Мастер-класс "Использование технологии социального проектирования"
материал

Познакомить участников мастер-класса основам социального проектирования через практическое создание социального проекта в условиях ограниченного времени и информационного обеспечения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

МКУДО

«Центр развития творчества детей и юношества»

Каменского муниципального района

Воронежской области

Мастер-класс

«Использование  технологии социального проектирования»

                                        Подготовил:

педагог дополнительного образования

                                        Павлова Н.В.

Каменка 2019

Цель мастер-класса. Обучение участников мастер-класса основам социального проектирования через практическое создание социального проекта в условиях ограниченного времени и информационного обеспечения.

Задачи.

1. Представить  разные формы  реализации проектно-исследовательского метода и  алгоритм работы над проектом.

2. Смоделировать участниками мастер-класса свою версию проекта.

3. Создать условия для активного взаимодействия участников между собой.

Ожидаемые результаты мастер-класса:

  • Обучение проектной форме организации образовательного процесса. 
  • Повысить мотивацию педагогов к овладению проектной деятельностью.
  • Использование  технологии социального проектирования
  • Развитие профессиональной компетентности педагогов.
  • Развитие образного, креативного, творческого типов мышления.

Методическое оснащение  мастер-класса:

Методы:

  • Интерактивный (словесный, наглядный, практический);
  • Исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия и его способа, свобода творчества);
  • Практические (проблемные ситуации, коллективно-творческая деятельность, защита, анализ);
  • Наглядные (демонстрация алгоритма разработки социального проекта).

Приемы:

  • Объяснение;
  • Консультация;
  • Рассказ;
  • Беседа с показом практических действий.

Материалы и инструменты: презентация  «Использование  технологии социального проектирования», алгоритм разработки социального проекта, фломастеры, маркеры, бумага, ватманы, часы.

Ход мастер-класса.

1 этап. Организационный.

Добрый день уважаемые коллеги, приглашаю вас принять участие в мастер-классе, тема которого  использование  технологии социального проектирования. Очень надеюсь на сотрудничество и взаимопонимание.  (Проводится игра «Поход»).

Свой мастер-класс я хочу начать китайской пословицы.  

«Расскажи - и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.» Какие люди нужны нашему обществу?

Правильно – умные, трудолюбивые, творческие. Таких, мы называем одаренными.

2 этап. Теоретическо- демонстрационная часть. Презентация педагогического опыта.

Уважаемые участника мастер-класса  прочитайте слова, которые написаны на доске. Как вы думаете, что они обозначают? Правильно, это проект (проектная деятельность), один из интереснейших видов деятельности обучающихся.

П – проблема, планирование

Р – развитие, рефлексия

О – организованность, опыт, общение

Е – единство, естественность

К – коммуникативность, креативность

Т - творчество, талант

В последнее время все чаще можно услышать: создать проект, заниматься  проектированием или социальным проектированием. Это не случайно, сегодня все больше людей начинают осознавать, что всем нам необходимо брать ответственность за улучшение состояния общества, предпринимать конкретные шаги по решению некоторых общественных проблем, например помощь пожилым одиноким людям, озеленение улиц родного города, организовывать досуг дворовых мальчишек и девчонок. Создание и реализация социальных проектов, помогает  добиваться улучшения окружающей среды. Вот почему сегодня это стало очень актуально.

  • Кто-нибудь из вас когда-нибудь самостоятельно разрабатывать социальный проект?
  • На ваш взгляд, что такое социальное проектирование?
  • В чем его необходимость?
  • И зачем это надо вам лично?

Участие в социальном проектировании, с одной стороны, решает коммуникативные проблемы, с другой – это возможность саморазвития, личностной успешности, собственного образования, становления и укрепления позиции лидерства. Использование  технологии социального проектирования  - это способ выражения идеи улучшения состояния окружающей среды, языком конкретных целей и задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой идеи. Проект – это документ, в котором представлена модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений. Сами того не подозревая, мы, каждый день становимся участниками и руководителями разных проектов. Не верите? Вы каждый день думаете над тем, что бы приготовить на завтрак, ужин, а потом воплощаете идеи в жизнь – это проект! Вы решаете, какую программу провести на свой День рождения, а потом воплощаете задуманное – это тоже проект! Вы решили сменить имидж и полностью поменять образ – это тоже проект!

Чтобы освоить метод проектов я предлагаю вам решить такой пример:

  • Загадайте число.
  • Прибавьте столько же.
  • Прибавьте 10.
  • Разделите на два.
  • Отнимите задуманное.

(В результате у всех должно получиться число 5.)

Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Так происходит и в проектной деятельности. Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, педагог  «ведёт» обучающихся по неизведанному ими пути к верному ответу. Весь путь от «старта» до «финиша» и есть проектная деятельность обучающихся. Мы сегодня попытаемся обобщить материал, который всем известен о проектной деятельности. А поможет нам в этом ряд заданий, которые вам предстоит выполнить, чтобы получить конкретный результат. (Для дальнейшей работы ведущий мастер-класса проводит игру на деление по группам «Словесная мозаика»,  фразы: навсегда ничего не бывает. Л.Н.Толстой "Война и мир"; Хорошо спланировано — наполовину сделано; слова: ТЕМА, ЦЕЛЬ или «Мозаика цифр»). 

Продолжаем работу.  Посмотрите, у каждой группы на столе лежит текст одной мудрости. Прочитайте, пожалуйста, текст.

«Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки.  Ни моста, ни лодки не было видно. Возникла проблема – надо переправиться, но как… Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать два берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправится на другой берег. «Эврика!», - сказал мудрец, – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему». Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели, и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки.  В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду - плывет! Можно переправляться! УРА! Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать»

Итак, опираясь на сказочную историю, попробуем выделить основные этапы проекта. А для этого вам необходимо ответить на вопросы, которые написаны после текста.

Задание 1.

  • С чем столкнулся мудрец на берегу реки? (надо переправиться через реку)
  • Что сделал мудрец, чтобы решить возникшую проблему? (Представил как он переправляется, нарисовал схему лодки, произвел расчеты, составил план)
  • Чем занимались ученики в сказке? (начали строить, опираясь на план)
  • Как быстро построили лодку и почему? (через 15 минут, т.к. были распределены роли и обязанности)
  • Что сделали ученики, прежде чем спустить лодку на воду? (осмотрели со всех сторон, проверили нет ли трещин)
  • Каков результат этой истории? (ученики и учитель переправились на другой берег)
  • Как вы думаете, какова была роль учителя в этой истории? (он наблюдал, консультировал, давал советы).

Давайте посмотрим, что у вас получилось. Лидеры каждой группы дают свои варианты. Полученные ответы помогут вам выявить основные этапы проекта.

Задание 2.

Поставьте в соответствие ответы первого задания с этапами проекта.

  • Выдвижение проблемы, цели проекта.
  • Планирование.
  • Выполнение проекта.
  • Анализ результатов.
  • Защита проекта.

Мы с вами выделили основные этапы проекта (высветить на доску).

Конечно, данный алгоритм не является идеальным. Возможно, вносить в него изменения, дополнения, корректировки, но мы постарались выделить главное, основное, значимое в работе над любым проектом.

       И сейчас, мы с вами попробуем написать проект по измененному алгоритму.  Для дальнейшей работы, послушайте легенду: в море располагается архипелаг, где есть два крупных острова и множество мелких. Острова расположены на достаточно далеком расстоянии друг от друга. У них сложилось свое общество, традиции, хозяйство. Власти, в подчинении которых находятся острова, решили промониторить их жизнь и для этого нанимают две группы агентов. Этими агентами становитесь вы - уважаемые участники мастер-класса. Вам необходимо выбрать в своих группах: лидера, который будет осуществлять общее руководство выступать от имени всей группы; секретаря, который будет записывать идеи группы; генераторов идей.
Я же буду посредником между властями и вашими группами и экспертом. В затруднительном случае  я помогу вам советом.
Итак, приступаем к выполнению первого задания, поступившего от властей:
Вашим группам необходимо собрать как можно больше информации об островах по следующему плану:
- Название острова.
- Этнический состав.
- Ресурсы острова.
- Производство.
- Торговля.
- Наука.
- Искусство.
На выполнение этого задания  вам дается 7 минут.
(Участники м/к прописывают на листах А3 информацию об острове).
Итак, информация собрана, предлагаю вам представить ваши острова, делая акцент на его особенностях.
                                              (Выступление групп)
Спасибо, а теперь второе задание, которое для вас приготовили власти:
Необходимо срочно выяснить острые проблемы, которые существуют на этом острове и схематично их нарисовать.
На выполнение этого задания  у вас также 7 минут.
(Участники м/к определяют проблему, формулируют ее и визуализируют в силуэте острова)
Итак, время выполнения задания подошло к концу и сейчас лидерам групп нужно представить проблемы своих островов
(выступление лидеров).
Таким образом, в каждом обществе существуют те или иные проблемы. Но главная задача - научиться их эффективно решать. Поэтому каждой группе  агентов Власти островов высылают пакет документов. Они помогут Вам подготовить проекты по решению обозначенных вами проблем.

Для этого вы должны выполнить  третье задание: оформить проект по решению проблемы острова в соответствие с полученными документами (Прил.1). 

Уважаемые агенты властями разрешено вам взять три совета эксперта по оформлению документации. Помните, что вам нужно уложиться в 15 минут
(оформление документации)
Проекты готовы и теперь необходимо представить их на экспертном совещании Лидеров и получить грант на его реализацию. 
(Участники готовят устную презентацию путей решения проблем на острове, эксперт оценивает проекты).

В заключение хочется отметить, что использование  технологии социального проектирования формирует умение вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел. Самым  главным результатом использование  технологии социального проектирования является то, что надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, мы становимся гораздо более уверенными в своих силах,  исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – мы учимся учиться.

3.Рефлексия:

Спасибо всем участникам мастер-класса за плодотворную работу и в заключении,  я предлагаю вам выбрать три утверждения, которые у вас получились лучше всего на мастер-классе.
(участники обводят на доске цифру, возле которой по их мнению написано правильное утверждение)
Утверждения на доске:
Я проявил себя
Мы справились!
..
Научился находить проблемы

Прекрасно рассказал

Узнали новенькое

Научился видеть пути выхода из сложившихся обстоятельств

Я – креативщик

Коллеги – молодцы

Хочется дальнейшего роста

Итак, по вашей оживленности я вижу, что мастер-класс вам понравил
ся. В заключение хочется отметить, что использование  технологии социального проектирования формирует умение вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел. Самым  главным результатом использование  технологии социального проектирования является то, что надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, мы становимся гораздо более уверенными в своих силах,  исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – мы учимся учиться. Все победы начинаются с побед над собой. (Л.Леонов). До свидания.

                                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ 1


                          «Социальный проект: принципы и правила оформления»

Название проекта______________________________________________________
_______________________________________________________________________
(Название проекта должно быть таким, чтобы могло отражать сущность основной деятельности или содержать ключевое слово.)

Актуальность
Данный проект необходим т.к.

Цель проекта
Задачи
(шаги реализации проекта)

Для кого проект
(целевая аудитория)

ПИАР компания

Содержание проекта

Мероприятие
Срок реализации
Ресурсы
(Что необходимо?)

Ответственные за исполнение
Результаты проекта (количественные и качественные)
Бюджет проекта
Направления расходов
Смета

Источник финансирования
Перспективы развития проекта

Типичные ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся

В своей педагогической деятельности мне неоднократно приходилось заниматься социальным проектированием. Эта работа всегда является очень творческой и привлекательной не только для обучающихся, но и дл...

Почему технология социального проектирования способствует формированию социального опыта обучающихся

В статье рассматриваются возможности технологии социального проектирования в процессе активного воспроизводства системы социальных связей учащимися за счет активной деятельности и активного включения ...

Алгоритм социального проектирования при проведении социальных акций в рамках технологии сетевого взаимодействия

Программа опытно - экспериментальной работы ГБОУ школы № 519 призвана помочь обучающимся адаптироваться к окружающей жизни путем своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта, ста...

Материалы из опыта работы "Опыт социального проектирования и социальной практики во внеурочной деятельности как важная составляющая реализации ФГОС"

Выступление на VIII межшкольной научно-практической конференции для педагогов г. Сургута  по теме  «Современные педагогические технологии и подходы к обучению и воспитанию школьников в ...

ПРОЕКТ по теме «Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности. Книга Памяти».

Проект «Книга Памяти» направлен на формирование у обучающих чувства патриотизма, гордости за свою страну и людей, живущих в ней....