажные картинки наполняют жизнь обычных людей весельем и радостью.
Вырезки могут быть одноцветными и многоцветными. Одноцветные выглядят сдержанно,а многоцветные - ярче и более эффектно. Население разных регионов имеет разные привычки и обычаи, поэтому стиль и содержание вырезок меняется в зависимости от региона. Наиболее известны в Китае вырезки на окна из провинции Шэньси, силуэты сценических персонажей из уезда Вэйсянь провинции Хэбэй и шаблоны для вышивок у национальных меньшинств, проживающих на юге Китая. Разные по содержанию, изготовленные народными умельцами вырезки из бумаги делают нашу жизнь краше и разнообразней^^
Сейчас этот вид народного искусства уже внесён в список ЮНЕСКО об охране культурного наследия.

http://s59.radikal.ru/i164/1005/75/4203dc58d376.gif
http://s002.radikal.ru/i198/1005/c7/8734241676a8.jpg
http://s41.radikal.ru/i091/1005/9c/3d9b585f4b98.jpg
Из собственного опыта:Честно слушала на уроке преподавателя. Несмотря на то,что она говорила чисто на китайском,всё равно всё поняла,ибо она наглядно показывала. Но,к сожалению,понять то поняла,да не получилось нифига х)
Очень тонкая работа,видимо,не для меня,русской до мозга костей. Выглядит красиво,у многих в группе получались истинно красивые вещи **

0

Поделиться22017-06-21 01:11:45

  • Асато Цузуки
  • Волкалист
  • ღАсато Цузукиღ
  • Зарегистрирован: 2011-04-06
  • Приглашений: 19
  • Сообщений: 4200
  • Уважение: [+11/-0]
  • Позитив: [+6/-0]
  • tSlop
  • Подарков: 0
  • Возраст: 30 [1988-05-14]
  • Провел на форуме:
    1 день 17 часов
  • Последний визит:
    2018-05-25 23:57:42
  • Знак Зодиака: телец
  • Мое настроение: Номр
  • В калонках играет: много что главное чтобы были песни на Немецкам, Японском Английском языке
  • Награды:

Вырезанные из бумаги фигуры являются одними из самых популярных декоративных изделий ручной работы в Китае. Они очень красивы и разнообразны. Их популярность подкрепляется еще и доступностью. Для того чтобы создать такую фигуру из бумаги или приобрести ее, требуется совсем немного денег. Многие женщины в сельских районах занимаются вырезанием фигур из бумаги в свободное от работы время. Это искусство имеет глубокие корни. Оно является отражением различных сторон традиционной китайской культуры.

дополнение 
http://www.chinahighlights.ru/culture/c … er-cut.htm
История изготовления фигур из бумаги началась примерно в 6-м веке. В период с 7-го по 13-й век искусство вырезания фигур из бумаги стало очень популярным в Китае. Особенным успехом эти изделия пользовались во время проведения многочисленных китайских праздников и фестивалей. В 14-м веке искусство вырезания фигур из бумаги распространилось в других странах мира.

В сельских районах вырезание фигур из бумаги является традиционным хобби и народным промыслом среди женщин. В давние времена этим искусством должна была владеть каждая девушка. Когда девушка выходила замуж, среди прочих ее достоинств оценивалось и умение вырезать фигуры из бумаги. С другой стороны, профессиональные художники, занимающиеся изготовлением фигур из бумаги, обычно являются мужчинами. Гарантированный заработок они имеют в другом месте. Они, как правило, имеют собственные мастерские.

0

Поделиться32017-06-21 01:12:50

  • Асато Цузуки
  • Волкалист
  • ღАсато Цузукиღ
  • Зарегистрирован: 2011-04-06
  • Приглашений: 19
  • Сообщений: 4200
  • Уважение: [+11/-0]
  • Позитив: [+6/-0]
  • tSlop
  • Подарков: 0
  • Возраст: 30 [1988-05-14]
  • Провел на форуме:
    1 день 17 часов
  • Последний визит:
    2018-05-25 23:57:42
  • Знак Зодиака: телец
  • Мое настроение: Номр
  • В калонках играет: много что главное чтобы были песни на Немецкам, Японском Английском языке
  • Награды:

Дополнение.
Изготовление фигур, вырезанных из бумаги

Научиться вырезать фигуры из бумаги совсем нетрудно. Все, что нужно, чтобы приступить к занятиям, это лист бумаги, нож или ножницы. Но для того, чтобы добиться высокого уровня мастерства, требуется, конечно же, гораздо больше. Человек, который хочет овладеть искусством вырезания фигур из бумаги, должен проявить много выдержки. От него потребуется много усилий, практики, изобретательности и воображения.

Существует два вида изготовления фигур из бумаги: используя ножницы и используя нож. Особенностью первого метода является то, что можно вырезать сразу несколько фигур одновременно. Для этого надо просто сложить вместе несколько листов бумаги.

Туристы могут научиться делать фигуры, вырезанные из бумаги, во время нашего тура по Золотому треугольнику, который также включает посещение города Гуйлинь. Вы можете также связаться с нами, чтобы создать ваш собственный уникальный тур, который будет включать занятия искусством вырезания фигур из бумаги. Школы китайского искусства вырезания фигур из бумаги.

Существует три основных школы изготовления фигур из бумаги. Каждая из этих школ имеет свои уникальные особенности.

1. Южная школа

Эта школа представлена мастерами из города Фошань который находится на территории провинции Гуандун и провинции Фуцзянь. Для фигур из бумаги, изготовленных мастерами из города Фошань, характеры такие черты как сила выразительности, декоративность, изящество и мастерское исполнение. Главное отличие между двумя направлениями южной школы заключается в том, что мастера из провинции Фуцзянь используют другие мотивы для своих работ. Самыми интересными и наиболее специфичными из них являются изображения подарочных цветов из местности Путянь.

2. Школа Цзянчжэ (провинции Цзянсу и Чжэцзян)

Эта школа представлена мастерами из города Янчжоу который находится на территории провинции Цзянсу, имастерами из провинции Чжэцзян Работы мастеров из города Янчжоу отличаются элегантностью и использованием духовных и религиозных мотивов. Главное отличие между двумя направлениями этой школы заключается в том, что мастера из провинции Чжэцзян используют другие мотивы для своих работ. Самыми интересными и наиболее специфичными из них являются изображения цветов, фруктов, птиц и рыб.

3. Северная школа

Эта школа представлена мастерами из провинций Шаньси, Шэньси и Шаньдун. Фигуры, вырезанные из бумаги мастерами провинции Шаньси, относительно просты и лаконичны по сравнению с работами других направлений этой школы. Фигуры, вырезанные из бумаги мастерами провинции Шэньси, имеют необычные формы и различные интересные аллюзии. Фигуры, вырезанные из бумаги, которые изготавливают мастера в провинции Шаньдун имеют уникальную эстетику. Здесь используют самые разные стили и очень богатые деталями рисунки. 

Искусство вырезки из бумаги

c

 

        В канун Праздника Весны, в соответствии с народной традицией во многих местах Китая, люди наклеивают на окна, двери и рабочие места   разнообразные красивые вырезки из бумаги, что придает окружающей обстановке еще более радостную атмосферу праздника.

 Искусство вырезки из бумаги—один из видов самого популярного народного творчества  Китая. Сейчас уже трудно установить, где зародилось это народное искусство. По одной версии, искусство  вырезки из бумаги восходит к тем седым временам, когда предки китайцев начали совершать различные религиозные обряды и церемонии. Наши предки вырезали из бумаги человечков и зверей, которых хоронили вместе с покойниками или сжигали во время похоронных обрядов. Согласно представлениям древних, в загробном мире человек нуждается во всем, что у него было в повседневной жизни. Тысячу лет назад бумажные вырезки преимущественно использовались в качестве украшений жилища. Согласно источникам, с помощью бумажных вырезок люди украшали сувениры и подарки. А некоторые стали наклеивать. Такие вырезки на стенах, окнах, зеркалах и фонарях украшали жилища. Постепенно появились профессионалы вырезки, настоящие мастера своего дела.

  Вырезка из бумаги делается исключительно вручную.  Для  дилетанта, чтобы освоить это искусство, нужны только бумага и нож. А для профессионала необходимо иметь различные  ножницы, ножи и ножички для создания сложных орнаментов и композиций. Такие вырезки можно делать в один  слой,  а можно— и в несколько слоев. Простой орнамент можно вырезать без дополнительной подготовки, а  при выполнении сложного—  необходимо сначала нанести  его  контуры на бумагу, а затем, выбрав  из целого набора, состоящего из десятков  ножей,  подходящий, аккуратно  вырезать его. Вырезать следует с большой осторожностью,  так как в противном случае все усилия могут пойти насмарку. Орнаментальная тематика бумажных вырезок весьма многообразна. Вырезаются самые привычные вещи—цветы и животные, букашки и птички, герои из народных преданий и классических романов, маски пекинской оперы —словом  все, что душе угодно. Вкусы и пристрастия, обычаи и нравы китайцев, проживающих в разных частях Китая, во многом отличаются друг от друга, поэтому бумажная вырезка бывает самой разной. Вырезки, сделанные в северном Китае отличаются размашистыми линиями, их тематика достаточно обширна. Южные вырезки  более тонкие, им присущ южный китайский колорит. Но все стили вырезки отличает стремление к большой выразительности и реалистичности в изображении орнамента.

jianzi

 В прошлом, в китайских деревнях после уборки урожая, женщины в часы  досуга собирались вместе и вырезали различные  композиции из бумаги. Для каждой девочки было просто необходимо научиться искусству бумажной вырезки. Уровень мастерства вырезки  показывал, насколько умелые у девушки руки. Однако, по мере общественнного  развития, многие перестали заниматься вырезкой,  так появились мастера, которые рассматривали это искусство в качестве профессии.

В настоящее время в Китае по-прежнему работают мастерские по изготовлению бумажной вырезки. Национальные общества по развитию искусства бумажной вырезки проводят регулярные выставки и «круглые столы» по обмену опытом, издают книги, посвященные этой тематике. Сегодня искусство бумажной вырезки уже превратилось из прикладного в самостоятельное направление народного творчества. Непрестанно расширяется и тематика композиций. Неслучайно, что и  другие виды творчества  почерпнули много уникального и полезного в искусстве бумажной вырезки, например, картинки-комиксы, проекты сценографии, журнальные и газетные заголовки, книжная иллюстрация, кинематограф.

КИТАЙСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫРЕЗКА ИЗ БУМАГИ

КОЛЛЕКЦИЯ ХАРЬКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ


Н. М. Полунина, старший научный сотрудник научно-методического отдела Государственного исторического музея (г. Москва).


Выставка открывается в год 225-летия искусства силуэта в России. В 1782 г. в Петербург прибыл из Европы художник ножниц Ф.Сидо. Ему посчастливилось получить аудиенцию Екатерины II и сделать ее теневой портрет. Вслед за этим художник выполнил еще около 200 портретов членов императорского двора. Так появился силуэт в искусстве российской империи. В своем развитии он опирался на традиции художественного вырезания из бумаги, как Востока, так и Запада.

Самые древние традиции искусства силуэтного вырезания принадлежат китайской цивилизации. И этому не приходится удивляться, так как родина материала этого искусства – бумага – Китай. Исследователи полагают, что вместе с появлением бумаги и родилось удивительное искусство силуэтного вырезания, которое завоевало весь мир и которое сохраняется до нашего времени на всех континентах земного шара. Красота китайских вырезок покоряет. Технические приемы вырезания китайских мастеров отшлифованы веками, отсюда – ювелирность и безупречность исполнения, четкость и отточенность линий. Своеобразие китайской бумажной вырезки объясняется не только древностью этого искусства, но и непрерывающейся преемственностью традиций. На выставке из собрания Харьковского художественного музея представлены работы, выполненные преимущественно в 1956 г., но можно не сомневаться, что и сто лет тому назад, и двести вырезались подобные узоры. Художественная вырезка из бумаги на протяжении многих веков остается одним из наиболее популярных видов народного творчества в Китае.

Длительная история существования и развития искусства вырезания из бумаги в Китае обусловила формирование нескольких четко выраженных направлений. Это чуан-хуа или «оконные узоры», си-хуа или праздничные украшения, трафареты, образцы для вышивок, ритуальные предметы, символы-благопожелания на разные случаи жизни и т.д. На выставке представлено большинство из названных направлений.

Самое распространенное направление – «оконные узоры». Накануне праздника Весны – китайского Нового года – женщины наклеивают бумажные вырезки на окна. Ночью они превращали окно в силуэтную ширму. Обычай наклеивать на окна изображения божеств, духов и героев народных легенд происходит в Китае из глубокой старины. Ещё до появления вырезок подобные изображения у китайцев играли, может быть, роль оберегов – заступников и защитников человека, домашнего очага. Существует предположение, что происхождение вырезок связано с ткачеством. 

Старинные письменные источники упоминают лишь имена авторов и описания вырезок, которые относятся к Танскому и Сунскому времени, т.е. к VII и XII векам, но предполагается, что этот вид народного творчества мог иметь начало со времён эпохи Хань, т.е. с 206–220 гг. В одном из средневековых трактатов написано: «В бывшей столице на улицах сидели люди, которые тонко и красиво вырезали оконные цветы…». Бумажные вырезки необыкновенно разнообразны, но все они имеют своеобразный присущий только этому виду искусства единый стиль. «Оконные цветы» не допускают разрыва в своём прозрачно-кружевном рисунке. Этим объясняется некоторая условность изображения, масштабные нарушения. 

Вырезки изготавливают таким образом – мастер рисует или переносит с трафарета изображение на цветную бумагу, прикрепивши ее по углам, и вырезает ножом или ножницами. После этого вырезки покрывают краской особого вида. Многоцветные вырезки раскрашивают от руки – сначала светлой краской, потом тёмной. Вырезки одного комплекса или серии раскрашиваются одним цветом.

Издавна в Китае сохранился обычай накануне Нового года желать друг другу долгой жизни, радости и счастья. При этом дарили изображения трёх, пяти или восьми «счастливых примет», чаще всего пион как символ богатства, арбуз – символ долголетия, уточки – семейного счастья, рыбки – успеха в обучении и работе.

На выставке представлены работы из пяти провинций Китая – Хэбэй, Цинян, Шаньдун, Чжецзян и Нанкин. Произведения из разных провинций имеют свои особенности.

Вырезки провинции Хэбэй отличаются высоким мастерством и являются наилучшими в этом виде китайского народного творчества. Они своеобразны по изготовлению – исполняются с помощью бритвы. В экспозиции представлены две серии работ. Тема первой серии – персонажи классических опер, второй – цветы и птицы. Вырезки провинции Цинян близки по композиции и колориту к изделиям провинции Хэбэй. 

«Оконные цветы» провинции Шаньдун созданы сельскими и городскими мастерицами. В этой провинции существует обычай, который заключается в том, что юноша накануне обручения просит невесту сделать вырезку из бумаги, чтобы проверить способности избранницы. Вырезкам, изготовленным горожанками, присущи изысканность и утончённость в исполнении. Для сельских бумажных узоров характерна композиционная простота и образная выразительность. 

Работы из провинции Чжецзян отличает разнообразие форм и декоративность. Чжецзянские вырезки используются как украшения для бумажных фонариков и подарков, а некоторые из них служат узорами для вышивки. 

Бумажные вырезки из провинции Нанкин предназначены для праздничного оформления зала, поэтому в этих композициях особенно подчеркнута радостное и веселое настроение.

Представленная на выставке коллекция бумажных силуэтных вырезок оказалась в Харьковском музее несколько случайно. В период, когда Советский Союз и Китай были особенно сердечны в государственных взаимоотношениях, именно в Харькове в 1956 г. прошла выставка китайского искусства. Произведения силуэтного искусства с этой выставки и попали в фонд художественного музея. Но до недавнего времени, до 1996 г., в этом городе находилась одна из самых крупных не только в стране, но и мире коллекция силуэтных вырезок. Она включала более 4 тыс. работ мастеров из различных стран. Владельцем этой коллекции был Алексей Максимович Петриченко (1911–1996), ученый-литейщик, доктор технических наук, академик Транспортной академии Украины, заслуженный деятель наук Украины. Интересно отметить, что начало коллекции было положено в Китае и первыми в ней были произведения китайских мастеров. Алексей Максимович в 1955 г. был направлен в Китай в качестве научного советника ректора Пекинского института черной металлургии и прожил там несколько лет. Китайская бумажная вырезка сразила его, и он стал поклонником этого удивительного народного искусства. Домой в Харьков он вернулся с большой коллекцией и продолжил здесь собирать художественные вырезки из бумаги. После его смерти наследницей коллекции стала его дочь, которая проживает в городе Домодедово Московской области. Часть коллекции отца она передала Домодедовскому музею и там была развернута единственная в России постоянная экспозиция по искусству силуэта.

В мире существует множество произведений искусства сделанных из бумаги, но такого, Вы вряд-ли видели.

Художник Rogan Brown (Роган Броувн) родом из Лондона, создает невероятной сложности, произведения искусства из бумаги, которые на первый взгляд невозможны из-за своей сложности и кажется как будто они были сделаны посредством 3D печати.

Роган Броувн в своих работах вдохновляется формами различных микроорганизмов и растений, в особенностью грибковых.

Роган создает свои произведения, слой за слоем, то бы достичь желаемого результата (замысловатой формы объекта и эффекта трехмерности). В связи с этим, потраченное время над одной работой, может достигать до долгих пяти месяцев кропотливой работы.

Как говорит сам Роган: "Мне нравятся сложные и запутанные формы и именно поэтому, работая над своим очередной проектом, я не задумываюсь над тем, насколько сложна она будет и сколько времени мне придется потратить для того, что бы реализовать её. Так как все брошенные на это силы и все потраченное время, стоит конечного результата. "

Так же Роган Броувн, добавил: "Многие спрашивают меня, почему в качестве сырья для своих работ, я выбрал бумагу, а не такой же тонкой толщины, пластик, который по сравнению с бумагой, более долговечен, лучше сохраняет форму и не рвется, если во время сборки или вырезания, я случайным образом. потяну не за тот конец. Ответ прост. Я выбрал бумагу, поскольку работа созданная из неё, в полной мере отражает эту смесь изысканности и недолговечности, так свойственную естественной природе вещей этого мира. ".

Ну а теперь, давайте же насладимся умопомрачительным произведением искусства Рогана Броувна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Проектная работа учащихся МБОУ "ЦО с.Конергино" "История села в газетных вырезках"

Работа выполнена на основе статей районной газеты Иультинского района Чукотского АО. В данной работе описывается жизнь села Конергино в 60-80 г.г. 20 века...

Вырезки из бумаги шаблоны 2

Вырезки из бумаги шаблоны 2...