Главные вкладки

    Почему технология социального проектирования способствует формированию социального опыта обучающихся
    статья по теме

    В статье рассматриваются возможности технологии социального проектирования в процессе активного воспроизводства системы социальных связей учащимися за счет активной деятельности и активного включения в социальную среду.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл esse.docx20.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пугачева Марина Семеновна,

    учитель технологии, МБОУ «ООШ №7» г.Петровска

    Почему технология социального проектирования способствует формированию социального опыта обучающихся.

           Социальный опыт, социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение учащимся социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей учащимся за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

    Во все времена педагоги ломали голову, как разрушительную энергию подростков направить в иное русло, чтобы она стала созидательной. И вот появился мощный рычаг, новая технология, которая и помогает решить эту наиважнейшую проблему – социальное проектирование. Наша школа в течение нескольких лет занимается социальным проектированием, которое заключается в создании некоммерческих проектов в сфере социальных отношений. Необходимость в разработке того или иного проекта, основывается на спросе, потребностях, интересов общественности. Социальное проектирование - это процесс разработки, составления и реализации полезного, социально-значимого проекта. Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности.

    Метод проектов был разработан американским педагогом У. Килпатриком в 20-е годы ХХ века как практическая реализация концепции инструментализма Дж. Дьюи. Основная цель метода проектов - предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации.

            Занятия проектной деятельностью – это реальное воспитание подрастающего поколения. Можно сколь угодно долго говорить ребятам о необходимости быть нравственными, открытыми, целеустремленными, помогать слабым, не бояться трудностей, рассуждать о толерантности и гуманистических идеалах, рассказывать о героях и, при этом, выпускать морально незрелых, эгоистичных, имеющих узкие меркантильные интересы и не готовых к полноценной самостоятельной жизни молодых людей.
    В процессе подготовки и реализации социального проекта воспитание осуществляется постоянно, действенно и не на словах, не на картинках, а настоящими серьезными делами, в которых ребята сами участвуют, самостоятельно преодолевают трудности, получают осязаемые общественно значимые результаты, познают различные стороны жизни, проверяют и развивают на практике свои способности, личные качества, формируют характер и нравственные качества, отрабатывают навыки эффективного сотрудничества и взаимодействия с другими людьми.
    Именно таким и должно быть сегодня воспитание подрастающего поколения. Одних только слов уже мало, необходимо дать широкие возможности ребятам прочувствовать все составляющие воспитания на себе, пропустить через себя, самим осознать, через свой опыт, свою рефлексию, через свои ошибки и свои достижения. Педагог должен стать организатором этого процесса, мудрым наставником, незримо, внимательно и заботливо сопровождая ребят в их проектной жизни. Необходимо создать в образовательном пространстве реальные условия для реального воспитания – воспитания не только словом, но и настоящим делом.

    Так случилось, что наша школа стала прибежищем для детей-инвалидов школы «Реабилитация и Физкультура». Эта школа существует в нашем городе уже 10 лет и за это время сменила несколько адресов. Не в силах противостоять процессу оптимизации, воспитанники и преподаватели школы вынуждены арендовать помещение у другой школы. Сейчас, по происшествию нескольких лет, можно сказать, что мы рады такому соседству. А сначала было все не так радостно…

    Дело в том, что среди воспитанников школы «РиФ» ребята с разными заболеваниями, разной степенью инвалидности и разного возраста от 3-4 лет и до 30-и. Перед первым появлением детей в школе были проведены классные часы с целью предупреждения негативных реакций. Но избежать совсем конфликтных ситуаций все-таки не удалось. Поэтому сразу был намечен план мероприятий, способствующих узнаванию, пониманию и состраданию. Сначала это были походы «в гости»: собирали и дарили игрушки, канцтовары, помогали в организации различных мероприятий. Два года назад мы участвовали в социальном проекте «Мы разные, но мы вместе». Целью проекта было привлечение внимания общества к проблемам детей с ограниченными возможностями.  Были намечены задачи:

    • укоренение в школе традиций толерантного отношения к людям, к миру как к единому целому;
    • помощь в реабилитации и раскрытии способностей детей с ограниченными возможностями;
    • воспитание культуры общения;
    •  создание оптимальных условий для     полноценного развития и раскрытия возможностей детей – инвалидов через совместные формы деятельности;
    •  помочь учащимся осознать роль ценностных ориентаций в жизни каждого человека;
    • организация межличностного взаимодействия школы и школы «РиФ».
    • развитие у школьников черт толерантной личности с целью воспитания  чутких и ответственных граждан, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность других людей.

    А девизом для ребят стали слова Л.Н.Толстого: «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи  с  миром,  в   ограничении   мобильности,   бедности   контактов   со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения  с  природой,  доступа  к культурным ценностям,  а  иногда  –  и  к  элементарному  образованию. Именно это наши ребята и постарались дать ребятам-«рифовцам»: конкурсы, смотры, соревнования, праздники - везде можно было найти применение своим силам. А во время подготовки и проведения мероприятий ребята становились ближе, лучше понимали друг друга. Постепенно пришло осознание того, что никто в этой жизни ни от чего не застрахован. Несчастье может случиться с каждым. Среди воспитанников школы «РиФ» есть дети из хороших семей, с хорошей наследственностью. Ребята  поняли, что люди все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.  

    Наш проект удался. Социализация школьников прошла  не на уровне слов, а на основе практических дел.Сейчас ребята воспринимают ребят-рифовцев вполне адекватно и доброжелательно. Проект закончился, а добрые дела продолжаются. Летом у школы, при участии ребят- старшеклассников, был сделан пандус. Вместе участвовали в осеннем кроссе. Провели совместное мероприятие, посвященное Дню инвалида. Недавно ребята школы «РиФ» научили наших обучающихся новой игре «Бочче». В общем, сейчас у нас «мир во всем мире». И все это благодаря тому, что ребята не просто слушали нравоучения педагогов, а пропустили проблему взаимоотношений с детьми-инвалидами через сердце, а оно не позволило остаться равнодушными и подсказало план действий.

    Все вышеизложенное дает право утверждать, что социальное проектирование дало ребятам такой опыт взаимодействия, эффект от которого они будут чувствовать на протяжении всей жизни.

    Поскольку социальное проектирование – это самостоятельный выбор той деятельности, которая больше всего соответствует интересам и способностям самих ребят, поэтому, делая выбор, они несут и личную ответственность за его последствия. Коллективная работа над важным делом, которая формирует социальные навыки, крайне необходимые сегодня для трудовой деятельности, очень важна в школе, поскольку из школы должен выйти уверенный в своей социальной значимости, своих возможностях человек.

     Социальное проектирование создаёт такую жизненную среду, которая способствует воспроизводству нужных сегодня обществу человеческих качеств и не требует значительных дополнительных материальных ресурсов. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

    С помощью социального проектирования школа решает очень важную задачу: воспитывает не просто образованных, а еще и нравственных, активных, мобильных, предприимчивых людей, которые способны договариваться о сотрудничестве, отвечать и за себя, и за страну.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Деятельность воспитателя, способствующая формированию социального опыта воспитанников».

    Моя коррекционно – воспитательная работа строится на основе новой стратегии отношения к детям – инвалидам, суть которой заключается в том, что любой ребенок, глубоко умственно отсталый или...

    Сотрудничество с родителями дошкольников по формированию социального опыта обучающихся: инновационный опыт учреждения.

    Необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи, её традиций, опыта. Игнорирование необходимос...

    Выступление на заседании ШМО классных руководителей "Новые воспитательные технологии. Технология социального проектирования"

    Материал содержит теоретическую и практическую основы технологии социального пректирования как новой воспитательной технологии....

    Формирование социального опыта обучающихся через школьные отряды ЮДП "Школьный патруль" и ОЮП "Феникс"

    Организация работы отрядов ЮДП "Школьный патруль" и ОЮП "Феникс". Значимость работы этих отрядов для внеурочной занятости учащихся, в том числе учащихся "группы риска"....

    Алгоритм социального проектирования при проведении социальных акций в рамках технологии сетевого взаимодействия

    Программа опытно - экспериментальной работы ГБОУ школы № 519 призвана помочь обучающимся адаптироваться к окружающей жизни путем своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта, ста...

    Статья "Система работы классного руководителя по формированию социального опыта обучающихся в образовательном учреждении"

    Данная статья представляет работу классного руководителя на формирование мотивации к самореализации и личностным достижениям, подготовку к творческому труду в различных сферах деятельности, успешной с...

    "Социальное проектирование, как технология социального воспитания учащихся в образовательных учреждениях"

    Статья раскрывает особенности социального проектирования в школе на примере уроков обществознания....