Главные вкладки

    "Была война. Была блокада." Урок Мужества
    план-конспект урока по краеведению (8 класс) на тему

    Прийменко Елена Валерьевна

    Материал раскрывает одно из главных событий в Великой Отечественной войне – период блокады Ленинграда и является ключевым мероприятием в рамках мероприятий, проводимых к памятной дате – Освобождению города от вражеской блокады. Дети – активные участники данного урока. Они и исполнители, и ведущие, и авторы презентаций. Структура урока предполагает знакомство школьников с подлинными экспонатами времён Великой Отечественной войны, с малоизвестными фактами истории, воспоминаниями реальных участников событий. Использование мультимедийных технологий позволяет оптимально усвоить материал, повышает эмоциональное восприятие, интерес к происходящему и развивает все виды мышления у обучающихся.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока Мужества: «Была война. Была Блокада…»

    Материал, на котором построен урок, формирует у учащихся понимание огромного значения  героической обороны Ленинграда: несмотря на неслыханные испытания и лишения, город остался непокоренным и служил образцом непоколебимого мужества, даже в условиях вражеского окружения Ленинград продолжал служить делу борьбы с врагом на всех фронтах.

    Урок мужества проводится в помещении школьной музейной экспозиции «Десант памяти» и строится в соответствии с целями формирования у учащихся универсальных учебных умений в комплексе задач обучения, развития и воспитания, на основе личностно-ориентированных технологий, формирования у школьников

     гражданской позиции, духовности и культуры, патриотизма,  инициативности и самостоятельности.

     Подача материала идёт с опорой на документальные кадры и музейные экспонаты той страшной эпохи, воспоминания, литературный текст, звучание фонограммы, показ фотографий.

    Это урок - открытие, урок - память, в котором соединились разные виды искусства: поэзия, живопись, музыка, живое слово учителя.

    Урок построен с учётом возрастных особенностей семиклассников, с соблюдением требований по здоровьесбережению, с учётом специфики классного коллектива. Для достижения поставленных целей используются приемы активизации познавательной деятельности – это постановка проблемных вопросов использование фрагментов из лучших образцов русской поэзии.

    За счет наглядного материала музейной экспозиции достигается осознанное и глубокое усвоение материала. Структура урока-мужества отличается повышенной эмоциональностью, что абсолютно оправданно. После такого занятия дети уже по - другому будут смотреть на историю своей страны, по иному относиться к людям, причастным к героическому прошлому города – героя Ленинграда.

    Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

    Здачи урока:

    • Наглядно образно воссоздать картину жизни и быта Ленинграда и его жителей в условиях 900-дневной блокады, показать на конкретных фактах, как неразрывно переплелись в этот период трагедия и мужество, боль и героизм наших соотечественников;
    • Продолжить формирование у школьников представления, что война – это не набор каких-то абстрактных понятий, а смерть и страдания реальных людей, таких же, как мы, и тем самым раскрыть антигуманную сторону войны;
    • Воспитывать у учащихся чувство уважения к старшему поколению, выстоявшему в тяжелейших условиях и восстановивших страну в послевоенный период.

    Урок рассчитан на 45 минут.

    Форма проведения: урок – экскурсия

    Оснащение урока:

    • Мультимедийный проектор, экран;
    • Мультимедийная презентация, выполненная в PowerPoint; (Приложение 1)

    Организация:

    Предварительно прочитана книга «Лист Фикуса», подаренная заведующему МЭ автором Валентиной Николаевной Семенцовой, в которой она описывает свои воспоминания о блокаде. ( Всю блокаду девочка Валя, которой в 1941 году исполнилось 5 лет, прожила в осаждённом городе.) и оформлена выставка одной книги с детскими иллюстрациями к рассказам.

    Фрагмент экскурсии готовит командир экспедиционного отряда «Десант памяти»,лауреат 15 городского конкурса юных экскурсоводов, ученик 8 класса Дмитриев Алексей.

     

    Ход урока:

    Учитель:

    Петербург… Прекрасный город, построенный по велению Петра Первого, восхищающий своей красотой и величием, о неповторимости которого можно говорить бесконечно сегодня уступает место Ленинграду- городу – герою, отстоявшему свою свободу, сохранившему своё наследие, мужественно сражавшемуся 872 дня. Мой рассказ сегодня о нём.

    Казалось, было холодно цветам

    И от росы они слегка поблекли.

    Зарю, что шла по травам и кустам

    Обшарили немецкие бинокли.

    Цветок в росинках весть к цветку приник

    И пограничник протянул к ним руки

    А немцы, продолжая кофе пить

    Влезали в танки, закрывали люки…

    Степан Щипачев

           Вот так немцы начали свое наступление на Ленинград. Много ран оставила война на земле Красносельской. Здесь на территории нашего района дважды решалась судьба Ленинграда: в сентябре 1941 года, когда фашистские войска были окончательно остановлены у стен города и в январе 1944 года – при полном снятии блокады. Одними из первых жители нашего района ощутили на себе, что такое немецкая авиация -  21 и 22 июля 1941 года «Юнкерсы – 88» сбросили свой смертоносный груз на Красное село и Горелово. ( слайд № 1)

          Фашисты, силами 42 отборных дивизий рвались к городу, но были остановлены у района Лигово 8 сентября 1941 года. Рассчитывая на быструю победу, они встретили яростное сопротивление советской армии и удерживались здесь нашими войсками долгие 872 дня. Каждая улица нашего района своим названием напоминает о тех суровых днях.

    (Слайд № 2, 3)

     Об этом подвиге красноречиво говорят памятники, расположенные на территории нашего района: могила зенитчиков в Полежаевском парке, братская могила в Красном Селе, воинское захоронение у кинотеатра «Рубеж», над которым шефствует наша школа. (Слайды № 4,5)

          744 война похоронены в братской могиле простые люди в одночасье ставшие героями. (демонстрация книги, в которой поимённо перечислены все 744 воина с датой рождения и датой смерти).

    Об одном из них вам расскажет командир экспедиционного отряда, ученик 8 класса Дмитриев Алексей:

          В мае 2009 года на фасаде нашей школы была установлена мемориальная доска, увековечивающая память одного из героев – защитников Ленинграда.

    Информацию о герое собирал экспедиционный отряд, который работал с архивом семьи Алексеевых.

    Алексеев Николай Алексеевич всю жизнь был связан с военной службой. Он родился в 1893 году. Окончил 2-е Петроградские командные курсы. После революции 1917 года, будучи красным командиром, находился в штабе Выборгской стороны «до полной ликвидации буржуазных войск».

    Ему довелось участвовать в двух походах против Юденича и белополяков. В сражениях во время финской войны был начальником штаба разведки. Совершил подвиг, спасая двух летчиков сбитого самолета, за что был награжден орденом Красного Знамени.

    Служил в Прибалтике и в Белоруссии, был военным комендантом

    г. Пинска.

    Когда началась Великая Отечественная война, Николай Алексеевич находился в Карелии. Его подразделение перевели в район Лигово.

    Последнее его письмо датировано 16 сентября 1941 года. Он рассказывал, что 15 сентября заняли огневые рубежи в Лигово, что противник превосходит в численности и в вооружении, а мы сильны верой в победу.

    Три дня и три ночи шли ожесточенные бои. Артиллерийская батарея, командиром которой был Н.А. Алексеев, вела прямой огонь по врагу. Горела земля, плавилась сталь. Батарея одержала победу, и фашисты не смогли продвинуться к городу. 23 сентября командир батареи пал смертью храбрых.

    Учитель:

    После нескольких неудачных попыток наступления Гитлер предпочел сменить тактику, Ленинграду была уготована участь быть стёртым с лица земли… «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза продовольствия, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить с воздуха, и тогда город выжрет сам себя, рухнет, как переспелый плод»

    Начались постоянные бомбежки и обстрелы города. (Слайд № 6)

    ,

    Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия. Хлеб доставлялся только по воздуху и ледовой дороге через Ладожское озеро. Трасса № 101 с 12 сентября 41 года по март 43 остаётся единственной ниточкой связывающей Ленинград с Большой землёй, единственная надежда на жизнь так и называется ленинградцами – Дорога Жизни. (Слайд № 7)

    Норма выдачи хлеба к ноябрю падает до катастрофических цифр.

    Ежедневно выдавали только хлеб, а остальные продукты отпускались раз в декаду, да и то не всегда. Керосин с сентября 1941 по февраль 1942 г. не выдавался. Электричества не было. Хлеб … теперь хлеб на 2/3 состоял из примесей: жмыха, опилок, целлюлозы…За три года блокады ленинградцы съели 17 тонн целлюлозы.

    (демонстрация карточки с нормой выдачи хлеба)

    Хлебный паек

    (в день, в граммах)

    1.10

    20.11

    Рабочего

    400

    250

    Служащего

    200

    125

    Иждивенца

    200

    125

    Ребенка до 12 лет

    200

    125

     

    Учитель:

    Из воспоминаний Дмитрия Сергеевича Лихачева:

    «Ленинградцев в голод спасала дуранда. А что такое дуранда – узнайте, зайдите как-нибудь в фуражный магазин, где продают корм для скота.

    Впрочем, мы ели не только дуранду. Ели столярный клей. Варили его, добавляли пахучих специй и делали студень. Дедушке (моему отцу) этот студень очень нравился. Столярный клей я достал в институте – 8 плиток. Пока варили клей, запах был ужасающий. В клей мы добавляли  сухие коренья и ели с уксусом и горчицей. Тогда можно было как- то проглотить. Еще мы ели кашу из манной крупы. Этой манкой мы чистили детские шубки белого цвета. Манная крупа была с шерстинками от шубы, имела густо-серый цвет от грязи, но все были счастливы, что у нас оказалась такая крупа. В начале войны мы купили несколько бутылок уксуса и несколько пачек горчицы. Интересно, что когда мы эвакуировались и продавали вещи, то бутылки с уксусом продали по 150 рублей. Они ценились так письменный прибор. Одно время мне удалось добыть карточки в диетстоловую. Диетстоловая помещалась за Введенской, кажется, на Павловской улице, недалеко от Большого.

    В столовой была темнота: окна были «зафанерены». На некоторых столах горели коптилки. К столу с коптилкой собирались «обедающие» и вырезали необходимые талоны. Лица у одних людей были опухшие, налитые какой-то синеватой водой, бледные, у других – страшно худые и темные. А одежды! Голодающих не столько мучил голод, как холод – холод шедший откуда-то изнутри, непреодолимый, вероятно, мучительный. Поэтому кутались, как только могли. Женщины ходили в брюках своих умерших мужей, сыновей, братьев (мужчины умирали первыми), обвязывались платками поверх пальто. Еду, женщины брали с собой – в столовой не ели. Несли детям или тем, кто уже не мог ходить. Через плечо на веревке вешали бидон и в этот бидон клали все: и первое, и второе. Ложки две каши, суп – одна вода. Считалось все же выгодным брать еду по продуктовым карточкам в столовой, так к «отоварить» их иным способом было не возможно».

    Учитель:

    Война не щадила солдат, не щадила мирных жителей. Жертвами ее становились и дети. Дети блокадного Ленинграда… Они переносили тягостные испытания наравне с взрослыми:

    Мы рыли рвы – хотелось пить.
    Бомбили нас – хотелось жить.
    Не говорилось громких слов.
    Был дот на каждом из углов.
    Был дом – ни света, ни воды.
    Был хлеб – довесочек беды.
    Сон сокращался в забытье.
    Быт превращался в бытие.

    Была одна судьба на всех.
    Мы растеряли светлый смех.
    Мы усмиряли темный страх.
    Мы умирали на постах.
    Мы умирали…
    Город жил –
    Исполнен малых наших сил.

    Глеб Семенов “Мужество”

    Зачитывается рассказ из книги «Лист фикуса. Рассказы о войне» «Маленькие подвиги».  (Приложение 2)

    Горожане бережно относились к историческому наследию Ленинграда, ни на миг, не сомневаясь, что великолепием Петербурга будут любоваться потомки. В памяти поколений остались тысячи ленинградцев, сумевших ценой своей жизни сохранить город и приблизить победу. Навсегда остался в истории безвестный голодный почтальон, несший по адресу присланный кому – то шоколад, вручивший его – и умерший на пороге квартиры.  

        Художник Чупятов. Умирая, он рисовал картины. Когда не хватило холста, он писал на фанере и на картоне.

         Все 900 дней блокады Ленинграда ученые Всесоюзного института растениеводства оберегали уникальную коллекцию семян, собранную со всего света академиком Н.И. Вавиловым.

    Бомбежки и обстрелы, голод и холод, казалось, испытывали людей на прочность. Особенно мучителен был голод. А рядом стояли коробки с пшеницей, рисом, фасолью, гречихой. Протяни руку – возьми, брось в котелок, вари и ешь. Но измученная голодом, доведенная до дистрофии горстка ученых не съела тогда, ни единого зернышка. Бесценная коллекция была сохранена.

    В осажденном Ленинграде работал над своей 7-й симфонией композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович.  9 августа 1942 года в Ленинграде звучала музыка - 7-я симфония Шостаковича стала музыкальным памятником блокаде и войне. (Слайд № 8)

    Им холод
    Кровавит застывшие губы,
    Смычки выбивает из рук скрипачей.
    Но флейты поют,
    Надрываются трубы,
    И арфа вступает,
    Как горный ручей.
    И пальцы
    На лёд западающих клавиш
    Бросает, не чувствуя рук, пианист…

    Над вихрем
    Бушующих вьюг и пожарищ
    Их звуки
    Победно и скорбно неслись…

    А чтобы всё это
    Сегодня свершилось,
    Они
    Сквозь израненный город брели.
    И сани
    За спинами их волочились –
    Они так
    Валторны и скрипки везли.

    И тёмная пропасть
    Концертного зала,
    Когда они всё же добрались сюда,
    Напомнила им
    О военных вокзалах,
    Где люди
    Неделями ждут поезда:

    Пальто и ушанки,
    Упавшие в кресла,
    Почти безразличный, измученный взгляд…
    Так было.
    Но лица людские воскресли,
    Лишь звуки настройки
    Нестройною песней
    внезапно обрушили свой водопад…

    Никто не узнал,
    Что сегодня на сцену
    В последнем ряду посадили врача,
    А рядом,
    На случай возможной замены,
    Стояли
    Ударник и два скрипача.

    Концерт начался!
    И под гул канонады –
    Она, как обычно, гремела оркестр –
    Невидимый диктор
    Сказал Ленинграду:
    «Вниманье!
    Играет блокадный оркестр!..»

    И музыка
    Встала над мраком развалин,
    Крушила
    Безмолвие тёмных квартир.
    И слушал её
    Ошарашенный мир…

    Вы так бы смогли,
    Если б вы умирали?..

    Ю. Воронов «Баллада о музыке»

    Учитель:

    И все-таки город выжил! 27 января 1944 года в небе над Ленинградом распустились разноцветные цветы. Это был победный салют. Несмотря на лужи и туман, необычные для этого времени года, многие жители вышли на площади и улицы к репродукторам, чтобы услышать по радио долгожданную радостную весть. По привычке горожане жались к стенам домов, обходили участки улиц с надписями: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна», но вспомнив, что немецкие войска от города отброшены, улыбались. Ведь обстрелов больше не было. (Слайд № 9)

      Страшным был итог блокады. На Пискарёвском и Серафимовском кладбищах покоятся 650 000 ленинградцев, 97 % которых умерли не от обстрелов и бомбёжек. Их жизни унёс голод… Поколение, пережившее блокаду, знает цену куску хлеба.

    Цена… каждый это понимает по-своему. Для одних это бумажная карточка с цифрами, для других истинная стоимость, которую очень трудно и даже стыдно переводить в деньги. Почем колоски с зерном, собранные детскими руками в голодные послевоенные годы на изрытых снарядами полях?
    Во что оценить блокадную пайку хлеба?

    Да, сегодняшний кусок хлеба не замешан на крови.
    Но почему же, желая о чем-то очень важном, мы сегодня повторяем старую как мир фразу: « Это хлеб наш насущный»?  Может потому, что хотя не хлебом единым жив человек, хлеб все-таки мы ставим на первое место?

    Потому что хлеб – это хлеб!
    Что может быть слаще хлеба,
    Что может быть горше хлеба?
    Что нужнее хлеба?
    Что нам дороже хлеба?
    Все начинается с хлеба.
    Кончается все людьми»

    Рефлексия:

    Как вы понимаете последние слова?

    (обсуждение)

    Покупая свежий хлеб и при этом, избавляясь от черствого, или выбрасывая недоеденные кусочки в школьной столовой, всегда помни… ( Слайд № 10)

    Домашнее задание: написать эссе «Моя семья. Блокада. Ленинград.»


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Презентация к уроку «Была война. Была блокада.» выполнена учителем Истории и культуры Санкт-Петербурга и МХК ГБОУ школа 217 Прийменко Е.В.

    Слайд 2

    Одними из первых жители Красносельского района ощутили на себе, что такое немецкая авиация. 21 и 22 июля 1941 года «Юнкерсы – 88» сбросили свой смертоносный груз на Красное село и Горелово.

    Слайд 3

    Герой Советского Союза Герман Александр Викторович Улица Партизана Германа

    Слайд 4

    Улица Здоровцева Герой Советского Союза Здоровцев Степан Иванович

    Слайд 5

    Братская могила в Красном селе, в которой покоятся 489 воинов, защищавших Красное село в период блокады с 1941 года по 1944 год.

    Слайд 6

    Братская могила у киноцентра «Рубеж» пр. Ветеранов, в которой покоятся 744 солдата, защитившие грудью подступы к Ленинграду.

    Слайд 7

    Что мы пережили, расскажет историк, Был сон наш тревожен, и хлеб наш был горек. Да что там! Сравненья вовек не найти, Чтоб путь описать, что пришлось нам пройти!

    Слайд 8

    Трасса № 101 Дорога жизни

    Слайд 9

    В блокадном городе звучит 7 -я «Ленинградская» симфония Д.Шостаковича

    Слайд 10

    Как это было? - если спросят, То я отвечу - Было так: Взвилась ракет цветная россыпь И разорвала долгий мрак. Я утверждать сегодня смею, Что в этот день, в тот давний год, Был весь медалями усеян Мой ленинградский небосвод!

    Слайд 11

    125 граммов блокадного хлеба ПОМНИ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок по повести Б.Л.Васильева «Завтра была война»

    Этот урок мы посвятили живым и павшим участникам Великой Отечественной войны. А какое оно было, поколение, которое приняло удар войны на себя? Об этом повесть Б.Васильева "Завтра была война"...

    Вчера была война

    Сценарий литературно-музыкально композиции....

    "Была война. Была блокада Ленинграда".

    Конспект классного часа....

    Внеклассное мероприятие с поддержкой ИКТ "Агитокно "Чтобы не было войны..." (из цикла историко-краеведческой панорамы "В Сибири не было войны, но мы огнём её задеты, и наши подвиги видны на светлом знамени Победы!"

       Методическая разработка внеклассного мероприятия «Агитокно "Чтобы не было войны…» относится к циклу историко-краеведческой панорамы «В Сибири не было войны, но мы огнём её задеты, ...

    Урок мужества "А может не было войны?"

    Разработка содержит материал, который можно использовать при проведении внеклассного мероприятия о ВОВ....

    Была война… Была Победа…

    Предлагаем вам посмотреть работу выполненой  в технике пластинография....

    Литературно-музыкальная композиция, посвященная празднованию Дня окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) « Была война….Была победа…»

    Целью литературно-музыкальной композиции, посвященной  празднованию Дня окончания  Второй мировой войны (2 сентября 1945 года)   " Была война….Была побе...