Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Золотая береста»
рабочая программа

В помощь учителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ddt_kruzhok.docx146.93 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием администрации муниципального образования «Бичурский район»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Бичурский Дом детского творчества»

Утверждена приказом директора ДДТ№____

 От «_____»___________________20___г

  Директор ДДТ______________________

 Н.В. Тимофеева

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа

«Золотая береста»

Направленность: Художественно-эстетическая

Для обучающихся 7-15 лет 3 года обучения

Составитель: Новокрещенных Руслан Иннокентьевич,

                                                        педагог дополнительного образования

Бичура 2016

1. Пояснительная записка.

Актуальность.

Приобщение школьников к этнической культуре своего народа через введение в учебно-воспитательный процесс системы школьных и внешкольных образовательных учреждений изучения народного прикладного искусства в его региональном, историческом и художественном аспектах способствует формированию духовно-нравственных качеств личности. Современная концепция художественного образования и эстетического воспитания подчёркивает, что искусство является одним из наиболее действенных средств приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через эмоциональное внутреннее переживание.
В последние годы с появлением государственных региональных программ возрождения народной художественной культуры, возникает множество фольклорных центров и обществ, повсеместно в общеобразовательных школах и вне их организуются кружки, студии, факультативы, где учащиеся могут ближе познать мир национального народного творчества.
В Центральной части России одним из самых распространённых видов декоративно-прикладного искусства является художественная обработка бересты, и поэтому большое внимание уделяется приобщению детей к этому, доступному всем, виду творческой деятельности, обладающему удивительной красотой и возможностями. Обработка бересты, как и каждая разновидность народного ремесла, представляет собой целостную художественную систему, неразрывно связанную с национальной культурой и местными традициями. Обращение к народному искусству позволяет учащимся унаследовать его основы, развить интерес к культуре народа, а также способствовать сохранению и развитию его традиций. К сожалению, мастера-педагоги и преподаватели кружков и студий испытывают недостаток специальной методической и технологической литературы, учебных пособий и рекомендаций по организации учебного процесса и решению возникающих вопросов. Невозможно говорить о народном искусстве родного края, его традициях и тем более обучать этому, не изучив работы археологов, историков, этнографов и искусствоведов, исследования которых были посвящены чрезвычайно самобытной и многообразной истории и культуре нашего края. В их числе следует отметить научные труды Белицер В.Н., Грибовой Л.С., Жеребцова Л.Н., Конакова Н.Д., Климовой Г.Н., Савельевой Э.А., Романовой Г.Н., Шарапова В.Э.

Имеющаяся в распоряжении педагогов методическая литература не полностью отражает возросшие требования к преподаванию народных художественных промыслов и имеет направленность действия в основном или только на технологическое обучение или на эстетическое воспитание средствами искусства. Существующая литература по обучению технологии берестяного ремесла в основном носит описательный характер, что не позволяет самостоятельное освоение технических приёмов работы учителями и учениками.
Анализ научных исследований последних лет, изучение периодических изданий, выявление проблем, с которыми сталкиваются в своей работе преподаватели, показали, что противоречия и проблемы с которыми мы столкнулись в нашей преподавательской практике, имеют не только субъективное, но и объективное значение. Выявленное отсутствие научно-обоснованной комплексной методической системы проведения занятий по художественной обработке бересты ухудшает качество обучения и освоения учащимися этого удивительного по своей красоте и привлекательности вида народного искусства, и, следовательно, сохранению и развитию национальных традиций.


Обоснование актуальности разработки.

В наше время заметно возрос интерес к художественному творчеству. Работа, образцом для которой служит традиционное национальное искусство, приносит особое удовлетворение. Труд, направленный на создание полезных в быту вещей, тесно связан с творчеством, что важно для эстетического и трудового воспитания.

В эпоху технического прогресса особенно необходимо приводить детей к традиционной культуре. Заинтересовывать старинными праздниками, обычаями, обрядами, прикладными ремёслами. В любой цивилизованной стране мира государство заботится, оберегает традиции своего народа. Невозможно полноценное и здоровое развитие цивилизации без изучения, сохранения и использования опыта предков каждой конкретной местности. Одной из частей такого культурного наследия является художественная обработка бересты.

Художественная обработка бересты представляет собой целый спектр направлений: плетение, резьба, тиснение, гравировка. Неизменными остаются методы и приёмы заготовки, хранения, обработки бересты.

Все берестяные изделия можно разделить на две группы:

- изделия, которые изготовлены из целого пласта бересты и обработаны сосновым корнем, лозой, деревом, росписью. Они наиболее просты по форме – кузовки, короба, туеса, набирушки для ягод, латки (широкие низкие посудины для хлеба).


- изделия, плетенные из лент (лычек) самых разнообразных форм и назначений, от небольших затейливых солоников до больших заплечных пестерей.

 

Берестяной промысел возможен только там, где есть лес, возможность заготавливать бересту.

Программа рассчитана на три года обучения, предусматривает последовательное выполнение заданий. Занятия носят, главным образом практический характер.

Работать с берестой могут дети, начиная с 7 лет.

Программа “Золотая береста” имеет художественно-эстетическую направленность.

Педагогическая целесообразность программызаключается в том, что она позволяет решить важные педагогические задачи:

формирование гуманистического мировоззрения у детей, воспитание коммуникабельных, разносторонне-развитых, образованных членов общества, строителей будущей жизни по законам прекрасного, независимо от будущей профессии.

Красота преображает и тех, кто ее создает, и тех, кто ее воспринимает. Под ее воздействием меняется и сам облик людей, нравственный мир, психология.

Данная программа базируется на знаниях и умениях, полученных учащимися на уроках изобразительного искусства, трудового обучения в школе, реализует их связь с литературой, историей.

 Цели разработки.

* выявление и разработка целостной методической системы, способствующей эффективному усвоению учащимися 1-9 классов художественной обработки бересты;

* приобщение детей к творческой деятельности.

Основные задачи:
1. Проанализировать специальную литературу, посвященную обработке бересты для изучения динамики её исторического развития, ареала распространения промысла и национальных традиций в изготовлении и декорировании берестяных изделий;
2. Обобщить педагогический и ремесленный опыт народных мастеров  по художественной обработке бересты;
3. Выявить эффективные формы, методы и методические средства, используемые в обучении художественной обработке бересты;
4. Разработать программы, методические рекомендации и пособия, способствующие более успешному усвоению учащимися теоретических знаний, технологической подготовки и художественного творчества;
5. Определить условия организации учебного процесса в группах с одновременным обучением разновозрастных учащихся разных лет обучения рассматриваемому виду традиционного искусства;
6. Экспериментально проверить эффективность использования разработанной методической системы в образовательном процессе.


Ожидаемые результаты.

К концу первого года обучения учащийся должен: 

- познакомиться с историей берестяного промысла;

- научиться правильной и безопасной организации труда;

- познакомиться с основными свойствами бересты;

- получить сведения о заготовке, обработке, хранении и экономном    расходовании бересты;

- освоить простейшие приемы работы с пластовой берестой;

- освоить плетение различных видов плетешков;

- научиться использовать бересту в декорировании изделий

( в рамках программы);

- познакомиться с основами косого плетения;

У учащихся улучшается мелкая моторика. Развиваются коммуникативные навыки, дети становятся доброжелательными по отношению друг к другу и к педагогу.

К концу второго года обучения учащийся должен:

 - познакомиться с основными законами композиции;

- освоить некоторые технологические приемы косого

плетения, при плетении изделий с изменением формы дна;

- научиться плетению изделий с изменением количества

лычек;

- познакомиться с основами прямого плетения;

- улучшится пространственное воображение и мышление.

К концу третьего года обучения учащийся должен:

 - освоить приемы прямого плетения, а также научиться работать с шаблонами;

- научиться плести изделия сложных форм;

- улучшится художественно-эстетический вкус;

- проявится уважительное отношение к трудовой деятельности человека.

 

У учащихся улучшится художественно-эстетический вкус, формируется чувство патриотизма, через знакомство с культурным прошлым России.

К концу обучения по программе, у учащихся проявятся аккуратность, прилежание, терпение, умение доводить начатую работу до конца, бережное отношение к материалу.

Результативностьосвоения учащимися данной программы осуществляется через использование разнообразных способов проверки:

* текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;

* тематический контроль умений и навыков после изучения тем;

* самоконтроль.

Основными критериями оценки работ учащихся являются:

внешний вид изделия (аккуратность, плотность плетения), правильность выполнения основных приемов плетения.

Новизна разработки.

Научная новизна и теоретическая значимость разработки заключается в следующем:
поставлена и комплексно решена проблема методики преподавания художественной обработки бересты в учебных заведениях с учетом национально-художественных традиций народного искусства;
предоставлена возможность использования полученных результатов и выводов в дальнейшей разработке, как данной проблемы, так и смежных разработок.
Практическая значимость разработки заключается:
- в возможности использования, разработанных мной, содержания, целей, задач и оптимального объёма учебного материала по усвоению и
приобретению учащимися знаний, умений и навыков художественной обработки бересты;
- в рекомендации к использованию в практике преподавания учебных заведений разработанного в разработке комплекса методов, приёмов и средств, позволяющего повысить эффективность усвоения учащимися секретов данного традиционного ремесла и активизировать его воздействие на развитие личности учеников;
- в возможности применения данной разработки  для совершенствования методики преподавания декоративно-прикладного искусства в масштабах всей страны.

2. Учебно – тематический план программы.

Содержание изучаемого  курса.

Цели и задачи образовательной программы

Цель:создание условий для развития творческого потенциала учащихся в процессе изготовления художественных изделий из бересты.

Задачи: образовательные:

  • познакомить с историей берестяного промысла, как частью национального наследия;
  • познакомить с искусством обработки бересты;
  • научить правильной и безопасной организации труда;
  • обучить приемам и методам работы с берестой;
  • познакомить с основными свойствами бересты;
  • обучить заготавливать, хранить и экономно расходовать бересту;
  • познакомить с основными законами композиции;  
  • обучить технологическим приемам в изготовлении берестяных изделий.

развивающие:

  • развивать индивидуальные творческие способности детей;
  • развивать воображение, пространственное мышление детей;
  • способствовать развитию мелкой моторики;

воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека;
  • развивать художественно-эстетический вкус и творческий подход к выполнению заданий различной сложности;
  • воспитывать коммуникативные навыки;
  • через знакомство с культурным прошлым России формировать чувство патриотизма и национальной гордости.

Условия реализации образовательной программы

Программа адресована учащимся школы  7-15 лет, желающим создавать изделия из бересты.

 Программа рассчитана на 3 года обучения:

первый год – 144 учебных часа,

второй год – 144 учебных часа,

третий год –144учебныхчаса.

Учащиеся занимаются два раз в неделю по два часа. Учитывая желание ребёнка заниматься дальше, программа может быть продлена в форме творческой мастерской.

Форма занятий групповая.

Наполняемость групп:

первый год обучения – 15 человек;

Первый год обучения

 

П/п

Тема.

Теория.

Практика.

Формы аттестации (контроля)

1.

Вводное занятие.

1 час теория

5 часов практика

1ч. Знакомство в группах.

Беседа о целях и задачах мастерской.

История

берестяного промысла.

1ч. Плетение из бересты как вид

декоративно-прикладного искусства.

2ч. Инструменты и материалы, используемые на занятиях.

2 ч. Техника безопасности.

Просмотр образцов плетеных изделий, иллюстраций.

Знакомство с инструментами для обработки и плетения из бересты.

Устный опрос  истории берестяного промысла.

Контроль знания Т.Б.

2.

Основы работы с берестой.

1 час теория

20часов практика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1ч. Сведения о заготовке, обработке и хранении бересты.

Основные свойства бересты. Скручиваемость бересты при термической обработке.

 

 

6ч.Мочалка для мытья посуды. Технология.

 

6ч.Бусы. Технология изготовления и сборки бус.

 

 

 

 

8ч. Пейзаж из бересты в рамке. Технология.

 

Просмотр образцов, иллюстраций.

 

 

 

 

 

 

 

Изготовление мочалки из бересты.

 

 

Изготовление бусин из бересты, конической, цилиндрической форм. Сборка бус.

 

 

Выбор интересного фрагмента из наростов на бересте.

Выполнение рамки из скрученных полос бересты.

 

 

 

 

 

Повторение  способов заготовки, хранения и обработки бересты.

Повторение Т.Б.

Контроль качества подобранного материала и  нарезания заготовок для изделий.

Оценка выбранного материала.

Контроль изготовления рамки.

 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 Изделия из пластовой бересты.

1 час теория

6 часа практика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Плетешки.

1 час теория

32 часа практика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Использование бересты для декорирования изделий.

1 час теория

36 часов практика

 

 

 

 

 

 

 

Экскурсия.

1 час теория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1ч. Особенности изготовления изделий из пластовой бересты.

 

2ч. Походная ложка. Технология изготовления.

 2ч. Походная кружка. Технология изготовления.

2ч. Походная чашка. Технология изготовления.

 

 

 1ч. Плетешки, понятие, некоторые виды.

Правила нарезки лычек.

8ч. Плетения уголками. Технология.

 

 

8ч. Закладка для книги. Технология.

 

 

8ч.Браслет. Технология.

 

  

8ч. Плетение оберега «Звездочка». Понятие оберега. Технология.

 

1ч. Беседа об использовании бересты для декорирования изделий. Технология изготовления изделий

8ч. Рамка для фотографии. Технология.

 

 

6ч. Новогодние игрушки. Технология.

 

 

 

22ч. Сувениры.

 

1ч. Экскурсия в музей.

 

 Особенности изготовления изделий из пластовой бересты.

Просмотр образцов.

 

Зачистка прута черемухи или ивы. Вырезание круга из бересты. Сборка ложки.

 

 

 

Плетение уголками. Самостоятельная нарезка лычек.

 

 

 Плетение закладки из двух лычек.

 

 

Изготовление браслета, способом оплетения двойного обруча лентой бересты. Выполнение различных вариантов узоров.

 

Заплетение 4-х лычек в неразъемный квадрат. Плетение лучей звездочки.

 

 

Декорирование рамки геометрическими фигурами из бересты.

Изготовление задней стенки рамки. Сборка рамки/

 

Изготовление новогодних игрушек, на основе кругов из бересты различных размеров.

Изготовление сувениров.

Школьный музей.

Повторение Т.Б. при работе с колющими и режущими инструментами.

Пошаговая оценка изготовления изделий.

Контроль качества подготовленных лычек.

Оценка изделий

Контроль качества плетения.

 Повторение Т.Б.

Контроль выбранного материала.

Промежуточная и итоговая оценка изделий.

Беседа об увиденных изделиях.

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы косого плетения. Плетение простых изделий.

1 час теория

38 часов практика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1ч. Основы технологии косого плетения.

Особенности выполнения углов в основании изделия.

Способы заплетения верха изделий.

 

 

8ч.Стаканчик.

Технология.

 

10ч. Разновидности солонок. Плетение солонки. Технология.

 

 

 

 8ч. Плетение футляра для ножниц. Технология.

Особенности плетения

из 4-х лычек.

 


12ч.Плетение вазы на ножках. Технология.

Способы выполнения ножек на изделиях.

Просмотр образцов, иллюстраций.

 

 

 

 

 

 

 

Набор коврика 4х4. Образование углов в основании изделия.

Плетение изделия высотой 3.5 клетки. Выполнение верхнего края уголками. Заплетение изделия вторым слоем.

 

Набор коврика 4х4. Образование углов в основании изделия.

Плетение изделия высотой 3.5 клетки. Выполнение ровного верхнего края. Заплетение изделия вторым слоем.

 

Набор коврика 2х2.

Плетение изделия высотой 3.5 клетки. Выполнение верхнего края уголками. Заплетение изделия вторым слоем.

 

Набор коврика 6х6. Образование углов в основании изделия.

Плетение изделия высотой 2.5 клетки.

Выполнение верха изделия чередованием уголков и ровного края. Заплетение изделия вторым слоем.

Сравнение прямого и косого плетения.

Контроль качества плетения.

Оценка готового изделия.

 

Итог 144 часа.

 

Второй год обучения

 

п/п

Тема.

Теория.

Практика.

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Вводное занятие.

1 час теория. Техника безопасности.

2 часа практика

 

 

 Косое плетение.

2 часа теория

20 часов практика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прямое плетение.

1 час теория

12 часов практика

Беседа о целях и задачах мастерской в текущем году.

 

2ч. Повторение изученного на 1 году обучения.

10ч.Плетение подвесного стаканчика. Технология.

 

 

 

 

10ч. Плетение коробочки для салфеток. Технология. Особенности выполнения дна прямоугольной формы.

 

 

 

1ч. Знакомство с прямым плетением.

12ч.Плетение салфетки. Технология.

Особенности заплетения края изделия с дополнительной лычкой

 

 

Просмотр образцов плетеных изделий, иллюстраций.

 

 

Набор коврика 4х4. Образование углов в основании изделия.

Плетение изделия высотой 3.5 клетки. Выполнение верхнего края изделия уголками. Заплетение изделия вторым слоем.

 

Набор коврика 8х8.

Образование углов в основании изделия. Плетение изделия высотой 3 клетки. Выполнение верха изделия чередованием уголков и ровного края. Заплетение изделия вторым слоем.

 

Набор коврика 8х8.

Плетение края изделия с применением дополнительной лычки.

Заплетение изделия вторым слоем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторение Т.Б.

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

6.

Плетение изделий с изменением количества лычек.

4 часа теория

50 часов практика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изготовление сувениров.

4часа теория.

30 часов практика.

Изготовление туесков.

1 час теория.

21 часа практика.

2ч. Особенности плетения изделий с изменением количества лычек.

2ч. Технология «убавки» лычек с образованием плечиков.

 

10ч. Плетение дорожной солонки (солонки с горлышком).

Технология. Особенности плетения горлышка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10ч. Плетение шкатулки с крышкой.

Технология. Особенности «убавки» лычек со смещением плечика, относительно углов основания изделия.

Особенности плетения крышек для изделий.

 

 

 

 

 

10ч.  Плетение стаканчика для карандашей. Технология.

Особенности выполнения прибавок лычек.

20ч. Плетение лаптей.

10ч. Изготовление «Избушки на курьих ножках»

20ч. Изготовление сувениров, оберегов, амулетов.

 

История создания туесков. Национальные различия изготовления туесков.

Просмотр образцов, где есть изменение количества лычек при плетении.

 

 

 

 

 

Набор коврика 4х4. Образование углов в основании изделия. Плетение изделия высотой 3,5 клетки. «Убавка» лычек на высоте 3-х клеток и образование плечиков над углами изделия. Плетение горлышка высотой в 1 клетку. Выполнение ровного верхнего края.

Заплетение изделия вторым слоем.

 

Набор коврика 6х6. Образование углов в основании изделия.

На высоте 2-х клеток «убавка» лычек и образование плечиков в середине относительно углов основания изделия. Плетение горлышка высотой в 1 клетку. Выполнение ровного верхнего края.

Заплетение изделия вторым слоем.

Плетение крышки.

Набор коврика 4х4. Образование углов в основании изделия. Плетение изделия высотой в 1 клетку. Выполнение ровного верхнего края. Заплетение крышки вторым слоем.

 Набор коврика 4х4. Образование углов в основании изделия. Плетение изделия на высоту 2-х клеток.

Прибавка лычек 4-х лычек. Плетение изделия на высоту 2.5 клеток от прибавки лычек.

Выполнение верхнего края изделия уголками.

 

Заготовка деталей домика.

Плетение ножки.

Подготовка бересты. Сборка изделия.

Отделка туесков.

Контроль плетения.

Оценка готовых изделий.

Промежуточная и итоговая оценка изделий

 

Третий год обучения

 

Тема

Теория.

Практика.

 

1.

 

 

Вводное занятие.

1  час теория

1 час практика

 

 

 

 

 

 

1ч. Беседа о целях и задачах мастерской в текущем году.

 Техника безопастности.

 

 

 

1ч. Просмотр образцов плетеных изделий, иллюстраций.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прямое плетение.

2 часа теория

36 часов практика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Плетение изделий сложных форм.

1 часа теория

103 часов практика

2ч. Особенности прямого плетения.

Использование

шаблонов.

4ч.Плетение суперобложки для книги. Технология.

4ч. Особенности работы с шаблоном из картона.

 

10.Плетение солонки кубиком.

Технология.

Особенности работы с деревянным шаблоном.

Выполнение плечиков в прямом плетении.

Особенности плетения горловины изделия.

 

20. Плетение канцелярского набора из трех предметов.. Технология.

Способы сборки.






















23ч. Плетение корзинки. Технология.Способы изготовления ручек в корзинах.

20ч. Плетение сухарницы с объемным краем.

Технология. Особенности выполнения объемного края.

20ч.Плетение сувенирных лаптей. Технология. Особенности плетения.

20ч. Изготовление туесков. Технология. Особенности изготовления.

20ч. Изготовление  фигурных тарелочек. Технология. Особенности изготовления.

Просмотр образцов.

 

 

 Набор коврика 10х17. Работа по шаблону из картона.

Заплетение изделия вторым слоем.

 

 

 Набор коврика 3х3.

Плетение изделия по деревянному шаблону.

«Убавка» лычек на высоте 3-х клеток и образование плечиков над углами изделия.

Плетение горловины. Заплетение изделия вторым слоем.

 

 

Изделие №1.

Набор коврика 4х4. Плетение по деревянному шаблону.

Плетение изделия высотой 6 клеток.

Выполнение ровного верхнего края.

Заплетение изделия вторым слоем.

 

Изделие №2.

Набор коврика 4х4. Плетение по деревянному шаблону.

Плетение изделия высотой 4 клетки.

Выполнение ровного верхнего края.

Заплетение изделия вторым слоем.

 

Изделие №3.

Набор коврика 2х4.

Плетение изделия высотой 2 клетки.

Выполнение ровного верхнего края.

Заплетение изделия вторым слоем.

 

Сборка канцелярского набора.

 

Набор коврика 6х6. Образование углов в основании изделия.

Высота изделия 2.5 клетки. Выполнение ровного верхнего края. Заплетение изделия вторым слоем.

Вплетение ручки в край корзины.

 

 Набор коврика 6х6. Образование углов в основании изделия.

Высота изделия 2.5 клетки. Верх заплетается объемный с помощью дополнительной лычки. Заплетение изделия вторым слоем.

 Набор коврика 2х2.

Вставка 1-й дополнительной лычки (стойки), плетение носка. Плетение подошвы. Вставка 2-й дополнительной лычки, плетение бортика. Плетение пятки. Выполнение ровного верхнего края. Заплетение изделия вторым слоем.

 

Разметка по шаблону.

Нарезка нитей.

Сшивание деталей.

 

Проверка знаний Т.Б.

Промежуточная и итоговая оценка изделий


3. Методическое обеспечение программы

Формы и методы работы

Работа с берестой – процесс трудоемкий, требующий усидчивости, развитого воображения, фантазии, планомерных действий, умения анализировать и прогнозировать результат. Не все дети обладают этими качествами. Поэтому все этапы работы продуманы и выбран наиболее рациональный ритм обучения.

Форма проведения занятий может быть различной:

- занятие;

- творческая мастерская;

- посещение и участие в выставках;

- посещение музеев.

 

Чаще всего используется комбинированная форма занятия, которая включает в себя теоретическую часть (беседа, просмотр книг и образцов изделий, учебная игра) и практическую часть - освоение приемов работы, изготовление образцов и изделий на их основе.

 

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

В мастерскую приходят дети с разным характером и разной степенью одаренности. Отношение взрослого должно быть предельно доброжелательным. Необходимо отмечать каждое, даже маленькое, достижение ребенка. Чрезвычайно важно правильно относиться к неумению, неуспеху, ошибкам, чтобы ребенок не переносил замеченную взрослым ошибку, свое неумение, на оценку своих способностей в целом, а научился, совместно с педагогом, анализировать, понимать, в чем у него трудности.

Занятия построены таким образом, что теоретические и практические знания даются всей группе. Дальнейшая работа ведется с каждым учеником индивидуально, учитывая его возможности, возрастные и личностные особенности.

 

Теоретическая часть занятия включает в себя:

 - постановку целей и объяснение задач (анализ образцов, подбор материалов, инструментов, пособий);

- изложение нового материала (проводится в форме беседы на основе уже пройденного материала и полученных ранее знаний, с показом новых технологических приемов);

- инструктаж о соблюдении правил техники безопасности.

 

Практическая часть занятий строится на основе следующих принципов:

В зависимости от способностей ученика используются различные методы, в основе которых лежит деятельность ребенка:

* репродуктивная

* подражательная

* частично - подражательная

* творческая

Процесс обучения построен от простого к сложному. На простых и малых формах отрабатываются приемы плетения, что позволяет постепенно почувствовать материал, его теплоту, увидеть многообразие форм, цветов, оттенков, побуждает детей к творчеству, дает возможность поверить в свои силы, полюбить этот вид творчества и пробудить желание заниматься дальше. Необходимо развивать личность ребенка, уверенность в его силах, предоставлять ему возможность показать лучшие, наиболее удачные работы на выставках: отчетных, школьных, районных. Уже в конце 1-го года обучения ребята участвуют в отчетной выставке в школе.

По каждой выполненной работе все члены мастерской высказывают свое мнение: разбираются достоинства и недостатки, что помогает всем ученикам еще раз закрепить полученные знания и учесть возможные ошибки. Детям, выполнившим задание быстрее других, даются дополнительные задания.

Требования к качеству работ повышаются медленно и постепенно. Это позволяет достичь хороших результатов обучения. В конце каждого занятия проводится анализ работы и дается оценка. Большое внимание уделяется созданию работ, требующих коллективного участия.  У детей появляется чувство гордости за выполненную своими руками работу.

 Ресурсное обеспечение объекта.

Материальные – наличие кабинета, где будут проходить занятия,  наличие необходимого оборудования: (бумага, пинцет, карандаш, канцелярские скрепки, ножницы, линейка). В школе имеется кабинет информатики с выходом  в Интернет.

Человеческие – учитель, ученик и активные помощники – родители. Все находятся в отношении «субъект - субъект».

Размещение объекта инновации.

Кружок работает на базе МОУ Посельская средняя общеобразовательная школа после уроков 2 раз в неделю. Проект может быть использован другими учебными заведениями для проведения дополнительного обучения по художественной обработке бересты.

Основные риски и пути их устранения.

Возможные риски

Мероприятия по преодолению риска

1.Учащиеся не захотят заниматься в  кружке

1. Проведение разъяснительной работы, заинтересовать работой.

2.Стимулирование деятельности учащихся.

2.Не получится взаимодействие с родителями.

1.Провести родительское собрание на тему «Дополнительное образование современных школьников»

2. Продумать совместные общественно значимые мероприятия.

3. Включение родителей в работу кружка по заготовке бересты

3.Дефицит финансовых средств.

Привлечение внебюджетных средств.

Перспективы дальнейшего развития.

В перспективе планируется работу кружка продолжить далее, составить программу на 3 года,  сделав упор на плетение из лозы. Планируется подробное и тщательное изучение работ мастеров России.

Социальная оценка инновации.

Педагогический состав школы считает, что деятельность кружка способны открыть детям удивительный мир художественной культуры, оставляя широкий простор для творчества.

Приоритет русской культуры станет важнейшим средством воспитания человека, гражданина и патриота.Родители считают, что системная работа с детьми будет способствовать формированию у них положительных нравственных качеств, обогащению новыми эстетическими впечатлениями.

Приложение № 1.

1. Инструмент.

Для обработки бересты необходимо иметь:
- острые ножницы
- канцелярские скрепки/прищепки
- линейку
- карандаш
- шило
- нож для нарезки лент
- металлические шаблоны для нарезки лент различной ширины
Минимальные требования к инструменту – это первые три из перечисленных позиций. Работая на природе или в походе, где есть только ножницы и береста, можно заниматься плетением, поскольку вместо скрепок можно использовать прищепки из берёзовых веток, вырезав палочки длиной 4-7 см. с сучком на одном конце и расщепленную пополам на другом.

2. Обработка бересты

Первый этап обработки бересты – снятие верхнего тонкого белого слоя с коры о шероховатую поверхность дерева сразу после заготовки в лесу или в мастерской при помощи обычной щётки и ножа.
Второй этап – расслоение бересты на слои. Берёзовая кора многослойна и не все слои можно и нужно использовать в плетении. Поэтому нужно отслаивать непрочные верхние слои до необходимой толщины для каждого конкретного изделия, поскольку небольшую солонку невозможно аккуратно изготовить из толстых лент, и наоборот, большой пестерь будет походить на бумажный конверт при тонкослойном материале. Отсюда делаем вывод, что расслоение бересты представляет собой довольно сложный и важный этап при подготовке материала к плетению.
Третий этап – нарезка лент (лычек) бересты. Нарезать материал (бересту или бумагу) возможно несколькими способами, в нашем обучении будем использовать только два из них – при помощи ножниц и с помощью ножа и линейки. Важно отметить следующий момент – чем ровнее будет нарезан материал, тем удобнее будет при плетении.

3. Заготовка бересты

Заготовлением бересты занимаются в жаркий летний период: с середины июня до середины июля. В это время кора хорошо отслаивается от ствола, тогда как зимой она напрочь пристаёт к пробочному слою. Однако можно заниматься заготовкой и в более позднее время. Вплоть до октября месяца на болотистой местности берёза позволяет с определёнными усилиями снимать тёмную бурую кору.
В лесу выбирается гладкая без сучков и трещин берёза. На ней делается вертикальный надрез ножом 4-6 см. для снятия ленты. Далее кору нужно отслаивать по спирали вокруг ствола вниз. Опытный мастер снимает непрерывную ленту длиной в 100 метров. Важно следить за тем, чтобы глубина надреза была небольшой, в пределах пробкового слоя, чтобы берёзка не засохла и через 10-15 лет на ней снова появилась защитная кора. Для снятия пласта нужно сделать вертикальный надрез на всю достижимую высоту дерева и отслаивать пластами того размера, в зависимости от того как Вы планируете хранить бересту. Предварительно можно почистить ствол от верхнего белого слоя, тем самым уменьшить объём работ в мастерской.

4. Правила при заготовке бересты

Обязательно ученикам нужно объяснить то, что заготовлять бересту можно только в определённых участках леса. Для этого необходимо связаться вближайшим лесничеством и получить разрешение на заготовку бересты. Ни в коем случае нельзя снимать кору с берёз, расположенных на территории города, парков, вблизи населённых пунктов (будь то деревня в три дома).

5. Хранение бересты

Хранят бересту в тёмных, сухих и проветриваемых помещениях (чердак, подвал, сарай, кладовка). Берестяное лыко сразу после снятия со ствола скручивают в клубки, белой стороной вверх. Лента, пролежавшая, не скручена  несколько часов, становится непригодной для работы. Хорошее правило при скручивании – с одной берёзы один клубок. Это поможет при плетении в мастерской. Однако, если береста тонкая и количество сучков и трещин на берёзе не позволяют снимать бересту в полный рост, то клубки можно скручивать из лент разных деревьев.
Береста, снятая пластами укладывается между двух широких досок или фанеры, а сверху помещается груз, чтобы во время хранения пласты не скручивались и были пригодны для работы. Необходимо проследить за тем, чтобы между пластами оставалось некоторое расстояние для просушки. В клубках и пластами береста может храниться годами.
Хранящаяся в сырых помещениях береста покрывается плесенью, отчего на ней появляются пятна. При длительном хранении бересты на свету она изменяет цвет, становится светлой. В таких условиях береста постепенно теряет свои свойства. Поэтому старую бересту размачивают в воде определённое время, после чего её можно использовать в работе.

Свежая береста обладает такими свойствами как гибкость, прочность, эластичность, водонепроницаемость, насыщенность цвета. Цвет в декоративном творчестве играет важную роль.
При художественной обработке бересты, как в живописи, рисунке и архитектуре необходимо соблюдение правил композиции и пропорции изделия. Данная программа придерживается более традиционного направления работы с материалом. Но также обязательно проводить связь традиционного назначения изделия с современным использованием. Детей привлекает работа с берестой тем, что за короткий промежуток времени можно сделать своими руками интересные вещи, отличающиеся своей неповторимостью. И самое главное – показать результаты своего труда окружающим.

6. Правила техники безопасности

1. Строго соблюдать и выполнять инструкции руководителя.
2. Ношение и пользование инструментом:
а. Ношение режущего и колющего инструмента обязательно в зачехлённом виде;
б. Применять инструмент только по назначению;
в. Вынос инструмента из кабинета запрещён;
г. Ответственность за рабочее состояние и хранение инструмента возлагается на учащихся;
д. За нарушение правил пользования инструментом учащийся освобождается от посещения занятий сроком до 7 дней. За повторное нарушение исключение из кружка.
3. В случае получения травмы или пореза обратиться за помощью к руководителю.  Руководитель обязан оказать первую помощь.
4. За нарушение общих правил техники безопасности – освобождение от занятий сроком до 2-х недель.

Вводное занятие

Когда-то почти вся Русь была деревянной. Испокон веков русский человек селился в лесистых местах, по берегам озёр и рек. Лесные чащи давали ему приют, кров и пищу. Из дерева крестьянин рубил себе избы, строил города, возводил храмы и крепости. Из подручного материала мастерил всё, что было необходимо, от сохи до посуды. Использовалась не только древесина, камни, кость, металлы, но и кора деревьев (липы, берёзы). Человек всегда старался сделать своё жилище уютным и красивым. Народные традиции переходили из поколения в поколение.
На наших занятиях с вами мы будем осваивать древнее народное ремесло, непрерывно связанное с традиционной культурой нашей Родины, - плетение из бересты (художественная обработка бересты).
Долгими зимними вечерами крестьянские умельцы резали из дерева миски и ложки, плели хлебницы, солоники, пестери, мастерили из бересты туеса для ягод, грибов и мёда. Рыболовы изготовляли берестяные поплавки и оплетали грузела для сетей. В древние времена не было обувных фабрик, и народ снова обращался к бересте – прочному, эластичному и доступному материалу. Небогатые люди обувались в лапти, ступни, а порой и в берестяные сапоги. Старики рассказывают, что удобно ходить в лаптях по болоту, когда ступаешь – вода набирается, а когда ногу поднимаешь – вода уходит.
Крестьяне давно заметили долговечность бересты, её способность не поддаваться гниению. При строительстве избы пласты бересты подкладывали под нижний венец сруба, чтобы в древесину не проникала влага (наглядный пример – церковь воскрешения Лазаря, 14 век, о. Кижи, из Муромского монастыря).
Обшивали берестой лодки-берестянки и использовали её в качестве бумаги. Благодаря бересте до нас дошли редчайшие образцы древнерусской письменности (новгородские берестяные грамоты).
Как правило, все вещи изготовлялись по потребности и использовались в повседневном быту. Но крестьянин создавал самую простую вещь не только удобной и практичной, но и радующей глаз своей формой, линией, цветом.
Известно, что береста обладает лечащими свойствами – берегиня (оберег) снимает головную боль. В составе коры присутствуют антисептические компоненты, позволяющие использовать её при порезах и ссадинах.
На ярмарках и народных праздниках, постоянно проходимых в различных уголках России, наряду с такими ремёслами как резьба по дереву, кости, гончарное дело, кружевоплетение, вышивка, лоскутное шитьё, богато представлены берестяные изделия – очечники различных видов, портсигары, абажуры, куклы и игрушки, подстаканники, оплетенные стеклянные предметы, украшения, шкатулки, головные уборы и многое другое.
Далее проходит рассказ о бересте, её заготовке, хранении, обработке, инструменте. Рассказывается программа с показом изделий, правила техники безопасности.

Занятие с показом слайдов «Роль и место бересты в жизни крестьян северного региона России на протяжении многих столетий»


Демонстрационный материал.
Для демонстрации предполагается использовать слайды. (Желательно отснять материал на природе – в поле, в лесу, на реке и т.п.) В качестве тематики предлагаются следующие предметы:

- лапти
- корзины
- туеса
- солоники
- пестери
- дудки
- погремушки
- украшен

Чтобы лучше представить какую роль и место в жизни простого крестьянина занимали берестяные вещи и береста как материал, попробуем перенестись в прошлые далёкие времена, в 16-17 век.
Северные земли России, не столь населённые как центральные, жили спокойно, размеренно, бедствия постоянных войн не доносились до этих мест. Крестьяне жили в привычном круговороте жизни.

Покос

- «В июле на дворе пусто, а в поле густо»
- «Не топор мужика кормит, а июльская работа»
Эти две поговорки дают нам возможность представить ранее утро, идущих мужиков в дальние поля на покос. При каждом из них, непременно, коса, оселок (точило-лопатка) в берестяном лопаточнике на поясе для правки косы, за плечами берестяной кузов или пестерь, лёгкий и удобный, а в нём еда на весь день и берестяной дорожный солоник с солью. По рассказу мастера Дружинина Евстафия Михайловича из Сибирского сельсовета Верховажского района Вологодской области, когда во время сенокоса мужики собирались отдохнуть и пообедать, каждый доставал свой солоник и у каждого солоник имел свою неповторимую форму. У его отца тоже был свой солоник в форме кораблика – карбаса.
Летний июльский день жаркий и жажда напоминает о себе, а если родник или река далеко, то брали с собой воду или молоко. Глиняную посуду не очень удобно носить в дорогу – тяжела, хрупка, да и расплескаться молоко может в дороге. И тут обращались к берестяной посуде – туесу (бурак, бурёшка) с деревянным дном и крышкой. А потому, что береста без трещин и сучков не пропускает воду и донце вставляется так прочно, что даже капля не просочится. А за ручку-дугу в крышке можно нести туесок не расплескав жидкости.
А что у крестьянина на ногах – лапти. И рубля не потратишь, и идти легко и по скошенному полю удобно идти, ногам не колко.

Посев

В то время как приходит весна всё в природе начинает оживать, крестьяне готовились к посеву. Когда идут в поле – берут большие корзины для посева зерна – севалки. Одевали чистые белые рубахи и с песней дарили земле семена, чтобы по осени собрать урожай. Горсть зерна из севалки широким движением руки разлетается по весенней пашне, раз-два, раз-два.

Лес

При заготовке на зиму грибов и ягод ходили в лес с корзинами (забеньками), набирухами и пестерями. По лесу, болоту и «по реке» удобно ходить в лаптях. Ноги уберегаются от сучьев и шишек.
После сбора в лесу ягоды и грибы необходимо сохранить. Хранили их не только в деревянных кадках и ушатах, но и в больших берестяных туесах (до 70 см. высотой). Ягоды и солёные грибы долго сохранялись благодаря бересте. Также в быту хозяйки в бураках хранили крупы, соль, муку и т.п.

Рыбалка

Если шли на рыбалку, то опять брали с собой пестерь под улов и снасти. Размер такого пестеря был меньше, чем того, с которым ходили в лес, и носили его не как ранец, а на длинной через плечо лямке (как сумку). А если на рыбный промысел выходили с сетью, то грузела-камни крепились берестяной лентой в сетке, и поплавки берестяные удерживали сеть на поверхности воды, при этом, не впитывая воду как деревянные.

Строительство

Соберутся мужики всей деревней ставить избу одной семье, заготовят стройный крепкий сосновый лес – только сруб собирай. И под первый венец дома листы бересты кладут, чтобы дерево в себя влагу не вбирало и не гнило, а значит, и дом долго стоял. Под подоконники также подкладывали бересту, чтобы вода не скапливалась и древесина не гнила. Забравшись на крышу избы можно увидеть, что в прослойке меж кровлей лежат берестяные пласты, защищая дом от влаги.

Хозяйство

- Обвивали треснувшую глиняную посуду
- Оплетали рукояти инструментов (воинские меч, лук 11-12 в.в. Новгородский музей)
- Веретеница для ниток и веретён
- На двор к скотине ходили в ступнях, чтобы обувь не пачкать

- Кипятили воду в посудине из пласта бересты
- Новгородские грамоты начало 11-15 в.в.
- Берестяные донца от туесов 9 век (музей-заповедник, Старая Ладога)

Приложение № 3.




Рисунок 7Рисунок 8Рисунок 10Рисунок 9

Рисунок 11

Рисунок 6

Алгоритм плетения горлатки.

 Для изготовления горлатки нарежьте ленты шириной 2 сантиметра  и толщиной 0,8 сантиметра.  В зависимости от размера изделия необходимо различное четное количество лент: 8 на 8; 12 на 12 и т. д.
К примеру, шестнадцать лент длиной по 90 см. Восемь берестяных лент разложите на столе параллельно друг к другу так, чтобы внутренняя поверхность бересты была сверху. Следующие восемь, тоже внутренней поверхностью вверх, переплетите перпендикулярно первым лентам, чередуя их таким образом, чтобы в результате получился коврик, сходный с рисунком шахматной доски. Края закрепите зажимами (6).

Плетение углов, стенок и горлышка горлатки. Для получения углов горлатки переплетите ленты каждой из четырех сторон основания. Угол пересечения лент должен быть 90 градусов. Каждый сплетенный угол закрепляйте зажимом (7). Когда все четыре угла будут готовы, освободите от зажимов края основания и плетите вверх до необходимой вам высоты горлатки, равномерно подтягивая и уплотняя ленты между собой.  Дойдя до основания горлышка бутылки, убавьте по четыре ленты с каждого угла (8). Затем продолжите плетение горлышка на нужную высоту.
Плетение прямого края горлышка горлатки. Для закрепления края две пересекающиеся ленты перегните по диагонали получившегося от их пересечения квадрата, внутренняя сторона этих берестяных лент станет наружной (9). Таким образом, закрепите весь край горлышка горлатки. Концы спрячьте под поперечные ленты (10). Закончите плетение, добавляя новые ленты и вплетая их в первый слой горлатки. Горлатка будет полностью готова, когда оплетете ее вторым слоем.
Декорирование горлатки. Для украшения выплетают угольники по всему тулову горлатки (11). Цвет бересты выбирают по своему вкусу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...

Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа

Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...