Из опыта работы. Инновационный опыт, новые формы работы
опыты и эксперименты по русскому языку (11 класс)
В статье делюсь опытом работы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок, который построим сами: инновационный опыт, эффективные практики, новые формы
Уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом проведения уроков по русскому языку и литературе в 11 классе. Я расскажу о новых формах и методах работы, которые помогают мне сделать уроки более интересными и эффективными.
В своей работе я использую различные инновационные методы, эффективные практики, новые формы, такие как проектная деятельность, проблемное обучение, групповые формы работы, игровые технологии и другие. Они позволяют мне создать на уроке атмосферу сотрудничества и творчества, а также способствуют развитию критического мышления у учащихся.
Сегодня проектная технология прочно заняла свои позиции в образовательном процессе. Это не обязательно масштабные работы, а работы, которые можно выполнить за несколько уроков. Например, инсценировка литературных произведений, составление викторины, кроссворда, презентации о жизни и творчестве писателей. Некоторые работы даю в качестве домашнего задания, т.к. в наших условиях это очень уместно.
Проблемное обучение предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле. Например, нестандартные темы сочинений «Я иду по городу Калинову…» (по пьесе А.Н.Островского «Гроза»), «Что лучше: горькая правда или сладкая ложь?» (по пьесе М.Горького «На дне», «Базаров жив…» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»). Или буквально один вопрос: «обессилЕть» или «обессилИть»?
Также в своей работе использую игровые технологии. Несмотря на возраст кадет, они любят такие виды работ. Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова взяты из орфоэпического словарика для подготовки к ЕГЭ, спроецированы на экран. Задача учащихся — за 2-3 минуты составить связный текст, используя данные слова, и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Например, даны слова: километр, бороду, квартал, локтя, отрочество, цепочка, мозаичный, оптовый, добралась, звала, кашлянуть, отдала, довезённый, надолго. Подобное задание может быть несколько видоизменено: можно предложить учащимся тему (например, «Меню»), в течение определенного времени должны составить текст на эту тему, используя слова из орфоэпического словарика.
Работа в парах или группах – тоже эффективный способ работы, который способствует развитию коммуникативных навыков и умения работать в команде. При изучении темы «Стили речи» я предлагаю ученикам выполнить творческую работу. Даётся тема, например, «Холодильник». Один ряд составляет текст в научном стиле, второй – в художественном, а третий – в публицистическом. Такой подход позволяет ученикам лучше понять особенности каждого стиля речи и научиться создавать тексты в соответствии с требованиями.
Не менее результативной является составление в группах тестовых заданий в формате ЕГЭ. Эти задания ребята готовят для других групп. Это помогает ученикам научиться анализировать тесты, понимать их структуру, решать задания.
Внедрение ИКТ на уроках русского языка позволяют мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени, увеличить объем самостоятельной работы, сделать урок более ярким и увлекательным. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила. Очень эффективным является наглядное раскрытие содержания правил с помощью схематических таблиц и рисунков, поскольку такая форма наглядности стимулирует познавательную активность и самостоятельность учащихся. Слайды, подготовленные средствами пакета Microsoft Office, обеспечивают качественно новый уровень предоставления информации. Звуковое сопровождение, возможность разработки в PowerPoint сюжетов игры и занимательности оказывает огромное воздействие на эмоциональное восприятие учащихся, способствуя более глубокому усвоению учебного материала. Вставка видеофрагментов осуществляет межпредметные связи. Структурная компоновка презентации с применением гипертекстовых ссылок как внутри документа, так и с выходом в Internet развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно быстро проводить разнообразные виды работ: фронтальную, групповую, индивидуальную. Применение в презентациях цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование онлайн-тренажёров для отработки навыков выполнения заданий из ЕГЭ тоже помогают в работе: ученики могут выполнять задания в режиме реального времени, получая мгновенную обратную связь. Это помогает им быстро понять свои ошибки и исправить их. Повышается мотивация, развиваются навыки самоконтроля, появляется возможность индивидуальной работы.
Инновационные формы работы помогают сделать процесс подготовки к ЕГЭ более интересным и эффективным. Они способствуют развитию навыков, необходимых для успешной сдачи экзамена, и формированию личности ученика. Важно помнить, что каждый ученик уникален, поэтому необходимо подбирать методы обучения, учитывая индивидуальные особенности каждого.
Лингвистический футбол Ученик приглашается к доске — «встает на ворота», класс учащихся всегда имеет в своем «арсенале» сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю пять «мячей»-вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.
Игра «Помоги Пете Ошибкину» Например: 1) В слове вьюга Петя Ошибкин написал твердый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки в- перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется твердый знак. Согласны ли вы с Петей? 2) В слове соленый Петя написал гласную а. «Проверочное слово — сало», — объяснил он. Правильно ли это? 3) Не был Петя Ошибкин написал слитно. «Это слово, — сказал он, — можно заменить синонимом без не — отсутствовал». Почему он неправ? 4) «Ненавидел» в тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами пишется раздельно», — заявил Ошибкин. 5) Шепот Петя написал с буквой о. «После шипящих под ударением пишется о», — объяснил он. Прав ли Петя? 6) Расчистил Петя написал с буквой з. Он рассуждал так: «Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не изменяются». Прав ли он? 7) Цыган Петя написал с и. «В конце слова после ц пишется и, это я точно помню», — сказал Петя. Почему он неправ? 8) «Горечь пишется без мягкого знака, так как это слово второго склонения мужского рода», — услышали ребята на уроке, когда отвечал Ошибкин. Как его поправить? 9) Вырастили у Ошибкина написано с буквой о, рядом стоит проверочное слово — рослый. А как надо?
Источник: https://nic-snail.ru/pedagogu/articles/3979034
Центр «Снейл» - Массовые дистанционные образовательные конкурсы для детей и педагогов.
Литературные викторины используются в познавательных играх, где на первый план выступает также наличие знаний. Игра должна соответствовать знаниям, которыми располагают учащиеся, и в этом случае надо определить, кому следует адресовать ту или иную игру. Очень часто на уроке можно найти время для небольшой викторины по произведениям, изучаемым в школе.
Ролевые игры позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, их интересы, расширяют контекст деятельности, выступают как эффективное средство создания мотива к диалогическому общению, способствуют реализации деятельностного подхода в обучении, когда в центре внимания находится учащийся со своими интересами и потребностями. Использования данной группы игр на уроке усиливает эмоциональное восприятие материала. Сюжетно-ролевые игры – это эффективный приём работы, вызывающий интерес у учащихся, активизирующий их деятельность, дающий им возможность проявить свои творческие способности.
Опыт работы показывает, что применение игровых форм на уроке создает предпосылки для активизации познавательной деятельности, для эффективности восприятия и понимания учащимся учебного материала, для раскрытия творческих способностей обучающихся. Игра на уроке создает ситуацию психологической раскованности, способствует повышению общего развития, умению ориентироваться в различных жизненных обстоятельствах. Таким образом, использование игровой технологии на уроках литературы отражает всё многообразие человеческой деятельности: интеллектуальную, эстетическую, нравственно-психологическую, коммуникативную и другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество с родителями дошкольников по формированию социального опыта обучающихся: инновационный опыт учреждения.
Необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи, её традиций, опыта. Игнорирование необходимос...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА работы по методической теме: "Формы и методы работы по созданию на уроках русского языка развивающей языковой среды".
По данной теме работаю два года, вижу необходимость анализа своей работы для дальнейшей коррекции в плане методических приёмов и применения технологий. Представляю опыт работы, результаты деятел...

Инновационные приемы и формы работы в рамках научно-исследовательской деятельности учащихся
Инновационные приемы и формы работы в рамках научно-исследовательской деятельности учащихся...

Выступление из опыта работы «Интерактивная доска. Новые технологии - новые возможности обучения детей со слуховой депривацией»
Использование учителями интерактивных образовательных систем создает новые развивающие возможности, как для школьников адаптивных школ, так и для самих педагогов, обеспечивает современный уровень обра...

Представление педагогического опыта работы по теме "Групповые формы работы как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках биологии"
Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго поколен...

Инновационные технологии, новые методы работы социального педагога в рамках ФГОС
Что такое инновация? Инновация (нововведение) - создавать новое.Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука ...

Статья из опыта работы «Индивидуальные и групповые формы работы школьников на уроках ИЗО на основе дифференцированного подхода».
Важнейшей задачей преподавания изобразительного искусства в современной школе является развитие личности учащегося путем формирования его сложного мира....