Сотрудничество с родителями дошкольников по формированию социального опыта обучающихся: инновационный опыт учреждения.
статья по теме

Макарова Татьяна Владимировна

Необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи, её традиций, опыта. Игнорирование необходимости пересмотра приоритета качественного управления процессом взаимодействия педагогов с родителями, может привести к дальнейшему кризису дополнительного образования, невротизации детей и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotrudnichestvo_s_roditelyami_1.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сотрудничество с родителями дошкольников по формированию социального опыта обучающихся: инновационный опыт учреждения

Макарова Т. В.,

педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦДОД №1» г. Астрахань

Сегодня проблема воспитания и обучения детей обсуждается родителями, педагогами, психологам и социологами (Д. Браумрид, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.Я. Варга и др.) [1,8,9,10,14]. Анализ литературных источников позволяет подчеркнуть, что современное дополнительное образование имеет отличия не только от своего предшественника внешкольного воспитания, но и отличается от других образовательных учреждений, что актуализирует значимость сотрудничества родителей и педагогов ЦДОД по формированию социального опыта обучающихся. Актуальность данной проблемы обусловлена позитивными изменениями в современном российском обществе, что вызвало необходимость перестройки и реформирования системы внешкольных учреждений; обновления такого важного направления деятельности учреждения дополнительного образования, как работа с семьей, её принципов, целей, содержания, форм и методов. Необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи, её традиций, опыта. Игнорирование необходимости пересмотра приоритета качественного управления процессом взаимодействия педагогов с родителями, может привести к дальнейшему кризису дополнительного образования, невротизации детей и родителей.

Взаимодействие специалистов ЦДОД и семьи, должно проявляться в помощи, поддержке семьи в преодолении различных трудностей в воспитании, обучении и социализации детей, гармонизации отношений с детьми, развитии компетентности родителей. Ведь именно поддержка семьи является первой ступенью к развитию долгосрочных отношений в системе «педагог – ребенок - родители» в пространстве дополнительного образования.

В связи с изменившимися общественными отношениями и их социальным многообразием возникла необходимость поиска нового подхода и к социализации личности обучающихся, который, с одной стороны, отвечает актуальным потребностям родителей и ребенка в современных условиях, а с другой – позволяет гибко перестроить педагогическую работу в учреждениях дополнительного образования.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и педагогов дает наиболее эффективный результат в работе с детьми. Родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и именно у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые педагогами навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. По этому так необходимо сотрудничество педагогов ЦДОД с родителями дошкольников по формированию социального опыта обучающихся.

В учреждениях дополнительного образования складывается совокупность возможностей для более полной самореализации и самоопределения личности на основе свободного выбора направлений деятельности, дифференциации и индивидуализации ее содержания, создания добровольных объединений детей и взрослых, выступающих как продуктивные общности, моделирующие различные социальные и профессиональные роли и отношения людей; положительный эмоциональный фон сотрудничества детей и взрослых. Все вышесказанное делает работу учреждений дополнительного образования крайне необходимой и востребованной. Однако анализ научной литературы и педагогической практики показывает, что большинство таких учреждений практически борются за выживание в условиях рыночной экономики, финансирование ведется на недостаточном уровне, и в силу этого, потенциал таких учреждений реализуется недостаточно. Следует также отметить недостаточное научно-методическое обеспечение содержания, форм и методов педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования. Названные проблемы позволили выявить противоречие между возрастанием роли дополнительного образования в формировании социально ориентированной личности ребенка, обусловленном особенностями педагогической деятельности в этих учреждениях, и недостаточной теоретической разработанностью данного процесса. Названное противоречие определило проблему: каковы педагогические условия формирования социально ориентированной личности учащегося в учреждениях дополнительного образования. Цель: выявить и обосновать педагогические условия формирования социально ориентированной личности учащегося в учреждениях дополнительного образования. Объект: процесс формирования социально ориентированной личности учащегося в учреждениях дополнительного образования. Предмет: педагогические условия, обеспечивающие формирование социально ориентированной личности учащегося в учреждениях дополнительного образования. Гипотеза: процесс формирования социально ориентированной личности учащегося в учреждениях дополнительного образования будет эффективным при реализации следующих педагогических условий: * разработки и внедрения содержания образования, способствующего формированию социально ориентированной личности учащегося в учреждениях дополнительного образования; * использовании инновационных форм и методов дополнительного образования, адекватных формированию творческих способностей и приоритетных качеств социально ориентированной личности ребенка; * научно-методическом обеспечении процесса формирования социально ориентированной личности учащегося в системе дополнительного образования. Исходя из вышеизложенного и в соответствии с проблемой, объектом, целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:

1. Разработать теоретические положения об организации воспитательной деятельности в многопрофильных учреждениях дополнительного образования детей и определить возможности данной системы как стратегического резерва формирования социально ориентированной личности обучающегося.

2. Выявить и обосновать педагогические условия формирования социально ориентированной личности обучающегося в учреждениях дополнительного образования.

3. Определить и апробировать критерии и показатели сформированности качеств социально ориентированной личности обучающегося в учреждениях дополнительного образования.

Теоретико-методологическую основу составляют признанные философские, психологические и педагогические концепции и теории познания и развития личности:

-теоретические подходы к изучению проблемы взаимодействия личности и общества (К.А. Абульханова, Л.С. Выготский, А.В. Петровский);

- педагогические аспекты исследования становления и формирования личности: общенаучные подходы к методологии современной педагогики (Ю.К. Бабанский, И.П. Подласый, Н.М. Таланчук и др.),

- концепции воспитания детей (В.Г. Бочарова, И.А. Зимняя, И.П. Иванов, Г.Н. Филонов, С.Т. Шацкий и др.),

- концепция социального становления молодежи и детей (И.А. Липский, А.В. Мудрик, Г.В. Мухаметзянова, В.Ш. Масленникова, З.Г. Нигматов),

- концепция социализации ребенка в работе детских организаций (А.В. Волохов, М.И. Рожков); - теории деятельности (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и др.);

- теория общественного воспитания (П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, В.И. Чарнолуский),

- ставящая в центр внимания закономерности и необходимость общественного воспитания; - теория внешкольного воспитания (Е.Н. Медынский, А.У.Зеленко), определяющая сущность внешкольного образования;

- теория детского движения, выявляющая некоторые особенности развития и становления личности в детских организациях (Л.В. Байбородова, М.И. Рожков);

- теория управления школой (Р.Х. Шакуров).

Методы: теоретический анализ проблемы, изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, изучение документации, метод моделирования, диагностирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента и статистические методы обработки его результатов, личный опыт

В нашем учреждении накоплен положительный опыт работы с семьями обучающихся дошкольников. Созданы особые взаимоотношения с родителями: информационная откровенность, партнерство, сотрудничество, конструктивность.

В течение ряда лет, при проведении индивидуальных, групповых и подгрупповых занятий, в часы досуга, на праздниках подключаем к работе родителей. В результате:

- установлена тесная взаимосвязь познавательного и эмоционального развития ребенка (когда в процессе разнообразного общения со сверстниками и взрослыми ребенок 4-7 лет приобретает ценный социальный опыт ориентирования на общие правила);

- созданы условия для направленного формирования способностей ребенка к совершенствованию своей познавательной, практической деятельности в форме активного усвоения знаний, физического и полноценного психического развития;

- сформирована вера ребенка в свои возможности достижения поставленных задач;

- произошло осознание каждым ребенком своего «Я», возрастных и индивидуальных особенностей, которые способствуют успешной самореализации ребенка.

Присутствие родителей, их помощь в сочетание с традиционными формами и средствами – это удачный метод, используемый при формировании социального опыта дошкольников.

Результат работы показал, что совместные игры, занятия, развлечения, прогулки и экскурсии необходимы, так как они делают детей и родителей ближе духовно, что необычайно важно для детей дошкольного возраста. Именно с этой целью продолжается работа по созданию программы взаимодействия «родители – ребенок - педагог».

Литература:

  1. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. — М.: Академия, 2002.
  2. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н.Дорохова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жучкина, С.И.Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001
  3. Инновации в логопедическую практику. Методическое пособие для дошкольных учреждений / О.Е.Громова. – М.: Линка-Пресс,2008
  4. Национальный проект «Образование для всех»: 12 базовых элементов // Народное образование 2005. №5
  5. Преодоление социальной депривации, формирование полноценной личности в процессе обучения и воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья – материалы конференций // Астрахань, 2009
  6. Проблемы модернизации дошкольного и начального общего образования: эффективность, доступность, качество - Материалы областной научно-практической конференции // Астрахань, 2008
  7. Проблемы и перспективы повышения качества предшкольного и начального общего образования в Астраханской области – Материалы межрегиональной научно-практической конференции // Астрахань, 2008
  8. Варга А.Я. Типы родительского отношения. - Самара, 1997.
  9. Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник МГУ. Серия 14. «Психология». — 1986. -№4.
  10. Голенкова Г. Социальное расслоение и социальная мобильность. – Москва, 1999
  11. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. — М.: Гардарики, 2005.
  12. Козлова Л.В., Демеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты, лекции, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ «Сфера», 2004 (серия «Библиотека руководителя ДОУ»)
  13. Лишин О.В., Лишина А.К. Психологические закономерности формированияличностноздорового человека. – М.: АПКиППРО, 2008.
  14. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 1999.