«Золотая ниточка» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
рабочая программа

Катаева Светлана Викторовна

Традиционный школьный курс «Технология» не позволяет обучающимся достаточно в полной мере освоить и изучить основы вязания крючком и на спицах. Данная образовательная программа даёт возможность восполнить пробелы художественно – эстетического образования обучающихся, в особенности в плане приобретения ими практических навыков работы со спицами и крючком, способствует лучшему восприятию произведений, изделий декоративно – прикладного искусства, повышению общего уровня нравственно – эстетической культуры личности.

Программа для  учащихся 11-17  лет рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа. Определенных программой целей в освоении навыков и умений можно достичь при продолжительности обучения в 1 год. Во второй год  идет совершенствование мастерства и усложнение технологии изготовления изделий. Реализация поставленных целей возможна при организации учебного процесса в виде групповых, индивидуальных занятий.

Норма наполнения учебной группы первого года обучения – 10-12 человек; второго до 10 - 12 человек. Педагог направляет их деятельность, помогает погрузиться в творческий процесс.

Данная программа является гибкой и вариативной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_zolotaya_nitochka_got.docx86.14 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение

для детей и подростков с девиантным поведением

«Куртамышское специальное профессиональное училище закрытого типа»

«Утверждаю»        

Директор Менщикова Т.Н.

«____»_________________2015г.

Катаева Светлана Викторовна

«Золотая ниточка»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

                                                  Срок реализации - 2 года

Возраст учащихся – 11-17 лет

Куртамыш

2015

Золотая ниточка. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа /авт-сост. С.В.Катаева; ФГСБУВУ учреждение для детей и подростков с девиантным поведением «Куртамышское специальное профессиональное училище закрытого типа». Куртамыш, 2015.- 31с.

Автор – составитель                                            Катаева С.В., педагог дополнительного

программы:                                                              образования  Куртамышское спец. ПУ

                                                                                   

                                                 

Рецензенты:

Программа рассмотрена на методическом совете ФГСБУВУ учреждения  для детей и подростков с девиантным поведением «Куртамышского специального профессионального училища закрытого типа»

Протокол №_______от_______________2015 г.

Председатель МС_______________________

         

                                                                             

      © Катаева С.В.

                                                                          © ФГБСВУВУ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование  программы

«Золотая ниточка»

Авторы программы

Катаева Светлана Викторовна

Учреждение, где реализуется программа

ФГБСУВУ «Куртамышское спец. ПУ»

Тип программы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)

Направленность программы

Декоративно-прикладная

Вид программы

Модифицированная

Срок обучения

2 года

Возраст обучающихся

11-17 лет

Уровень освоения  предметной деятельности

Ознакомительный

Уровень реализации программы

Среднее (полное) общее образование

Цель программы                                            

 Создание условий для расширения знаний и приобретения практических навыков в области художественного вязания.

Задачи программы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Задачи: 

Образовательные:

  • расширить кругозор, познакомить с историей вязания и его значением в народном творчестве;
  • научить техническим и специальным знаниями при изготовлении изделий крючком и спицами;
  • обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;
  • познакомить с основами цветоведения и материаловедения;
  • обучить свободному пользованию схемами из журналов;
  • научить выполнять сборку и оформление готового изделия.

Воспитательные:

  • привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
  • воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, целеустремленность, предприимчивость, умение довести начатое дело до конца, корректность в отношении к работе товарищей, экономное отношение к используемым материалам;
  • привить основы культуры труда.

Развивающие:

  • развить образное мышление;
  • развить внимание;
  • мелкую (малую) мускулатуру рук;
  • выявить и развить природные задатки, творческий потенциал каждого учащегося;
  • развить фантазию;
  • выработать эстетический и художественный вкус;
  • совершенствовать навыки общения.

Планируемые результаты

 Знать:

- названия материалов, используемые в работе;

- слова, обозначающие понятия, используемые в работе

 - разновидности вязания;

- как построить выкройку;

- технику вязания на 4 спицах

. - цветовую композицию при выборе ниток;

- правила ухода за трикотажными изделиями.

уметь:

- ориентироваться в схемах вязания и вязать по ним с помощью учителя;

- подбирать нужный материал для работы;

- уметь планировать последовательность и время выполнения работы;

- находить и исправлять допущенные в работе ошибки;

- оказывать помощь товарищам.

 - различать виды вязания;

- выполнять изучаемые виды вязания;

- строить выкройки;

- подбирать нитки с учетом цветовой композиции;

- вязать на 4 спицах;

- ухаживать за трикотажными изделиями и хранить их согласно правилам.

Планируемые метапредметные    результаты

В результате реализации программы будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные УУД:

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами 

изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

 Регулятивные УУД:

  • проговаривать последовательность действий на занятии учиться высказывать своё предположение (версию) с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;
  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.

      Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

 Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

        -    слушать и понимать речь других.

       Предметными результатами работы в кружке  являются доступные по возрасту начальные сведения об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

С какого года реализуется программа

с 1 сентября 2015 года

СОДЕРЖАНИЕ

I

Пояснительная записка

9

1.1.Нормативно-правовые основы дополнительной общеобразовательной программы

9

1.2. Общая характеристика дополнительной общеобразовательной программы

9

1.3. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы

10

1.4. Способы контроля и оценивания результатов дополнительной общеобразовательной программы

12

1.5. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы

13

II

Учебно-тематический план

15

III

Содержание дополнительной общеобразовательной программы

18

IV

Материально-техническое обеспечение реализации дополнительной общеобразовательной программы

25

V

Список литературы

5.1. Список литературы для педагога

26

5.2. Список литературы для учащихся

26

VI

5.3. Интернет-ресурсы

Приложения

27

28

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Нормативно-правовые основы дополнительной общеобразовательной программы

Данная Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа драматического кружка разработана на основе нормативно-правовых документов:

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. гл. 2 ст. 12 п. 7, 13, 18, гл. 5 ст. 47 п. 5 Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  3. СанПин 2.4.4.3172-14 от 4 июля 2014 года;
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373;
  5.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 29 августа 2013 года  №  1008  «Об  утверждении  Порядка  организации  и  осуществления образовательной  деятельности  по  дополнительным  общеобразовательным программам»;
  6. Концепция  Федеральной  целевой  программы развития образования на  2016-2020 годы   (распоряжение  Правительства  Российской  Федерации  от  29  декабря  2014  года № 2765-р).
  7.  Устав Куртамышского спец.ПУ.

1.2. Общая характеристика дополнительной общеобразовательной программы

Актуальность и  педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной программы

Ручное вязание одно из самых любимых занятий рукодельниц всего мира. Испокон века людей привлекает желание иметь оригинальную, эксклюзивную одежду, украсить своё жильё, одарить близких и себя тёплыми носками, варежками, шарфами, кофтами, блузами, изготовленными по индивидуальному эскизу с воплощением собственных творческих идей, своего таланта души.

Крючок и спицы способны поистине творить чудеса, превращая старые вещи в новые или обновляя изделие, делать их более модными. Ручному вязанию, как и всякому ремеслу нужно учиться, для того чтобы своими руками создавать желаемую вещь. Это может быть декоративная вещь, предмет обихода, одежда. Ручное вязание — это целая наука народного мастерства. Эту науку можно постичь на занятиях кружка «Золотая ниточка»

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, которые направлены на разрешение проблем взаимоотношений человека (ребёнка) с культурными ценностями, осознанием их приоритетности.

Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной программы

Традиционный школьный курс «Технология» не позволяет обучающимся достаточно в полной мере освоить и изучить основы вязания крючком и на спицах. Данная образовательная программа даёт возможность восполнить пробелы художественно – эстетического образования обучающихся, в особенности в плане приобретения ими практических навыков работы со спицами и крючком, способствует лучшему восприятию произведений, изделий декоративно – прикладного искусства, повышению общего уровня нравственно – эстетической культуры личности.

Программа для  учащихся 11-17  лет рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа. Определенных программой целей в освоении навыков и умений можно достичь при продолжительности обучения в 1 год. Во второй год  идет совершенствование мастерства и усложнение технологии изготовления изделий. Реализация поставленных целей возможна при организации учебного процесса в виде групповых, индивидуальных занятий.

Норма наполнения учебной группы первого года обучения – 10-12 человек; второго до 10 - 12 человек. Педагог направляет их деятельность, помогает погрузиться в творческий процесс.

Данная программа является гибкой и вариативной.

1.3. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы

Целью программы является создание условий для расширения знаний и приобретения практических навыков в области художественного вязания. Развитие творческих способностей обучающихся.

Программа ставит следующие задачи:

Задачи:

Образовательные:

  • расширить кругозор, познакомить с историей вязания и его значением в народном творчестве;
  • научить техническим и специальным знаниями при изготовлении изделий крючком и спицами;
  • обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;
  • познакомить с основами цветоведения и материаловедения;
  • обучить свободному пользованию схемами из журналов;
  • научить выполнять сборку и оформление готового изделия.

Воспитательные:

  • привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
  • воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, целеустремленность, предприимчивость, умение довести начатое дело до конца, корректность в отношении к работе товарищей, экономное отношение к используемым материалам;
  • привить основы культуры труда.

Развивающие:

  • развить образное мышление;
  • развить внимание;
  • мелкую (малую) мускулатуру рук;
  • выявить и развить природные задатки, творческий потенциал каждого учащегося;
  • развить фантазию;
  • выработать эстетический и художественный вкус.
  • совершенствовать навыки общения.

Методы: 

  1. Словесный (устное изложение, беседа);
  2. Наглядный (демонстрация образцов изделий, иллюстраций, слайдов, фотографий, презентаций к занятиям);
  3. Практический (упражнения по наработке навыков вязания, самостоятельная работа,

подготовка и участие в выставках, конкурсах различного уровня);

  1. Объяснительно-иллюстративный (объяснение учебного материала, правил  и алгоритма выполнения работы, показ  приемов исполнения, правил работы по технологическим картам, показ моделей);
  1. Репродуктивный (работа по образцам, схемам, технологическим картам);
  2. Частично-поисковый (выполнение вариативных, разноуровневых заданий);
  3. Исследовательский (творческие задания, проекты).

Формы проведения занятий – теоретические, практические, индивидуальные, групповые и коллективные, проектная деятельность.

На занятиях дети делают записи в тетрадях, объясняющие выполнение наиболее сложных приемов, а также последовательность выполнения каждого изделия.

Занятия могут быть построены следующим образом:

  1. Организационная часть.
  2.  Проверка домашнего задания.
  3. Знакомство с новым материалом. Постановка проблемного вопроса и поиск решения проблемы.
  4. Объяснение педагога.
  5. Запись или зарисовка изделия и схем для его выполнения.
  6. Практическая работа.
  7. Рефлексия.
  8. Уборка рабочего места.

Каждое занятие  включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе.

Вводное занятие: рассказ, объяснение педагога. Рассказ сопровождается показом, демонстрацией изделий, образцов, таблиц со схемами узоров. В беседе  обсуждается  образцы  вязки, схемы и  ошибки, наиболее часто встречающиеся в работе. Обучающиеся высказывают свое мнение, получают представление о степени усвоения ими материала. Беседа оживляет занятия, служит активизации мышления школьников.

 Выполнение практических работ, упражнений: отрабатываются навыки выполнения технических приемов вязания, правильная постановка рук или навыки в зарисовке схем узоров. В процессе занятий обучающиеся записывают в тетрадях объяснение построения узоров, закрепляют каждый новый прием вязания несколькими упражнениями. Все записи выполняются ручкой, а зарисовки изделий и  схем — карандашом (можно цветными). Познакомившись с условными обозначениями, учащиеся могут делать в тетради  под диктовку педагога несложные зарисовки узоров. Эти виды работы способствуют развитию мышления творческих способностей учащихся, их фантазии. Интересные образцы и схемы, а также ошибки, часто встречающиеся в процессе работы над образцами, обсуждаются  всей группой. Педагог может поручить кружковцам оформление наглядных пособий, выставок, проектов.

Типы занятий:

  • вводное;
  • традиционное;
  • практическое;
  • ознакомительное;
  • комбинированное;
  • инновационное (игра, викторина, кроссворд, конкурс, экскурсия в музей);
  • для контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, письменные работы, практическая работа).

Особенности организации образовательного процесса

Теоретические блоки программы построены таким образом, чтобы познакомить учащихся с разными видами вязания крючком и спицами.

На первом году обучения учащиеся усваивают основные приемы вязания и их условные обозначения, учатся выполнять узоры и  изделия по схемам. Обращается внимание на возможность создания изделий из одних и тех же элементов – мотивов.

На втором году обучения усложняются задания по вязанию. Воспитанники учатся выполнять модели одежды по выкройкам и знакомятся с новыми способами вязания.                              

В результате освоения данной образовательной программы происходит культурологическое развитие обучающихся путем приобщения их к культурным ценностям, овладение кружковцами технологией вязания изделий для себя, на куклу, развитие чувства семейственности и коллективизма, гражданственности и патриотизма, формирование  художественно – эстетических вкусов в декоративно – прикладном искусстве.  

При индивидуальной работе с детьми во время занятий необходимо следовать психолого-педагогическим рекомендациям, т.к. появляются ситуации, которые затрудняют деятельность детей со слабой нервной системой.

В конце каждого занятия педагог знакомит учащихся с темой следующего занятия.

1.4. Способы контроля и оценивания образовательных результатов дополнительной общеобразовательной программы

В процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы предусмотрена система контроля  УУД, которая позволяет определить эффективность обучения по программе, внести необходимую корректировку  в образовательный процесс.

      Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные способы и методики:

  1. педагогическое наблюдение;
  2. тестирование;
  3. анкетирование учащихся;
  4. выставки и конкурсы различных уровней;
  5. выполнение и презентация творческих проектов;
  6. отчётные выставки;
  7. зачётные занятия.

        Определяя процесс выявления результативности образовательной деятельности, необходимо отметить, что отдельные результаты работы хорошо просматриваются на выставках, конкурсах и т.д. Но это не даёт полной картины работы обучающихся, так как в таких мероприятиях участвуют не все, а в основном способные воспитанницы, занимающиеся вязанием не первый год. Чтобы увидеть полную картину результатов обучения  воспитанницы  по данному разделу дополнительной образовательной программы, проводятся  зачётные занятия, на которых обучающиеся выполняют контрольные тестовые задания, включающие в себя теоретические вопросы и выполнение практических заданий. Данные зачётные занятия выявляют степень усвоения учебного материала.

     Проводятся выставки работ обучающихся внутри коллектива, в конце учебного года организуется итоговая выставка работ обучающихся. Итоговым заданием для учащихся   каждого года обучения является выполнение творческой работы  в соответствии с тематикой образовательной программы.

         С целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств учащихся и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной образовательной программы  проводится аттестация:

  • входной контроль (для учащихся первого года обучения или вновь поступающих учащихся);
  • текущая аттестация (в течение учебного года по разделам дополнительной общеобразовательной программы);
  • промежуточная  аттестация (завершает обучение по итогам года);
  • итоговая аттестация (завершает полный курс обучения по дополнительной общеобразовательной программе).

1.5. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы

К концу 1-го года обучения учащиеся должны:

знать:

- названия предметов и материалов, используемых в работе;

 - названия видов столбиков при вязании крючком и названия петель при вязании двумя спицами.

 - правила поведения, ТБ.        

- историю возникновения вязания;

- сведения о нитках, крючках, спицах;

- основные элементы вязания;

 - цветовую композицию при выборе ниток;

уметь:

- готовить свое рабочее место и содержать его в порядке;

- вязать ровную цепочку;

- выполнять без ошибок столбик без накида;

- выполнять под руководством педагога прибавление петель в круге, соединение их полустолбиком;

- правильно начинать и заканчивать ряд;

- вязать квадрат с ровными краями;

- уметь различать и считать в вязаном изделии ряды, столбики без накида, столбики с накидом, воздушные петли.

 - соблюдать правила поведения на занятии, правила при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, булавками, электрическим утюгом.

- готовить материал к работе;

- подбирать нитки по цвету;

- читать схемы, строить выкройки;

- выполнять простые кружева крючком, вязать на двух спицах.

К концу 2-го года обучения учащиеся  должны:

 знать:

- названия материалов, используемые в работе;

- слова, обозначающие понятия, используемые в работе

 - разновидности вязания;

- как построить выкройку;

- технику вязания на 4 спицах

. - цветовую композицию при выборе ниток;

- правила ухода за трикотажными изделиями.

уметь:

- ориентироваться в схемах вязания и вязать по ним с помощью учителя;

- подбирать нужный материал для работы;

- уметь планировать последовательность и время выполнения работы;

- находить и исправлять допущенные в работе ошибки;

- оказывать помощь товарищам.

 - различать виды вязания;

- выполнять изучаемые виды вязания;

- строить выкройки;

- подбирать нитки с учетом цветовой композиции;

- вязать на 4 спицах;

- ухаживать за трикотажными изделиями и хранить их согласно правилам.

II. Учебно-тематический план  

1 год обучения (360 часов)

Д

А

Т

А

Тема

Количество часов (всего)

Количество часов теоретических

Количество часов практических

Раздел 1. Вязание крючком (180 часов)

1

1.1.Вводное занятие. Инструктаж.

Вязание - старинный вид рукоделия

1

1

2-3

1.2.Материалы и инструменты для вязания. Положение рук.

2

1

1

4

1.3.Нитки, крючок, воздушная петля, цепочка.

2

1

1

5-6

1.4.Поясок для кукол.

2

0.5

1.5

7-8-9

1.5.Полустолбики.

3

1

2

10-11-12

1.6.Столбики без накида.

3

1

2

13-14-15

1.7. Ряд, высота ряда.

3

1

2

16-17

1.8.Закладка для книги.

2

2

18-19-20-21

1.9.Прихватка для кухни.

4

4

22

1.10.Цветовые сочетания при вязании.

1

1

23-31

1.11.Столбики с накидом.

9

9

31-40

1.12.Вывязывание «Бабушкиного квадрата»

9

9

41-42

1.13.Изделие «Детский плед из модулей»

2

1

1

43-51

1.14.Вязание по кругу столбиками без накида.

9

1

8

52-55

1.15.Круглая прихватка. Оформление прихватки.

4

4

56-64

1.16.Корзина для вязания. Смена цвета.

9

1

8

65-66

1.17.Столбики с накидом. Пышный столбик.

2

1

1

67-68

1.18.Вязание шапочки пышным столбиком.

2

1

1

69-180

1.19.Вязание изделий по желанию учащихся.Оформление изделий.

131

118.5

Всего:

180

12.5

167.5

Раздел 2 . Вязание спицами (180 часов)

1-2

2.1.Материалы и оборудование. Спицы, нитки. Положение рук при вязании спицами.

2

1

1

3-4

2.2.Вязание спицами. Набор петель.

2

1

1

5-6

2.3.Лицевые петли.

2

1

1

7-8

2.4.Квадрат лицевыми петлями.

2

2

9-10-11-12

2.5.Коврик для куклы лицевыми петлями.

4

1

3

13-14

2.6.Изнаночные петли.

2

1

1

15-16

2.7.Квадрат изнаночными петлями

2

2

17-18

2.8.Лицевая вязка.

2

1

1

19-20-21

2.9.Шарфик для куклы лицевой вязкой.

3

1

2

22-23-24-25-26

2.10.«Резинка». Чередование лицевых и изнаночных петель.

5

1

4

27-28-29-30

2.11.Повязка на голову вязкой «резинка».

4

1

3

31-32-33-34-35

2.12.Шарф для папы или мамы.

5

1

4

36-66

2.13.Вязание игрушки

30

8

22

67-97

2.14.Рамка для фотографии.

30

8

22

98-179

2.15.Изготовление изделий по выбору учащихся.

81

81

180

2.16.Выставка работ.

1

1

Всего:

180

27

153

Всего за год:

360

39.5

320.5

Второй год обучения(360 часов)

Дата

Тема

Количество часов (всего)

Количество часов теоретических

Количество часов практических

Раздел 1. Вязание крючком (72 часа)

1-4

1.1.Вязание – как искусство народов мира. Знакомство со схемами. Изображение петель и столбиков.

4

1

3

5-8

1.2.Упражнение в вязании по простым схемам.

4

4

9-11

1.3.Столбики с двумя накидами.

3

1

2

12-21

1.4.Пляжная сумка столбиками с двумя накидами.

10

1

9

22-27

1.5. Пышные столбики. Схемы. Изображение.

6

1

5

28-30

1.6. Вязание сетки - основы по схеме.

3

3

31-33

1.7. Чтение и анализ схем вязания по журналам.

3

1

2

34-41

1.8. Салфетка по схеме из журнала.

8

1

7

42-43

1.9. Оформление салфетки.

2

2

44-52

1.10. Вязание сумочки для сотового телефона

9

9

53-65

1.11. Кофточка для куклы.

12

1

11

66-72

1.12.Юбочка для куклы.

6

1

5

73- 76

1.3.Шапочка для куклы.

4

1

3

77-84

1.14.Украшения. Бусы.

8

1

7

85-90

1.15.Вязание квадрата из центра.

6

1

5

91-100

1.16.Шапочка для девочки.

10

1

9

101-106

1.17.Афганские квадраты.

6

1

5

107-112

1.18.Афганский круг.

6

1

5

113-127

1.19.Вязание цветов.

15

1

14

128-129

1.20.Завязка на волосы, украшенная цветком.

2

2

130-137

1.21.Прихватка для кухни из вязаных цветов.

8

1

7

138-145

1.22.Грелка.

8

1

7

146-150

1.23.Проект «Вязание картины»

5

1

4

151-179

1.24.Вязание изделий по выбору учащихся.

29

180

1.25.Выставка работ.

1

1

Всего:

180

18

162

Раздел 2.Вязание спицами (180 часов)

1-2

2.1.Вязание – как искусство народов мира. Знакомство со схемами. Обозначение петель.

2

1

1

3-8

2.2.Чтение схем. Упражнения в вязании по схеме.

6

1

5

9-14

2.3.Накиды. Упражнения в вязании по схеме.

6

1

5

15-17

2.4.Выкройка. Построение выкройки.

3

1

2

18-25

2.5.Жилет для куклы по выкройке.

8

1

7

26-27

2.6.Чтение и анализ схем по журналам. Выбор изделия.

2

1

1

28-39

2.7.Вязание узоров по схемам из журналов.

12

12

40-46

2.8.Вязание сумочки – пенала.

8

1

7

47-54

2.9.Платье для куклы.

8

1

7

55-57

2.10.Шапочка для куклы.

3

1

2

58-65

2.11.Кофточка на застежке для куклы.

8

1

7

66-77

2.12.Вязание на 4-х спицах. Упражнение в вязании.

12

2

10

78-85

2.13.Вязание резинки на 4-х спицах.

8

1

7

86-93

2.14.Юбка для куклы на 4-х спицах.

8

1

7

94-103

2.15.Шарф на 4-х спицах.

10

1

9

104-107

2.16.Помпоны для шарфа. Кисти для шарфа.

4

1

3

108-117

2.17.Проект. «Украшения вязаные спицами».

10

1

9

11179

2.18.Изготовление изделий по желанию учащихся.

62

62

180

2.19.Выставки работ. Подведение итогов.

1

1

Всего:

180

17

163

Всего за год:

360

35

325

III.Содержание дополнительной общеобразовательной программы

1 год обучения 

Раздел 1. «Вязание крючком» (180 часов)

1.1.Вводное занятие. Инструктаж. Вязание - старинный вид рукоделия. (1 час)

Из истории вязания крючком. Правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, электрическим утюгом.

Материал: образцы вязаных изделий, журналы по вязанию для детей и взрослых.

1.2.Материалы и инструменты для вязания. Положение рук (2 часа).

Основные сведения об инструментах и материалах. Происхождение и свойства ниток, применяемых для вязания. Виды волокон (натуральные и химические). Требования к рабочему месту. Правила безопасности и содержание рабочего места.

Практическая работа: Составление коллекции ниток с подписями под ними (вида ниток и сырья, из которого они изготовлены).

Материал: Крючки, спицы, пряжа, журналы по вязанию для детей и взрослых.

1.3.Нитки, крючок, воздушная петля, цепочка(2 часа).

 Правила и приемы вязания крючком. Начало вязания цепочки воздушными петлями. Условное обозначение (в.п.).  

Материал: Крючки, пряжа.

1.4.Поясок для кукол(2 часа).

Начало вязания цепочки воздушными петлями. Условное обозначение (в.п.).

Практическая работа: поясок для куклы.

 Материал: Крючки, пряжа.

1.5.Полустолбики(3 часа).

Технология вязания  полустолбиками.

 Материал: Крючки, пряжа.

1.6.Столбики без накида (3 часа).

Технология вязания столбиками без накида. Условное обозначение (ст.б/н). Схематическое изображение узора.

Материал: крючки, пряжа.

1.7. Ряд, высота ряда(3 часа).

Кромка, петли для подъема Схематическое изображение узора. Понятие ряда, высоты ряда.

 Материал: крючки, пряжа.

1.8.Закладка для книги. (2 часа).

Вязание столбиками по прямой. Кромка, петли для подъема. Схематическое изображение узора. Зарисовка схем выполнения закладки в книгу.

 Практическая работа: закладка для книги.

Материал: крючки, пряжа

1.9.Прихватка для кухни(4 часа).

Правила вязания прямого полотна. Введение в работу нитки другого цвета. Вязание по схеме. Выполнение уголков. Зарисовка схем выполнения прихватки.

Практическая работа: прихватка для кухни.

Материал: крючки, разноцветная пряжа.

1.10.Цветовые сочетания при вязании (1 час).

Понятие о цвете. Свойства цвета: тон (светосила), цветовой оттенок, насыщенность. Теплые и холодные цвета. Колориметрический круг. Основные и дополнительные цвета. Символическое значение цвета. Введение в работу нитки другого цвета. Вязание по схеме. Выполнение уголков.

Материал: крючки, разноцветная пряжа.

1.11.Столбики с накидом (9 часов).

Технология  вязания прямого полотна. Введение в работу нитки другого цвета. Вязание по схеме. Выполнение уголков.

Практическая работа: одеяло для куклы.

Материал: крючки, разноцветная пряжа.

1.12.Вывязывание «Бабушкиного квадрата» (9 часов).

Вязание «бабушкиного квадрата» столбиками без накида. Оформление работы.

Практическая работа: наволочка для подушки.

 Материал: крючки, разноцветная пряжа.

1.13.Изделие «Детский плед из модулей»(2 часа).

Практическая работа: Сборка пледа из квадратных модулей.

Материал: крючок, разноцветная пряжа.

1.14.Вязание по кругу столбиками без накида (9 часов).

Вязание столбиками без накидов по кругу. Технология вязания круглого полотна.

 Материал: крючки, пряжа.

1.15.Круглая прихватка. Оформление прихватки(4 часа)..

Вязание столбиками без накида по кругу. Технология  вязания круглого полотна с прибавлением петель.

Практическая работа: Круглая прихватка.

 Материал: крючки, пряжа.

1.16.Корзина для вязания. Смена цвета (9 часов).

Смена цвета. Вязание столбиками без накидов по кругу. Технология  вязания круглого полотна с прибавлением петель. Правила вязания круглого полотна со сменой цвета.

Практическая работа: корзина для вязания.

 Материал: крючки, разноцветная пряжа

1.17.Столбики с накидом. Пышный столбик (2 часа).

Технология  выполнения столбиков с накидом. Условное обозначение (ст. с/н). 

Материал: крючки, пряжа

1.18.Вязание шапочки пышным столбиком (2 часа).

Подбор пряжи и узора. Зарисовка схем выполнения узоров. Понятие о раппорте.  Знакомство с правилами ухода за вязаными вещами.

 Практическая работа: шапочка для куклы

 Материал: крючки, пряжа

1.19.Вязание изделий по желанию учащихся. Оформление изделий (131 час).

Подведение итогов, анализ изготовленных работ. Подготовка работ к выставке.

Практическая работа: самостоятельное выполнение работы.

Материал: крючки, пряжа

Раздел 2 .Вязание спицами (180 часов)

2.1.Материалы и оборудование (2 часа). Спицы, нитки. Положение рук при вязании спицами.

Разнообразие спиц (стальные, деревянные, пластмассовые, костяные), разнообразие их по толщине и их использование в вязании.

 Материал: спицы, пряжа для ручного вязания

2.2.Вязание спицами. Набор петель.(2 часа)

Технология  набора петель перекрещиванием.

 Материал: спицы, пряжа для ручного вязания.

2.3.Лицевые петли. (2 часа)

Лицевая петля или гладкая – самая простая в исполнении. Технология  выполнения лицевой петли и схематическое обозначение и краткая запись (л.п.). Закрепление петель.

 Материал: спицы, пряжа для ручного вязания.

2.4.Квадрат лицевыми петлями. (2 часа)

Выполнение квадратного полотна лицевыми петлями с ровными краями размером 10 х 10 см. Понятие ряд, высота ряда.

Практическая работа: квадрат.

Материал: спицы, пряжа для ручного вязания.

2.5.Коврик для куклы лицевыми петлями.(4 часа)

Выполнение квадратного полотна лицевыми петлями с ровными краями. Правила ухода за вязаными вещами.

 Практическая работа: коврик для куклы

Материал: спицы, разноцветная пряжа для ручного вязания.

2.6.Изнаночные петли. (2 часа)

Технология выполнения изнаночной петли и схематическое обозначение и краткая запись (изн. п.).

Материал: спицы, пряжа для ручного вязания

2.7.Квадрат изнаночными петлями.(2 часа)

Выполнение квадратного полотна изнаночными петлями с ровными краями размером 10 х 10 см.

Практическая работа:квадрат

Материал: спицы, пряжа для ручного вязания

2.8.Лицевая вязка. (2 часа)

Практическая работа:Технология выполнения лицевой вязки и ее применение в изделиях.

Материал: спицы, пряжа для ручного вязания, журналы.

2.9.Шарфик для куклы лицевой вязкой.(3 часа)

Выполнение полотна лицевой вязкой. Определение размера шарфика. Определение горизонтальной плотности вязания. Расчёт петель.

 Практическая работа: шарфик для куклы.

 Материал: спицы, пряжа для ручного вязания.

2.10.«Резинка». Чередование лицевых и изнаночных петель. (5 часов)

Практическая работа:Технология выполнения резинки. Чередование лицевых и изнаночных петель.

Материал: спицы, пряжа для ручного вязания.

2.11.Повязка на голову вязкой «резинка». (4 часа)

Выполнение полотна. Технология соединения двух концов изделия крючком. Оформление повязки.

Практическая работа: повязка на голову.

 Материал: спицы, разноцветная пряжа для ручного вязания

2.12.Шарф для папы или мамы.(5 часов)

Расчет петель. Зарисовка схемы. Выполнение прямого полотна необходимой длины. Технология изготовления бахромы.

Практическая работа: шарф.

 Материал: спицы, разноцветная пряжа для ручного вязания

2.13.Вязание игрушки(30 часов)

Расчет петель. Чтение  схемы.

Практическая работа: игрушка

 Материал: спицы, разноцветная пряжа для ручного вязания.

2.14.Рамка для фотографии.(30 часов)

Расчет петель. Чтение  схемы.

Практическая работа: рамка для фотографии

 Материал: спицы, разноцветная пряжа для ручного вязания

2.15.Изготовление изделий по выбору учащихся.

Подготовка работ к выставке.(81 час)

Практическая работа: самостоятельное выполнение работы.

Материал: спицы, пряжа

2.16.Выставка работ.(1 час)

Подведение итогов, анализ изготовленных работ. Подготовка работ к выставке

2  год обучения 

Раздел 1. «Вязание крючком» (180 часов)

.

1.1.Вязание – как искусство народов мира. Знакомство со схемами. Изображение петель и столбиков.(4 часа)

Знакомство с программой, просмотр готовых изделий и образцов деталей к ним.       Определение расхода пряжи на изделие. Свойства трикотажного полотна

Материал: образцы вязаных изделий, журналы по вязанию для детей и взрослых.

1.2.Упражнение в вязании по простым схемам. Зарисовка схем.(4 часа)

Практическая работа: вязание образцов.

Материал: крючки, разноцветная пряжа для ручного вязания.

1.3.Столбики с двумя накидами.(3 накида)

Технология вязания столбиками с двумя накидами. Схематическое обозначение и краткая запись (ст. с 2/н). 

Практическая работа: вязание образца.

Материал: крючки, разноцветная пряжа для ручного вязания

1.4.Пляжная сумка столбиками с двумя накидами. (10 часов)

Практическая работа: Зарисовка схемы вязания и самого изделия.

Материал: крючки, разноцветная пряжа для ручного вязания.

1.5.Пышные столбики. Схемы. Изображение. ( 6 часов)

Технология вязания пышных столбиков. Зарисовка схемы. Условное обозначение и краткая запись.

      Практическая работа: вязание образца.

      Материал: крючки, разноцветная пряжа для ручного вязания.

1.6.Вязание сетки – основы по схеме.(3 часа)

      Технология вязания сетки. Зарисовка схемы. Условное обозначение.(1 ст.с/н, 2 в.п.).

      Практическая работа: вязание квадрата сеткой.

      Материал: крючки, разноцветная пряжа для ручного вязания

1.7.Чтение и анализ схем вязания по журналам.(3 часа)

      Практическая работа: зарисовка схемы в тетрадь.

      Материал: журналы  по вязанию детские и для взрослых

1.8.Салфетка по схеме из журнала (8 часов)

Крючки и нитки для вязания кружев. Два способа выполнения кружев: на цепочке и по краю ткани

Зарисовка схем выполнения обвязки ткани и кружев для отделки трикотажных изделий.

Правила вязания по кругу и в двух           направлениях.

  Практическая работа: салфетка. Подготовка ткани для обвязывания.

 Вязание кружев по предложенной схеме. Составление  собственных схем                кружев. 

Материал: крючки, пряжа для ручного вязания.

1.9.  Оформление салфетки.(2 час)

Обработка изделия. Отпаривание изделия

Материал: салфетка, пряжа.

1.10. Вязание сумочки для сотового телефона.( 9 часов)

Особенности вязания сумки с донышком в форме прямоугольника. Сумки из отдельных мотивов. Зарисовка схем узоров. Построение чертежа.

Практическая работа: изготовление сумочки.

Материал: крючки, разноцветная пряжа для ручного вязания.

1.11. Кофточка для куклы. (12 часов)

Построение основного чертежа и выкройки на данный размер. Нанесение на выкройку линий выреза горловины. Зарисовка схем вязания узоров. 

Практическая работа:  работа над чертежом и выкройкой.

Материал: крючки, разноцветная пряжа для ручного вязания, миллиметровая бумага.

1.12. Юбочка для куклы( 6 часов)

Изменение  чертежа прямой юбки с учетом свойства трикотажного полотна. Построение выкройки на данный размер.

Практическая работа:  вязание юбочки, оформление застежки, отпаривание изделия.

Материал: крючки, разноцветная пряжа для ручного вязания.

1.13. Шапочка для куклы.(4 часа)

Построение чертежа для шапочки, выбор узора. Два способа вывязывания колпачка шапочки: с макушки и от ободка. Убавление и прибавление столбиков и мотивов. Геометрические узоры для отворота шапочки. Зарисовка схем выполнения узоров.

Практическая работа:  вязание шапочки, отпаривание изделия.

Материал: крючки, разноцветная пряжа для ручного вязания.

1.14. Украшения. Бусы.(8 часов)

Зарисовка схем выполнения  украшений. Вязание изделий и расчет петель.

Материал: крючки, разноцветная пряжа для ручного вязания.

1.15. Вязание квадрата из центра(6 часов)

Зарисовка схем. Правила вязания квадрата из центра 

Практическая работа:  квадрат.

Материал: крючки, разноцветная пряжа для ручного вязания.

1.16. Шапочка для девочки (10 часов)

Построение чертежа для шапочки, выбор узора. Два способа вывязывания колпачка шапочки: с макушки и от ободка. Убавление и прибавление столбиков и мотивов. Зарисовка схем выполнения узоров.

Материал: крючки, пряжа для ручного вязания

1.17. Афганские квадраты.(6 часов)

Знакомство с технологией вязания квадрата. Зарисовка схемы вязания. Подбор нити по толщине.

Материал: крючки, пряжа для ручного вязания.

1.18. Афганский круг.(6часов)

Знакомство с технологией вязания круга. Зарисовка схемы вязания. Выполнение прибавлений в круге. Подбор нити по толщине и сочетанию цвета.

Практическая работа: круг.

Материал: крючки, пряжа для ручного вязания.

1.19. Вязание цветов.(15 часов)

Зарисовка схем выполнения   цветов. Вязание изделий и расчет петель для вывязывания цветов. Подбор нити по толщине.

Практическая работа: цветы.

Материал: цветная пряжа, крючок

1.20. Завязка на волосы, украшенная цветком.(2 часа)

Построение чертежа. Зарисовка схемы. Подбор нити по толщине и сочетанию цвета.

Практическая работа: завязка.

Материал: цветная пряжа, крючок.

1.21. Прихватка для кухни из вязаных цветов.(8 часов)

Зарисовка схем выполнения   цветов. Вязание изделия и расчет петель для вывязывания цветов. Подбор нити по цвету и толщине.

Практическая работа: прихватка.

Материал: цветная пряжа, крючок.

1.22. Грелка.(8 часов)

Построение чертежа. Зарисовка схем выполнения   грелки. Оформление работы цветком.

Практическая работа: грелка.

Материал: крючки, разноцветная пряжа для ручного вязания.

1.23. Проект «Вязание картины».(5 часов)

Основы композиции. Анализ образцов. Правила вывязывания элементов растительного орнамента. Зарисовка схем цветков, соцветий, листьев, плодов.

Практическая работа: Вывязывание элементов растительного орнамента. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Оформление панно. Конкурс на составление наиболее интересной схемы цветка.

Материал: крючки, разноцветная пряжа для ручного вязания, картон, ткань.

1.24. Вязание по выбору учащихся.Выставка работ.(1 час)

Организация выставки лучших работ обучающихся. Подведение итогов, награждение лучших кружковцев.

Раздел 2 Вязание на спицах.(180 часов)

2.1. Вязание – как искусство народов мира. Знакомство со схемами. Обозначение петель.

Народное вязание спицами. Основы вязания на спицах. Схематическое обозначение петель. (2 часа)

Практическая работа: нахождение схем и обозначение петель в журналах.

Материал: образцы вязаных изделий, журналы по вязанию для детей и взрослых.

2.2. Чтение схем. Упражнения в вязании по схеме.(6 часов)

Схемы для вязания спицами. Зарисовка схемы.

Практическая работа: вязание образца, подбор спиц и нити по толщине.

Материал: спицы, пряжа для ручного вязания.

2.3. Накиды. Упражнения в вязании по схеме. (6 часов)

Чтение схем, технология вязания накидов. Зарисовка в тетрадь схемы. Обозначение накида на схеме.

Практическая работа: вязание квадрата 10 x 10 см, расчет петель.

Материал: спицы, пряжа для ручного вязания.

2.4.Выкройка. Построение выкройки.(3 часа)

Выкройка безрукавки с V- образным вырезом.

Практическая работа: выкройка.

Материал: миллиметровая бумага, карандаш.

2.5. Жилет для куклы по выкройке.( 8 часов)

Расчет петель, подбор ниток и спиц. Сборка изделия. Отпаривание готового изделия.

Практическая работа: жилет для куклы.

Материал: спицы, пряжа для ручного вязания.

2.6. Чтение и анализ схем по журналам. Выбор узора для  изделия.

Зарисовка изделия и схемы вязания.(2 часа)

Материал: журналы, тетрадь, карандаш.

2.7. Вязание узоров по схемам из журналов.(12 часов)

Практическая работа: вязание квадратов 10x10 см.

Материал: спицы, пряжа для ручного вязания.

2.8. Вязание сумочки – пенала.(8 часов)

Постройка выкройки. Расчет петель, подбор ниток и спиц. Сборка изделия. Отпаривание готового изделия.

Практическая работа: сумочка – пенал.

Материал: спицы, пряжа для ручного вязания.

2.9. Платье для куклы.( 8 часов)

Постройка выкройки. Расчет петель, подбор ниток и спиц. Сборка изделия. Отпаривание готового изделия.

 Практическая работа: платье.

Материал: спицы, пряжа для ручного вязания.

2.10. Шапочка для куклы.(3 часа)

Построение чертежа для шапочки, выбор узора. Два способа вывязывания колпачка шапочки: с макушки и от ободка. Выбор вязки, расчет петель.

Практическая работа: шапочка.

Материал: спицы, пряжа для ручного вязания.

2.11. Кофточка на застежке для куклы.(8 часов)

Построение основного чертежа и выкройки на данный размер. Нанесение на выкройку линий выреза горловины. Зарисовка схем вязания узоров. Выполнение застежки. Пришивание пуговицы.

Практическая работа: кофточка.

Материал: спицы, пряжа для ручного вязания.

2.12. Вязание на 4-х спицах. Упражнение в вязании.(12 часов)

Технология вязания на 4-х спицах. Отработка навыка вязания на 4-х спицах.

Практическая работа: вязание по кругу.

Материал: спицы, пряжа для ручного вязания.

2.13. Вязание резинки на 4-х спицах.(8 часов)

Технология вязания резинки на 4-х спицах. Отработка навыка вязания на 4-х спицах.

Практическая работа: резинка для варежки или браслет.

Материал: спицы, пряжа для ручного вязания.

2.14. Юбка для куклы на 4-х спицах.(8 часов)

Построение выкройки на данный размер. Зарисовка изделия и схемы вязания. Сборка изделия.

Практическая работа: юбка.

Материал: спицы, пряжа для ручного вязания.

2.15. Шарф на 4-х спицах.(10 часов)

Зарисовка в тетради изделия и схемы его вязания. Отработка навыка вязания на 4-х спицах лицевой, изнаночной вязкой или резинкой. Сборка изделия.

Практическая работа: шарф.

Материал: спицы, пряжа для ручного вязания.

2.16. Помпоны для шарфа. Кисти для шарфа.(4 часа)

Повторение технологии изготовления помпонов. Технология изготовления кистей. Оформление шарфа помпонами или кистями.

Практическая работа: помпоны, кисти.

Материал: пряжа для ручного вязания.

2.17. Проект. «Украшения вязанные спицами». ( 10 часов)

Зарисовка проекта и его деталей. Составление схем вязания. Защита проекта.

Практическая работа: самостоятельная работа.

2.18. Изготовление изделий по желанию учащихся.(62часа)

2.19. Выставка работ. Подведение итогов.(1 час)

Подготовка работ к выставке.

Организация выставки лучших работ обучающихся. Подведение итогов, награждение лучших кружковцев.

IV. Материально-техническое обеспечение реализации дополнительной общеобразовательной программы:

  1. Наличие инструментов:
  • вязальные крючки различной толщины;
  • ножницы;
  • швейные иглы;
  • булавки;
  • сантиметровая лента;

-       электрический утюг;

  • гладильная доска.

  1. Наличие материалов:
  • пряжа и нитки разной толщины и цветов;
  • калька;
  • миллиметровая бумага.

  1. Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:
  • таблица «Основные приёмы вязания»;

-       коллекция ниток;

  • образцы вязания;
  • вязаные изделия;
  • инструкционные карты.

V. Список литературы

5.1. Список литературы для педагога

  1. Власова А.А. Вязание: от умения к мастерству.-СПб.:Лениздат, 1993.-384

           с.,ил.

  1. Журналы «Валя – Валентина» – М., Изд. дом «ОВА-ПРЕСС».
  2. Журналы «Вязание». – Нижний Новгород, ООО «Слог».
  3. Журналы «Вязание для взрослых». – М., Изд. дом «Ниола 21-й век»
  4. Журналы «Сабрина» - Нижний Новгород, ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА».
  5. Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.-      216 с.
  6. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008. - 250 с.
  7. Терешкович Т.А. Учимся вязать крючком – Мн.: Хэлтон, 1999. – 336с.
  8. Мулыги А.Я. Рукоделие в школе. М., «Просвещение», 1971. – 173с.
  9. Ханашевич Д.Р. Учитесь вязать крючком: Научно-популярная литература, 1986. – 96 с.
  10.  Вязаные цветы и плоды. – АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.
  11. Вероника Хуг. Вязаные цветы. - 2006. – 64 с.
  12.  Вязаные прихватки. - АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.
  13. Лесли Стенфилд. 75 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. - АРТ-РОДНИК, 2011. – 128 с.

5.2.Список литературы для учащихся

  1. . Вязанная коллекция для детей: спицы, крючок.-М. :Издательство В99  «Ниола – Пресс», 2009.-352 с.ил. Журналы «Валя – Валентина» – М., Изд. дом «ОВА-ПРЕСС».
  2. Журналы «Вязание». – Нижний Новгород, ООО «Слог».
  3. Журналы «Вязание для взрослых». – М., Изд. дом «Ниола 21-й век»
  4. Журналы «Сабрина» - Нижний Новгород, ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА».
  5. Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.- 216 с.
  6. Терешкович Т.А. Учимся вязать крючком – Мн.: Хэлтон, 1999. – 336с.
  7. Вязаные цветы и плоды. – АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.
  8. Вероника Хуг. Вязаные цветы. - 2006. – 64 с.

9. Лесли Стенфилд. 75 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. - АРТ-РОДНИК, 2011. – 128 с.

5.3. Интернет-ресурсы

  1. http://vjazhi.ru/
  2. http://vse-sama.ru/
  3. http://www.homyak55.ru/
  4. http://vyazanie.in.ua/
  5. http://knitplanet.ru/
  6. http://www.darievna.ru/category/social-network-groups-vk-ok-fb
  7. http://parijanka.info/

Приложение 1

Система  мониторинга кружка «Золотая ниточка».

Вид мониторинга

Цель мониторинга

Диагностические средства

Участники

Сроки

Подведение итогов

Входящий

Выявление уровня подготовки воспитанниц, их интересов и способностей, корректировки учебно-методического плана и программы.

Метод наблюдения, анкетирование

Воспитанницы

Сентябрь

Октябрь

Текущий

Определение степени усвоения воспитанницами учебного материала, повышение ответственности и заинтересованности воспитанниц в усвоении материала, своевременное выявление отстающих, корректировка средств и методов обучения.

Метод наблюдения, анализ выполненных работ, тестирование, анкетирование, анализ выставочных работ, анализ выполненных заданий (формы заданий: кроссворд, карточки с индивидуальными заданиями, викторина, игры)

Воспитанницы

В течение года

В течение года

Итоговый

Определение степени достижения предполагаемых результатов обучения, закрепления знаний и умений, а также получения сведений для совершенствования педагогом программ и методик обучения.

Тестирование, анализ выставочных работ

Воспитанницы

Апрель, май

Май

Приложение 2 

Кроссворд «Вязание крючком»

1

2

3

4

5

6

7

8

Вопросы:

По горизонтали:

2. Графическое изображение узора вязания.

4. Он может быть с накидом, без накида, пышный, рельефный и крестообразный.

6. Повторяющаяся часть рисунка.

7. Узор для манжет, связанный рельефными столбиками.

8. Вязаное кружево, имеющее два ровных края для пришивания.

По вертикали:

  1. Последовательный ряд воздушных петель.

3. Элемент, связанный из нескольких воздушных петель.

5. Размер крючка.

6. Несколько столбиков с одним, двумя или большим количеством накидов, вывязанных из одной петли.

Ответы:

По горизонтали: 2. Схема; 4. Столбик; 6. Рапорт; 7. Резинка; 8. Прошва.

По вертикали: 1. Цепочка; 3. Пико; 5. Номер; 6. Ракушка.

Приложение 3

Дидактические игры

Цель: проверка и закрепление УУД воспитанниц на занятиях.

Данные игры могут применяться для закрепления навыков по каждой теме.

1. «Найди и назови».

Описание: берем готовое изделие или иллюстрацию в книге. Воспитаннику предлагается назвать и показать элементы вязания, с помощью которых было изготовлено изделие.

2. «Угадай и свяжи».

Описание: водящий выполняет какой-нибудь элемент вязания, отгадать предлагается второму воспитаннику. Если он правильно угадал, то сам становится водящим. Если нет, то вопрос адресуется другому.

3. «Кто вперед».

Описание: Педагог произносит название элемента вязания, который необходимо связать, за какое-то время. Дети выполняют задание. Выигрывает тот, кто больше и аккуратнее выполнит  элементов.

4. «Пойми меня».

Описание: водящий или педагог показывает какой-нибудь элемент вязания первому игроку, который должен показать этот элемент следующему и т.д.

Приложение 4

Тест «Вязание крючком и спицами» (с выбором одного правильного ответа).


Описание материала: предлагаемый  материал предназначен для педагогов дополнительного образования детских объединений по вязанию крючком и спицами, учителей технологии. Данный материал можно использовать для актуализации основных понятий по художественному вязанию для учащихся детских объединений второго года обучения.
Цель: определение успешности и эффективности освоения общеразвивающей программы «Волшебный клубок».
В основу оценивания результатов теста положена  десятибалльная система оценки:
- 9-10 баллов ставится за 90-100 % правильное выполнение заданий (высокий уровень);
- 7-8 баллов ставится за 70-89 % правильное выполнение заданий (повышенный уровень);
- 5-6 баллов ставится за 50-69% правильное выполнение заданий (средний уровень);
- 4-3 баллов ставится за 49 -30% правильное выполнение заданий (низкий уровень);
- 2 и ниже ставится за 29% и меньшее правильное выполнение заданий (недостаточный уровень).
Результаты теста  покажут степень усвоения учащимися учебного материала и помогут педагогу найти наиболее эффективные методы и средства обучения.

Вопросы теста:
1. С чего начинается любое вязание?                                                                                                                               
а) с вязания изнаночных петель;
б) с вязания столбиков без накида;
в) с набора петель.
2. Какие петли называются кромочными?
а) те, которые находятся в середине вязаного полотна;
б) те, которые образуют последний ряд;
в) те, которые образуют кромку, - первая и последняя петли.
3. Спицы должны быть толще нити:
а) в 2 раза;
б) в 3 раза;
в) в 4 раза.
4. Чему должны соответствовать спицы?
а) качеству пряжи;
б) толщине пряжи;
в) длине нити.
5. Что делают с кромочными петлями?
а) провязывают изнаночными петлями;
б) снимают не провязанными;
в) первую петлю снимают, а последнюю провязывают.
6. Провязывание накидов спицами в рисунке дает возможность получить:
а) плотный узор;
б) ажурную вязку;
в) платочное вязание.
7. Чередование в ряду лицевых и изнаночных петель называют:
а) резинкой;
б) чулочной вязкой;
в) ажурной вязкой.
8. Чулочная вязка получается:
а) чередованием лицевых и изнаночных рядов;
б) чередование лицевых и изнаночных петель;
в) чередованием лицевых петель и накидов;
9. Первую петлю при вязании спицами:
а) вяжут лицевой петлей;
б) снимают, не провязывая;
в) вяжут изнаночной петлей.
10. Чем пользуются для поднятия спущенных петель при вязании спицами? 
а) иглой;
б) крючком;
в) любым другим острым предметом.
11. Петли, образующие цепочку при вязании крючком, называют:
а) вытянутыми;
б) кромочными;
в) воздушными.
12. Какие из перечисленных кружев можно считать самыми популярными среди распространенных видов домашнего рукоделия?
а) плетенные на коклюшках;
б) плетенные челноком;
в) вязаные крючком.
13. Сколько нужно спиц для вязания носков, варежек?
а) 3;
б) 5;
в) 2.
14. Кто является самыми искусными вязальщиками в древности?
а) испанцы;
б) арабы;
в) итальянцы.
15. Условные обозначения петель – это…
а) рисунок;
б) схема;
в) описание. 
16.Что является  элементарной частицей, «кирпичиком» вязаного изделия?
а) спица;
б) пряжа;
в) петля.
17. Прием, который не относится к технике вязания крючком?
а) столбик с накидом;
б) воздушная петля;
в) лицевая петля.
18.Что можно изготовить из пряжи, не пользуясь обычными спицами и крючком? 
а) кофту;
б) носки;
в) помпон.
19. Наиболее распространенный вид пряжи:
а) шерсть;
б) хлопок;
в) акрил.
20. Богиня Древней Греции, которая давала людям мудрость и знания, учила их ремеслам и искусствам:
а) Арахна;
б) Афина;
в) Венера.

Ключ к тесту:
1в, 2в, 3а, 4б, 5в, 6б, 7а, 8а, 9б, 10б, 11в, 12в, 13б, 14б, 15б, 16в, 17в, 18в, 19а, 20



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Мир поделок" детского творческого объединения "Золотые руки" для детей 7-14 лет сроком реализации 2 года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир поделок» создана для  обучения детей 7-14 лет сроком реализации 2 года, разработан...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный мир аппликации" детского творческого объединения "Золотые руки" для детей 4-7 лет сроком реализации 3 года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный мир аппликации»  создана для  эстетического и художестве...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Хореографический ансамбль «Золотое яблочко»

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Хореографический ансамбль «Золотое яблочко» относится к программам художественной направленности.Прог...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Ниточка-иголочка" (стартовый уровень, 7-11 лет, 72 часа)

Программа «Ниточка  -  иголочка» относится  к стартовому уровню  и имеет  художественную  направленность.  Содержание  стартового  уровня являе...

Разноуровневая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Золотая нить»

Программа «Золотая нить» направлена на развитие творческих способностей воспитанников, их познавательной активности через приобщение к народно-прикладному творчеству – вязание (крючк...