"Опять война, опять блокада..."
методическая разработка

сценарий ЛМК

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyat-voyna-opyat-blokada-lmk.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий ЛМК «Опять война, опять блокада…» .

(Звучит фрагмент 7 симфонии Шостаковича)                                                          На экране – заставка с датами блокады)

Ведущие:

1 - 27 января наш город отметил одну из самых значимых памятных дат – День полного освобождения от фашистской блокады.

2 - Ленинградская блокада – одна из самых суровых страниц в истории Великой Отечественной войны и в истории нашего города. Блокада длилась почти 900 дней – с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года.

1- Ленинградская блокада… О ней написаны сотни книг, сняты десятки фильмов. С каждым годом всё дальше в прошлое уходят события тех времён. С каждым днём всё меньше становится очевидцев тех трагических  событий. Вместе с ними уходит история.

2- И только от нас, потомков, зависит, чтобы эта страница истории осталась в  памяти нашего народа и в наших сердцах.

Песня «Берёзовые сны» (Слайды на экране)

Ведущие:

1-Блокадный город –
Ленинград блокадный.
И страшный голод –
Голод беспощадный.

Там хлеб по карточкам –
Кусок от смерти.
Как выжили в блокадном
Кошмаре – дети?

2-Мы им – измученным,
Лишённым детства,
Сегодня отдаём
Частицу сердца.

Выходит девочка. (На экране 1-ый  слайд презентации «Дети»: 4 щелчка)

- Фотокарточки довоенные…
Папа, мама, братишка и я…
Вот я плачу, а тут с мороженым…
Вот мы с Зойкой держим кота.
Я в матроске, с косою до пояса,
На качелях качаюсь в саду.
Здесь мы все на веранде обедаем…
В довоенном ушедшем раю…
Вот в снегу я, катаюсь с горки…
Вот на даче…цветы…река…
Это – бабушки, это – дедушки,
Только все зачеркнула война…
Это мама поет под гитару,
Здесь вот с братиком на руках…
Я в блокадной холодной комнате
Над альбомом сижу в слезах…
Как недавно все это было…
Только все разорила война.
Довоенные фотокарточки,
Слабый отсвет былого тепла…

Звучит фрагмент 7 симфонии Шостаковича. На экране – презентация           « Дети блокадного Ленинграда». Музыка стихает.

Подходит вторая девочка. На экране – Цветок Жизни.

- «Мне в августе 1941-го исполнилось девять лет. Страшно было в сентябре-октябре. Каждую ночь бомбёжки. А мы жили на шестом этаже на Петроградской стороне. Очень уставали бегать в бомбоубежище. В очередной отбой вернулись в квартиру. И я уснула. Разбудил меня мамин крик. Кровать, комната и я раскачивались, как в гамаке. Оказалось, что шла очередная бомбёжка и бомба попала в соседний дом. А нас качало взрывной волной…»

Выходит третья девочка: 

- Окно в комнате было занавешено светомаскировкой. Вставая утром, я отгибала небольшой уголок, и в этой полутьме  пыталась рисовать. Бумаги не было, и я разрисовывала стены прямо по обоям. Я рисовала такие ненужные для семилетней девочки все атрибуты войны – танки, пушки, самолеты, разрушенные дома и вперемешку с ними цветы, много солнышек с лучиками, детей с папами и мамами и все то, на что была способна детская фантазия.

(Читает стихотворение на фоне презентации о детских рисунках)

-Я рисую на стене
Всё, что в голову придет…
Это танк, а тут меня
Мама за руку ведёт…
Здесь деревья…, там стрельба…
Это солнца круг с лучами.
Вот зелёная поляна
С разноцветными цветами.
Я продрогла…есть охота…
Дрожь в коленках и руках…
Разрисованные стены
Закружились вдруг в глазах…

Девочки читают по - очереди:

-Я из блокады и войны,
Я знаю то, что знать не надо…
Я в ней жила, я помню все –
Какой была моя блокада.

-Неправда, что не помнят дети
Все тяготы блокадных лет…

- Мы – Книга Памяти и Боли,
И детских маленьких побед…

Девочки уходят.

Ведущие:

1- Один из ленинградских детей той страшной блокадной поры, Юрий Воронов,  всю блокаду писал стихи. Его стихами говорит боль блокадного детства.

2-В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?..
Нам в сорок третьем
Выдали медали.
И только в сорок пятом -
Паспорта. 
И в этом нет беды...
Но взрослым людям, 
Уже прожившим многое года, 
Вдруг страшно оттого, 
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее, 
Чем тогда.

Песня Б.Окуджавы «До свидания, мальчики!» (Слайды на экране. В конце выставить слайд№1)

Ах, война, что ж ты сделала, подлая, 
Стали тихими наши дворы, 
Наши мальчики головы подняли, 
Повзрослели они до поры. 

На пороге едва помаячили 
И ушли за солдатом солдат, 
До свидания, мальчики, мальчики, 
Постарайтесь вернуться назад. 

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, 
Не жалейте ни пуль, ни гранат, 
И себя не щадите вы и всё-таки 
Постарайтесь вернуться назад. 

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала, 
Вместо свадеб разлуки и дым, 
Наши девочки платьица белые 
Раздарили сестрёнкам своим. 

Сапоги, ну куда от них денешься, 
Да зелёные крылья погон, 
Вы наплюйте на сплетников, девочки, 
Мы сведём с ними счёты потом. 

Пусть болтают, что верить вам не во что, 
Что идёте войной наугад, 
До свидания, девочки, девочки, 
Постарайтесь вернуться назад. 

До свидания, девочки, девочки, 
Постарайтесь вернуться назад.

Ведущие:

1- Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Самолёты вражеской авиации ежедневно бомбили город. Прекратился подвоз топлива и продовольствия. В Ленинграде начался голод.

2- Какое жуткое чувство -  голод. Хотелось есть постоянно. На улицах люди падали от истощения, умирали. Сколько их было точно и кто они поимённо – это и сейчас не известно. Очень много, сотни тысяч!

Чтец: (на фоне слайда№1 «До Свидания, мальчики!»)

Блокадная история.

-Хлеб и другие продукты в блокадном Ленинграде можно было купить не только в магазинах, но и на толкучке. Толкучка – это что-то вроде рынка на улице. Продукты ценились тогда выше любых сокровищ. Буханку хлеба, например, можно было обменять на золотые часы.

Как - то раз пришли на толкучку двое мальчишек. Их отец ушёл на фронт, мать умерла от голода. Решили они продать отцовский бушлат.

Дети:

-Покупайте бушлат! Почти что новый! Берите!

-Покупайте бушлат!

Покупатель:

-Что хотите в обмен?

Дети:

-А что у вас есть съедобного?

Покупатель:

-Есть буханка хлеба.

Дети:

-Большая?

Покупатель:

-Весом граммов триста. Отдадите бушлат за буханку?

Дети:

- Отдадим. Берите!

-Давайте хлеб!

Покупатель:

-Спасибо! Прощайте, ребята!

Чтец:

- Обрадованные ребята прибежали домой и тут же съели весь кусок. Буханка закончилась, другой еды у ребят тоже не было. Надо было идти в магазин и отоварить продовольственные карточки, которые выдавались жителям города. Стали  ребята искать свои продовольственные карточки.

1-Ты не видел, куда карточки запропастились?

2-Вспомнил! Они остались в бушлате!

1- Как  - в бушлате?! Ведь новых карточек на продукты раньше времени нам никто не выдаст!

2- Да, не дотерпим до следующих карточек …есть-то у нас нечего!

1-Сейчас, наверное, тот человек  с толкучки отоваривает наши карточки!

2-Что делать будем?

1-Не знаю…

(Стук в дверь)

Голос:

-Можно войти?

Чтец:

-Открыв дверь, ребята увидели того самого покупателя с толкучки.

Дети:

-Это Вы???

Покупатель:

-  Я. На карточках был ваш адрес.

Ребята:

-Спасибо! Бежим в магазин! (Уходят)

Чтец:

Мечты…

На окнах – надоевшие кресты...
И сутки не смолкает канонада,
А светлые мальчишечьи мечты
Ведут меня по дедовому саду.

Так хочется дотронуться рукой
До яблочной прозрачно-спелой кожи,
Увидеть вновь улыбки и покой
На лицах торопящихся прохожих!

Так хочется, чтоб мамочка моя,
Как прежде, заразительно смеялась,
А раненная взрывами земля
В цветочных росах снова искупалась!

Бумажным лёгким змеем с ветерком
Умчаться ввысь распахнутого неба.
И съесть – взахлёб!
До крошки!
Целиком!
Буханку вкусно пахнущего хлеба!

Ведущие:

1- Одной из главных трудностей во время блокады было снабжение осаждённого города продовольствием.  Сухопутные маршруты заблокировали фашисты. Последней надеждой оставалась перевозка продуктов по воде, а зимой – по льду – через Ладогу. Но это была очень опасная дорога.

2- Самолёты врага часто налетали  на транспортные суда и пристани, обстреливали и бомбили их. Осенние шторма на Ладоге делали невозможным судоходство. Каждый рейс по озеру был настоящим подвигом.

Песня о Ладоге. Фон – слайды.

1.Сквозь шторм и бури, через все преграды
Ты, песнь о Ладоге, лети!
Дорога здесь пробита сквозь блокаду,-
Родней дороги не найти!

Припев:

Эх, Ладога, родная Ладога!
Метели, штормы, грозная волна...
Недаром Ладога родная
"Дорогой жизни" названа.
Недаром Ладога родная
"Дорогой жизни" названа.

2.Пусть ветер Ладоги поведает народу,
Как летом баржу за баржой
Грузили мы и в шторм, и в непогоду,
Забыв про отдых и покой.

Припев.
3.Зимой машины мчались вереницей,
И лёд на Ладоге трещал,-
Возили хлеб для северной столицы,
И Ленинград нас радостно встречал.

Припев.

4.И знаем мы, кровавая блокада
Исчезнет скоро, словно тень:
Растут и крепнут силы Ленинграда,
Растут и крепнут каждый день!

Припев.

5.Когда пройдут года войны суровой,
Залечит раны город мой,
Народ вздохнёт и песню с силой новой
Споёт о Ладоге родной.

Припев.   (1942  Петр Богданов  "Песня о Ладоге")

Ведущие:

1- В 1943 году для прорыва немецкой линии обороны советское командование спланировало операцию под названием «Январский гром». Благодаря прекрасно проведённой подготовке удалось достичь превосходства наших войск во всём: в живой силе, танках, авиации, артиллерии.

2- Утром 14 января 1944 года жители Ленинграда услышали небывалой силы канонаду. Стреляла вся артиллерия Ленинградского фронта и Балтийского флота. Внезапный мощный огонь ошеломил фашистов, заставил их паниковать. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была снята! Вечером того же дня на берегах Невы устроили торжественный салют в честь полного снятия блокады.

На экране  - салют

Чтец:

- За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.

Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость
Слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика,
Но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют
С тобой
Пол-Ленинграда не поднялось…

Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе –
Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут…

Ведущие:

1- Блокада… С каждым годом она всё дальше и дальше от нас. Уже давно нет на карте города Ленинграда и страны Советский Союз. Сегодня мы живём в Росси, а городу возвращено его историческое имя – Санкт-Петербург.

2- Но, несмотря на перемены, помнить об истории нашей Родины, об истории родного города необходимо. И помнить об этом нужно хотя бы для того, чтобы подобное никогда не смогло повториться.

Чтец:  На экране  заставка.

Опять война,
Опять блокада...
А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:
"Не надо, не надо раны бередить.
Ведь это верно, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне."

И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда -
Не права!

Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна!

Песня «Неповторимый Петербург» (На экране презентация «Финал»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Была война. Была блокада Ленинграда".

Конспект классного часа....

Опять война, опять блокада

Сценарий внеклассного мерооприятия,посвященного Дню снятия блокады Ленинграда...

"Была война. Была блокада." Урок Мужества

Материал раскрывает одно из главных событий в Великой Отечественной войне – период блокады Ленинграда и является ключевым мероприятием в рамках мероприятий, проводимых к памятной дате – Освобождению г...

классный час "Опять война. опять блокада"

: Светлой памяти жителей  блокадного  Города Ленинграда мы посвящаем наше выступлениеЦель и задачи:   Показать на конкретных фактах    истории  мужество русских...

Красногвардейский район в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда

Методическая разработка "Красногвардейский район в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда" включает тематические материалы, предназначенные  учителям и педагогам шк...

«Судьбы трёх флотских офицеров в истории Войны и Блокады Ленинграда»

Материал о героях Великой Отечественной Войны. Создан в процессе изучения исторических данныхо моих родственниках....

Внеклассное мероприятие "Была война,была Блокада"

патриотическое воспитание школьников...